Как бы ни были продуманы наши цели и методики воспитания, если они не подходят к истории нашей эволюции, то нам как родителям приходится сталкиваться с огромными трудностями, утверждает Герберт Ренц-Польстер. Тот, кто знаком с прошлым, сможет компетентнее и увереннее сопровождать развитие своего ребенка, ведь он знает те тайные пружины, которые были «заведены» когда-то, и понимает цели и мотивы поведения детей. Скрупулезно развенчивая педагогические мифы, автор показывает нам преимущества, которые дает определенное поведение ребенка, и то, что мы считали нарушениями и недостатками, неожиданно предстает сильными и положительными сторонами, необходимыми для развития и взросления наших детей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Рожденные жить на воле. Влияние эволюции на детей» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
Кормление грудью — наиболее естественное явление в природе?
Кто ест достаточно каши, тот всегда сыт. Это непреложная истина. В средние века в качестве используемой в детском питании кашицы использовали смесь следующего состава: хлеб или муку кипятили с водой или молоком, а иногда добавляли туда немного пива или меда. В некоторых местностях Центральной или Северной Европы такая кашица в первые недели жизни ребенка часто заменяла ему материнское молоко.
Сразу возникает вопрос: насколько естественна для ребенка такая смесь? Разве не материнское молоко является от природы единственным пригодным для питания ребенка продуктом? Зачем в грудном молоке содержится амилаза — вспомогательное вещество, необходимое для переваривания крахмала, которого в материнском молоке нет? Если грудное вскармливание настолько жизненно важно, то почему этот самый естественный вид питания оказывается не всегда самым подходящим?
Большой раздел мы посвящаем решающему событию в «пищевой карьере» ребенка: прекращению грудного вскармливания. Существует ли «правильный» момент отлучения от груди? Всегда ли происходят неприятности в таких ситуациях? Может быть, существует рецепт, следуя которому, ребенок сам отучится от груди?
Если представить себе весь период существования жизни на земле как один день, то можно сказать, что грудное вскармливание было «изобретено» только на двадцать четвертом часу, а точнее — шестьдесят пять миллионов лет назад. Решающий и важнейший момент для почти четырех тысяч известных видов млекопитающих относится к тому времени, когда эпоха крупных рептилий, динозавров подошла к концу. Возможность давать подрастающему поколению богатое различными полезными веществами питание непосредственно «от тела» сэкономила родителям много усилий. Теперь свежеиспеченным родителям больше не приходилось с интервалом в несколько минут или часов добывать пропитание для своих малышей.
Но у этого гениального решения есть и свои недостатки. Теперь все стало зависеть от кормящей мамы — именно она несет все «затраты» по питанию детей.
При этом можно сказать, что человеческие мамы еще относительно дешево отделались. И хотя некоторые мамы вначале только и успевают менять грудные прокладки, относительно веса своего тела женщины вырабатывают менее одной десятой того количества молока, которое предлагают своим детям, например, грызуны[7]. Кстати, по содержанию калорий показатели человеческого материнского молока также довольно скромны. Например, молоко тюленя (жирность около 60 %) почти в пятнадцать раз питательнее материнского молока человека.
Картинки кормящих матерей из различных фольклорных источников демонстрируют, что молоко при кормлении всегда идет без проблем. Немало педиатров также считают, что кормление грудью является «интуитивным процессом», в котором все получается автоматически.
Природа в этом плане настроена несколько скептически, и тут приходится считаться с некоторыми затруднениями: отвечающий за запуск выработки молока после рождения ребенка гормон пролактин содержится в очень высоких концентрациях в течение четырех дней, и только потом уровень содержания этого гормона снижается.
Во многих культурах народы считают богатое иммунными веществами молозиво (колострум) непригодным для питания и поэтому не прикладывают детей в течение первых дней к груди. Народность кечуа из Перу вместо него дает родившимся детям чай и овощной бульон. В Индии и сегодня матери используют вместо молозива смесь из молочного жира (ге) и меда. А женщины на Бали используют молочную рисовую кашу. Народы эфе из Центральной Африки передают ребенка на кормление другой женщине, пока у самой матери не пойдет молоко. Живущее в близких к каменному веку условиях племя кунг из африканской пустыни Калахари приписывает молозиву вредное воздействие — они выдавливают его из груди, причем с печальными последствиями: смертность среди новорожденных там значительно выше, так как дети вынуждены обходиться без молозива.
«Естественные умения» для налаживания процесса грудного вскармливания как будто живут сами по себе в людях. Имеются определенные интуитивные примеры. Новорожденный ребенок после своего рождения активен в поиске груди. Стоит его положить на живот к матери и не мешать ему, он почти всегда сам найдет грудь и начнет ее сосать.
Интересно, что ребенка чаще притягивает к себе левый сосок, чем правый. Возможно, это связано с биением сердца, к которому ребенок привык, находясь в утробе матери (развернутая дискуссия на эту тему будет в главе 14). И матери принимают в расчет это предпочтение: 83 % правшей и 78 % левшей среди матерей интуитивно держат ребенка с левой стороны. Неудивительно, что на большинстве полотен эпохи Ренессанса ребенок расположен с левой стороны. Дети даже куклу носят слева, а другие предметы они берут без каких-либо предпочтений стороны.
Однако в сравнении с основным значением, которое кормление материнским молоком имеет для выживания, интуитивная защита грудного вскармливания кажется явлением довольно скромным. Даже в традиционном африканском обществе в этой сфере (сфере грудного вскармливания) довольно часто встречаются проблемы. Так, исследователь африканских народов Кидд в 1906 году сообщал, что «если мать сама не может кормить грудью, то она готовит бутылочку из кожаного мешочка с отверстием и держит ее перед грудью таким образом, как будто грудью ребенка кормит она сама».
По сравнению с другими млекопитающими грудное вскармливание у человека — довольно сложный процесс. В животном мире детеныши сами ищут грудь, и даже у большинства обезьян груднички просто тыкаются в мех матери и, обнаружив, начинают сосать. При этом мама-обезьяна может продолжать прыгать с ветки на ветку.
У человека все по-другому. Маме необходимо правильным образом истолковать сигналы, которые подает младенец, выбрать нужный момент, взять ребенка, приложить его подходящим способом, затем снова и снова перекладывать младенца, ощущать его состояние и так далее. Иначе говоря, грудное вскармливание у человека — это многоэтапный, сложный процесс со всеми вытекающими из него осложнениями и недопониманием, которые могут возникнуть.
Здесь также следует отметить, что грудь женщины по сравнению с остальными млекопитающими достаточно «непрактична»: она значительно больше, чем у других видов, сосать из нее не так удобно, по сравнению с другими млекопитающими, у которых соски для этого подходят больше[8].
Но даже в животном мире грудное вскармливание не проходит на сто процентов инстинктивно, а основано частично на имитации или социальном обучении. У живущих в неволе обезьян наблюдается довольно много проблем с грудным вскармливанием. Например, мать-горилла, выросшая без контакта с другими кормящими матерями, держит первого родившегося детеныша у груди неправильно — затылком к соску. В этом случае у нее отбирают детеныша. Во время следующей беременности у клетки размещают в ряд кормящих грудью женщин, и горилла имеет возможность наблюдать, как правильно должна кормить женщина. После этого она сможет кормить грудью без проблем. Также гориллам-матерям в неволе демонстрируют видеозаписи кормящих грудью горилл в дикой природе.
Все говорит о том, что кормление грудью вовсе не является автоматически срабатывающим рефлексом. Оно также не является процессом, который, как говорится, можно уладить «одной правой». Да, некоторые интуитивные моменты присутствуют, но тут необходима не только интуиция. Добрую часть процесса грудного вскармливания человеческим матерям следует хорошо изучать — и это объясняет то, почему иногда между ртом младенца и материнской грудью возникают проблемы. Биологи называют такое поведение «канализированным»: такому поведению относительно легко научиться, но не все получается автоматически.
То, что обучение играет большую роль, продемонстрировано не в последнюю очередь в том факте, что кормить грудью каждого последующего родившегося ребенка все легче и легче. В обучении помогают также советы других матерей, акушерок или консультантов по грудному вскармливанию.
С другой стороны, для грудного вскармливания требуется и так называемая ситуационная готовность. Этому процессу часто мешают такие явления, как усталость, напряжение, страх, перегрузка. Психическое напряжение оказывает свое влияние как на ответственный за образование молока гормон пролактин, так и на отвечающий за галакторею гормон окситоцин. Стресс способствует застою молока, молоко может просто не течь.
Могут играть свою роль и прочие препятствия, из которых некоторые стары, как само человечество: болезненность сосков, втянутые соски, застой молока. Есть и новые проблемы. Прежде всего это относится к избыточному весу. Избыточный вес матери чреват в целом низким уровнем пролактина после рождения ребенка. Ввиду этого лактация может быть в некоторых случаях недостаточной. Кроме того, грудное вскармливание более крупной грудью и при большем расстоянии до ребенка осуществлять тяжело чисто механически. Забота матери о будущей форме груди относится также к тем препятствиям, с которыми сегодняшним женщинам приходится сталкиваться при принятии решения в пользу или против грудного вскармливания.
Не следует также недооценивать и социальные воздействия: заботу о кормлении питающегося грудью младенца родители не могут разделить между собой, а значит, кормящая мать сильно связана этим обстоятельством. Кормление грудью сегодня является настоящей помехой для работающей матери. Да и число кормлений у питающихся материнским молоком детей в целом больше, чем у искусственников, а это, в том числе ночью, — дополнительная нагрузка для матери.
Одной из популярнейших в США книг по грудному вскармливанию является книга The Womanly Art of Breastfeeding — «Искусство кормления грудью». Учитывая все вышесказанное, мы видим, что авторы книги очень правильно подобрали для нее название: то, что нам кажется совершенно «естественным», является на самом деле искусством. Как и в любом другом искусстве, в отношении кормления грудью имеется множество различных точек зрения. Как часто следует кормить, как долго должно продолжаться кормление, достаточно одной груди или нужно кормить из двух, следует ли давать детям свободный доступ к груди — на все эти вопросы в зависимости от страны, от времени, семьи, в зависимости от конкретной женщины мы всегда получаем различные ответы.
Свое слово хотят сказать и мужчины. В средневековье священники предостерегали кормящих матерей от того, чтобы они кормили грудью «с наслаждением» (интересно, что при этом имелось в виду?). Брузе, врач короля Франции Людовика XV, даже высказывался за принятие закона, запрещающего вызывающим сомнения матерям грудное вскармливание: по его мнению, через грудное молоко к ребенку мог перейти и плохой характер! Во «Всеобщем Прусском земском праве» 1794 года был окончательно законодательно урегулирован вопрос кормления грудью: муж женщины получал право решать, сколько времени она должна кормить ребенка грудью. А в племени фулани в Центральной Африке муж даже может развестись с женой, если она кормит грудью с недостаточной самоотдачей. Кто-то ухмыльнется над всем этим, но ведь так получается, что и сегодня мнение отца часто является решающим в вопросе о том, сколько времени матери следует кормить ребенка грудью. Об этом мы еще поговорим дальше.
Различия заметны уже сразу после рождения ребенка. В некоторых культурах ребенка первым делом прикладывают к груди матери. У нас же, например, во многих клиниках ребенка в первую очередь моют, затем обследуют, но, естественно, не так, как это происходит в Южной Африке у народности бавенда. Там зовут колдуна, который «по всему телу младенца, в том числе на родничках и на остальной части головы, делает надрезы и втирает некий медицинский порошок из костей черепа павиана… После этой процедуры мать наконец может впервые накормить ребенка».
Нас вовсе не удивляет, что вопрос кормления грудью снова и снова переосмысливался — и происходило это не только в промышленно развитых странах 1970-х годов, где кормящие грудью матери давно рассматривались как дикарки. В некоторых областях Северной Европы уже в XV веке была распространена ситуация, когда младенца с самого рождения кормили животным молоком или кашей. В XVIII веке те группы населения, которые отличались некоторым благополучием, охотно заменяли материнское молоко подслащенной водой. Детям это нравилось, но в итоге они (как это произошло в семье Вольфганга Амадея Моцарта) умирали от неполноценного питания. Во времена промышленной революции в городах был широко распространен отказ от грудного вскармливания, связанный с тем, что многие матери устраивались на работу и оставляли детей на попечение другим женщинам, которые кормили детей молоком из бутылочки, а также прикормом. По оценкам ЮНИСЕФ, сегодня каждый год во всем мире умирают 1,3 миллиона детей, так как они не получают грудного молока. И даже в США с этим связывают и сейчас почти 750 случаев смерти грудных детей ежегодно.
Спор вокруг кормления грудью: как, как часто и как долго?
Почему мы часто встречаемся с совершенно разным отношением к вопросу о грудном вскармливании? Есть ли у детей от природы определенные ожидания? Разве природа не должна давать какую-то «естественную инструкцию» по кормлению грудью? Попробуем найти ответы на эти и другие вопросы.
Если сравнивать разные народности нашей планеты, то частота кормления грудью составляет в среднем от одного раза в пятнадцать минут до одного раза в течение шести часов. Даже в Европе различия между разными народами довольно существенные: мама из Копенгагена кормит ребенка в среднем 10,5 раза в день (то есть через каждые 2,3 часа), а вот мама из Ростока кормит всего 5,7 раза в день (здесь уже пауза между кормлениями составляет 4,2 часа).
Но даже в каждой конкретной стране различия в кормлении от семьи к семье также довольно значительны. Некоторые мамы из Германии прикладывают ребенка к груди каждый час или даже чаще, а другие выдерживают интервалы от четырех до шести часов. Рекомендации педиатров находятся где-то посередине: восемь — двенадцать кормлений в течение суток.
А вот как часто дети в каждом конкретном случае «заправляются» молоком, зависит не только от существующих в обществе традиций. У каждого ребенка свои потребности в питании. Одни ведут себя как постоянно голодные «свинки», а другим нравится смаковать еду (об этом мы еще поговорим в главе 3 в разделе «Размышления»).
Большую роль также играет и то обстоятельство, насколько «близок» младенец к своей матери. Дети, которых мамы много носят на руках и которые спят в маминой постели, в целом получают молоко чаще. Поэтому нас не удивляет тот факт, что частота грудного вскармливания и в традиционных обществах сильно зависит от рода деятельности матери. Эта частота подвержена и сезонным колебаниям: если мамы много выезжают из дома (например, на полевые работы), то и кормят ребенка они реже.
Имеется мнение, что определенную роль играют и климатические воздействия. В очень жарком и сухом климате пустыни Калахари мамы из народности кунг прикладывают детей к груди в среднем каждые пятнадцать минут. В молоке для ребенка содержатся ведь не только калории, но и вода, а содержание воды в материнском молоке зависит от длительности кормления (чем дольше ребенок сосет грудь, тем больше жира в молоке). Следовательно, если дети сосут грудь короткое время, но часто, то содержание воды в молоке больше, и дети таким способом лучше утоляют жажду. Становится ясно, что потребление молока в жарких странах скорее управляется чувством жажды и дети в этих странах, соответственно, пьют чаще. А вот в северных широтах дети прикладываются к груди скорее из чувства голода, и им требуется меньше приемов пищи.
Решающую роль играет тип питания: питающиеся материнским молоком младенцы начиная с третьего месяца жизни в среднем требуют еду чаще, чем искусственники. И происходит это, к сожалению, в основном по ночам[9].
Показанные взаимосвязи демонстрируют, что на вопрос о «лучшем» интервале кормления тяжело дать общий ответ — в наших широтах груднички хорошо развиваются с различными интервалами кормления. Однако есть свидетельства того, что преимуществом обладают меньшие по количеству молока кормления, происходящие с большей частотой. Так, научные наблюдения показывают, что груднички реже страдают коликами, если их чаще кормить грудью. Еще одно преимущество более коротких интервалов между кормлениями состоит в том, что у матерей в этом случае меньше проблем с израненностью сосков. Эта довольно распространенная проблема может быть связана с тем, что дети после длительных промежутков между кормлениями пьют грудное молоко более жадно.
Грудное вскармливание долгое время рассматривалось как часть воспитания. Так, примерно с 1920 года врачи в Германии рекомендовали применять регламентированное кормление грудью по часам, причем прежде всего как меру педагогического воздействия: «При организации пауз в кормлении речь идет не просто о важнейшем принципе регулирования питания, но и о первичном воспитании, осуществляемом с целью овладения таким явлением, как инстинкт», — писал один из первооткрывателей-педиатров профессор Черни в 1922 году в своем учебнике. Немного позднее, в 1934 году, «Управление общественного благосостояния» рекомендовало даже кормить грудью строго в 6, 10, 14, 18 и 22 часа, причем делать это следовало «всегда пунктуально». Сегодня педиатры снова рекомендует в целом кормить грудничков всегда, когда дети подают сигналы голода.
Тем, кто считает, что кормление по часам — это старинный обычай, следовало бы заглянуть в журналы, которыми в свое время пользовались их родители. В них часто были представлены такие практичные средства, как, например, часы feedy, обладающие довольно современным дизайном и показывающие не только время, когда был накормлен в последний раз ребенок, но и то, из какой груди он был накормлен. Все еще часто можно услышать, что регулярное кормление делает самого ребенка более «постоянным», препятствует тому, чтобы он был избалован. Таким образом, дух профессора Черни все еще живее всех живых.
В споре между альтернативами «по потребности» или «по часам» забывают о третьем моменте, исходя из которого все чаще принимается решение о кормлении: по возможности. «Во всех культурах, — говорит антрополог Сара Блаффер Хрди, — женщины подстраивают свою жизнь под потребности своих грудных детей, считая при этом своих детей способными на обратное взаимодействие». Так, например, женщины в высокогорьях Непала в зависимости от трудовой сезонной нагрузки кормят детей чаще или реже, что похоже на поведение современных матерей из Германии, которые, вернувшись на работу, кормят грудным молоком так часто, как это возможно в сложившихся обстоятельствах.
Естественно, более долгие перерывы между кормлениями всегда позволяли маме слегка ослабить «привязку» к ребенку. Однако какая из моделей является наилучшим решением для самого ребенка? Результаты исследований показывают, что для роста грудничка кормление грудью по потребности как минимум в первые недели жизни лучше. А вот после этого периода частота кормления не должна уже оказывать прямого воздействия на рост. Некоторые исследования также доказывают, что дети, которых кормили грудью по потребности, лучше учатся самостоятельно регулировать потребление пищи. Соответственно, они менее подвержены появлению излишнего веса.
Кормление грудью — это как пакет услуг, включающий в себя некоторые приятные моменты, например физическую близость, компенсирующую время, которое уходит на другие обязанности: приготовление пищи, уборку, смену пеленок и т. п. Но есть и нечто менее позитивное: грудные младенцы с удовольствием требуют еду по ночам, то есть именно тогда, когда уставшая мама набирается сил для приготовления пищи, уборки, смены пеленок и так далее…
С точки зрения эволюции, то, что грудные младенцы хотят есть и ночью, имеет свой смысл. Ведь ребенку следует постоянно снабжать свой быстрорастущий организм и мозг энергией. И тут нельзя упускать ни одной возможности. По факту практически все питающиеся материнским молоком младенцы, спящие рядом с матерью, обеспечены манной небесной и по ночам. Груднички, находящиеся ночью около мамы, потребляют на треть больше калорий, чем те, кто спит в своей кроватке. И, как мы увидим дальше, такие пристрастия отражаются и на архитектуре детского сна, то есть на его глубине: сон младенца как раз в первые три месяца жизни очень легок и постоянно прерывается фазами бодрости, когда грудничок может приняться за дело. То, что младенцы в возрасте трех месяцев спят без перерыва (как утверждают некоторые советчики), для детей, питающихся молоком матери, в корне неверно. Наблюдения показывают, что частота ночных пробуждений в первые шесть месяцев практически не уменьшается. На ночную «готовность сосать грудь» указывает и другой факт: дети, спящие ночью с пустышкой, спят менее глубоко.
Наблюдения показывают, что матери тоже готовы к ночным бдениям. На соответствующих видеозаписях можно заметить, что они выстраивают свой сон интуитивно в зависимости от потребностей грудного вскармливания: мама и ребенок во сне большую часть времени лежат лицом друг к другу. Стадии сна матери большей частью синхронизированы со стадиями сна ребенка — мама и ребенок спят вместе «глубоко» или «поверхностно» и часто одновременно просыпаются для кормления.
Вопрос, который неизбежно ставят отученные таким способом от сна матери: как долго это будет продолжаться? Попробуем сначала спросить не эволюцию, а других советчиков. И здесь мы обнаружим (кажется) оптимистичное послание: в возрасте шести месяцев обмен веществ у ребенка становится настолько стабильным, что он вполне может «обходиться без ночного доступа к пище». В качестве обоснования указывается следующее: уровень сахара в крови между приемами пищи снижается уже не так сильно, как у совсем маленького ребенка, малыш остается в «зеленой зоне» и без регулярной поставки калорий.
Как бы оптимистично это ни звучало, единственное, что это доказывает, — то, что ночные паузы в питании не становятся причиной проблем в здоровье. Но это не дает ответа на главный вопрос: обладает ли преимуществами для грудничка ночной прием пищи также и после первых шести месяцев жизни? Ожидает ли ребенок по-прежнему и ночью свою еду?
С точки зрения эволюции, в пользу положительного ответа на данный вопрос свидетельствует очень легкий сон. А при рассмотрении связи ночных кормлений с развитием мозга ситуация отказа от них выглядит несколько пессимистично. Хотя мозг после первых трех месяцев жизни и развивается медленнее, в период от двух до трех лет ему необходим достаточный прилив калорий, чтобы «финансировать» этот рост. В тех условиях, которые раньше были правилом, ночной прием пищи также был бы желателен и после первого года жизни.
В условиях, когда кормление грудью не особо благоприятно сказывается на сне, начинается поиск различных путей и лазеек, чтобы это кормление сократить. Некоторые родители делают ставку на то, что насыщение организма пищей при кормлении из бутылочки держится немного дольше, чем при кормлении грудью. И это верно. Также верен и тот факт, что сон детей-искусственников не настолько легок, как сон детей, питающихся материнским молоком. Но можно уверенно констатировать: многие матери после отлучения ребенка от груди не наблюдают, что ребенок стал лучше спать. (Однако бутылочка молока на ночь нередко является первым шагом на пути отлучения от груди, и вот тут кажущееся сокращение кормления приводит родителей туда, где они вовсе не хотят оказаться, — к питанию из бутылочки…)
Немного удлинить ночной сон, возможно, поможет пустышка. Благодаря ей дети удовлетворяют свои потребности в сосании. В условиях сегодняшнего изобилия это довольно приемлемая стратегия, хотя и тема «дезориентации» детей при сосании не так давно дискутировалась. Однако дискуссии закончились к удовлетворению всех сторон: дети, растущие с пустышкой, развиваются ничуть не хуже тех питающихся молоком матери грудничков, что развиваются без пустышки[10].
Также следует заметить, что изобильное питание не помогает некоторым детям дольше спать. Более детально мы рассмотрим этот вопрос в главе 4.
При всех известных преимуществах, которыми обладает кормление грудью, не следует забывать, что даже это гениальное изобретение природы имеет свою цену: кормление грудью отнимает много сил[11]. А также много времени. Практически любая кормящая мать когда-нибудь начинает жаловаться на то, что она больше совсем ничего не успевает.
Косвенные потери от грудного вскармливания также могут быть существенными. Ведь кормя грудью, мама решается на стиль жизни, который может противоречить другим ее интересам: в период грудного вскармливания она меньше работает, меньше заботится о других своих детях, меньше уделяет времени своему социальному окружению или личным отношениям. К тому же ее тело подвергается серьезной нагрузке, что не проходит бесследно. Неспроста говорят в народе, что каждый вскормленный грудью ребенок стоит одного зуба.
Еще одно обстоятельство, которое, возможно, не следует рассматривать как недостаток, но которое тоже стоит учесть: как минимум какое-то время мама не сможет забеременеть.
С учетом вышесказанного становится неудивительным, что продолжительность кормления грудью как у человека, так и у зверей представляет собой выражение конфликта между матерью и ребенком. И почти везде ситуация развивается похожим образом: ребенок хочет наслаждаться преимуществами грудного вскармливания дольше, чем мать готова мириться с его недостатками. О том, какие резкие формы может принять ситуация в связи с прекращением грудного вскармливания, мы увидим дальше.
«Кормление грудью матери продолжают обычно очень долго, так как молоко у них, похоже, не кончается», — писал этнограф Ирле в начале прошлого столетия об африканском племени гереро. Даже если такое обоснование и звучит весьма своеобразно, оно вполне подходит под те выводы, которые делают многие этнографы: в большинстве культур кормление грудью длится долго — намного дольше, чем к этому привыкли в западных странах.
В среднем, согласно данным имеющихся исследований, продолжительность грудного вскармливания у человека составляла в среднем тридцать месяцев. Заключения археологов также указывают на этот факт (о времени прекращения грудного вскармливания можно сделать вывод по остаткам костей детей): находки, сделанные в местах обитания индейских племен в Южной Дакоте, свидетельствуют, что там прекращали кормление детей грудью в возрасте около двадцати месяцев. Аналогичные сведения содержатся и в Библии: согласно ее данным, иудейских детей отлучали от груди в возрасте двух-трех лет. Коран рекомендует продолжительность грудного вскармливания около двух лет. Вплоть до современной эпохи кормление грудью детей младшего возраста было совершенно нормальным явлением.
По сравнению с другими приматами даже этот период является скорее коротким. В зависимости от размера тела обезьяны кормят грудью от одного до семи лет, а человекообразные обезьяны — в среднем от пяти до семи лет. При этом — по крайней мере в дикой природе — продолжительность кормления грудью в рамках одного вида вполне предсказуема. А вот у человека даже между традиционными культурами в данном вопросе имеются довольно сильные различия. Так, в народности бофи в Центральной Африке ее представители, живущие собирательством, кормят детей грудью от тридцати шести до пятидесяти трех месяцев, а у живущих в непосредственной близости представителей другого клана период кормления грудью составляет до восемнадцати до двадцати семи месяцев.
Почему настолько различается длительность грудного вскармливания у человека? Теория конфликта — один из важнейших инструментов эволюционной биологии — поможет нам разобраться в этом вопросе. Базовая гипотеза этой теории состоит в том, что средства и возможности (ресурсы) матери ограничены и при их распределении она должна принимать во внимание не только интересы нынешнего ребенка, но и интересы потенциальных следующих детей и, естественно, ее собственное стремление к выживанию. Только если она правильно сумеет распределить силы, она сможет выполнить ту программу, на которую настроены все живые существа — оставить после себя при заданных обстоятельствах максимально большое количество здоровых наследников.
Эта программа действительна для всех видов, неважно, идет речь о человеке или о мыши. Однако в том, что касается длительности грудного вскармливания, здесь имеются различные ответы: если у животных мать прекратит кормить грудью раньше, чем ее детеныш станет достаточно зрелым, чтобы самостоятельно находить для себя пищу, то малыш обречен на смерть. У человеческих матерей здесь в руках более длинный поводок: человеческого ребенка с определенного возраста можно будет кормить пищей для маленьких детей, которой изначально являлся, например, костный мозг или предварительно разжеванная еда. После происшедшей около восьми тысяч лет назад аграрной революции сюда добавилось животное молоко и все возможные виды зерновых каш. Ну а сейчас в наличии огромный ассортимент питания из баночек[12].
От чего же зависит, в какой момент мама захочет прекратить кормление своего, обладающего порой уже острыми зубками младенца?
С одной стороны, здесь решающее слово могут сказать традиции, хотя некоторые из них мы в полной мере даже и не осознаем. В зависимости от общества, в котором живут люди, нормальным может считаться прекращение грудного вскармливания как в возрасте четырех недель, так и в возрасте четырех лет (то есть имеет место разница почти в пятьдесят раз). Большинству жителей Германии не нравится видеть, как ребенок, который уже ходит в детский сад, все еще пьет грудное молоко. А во многих других культурах это так остро не воспринимается.
Точно одно: личное решение о прекращении грудного вскармливания опирается больше на чувства, чем на осознанное, рациональное взвешивание ситуации. Начиная с определенного момента кормление грудью может стать обременительным и воспринимается как неподходящее явление. В один прекрасный момент недостатки начинают перевешивать, а трава, как говорится, в другом месте начинает казаться более зеленой. Или же у мамы возникает впечатление, что ее молока уже недостаточно — предположение, которое довольно часто возникает среди городских жителей Западной Европы.
Никто уже не удивляется, встречая на электронных досках объявления следующего типа: «Предлагаю бывший в употреблении бюстгальтер для кормления, размер 75C. Кормила совсем немного, потому что моему малышу не хватало молока». Существует много женщин, которые прекращают кормление еще до истечения четвертого месяца, так как у них якобы «слишком мало молока». Решение о прекращении кормления в западных странах сегодня принимается все чаще на уровне восприятия потребностей ребенка. В большинстве случаев за ощущением нехватки молока не стоит никакая биологическая проблема. Больше того, предполагаемый спад выработки молока скорее всего возникает на почве двойственного отношения к грудному вскармливанию, а также ввиду наличия у мамы сомнений в своей компетенции как матери. Так, некоторые матери, видя, что их дети, которых они кормят грудью, пьют молоко чаще, чем «искусственники», считают это признаком того, что их молока детям стало недостаточно. Ну а детский крик, возникающий из-за стандартных для трехмесячного возраста колик, кормящими матерями воспринимается нередко и вовсе как крик, свидетельствующий о голоде. И следствием является прикармливание искусственным молоком.
И тем не менее такие эмоциональные предположения возникают не без зависимости от реальных условий. То, что кормление грудью вдруг начинает казаться «слишком стрессовым процессом», может быть связано с новой работой, к которой стремится мама, или с тем, что она хочет на время передавать кому-то ребенка. Это может быть связано и с другими, совершенно разными обстоятельствами. Например, некому отвезти автомобиль на техосмотр или никто не вывозит макулатуру и т. д.
Давайте же взглянем пристальнее на «формулу», в соответствии с которой принимаются решения о прекращении кормления. Скорее всего, стоит, учитывая различия в культурах, рассмотреть такой момент, как типичная длительность грудного вскармливания, и сопоставить ее с имеющимися условиями жизни.
Когда этнологи попытались это сделать, они пришли к удивительным результатам. Они исходили из того, что матери в случае господства свойственному традиционному обществу стиля прекращают грудное вскармливание раньше, когда хотят прибегнуть к использованию подходящего для детей младшего возраста питания. Однако системная оценка времени прекращения грудного вскармливания у различных традиционных народов показала, что влияние «пищевого окружения» на удивление невелико. Оказывается, дети младшего возраста вовсе не привязаны к специфическому питанию при прекращении кормления грудью, а вполне способны обходиться размельченной взрослой пищей.
А вот вопросы условий работы женщин, как оказалось, имеют более сильное влияние. Если женщины не имеют возможности взять ребенка с собой в поле, то грудное вскармливание прекращается раньше. Матери в племенах, занимающихся охотой и собирательством, которые могут оставить своих детей под присмотром специальных людей в лагере, кормят детей «всего» один-два года. При этом достаточно мобильные группы занимающихся охотой и собирательством людей, живущие в суровых условиях (как, например, народность кунг в Калахари), кормят детей грудью три-четыре года[13].
Способствует ли социальная защищенность и поддержка матерей тому, чтобы они кормили грудью дольше? И да, и нет. Получается, что все зависит от того, кто является источником такой поддержки. Так, в традиционных обществах женщины с неплохими материальными условиями кормят грудью меньше. Женщины, получающие поддержку от других женщин (подруг или бабушек), также прекращают кормление раньше. Объяснение этого неожиданного явления следующее: когда женщина помогает матери, то выражается это прежде всего в том, что она смотрит за детьми. А что может быть матери ближе, чем использование полученной свободы с целью улучшения содержания семьи путем занятия собирательством или прочими работами?
А вот если матери оказывает поддержку отец ребенка, то следствием этого, как правило, становится более длительное грудное вскармливание. Отец обеспечивает содержание, а значит, мать получает возможность более плотно заниматься ребенком. Современная статистика демонстрирует аналогичную ситуацию: как работающие, так и воспитывающие детей в одиночку матери прекращают грудное вскармливание раньше, чем те, кто сидит дома и, соответственно, может опереться на отца ребенка как на добытчика.
Если при принятии решений, относящихся к грудному вскармливанию, речь идет о том, чтобы по возможности хорошо распределить силы, то результат вовсе не удивляет: более поздние дети, в особенности последние, получают грудь дольше. Там, где ребенка больше не ждут, проявляется больше щедрости[14].
Решение «за» или «против» кормления грудью — это в итоге всегда вопрос «чувства»: насколько я как кормящая мать буду себя ощущать комфортно? Как будут на меня смотреть другие? Неудивительно, что решающую роль играет партнер. Если он положительно смотрит на кормление грудью, то ребенок питается материнским молоком значительно дольше.
Большое значение имеет и то, как общество в целом относится к грудному вскармливанию. И тут существует определенная путаница: с одной стороны, в современных обществах материнское молоко рассматривается как наилучшее питание для ребенка и педиатры не устают подчеркивать его преимущества. С другой стороны, грудное вскармливание частично вызывает подозрения — считается, что ребенок, имея свободный доступ к груди, может избаловаться или привыкнуть к тому, что ему всегда удается реализовать свое желание.
К тому же, например, в англосаксонских странах грудное вскармливание считается чуть ли не сексуальным действием, и в некоторых из этих «современных» стран на публичное кормление наложено табу, что отнюдь не способствует его популяризации. Еще в 2008 году некоторые средства массовой информации США назвали «сексуально возбуждающей» фотографию кормящей грудью Анджелины Джоли, исполнительницы роли Лары Крофт. Напомним, на фото была видна лишь небольшая часть ее левой груди. В сети Facebook, где друг с другом общаются около ста двадцати миллионов человек, фотографии кормящих грудью матерей удаляют сразу же, если на них видна хотя бы часть груди.
Из сказанного становится ясно: универсального ответа на вопрос об оптимальной продолжительности кормления грудью не существует. Ответ на этот вопрос всегда зависел от условий жизни матери, от того, насколько большое влияние имеют связанные с грудным вскармливанием недостатки в каждом конкретном случае.
Ясно, однако, одно: с точки зрения эволюции грудное вскармливание представляет собой решение, создающее ребенку вплоть до младшего детского возраста массу преимуществ. Пригодные для организма маленького ребенка источники белка в истории человека всегда были слишком бедны, а на этапе экстремально быстрого роста мозга, то есть в первые три года жизни, любая «добавка» к питанию всегда приветствовалась. «Молочный фундамент», образуемый грудным молоком, помогал сгладить обусловленный сезонным фактором дефицит на этом критическом этапе развития.
Наблюдения за детьми в менее благополучных обществах также показывают, что дети младшего возраста, покрывающие потребности в питательных веществах большей частью от прикорма, только выигрывают от иммунологической защиты, предоставляемой материнским молоком. Ибо начинающийся вместе с прикормом переход к источникам питания для взрослых является также переходом в мир болезнетворных микробов. Даже сегодня решающим вопросом для выживания детей младшего возраста в критических условиях является вопрос о том, как долго их (в дополнение к прикорму) кормили грудью.
Тяжело сказать, обладает ли длительное кормление грудью преимуществами с точки зрения здоровья (вопроса об эмоциональной привязке мы коснемся в главе 10). Надежные и хорошо усваиваемые детьми младшего возраста источники белка сейчас лежат на полках любых супермаркетов, а ввиду повсеместного соблюдения правил гигиены иммунологические преимущества материнского молока (прежде всего имеется в виду защита от диареи) уже давно не обладают решающим воздействием. Однако имеются данные о том, что защитная система организма детей, дольше получающих грудное молоко, развивается более благоприятно. Так, например, известно, что у этих детей реже развивается целиакия (непереносимость содержащегося во многих видах зерна глютена), если они получают одновременно и прикорм, и грудное молоко. Вероятно, грудное вскармливание и в сегодняшних условиях представляет собой некий вид «иммунологического защитного щита», при наличии которого дети могут лучше приспосабливаться к новому миру питательных веществ в младшем детском возрасте. То, что грудное вскармливание может защитить от аллергии, выглядит правдоподобно, но наука на этот вопрос однозначного ответа не дает.
Во всяком случае, в оценке «затрат» на грудное вскармливание в последние десятилетия наметились глубокие изменения. Многие матери озабочены тем, что якобы длительное кормление грудью может нанести ущерб психическому развитию детей: оно «балует» детей, препятствует развитию в них самостоятельности. Некоторые родители опасаются власти привычки: если долго кормить ребенка младшего возраста, то возникает возможность «никогда не оторвать» его от груди… В связи с этим профессиональная ассоциация американских педиатров посчитала необходимым выступить с успокоительным заявлением о том, что «не существует никаких указаний на наличие вредного влияния на психику и на развитие ребенка, если кормить его грудью на третьем году жизни и дольше».
Вопросам самостоятельности и «избалованности» уделено некоторое внимание в главе 5 и 12, в разделах «Размышления». Здесь же заметим вкратце: то обстоятельство, что дети становятся самостоятельными, в эволюционных условиях прошлого обладало не меньшими преимуществами, чем сегодня, и поэтому вряд ли следует думать, что наблюдавшаяся в прошлом в обществе большая продолжительность грудного вскармливания каким-то образом вредила этой цели. Исследования, в ходе которых сравнивалась самостоятельность детей из традиционных обществ, где имела место большая продолжительность кормления грудью, с социальной компетенцией и самостоятельностью детей из западных стран, которых не кормили грудью вообще или кормили короткое время, продемонстрировали более высокий уровень самостоятельности детей из традиционных обществ.
Ну а как быть с тем, что ребенка тяжело отлучить от груди? Здесь мы сталкиваемся с очередной темой, связанной с грудным вскармливанием, — это конфликты, связанные с отнятием от груди.
Отнятие от груди
Каждой матери хочется, чтобы отнятие от груди не превратилось для ее ребенка в слишком «жесткую посадку» и чтобы оно прошло без боли и слез. Но ведь противодействовать учению эволюционной биологии невозможно. Теория эволюционного конфликта (с которой мы встретимся в главе 2, раздел «Размышления») говорит, что при принятии решения о прекращении грудного вскармливания почти неизбежно следует ожидать конфликтов. Основная гипотеза этой теории утверждает, что дети настроены эволюцией таким образом, что они всегда требуют больше, чем родители способны им дать!
Поэтому неудивительно, что взгляды о «наилучшем» моменте для отлучения от груди расходятся. Допустим, мама решила прекратить кормление грудью в связи с тем, что хочет родить еще ребенка. С ее точки зрения, разумно использовать некоторую паузу перед бурей, чтобы набраться немного сил после бессонных из-за кормления ночей. Но у ребенка другое видение данного вопроса: он принимает в расчет только свои интересы и не хочет отказываться от груди. Некоторые ученые идут еще дальше, рассматривая возникающие практически у всех детей в возрасте от двух до четырех лет приступы ярости как некое нормальное сопровождение эволюционно обусловленного конфликта, связанного с прекращением грудного вскармливания (об этом будет дискуссия в главе 7).
Но права ли теория конфликта в ее пессимистических допущениях? Правда ли, что при прекращении грудного вскармливания нет подходящего для обеих сторон хорошего решения? Разве не говорят некоторые родители о том, что их дети сами отказались от кормления грудью?
Посмотрим, как обстоят дела у наших ближайших родственников. Практически у всех видов обезьян отлучение от груди — это горячая тема. За материнскую грудь идет настоящая борьба.
Важнейшим средством борьбы в разгорающемся вокруг прекращения кормления конфликте являются частые приступы гнева. Детеныши шимпанзе не брезгуют даже тем, чтобы целенаправленно помешать матери спариваться. В этом поведении усматривается настоящая печаль. Детеныши орангутанга после отлучения от груди часто даже плачут ночами.
Популярной также становится регрессия. Маленькие любители грудного молока всячески демонстрируют свою потребность в защите и утешении и вынуждают мать носить их на своей спине, что обычно обезьяны делают только с совсем малышами. Или детеныши начинают вдруг ковыряться в шерсти матерей — возможно, чтобы улучшить их настроение. А то и демонстрируют весьма задорные номера, например маленькие шимпанзе провоцируют нападение своих старших собратьев, чтобы мать им предложила свою защиту и утешение. Наблюдали даже одного детеныша, который бежал к своей маме, хромая. Ну а после отдыха на ее груди он ушел от нее ровной походкой, как будто исцелился.
Нам сейчас тяжело себе представить, каким решающим событием являлось прекращение грудного вскармливания в прежние времена. Ведь в те времена не существовало адаптированных молочных смесей, было только животное молоко. Прекращение кормления грудью означало смену надежного, богатого энергией источника питания на абсолютно ненадежную и содержащую различное количество энергии пищу.
Сюда добавлялось и то обстоятельство, что часто вместе с прекращением кормления грудью исчезала и близость к матери. Ведь в условиях жизненного стиля охотников и собирателей мать с маленьким ребенком часто была полностью загружена и даже перегружена: те, кто проходит в год до двух тысяч километров и вынужден при этом тащить с собой малыша, рады, когда после прекращения кормления грудью о ребенке позаботится кто-то другой. Следовательно, прекращение грудного вскармливания часто означало для ребенка не только некоторые качественные изменения в питании, но и глубоко идущие социальные изменения. Вместе с грудью ребенок менял, так сказать, весь свой «образ жизни». Наши дети и сейчас носят в себе это наследие.
Попытаемся взглянуть несколько вглубь темы. Мы рассматриваем сегодня развитие как некую сплошную череду состояний: сначала это грудной младенец, затем ребенок младшего возраста, затем он пошел в детский сад, после в школу, и наконец наступают пубертатный период и молодость. Двигаясь по этому пути, дети постепенно становятся самостоятельнее, «поводок», связывающий их с родителями, все больше и больше удлиняется, пока наконец совсем не обрывается. Но в прежние времена, времена охоты и собирательства, реальность была совершенно иной. До вступления в пубертат было лишь два жизненных этапа: этап грудного ребенка (приблизительно первые три года жизни) и затем этап маленького ребенка в группе детей (период с момента прекращения грудного вскармливания и до посвящения во взрослые). И между этими жизненными стилями находилась глубокая яма. Сначала «поводок», связывавший с матерью, был очень коротким (еще короче, чем у нас), чтобы затем разом стать слишком длинным (длиннее, чем у нас). И мы, европейцы, тем сильнее замечаем контрасты в детях из обществ охотников и собирателей: сегодня они еще у груди матери, а завтра уже вооружены отравленными стрелами в группе детей в первобытном лесу.
Есть сведения, что в африканском племени бофи детей после прекращения грудного вскармливания никто не брал на руки — ни мать, ни другие. У народности кипсиги из Кении детей, которых не кормят больше грудью, в кровати размещают не лицом к матери, а спиной, а рядом с матерью лежит новый младенец. В некоторых других культурах прекращение грудного вскармливания означало, что ребенок должен теперь спать не с матерью, а с братьями-сестрами или даже с бабушкой. Таким образом, младенцы теряли физическую близость с матерью. Не просто так в некоторых культурах процесс прекращения грудного вскармливания также называют «разводом». Отучение от материнской груди являлось намного более значимым событием, чем изменение окружающей среды, эмиграция или даже женитьба. Значит, в основе своей конфликт, связанный с прекращением грудного вскармливания, является конфликтом разрыва связей.
Неудивительно, что в этом конфликте как дети, так и матери настроены бороться с использованием всех возможностей: матери народности кунг в Калахари наносят на грудь пасту из горьких трав. Женщины народности зулу используют для этой цели измельченных мух. У других народов используется соленая томатная паста, коровий навоз, сок табака или же лимонный сироп и даже порошок из перца чили. Сегодня в народе бофи используют также и другой метод: закрашивают соски лаком для ногтей красного цвета, чтобы ребенок думал, что на груди открытая рана. С этой же целью на соски накладывают повязки. В ход идут различные страшные истории. Например, о том, что по груди матери ползают гусеницы. Или же мама зовет старших детей, которые начинают насмехаться над младшим, как только он пытается подобраться к груди. Существуют и более изощренные способы, когда в действие вступают взрослые в масках, угрожающие взять ребенка с собой, если он еще раз приложится к груди. Почти святым на этом фоне выглядит метод, когда материнское молоко выжимают на руку ребенка и заставляют его стряхнуть это молоко на пол или в мусорное ведро, как будто оно «плохое».
Кто думает, что сопротивление бесполезно, тот заблуждается. Если внимательно прочитать раздел выше о том, как детеныши человекообразных обезьян ведут себя во время конфликта, то можно реально представить, каким арсеналом располагают человеческие дети — в частности, речь идет о плаче, крике, регрессии, о приступах ярости, когда дети нередко пускают в ход руки.
И все-таки ничего не мешает вообразить себе и такую ситуацию, когда прекращение грудного вскармливания проходит тихо и спокойно. Эволюционный биолог Бейтсон так обобщает свое мнение об этом: «Мама и ребенок при прекращении грудного вскармливания не так уж редко учитывают взаимные интересы, как будто они находятся в одной упряжке». В связи с этим возникает вопрос: когда наступает конфликт, а когда озарение?
Первое утверждение этнолога состоит в следующем: «ценность» кормления грудью в первую очередь связана с возрастом ребенка. Чем меньше возраст, тем важнее материнское молоко для его развития. Поэтому маленькие дети и протестуют сильнее.
На самом же деле наблюдается в корне противоположное явление! Чем старше дети, когда прекращается грудное вскармливание, тем больше протеста наблюдается с их стороны при отлучении от груди! Разве это не переворачивает с ног на голову всю теорию конфликта эволюционных биологов? Нет. И этот парадокс легко объяснить: протест старших детей является не только более громким, они могут себе позволить, в отличие от маленьких детей, сделать «больше шума из ничего».
Громкий протест обходится беззащитному грудничку, который день за днем вынужден расходовать треть своей энергии на рост, намного «дороже», чем ребенку младшего возраста, которому для роста требуется всего лишь 5 % его энергии! Следовательно, протест против отъема от груди обходится тем «дешевле», чем старше ребенок. А значит, с возрастом растет и вероятность того, что возможны преувеличения и утрирование, а также того, что мама будет вынуждена делать вещи, которые ребенку больше совершенно не нужны.
Наряду с возрастом есть еще и второй фактор, который способен объяснить степень раздора между мамой и ребенком. Речь идет о том, насколько радикальным в социальном смысле является отказ от грудного вскармливания. Если при прекращении кормления грудью ребенку угрожает и потеря близости с матерью, то борьба за доступ к груди идет более ожесточенно Этнолог Хиллари Фаутс замечательно это продемонстрировала на примере двух групп африканской народности бофи: одна группа жила в соответствии с традиционным стилем собирательства, другая — как оседлые крестьяне. Обе группы после прекращения грудного вскармливания обходились со своими детьми по-разному. В племени собирателей при прекращении кормления грудью образовавшуюся брешь заполнили другие члены племени, которые начали интенсивно заботиться о ребенке вместо матери: детей много носили на руках, держали на коленях. А вот детей крестьян носили на руках намного меньше. И произошло то, чего не ожидал никто: эти дети полностью потеряли свой статус и вынуждены были большую часть времени присматривать за младшими братьями и сестрами. Реакция на этапе прекращения вскармливания была соответствующей. Среди крестьянских детей возникали душераздирающие конфликты вокруг материнской груди, а в группе собирателей слез и сопротивления было намного меньше.
В-третьих, большую роль играет также и личность ребенка. У некоторых детей нервы натянуты сильнее, следовательно, при конфликтной ситуации и сам конфликт выглядит более резким.
В то время как интересы матери и ребенка во время кормления на протяжении длительного времени соответствуют друг другу, рано или поздно наступает момент, когда эти интересы расходятся. Когда этот момент наступит, зависит — как мы увидели в первой части этой главы — прежде всего от жизненных обстоятельств матери.
То, как ребенок будет защищаться от прекращения грудного вскармливания, имеет свою индивидуальную подоснову, но зависит это также и от того, в каком объеме он теряет свой обычный доступ к материнской «ближней зоне».
Исходя из этого, можно сформулировать советы для родителей. Даваемый из самых лучших намерений поборниками максимально «естественного» воспитания совет, что матери должны давать ребенку возможность решить самостоятельно, когда прекращать кормление грудью, с точки зрения эволюции выглядит неубедительно. Ребенок в своих ожиданиях ориентируется в первую очередь на свои интересы, а они, конечно, могут, но не должны обязательно совпадать с интересами мамы, братьев и сестер и семьи в целом. Существующую в семье потребность постоянного сбалансирования интересов невозможно делегировать ребенку!
Больше помочь может другой аргумент. Степень «сопротивления» детей при отлучении от грудного вскармливания зависит, как мы смогли увидеть, также и от того, насколько сильно изменится стиль жизни ребенка в связи с отлучением от груди. Ведь кормление грудью (что мы часто забываем) обеспечивает ребенка не только молоком, но и особенным, интенсивным, чувственным и «личным» ощущением общности с матерью во время кормления. Значит выросшему из возраста грудничка ребенку надо предложить регулярную возможность эмоциональной страховки и выражения нежности. Также важно постепенно отлучать ребенка, а не резко и сразу «отсекать» его от возможности грудного вскармливания. Если у ребенка есть время, чтобы сформировать новые привычки и ритуалы близости, приучиться к переходным объектам (например, кукла-платочек), если этому будет способствовать все социальное окружение, то и конфликтов будет меньше. Таким образом, отлучение от грудного вскармливания перед тем, как мама вновь начнет ходить на работу, будет более насыщено стрессом, чем отучение в спокойной обстановке в течение более длительного периода. Грудное вскармливание — это прежде всего некий привилегированный вид коммуникации и развития отношений. И то, что на его замену требуется достаточное количество времени, вполне понятно.
Размышления
Конфликты в семье — ошибки природы?
Типичная журнальная картинка семьи — образец гармонии. Излучающие радость мама, папа и ребенок, вместо пятен от сладостей на одежде красуются заутюженные складки…
Такая согревающая сердце картинка представляется как правило, в начале семейной жизни для многих будущих родителей. Однако те же родители начинают ужасно страдать, когда картинка вдруг изменяется. Когда они замечают, что они не могут сделать хорошо всем. Чем лучше заняться: собственным образованием или побыть с ребенком дома? Лечь ли вечером спать с ребенком, чтобы он мог сладко заснуть, или же сделать наконец то, что мозолило глаза в течение всего дня (например, застирать те же пятна от сладостей)? Или же, наконец, один раз предпринять что-то только для себя?
Такая вот дилемма. И выражается она в том, что невозможно «самореализоваться» и одновременно полностью быть в распоряжении детей! Однако если конфликты — это изобретение современности, то почему самый длинный раздел в предыдущей главе посвящен «естественному» конфликту, конфликту, связанному с прекращением грудного вскармливания?
Почему интересы детей и родителей иногда расходятся? Где формируются конфликты и как их можно преодолеть? Почему «выгода для всех» даже в семье бывает настолько редкой?
Давайте рассмотрим картинку еще раз, теперь уже с упомянутыми выше пятнами на одежде. Хотят ли все изображенные на картинке лица одного и того же? И да, и нет. Конечно же, все хотят хороших отношений друг с другом и хотят быть «счастливы вместе». С другой стороны, у каждого из изображенных имеются свои собственные интересы. Один ребенок хочет на руки к маме, его брат хочет того же. Папа смотрит на часы: ему нужно обязательно успеть на совещание в одиннадцать часов. А вот мама хотела бы, чтобы папа обратил в первую очередь внимание на сломанный велосипед Ларса! Достаточно запутанная ситуация. Неудивительно, что в настоящей жизни в семьях наряду со счастливыми лицами можно часто увидеть лица задумчивые или даже разочарованные.
Эволюционные биологи стараются приблизиться к этому комплексу разнообразных интересов с другой стороны. Они строго придерживаются биологической теории. Любое существо (это их первая гипотеза) начинает жизнь с биологически обоснованным, а именно — со своим генетическим интересом. Кто понимает этот интерес, тот, по убеждению многих эволюционных биологов, имеет возможность понимать и предсказывать конфликты, в том числе и в семье.
Такой подход вытекает из современной теории эволюции. В соответствии с ним все живые существа преследуют один и тот же «ультимативный» жизненный интерес, а именно: увековечить свои гены, насколько это возможно, то есть передать их из поколения в поколение (подробности этой теории изложены в главе 9). Что может быть еще ближе, чем рассматривать гены как носителя собственного «интереса» и изучать конфликты, так сказать, с точки зрения генетики?
Сразу возникает вопрос: можно ли применить «генетическую» теорию конфликта по отношению к человеку? Что-то говорит о том, что тут необходимо соблюдать осторожность. У конфликтов множество измерений: большую роль играет психика, жизненная история конкретного человека, его личность и, конечно же, свои особые моменты, которые для одного могут иметь значение, а другому будут совершенно безразличны. Если дети решили поспорить из-за игрушки, то не следует сразу искать какой-то их генетический интерес! Эволюционная теория конфликта вовсе не служит для того, чтобы объяснять отдельные конкретные случаи. И не выступает в качестве универсального объяснения детского поведения.
С другой стороны, именно дискуссия вокруг прекращения грудного вскармливания показала, что определенные способы поведения могут отобразить заложенный в ребенке репертуар конфликтов. Поэтому эволюционная теория конфликта может послужить в качестве механизма понимания ситуации там, где следует объяснить повторяющиеся, возникающие при множестве условий и наблюдаемые во всех уголках планеты образцы поведения. Давайте же пристальнее вглядимся в этот инструмент. Возможно, это позволит навести немного порядка в субъективном мире интересов.
Члены одной семьи не являются генетически идентичными личностями, но они в чем-то похожи друг на друга. Дети являются родственниками каждого из родителя на 50 %, так как половина их генов происходит от матери, а другая половина — от отца. Пятьдесят процентов — это много или мало? Много, если рассматривать ситуацию с точки зрения принадлежащего к семье собрата, но мало, если рассматривать ситуацию с точки зрения каждого отдельного члена семьи, который является на сто процентов «родственником» только для самого себя. В этой различающейся оценке и находится очевидный потенциал для развития конфликта.
Например, в отношениях матери и ребенка: мать в обычных условиях не хочет предпочесть интересы одного ребенка за счет другого (ведь, в конце концов, она является родственником в равной мере каждому из них), каждый ребенок является самому себе наиболее близким человеком и поэтому требует больше, чем мать ему может предоставить! А мама должна учитывать и всю остальную семью (включая возможных будущих детей).
Однако совершенно не учитывать интересы своих братьев и сестер ребенок, в соответствии с логикой его генов, не должен. Ведь, в конце концов, он является родственником своих братьев и сестер также на 50 % и должен отчасти учитывать и их благополучие! Возможно, вам лучше удастся понять ситуацию с помощью следующей картинки, используемой психологом Стивеном Пинкером: «Возьмем двоих детей и одно условный пирок. Любой ребенок наверняка захочет разделить пирог таким образом, чтобы ему самому досталось две трети, а брату или сестре одна треть». Если же пирог будут делить родители, то каждый из детей получит по половине.
Это звучит несколько абстрактно. И все-таки социальные виды животных похожим образом выстраивают свое поведение, исходя из родственных отношений. Это предполагает, что они «знают», кто чьим родственников является.
Фактически же исследование показывает, что животные могут написать целую книгу о своих родственных отношениях. При этом различные виды животных используют различные «методы», чтобы узнать друг в друге родственников. Часто определенную роль играют запахи: с их помощью белки даже могут отличить сводных братьев и сестер от родных. Птицы узнают родственников по типу контактного крика, которому они учатся, еще будучи птенцами, когда родители подлетают к гнезду. У приматов свою роль играют прежде всего визуальные впечатления от лица: многие виды животных могут с помощью этого признака оценить родственные отношения даже среди не относящихся к их группе обезьян. А что с человеком? Он знакомится со своими родственниками через «социальные указатели»: узнает, кто приходится ему дядей или тетей, по реакции других. Но он также способен оценить и родственные отношения других людей, узнавая схожие моменты по лицам, при этом он скорее всего ориентируется по верхней половине лица (однако, что интересно, не по глазам).
С социальными видами животных все понятно: конфликты и коалиции отражают степень родства. У белок, например, выводок которых в большинстве случаев включает в себя как родных братьев и сестер, так и сводных, исследователи смогли показать, что сводные братья и сестры чаще вступают друг с другом в конфликты, чем полнородные. И хотя мать у них одна и та же, да и выросли они в одной и той же материнской утробе и в одном и том же гнезде, малыши очень по-разному относятся друг к другу!
А что с человеком? Если спросить родителей, то покажется, что законы джунглей в семье не работают. Большинство родителей при опросах указывают, что они относятся к своим детям «одинаково». Однако этому противоречит мнение самих детей: большинство из них утверждает, что по сравнению с их братьями и сестрами их в чем-то ущемляют. Такие различия во взглядах кажутся подходящими к эволюционной модели конфликта.
А что со сборными семьями? Так как родные и сводные братья и сестры являются друг другу родственниками лишь на 25 %, то им, каждому для себя, приходится требовать кусок пирога с общего стола в четыре раза больше, чем они предоставили бы брату или сестре-конкуренту. Ну и, соответственно, те, кто делит условный пирог, предпочитают своего родного ребенка. Мы помним, что в мифах и сказках конфликты между пасынком (падчерицей) и отчимом (мачехой) всегда были и будут — привет от Золушки.
Как обстоит дело сегодня? Имеется множество примеров того, что распределение условного пирога, в том числе и в сборных семьях, происходит успешно и справедливо. Но есть также и свидетельства того, что в среднем обращение с пасынками и падчерицами хуже, чем с биологическими детьми. Таким образом, генетические конфликты — это не обязательно судьба. Но при определенных обстоятельствах они могут сыграть свою роль.
И все-таки: при каких конкретных условиях сегодня имеют для нас значение конфликты, предусмотренные эволюцией? Пример конфликта, связанного с прекращением грудного вскармливания, продемонстрировал, как по-разному разыгрываются в жизни такие конфликты: в то время как для некоторых детей отучение от грудного вскармливания связано с большим количеством слез, другие дети отучаются от него совершенно самостоятельно.
Снова и снова появляется один мотив: размер условного пирога. Если он небольшой, то при его разделе будет больше споров. Так, степень выраженности сиблингового соперничества в младшем детском возрасте, например, в значительной мере зависит от разницы в возрасте между детьми. Чем эта разница меньше, тем, как правило, ограниченнее ресурсы для того, чтобы конкурировать (как, например, за то, кто будет сидеть на коленях у матери). История полна примеров того, что конфликты в плохие времена разгораются, как правило, сильнее: так, раньше было обычным делом исключать некоторых детей из распределения родительского имущества. Девочки часто в «репродуктивном» отношении оставались ни с чем: их запирали в монастырь или вынуждали отказываться от брака, чтобы они обеспечивали родителей.
Если опять взять в пример условный пирог, то станет понятно, что связанные с распределением конфликты зависят также от возраста матери. Для матери старшего возраста каждый ребенок может стать последним, и в соответствии с эволюционной теорией конфликта она будет делить пирог на более крупные куски, чем в ситуации, когда ей могут предстоять еще беременности. Рождающиеся последними дети во всех культурах (кстати, и у приматов тоже) получают больше внимания и помощи.
Последний пример одновременно демонстрирует и слабые места теории: существует много примеров, в отношении которых предсказания оказываются неверными или в которых верным оказывается противоположное. В поведении человека сочетается множество факторов: убеждения, традиции, влияния других культур. Эволюционная теория конфликта поэтому не может описать больше, чем возможные поля развития конфликта и заданные места разрыва, в которых могут возникнуть «трещины». Расширятся эти трещины или нет, приведут ли они к разрыву — это уже зависит от конкретных условий. Теория конфликта ни в коем случае не утверждает, что дети не могут быть нежными братьями и сестрами![15]
А это связано также и с другим обстоятельством: конфликты являются лишь одной стороной медали. Человек (и другие социальные виды) располагает одновременно возможностями и задатками, позволяющими обходить конфликты, подавлять и решать их. Природа позаботилась не только о конфликтах, но и также о соответствующих стратегиях их решения! Мы к этому вопросу еще вернемся.
Возможные области развития конфликтов
Пройдемся по жизни ребенка и посмотрим, где с эволюционно-биологической точки зрения нас могут подстерегать конфликты.
Первый конфликт уже закладывается в момент оплодотворения — начало новой жизни представляет собой довольное тяжелое, учитывая последствия, событие! Матери в ближайшие девять месяцев предстоит истратить восемьдесят тысяч килокалорий, чтобы дать кровь и плоть новому существу. И последующие пятнадцать лет мама будет обязана прикладывать огромные усилия, хотя одновременно к ней будут предъявлять требования и другие ее дети. И не случайно здесь имеют место определенные разнонаправленные подвижки. Плоду придется первому успокаивать иммунную систему матери: в конце концов, так как он содержит и отцовские клетки, он, этот плод, является для иммунной системы матери чужаком. Плод обеспечивает спокойствие иммунной системы матери, вырабатывая вещества, благодаря которым вокруг него создается некое подобие иммунологической защитной зоны. Следующим этапом является подключение плода к материнской системе кровоснабжения. При этом плод попытается открыть все «краны» на полную. При определенных обстоятельствах, например когда обмен веществ по каким-то другим причинам переходит в «режим экономии», мама возражает. Как следствие, плод растет медленнее.
Следующий заложенный природой конфликт разгорается в первые же дни после рождения. На этом этапе ребенку прежде всего важно получить доступ к важнейшему в его жизни источнику — материнской груди. Вряд ли можно себе представить, что этот доступ не будет ему предоставлен. Как показывает один из разделов главы 10, такое — возможное только для человека — решение (не дать младенцу доступ к груди) иногда принимается.
Период грудного развития с точки зрения эволюционной биологии представляет собой довольно гармоничное время: мама дает ребенку много всего и очень охотно. Она приняла решение в пользу ребенка, открыла ему доступ к своим ресурсам, и важным в этом момент становится только одно: чтобы малыш быстро рос и раскрывал полностью свой потенциал.
Только когда наиважнейший орган человека — мозг — в некоторой мере созрел и ребенок постепенно начинает обходиться твердой пищей, в интересах ребенка и матери снова наступает дисбаланс. Ведь для матери грудное вскармливание месяц от месяца становится все «затратнее», и, наконец, ей необходимо оценить свои силы для возможной новой беременности. Одновременно начинает постепенно снижаться польза кормления грудью также и для обладающего уже зубками малыша. Возникает конфликт, связанный с прекращением грудного вскармливания, уже известный нам по предыдущей главе.
Ну и следующий «заложенный» природой конфликт — это рождение брата или сестры. Да и вообще жизнь с ними. Ведь брат или сестра — это не только хороший товарищ в игре, но и своего рода конкурент. Оба ребенка захотят внимания, участия, «сладенького» от матери, и в большинстве случаев они будут хотеть больше, чем она сможет им дать. Разве в этой ситуации для старшего ребенка может быть что-нибудь естесттвеннее, чем время от времени делать вид более нуждающегося в заботе матери, чем на самом деле? Это — после рождения братика или сестренки — является популярной стратегией, называемой также регрессией. Исследования показывают: отношения братьев и сестер складываются тем лучше, чем больше поддержки получает сама мать, чем лучше она себя чувствует, чем больше перерыв между рождением детей. Следующим важным фактором является скорее всего подгонка темпераментов — так, между братьями и сестрами с похожим темпераментом разгорается меньше конфликтов, если только они оба не является тяжелыми по характеру.
Особенно интересный конфликт развивается между детьми разного пола. Если у них пубертатный период наступает почти в одно и то же время, то возникает вопрос, как эту ситуацию урегулирует природа. Как она позаботится о том, чтобы привязанные друг к другу, желающие поэкспериментировать (но не обязательно разумные) молодые люди не нашли друг друга привлекательными и даже не произвели на свет ребенка? Первое указание на решение данной загадки пришло из израильских кибуцев 1950–1960-х годов. Маленькие дети участников тогдашнего кибуцного движения росли не у родителей, а в детских домах, называемых квутца, в которых одновременно находилось от шести до восьми детей. Среди участвовавших в исследовании трех тысяч случаев свадеб из участников кибуцного движения не было ни единого случая, когда партнеры в первые шесть лет своей жизни воспитывались вместе в одной и той же квутце!
Другие исследования также показывают, что между вместе воспитывавшимися детьми возникает некое неосознанное физическое отторжение. Многое говорит о том, что оно передается через запах. Многие родители замечают, что сын и дочка в пубертатный период все меньше могут «принюхиваться» друг к другу. «Контактное отторжение», похоже, развивается в ходе интенсивного совместного проживания в первые годы жизни, а не заложено генетически. Даже у не являющихся родственниками братьях-сестрах, растущих вместе, развивается неприятие к запахам друг друга! Кроме того, очевидно, что физическое «отторжение» уменьшается или даже исчезает совсем, если братья и сестры длительное время живут раздельно.
Следующий конфликт в период пубертата, с точки зрения эволюционной биологии, также является достойным упоминания: конфликт между матерью и ее находящейся на этапе пубертата дочерью. За этой борьбой, видя которую, отцы вынуждены лишь пожимать плечами, может стоять реальный мотив: на этом жизненном этапе как дочь, так и мать привлекательны для мужчин. Да и надо сказать, что не только в романе «Доктор Живаго» возникают ситуации, когда друга матери впечатляет более юное создание (при этом многие думают о том, что «совершенная нуклеарная семья» не обязательно была стандартной моделью человеческой истории).
Папа и мама ребенка охотно рассматриваются как естественная упряжка, используемая при выращивании совместных детей. С точки зрения эволюции это грубая идеализация. Ибо проект «родительский коллектив» для мамы и для папы не обязательно имеет одно и то же значение. Для мамы материнство всегда представляет собой обходящееся достаточно дорого жизненное решение: в конце концов, именно мать несет все тяготы беременности и играет главную роль в течение многих лет.
Насколько дорого членство в родительском коллективе обходится отцу, зависит от многих обстоятельств. Перед ним открыты и другие перспективы. Он может полностью посвятить себя семье, он также может решиться и на другое партнерство или даже создать другую семью. Поэтому неудивительно, что конфликты между родителями часто вращаются вокруг степени отцовской активности в семье.
То, что родительский коллектив — вопреки фольклору — не всегда сплочен, демонстрирует нам и статистика: после рождения ребенка удовлетворенность партнерскими отношениями в большинстве случаев снижается, причем часто это начинается еще во время беременности. К тому же вопреки часто распространяемому образу «матери от природы» у женщины в течение первого года после рождения ребенка возникает больше различных психических проблем, чем в любой другой момент ее жизни. Риск особенно сильно возрастает в случае, когда мама вынуждена быстро вернуться на рабочее место, если у нее мало социальной поддержки и когда дети рождаются сразу друг за другом. В главе 12 мы еще раз остановимся на вопросах партнерства.
Решения
«Гармония скучна» — похоже, именно такая табличка должна красоваться перед входом в дом любой семьи. Получается, что приличная часть жизни в семье вращается вокруг решения различных конфликтов. И пожалуй, в предыдущем разделе наиболее интересными аспектами были не столько сами конфликты, сколько исходные идеи для их решения (например, элегантное решение проблемы соблазна инцеста).
В интересах всех участников конфликты должны решаться, даже если их участники хотят получить больше, чем могут. В конце концов, вовсе не в интересах ребенка получить «все». Если мама будет загружена сверх всяких пределов, то страдать от этого будет и ребенок.
Где находится компромисс, можно увидеть с точки зрения эволюции, глядя на размер условного пирога, который предстоит разделить. Если родителям живется хорошо, если они имеют возможность опоры на обширную социальную сеть, то количество (и качество!) конфликтов уменьшается. Становится очевиден один важный аспект: семейная жизнь не может вращаться только вокруг того, чтобы дать ребенку как можно больше! Более того, всем пойдет на пользу, если родители не будут упускать из виду свои собственные отношения и свой собственный путь развития. Если радоваться только шагам в развитии ребенка и запустить свою собственную жизнь, то «условный пирок» просто усохнет. И здесь точка зрения эволюции соприкасается с точкой зрения современных семейных психотерапевтов. Так, например, Джеспер Джул в своей книге «Нет из любви» четко указывает на то, что границы в воспитании вытекают уже хотя бы из того, что родители защищают свои собственные границы. И это делает картину «условного пирога» достаточно ясной, что идет и во благо детей! Интересно, насколько активную роль играют в этом «перетягивании каната» якобы слабые дети. Ничто не может быть в эволюционной модели конфликта более нереалистичным, чем представление о родителях, которые распределяют с добротой и мудростью свои дарования и таланты среди своих пассивных детей. Ибо дети в процессе эволюции давно сумели сделать свои слабые стороны сильными и прекрасно отшлифовали все различными трюками. Они милы и очаровательны, умеют плакать так, что любой камень станет мягким, они могут показаться нам маленькими и беспомощными, а также они умеют мучить своих родителей, пытать их без зазрения совести.
Дети привносят с собой и еще кое-что, а именно — ощущение того, каким «простором для переговоров» они обладают в случае конфликта. Ведь родители могут замечать, что детям легко дается принять то, что для родителей является действительно необходимым. Дети следуют за родителями, когда замечают, что по-другому просто не получается.
Мы часто думаем, что в таком важном доме, каким является семья, к имеющимся замкам должны подходить все ключи. Если что-то происходит не так, то произойти это должно в семье — как будто она является противоположным полюсом «настоящему», суровому, наполненному конкуренцией миру.
Прошу прощения, но семья — это часть мира. Отношения в семье вовсе не могут быть всегда гармоничными с точки зрения эволюционной биологии, ведь и родительским ресурсам есть предел. И даже «золотая мама» является ресурсом исчерпаемым.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Рожденные жить на воле. Влияние эволюции на детей» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
7
Сравнительно небольшая потребность человеческого ребенка связана с тем, что рост детей распределен на много-много лет. Крысы, например, удваивают свой вес по сравнению с весом при рождении всего за шесть дней, а человеческому ребенку на это требуется сто пятьдесят дней (больше о стратегии роста человека см. в главе 17, в разделе «Размышления»).
8
Откуда происходит такое неблагоприятное согласование в соответствии с питательной функцией, никто не знает точно. Это может быть связано с тем, что женская грудь у человека — в отличие от других млекопитающих — служит не только целям питания, но и целям сексуальной рекламы. В любом случае фактом является то, что только человеческая грудь накапливает значительные количества жира и за счет этого выступает в качестве органа также и вне периода грудного вскармливания. Эволюционные биологи допускают, что формирование человеческой груди частично является результатом сексуальной селекции (см. главу 9), то есть она развивается не только в соответствии с критериями максимально эффективной питательной функции, но и в качестве привлекающего признака.
9
Получающие кормление грудью дети переваривают материнское молоко быстрее, но принимают пищу по сравнению с детьми, получающими искусственное вскармливание как минимум с шестой недели жизни, более мелкими порциями, то есть они быстрее становятся сытыми. Недоедание они компенсируют прежде всего ночью.
10
Это относится по меньшей мере ко времени вне неонатального периода. В течение первого месяца жизни по-прежнему не следует использовать пустышку, так как это может привести к отказу от груди.
11
Кормящим грудью женщинам следует увеличить свое ежедневное потребление энергии в зависимости от возраста грудного ребенка на 25–60 %. Это не проблематично в сегодняшних защищенных условия питания (напротив, многие женщины ждут с нетерпением снижения веса!), но в маргинальных условиях может возникнуть дефицит питания. Последний является даже правилом у многих наших ближайших родственников. Свободно живущие мамы-павианы, например, не могут удержать свой вес в период грудного вскармливания, и смертность среди них повышена.
12
Еще кое-что отличает человека от животного. Для матери животного настолько же неблагоприятно отказываться от грудного вскармливания слишком рано, насколько вредно слишком долго ждать этого момента. Ибо вызванные грудным вскармливанием гормональные изменения подавляют овуляцию (вызывают так называемую лактационную аменорею). Более длительное грудное вскармливание означает, таким образом, для матери животного возможный отказ от последующего потомства, что является «дорогим» с точки зрения эволюции решением. У человека все по-другому: грудное вскармливание обладает у человека меньшим влиянием на плодовитость, чем у зверей (даже если человеческая мать продолжит грудное вскармливание, она в среднем через двадцать месяцев после рождения ребенка будет снова фертильна — лактационная аменорея, таким образом, ограничена по времени). В то время как мать животного в интересах будущих детей должна как можно меньше кормить грудью, человеческая мать при определенных условиях может себе позволить больше инвестировать в нынешнего ребенка, не ставя одновременно на кон успех репродуктивной функции.
13
То, что продолжительность грудного вскармливания была не только «вопросом стиля», но и соответствовала необходимости, показывает наблюдение за народом кунг, демонстрирующее, что смертность быстро растет, если возможно только короткое по продолжительности грудное вскармливание.
14
То, как построен сон, также оказывает свое влияние на длительность грудного вскармливания. Так, например, известно, что дети, которые спят по ночам у мамы, дольше получают грудь — это должно иметь прежде всего практическую основу.
15
Мужа и жену сначала тоже не связывает никакая генетическая программа, они родственники на ноль процентов — и несмотря на это, они часто довольно хорошо находят общий язык. Однако именно этот пример можно интерпретировать по-иному: по сравнению с родственными отношениями браки, по крайней мере в сегодняшних условиях, не является особо стабильными. Кровь все-таки связывает людей прочнее.