1. Книги
  2. Современная русская литература
  3. Глеб Пудов

Русский сундук. Основные конструкции и типы

Глеб Пудов
Обложка книги

История русского сундучного производства насчитывает не одну сотню лет. За это время сформировались конструкции и типы изделий. Они не сменяли друг друга, а постепенно накапливались и зачастую использовались одновременно. В настоящем издании анализируются основные конструкции и виды русских сундучных изделий. При работе использовались разнообразные источники, как опубликованные, так и неопубликованные. Материалом исследования стали предметы из частных и государственных музейных собраний.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Русский сундук. Основные конструкции и типы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Сундук — один из самых древних типов мебели. Упоминания о сундуках и ларцах встречаются в древнерусских летописях, одно из самых ранних датируется XI столетием. В то время сундучные изделия для хозяйственных нужд делались повсеместно. Крупными центрами были Москва и Великий Новгород.

Во второй половине XVII столетия известность приобрели северные города Холмогоры и Великий Устюг. Позднее, в XVIIIXIX веках, на первые роли выдвинулись другие регионы: Муромский уезд Владимирской губернии, Вятская губерния, Средний Урал, город Макарьев Нижегородской губернии. Здесь делалось большое количество изделий, украшенных росписью, вставками слюды, «мороженой» жестью, различными декоративными мотивами, нанесенными в технике гравировки и тиснения. Cундуки в этот период делались не только для собственных нужд, но и на рынок. По этой причине изменились организация и технология производства. В начале XXI века история русского сундучного дела завершилась: изделия стали антиквариатом или сувениром.

На протяжении истории сформировалось множество конструкций и типов сундучных изделий. Следует отметить, что они не сменяли друг друга, а постепенно накапливались и зачастую использовались одновременно. В русском народном искусстве ничто не исчезает и не проходит бесследно. В настоящем издании речь пойдет только об основных конструкциях и типах сундучных изделий, поскольку, как известно, объять необъятное невозможно.

Ранее эта тема мало затрагивалась в научной литературе. В трудах историков XIX столетия упоминаются сундучные изделия (Н. И. Костомаров, И. Е. Забелин1, П. И. Савваитов2, Н. Писарев3), но особого внимания им не уделялось — они рассматривались лишь как часть интерьера.

В статье автора настоящей монографии рассмотрены некоторые виды конструкций русских сундуков4. Названная публикация имеет хронологические рамки: XVI — первая четверть XX века. Это объясняется тем, что первые русские сохранившиеся сундуки относятся к XVI веку, а с первой четверти XX столетия в сундучном деле все большую роль приобретала механизация производства, следствием которой стало существенное понижение качества изделий. Автор статьи пришел к выводам, что в русском сундучном производстве существовало четыре основных конструкции: «саркофаговая», «рамочно-филеночная» (как вариант первой), «ласточкин хвост» и «мануфактурная»; имела место зависимость конструкции сундуков от форм организации производства; конструкция сундука в настоящее время может быть лишь дополнительным атрибутирующим признаком; репертуар конструкций, к которому обращались европейские мастера был более богатым, чем набор конструкций, принятых в русском сундучном деле. В рассмотренной публикации удалось лишь рассмотреть основные моменты, поскольку жанр статьи имеет особенности и ограничения. В настоящей монографии эта тема значительно расширена.

Примечательна книга сотрудника Государственного исторического музея Н. Н. Гончаровой, посвященная расписным сундукам Русского Севера XVII — XVIII вв.5 Исследователь выделила четыре группы русских сундуков XVII — XVIII вв.: 1. теремок, 2. подголовок, 3. ящичного типа с навесной крышкой, 4. футляр6. Также дана характеристика отдельных видов изделий, которые относятся к названным четырем группам. Тем не менее, исследование касалось изделий преимущественно XVII — XVIII веков и, кроме того, основное внимание было уделено росписи. Это, как известно, лишь один из видов декорирования сундучных изделий.

В нескольких научных статьях Г. А. Пудова7 проанализированы конкретные виды изделий: шкатулки, ларцы-теремки, подголовники, баулы. Предпринята попытка проследить появление и развитие этих форм; оценить внешние влияния, которые просматриваются в конструкции и декоре русских сундуков; выявить на основе компаративного метода их художественные и технические особенности на фоне аналогичных зарубежных произведений.

В названных работах ни конструкции, ни виды сундучных изделий не анализировались в достаточной степени, не ставились в широкий контекст европейской истории сундучного производства. Кроме того, не рассматривались взаимосвязи между различными типами сундуков и шкатулок. Настоящее издание призвано заполнить эту лакуну8.

При работе над темой использовались разнообразные источники, как опубликованные, так и неопубликованные: летописи, приходо-расходные книги монастырей, описи имущества частных лиц, описания сундучных мастерских и проч.

О книге

Автор: Глеб Пудов

Жанры и теги: Современная русская литература

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Русский сундук. Основные конструкции и типы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа / авт. послесл. С. О. Шмидт. — М., 1996, С. 42, 307.

2

Савваитов П. И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное. 2-е изд. — СПб.: [Рус. археол. о-во], 1896, С. 104.

3

Писарев Н. Домашний быт русских Патриархов. — Казань: типо-лит. Императорского университета, 1904, С. 103 — 104.

4

Пудов Г. А. Об особенностях конструкции русских сундуков (XVI — I четверть XX века) // Обсерватория культуры. — 2023. — №20. — С. 36 — 46.

5

Гончарова Н. Н. Русские расписные сундуки XVII—XVIII веков в собрании Исторического музея. — М.: Исторический музей, 2018. — (Золотой фонд Исторического музея). С. 13—22.

6

Там же. С. 6.

7

Пудов Г. А. Об одном виде уральских сундучных изделий (шкатулки середины XIX — начала XX века) // Уральские сундуки XVIII — XX веков: История. Мастера. Произведения. — СПб.: Первый класс, 2016, С. 280—287; он же. О так называемых шкатулках-«лежаночках» (Средний Урал, вторая половина XIX — первая четверть XX в.) // Атрибуция предмета: интуиция, опыт, документ: сборник научных статей XXVII царскосельской конференции/ Государственный музей-заповедник «Царское Село». — СПб.: Русская коллекция, 2021, С. 764 — 772; он же. Об уральских ларцах-теремках XVIII—XIX веков (истоки художественного стиля и вопросы атрибуции) // Петербургские искусствоведческие тетради. Статьи по истории искусства. АИС. — 2019. — Вып. 53. — С. 83—92; он же. Об уральских ларцах-теремках XVIII—XIX веков (истоки художественного стиля и вопросы атрибуции) // Петербургские искусствоведческие тетради. Статьи по истории искусства. АИС. — 2019. — Вып. 54. — С. 77—83; он же. Русские сундуки-подголовники: художественный стиль и культурно-исторический контекст// Вестник культуры и искусств. — 2020. — №2. — С. 71—77; он же. Об одном виде русских сундучных изделий (баулы XVIII — XIX веков). История и художественный стиль// Известия Байкальского государственного университета. — 2020. — Т. 30. — №4. — С. 560—565.

8

Более подробный анализ литературы, касающейся тех или иных аспектов темы, см. в соответствующих разделах.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я