В книге собраны научные статьи, посвященные вопросам и проблемам истории русского сундучного производства XIX — XX веков. Они были написаны в 2018 — 2022 годах. Некоторые работы опубликованы в различных журналах. Для настоящего издания все статьи приведены в соответствие с современным уровнем знаний о сундучном промысле.This book is comprised of articles concerning the issues and problems of Russian chest craft history in the 19th — 20th centuries. They were written in 2018 — 2022.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «История русского сундучного промысла (XIX – XX вв.). Материалы и исследования» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
«Ветвь невьянского сундучного промысла…» (о кунгурском сундучном производстве середины XIX — начала XX века)
Ко второй половине XIX столетия Урал стал одним из главных центров русского сундучного производства. Местные мастера успешно участвовали в выставках, активно продавали продукцию на многочисленных ярмарках (наиболее крупные — Нижегородская и Ирбитская). Тысячи уральских изделий расходились по всему миру.
Очевидно, что промысел не мог долгое время оставаться в границах заводских поселков — Невьянск и Нижний Тагил источали мощные культурные импульсы. Под их влиянием зародились сундучные производства в других местах, например, в Тюмени, Семипалатинске, Ирбите.
Деревни Кунгурского уезда также стали одним из «филиалов» заводского сундучного дела. Они были своего рода частицей огромной мозаики под названием «уральский сундучный промысел». Однако до сих пор история кунгурского сундучного дела находилась в тени промысла Невьянска и Нижнего Тагила.
Цель настоящей статьи — общая характеристика сундучного промысла Кунгурского уезда (Троельжанская волость), определение его значения для истории сундучного производства России. В круг задач входит введение в научный оборот новых сведений и анализ художественных произведений. Хронологические рамки исследования: вторая половина XIX — начало XX века, это — время наибольшей активности кунгурских сундучников.
* * *
Первые упоминания о кунгурском сундуке появились в 1887 году100. Земский статистик Егор Иванович Красноперов (вернее, один из его сотрудников, «господин Харитонов») привел информацию о мастерах, количестве изготовленных ими сундуков, типах и способах декорирования, а также о местах сбыта. В 1890 году некто П. Х-в также упоминал в газетной заметке о кунгурских сундуках и приводил цифровые показатели, характеризующие масштабы производства101. Подобная информация опубликована в земском издании 1915 года, посвященном кустарной промышленности Кунгурского уезда102, и некоторых статистических изданиях начала XX века.
Научная литература по истории сундучного дела в селениях Троельжанской волости отсутствует103. Лишь в монографии автора настоящей статьи, посвященной уральским сундукам XVIII — XX вв.104, есть несколько абзацев о кунгурском сундучном деле. Однако цели и задачи книги касались общей характеристики уральского сундука, поэтому история кунгурского «филиала» была рассмотрена вкратце.
Таким образом, информация о сундучном деле Кунгурского уезда второй половины XIX — начала XX века ограничивается лишь краткими сведениями в нескольких публикациях. Они касались исключительно организационной и технической сторон производства. Не было сделано выводов о роли кунгурского промысла в истории русского сундучного производства, не проанализирована выставочная деятельность кунгурцев, не рассмотрены конкретные произведения.
Важную роль в ходе исследования сыграли комплексный и компаративный методы. Первый позволил проанализировать кунгурский сундучный промысел в соответствии с методиками, принятыми в краеведении и статистике. На основе второго удалось выявить художественные и конструктивные особенности кунгурских сундуков на фоне среднеуральских, а также констатировать зависимость их художественного стиля от изделий заводских кустарей.
* * *
Наиболее заметное развитие сундучный промысел получил в Троельжанской волости Кунгурского уезда. Он зародился в середине XIX века, технология была заимствована у невьянских и тагильских сундучников. Основателем промысла считается крестьянин деревни Синицино Давид Калинин. Причины появления промысла были исключительно экономические: «Спрос на сундуки в то время был большой и плата дорога, почему Калинин и занялся приготовлением их»105. Сложились благоприятные условия для появления промысла: наличие спроса, материалов и ремесленных традиций.
Деревня Синицыно стала основным местом производства сундуков. Она известна с 1782 года. Судя по справочной литературе начала XX века, деревня не была крупной: в «Списке населенных мест Пермской губернии» за 1909 год указывалось, что в деревне Синицыно 24 двора, 53 жителя мужского пола и 68 — женского106. В настоящее время ее не существует.
Местные мастера во второй половине XIX века делали сундуки трех размеров, длиной от 70 до 110 см. Ящики покупались чаще в Бымовском заводе (Осинский уезд) и деревне Романовка (Старо-Бершетская волость Пермского уезда). Другие необходимые материалы мастера покупали в Кунгуре и Перми, а «железо где попало, лишь бы подешевле»107. Большинство мастеров замки приобретали в Кунгуре, только Д. И. Калинин делал самостоятельно. Известно, что для наиболее дорогостоящих сундуков, которые изготавливались по заказу («уборных»), жесть отдавали чеканить в Нижний Тагил и Невьянск. В мастерской Д. И. Калинина чеканкой занималась сестра хозяина, а «мороз» делал он сам. Пока не ухудшилось зрение, он также печатал рисунки разного рода.
Делались следующие виды сундуков: расписные, обитые железными полосами и «уборные», т.е. обитые «мороженым» железом, с отпечатанными на нем рисунками. В росписи преобладала холодная гамма синих, голубых и зеленых тонов, дополненная желтым108. Эти цвета характерны для кунгурской росписи.
Всего производилось около полторы тысячи сундуков в год, они сбывались на сельских ярмарках Осинского, Кунгурского и Пермского уездов109. На две ярмарки приезжали все кустари: Никольскую в Осе и ярмарку «на девятую пятницу» в Кунгуре. Остальные же — Благовещенскую и Введенскую в селе Ординском, Никольскую в селе Ильинском, Алексеевскую в селе Еловом (сёла Осинского уезда) и Мининскую в Кунгуре — посещал только Калинин, иногда он ездил и в Пермь. До строительства железной дороги, соединившей Предуралье и Зауралье, синицынские сундучники не имели конкурентов и торговали свободно. Однако позднее появились невьянцы и значительно понизили цены на сундуки.
В 1900 году в «Материалах к оценке земель Пермской губернии» указывалось: «В данном промысле кроме столярного искусства требуется некоторый навык в слесарных поделках (некоторые кустари выделывают, наприм., собственноручно личины для сундуков), а также в уменье окрашивать сундуки в требуемые потребителями цвета. Материалы кроме дерева, железо, жесть, замки, скобы и проч. приобретаются в Кунгуре и по сельским ярмаркам. Промысел в последние годы за недостатком спроса падает. Чистая выручка от промысла незначительная»110.
На 1915 год в сундучном промысле Троельжанской волости существовало 12 заведений. Сложилась следующая ситуация: подавляющее число работников — мужчины от 21 до 45 лет, работали как члены семьи, так и наемные мастера (формы найма преобладали сдельные и помесячные), максимальная продолжительность рабочего времени — 120 дней в год. Для всех хозяев заведений сундучный промысел был подсобным занятием. Продукция сбывалась как «на вольную продажу», так и скупщикам, материалы использовались свои. Троельжанская волость в это время была главным и единственным центром сундучного промысла в Кунгурском уезде111. О существовании здесь сундучного производства после революции 1917 года ничего неизвестно.
Стало быть, промысел просуществовал чуть более полувека — с середины XIX столетия до 1917 года. Его история знала периоды расцвета и упадка. Положение кунгурского промысла зависело от социально-экономической ситуации в регионе и, вероятно, не в последнюю очередь — от положения в «митрополии» (Невьянск и Нижний Тагил).
Среди известных мастеров, чаще всего упоминаемых в литературе, можно назвать следующих:
Калинин Давид Иванович. Как указывалось выше, считается основателем сундучного промысла, навыки получил у среднеуральских мастеров. Занимался производством сундуков, обитых железом (возможно, вместе с зятем, Матвеем Калининым
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «История русского сундучного промысла (XIX – XX вв.). Материалы и исследования» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
100
Красноперов Е. И. Кустарные промышленность Пермской губернии на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в г. Екатеринбурге в 1887 году. Вып. 3. Пермь: тип. Губ. земской управы, 1889. С. 41 — 44.
101
Х-в П. Промыслы Кунгурского уезда // Екатеринбургская неделя. 1890. №5. С. 95. Возможно, это тот же «господин Харитонов».
102
Очерк кустарных промыслов Кунгурского уезда, Пермской губернии / Оценочно-статиcтическое бюро Пермского губернского земства. Пермь: электро-тип. губ. земства, 1915. С. 70.
103
В Уральском торгово-промышленном адрес-календаре существуют единичные упоминания о сундучных заведениях и в самом городе Кунгуре (например, И. С. Гурилева, А. Д. Гурилевой) (см.: Уральский торгово-промышленный адрес-календарь…: Пермская, Уфимская, Оренбургская и Вятская губернии, 1905 г. — 1904. [Год 7-й]. С. 400).
104
Пудов Г. А. Уральские сундуки XVIII—XX веков: История. Мастера. Произведения. СПб.: Первый класс, 2016. С. 79.
106
Список населенных мест Пермской губернии. Кунгурский уезд/ Издание Пермского губернского земства. Пермь: эл.-тип. губ. земства, 1909. С. 81. Сведения о других населенных пунктах, где делали сундуки: с. Троельга — 92 двора (190 мужчин и 209 женщин; наличие земской школы, церкви, библиотеки, фельдшерского пункта), д. Заборская — 46 дворов (98 мужчин и 107 женщин) (Там же. С. 80).
108
Искусство Прикамья. Народная роспись по дереву. Каталог/ авт.-сост. В. А. Барадулин. Пермь: Пермское книжное изд-во, 1987. С. 132.
109
Х-в П. Промыслы Кунгурского уезда… С. 95. В Кунгурском уезде, судя по каталогам выставок, делались также шкатулки, но об их внешнем виде почти ничего неизвестно.