Рибху Гита. Сокровенное Учение Шивы

Глеб Давыдов

«Рибху Гита» – древнее индийское священное Писание, в котором содержится вся суть шиваизма. Бескомпромиссно, просто и прямо указывая на Истину, на Единство всего сущего, Рибху уничтожает заблуждения и «духовное эго». Это любимое Писание великого мудреца Раманы Махарши и один из важнейших адвайтических текстов. Перевод выполнен с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала, а потому читается легко и действует мгновенно. Третья редакция.

Оглавление

Глава Восьмая

8.1

Рибху:

Я пове́даю зде́сь о Зна́нии Бра́хмана

и о то́м, кто тако́й «свобо́дный при жи́зни».

Лишь всегда́ утвержде́нный в свое́м Естестве́

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.2

Я́ — этот Бра́хман, само́ Естество́,

и зде́сь никаки́х сомне́ний не мо́жет быть.

Лишь зна́ющий то́чно «Созна́ние — Я́»

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.3

Я́ — Естество́, Созна́ние Я́,

чи́стое Я́, вне преде́лов и ка́честв —

ли́шь утвержде́нный в э́том всегда́

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.4

Я́ за преде́лами все́х трех те́л,

Я Созна́ние, чи́стый Бра́хман.

Ли́шь утверди́вшийся в то́м, что Он Бра́хман,

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.5

Приро́да Моя́ — моноли́т Блаже́нства,

но Я́ за преде́лами да́же Блаже́нства.

То́т, чей у́м — запреде́льность Блаже́нства,

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.6

То́т, для кого́ нет ни те́ла, ни ми́ра,

то́т, для кого́ реа́лен лишь Бра́хман,

то́т, кто напо́лнен запреде́льным Блаже́нством,

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.7

То́т, в ком не́т отде́льного «я́»

и кто́ пребыва́ет сами́м лишь Созна́нием,

в ко́м торжеству́ет запреде́льность Блаже́нства,

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.8

Утверди́вшийся в то́м, что Он то́лько Созна́ние

и Созна́ние — э́то Его́ приро́да,

и бо́льше не зна́ющий ничего́ друго́го,

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.9

То́т, кто всеце́ло всегда́ Естество́,

кто ви́дит во все́м лишь одно́ Естество́,

кто всегда́ и везде́ — в полноте́ Естества́,

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.10

Растворё́н в беспреде́льности́ Естества́,

утверждё́н в беспреде́льности́ Естества́

и проя́влен как си́ла Блаже́нства О́н,

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.11

То́т, чья душа́ чиста́ и еди́на,

то́т, кто изба́влен от все́х привя́зок,

то́т, кто сия́ет ве́чным Блаже́нством,

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.12

То́т, чья душа́ в поко́е Еди́нства,

кто свобо́ден от мы́слей и чу́вства «друго́го»,

то́т, у кого́ не́т ничего́,

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.13

«У Меня́ нет ума́ и не́т интелле́кта,

не́т чувства «я́» и прочи́х всех чу́вств.

Я́ только Бра́хман», — то́т, кто тако́в,

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.14

«У Меня́ нет изъя́нов и те́ла нет то́же,

у Меня нет пра́ны, нет вообще́ ничего́», —

ли́шь утверждё́нный в э́том уве́ренно

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.15

«У Меня́ нет иллю́зий, у Меня́ нет жела́ний,

нет ни гне́ва, ни про́чих подо́бных эмо́ций,

не́т ничего́», — лишь то́т, кто тако́в,

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.16

«Для Меня́ нет сла́бостей и нет да́же их ко́рня,

Я не ско́ван ниче́м, мира не́т для Меня́» —

та́к, пребыва́я в постоя́нном Блаже́нстве,

Он зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.17

«У Меня́ нет уше́й, у Меня́ нет но́са,

нет гла́з, языка́ нет и ума́ тоже не́т», —

ли́шь утверди́вшийся в э́том уве́ренно

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.18

«Для Меня́ нет ни те́ла, ни осо́бых приме́т,

нет причи́н и нет сле́дствий и не́т запреде́льности», —

лишь то́т, кто насто́лько погрузи́лся в Себя́,

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.19

«Всё́ не Мое́, что зовё́тся «вот эти́м»,

и всё́ не Мое́, что зовё́тся «вот те́м».

То́го, кто уве́рен, что О́н только Бра́хман,

зове́м мы «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.20

«Всё́ не Мое́, что предста́влено в ми́ре,

э́того ми́ра не́т для Меня́.

Е́сть только Я́», — то́т, кто тако́в,

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.21

Для Меня́ нет ни вре́мени, ни́ простра́нства,

нет веще́й для Меня́ и не́т состоя́ний.

Омове́ний и го́лода не́т», — вот тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.22

«Ни святы́нь, ни служе́ния не́т для Меня́,

нет бого́в и нет хра́мов, Я вне́ всех разли́чий»,

то́т, для кого́ это и́менно та́к,

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.23

«Для Меня́ нет привя́занностей и рожде́ния не́т,

для Меня́ нет ни зна́ний, ни ве́рных воззре́ний,

ни краси́вых рече́й», — то́т, кто тако́в,

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.24

«У Меня́ нет заслу́г, у Меня́ нет грехо́в,

у Меня́ нет пло́ти, у Меня́ нет бла́г.

Мне не́чего ви́деть», — зна́ющий э́то

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.25

«Для Меня́ нет зву́ков и не́т ощуще́ний,

у Меня́ нет фо́рмы, для Меня́ нет вку́сов.

Жизни не́т для Меня́», — лишь зна́ющий э́то

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.26

«Не́т ничего́ у Меня́ соверше́нно,

и жи́зни нет то́же, нигде́ ничего́,

ни мне́ний, ни со́бственности», — то́лько тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.27

«У Меня́ нет свобо́ды, для Меня́ нет «второ́го»,

для Меня́ нет Писа́ний и не́т предписа́ний,

Я бли́же, чем бли́зкое», — то́лько тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.28

«Гуру не́т для Меня́, ученика́ тоже не́т,

для Меня́ нет уче́ний, для Меня́ нет вы́сшего,

нет ва́жных-нева́жных веще́й», — тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.29

«Для Меня́ нет Бра́хмы, для Меня́ нет Ви́шну,

для Меня́ нет Ру́дры, для Меня́ нет Со́лнца,

нет ни ка́рмы, ни де́йствий», — то́лько тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.30

«Для Меня́ нет земли́, для Меня́ нет воды́,

для Меня́ нет огня́ и во́здуха не́т.

Нет де́л у Меня́», — уве́ренный в э́том

зове́тся «свобо́дной при жи́зни ду́шою».

8.31

«У Меня́ нет ре́чи. Для Меня́ нет сло́в.

У Меня́ нет ро́да, у Меня́ нет пле́мени,

у Меня́ нет позна́ний», — утверди́вшийся в э́том

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.32

«Для Меня́ нет вибра́ций, для Меня́ нет ни зву́ка,

у Меня́ нет наде́жды и не́т идеа́ла,

медита́ции не́т для Меня́», — лишь тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.33

«Хо́лода не́т для Меня́, нет тепла́,

не́т заблужде́ний, нет ма́нтр, нет моли́тв,

нет у́тра, нет ве́чера», — то́лько тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.34

«Не́т для Меня́ повторе́ния ма́нтр,

не́т имён бо́га, нет огня́ подноше́ний,

для Меня́ нет и но́чи», — то́лько тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.35

«У Меня́ нет стра́ха, еда́ не нужна́ Мне,

для Меня́ нет го́лода, для Меня́ нет жа́жды.

У Меня́ нет «меня́», — то́лько тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.36

«Для Меня́ нет «спе́реди», для Меня́ нет «сза́ди»,

для Меня́ нет «вы́ше» — никаки́х координа́т.

Для Меня́ нет мышле́ния», — то́лько тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.37

«Не́ о чем Мне́ говори́ть соверше́нно,

не́чего слы́шать Мне соверше́нно

и не́ о чем ду́мать совсе́м», — тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.38

«Не́т ничего́, чем бы Я́ наслажда́лся,

не́т ничего́, что бы Я́ созерца́л,

а та́кже Мне не́ о чем по́мнить», — тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.39

«Не́т для Меня́ никаки́х наслажде́ний,

не́т боле́зней и не́т упражне́ний

и не́т растворё́нности», — то́лько тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.40

«Существова́ния не́т для Меня́,

нет рожде́ния, ста́рости и́ увяда́ния,

не́т прихо́дов-ухо́дов», — то́лько тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.41

«Приходов-ухо́дов не́т для Меня́,

и Я́ не подве́ржен уничтоже́нию,

не́т никако́го «меня́», — тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.42

«Не́т очище́ния, не́т осветле́ния,

не́т едини́чности, мно́жества не́т,

нет де́л и проце́ссов», — то́лько тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.43

«Я́ — это кто́-то» — не́ для Меня́,

«э́то и то́», «друго́е и я́» —

всё́ это не́ для Меня́» — лишь тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.44

«Пло́ти и кро́ви не́т для Меня́

и ко́стного мо́зга и́ экскреме́нтов,

нет всего́ органи́зма», — то́лько тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.45

«Не́т для Меня́ ничего́ соверше́нно,

бе́лого не́т, голубо́го нет то́же,

нет чего́-то отде́льного», — то́лько тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.46

«Для Меня́ нет трево́ги и жа́дности не́т,

для Меня́ нет не гла́вного и гла́вного не́т

и не́т филосо́фии», — то́лько тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.47

«Не́т у Меня́ оши́бочных взгля́дов,

не́т точных зна́ний и та́йн тоже не́т,

нет тради́ций, нет па́мяти», — то́лько тако́й

зовё́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.48

«Отта́лкивать не́чего Мне́ и хвата́ть,

смея́ться Мне не́ над чем, не́ в чем тону́ть,

у Меня́ нет судьбы́», — то́лько тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.49

«Для Меня́ нет трудо́в и уста́лости нет,

для Меня́ нет печа́лей и ра́достей нет,

для Меня́ нет нехва́тки ни в че́м», — вот тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.50

«Зна́ний не́т для Меня́ и объе́ктов позна́ния,

никако́го нет зна́ющего, нет кого́-то, кто зна́ет,

е́сть только Це́лое». — Зна́ющий э́то

зове́тся «свобо́дной при жи́зни ду́шою».

8.51

«Для Меня́ нет «тебе́» и нет «мне́» для Меня,

не́т «от тебя́» и не́т «от меня́»,

и гу́руджи не́т «моего́», — вот тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.52

Для Меня́ нет ни ту́пости, ни́ исступле́ния,

ни́ утомле́ния не́т, ни расцве́та»,

ли́шь утвержде́нный в «не́т для Меня́»

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.53

«Предков не́т для Меня́, для Меня́ нет заве́тов,

не́т для Меня́ благода́ти и ми́лости

и не́т никаки́х сожале́ний», — тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.54

«Нет «Я́» у Меня́ и «не-Я́» тоже не́т,

нет небе́сного ца́рства, заслу́г и грехо́в,

для Меня́ нет плохо́го», — то́лько тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.55

«Для Меня́ нет ни пра́ктик, ни́ обуче́ния,

для Меня́ нет запре́тов и са́моконтро́ля,

для Меня́ нет оби́тели». — Зна́ющий э́то

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.56

«Желе́зо не ра́нит Меня́ и сомне́ния

Мне́ не знако́мы. Как и со́н. Как и у́м.

Я вне́ колеба́ний», — то́т, кто тако́в,

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.57

«Для Меня́ нет ста́рости, для Меня́ нет де́тства,

и ю́ности не́т для Меня́ никако́й,

нет сме́рти, нет тьмы́», — то́лько тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.58

«Для Меня́ нет ни ми́ра, ни жи́зненных о́пытов,

для Меня́ никогда́ ничего́ не случа́лось,

и не́т тишины́ для Меня́», — лишь тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.59

«Я́ есть Бра́хман, Я́ только Бра́хман,

Я вои́стину то́лько Бра́хман.

Я Созна́ние чи́стое», — то́лько тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.60

«Я́ сам Бра́хман, Я то́лько Созна́ние,

Я́ сам Всевы́шний, сомне́ний здесь не́т,

Я све́т сам Себе́», — то́лько тако́й

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.61

То́т, кто ви́дит то́лько Себя́,

кто́ пребыва́ет в само́м лишь Себе́,

кто́ распозна́л, что всё́ — это О́н,

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.62

Погруже́нный в Блаже́нство Себя́ самого́,

власти́тель ца́рства Себя́ самого́,

ви́дящий в ца́рстве Себя́ — лишь Себя́

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.63

То́т, кто Собо́й остае́тся всегда́,

то́т, смотри́т всегда́ на Себя́,

то́т, кто ви́дит себя́ как Себя́,

зове́тся «свобо́дной при жи́зни душо́ю».

8.64

Ре́дко в Ве́дах даё́тся подо́бное

описа́ние Того́, кто свобо́ден при жи́зни.

То́т, кто услы́шит тако́е хоть ра́з,

распозна́ет себя́ как бессме́ртного Бра́хмана.

8.65

Те́, чьи умы́ охва́чены-омрачены́ интерпрета́цией Ве́д,

и кто́ изнуря́ет тела́ свои мно́жеством спо́собов, что́бы

духо́вных заслу́г пред Тобо́ю дости́чь, о Всевы́шний,

не спосо́бны вкуси́ть Блаже́нство, исходя́щее о́т Твоих сто́п.

8.66

Кто́ пересе́чь океа́н самса́ры способе́н,

за преде́лы пойти́ ци́кла рожде́ния-сме́рти?

Лишь то́т, кому Ми́лость даро́вана медита́ции чи́стой

и́ поклоне́ния Ши́ве, обрете́т эту ло́дку Зна́ния

вне разли́чий и вре́мени.

Так заканчивается эта глава диалога между Рибху и Нидагой, названная «Кто зовётся Свободным при жизни».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я