Верди – вершина оперного искусства. Страстный, мрачный, постигший глубин человеческого существования, он своей иногда нежной, а чаще неистовой, но всегда очень мелодичной и ритмически разнообразной музыкой перетряхнул публику, заставил ее пристально вглядываться внутрь себя, переживать и каяться. Оперы Верди – как буря, пронесшееся по городу, по стране, по миру. И это безумное движение продолжается без малого два века! Взгляните на репертуар мировых оперных театров – кто самый исполняемый автор? Верди. Зачем пересказывать содержание опер такого популярного автора, как Верди, ведь они и так хорошо известны? Но, во-первых, у Верди есть немалое количество не столь известных, и все же прекрасных опер (как-то мы сформулировали такой тезис: «Самая слабая опера Верди все равно лучше, чем любая из опер 20 века»), и мы надеемся, что эта книга вдохновит читателей узнать их и полюбить, а во-вторых, даже в «Риголетто» и «Травиате» есть нюансы, которые замечаешь лишь после того, как прослушал оперу десяток – два раз.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткие либретто опер Верди предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Оберто, граф Сан-Бонифацио
(Oberto, conte di San Bonifacio)
Опера в двух актах
(dramma in due atti)
Либретто Антонио Пиаццы и Темистокле Солеры
Куница, сестра Эццелино да Романо, меццо-сопрано
Риккардо, граф Скалигер, тенор
Оберто, граф де Сан-Бонифацио, бас
Леонора, его дочь, сопрано
Имельда, подруга Куницы, меццо-сопрано
Кавалеры, дамы, вассалы.
Действие оперы происходит в 1228 году в замке Эццелино да Романо в Бассано и в его окрестностях.
«Оберто» — первая опера Верди, во всяком случае, первая вышедшая на сцену. Вначале это было другое произведение под названием «Рочестер», но постепенно Верди переработал ее, первоначальное либретто, написанное Антонио Пиацца, переделал Темистокле Солера, правда, изъяны остались, но начинающий композитор еще не умел заставить либреттиста довести дело до кондиции (потом он этому научится!). В истории создания этой оперы фигурирует еще одно название, «Лорд Гамильтон», кажется, часть либретто вначале предназначалась для нее. Неважно. В любом случае, «Оберто» был поставлен в «Ла Скала» и прошел с успехом четырнадцать раз. Правда, то был не триумф. Ну и что? Любой другой дебютант был бы наверняка доволен достигнутым, первые (и не только) оперы Россини нередко проваливались, Доницетти написал три десятка опер, пока добился этого самого триумфа, но Верди не доставало той природной жизнерадостности, которой были в полной мере наделены Россини и Доницетти, и его результаты дебюта не удовлетворили, свидетели пишут, что он был мрачен и отнюдь не напоминал победителя.
Сам Эццелино да Романо на сцене не показывается, но его фигура во многом движет интригу. Это лицо историческое, Эццелино по прозвищу Жестокий был синьором и кондотьером XIII века, принимал активное участие в войнах гибеллинов и гвельфов на стороне первых, благодаря союзу с императором Священной Римской империи Фридрихом Вторым, с которым даже породнился, захватил власть в Вероне, Виченце, Падуе и так далее. Жестоко расправлялся с гвельфами, не щадя ни взрослых, ни детей, за что был отлучен от церкви, более того, папа Иннокентий Четвертый организовал против него крестовый поход, Эццелино был разбит и умер от полученных в бою ран в 1259 году, после чего к власти в Вероне пришли Скалигеры.
В 1228 году, о котором идет речь в опере, Эццелино был подестой и народным капитаном Вероны (период коммуны), он еще не был тем жестоким тираном, каким стал впоследствии, однако войны между гвельфами и гибеллинами уже шли, и победители если не убивали побежденных, то изгоняли, так что в судьбе графа Сан-Бонифацио нет ничего особенно удивительного.
Что касается графа Салингуэрры, то у Эццелино был сподвижник, его зять Торелли-Салингуэрра, сражавшийся вместе с ним против гвельфов. Род Салингуэрры боролся за влияние в Ферраре с родом д, Эсте, на короткое время Торелли с помощью Эццелано стал подестой Феррары, но потом пришедшие к власти гвельфы при поддержке венецианского флота, поднявшегося по реке По и заблокировавшего город, свергли его, и он умер в заключении в Венеции. Возможно, отзвук его истории и прозвучал в опере Верди.
Акт первый
Опера начинается с прибытия Риккардо, графа Скалигер, в замок Бассано, где он должен сочетаться браком с сестрой Эццелино Куницей. Все приветствуют этот брак в надежде положить конец гражданской войне. Все кроме Леоноры, дочери Оберто, графа Сан-Бонифацио. Она, прежняя возлюбленная Риккардо, забывшая ради него долг и честь, направляется в замок в надежде помешать любовнику жениться на другой, пусть даже сестре всемогущего Эццелино. Самой ей не на кого опереться, мать умерла, отец отправлен в изгнание в Мантую, но она все равно собирается бороться. (Вот ключевое вердиевское слово!) Однако в окрестностях замка Леонора неожиданно встречает отца, узнав о случившемся, тот тайком пробрался на запретную для него территорию, решив отомстить за свою поруганную честь. Счастье дочери, как потом выяснится, его волнует мало, потому он отталкивает несчастную, которая пытается искать в объятьях отца утешения. Правда, потом старик меняет гнев на милость, но при одном условии: дочь должна пробраться в замок и отомстить, а конкретно — разоблачить негодяя, чем бы это не кончилось, ибо смерть лучше позора.
В следующей картине Куница, окруженная вассалами, готовится к церемонии бракосочетания. Однако она невесела в этот радостный день, что сразу замечает Риккардо, когда остается с невестой наедине. Она открывает ему, что ее мучает тягостное предчувствие, страх мешает восторгу любви. Риккардо успокаивает ее, их ждет счастье.
Проникшая в замок Леонора просит фрейлину Куницы о свидании с ее госпожой. Скоро появляется и та, Леонора рассказывает ей, как Риккардо под чужим именем клялся ей в любви, как обольстил ее, к ней присоединяется Оберто, Куница, выслушав отца с дочерью, приходит в ужас, потом ужас сменяется гневом, она зовет Риккардо и своих приближенных и изобличает неверного любовника. Риккардо пытается обелить себя, обвиняя Леонору, мол, это она его предала, тогда из укрытия появляется до того благоразумно прятавшийся Оберто, вызвав общее изумление своей дерзостью: изгнанник осмелился проникнуть в замок своего гонителя. Оберто вызывает Риккардо на дуэль, чем и кончается первый акт.
Акт второй
Куница с печалью вспоминает о начале своей с Риккардо любви, которую теперь собирается похоронить и забыть. Она горячо сочувствует несчастной брошенной Леоноре и намеревается сделать для нее все, что в ее силах.
Оберто ждет Риккардо, которому назначил место встречи, но того все нет. Входят вассалы, которые сообщают, что Эццелино помиловал его, за что ему надо благодарить великодушную Куницу (кстати, Данте в «Божественной комедии» поместил Куницу в рай, видно, было за что). Оберто выслушивает эту новость с безразличием, его сейчас волнует только месть. Наконец появляется Риккардо. Он не хочет сражаться со стариком, силы слишком неравны, но Оберто осыпает оскорблениями его и заодно весь его род, и Риккардо выхватывает меч. Начавшийся поединок прерывает Куница, которая появляется в сопровождении Леоноры. Куница объявляет Риккардо, что прощает его, но только если он вернет Леоноре свою любовь. Риккардо смущен, его и так мучает совесть, он соглашается, Леонора вне себя от счастья, но ее отец не разделяет ее чувств. Он снова требует от Риккардо, чтобы тот сразился с ним и назначает встречу в лесу.
Разумеется, молодой и сильный побеждает, Риккардо наносит старику смертельный удар, отчего сам приходит в ужас.
Приближенные рассказывают Кунице, что Леонора в лесу, у тела мертвого отца, тут появляется и она. Несчастная обвиняет в смерти отца себя, убийца не Риккардо, убийца она сама. Вестник приносит письмо Риккардо, в котором он сообщает, что уезжает из Италии и просит у Леоноры прощения, но что ей от того! Девушка объявляет, что отныне ее приютом будет келья монастыря, а утешением надежда на скорую смерть от горя и слез.
Критики указывают на некоторую подражательность музыки, внимательный слушатель, конечно, заметит, что дуэт Риккардо и Куницы, особенно вторая половина, весьма напоминает по построению и духу доницеттиевские, то же можно сказать об арии Куницы или финальной арии Леоноры. Отдал Верди дань и старой традиции заканчивать оперу большой арией сопрано, можно заметить некоторые недостатки композиции, так в первом акте три большие арии главных героев следуют одна за другой, но при этом в опере уже присутствуют те страсть и мощь, которые так отличают Верди от его предшественников, а, впрочем, и всех остальных, как современников, так и потомков. Сила, страсть и мелодическое богатство.
Послушайте «Оберто», не пожалеете. Теперь как раз появились и видеозаписи, их три, первый, это спектакль оперного театра Бильбао, дирижирует Ив Абель, в главных ролях Ильдар Абдразаков (Оберто), Карло Вентре (Риккардо), Марианна Корнетти (Куница) и Эвелин Херлициус (Леонора). В остальных двух партию Риккардо исполняет мощнейший тенор эпохи Фабио Сартори, в Мачерате (1999) с партнерами Джованной ди Лизо (Леонора), Габриелей Колеккиа (Куница) и Микеле Пертузи (Оберто), дирижер Даниеле Каллегари, а в Буссето (2007) соответственно с Франческой Сассу, Марианной Пенчевой и Джованни Батиста Пароди (дирижер Антонелло Аллеманди).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткие либретто опер Верди предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других