1. Книги
  2. Книги о компьютерах
  3. Александр Аполлонович Кириченко

Психология познания для программистов, или Как устроен интеллект человека

Александр Аполлонович Кириченко
Обложка книги

Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Этот процесс выполняется с помощью психологических конструкций, создающих интеллект.Познакомьтесь с этими конструкциями!

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Психология познания для программистов, или Как устроен интеллект человека» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Александр Аполлонович Кириченко, 2024

ISBN 978-5-0062-8705-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Структура материальногомира

Специфическое объяснение мира формируется такой наукой, как философия и её частью — психологией, в которой есть специальный раздел — гносеология, или теория познания.

Познание — это процесс, происходящий в сознании человека. В процессе познания изменяется не мир, а сам человек: его сознание обогащается новыми сведениями о мире.

Человек — это существо, подчиняющееся всем законам природы, и в познании это выражено через активность его органов чувств. Познавая природу и мир с помощью органов чувств, человек получает данные о внешних свойствах объектов, то есть о том, что называется явлениями.

Начиная со времён Иммануила Канта (1724 — 1804) считается, что при познании мира внимание человека не ограничивается только получаемыми с помощью органов чувств явлениями. Человека кроме явлений интересует сущность этих явлений, что лежит в их основе, как они образуются, зачем они существуют, как они устроены, для чего они нужны? Можно сказать, что в процессе познания человека интересует не только то, что дают ему органы чувств, но и то, что наблюдаемые явления собой представляют, их сущность.

Однако, сущность не может быть познана чувственным образом — она закрыта для органов чувств, находится вне их доступности. По мнению И. Канта на раскрытие сущности нацелены другие познающие инстанции — человеческие рассудок и разум.

Рассудок и разум — это подуровни сознания.

Но разум не подчиняется законам природы и его трактовка сущности может находиться в противоречии с законами природы. Поэтому представления И. Канта уточняются в марксистской гносеологии — то есть в учении о познании, сформулированном К. Марксом (1818 — 1883) и его последователями. В соответствии с пониманием марксистов в основу мировоззрения должна быть положена теория отражения. Наиболее рельефно и однозначно ее выразил в рамках марксизма В.И.Ленин (1870 — 1924). В соответствии с его позицией благодаря сознанию и подсознанию реализуется высшая форма всеобщего свойства всей материи — отражения. Отражение, в свою очередь — это воспроизведение свойств одного объекта в другом при их взаимодействии. Это обнаруживается на всех уровнях организации материального мира.

Человеческое сознание есть активный комплексный инструмент по организации человеческой жизнедеятельности, и к его функциям относятся помимо актов познания и многие другие операции: целеполагание, коммуникация, регулирование и программирование поведения, оценка действительности, самооценка и т. д.

Программирование — это средство, с помощью которого человек получает доступ к участию в рациональном познании, к выявлению сущности наблюдаемых явлений. Владельцем этого средства является программист. Основным инструментом этого средства (программиста) является интеллект, который приходится создавать и настраивать в соответствии с требованиями познавательного процесса.

Таким образом, познание материального мира — это процесс, происходящий в сознании человека. Процесс познания человека осуществляется с помощью двух элементов: один из них называется чувственным познанием, а другой называется рациональным познанием или абстрактным мышлением. Начинается познание мира с помощью ощущений. По мере накопления ощущений производится их обработка: различные знания, полученные с помощью ощущений, воспринимаются сознанием и сохраняются с помощью представлений. Выяснение сущности полученных явлений происходит с помощью абстрактного мышления, которое является следующей частью познания, рациональным познанием. Инструментами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Кроме того в рациональном познании принимают участие воображение, эмоции, ассоциации и другие способы мышления, и даже иррациональные формы, являющиеся продукцией подсознания.

В целом строение познавательного процесса наглядно-графически можно выразить так:

Рис. 1. Структура познавательного процесса.

Возвращаясь к строению познавательного процесса, нужно отметить, что чувственное познание — это познание с помощью органов чувств.

Органы чувств сами по себе не являются органами познания. В современной психологии считается, что настоящие органы познания — это сознание и психика в целом. Органы чувств есть своеобразные инструменты познания, их можно сравнить с мультимедийными устройствами ввода — вывода, например, такими:

Рис.2.КлассификациямультимедийныхУВВ

Организует же их использование в процессе познания именно сознание. В такой организации, естественно, участие принимают и многие другие способности и «механизмы» сознания как комплексного инструмента жизнедеятельности.

Абстрактно-логический уровень познания организуется за счет деятельности особых «инстанций» человеческого сознания — рассудка и разума.

Рассудок — это подуровень сознания, в рамках которого выражаются способности действовать по некоторым общепринятым правилам, формировать устойчивый мыслительный порядок. Он обеспечивает сравнение, строгость восприятия, выявление того, что значимо, а что нет, преодоление мыслительных противоречий. Рассудок ориентирует на понимание всего в строго определенных параметрах, однозначно, исключительно в заданном отношении. Так называемый здравый смысл, то есть совокупность установок на действия в соответствии с обобщенным повседневным опытом жизни, базируется именно на рассудке.

Разум — это более сложная инстанция, хотя и связанная с рассудком. Разум позволяет выходить за пределы устойчивости, допускать неупорядоченность, принимать новое и противоречивое, формировать идеалы. Разум — источник творческих способностей, а также, как особо подчеркивал И. Кант, и источник целесообразности в отношениях человека с окружающим его миром. Познание же как исключительно человеческая деятельность без организующей роли разума невозможно.

Кроме чувственного и рационального познания, в реальных условиях в познании принимают участие воображение, и иррациональные формы скрывающиеся в подсознании. Основная задача познания — это получение, сохранение и восприятие различных видов информации:

Рис.3. Виды информации, обрабатываемой на ЭВМ.

Конструктивно знания могут представляться в различном виде: в виде символов, образов, явлений, объектов, процессов, по-разному отображаемых в запоминающих устройствах:

Рис. 4. Конструктивный состав знаний.

«Символ» — представляет собой непосредственный объект мысли, имеющий значение. Символ представляет собой абстрактное обобщение реально существующих объектов; как правило, символы могут быть графическими, текстовыми, звуковыми, иррациональными.

«Образ» — система символов. Образы могут иметь любой вид, воспринимаемый имеющимся набором устройств ввода-вывода. В последнее время стали обращать внимание и учитывать образы, являющиеся иррациональными формами из подсознания: pезультaт «обpaзного» мышления, пpодукт подсознaтельной деятельности мозгa, появляющийся в виде озарения, необъяснимых предчувствий, неосознанной тревоги.

«Явление» — картина совокупности событий, как правило, одномоментная. Представляется как статическое описание состояния совокупности (сцены). Явление — это изменение, пpоисходящее с объектом; действие, котоpое объект пpоизводит или pезультaтом котоpого является (но действие незaвеpшенное, одномоментное). В моделях объектов или явлений отражаются свойства оригинала — его характеристики, параметры.

«Объект» — это кaкой-либо пpедмет или совокупность пpедметов, нa котоpый нaпpaвлено внимaние субъектa. Объекты стaтичны, они могут обpaзовывaть окpужaющую обстaновку, воздействовaть нa нее или нa сaмого субъектa.

«Процесс» — динамика явления, т.е. изменение, развитие явления во времени. Представляет собой целостную развертку характеризующих явление событий (сцен) во времени (в определенном смысле — своеобразное кино). В отличие от явлений, имеющих одномоментный хapaктеp, пpоцесс имеет пpотяженность во вpемени и связывaет последовaтельность явлений в единое целое.

Дополнительно к перечисленным основным, опpеделим еще двa понятия:

«Событие» — это совокупность объектов и явления, опpеделяющая, чем зaняты объекты, что с ними пpоисходит;

«Тpaнзaкция» — это элементapнaя чaсть пpоцессa, зaконченное незaвисимое действие. От явления отличaется своей зaконченностью и тем, что имеет пpотяженность во вpемени.

О книге

Автор: Александр Кириченко

Жанры и теги: Книги о компьютерах

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Психология познания для программистов, или Как устроен интеллект человека» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я