В книге собраны научные статьи, посвященные вопросам и проблемам истории русского сундучного производства XIX — XX веков. Они были написаны в 2018 — 2022 годах. Некоторые работы опубликованы в различных журналах. Для настоящего издания все статьи приведены в соответствие с современным уровнем знаний о сундучном промысле.This book is comprised of articles concerning the issues and problems of Russian chest craft history in the 19th — 20th centuries. They were written in 2018 — 2022.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «История русского сундучного промысла (XIX – XX вв.). Материалы и исследования» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Русский сундук XVIII — первой половины XX века. Опыт классификации
История русского сундука насчитывает не одну сотню лет. С течением времени сложились не только отдельные виды сундучных изделий (баулы, скрыни, шкатулки, подголовники, книжники и проч.), но и местные особенности различных центров. Более или менее отчетливо последние просматриваются с XVIII века. Постепенно сформировалось несколько крупных очагов сундучного производства, которые оказывали воздействие на региональные центры. Крупнейшими можно назвать Холмогоры и Великий Устюг, Невьянск и Нижний Тагил, город Макарьев (Нижегородская губерния) и Вятский уезд. Сибирский очаг с центром в Тюмени оформился под явным влиянием уральского чуть позднее (с середины XIX века). Вокруг «митрополий» развивались локальные центры, например, ирбитский и кунгурский по отношению к среднеуральскому.
Стремительное развитие сундучного производства, взаимное воздействие центров друг на друга как с художественной, так и с технической стороны, вызвало необходимость упорядочения представлений об этих процессах в виде схемы. Ранее этого не делалось.
В настоящей статье отражена в виде схемы история русского сундука XVIII — первой половины XX века (табл.1). К ней прилагается экспликация. Хронологические рамки исследования объясняются тем, что история отечественного сундучного промысла в названный период четче прослеживается по документам. Кроме того, подавляющее количество сохранившихся памятников относится именно к этому времени. Важное значение имел компаративный метод исследования, позволивший точнее определить особенности сундучных изделий разных центров.
Следует отметить, что предлагаемая схема — как многие таблицы и схемы — условна и отражает лишь определенный этап изучения истории русского сундучного промысла, поэтому в дальнейшем возможны уточнения и дополнения.
* * *
К XVIII столетию Холмогоры и Великий Устюг, представлявшие единый центр, вышли на лидирующие позиции в сундучном производстве России. Здесь делалась масса разнообразных изделий: ларцы-теремки, скрыни, шкатулки, погребцы и т. д. Деревянная основа укреплялась просечными или сплошными железными полосами, под которые подкладывались кусочки разноцветной слюды. В этом виде орнаментации московские исследователи А. А. Гилодо и Т. А. Лобанева выделили шесть типов28. В середине XIX века распространение получил «мороз» по жести, который, возможно, был результатом заимствования. Устюжские шкатулки, декорированные жестяными листами с «морозом», расходились по России и за границу. В конце XIX — начале XX века стали известны т.н. «шемогодские» сундуки. Их деревянные части расписывались в деревнях неподалеку от Великого Устюга, привозились в город и скреплялись тонкими железными полосами29.
В тот же период в Вологодской губернии распространились иные виды сундучных росписей: «под резинку»30, «с часами», «грязовецкая»31. Все они показаны в таблице как подвиды северного типа сундуков. Роспись производилась прямо по деревянной основе, иногда использовались гребенки или салфетки. Отдельного упоминания заслуживают сундуки второй половины XIX — начала XX вв., имеющие покатую или плоскую крышку. Они покрыты листами жести с гравированным орнаментом, состоящим из геометрических и растительных мотивов. Происхождение таких сундуков в настоящее время лишь предположительно относится к Русскому Северу32.
Естественно, что мощь этого сундучного центра сделала неизбежным его воздействие на производства в других регионах России. В первую очередь заслуживает внимания Средний Урал. Крепкие культурные и экономические связи, сложившиеся между территориями Русского Севера и Уралом, стали причиной раннего проникновения в заводские поселки изделий северных мастеров. Немалую роль в этом процессе сыграли старообрядцы. Сундучные изделия бытовали и в православных монастырях. Известно, например, что архиепископ Афанасий Холмогорский (1641 — 1702) подарил представителям Далматовского Успенского монастыря два сундука (в ряду других подарков): «большой сундук и окован», «другой сундук небольшой»33. Ранний период истории уральского сундучного промысла прошел под знаком влияния прикладного искусства Русского Севера. Это особенно ярко проявилось в таком виде изделий, как сундуки-теремки. На Среднем Урале во второй половине XIX — начале XX века изготавливались разные виды сундуков. Преобладающими техниками декорирования были «мороз» по жести, роспись, гравировка и чеканка. Немалую роль сыграло также использование листов с орнаментом, нанесенным в технике хромолитографии. Сундучный промысел именовался местными исследователями «украшением кустарной промышленности нашего края». По мере укрепления он начал сам оказывать влияние на зарождение и развитие других очагов (чаще — соседних). Появились модификации среднеуральского сундука, например, ирбитская и кунгурская34. В них использовались те же техники декорирования. Немалую роль в распространении среднеуральских ремесленных традиций сыграла Ирбитская ярмарка.
Под четко просматриваемым влиянием Урала зародилось сундучное производство в Сибири. Центр последнего поначалу находился в Тюмени, потом распространился на другие территории, где столкнулся с художественными традициями Востока35. В сибирских сундуках произошло смешение стилевых особенностей изделий разных регионов, что, несомненно, сказалось на их внешнем виде36.
Влияние уральского центра можно констатировать и на историю вятского очага. В нем выделяется три подвида: расписной «крестьянский», с «морозом» и бело-холуницкий. Для первого характерна роспись в виде простых геометрических мотивов, которая наносилась прямо на деревянную основу. Крышка была плоская или покатая. Тагило-невьянский подвид уральского сундука и бело-холуницкий подвид вятского объединяло заводское происхождение, общая зависимость от горнозаводской культуры. Это немало способствовало сближению. Следует отметить, что технология «морожения» жести появилась и распространилась в Вятке и Вятском уезде не только на основе знакомства с северной технологией, о чем сообщал земский статистик Ф. Г. Кучин37, — изделия уральских мастеров также оказали значительное влияние.
Один из самых мощных очагов сундучного производства сложился во второй половине XIX — начале XX века в Нижегородской губернии. Вокруг «митрополии» — города Макарьева38 — развивались промыслы Ново-Ликеевской волости и села Лысково. Поначалу ликеевские мастера изготавливали «белье» для макарьевских мастеров, затем, оценив экономическую выгоду, сами начали делать сундуки и продавать их на Нижегородской ярмарке39. В Лысково, располагавшемся на другом берегу Волги, не только расписывались макарьевские изделия, но и существовали самостоятельные сундучные мастерские. Изделия нижегородского центра имели разные размеры и назначения, декорировались трафаретным орнаментом, а также листами с «морозом», на которые накладывались тонкие жестяные полосы. Последние складывались в изящные геометрические узоры. Другой тип изделий украшался цветочной росписью. Характерным признаком именно макарьевских изделий была латунная фигура птицы, которая прикреплялась к замочной пластине. Существовало несколько видов местных изделий: «персидский бурлак», «осиновая парочка», «дубовая одиночка» и проч. Нередко в конце XIX века встречались и такие названия местных сундуков: «глушниковые», «пробочные», «чеканные глушниковые», «с бронзой», «брусковые» и «с морозом»40. В середине XX столетия на территориях бывшего Макарьевского уезда (деревня Раскаты) делали сундуки с росписью. Лицевая сторона делилась на два квадрата, заполненных простым геометрическим орнаментом. Между ними — широкая полоса с изображением дерева41. Изделиям раскатовских мастеров свойственна звучная, яркая декоративность росписи.
История муромского очага производства42очень близка макарьевскому. Сундуки Муромского уезда Владимирской губернии, несмотря на географическую принадлежность, воплощают нижегородские художественные традиции. Именно муромский «товар» преобладал на Нижегородской ярмарке во второй половине XIX — начале XX века. Одной из причин этого была наилучшая техническая оснащенность муромских мастерских — в их состав входили лесопильные заводы. Большинство муромских изделий не имело существенных отличий от макарьевских, разница была лишь в типах изготовляемых сундуков43.
Таким образом, надо отметить, что русский сундучный промысел во второй половине XIX — начале XX века переживал расцвет. Он был распространен на огромной территории, включавшей Вологодскую, Нижегородскую, Вятскую, Пермскую, Тобольскую и Томскую губернии44 Сложились многочисленные центры производства, в которых развивались собственные художественные традиции. После революции 1917 года наступила другая эпоха в истории промысла.
Таблица 1. Русский сундук XVIII — первой половины XX века
Ранее не публиковалось.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «История русского сундучного промысла (XIX – XX вв.). Материалы и исследования» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
28
Гилодо А. А., Лобанева Т. А. Русские сундучные изделия с кованой железной отделкой XVII—XVIII в.// Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: ежегодник, 1989/ АН СССР. Науч. совет по истории мировой культуры. М., 1990. С. 350 — 365.
29
Иванова Ю. Б. Кистевые росписи сундуков Великого Устюга// Научные чтения памяти В. М. Василенко/ВМДПиНИ. М., 1997. Вып. 1. С. 116 — 122.
30
Пудов Г. А., Оленев С. Д. О сундуках с росписью «под гребенку». Вологодская губерния, II половина XIX — начало XX века// Петербургские искусствоведческие тетради. 2018. №49. С. 91—100.
32
Пудов Г. А. Об одной группе русских сундуков (конец XIX — начало XX в.) // Вестник славянских культур. 2022. №66. С. 286 — 295.
34
Пудов Г. А. «Ветвь невьянского сундучного промысла…» (о кунгурском сундучном производстве середины XIX — начала XX века) //Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2024. Том 24, №1. С. 59 — 64.
35
Он же. Cундучный промысел на территории Сибири в XVIII — XX вв. [б.и.]: Издательские решения, 2024.
36
На данный момент выделение подвидов сибирских изделий крайне затруднено. Возможно, в будущем удастся определить особенности тюменского и томского сундуков.
37
Кучин Ф. Г. Сундучный промысел// Материалы по описанию промыслов Вятской губернии. Вып. 2. Вятка: тип. Маишеева, 1890. С. 44—97.
38
Федоров В. М. О производстве сундуков в городе Макарьеве// Нижегородский сборник, издаваемый Нижегородским губернским статистическим комитетом под ред. А. С. Гациского. Нижний Новгород, 1890. Т. 10. С. 191 — 207; Пудов Г. А. Основные виды сундуков города Макарьева (Нижегородская губерния, XIX — середина XX века) // Народное искусство. Искусство и традиции народов России. К 85-летию Отдела народного искусства Русского музея. Вып. VI. СПб.: тип. «НП-Принт», 2023. С. 124 — 132.
39
Пудов Г. А. Сундучное производство Ново-Ликеевской волости Нижегородского уезда (II половина XIX — I четверть XX века). Материалы к истории// «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С. Г. Строганова»/ Российский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова. 2022. №4. Часть 2. С. 189 — 198.
40
В 1898 году эти виды сундуков и цены на них назывались в прейскуранте ново-ликеевской мастерской Т. А. Рачковой (ЦАНО. Ф.42. Оп.240. Д.8. Л. 13об).
41
Александрова О. И., Ляпаева О. Н. Некоторые особенности раскатовской росписи сундуков// Краеведческие находки и открытия: материалы Межрайонной краеведческой конференции (28 октября 2016 года). Красные Баки: Вариант, 2017. С. 31 — 35.
42
Пудов Г. А. Сундучный промысел Муромского уезда Владимирской губернии (II половина XIX — I половина XX века). СПб.: Первый класс, 2017.
43
Сундуки нижегородского центра ранее неверно именовались павловскими. Причина неточности состояла в том, что в Павлово находилась пристань, куда поступал «товар» для отправки заказчикам и на ярмарку. Поэтому все сундуки и шкатулки считались павловскими, независимо от происхождения.
44
В схеме не отражены центры сундучного производства Юга России. Одни находились под сильным воздействием украинских ремесленных традиций (см. статьи в этом же сборнике), другие (например, казацкие) изготавливались в мебельных мастерских Санкт-Петербурга, и по этой причине не имеют отношения к русскому народному искусству.