Сундучная книга

Глеб Пудов

Сундуки известны почти во всех странах мира. С незапамятных времён они служили для хранения драгоценностей, одежды, книг. Значительную роль играли сундуки в свадебном обряде. Таким образом, они были не просто вместилищами разных вещей, а символическими предметами, в которых хранилась Память. Именно в таком качестве сундуки рассматриваются в рассказах настоящего сборника.

Оглавление

Кредит

В северо-восточной части Муромского уезда когда-то существовал очаг сундучного производства. Здесь было множество деревень и сёл, где делали массу сундуков и шкатулок. Продавали их на Нижегородской ярмарке, которая была неподалёку. Эти земли всегда тяготели, скорее, к Нижнему Новгороду, чем к Владимиру. В выставках мастера участвовали редко — не видели в этом особого смысла да и возить свои изделия в дальние дали было весьма накладно. Так и повелось: к началу ярмарки делали сундуки и торговали ими до 25 августа. В этот день спускались флаги на ярмарке в знак завершения торговли. Впрочем, кое-кто оставался в Нижнем и после этого дня.

Спрос на сундуки почти всегда был хороший. Немалую роль здесь играли азиатские купцы. В муромских сундуках они возили свой товар. Потому и шли русские изделия в Бухару, Самарканд, Хиву и другие города Средней Азии.

Но когда началась Первая мировая, дела в промысле резко пошли на спад. Дело было даже не в том, что многих мастеров мобилизовали, а в том, что резко подорожали материалы. Теперь за ними приходилось ездить далеко-далеко, а не покупать у знакомых купцов в Нижнем. Естественно, что и цены на сундуки сильно повысились. А это вызвало падение спроса: кто будет покупать товар, который год назад стоил в два раза дешевле? Получался замкнутый круг. Многие разорились, многие перешли в другие промыслы.

И вот однажды несколько муромских хозяев сундучных мастерских решили объединиться в артель, чтоб, как говорится, не умереть поодиночке. Вместе выживать было сподручнее. «Войну протянем, а там посмотрим», — решили они. Никто же не знал, что скоро начнётся такое, о чём и подумать страшно.

Итак, решили и организовали артель, собралось человек двадцать. За образец они взяли устав артели сапожников, появившейся в Муроме незадолго до этого. Несмотря на то, что сундучники объединили капиталы, их явно не хватало — для производства сундуков всегда нужны большие оборотные средства. И тогда члены артели решили обратиться за кредитом во Владимирское губернское земство. Написали письмо. Так мол и так, организовали артель, нужны деньги, просим выдать кредит на пять лет под залог имущества. Отправили письмо и стали ждать ответ.

А земцы, получив послание, были озадачены. Никто и ничего не понимал в сундучном деле. Смогут ли артельщики вернуть деньги? Рисковать не хотелось: время было суровое. И кто-то вспомнил, что один из членов земства, который в ту пору болел, сам был хозяином крупной сундучной мастерской. «Вот кто нам поможет!» — решили земцы и переслали ему письмо с просьбой высказать «компетентное мнение». А тот, ознакомившись с посланием, понял, что дело плохо: могут появиться конкуренты. Дела и так шли ни шатко ни валко, а тут ещё эти голодранцы-артельщики начнут сундуками рынок затоваривать. И хозяин мастерской написал резко отрицательный ответ: ни толкового руководства, ни опыта в коммерческой деятельности, ни хороших мастеров у артельщиков нет, а потому кредит им давать не целесообразно, проще говоря, глупо — то же самое, что выбросить деньги в мусорное ведро.

Такой ответ земство и прислало артельщикам.

Обида поначалу помешала им понять причину такого поведения земства. Но потом они вспомнили, кто был одним из его членов, и посмеялись: нет опыта и нет толкового руководства? Да каждый из артельщиков руководил своей мастерской по 20—30 лет, и если бы не нынешние тяжёлые обстоятельства, продолжал руководить собственным сундучным заведением; нет хороших мастеров? А куда они делись? В Муромском уезде каждый второй мужчина — опытный сундучник.

В общем, посмеялись артельщики и решили удивить земство.

Для начала они напишут открытое письмо во «Владимирские губернские ведомости». Они знали, что там работает главный редактор, который ратует за местные кустарные промыслы, — надо привлечь на свою сторону общество. А потом они сделают «горку» сундуков2 такого качества, что сотрудники земства ахнут от удивления, а тот злопыхатель лопнет от ярости.

И вот через три недели, сразу после публикации в газете заметки о бедах N-ской сундучной артели, к воротам здания земства подъехала телега. На ней сидел председатель артели и двое сотрудников. Они молча спрыгнули с телеги, молча спустили сундуки и так же молча внесли их в здание. А там только что закончилось заседание по вопросам поддержки местных кустарных промыслов. Земцы выходили из большого помещения, что-то горячо обсуждая друг с другом.

И тут их глазам предстало великолепное зрелище.

У дверей стояла «горка» из пяти муромских сундуков — маленькие были поставлены на большие. «Мороз» горел разноцветными огнями от лучей яркого солнца, тонкие металлические полоски, которыми крест-накрест были обиты лицевые стороны сундуков, блестели подобно золоту; зяблицкие и лысковские замки3 играли прекрасные мелодии.

Артели дали кредит.

Санкт-Петербург

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сундучная книга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

«Горка» — принятый в домашнем хозяйстве способ расположения сундуков: один ставился на другой в зависимости от размера.

3

Сундуки для муромских кустарей делали мастера из сёл Лысково (Нижегородская губерния) и Зяблицкий погост (Владимирская губерния).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я