Краткие либретто опер Верди

Гоар Маркосян-Каспер, 2021

Верди – вершина оперного искусства. Страстный, мрачный, постигший глубин человеческого существования, он своей иногда нежной, а чаще неистовой, но всегда очень мелодичной и ритмически разнообразной музыкой перетряхнул публику, заставил ее пристально вглядываться внутрь себя, переживать и каяться. Оперы Верди – как буря, пронесшееся по городу, по стране, по миру. И это безумное движение продолжается без малого два века! Взгляните на репертуар мировых оперных театров – кто самый исполняемый автор? Верди. Зачем пересказывать содержание опер такого популярного автора, как Верди, ведь они и так хорошо известны? Но, во-первых, у Верди есть немалое количество не столь известных, и все же прекрасных опер (как-то мы сформулировали такой тезис: «Самая слабая опера Верди все равно лучше, чем любая из опер 20 века»), и мы надеемся, что эта книга вдохновит читателей узнать их и полюбить, а во-вторых, даже в «Риголетто» и «Травиате» есть нюансы, которые замечаешь лишь после того, как прослушал оперу десяток – два раз.

Оглавление

Иерусалим

Опера в четырех актах

Либретто Альфонса Руайе и Гюстава Ваэз

Действующие лица:

Гастон, виконт де Беарн (тенор)

Граф Тулузский (баритон)

Его дочь Елена (сопрано)

Его брат Руджеро (Роже) (баритон)

Адемаро де Монтейль, папский легат (бас)

Оруженосец Гастона Раймондо (тенор)

Солдат (бас)

Герольд (бас)

Эмир Рамлы (бас)

Начальник стражи эмира (тенор)

Изаура (меццо-сопрано)

Рыцари, кавалеры, дамы, пажи, солдаты, пилигримы, наложницы гарема, палач, народ Рамлы.

Действие происходит в конце XI века в Тулузе, Рамле и Иерусалиме.

Как и следовало ожидать, действие приобрело французский акцент, в этой редакции оно начинается не в Милане, а в Тулузе, и один из главных персонажей это Раймунд, граф Тулузский, лицо историческое, как упоминалось выше, он командовал одной из крестоносных армий, армией Южной Франции. В качестве главного героя Джизельду — поскольку, в сущности, героиня «Ломбардцев» это она, натура цельная и благородная, сменяет Гастон Беарнский. Он тоже, как и граф Тулузский, действительно существовал, его упоминает в своей хронике Гийом Тирский, архиепископ Тира и канцлер Иерусалимского королевства в конце XII века. Действие «Иерусалима» развивается следующим образом.

Акт первый

Ночное свидание возле дворца Графа Тулузского. Елена, дочь графа, выходит в сад, где ее ждет Гастон Беарнский. Они любят друг друга, однако между Гастоном и графом существует давняя вражда, и Гастон не надеется получить Елену. Но она сообщает ему, что граф готов к примирению.

Утро. Граф объявляет Гастону, что перед тем, как идти в крестовый поход, он хочет помириться с виконтом и в знак того, что со старой ненавистью покончено, отдает ему в жены Елену. Насколько эта речь ласкает ухо виконта, настолько она ужасает Руджеро, младший брат графа, который влюблен в свою племянницу, отнюдь не намерен уступать ее Гастону. Он уходит с угрозами. Появляется папский легат, который объявляет, что граф по решению святого престола, возглавит французских крестоносцев. Граф спрашивает, как поступит тот, кому он отдает в жены любимую дочь, и Гастон отвечает, что последует за графом, тогда тот отдает ему свой белый плащ. Все идут в церковь, дабы там скрепить примирение.

Возвращается Руджеро, он нашел человека, который послужит его планам, и посылает его в церковь, объясняя, что он увидит двух воинов в золотых кольчугах. Один, в белом плаще, его любимый брат, а другой — враг, его-то и надо устранить. Убийца берется за дело, но обманутый плащом, наносит удар не Гастону, а графу. Тот, правда, не убит, но тяжело ранен, а убийца схвачен на месте преступления. Подоспевший Руджеро подсказывает ему, чтобы он назвал «заказчиком» убийства Гастона, обещая за это спасти его от наказания. Тот повинуется. Развесившие уши рыцари верят не виконту, а убийце, Гастон проклят и изгнан из Тулузы, единственный человек, который не верит в его вину, это, конечно, Елена. Руджеро же в ужасе, это он — убийца, Каин, это ему следовало быть изгнанником!..

Акт второй

Пещера в горах близ Рамлы. Здесь уже три года живет Руджеро, он отправился в паломничество, чтобы замолить свой грех, и стал отшельником. К его жилищу выходит оруженосец Гастона Раймондо, он объясняет, что заблудился в горах, и там есть еще люди, Руджеро спешит им на помощь, а Раймондо остается в его пещере. Чуть позже появляется Елена в сопровождении Изауры, она ушла из стана крестоносцев, чтобы расспросить отшельника, не слышал ли он о Гастоне, ей известно, что Гастон уехал в Палестину, и до нее дошли слухи о его гибели, опровержения или подтверждения которым она ищет. Вместо отшельника ей навстречу выходит оруженосец ее возлюбленного, он сообщает ей, что Гастон в плену у эмира Рамлы.

Появляется маленькая группа измученных паломников, они жалуются на свои страдания. Затем слышится военный марш, это прибыли крестоносцы во главе с оправившимся от раны и пустившимся-таки в поход Графом Тулузским и папским легатом. Руджеро, которого никто не узнал, присоединяется к христианскому воинству.

Дворец эмира Рамлы. Приводят Гастона. Эмир предупреждает его, что оставил его в живых, дабы не навлечь на свой город месть его соплеменников, но если он попробует бежать, ему конец. В этот момент эмиру сообщают, что в городе задержали христианку в мусульманской одежде, эмир велит привести ее, разумеется, это Елена, героически отправившаяся в поисках любимого в осиное гнездо. Эмир оставляет ее наедине с Гастоном, дабы, как того следовало ожидать, подслушать их разговор и разобраться, кто есть кто. Большой дуэт Елены и Гастона. Неожиданно раздаются тревожные крики, призывы «К оружию!» Гастон видит в окно знамена крестоносцев, город осажден. Влюбленные пытаются бежать, но стражники эмира их останавливают.

Акт третий

Во дворец врываются крестоносцы, захватившие город. Гастон попадает в их руки, и опять никто не хочет его слушать, виконт приговорен к гражданской казни, а затем и смерти. Елена умоляет пощадить ее жениха, но ее просьбы напрасны, тем более что, войдя в зал, Граф Тулузский застал дочь в объятьях, как он полагает, своего убийцы. Взорвавшись, девушка проклинает рыцарей, призывая на их голову кары небесные.

Крестоносцы собрались на площади, чтобы присутствовать на церемонии гражданской казни Гастона. Палач разбивает его щит, шлем, ломает меч, попытки злополучного виконта протестовать, мольбы казнить его, но не посягать на его честь, тщетны.

Акт четвертый

Лагерь крестоносцев в Иосафатской долине. Воины стерегут один из шатров, это в нем Гастон ждет казни. Крестоносцы и паломники во главе с Руджеро возносят молитвы. Появляется Елена, затем папский легат. Увидев отшельника, он поручает тому напутствовать приговоренного к смерти убийцу. Стражники приводят Гастона, Елена бросается к нему. Однако Руджеро узнает человека, по его милости попавшего в западню, из которой нет выхода, и освобождает его, затем вручает меч, пусть он идет в бой с другими.

Битва кончается победой крестоносцев и взятием Иерусалима. Кто же был тот рыцарь, который первым поднял знамя победителей над захваченным городом? Выясняется, что это Гастон. На него чуть очередной раз не обрушивается несправедливый гнев рыцарей, но тут вносят умирающего, это Руджеро, перед смертью он признается, кто он такой, и кается в совершенном преступлении. Брат прощает его, и, умирая, он может вместе с другими взглянуть на освобожденный Иерусалим.

Между прочим, Гийом Тирский, описывая взятие Иерусалима, называет имя Гастона Беарнского среди первых пяти рыцарей, ворвавшихся в город (первый в его списке все-таки Готфрид Бульонский).

Конечно, либретто «Иерусалима» более продумано, литературно и психологично, пусть тут крестовый поход окончательно превращается в фон для злоключений главного героя, но история безвинно преследуемого человека куда более интересна, чем спасение души влюбленного мусульманина, и, конечно, сюжет более логичен и прям, в отличие от несколько суматошных похождений персонажей «Ломбардцев».

Трудно сказать, почему, но «Ломбардцы», в которых герой-любовник умирает, и героиня остается одна переживать свое горе, оставляют впечатление светлое и оптимистичное, а от «Иерусалима», в котором герой оправдан, жив и, наверно, будет счастлив, остается тягостный осадок. Возможно, в нем слишком очевидны человеческая несправедливость, неумение отличать добро от зла, нежелание слушать и понимать.

«Ломбардцы» ставятся довольно редко, в основном, в Италии. В продаже есть лишь одна видеозапись, это спектакль «Ла Скала» 1986 года. Прекрасный оркестр и несравненный хор театра компенсируют шероховатости исполнения солистов. Однако, в интернете в последнее время появилось немало новых записей этой красивой, мелодичной оперы. Можем рекомендовать, например, спектакль дирижера Пьер Джорджо Моранди из неаполитанского «Сан-Карло» (2008), с уже упомянутым тенором, Фабио Сартори (Оронте) и выразительным Руджеро Раймонди в роли Пагано. Джизельду в этом спектакле поет Димитра Теодоссию, с её участием есть еще две записи, одна 1999 года из Сантяго-ди-Чили, там ее партнерами выступают Деннис О`Нил (Оронте) и Карло Коломбара (Пагано); другая запись из Пармы (2009), здесь Оронте поет Франческо Мели и Пагано Микеле Пертузи (дирижер Даниеле Каллегари).

«Иерусалим» ставится чаще, можно найти не одну запись, но хочется выделить замечательный спектакль Пармского театра «Реджо» 1986 года, где редкостный состав исполнителей, будь то Чезаре Сьепи (Руджеро), или Вериано Лукетти (Гастон), хороша, как нигде, там и Катя Ричарелли (Елена), и вообще на высоте все, даже исполнители самых маленьких партий; дирижер Донато Ренцетти. Не очень давно появилась в интернете еще один спектакль с Вериано Лукетти, из Парижской оперы, ее партнершей в роли Елены выступает Чечилия Газдиа, неудивительно, что эта запись стала одной из наших любимых, мы очень ценим обоих певцов.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я