Израиль. Полная история страны

Гершель Лехман, 2023

Израиль – маленькая страна глубоко почитаемых религиозных святынь и эклетичной культуры, центр трех мировых религий и оазис, возведенный посреди пустыни. Государство имеет многовековую историю, которая изобилует неожиданными поворотами и драматичными событиями: переселение евреев в Палестину, Первая и Вторая мировая война, конфликт с Египтом и Сирией, военная операция «мир Галилея». «Тель-Авив гуляет, Иерусалим молится, Хайфа работает» – все, что нужно знать о том, как устроено многонациональное государство. Израиль – это километры золотистых песчаных пляжей и теплое Средиземное море, Древняя Яффа Тель-Авива, храм Гроба Господня и Стена Плача Иерусалима, рынок Назарета и священный город Вифлеем. Книга написана живым увлекательным языком, оснащена интересной инфографикой и информативными форзацами. Это не просто очередное историческое исследование, а полное погружение в другую культуру и страну. Книга для тех, кого увлекает мировая история и хочет познакомиться со страной, не выходя из дома. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Предыстория

Родоначальник еврейского народа Авраам, потомок Сима, сына Ноя, родился в месопотамском городе Ур, откуда, согласно священным текстам, по воле Божьей, переселился в Ханаан, что лежал между Евфратом с Иорданом и Средиземным морем. Здесь был заключен Завет — договор между Богом и Авраамом, в соответствии с которым земля, где тот поселился, навечно станет собственностью его потомков, которых у Авраама еще не было. Но Бог пообещал, что у Авраама родится сын, у которого будет столько потомства, «сколько звезд на небе»… «Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою», передаст Бог евреям через пророка Исайю.

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Авраам приносит в жертву Исаака

Внук Авраама Иаков, со всем домом своим, переселился в Египет, где от его сыновей произошло двенадцать колен Израилевых…[3]

И все у них было более-менее хорошо до тех пор, пока египетские фараоны не начали угнетать евреев, «с жестокостью принуждая их к труду и делая жизнь их горькой от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всяких полевых работ», как сказано в Книге Исход.[4]

После двухсот десяти лет рабства евреи под предводительством Моисея покинули Египет и через сорок лет скитаний по пустыне пришли в Ханаан, Землю обетованную, обещанную Богом потомкам Авраама…

И все у них было более-менее хорошо до тех пор, пока во второй половине Х века до н. э. единое государство евреев не распалось на два царства — Израильское и Иудейское. Израильское царство в 722 году до н. э. было завоевано ассирийцами, его жителей переселили в отдаленные области Ассирийского государства, где они растворились между другими народами. Иудейское же царство в 586 году до н. э. захватил вавилонский царь Навуходоносор II, который сжег иерусалимский Храм и переселил тех евреев, которые не сбежали в Египет, вглубь своей державы. Спустя полвека персидский царь Кир разгромил Вавилонское царство и разрешил евреям вернуться на родину, однако вернулись далеко не все, многие предпочли остаться в вавилонских и египетских землях. Вернувшиеся евреи построили в Иерусалиме второй Храм…

И все у них было более-менее хорошо до тех пор, пока восстановленное Иудейское царство не попало под власть римлян, явившихся сюда в I веке до н. э. В 66 году вспыхнуло восстание евреев против римского господства, известное как Первая Иудейская война. В 70 году римляне взяли Иерусалим и снова разрушили Храм. Многие из оставшихся в живых евреев бежали «куда глаза глядят», спасаясь от гонений, многих римляне угнали в другие области в качестве рабов — так началось расселение евреев по миру. В 115–117 годах в восточных провинциях Римской империи произошло следующее восстание евреев, получившее название Второй Иудейской войны или Восстание в изгнании, которое тоже было подавлено. А после подавления восстания 132–135 годов под предводительством Шимона Бар-Кохбы, в Иудее практически не осталось евреев — всех, кому не удалось бежать, римляне истребили. «Действительно, очень немногим удалось остаться в живых, — пишет в «Римской истории» Дион Кассий.[5] — Пятьдесят самых важных укреплений и девятьсот восемьдесят пять самых важных поселений были стерты с лица земли, пятьсот восемьдесят тысяч человек погибли в сражениях, а тех, кто погиб от голода, болезней и огня, сосчитать было невозможно. В результате почти вся Иудея превратилась в безлюдную пустыню».

С 135 года еврейский народ жил в изгнании с верой в то, что когда-нибудь, «если не нам, то потомкам нашим» удастся вернуться в Землю обетованную и возродить на ней свое государство.

Ждать пришлось более восемнадцати веков, но недаром же сказано: «Кто верит — тот дождется».

Примечания

3

Слово «Израиль», обозначающее и Землю Обетованную, и еврейский народ, пошло от имени, полученного Иаковом от Бога после борьбы с ним (имя можно перевести как «богоборец»). Кстати, принятое в русском языке название «Государство Израиль» является не совсем правильным переводом «‏מְדִינַתיִשְׂרָאֵל», правильный вариант «Государство Израиля» (родительный падеж).

4

Книга Исход — вторая книга «Пятикнижия Моисеева» или Торы (Закона), а также христианского Ветхого Завета.

5

Дион Кассий (Луций Клавдий Кассий Дион Кокцеан; ок. 155–ок. 233) — римский историк, автор «Римской истории» в восьмидесяти книгах.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я