Страницы истории русского сундучного производства

Глеб Пудов

В настоящем издании представлены научные статьи, посвященные различным аспектам истории русского сундучного производства: участию мастеров в выставках, музейным коллекциям и отдельным произведениям, а также основным конструкциям сундуков и шкатулок.This book presents scientific papers on various aspects of the history of Russian chest craft.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Страницы истории русского сундучного производства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сундучный промысел на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896)

XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка проходила в Нижнем Новгороде с 28 мая (9 июня) по 1 (13) октября 1896 года (ил. 1). Ее целями было оценить успехи, достигнутые русской промышленностью, сблизить потребителя и производителя, расширить рынки сбыта. При этом она должна была «явиться… правильно и возможно полно организованным дополнением ярмарки»24. Ю. А. Никитин писал: «Нижегородская выставка стала важным событием общественно-экономической и культурной жизни страны. Она оказала благотворное влияние на развитие промышленности, сельского хозяйства, торговли, способствовала техническому и социальному прогрессу»25. Общее количество экспонентов составило 8562 человека. Для строительства выставочного городка казной было выделено 3094340 рублей. Вся сумма казенных издержек, связанных с выставкой, доходила до 8,8 млн. рублей26. В городе тщательно подготовились к этом «промышленному смотру»: построили здания драмтеатра, суда, биржи Волго-Камского банка, гостиниц, пустили первый в России электрический трамвай, устроили фуникулеры. Н. Ф. Филатов отмечал: «Подобное градостроительное переустройство во многовековой истории Нижнего Новгорода сопоставимо лишь с 1780-ми годами, когда он изменил средневековую структуру, был впервые перепланирован на регулярной основе и практически заново отстроен»27. Одновременно с выставкой был проведен Всероссийский промышленный съезд, в котором приняло участие 800 представителей торговли и промышленности.

Ил. 1. XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде (общий вид). Фотоснимок.

Всероссийская выставка 1896 года сыграла важную роль в истории русского сундучного производства. Тем не менее, эта тема не получила достаточного освещения в литературе28. Вопросы выставочной деятельности русских сундучников вкратце рассматривались лишь в нескольких публикациях автора настоящей статьи29.

* * *

Сундучный промысел находился в XI (Кустарном) отделе, которым заведовал Александр Михайлович Воронецкий (статский советник, «консерватор кустарного дела Императорского сельскохозяйственного музея»). В этом отделе должны были экспонироваться «изделия кустарного производства, изготовляемые сельским населением без фабричных и заводских приспособлений в свободное от основного сельскохозяйственного промысла время», а также «приборы и приспособления для кустарных производств»30. На устройство Кустарного отдела выделили 20 тысяч рублей. Организаторы рассчитывали на активное участие в выставке местных учреждений (правительственных, земских, городских), которые по закону обязаны «прилагать заботы к развитию кустарной промышленности»31. Несколько забегая вперед, можно отметить, что касательно сундучного промысла это оправдалось лишь отчасти: изделия не всех сундучных центров подходили под определение, данное выше, и, кроме того, представители нижегородского очага сундучного промысла, судя по каталогам и указателям, проявили малую заинтересованность к выставке.

Здание Кустарного отдела было спроектировано академиком В. В. Сусловым и занимало площадь 500 квадратных сажень (на современный счет — около 2276 квадратных метров). В отделе были собраны экспонаты 37 губерний. 1275 кустарей участвовали в выставке при посредстве земств, приблизительно такое же число — самостоятельно32. По итогам выставки экспонентам Кустарного отдела было вручено 1214 наград.

Что же побудило русских сундучников участвовать в Нижегородской выставке? Как справедливо писала М. Ю. Лачаева, «выставка открывала перед серьезными производителями новые социальные и экономические горизонты и эта сторона подчеркивалась и в периодической печати, и в правительственных документах»33.

На выставке были представители двух крупных сундучных центров: уральского и вятского. Из числа уральцев участвовали: Ф. С. Белов (Мудрых)34, Е. П. Бородин35, В. И. Меринов36, А. С. Ведунова37, В. Л. Недорезов38, П. В. Недорезов39, Г. Е. Подвинцев40, П. А. Селянкин41, Н. Я. Ягупов42, Г. Т. Киселев43 и братья Розановы44. Например, о невьянце Василий Ивановиче Меринове сообщалось: проживал в Невьянске на улице 3-я Барабинская, материал приобретал из Режевского завода и на местном рынке, сбывал изделия невьянским сундучникам, работал 10 месяцев в год (один с членами семьи), годовое производство на 350 рублей; на выставке представил разные пробки для печатания узоров на жестяных листах, а также образцы листов с печатными узорами45. Аполлинария Сергеевна Ведунова, представившая на выставку жестяные листы, декорированные «морозом», сообщала о себе: «работаем из хозяйской жести», «сбываем невьянским сундучникам и прочим», наемных рабочих нет, а работаю с мамой, также можно и одной»46. О крестьянине Павле Алексеевиче Селянкине указывалось, что он был хозяином «центральной» (крупной, сборочной) мастерской, а «детальщиками» у него были Иван Долгарев, Иван Савин, Сергей Баранников и Ефим Шадрин; лес хозяин получал из Тобольской губернии, жесть — на Нижегородской ярмарке, железо — из Верх-Исетских заводов, а гвозди — из Перми и Нижегородской ярмарки, изделия сбывал на Нижегородской и Ирбитской ярмарках; сундуков разных видов и размеров изготавливалось до 4000 штук в год, шкатулок — до 2000 штук; общее производство оценивалось в 6000 рублей, работало 9 наемных мастеров; П. А. Селянкин получил награды на выставках в Екатеринбурге (1887, почетный отзыв) и Казани (1890, похвальный лист); на Нижегородской выставке он представил разные сундуки: «окрашенный в зеленый цвет», «бронзовый», «бронзовый, пестрый», «чеканный», а также погребец для посуды47. За эти изделия в Нижнем Новгороде он получил бронзовую медаль48.

Следует отметить, что не только П. А. Селянкин, но и большинство упомянутых хозяев уральских мастерских имели крепкие связи с Нижегородской ярмаркой. Почти все они упоминаются в соответствующих справочниках.

Таким образом, среди экспонентов названы как хозяева крупных мастерских, так и мастера, чьи заведения имели крайне незначительные объемы производства. Перед выставкой были проведены исследования кустарной промышленности Пермской губернии. Их результаты нашли отражение в «Очерке состояния кустарной промышленности в Пермской губернии», вышедшем в свет в 1896 году. Обработку материалов, поступавших с мест, выполнил земский статистик Е. И. Красноперов. По этим данным, промысел далеко вышел за границы заводских поселков49, однако под влиянием неблагоприятных факторов ухудшение его состояния продолжилось. Связанный с ним быньговский промысел (производство сундучных замков) также постепенно приходил в упадок. Стало быть, в выставочной литературе эта ситуация нашла отражение: если на казанской выставке 1890 года были представлены «сливки» уральского сундучного дела, его фасад, за которым скрывалось мощное производство в виде многочисленных мастерских, то выставка 1896 года продемонстрировала разрозненные заведения разного уровня. При этом количество крупных «фабрик» явно сократилось, им на смену пришли более мелкие мастерские. Тем не менее, Нижегородская выставка лишь частично отразила ситуацию, сложившуюся в промысле в конце XIX века. Причина лежит именно в названной разрозненности — и, возможно, случайности — представленных на выставке уральских сундучных заведений.

От вятского сундучного центра были выставлены сундуки и шкатулки А.Е. и Л. А. Кокоревых, Д. Е. Чугунова, С. Д. Новокшенова, Н. И. Самойлова, Л.Ф., П.Г. и К. Г. Кормщиковых, А. Д. Никулина, К. Г. Лютикова и Л. С. Лелькова50. Кроме них, в «Списке кустарей, желавших принять участие на выставке…», упоминаются Андрей Тарбеевич Савельев (Орловский уезд, Адышевская волость, деревня Крапивинская) и Леонтий Ефимович Кокорев (Вятский уезд, Югринская волость, деревня Дресва)51. Первый представил сундучные и шкатулочные замки, второй — шкатулку, обитую жестью. Некоторые сведения демонстрируют роль Вятского губернского земства, например, сундучник Алексей Дмитриевич Никулин из Пасеговской волости сбывал изделия в Кустарный музей губернского земства52.

В выставке участвовали вятские мастера, которые одновременно были и производителями. Чаще всего это — хозяева домашних мастерских с весьма незначительным количеством наемных рабочих. Ни по объемам производства, ни по географии сбыта, ни по качеству изделий они не выдерживали сравнения с представителями уральского сундучного центра. Например, о Луке Анфиногеновиче Кокореве (Вятский уезд, Югринская волость, деревня Дресва) указывалось: «Годовое производство до 500 рублей. Материал приобретается в Вятке. Изделия сбываются на местных базарах. Шкатулка и сундук, обложенные мороженной жестью»53. Даже в мастерской Константина Григорьевича Лютикова, мещанина из Бело-Холуницкого завода, известной своими сундуками, которые обивались «мороженой» жестью и снабжались секретными замками, годовое производство было не более 300 рублей54.

В очерке кустарной промышленности Вятской губернии, который создавался к другой крупной выставке, состоявшейся в Казани в 1890 году, справедливо указывалось: «Тип вятского кустаря есть тип кустаря-земледельца… Духа промышленности, ремесленности, торговли у вятского кустаря вовсе нет… Кустарь не имеет ни средств, ни времени заняться более или менее сложным производством и довольствуется обыкновенно теми, которые требуют грошовых затрат и могут быть приурочены к свободному от полевых работ времени»55. Судя по «Справочному указателю кустарных производств и кустарных мастеров», вышедшему в свет через три года после Нижегородской выставки, в промысле ничего не изменилось: те же имена, виды продукции и цены на нее56.

Из всех мастеров на Нижегородской выставке только Лаврентий Филиппович Кормщиков получил награду — похвальный отзыв. Именно его мастерская была самой крупной среди представленных (годовое производство в ней исчислялось в 2000 рублей57 — другие вятские мастера по торговым оборотам даже близко не могли приблизиться к Л. Ф. Кормщикову).

Вятские мастера, в отличие от уральцев, и на других выставках чаще всего получали не медали, а похвальные отзывы и почетные листы. Однако в большинстве случаев это не является свидетельством более низкого качества их изделий — справедливость присуждения наград всегда вызывала нарекания.

На Нижегородской выставке вятскими кустарями экспонировался определенный тип сундучных изделий, а именно предметы, обитые «морозом» по жести. Как известно, расписные сундуки и шкатулки предназначались для крестьян и оценивались значительно ниже. Они не были представлены на выставке.

Следует отметить, что по сравнению с предыдущей выставкой, которая проводилась в Казани (1890)58, количество вятских экспонентов увеличилось. Однако это отразило лишь количественные, а не качественные изменения в промысле. По-прежнему основным его очагом оставался Вятский уезд, на более заметные позиции вышел поселок Бело-Холуницкого завода.

Сундучные производства других регионов России были представлены единичными именами, это — мастера Н. Ф. Грачев (Московская губерния, Звенигородский уезд), А. А. Кирюхов (Нижегородская губерния, Нижегородский уезд), В. И. Федулов (Московская губерния, Московский уезд) и А. А. Ядренова (Ярославская губерния, Романо-Борисоглебский уезд). Выставила изделия своих кустарей и Орловская уездная земская управа (Вятская губерния, г. Орлов)59. Но эти сведения не могут дать представление о развитии региональных центров сундучного промысла, т.к. иллюстрируют лишь активность кустарей и земства, а не состояние локальных сундучных производств. Некоторые из упомянутых мастеров упоминаются в каталогах других, более поздних, выставок (например, Всероссийской кустарной, проводившейся в Санкт-Петербурге в 1907 году). В этих изданиях они также указаны в единственном числе, не представляя местное сундучное производство в целом.

В качестве заключения необходимо отметить следующее.

XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка стала крупным событием в истории русского сундучного промысла. На ней было представлено множество кустарных заведений из разных уголков страны. Они значительно отличались по масштабам производства, однако доминировал один тип продукции — сундуки и шкатулки, обитые «морозом» по жести. Это свидетельствовало не только об устоявшихся предпочтениях мастеров и покупателей, но и об унификации материалов и техник, которая имела место в сундучном промысле конца XIX века. Кустари прекрасно знали технологии, применявшиеся в разных очагах производства, а материалы зачастую приобретались в одних и тех же местах, например, на Нижегородской ярмарке. Выставка продемонстрировала разнообразие организационных форм русского сундучного промысла: это и крупные («центральные») мастерские с большим количеством наемных рабочих, и мелкие домашние заведения с полным циклом работ, и домашние мастерские с неполным циклом работ (например, только производство «мороженой» жести) и прочие. Кроме того, выставка отразила преемственность, «семейность» сундучного производства, когда в каталогах встречаются одни и те же фамилии с разными инициалами.

Тем не менее, Всероссийская промышленная и художественная выставка не может быть названа зеркалом текущего состояния сундучного промысла России. Некоторые очаги были представлены слабо, другие не представлены совсем. Надо также отметить, что продукция русских кустарей в тот период вовсе не ограничивалась сундуками и шкатулками, обитыми «мороженой» жестью. Это лишь один, хотя и наиболее «выставочный», репрезентабельный, тип продукции.

Выставка оказала значительное воздействие на развитие сундучного производства в России: улучшила сбыт изделий, сблизив производителя и покупателя, расширила географию продаж сундуков и шкатулок. Одновременно она продемонстрировала определяющую роль губернских земств в истории промысла, особенно вятского.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Страницы истории русского сундучного производства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

24

Сборник журналов заседаний Высочайше учрежденной комиссии по заведыванию устройством Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Вып. 1. — СПб., 1894, С. 22.

25

Никитин Ю. А. Промышленные выставки России XIX — начала XX века. — Череповец: Полиграфист, 2004, С. 176.

26

Корепанова С. А. Промышленные выставки России XIX века: к 120-летию Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки 1887 г. — Екатеринбург: Квадрат, 2007, С. 144.

27

Филатов Н. Ф. Преобразования Нижнего Новгорода в пору подготовки и проведения Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года// 100 лет XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 3 — 5 сентября 1996 г. — Нижний Новгород: КиТиздат, 1997, С. 17.

28

Хотя общие вопросы участия кустарей во Всероссийских выставках уже становились предметом исследования. См., например, статью Е. Н. Хохловой (Хохлова Е. Н. Кустарные промыслы на Всероссийских промышленных выставках XIX — начала XX в.// Народные основы искусства художественных промыслов. Сб. научных трудов. — М.: НИИХП, 1981, С. 107—125).

29

См., например, работу об участии уральских сундучников в российских выставках II половины XIX века — начала XX века: Пудов Г. А. Уральский сундучный промысел на российских выставках II половины XIX — начала XX века// Дизайн. Искусство. Промышленность: Международный журнал научных исследований. Челябинск: Технэ, 2022. — Вып. 9. — С. 50 — 59.

30

Сборник журналов заседаний. С. 113.

31

Там же. С. 144.

32

Корепанова С. А. Указ. соч., С. 166.

33

Лачаева М. Ю. Приглашается вся Россия… Всероссийские промышленные выставки (XIX — XX начало в.): Петербург, Москва, провинция. — М.: Сфера, 1997, С. 107.

34

РГИА, ф. 401, оп. 1, д. 52, л. 99.

35

РГИА, ф. 401, оп.1, д.52, л. 100.

36

РГИА, ф.400, оп.1, д.22, л. 39—39об.; ф.400, оп.1, д.36, л. 51; Общий указатель Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. М.: типо-лит. Русского тов-ва печатного и издательского дела, 1896, С. 296; Список экспонентов Всероссийской художественной и промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, удостоенных похвальных наград. — М., 1897, с. 226, отд. XI..

37

Подробный указатель по отделам Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. Отд. XI. Кустарные промыслы. М., 1896, С. 8; Общий указатель Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. С. 268.

38

РГИА, ф. 401, оп.1, д.52, л. 153; Список экспонентов Всероссийской художественной и промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, удостоенных похвальных наград. С. 250.

39

РГИА, ф. 401, оп. 1, д.67, л. 13об.; Общий указатель Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. С. 314.

40

Альбом участников Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде 1896 г. — СПб., 1896, С. 212 (ч.3).

41

Список экспонентов Всероссийской художественной и промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, удостоенных похвальных наград. С. 231.

42

РГИА, ф. 401, оп.1, д.52, л. 202.

43

РГИА, ф. 401, оп.1, д. 67, л. 21.

44

Альбом участников Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде 1896 г. С. 65 (ч.3).

45

РГИА, ф. 401, оп.1, д.52, л. 144—147.

46

РГИА, ф. 401, оп.1, д.52, л. 107—108об.

47

РГИА, ф. 401, оп.1, д.52, л. 171—172.

48

Список экспонентов Всероссийской художественной и промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, удостоенных похвальных наград. С. 231.

49

Красноперов Е. И. Очерк состояния кустарной промышленности в Пермской губернии. — Пермь: тип. губ. земской управы, 1896, С. 334.

50

Указатель экспонатам Вятского кустарного отдела на Всероссийской выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде. — Вятка, 1896, С. 32, 33.

51

РГИА, ф.401, оп.1, ед. хр. 67, лл. 3, 28.

52

Подробный указатель по отделам Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. С. 42.

53

Там же. С. 40.

54

Там же. С. 42.

55

Каталог Вятского кустарного отдела на Казанской научно-промышленной выставке 1890 г.: Краткий очерк кустарной промышленности Вятской губернии. — Вятка, 1890, С. 1, 2.

56

Справочный указатель кустарных производств и кустарных мастеров. Вып. III. — СПб., 1899, С. 255 — 256.

57

Подробный указатель по отделам Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. С. 41.

58

Каталог Вятского кустарного отдела на Казанской научно-промышленной выставке 1890 г.: Краткий очерк кустарной промышленности Вятской губернии. — Вятка, 1890, С. 15, 16, 39.

59

Общий указатель Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. С. 314.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я