Записки Ё

Георгий Феодорович Ёжиков, 2019

В данной книге публикуются дневники широко известного в узких кругах художника Георгия Ёжикова (1959-2016). Автор сумел за 8 лет напряженного писательского внимания "объять необъятное" – и политику, и эстетику, и культурологию, и религию. Ничто, кажется, не ускользнуло от его пристального и порой бескомпромиссного взгляда. Как написал в своем livejournal известный культуролог, лауреат Пушкинской премии Владимир Лившиц-Данильянц "Ничто не освежает мозги так, как дневники Георгия Ёжикова".

Оглавление

2010 ГОД

Под Рождество

Cфотографировал в двух монастырях под Рождество в Симоновом и Новоспасском на мобильный телефон. Получилось что-то интересное, особенно в Симоновом что-то необычное — готика какая-то с романтизмом. Оказывается, камера моего дешевого телефона может для чего-то сгодиться.

А в Симоновом монастыре на Атозаводской — уникальный приход глухонемых. Я знал об этом, специально пришел из любопытства. Сам монастырь не восстановлен, действует один храм и в нем во этот приход. Служба ведется с сурдопереводом, батюшка сам владеет языком глухонемых и очень интенсивно жестикулирует. Меня поразило, как долго идет служба — когда я подошел, был вечер, и люди причащались, а началась она еще утром, часов в 10. По какому-то афонскому строю, мне сказали. Я поинтересовался у работников — а был ли случай, чтоб за все время существования прихода кто-нибудь исцелился? Служитель не вспомнил ни одного случая. А ведь это паразительно. Христос ведь исцелял глухонемых!

4500 каналов

Нашел сайт в интернете, где можно сразу смотреть 4500 каналов телевидения: и мультики, и новости, и все, что хочешь, на всех языках. Смотришь и думаешь — вот, как хорошо, как интересно, сколько всего в мире, и этот язык вспомнить можно, и тот подучить! Через полчаса — час просмотра мысли меняются — сколько всякого хлама, думаешь! И зачем все это нужно? Нет уж, лучше в тишине. Здоровее будешь. О, тишина! Как ты хороша!

Воспоминания начальника контрразведки Временного правительства Б.В.Никитина

Многие спрашивают, как большевики захватили власть. А ответ обычно такой — стихийно! Стихийно февральская революция, стихийно октябрьская ну и т. д. За этим «стихийно» всегда, как правило, кроется какой-нибудь пакостник. Кто телеграммы от Петросовета Парвусу передавал, чтоб денег побольше слал? Писал-то их Ленин, а передавала Колонтай. Кто разгромил в феврале полицию, заменив ее милицией из всякого сброда, выпущенного на волю из тюрем? Какой-то Нахамкис Овший Моисеевич. Революцию создали десятки тысяч уголовников, выпущенных из тюрем после февраля. Начальник контрразведки временного правительства Б. В. Никитин пишет, что большевики возглавили толпу лишь в апреле. Так же была разгромлена и контрразведка с досье на шпионские дела большевиков. Толпу спровоцировали громить «охранку» и т. д. Все «стихийно» разгромлено, все «стихийно» взято. Теперь спроси, а как это зулусы с абиссинцами захватили телевидение и банки? А теперь еще и кино. Да так, понимаешь, стихийно. Оно, вроде как, все перестройка, свобода, рынок, все опять стихийно.

23 января

Один актер, Вася Мышкин, рассказывал. Дед морозом работал весь НГ. Я, говорит, по вызову — у одних абиссинцев только поздравлял, ну почти, прикинь, что не выезд, то они! Они, говорят, в прошлом году не вызывали, только приехали, обустраивались, а теперь вот решили. И, говорит, если и с виду дом обшарпанный, внутрь квартиры заходишь — золото, серебро, прям, залы какие-то, подсвечники! Вот наша судьба — русский мужик (а Вася здоровый такой мужик, бородатый) дед-морозом у абиссинцев. Тут еще этот камеди-клаб и «Наша раша», сети кинотеатров опять же, Мосфильм — во народ, везде успевают! А ведь всего-то миллионов 5, наверное. Я тут у них на сериале работал. Кто-то жаловался, что ему не заплатили, мне так все отдали.

«Cradle of fear»

Посмотрел на DVD фильм «Cradle of fear» (Колыбель кошмаров) — английский фильм, отлично поставлен, но запрещен во многих странах мира. Понял, откуда выросли наши «Дозоры». А там и актеры играют классно, и съемки, и спецэффекты. Разница только в том, что там про жизнь, а здесь про какую-то лабуду, высосанную из пальца. И то все пысают кипятком. У нас же любят все содрать, что плохо лежит.

Оберрация восприятия

У меня с детства (нет не с детства — это я понимаю только теперь) восприятие не соответствует каким-то общепринятым канонам в искусстве. Например, я не люблю «столпов». Мне почти безразличны Битлз, по мне так лучше Блэк Саббат и Дип Перпл. Я не балдею от Пушкина, мне больше нравится Лермонтов. Я также не люблю Феллини, 90-летие которого отмечали на днях. По-моему, это очень темный и мутный режиссер. Все у него движется вокруг плоти. Похоть сквозит сквозь каждый кадр. Он думает о сексе, он мечтает о сексе, он рассуждает о сексе, он абсолютно стопроцентно буржуазен, циничен, бездуховен, у него нет Бога. Даже самый душещипательный его фильм и самый «гуманистический», по-видимому, «Ночи Кабирии» — и то о проститутке. Работница в продуктовой лавочке или в трамвайном депо не подошла бы — с проститутками оно как-то более «романтично». Джульетта Мазина его абсолютно не удовлетворяла, по-моему. Спал он со всем, что движется. В чем сам и признавался. «Я, — говорит, в каком-то интервью, — когда снимаю, только трахаюсь и ем, даже не сплю».

В «8 1\2» есть сцена, где он собирает всех вместе своих любовниц. И там их штук 20. Какой-то маньяк с камерой. Не удивляюсь, что на площадке он был раздражителен и криклив. Это маг, чародей, колдун, сатанист. И черт бы с ним и с его фильмами!

Хотя у него есть один неплохой фильм «Тобби Даммит» из «Три шга в бреду». Да и то какая-то чертовщина с дьяволиадой…дъявола он чувствовал хорошо, небось, и договор какой-нибудь заключил с ним. Где-то он вспоминал, как на съемках «Дороги» какой-то свет в нем выключился, он еле доплелся домой как бы в кромешной тьме и неделю лежал больной. Вообще, страдал приступами депрессии и хотел покончить с собой.. Действительных гениев итальянского кино народ не знает. Потому что народу об этом незачем знать. Это Ольми, Марио Моничелли, Дино Ризи, Пьетро Джерми. Ну, последнего еще слышали по «Разводу по-итальянски». Остальных вряд ли. По телевизору их показывают раз в 10 лет. А это лучшие режиссеры кино вообще, особенно Моничелли, причем маэстро еще жив.

Его ранние фильмы «Полицейские и воры» и «Злоумышленники остались неизвестны» — безусловные шедевры всех времен и народов! Американцы пытались переделать последний в ремейк «Путешествие в Коллингвуд», кажется, называется. Как от земли до солнца. Даже близко не лежало. Ранний Моничелли — вообще непревзойденная вершина в кино. Такая же история с «Запахом женщины» Дино Ризи, из которого сделали патетический, слащавый местами фильм с Аль-Пачино. Причем, последний получил Оскара, а блистательный Витторио Гассман нет. А ведь шедевр — это первый фильм, итальянский, как и многие у Дино Ризи. Вот такая вот аберрация восприятия. А чем они провинились перед критиками, эти режиссеры? Просто их фильмы кажутся слишком просты по языку, там нет загадок и шарад, как бы. Они просто о людях, нет формальных выкрутасов. Не о чем писать, нечего разгадывать.

Парадоксы Льва Толстого

Я человек культурный. Если кто-то думает, что я оголтелый националист, пускай наденет себе свой унитаз на голову. (Кстати, представил себе — неплохая идея!)

Если вы еще не смотрели «Власть тьмы» в нынешнем Малом театре, заказывайте билеты поближе и бегите со своей женой или, на худой конец, с подругой! Я был сегодня и прослезился.

На могиле Толстого в Ясной поляне я побывал лет десять назад. Поросший травой холмик, у которого испытываешь чувство тоски. Почему тоски? Потому что там нет креста. Простого деревянного креста. Кстати, такая же история была с могилой Чехова на Новодевичьем — уж больно она была модернистская. Сейчас, кажется, крест появился. Так вот, Лев Николаевич Толстой — великий христианский писатель. Не верите? Сходите на «Власть Тьмы».

Кстати, почему я пошел. Я до этого ни разу в жизни не видел и не читал пьес Толстого. Моя знакомая была на алтайской студии Щепкинского училища, где студенты играли «Власть тьмы» по-алтайски, и рыдала. Если она рыдала на алтайском варианте, подумал я, схожу-ка я на русский.

Русский психологический театр вообще не любят критики. Чтобы Малый театр похвалили какие-нибудь критики журнала «Афиша» или еще какие-либо заказные интеллектуалы… Так вот этот спектакль сделал для Христа больше, чем все тома Феофана Затворника.

Русский человек грешит, но кается — это парадигма русской классической литературы. И покуда он грешит и кается, как это ни кажется порой мерзко, но до той поры существует русская цивилизация, до той поры существует мир. Как только это становится неактуальным. возникают другие миры и точки отсчета — Бабель, Ильф и Петров и т. д. и т.п — другие тоже хорошие писатели, но из другого теста — заканчивается христианство. С Толстым заканчивается христианство. Его Анна Каренина наказана. Он сам ее наказал. Почему? Потому что должна быть расплата за грех. «Мне отмщение и азм воздам!» — написано в эпиграфе романа. И она заплатила. Да почему, спрашивается?? Спросит какой-нибудь француз или итальянец, например. Да потому, что так написано в Библии. Поэтому так и написал Толстой.

После него пришли декаденты, символисты и, в конце концов, большевики. Даже поздний Чехов с пьесами — это совсем другая песня. Это тоска, безысходность, в лучшем случае, жалость. У Толстого другое: — слушайте народ православный, я грешен! И в этом он даже более русский, чем Чехов, хотя и у того тоже это есть, просто не так выпукло.

Сэлинджер

Вчера что-то мелькнула мысль в голове — а что Сэлинджер, жив ли еще? Что-то давно его не то, что не слыхать, а ни видать. Т.е. с тех самых пор, как он заперся у себя в Нью-Гемпшире, о нем, действительно, ничего не слыхать или может быть, что-то есть? Сегодня открываю новости — умер Сэлинджер. Вот так срабатывает интуиция! С 53-го года в добровольном отшельничестве. Интересно, а как он жил эти 57 лет? Целая жизнь вне. Интересно, что сразу после выхода «Над пропастью во ржи», как сказал, «разочаровался в писательстве». Напоминает Артюра Рембо, который издал сборник в 21 год и потом переквалифицировался в торговцы. По отцовской линии из польских зулусов, по матери ирландец и еще кто-то.

Вечер на Тверской

Так красиво ложатся капли дождя на стекло в вечернем городе. Ехал в такси, не смог удержаться, достал телефон.

Формат

От чего так русскому тяжело дается — жить мирно, комфортно, т.е. уважая друг друга и любить всех? Наверное, от того, что очень много философствует. Взять вот «Закрытый показ» Гордона — ведь один депрессняк — то сумасшедший дом, то подростки сосалки-давалки в битве с родителями у Германики, то вариация на тему — российская глубинка — это ад — В «Юрьевом дне», то алкаши в «Диком поле» и т. п. и т. п. Образ России вдалбливают в головы, как образ больной сумасшедшей страны. И как с этим сознанием жить нормально??

Никак. Вот и живем в плену образов. Сначала в голове-потом реальной жизни. Замкнутый круг. Почему так? Такова ли реальная жизнь? Нет, конечно. Был фильм «Поджигатели» на заре 90-х — там и подростковый протест, и искусство — все было, была гениальная «Маленькая вера» — все уже было про это. Почему не можем отойти? Не формат тогда пойдет. Надо в формате быть — западноевропейское фестивальное кино — это кино сытых бюргерских сынков и дочек в поисках фактуры. Они закончили киношколы, им надо чем-то потрясать. Уже выковыривают последние козявки, откуда только можно. У нас же этого дерьма хоть отбавляй. Закрой только один глаз, и вот тебе уже не школа, а доильный техникум в депрессивном регионе. А она все косичками будет трясти — я такая наивная — снимаю изнутри, что вижу. Да, как же! Это крокодил с головой — компьютером. Гоним формат. А Ульрих Зайдль один. Не одна девочка не снимет «Импорт-Экспорт», потому что там нет слюней и изображения «модного кино», т.е. «рукоделия» нет, которое часто от рукоблудия не отличишь.

Кстати, гениальный Били Уальдер снимал почти одни лишь комедии, редко мелодрамы, ну а драмы, по-моему, лишь первые две. А кто сейчас снимет умную, ироничную глубокую комедию про нашу жизнь? Как Уайлдер снимал про свою. Никто. Мэтры уже старички, а молодые смотрят на «формат». Я от двух таких сценариев отказался — все про какие-то ужасы детского дома и депрессивного шахтерского городка.

Принял бы Чехов революцию?

Подумалось, а принял бы Чехов революцию, доживи до 17 года? Думаю, да. Потому что он написал «Крыжовник», где большое нет этому миру. Тут один режиссер предлагает участие в постановке. Там Чехов такой же максималист, как и все русские писатели. Ему подавай все или ничего. Все просторы этого мира созданы для счастья человека, а если нет этого счастья, ну и черт тогда с этим миром!

Кто защитил в феврале царя? Да никто. До смешного никто. Его же генералы и родственники, первые его же и предали. А что уж говорить про интеллигентов, писателей. Всем почудилась ширь-свобода-раззудись плечо, эх ма, мы новый мир построим!

Когда начали расстреливать миллионами, тогда только опомнились.

Опять проиграли

Поражение нашей хоккейной сборной на олимпиаде вполне объясняется лицом защитника Маркина, который после матча дал интервью. Он был похож на нового русского, который вышел из бани. Или на звезду телесериала, он сейчас копался в огороде, или после пробежки. Дом построен, пардон, куплен — зачем ему строить! — мерседес тоже есть. Жизнь, вообще, удалась. Все упаковано! Даже, может, где-то на банкира похож, по выходным играющего в теннис. Легкая одутловатость, немного лишнего веса, упитанный сытый вид. Сейчас пойдет майку поменяет, сядет в свой мерс и поедет в банк совещание проводить. Я, вообще, давно удивлялся, как они еще бегают при таких зарплатах.

Сила привычки и отношение к жизни

Все зависит от того, к чему человек привык. Привык он, например, к шумным компаниям, частым приглашениям сниматься, вниманию журналистов, а тут вдруг журналисты ругают, сниматься временно не зовут, шумных компаний поубавилось — хотя друзья остались те же — и на тебе! Депрессия, запой, смерть. Другой на помойке живет, у него не то что жены, горячей воды нет, его не то, что журналисты ругают, он и газеты только по назначению использует, конченый человек, бомж. А каждый день радуется, тут чего-то нашел, там мелочи дали. Все относительно.

Эта жизнь учит, что нельзя все принимать слишком близко к сердцу — жизнь станет короткой. Галкин принял близко к сердцу, что его осудили, условно.9 Кто-то там поругал, но ведь кто-то и заступился. Тяжело в такой ситуации, но ведь не человека убил, в конце концов, чтоб опускать руки. Другой вон миллионы поубивает и живет радешенек. Очень важно правильно относиться к жизни. Не то, что быть циником, а спокойно, стоически ко всему относиться.

Меня один деятель на заре работы на Мосфильме снял с долгожданного проекта — я думал жизнь закончилась, все, карьеры не будет, хана, ни известности, ни денег. Сердце ноет, все болит, иду в Данилов монастырь, рядом женщина. Я говорю:

— Служба, не знаете, кончилась?

— Служба, наверное, кончилась, — говорит. — Я на панихиду. Сын девять дней, как умер. А сама молодая, не больше 50 лет.

Я смотрю на нее и думаю — туфта мои проблемы по сравнению с ее горем. Жизнь, главное — это жизнь. Живой — и слава богу!

Серафим Саровский говорил — к похвалам и ругани будь, как мертвец. Мнение мира ничего не стоит по сравнению с даром жизни!

Отче наш

Живем в такой стране, что, садясь за руль, надо «отче наш» читать и прощаться с жизнью. Люди гибнут на дороге, как мухи. Ну нах, лучше на метро ездить.

Режиссер А.Герман

Режиссер А. Герман — старший лицом похож на мою бабушку. А разве бабушку можно не любить?

Промежуток

Была такая актриса Линда Дарнел (Linda Darnell) — очень красивая. Когда знаешь, что была такая красота, живешь спокойно. Ты ведь уже пользуешься несовершенством, промежутком. Мы все пользуемся промежутком.

И надо успокоиться, будет у тебя этот промежуток или другой, все равно он лишь промежуток. Совершенства не достичь. А оно было! На него можно посмотреть. Кстати, трагическая судьба была у этой актрисы, снималась мало и сгорела в собственном доме при пожаре, спасая детей.

Преодолевая трудности

Думаю, почему наша страна заняла первое место в параолимпийских играх? Молодцы, конечно, однако же это страна инвалидов, преодолевающих трудности. Это наше родное — без ног прибежать первым или выиграть чемпионат мира по болотному футболу. Когда ноги есть и футбол нормальный — оно как-то неохота, стимула нет. В сущности, вся наша история — это палачи да инвалиды. Особенно советский период. Вот оно и выковалось — мастерство-то! Вековое! В сущности, если присмотреться, то и религия такая — надо стать инвалидом, чтобы спастись. Отрезать у себя что-нибудь, или чтобы само отсохло.10

С Пасхой!

C праздником Светлого Христова Воскресенья!

Как бы там ни говорили, что бы ни копали-выкапывали в нашей церкви, а праздник светлой Пасхи — это онтологическая, психологическая и, какая угодно, но данность. Нужно быть идиотом, чтобы не чувствовать, что этот день всегда светел, ясен, радостен, одним словом, праздник, он и есть праздник. Удивительно, что и пейсах, и католическая пасха — все происходит в один день, сегодня.

… Налить рюмку хорошей водки, взять хлеб порционный «Бородинский» ржаной, колбаску «одесская экстра», порезать кругляшками. Хлебушек смазать тонким слоем сливочного масла, уложить туда колбасу, сверху выдавить немного соуса «Calve сырный Цезарь», сверху уложить лист салата. На тарелке должно быть две ложки салата «мужского» — из проросшей пшеницы, заправленный соевым соусом, подавить туда лимон, также достать из холодильника три маленьких помидора cherry, положить их на тарелку. Перекрестившись, прокинуть рюмку и закусить. Вот оно, пришло осознание момента!

Этот рецепт особо действенен для тех, кто сорок дней не ел мяса и молочных продуктов. А накануне посетил пасхальную службу и пришел в 4 утра. Я так всегда делаю.11

Истоки революции

Лег в ванну — включил Чехова — он у меня в телефоне — рассказ «Невеста». Слушал-слушал, хороший писатель, но тоска смертная. Все страдают от ничего неделания, но при этом ничего не делают. «Мы купим дом в деревне, и будем работать! Работать!» И при этом никто не работает, только ходят и рассуждают. Очень напоминает статью Изгоева в сборнике «Вехи» 1907 года. Там он как раз писал, что наше студенчество отличается онанизмом и словоблудием — отсюда, мол, и родилась революция.

От чего страдают герои Чехова? От праздности. Выход отсюда один — революция. Вот она и случилась. Большевики с их заговором только следствие. Истоки — это Чехов, декаденты, ницшеанцы, символисты, нигилисты, словом, все Страдающие высоким страданием. Если б три сестры в меру… (веселились), наше общество сейчас было бы гораздо здоровее, примерно, как в Америке, только с национальными традициями и здоровым духом.

«Баария»

Посмотрел фильм Джузеппе Торнаторе «Баария». Фильм хороший, как и все у этого режиссера. Вот, о чем подумалось. Фильм про отца, который был коммунистом, а в Италии, как и в Латинской Америке, быть левым это вообще хорошо. Мало того, что это всегда было популярно, но это и действительно полезно — быть там коммунистом. Не случайно, многие известные люди, да взять хотя бы Пазолини с Бертолуччи, прошли через компартию. Тоже ведь не глупые люди. Вспоминается и Камю — да мало ли кто еще! Дело в том, что коммунисты там всегда были оппозицией.

Они никогда не приходили к власти, не строили концлагерей, не расстреливали тысячами, не ссылали в лагеря миллионами, они действительно — и на деле — были и есть борцы за социальную справедливость, то, чего как раз у нас не получилось, когда коммунисты победили и построили лагерную систему. Это тот тип коммунизма — в Италии и Латинской Америке — который сродни христианству. Ибо он весь идеален. Не лги, не совокупляйся с членами по партии (дословно из итальянского кодекса), будь мужественным и т. д. и т. п. В условиях капитализма — где есть богатые и бедные — кому-то надо защищать права бедных, ибо богатым на эти права плевать — тут как раз коммунисты очень кстати.

Счастье их, что они никогда не приходили к власти, как в России и Китае, иначе бы лагерно-барачной системы им не избежать, что и подтверждает опыт этих двух стран. А без трагичного опыта это действительно очень модно и романтично. А иногда даже эффективно. Все-таки, когда они узнавали о «практике» коммунизма, наиболее умные из них, как Камю, например, от этих идей отходили. Так что это совершенно две разные вещи — коммунизм западный и восточный. К чести Торнаторе надо сказать, что и он своего отца изобразил, как безнадежного романтика-голодранца.

Вопрос дня: лучшие фильмы о ВОВ

Распределилось так; «Они сражались за родину», «Двое», «Был месяц май», «Сталинград».

Мундштук

Поздравил бабульку с праздником. Ей 93. Они были под Тулой, когда немец подошел. Заняли деревню. Отцу было три года. Ему понравился немецкий мундштук, он его и схватил. Немец говорит — отдай, тот не отдает. Немец его через колено и по заднице лупить. Бубуля подбежала, вырвала отца, за что получила такого пинка, что вылетела в дверь.

— А что, — говорю, — расстреляли кого?

— Нет, — говорит, — никого не трогали. Я даже одному сказала, (молодая была горячая), я — коммунист! Хотя никогда в партии не была.

А немец смотрит на нее и говорит:

— А я фашист!

Плюнули да разошлись. А ведь бабушка была очень даже хороша в свои-то 26! Еще был инциндент — когда немцы уходили, прабабка, бабкина мать, сказала:

— Наконец-то уберетесь, черти немые!

Кто-то перевел (у немцев были переводчики). Один немец подошел и двинул ей по скуле так, что отлетела к печке.

Вот и все «ужасы» в одной отдельно взятой деревне под Тулой.

— А что, — говорю, — наши?

— А наши, когда пришли, были хуже немцев, — ее слова, — овец крали, девок драли, воровали да песни под гармошку орали. А если что недовольство — «вам что, сукам, под немцем лучше было?» И по скуле, а могли и шлепнуть. А которые от немцев прижили, одна своего ребенка младенцем сама удавила, чтоб ее не расстреляли, а на могиле написала «Здесь лежит сын врага народа».

Я не романтизирую немцев, но, когда смотрю наши фильмы про войну, уже думаю — а сколько там правды?

Этот отдельно взятый эпизод, естественно, не объясняет всего. Но вот, что касается сожжения деревень в Белоруссии с запиранием людей в сараи и амбары, — любимый эпизод наших режиссеров — хронологически это стало происходить после того, как партизаны взорвали кинотеатр с 800 офицерами вермахта.

Жители деревень, общающихся с партизанами были сожжены. Можно, конечно, спросить, а за каким они приперлись сюда кино смотреть, когда их не звали? Такая постановка тоже правомочна.

Тем чуднее, конечно, кажется наша победа, что Красная армия представляла из себя зачастую армию дезорганизованного асоциального элемента. Примерно то же самое рассказывала моей знакомой и бабка из Ржева.

Лучшие стихи о войне написаны до войны

Есть в голосе моём звучание металла.

Я в жизнь вошёл тяжёлым и прямым.

Не всё умрёт. Не всё войдёт в каталог.

Но только пусть под именем моим

Потомок различит в архивном хламе

Кусок горячей, верной нам земли,

Где мы прошли с обугленными ртами

И мужество, как знамя, пронесли.

Мы жгли костры и вспять пускали реки.

Нам не хватало неба и воды.

Упрямой жизни в каждом человеке

Железом обозначены следы —

Так в нас запали прошлого приметы.

А как любили мы — спросите жён!

Пройдут века, и вам солгут портреты,

Где нашей жизни ход изображён.

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

Когда б не бой, не вечные исканья

Крутых путей к последней высоте,

Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,

В столбцах газет, в набросках на холсте.

Но время шло. Меняли реки русла.

И жили мы, не тратя лишних слов,

Чтоб к вам прийти лишь в пересказах устных

Да в серой прозе наших дневников.

Мы брали пламя голыми руками.

Грудь раскрывали ветру. Из ковша

Тянули воду полными глотками

И в женщину влюблялись не спеша.

И шли вперёд, и падали, и, еле

В обмотках грубых ноги волоча,

Мы видели, как женщины глядели

На нашего шального трубача.

А тот трубил, мир ни во что не ставя

(Ремень сползал с покатого плеча),

Он тоже дома женщину оставил,

Не оглянувшись даже сгоряча.

Был камень твёрд, уступы каменисты,

Почти со всех сторон окружены,

Глядели вверх — и небо было чисто,

Как светлый лоб оставленной жены.

Так я пишу. Пусть неточны слова,

И слог тяжёл, и выраженья грубы!

О нас прошла всесветная молва.

Нам жажда зноем выпрямила губы.

Мир, как окно, для воздуха распахнут

Он нами пройден, пройден до конца,

И хорошо, что руки наши пахнут

Угрюмой песней верного свинца.

И как бы ни давили память годы,

Нас не забудут потому вовек,

Что, всей планете делая погоду,

Мы в плоть одели слово «Человек»!

1940

Я не знаю, у какой заставы

Вдруг умолкну в завтрашнем бою,

Не коснувшись опоздавшей славы,

Для которой песни я пою.

Ширь России, дали Украины,

Умирая, вспомню… И опять —

Женщину, которую у тына

Так и не посмел поцеловать.

1940

Николай Майоров

Из рассказов деда о войне

А то еще помню, ползу по полю после сражения. Нога кровью истекает. «Сестра! Сестра!» — ору. Никого. Доползаю до леса. Смотрю: лейтенант санитарку у березы пристроил — и давай наяривать. Ну, я автомат вскинул — и порешил их безвременно. Вот такая история. И это правда, братцы. А сколько из-за них там людей кровью истекло на поле боя?

Заняли мы деревню. Тихо, немцы не знают. Подходим к избе — там немецкий штаб. Смотрим в окно — немцы над картой заседают. А в хате баба с дитем. Девочка маленькая выходит в дверь и смотрит на нас. Только побежала в хату — мама! мама! там русские дяди! Раз гранату в окно! другую! Никого в живых не осталось. Никого. А кто нас осудит? Война…

Попал я в госпиталь на линии фронта. Полноги оттяпали. Даже не госпиталь, а лазарет. Какой там госпиталь на линии фронта?! И вдруг — тревога, воздушная атака — юнкерсы!

Все засуетились, схватились, кто куда, санитары, бегут, раненые, кто как может, на костылях, на культях, ползком, но только в машину! Только спасаться, сирены, вой. Разрывы бомб. Что делать? Никто на меня внимания не обращает, кинули, суки! Спасайся, кто может!

Вынул ТТ, наставил на первого санитара — а ну, неси, сука, в машину, а не то моть твою в бога душа мать, спущу крючок, мне терять нечего! И смотрит в упор. Санитар схватил его, вынес, погрузил в машину, слав те, Господи, а то б не было деда уже в 42-м!

Наше мыло

Говорил тут кто-то по радио — у нас все фильмы про одних и тех же — бандиты, менты, коррумпированная власть, бизнес-мафиози, проститутки. Действительно, по крайней мере сериалы — недалеко от истины. А про что еще снимать? Первая любовь семинариста?

Дело в том, что все сценаристы — люди бедные, еще в недавние прошлые нищие, но теперь поденным трудом снискавшие себе прожиточный минимум и даже немного больше. А о чем думает бедный? Конечно, о богатстве. Отсюда все эти крутые бизнесмены, переговоры о трансферах, миллионы, яхт-клубы и дорогие любовницы. Этим они компенсируют ту жизнь, которой живут реально.

Особ пользуется популярность у продюсеров мыла — женщина-бизнесмен. «Она сама сделала свой успех», «у нее есть все кроме настоящей любви!» Тут уж наши мылописатели строчат во все лопатки. Причем этих фильмов никто не запоминает, однако они производятся, как колбаса — регулярно. Другой фарш — бесконечные частные сыщики и менты-следователи.

Вопрос дня: большой гурман

12

Карпаччо из оленины в сметанном соусе с анчоусами, суп из акульих плавников, поросенок молочный в гранатовом соусе нашпигованный грибами и гречневой кашей, осетрина печеная с картофелем луком помидорами и сыром, паэлья, итальянская паста с грибами и ветчиной, украинский борщ, соляночка по-московски, харчо из баранины, узбекский плов, спрут по мароккански, телятина холодная с горчицей и хреном, водки всех сортов, ветчина негушская, немецкий кнедлик заварной, яйца аргентинских бычков, питон жареный в кисло-сладком соусе, фазан запеченый в листьях барбадосской хрени, соски выпи амазонских болот жареные на медленном огне, нога марлен дитрих холодного копчения, опята носатые домашнего посола, жарень пьяный разливной по-кубински, клубень травяной, настоенный на гималайской анаше, хлеб из пузатого ячменя проросшего, унаги-хаки из анфисы чеховой, устрицы пьяные убегающие, профитроли с припи… ю, хвосты сушеные английских обезъян крупного посола, мокрень байкальская, ушастик японский запеченный в фольге с чесноком и базиликом.

Справедливость

В новостях передавали — поймали мэра маленького городка в Калининградской области, с майбахом за 41 млн. руб. И то — потому только узнали, что сначала угнали майбах. А у 1000 других не угнали, и никто ничего не узнает.

Экспорт газа и, соответственно, доходы Газпрома в 09 году сократились на 19%, а зарплаты топменеджеров, коих, кажется, 17, увеличились на 25%. Теперь они получают от 5 млн рублей в месяц. Шахтеры, врубаясь в уголь, заматывают датчики и гибнут за 18—20 тыс руб. чистыми.13 Смешно? А что говорят топменеджеры? Мы — государствообразующее предприятие! Мы — главные, нам можно. Им можно протирать штаны на совещаниях за 5 млн., а шахтерам можно умирать в шахтах за 20 тыс.

Такова жизнь? Странно. Вроде, идем демократическим путем. Вроде президент говорит все правильно, вроде, премьер тоже не дурак. А справедливости нет. А в чем была бы справедливость? Поменять их местами — топменеджеров в шахту, а шахтеров — в топменеджеры, доходы Газпрома от этого точно не упадут.

Так зачем же дело стало? Нельзя. Не поймут. Такова структура российского государства независимо от исторической эпохи и имен управителей. Вот все, вроде, правильно. И плохих победили и взяли курс, и идем правильным путем, и еще тонны слов и решений, а справедливости нет.

Т.е. ее нет, конечно, метафизически на этом свете. Но в государстве-то! Оно должно хотя бы обрисовываться. А у нас почему-то не обрисовывается. Хоть тресни. Никогда. И, если учитель какой-нибудь в Москве, к примеру, может получать 30 тыс., а бабушка 90 лет работавшая на государство аж целых 12! — то топ-менеджеры в «справедливом обществе», ну, никак не могут получать 5 млн., ну, никак! Не могут получать миллионные зарплаты и работники ЖКХ, ни других госмонополий, ни префекты, ни зампрефектов, ни губернаторы, ибо это бы означало только одно — что они воры.

Но, почему — то, что давно понятно шведу, французу, немцу, датчанину, англичанину и т.д и т. п., где как-то корректируют налогами, выравнивают нищих с богатыми, пекутся об инвалидах, о слабых мира сего — ну, словом, что-то делают! — ну, никак не понятно российским чиновникам!?

Видимо, в детстве это чувство справедливости отшибает вместе с комплексом кающегося аристократа. Нет аристократа — нет и кающегося аристократа, ходящего в народ, отдающего последнюю рубаху, льющего горючую слезу над судьбой народа.

Остались одни рыла в газпромах, которые дорвались, а кто не дорвался — тот дурак.

Если и есть идеология нашего государства — то именно эта. Подбросить пару тысяч пенсионерам, и оставить все рыла на своих местах. Дорывайся! Вместо Ленинского — «грабь награбленное». А как дорваться-то? А тут чья мафия сильнее.

Вот это все говорю к чему — а к тому, что нынешняя политическая ситуация не имеет перспектив. Далее роста нет. Далее нужен монарх, который бы посадил топменеджеров в шахту, а шахтеров в топменеджеры. Иначе справедливости не будет никогда. Будет такой вялотекущий прогресс с Ургантом и Цекало, пока все бабушки, работавшие на государство 90 лет, не перемрут вместе с шахтерами. Спрашивается, а Ургант-то с Цекало тут причем? Как причем? Для развлечения!

Михалков

Познакомился вчера с Михалковым. Нормальный мужик, компанейский. Завет работать. Отнюдь не заносчив и совершенно не похож на чиновника. Такой фильм снял или сякой, да какая разница? Снял и снял. Посмотрели, да забыли… или не забыли. Не нравится — не ходи. Хотя конечно, мачо, мачо. Весь в перстнях. Красав*ец.

«Брежневы от православия» и русская литература

Был на дне рождения мэра одного подмосковного города. Это просто новый Брежнев! Торжественный молебен, два часа поздравления, фильм про самого себя, куча наград и медалей, концерт сводного церковного хора. Фанфары в честь меня любимого. Хор мальчиков к пасхальной заутрене. Вот как-то не хватает у нашего чиновничества вкуса!

Ну, добился ты статуса — наверняка, и неправедным путем (все конкуренты на выборах подставные), ну так и будь скромнее. Нет все-таки революция была, в том числе, и потому, что и царская Россия состояла наполовину из этого. И мы не вправе осуждать Чехова и других скептиков, ибо они просто видели правду. Слав те Господи, что есть просто умные люди, без всяких наград и фанфар видящие правду, и способные сказать, что этот мол — жулик, а этот хам, а этот пустой фанфарон и выскочка. В сущности, вся русская литература великая этим и занималась. В ней одной и есть отдушина от всех этих «Брежневых от православия». Почему от православия? Просто этот конкретно мэр — весь из себя «православный». И это, кстати, гораздо страшнее, чем царская Россия, ибо там все-таки было дворянство, с его воспитанием, культурой, самоиронией. Это же — торжествующий пролетариат, деревня. Он добился статуса, значит, у него яйца выросли по два кубических метра. Он теперь главный. Может показаться, что я критикан. Нет, я ведь хвалю русскую литературу за ее правдивость!

Названия

Есть слова или словосочетания, которые сами собой просятся в название романа или повести, ну, или фильма, на худой конец.

Например, «Точка невозврата» или «У последней черты» или «Золотой корень», или вот недавно встретил чудное слово — «Сагандайля» — это такая лечебная трава.

Вообще, лекарственные травы — богатый источник названий. Например, роман «Алтайские травы» или повесть «За кефирным грибом». Или роман «Женьшеневый лес». Или повесть о послевоенном детстве «Там, где в лугах тимьян». А скольких поэтов уже осчастливил «Можжевеловый куст»? Вообще неплохое название «Трава-мурава» — о деревне эпохи коллективизации.

Высокий рейтинг был бы у фильма с названием «Женщина дает молоко». Или неплохо для Каннского фестиваля «Скажи мне да, я скажу тебе нет» — в принципе, неважно, о чем там, главное, что название гламурное. Или название для жесткого фильма из жизни подростков «Сыпь». Вообще неплохи для кино также «Гниль» или «Падаль». «Подонки» и «Сволочи» уже были, можно смело продолжить: «Отстой», «Мрази», «Худшие из людей», «Нелюди», или «Конченый» — неплохой боевичек можно сделать! Ну, само собой, «Оборотень», «Стреляй первым!», «Кровь за кровь» — вторая часть, первая — «Око за око», третья «Зуб за зуб». Для сериалов мелодрам тут совсем просто — просто перебирай фамилии по списку — «Семеновы», «Егоровы», «Ермоловы» и т. д. или для них же «От любви до ненависти», «Любовью за любовь», «Понять и простить», «Любовь одна».

Вот неплохое название для американской комедии «Позови меня в ад» или «Любовные соки» или «Очень мутное кино».

Сталин и Гитлер в интерпретации В.Соловьева

Зашел в книжный, увидел новую книжку Владимира Соловьева что-то там о путях России (вообще книги пишет, как детей делает). Лежала там на виду, где популярные продажи. Это, вообще, логично для изгоя (хотя, какой изгой, когда есть «Серебряный дождь» и книжки выходят?) ну, так скажем, для телевизионного изгоя (хотя много талантливых людей туда вообще не попадали), ну, в общем, логично для относительного изгоя, прогневившего как-то и чем-то власть — перестать сочинять евангелия от самого себя и написать что-то о гордом предназначении России в истории — авось помилуют. Открываю в случайном месте — и сразу интересный пассаж. Что-то там об опасности шовинистического угара и о сравнении двух режимов — сталинского и гитлеровского. Сталинский режим, пишет, как и вообще пролетарская диктатура при всех ее перекосах и недостатках, все же несравненно лучше гитлеровской (мы можем догадаться почему об этом пишет Соловьев). Но интересна аргументация — сталинская диктатура никогда не уничтожала классами, слоями населения, как это делал Гитлер.

Вот это уже интересно! Прямая, неприкрытая и странная для все-таки, наверное, образованного Соловьева ложь. Ну, написал бы прямо — в пролетарскую революцию мой дедушка активно включился, поэтому революционеры — они не такие гады. Конечно, тут вышел у него прокол. Потому что как раз классами, слоями, население уничтожал пролетарско-ленинский, а затем и сталинский режим, а не гитлеровский. Ни в коем случае не защищая Гитлера, надо, тем не менее, смотреть правде в глаза, а не врать от лукавого. Именно пролетарская революция поделила общество на классы и уничтожала по классовому признаку всех подряд. Соловьеву было бы полезно пересмотреть фильм «Чекист» Рогожкина, где деятельность ЧК — ОГПУ-НКВД показана во всей красе. Открыто провозглашенный Дзержинским принцип еще французской революции — «Не ищи вины, смотри на классовую принадлежность» — и выкашивал население слоями. Сын помещика — расстрел, дочь офицера — расстрел, крупный буржуа, министр, капиталист, зажиточный крестьянин, священник, кадет, казак, гимназист, чиновник, дворянин — расстрел. Такого, конечно, в Третьем Рейхе не было. Не надо врать. С такой методичностью и сатанинской жестокостью собственный народ не уничтожался. До войны были в Германии концентрационные лагеря для коммунистов и зулусов, но такого уничтожения не было.

Больше того — и это самое поразительное отличие двух режимов — Гитлер пришел к власти в результате демократических выборов в Германии, а не в результате переворота, подкупа иностранными разведками, обмана и подлога, как большевики. Именно демократические выборы 33 года сформировали паритет фракций в парламенте с коммунистами и правыми, и правые пошли на альянс, предложив Гитлеру пост канцлера.

Что же касается Советской диктатуры, то, конечно, она была другого рода — антирусская, антиправославная, прямо сатанинская изуверская диктатура с доминирующей ролью инородцев (как официально называли их в Царской России), особенно в правительстве и репрессивных органах. Гитлеровский режим сформирован сошедшими с ума романтиками, каждый второй там входил в телепатическую связь с древнегерманским богом Одином, взять Геринга, например, который и с духами предков общался, или Гиммлера, считавшим себя реинкарнацией германского короля Генриха 1. Там был мистически нездоровый коктейль из творений цистерцианского монаха Йозефа Ланца, австрийского визионера фон Лея и, как ни странно, Блаватской с ее теорией арийской расы. Именно она придумала, что эта новая арийская волна завоюет мир. А Лей и Ланц наводнили умы древнегерманской мифологией и расовыми теориями. Плюс фермерский инстинкт Гиммлера с его «выведением» чистой породы людей, замерением черепов и т.д. Кстати сказать, даже по внешнему виду ни Гитлер, ни Геббельс под эти древнегерманские стандарты не подходили, хотя бы из-за темного цвета волос. Так что эти мечты воплотились лишь в отборе частей СС того же Гиммлера.

Это именно еб… е романтики, замешанные на густом антисемитизме, который завоевал мир в 20-е годы повсеместно (даже в Японии) именно благодаря «стараниям» зулусов в деле мировой революции и установлении социалистических республик (сиречь власти международных банковских домов) в России, Германии и Венгрии, в скидывании с тронов законных монархов и разрушении алтарей. В 22-м же году вышла и книга Мельгунова «Красный террор», где очевидцы свидетельствуют о «светлых» буднях социализма.

И еще один момент, который тоже упустил Соловьев. Конечно, нацисты религию недолюбливали — ее считали пережитком слабой старой Европы, порабощенной зулусами, их религия — это руны, предки, Один, Валгалла, арийская раса и прочие игры. Но такого систематического и сатанинского уничтожения христианства, которое позволили себе большевики в России, Гитлеру и в страшном сне не могло присниться. А ведь это все-таки основа человеческой цивилизации за последние 2000 лет. Уж не говоря, что православие было и остается генетическим кодом всей русской культуры. Это своего рода уникальный режим именно открыто антихристианский, что на самом деле и привело к той трагедии, которая вылилась во Вторую мировую. Отсюда все эти великие симпотизанты Гитлеру на первых порах, такие как Хайдеггер, Ильин, Гамсун, Мережковский и др. Солженицын очень хорошо показал в «200 лет вместе», что именно в 20-е годы в Советской России антисемитизм был развит чрезвычайно.

В Вузы страны не принимались дети буржуев, исключение делалось только в одном случае — если это зулус, Его принимали всегда, как ранее притесняемый народ в царской России. Отсюда этот рывок советских зулусов в науках и искусствах.

Все это, естественно, не отменяет того факта, что оба режима чудовищны с точки зрения христианской морали, ибо одни стреляли в затылок из-за того, что у тебя череп не той формы, а другие — из-за того, что ты сын фабриканта, или за то, что веришь в Бога, или вообще ни за что — для единицы отчетности. ЧК-ГПУ-НКВД нужна была отчетность о расстрелянных врагах Советской власти. Крестьян расстреливали за «троцизм», как они говорили, ибо не знали, что это такое. И это власть «рабочих и крестьян». Так что не надо нам «отмазывать» коммунистический режим, г. Соловьев!

Советский Черкизон

В Советской власти ничего для «рабочих и крестьян» особо-то не было. Недовольные, уголовники, нищие, «притесняемые» нацменьшинства, идейные социал-демократы, обманутая беднота, солдаты и матросы-анархисты, которых всех потом и перестреляли. Кстати, первая книга «Красный террор в России» создана Мельгуновым по свидетельствам в основном эсеров. Своих же, революционеров, начали мочить сразу, что говорить о чужих. Все это мочилово коренного русского населения, а заодно и друг друга продолжалось до 41 года, когда от фрицев у Сталина кое-что дрогнуло.

Тогда в ноябре, когда они были за 60 км, он залез на трибуну и проблеял: «А вот был еще Александр Невский и Суворов!! Братья и сестры! Защитите мою задницу, а заодно и свою!» Предварительно перемолов всех этих наследников Суворова миллионами.

Советская власть — это такой рынок Черкизон. Различные этнические мафии мочат друг друга за сферы влияния — Кавказская мафия (Сталин, Берия) мочила зулускую (Троцкий, Ягода и пр.), а если какой-то зулус нужен — Лазарь Каганович, например — пускай будет, однако, его брата можно и расстрелять.

Русским доставалось столько же, как на Черкизоне. Молотов был второй человек после Сталина, а его жена сидела в личной тюрьме Берии, в Сухановке. Жена Калинина была послана в лагеря. Бухарин, Рыков — этнические русские — сыграли в ящик, как пособники Троцкого. Зулусы Каменев и Зиновьев — туда же. На национальности расстреливаемых не смотрели, зулусам доставалось отнюдь не больше, чем русским, я уж не говорю про все русское крестьянство, против которого пошли войной. По-настоящему за зулусов Сталин хотел было взяться после войны, что-то там про космополитов, но это все цветочки, расстрел антифашистского комитета — уже серьезней, а вот дело зулусов-врачей только началось, как старец отбросил коньки, явно несвоей волей. Так что им тут не на что обижаться, как они это любят. В конце концов, именно он инициировал создание Зулусстана и вооружил его в ходе арабо-зулусской войны 1947 года., которую они и выиграли. А ведь Рузвельт и Черчилль были против создания Зулусстана!

P.S Можно сказать и про латышскую этническую мафию — латышские стрелки, а Петерс и Лацис — подручные Дзержинского, да с Вацетисом — палачи не хуже Гиммлера, сколько русского народа на тот свет спровадили и не пересчитать. Их всех потом убрал Сталин. Но к Латвии, как народу, они отношения не имели, так как были изгоями — их как раз оттуда повышвыривали с их революционными идеями — а здесь пришлись ко двору. Вацетис просто ставил в Серпухове людей на берегу Оки и расстреливал — и трупы плыли по воде, чтоб не копать ям.

Кстати, прибалты вообще умные ребята в отношении революции, у них как-то с этими идеями не забалуешь. Финны, например, с середины 19 века не пускали на жительство зулусов, просто такой закон был в государстве — Солженицын об этом пишет в «200 лет вместе» — если в третьем поколении не здесь живешь — извини, браток! И никаких революций, все тишь да гладь. И никто не кричит, что Финляндия — фашистское государство. Наоборот, до кризиса была в пятерке самых благополучных стран мира. А ведь воевала на стороне Гитлера. Да и Норвегия тоже. Кстати, у финнов есть одна огромная заслуга перед Советами, они не стали перекрывать Ленинград по Ладожскому озеру, хотя могли. Тогда бы блокадникам пришел конец и очень быстро. Немцы с ними об этом и договаривались, но они этого не сделали. Жуков в показанном недавно интервью, взятым Симоновым в 60-е уже годы, сказал однозначно, что, если бы финны пошли с севера — нам бы настала хана еще в декабре 41 года, но они не пошли, хотя выиграли (вернее, долго сопротивлялись) в советско-финскую войну 40-го года.

Названия, таблички…

Прохожу сегодня Манеж, там, где переход через Воздвиженку, на доме, где кассы Дворца Съездов — огромная мемориальная доска — «Здесь жил венгерский революционер Бела Кун». Напротив — Кремль. Этот тот Бела Кун, который расстрелял 150 тыс. человек в Крыму после отхода армии Врангеля. В основном, это офицеры и члены их семей, добровольно пришедшие на «регистрацию» под гарантии сохранения жизни, данных самим Фрунзе. В фильме «Адмирал» есть эпизод, где трупы офицеров привязаны ко дну под водой веревками — многих просто утопили, привязав камни к ногам. Население Крыма тогда уменьшилось с 2 миллионов до 800 тысяч.

…Хотя, что еще удивляться этим мемориальным доскам, если у нас все еще «Площадь революции» рядом, а там еще и «Войковская» и «Бауманская», да и библиотека им. Ленина через дорогу от Кремля. Да и на самом-то Кремле — масонские пентаграммы вместо крестов. Да как-то все и привыкли уже — ну звезды и черт с ними — ну, лежит Ленин, ну и хрен бы с ним! Назови какой-нибудь пришедший к власти маньяк «проспект Чикатилло», 50 лет пройдет, и девочки «коренные чикатилловки» будут говорить:

— А зачем менять? Нам это название нравится! Не знаем, кто это такой, но мы привыкли, и звучит красиво — что-то итальянское!

Чиновники же будут говорить:

— Что? Менять? Вы представляете, сколько это стоит, все переименовать?!14

Платоныч

Человек гораздо сложнее, чем формулирует голова по книжкам. Пообщаешься с людьми простыми, жившими большую часть жизни при советской власти и тянувших свою лямку без ропота, и многое поймешь в русском характере. Терпеливость прежде всего, способность нести свою ношу при любых обстоятельствах.

Рассказал сосед по даче, как женился. Обрюхатил солдатиком срочной службы местную деваху. Ее мать пришла на построение и ткнула в него пальцем. Пришлось жениться. Родив еще одну дочь, как выяснилось потом не от него, эта местная шалава смылась в неизвестном направлении, оставив ему двоих детей. Лет через десять он женился вновь на вдове с дочерью. Воспитали троих, вторая жена умерла. Сейчас третья.

Засиделся в гостях, может и поколотить, хотя сам уже прадед. Вот она — и Жизнь, и Любовь. А звать соседа Платоныч. И много таких по Руси! От этих типажей и вся хорошая литература наша «деревенская».

Чехов как христианин

Ездил помолиться в Давидову пустынь недалеко от Мелиховской усадьбы Чехова. Чехов-то, оказывается, построил несколько школ на свои деньги! Выбил финансирование единственной асфальтированной дороги от станции Лопасня. Поддерживал, как спонсор, монастырь и Крестовоздвиженский храм напротив своей усадьбы! К тому же, был единственным земским врачом на весь Мелиховский район. В эпидемии не вылезал из больницы!

Вот тебе и «скептик». Всем бы писателям быть такими «скептиками»!

25 июля

Если огурца с грядки засолить прям в целлофановом пакете, получается очень даже неплохо, уже на следующий день чудные малосольные огурцы.

Бредни коммунистов

Удивительно, как коммунисты приводят какие-то цифры низкого уровня жизни в Царской России. Хрущёв где-то писал, что в 1913 году, работая на заводе слесарем, он жил лучше, чем в 30-е годы, когда был первым секретарем ЦК ВКПб Украины. Коммунисты, вообще, никогда и не стремились жить хорошо. Все это — зажиточность — всегда называлось «мещанство», «накопительство, потребительство» и т. п. Частная собственность не поощрялась, миллионеры только подпольные. Мой сокурсник, который одним из первых в середине 80-х решил торговать джинсами, сел на 2 года за спекуляцию. А уж «преклонение перед западом» — так это просто главный жупел.

Вообще стремление жить хорошо — совершенно не коммунистическое стремление, о чем почему-то коммунисты все время забывают, это стремление «жить хорошо», т.е. в достатке, с собственностью, с деньгами — оно вообще из другого мира — капиталистического, у нас это называлось индивидуализм, а, точнее, «буржуазный индивидуализм», чему противостоял «коллективизм», уравниловка, запрет на частную собственность. На этом фоне рассказы про царскую Россию не имеют вообще никакого смысла — ибо, как бы там плохо ни было, но идея была человеческая, и общество развивалось, а если бы не убивали Столыпиных из-за угла, развивалось бы еще быстрее. Превратилось же это в мертвечину и поголовное коммунистическое пьянство, с вымершей деревней и электричками за колбасой. Один мой друг все 80-е ездил за колбасой в Москву из Можайска — эта электричка так и называлась «колбасная».

Если в царской армии 40% первый раз пробовали мясо (что уже хорошо говорит об армии: не пошел бы туда, не попробовал бы). То средний советский горожанин пробовал его по праздникам, а копченую колбаску и фрукты — если только было, кого снарядить в Москву. Мои родственники из Челябинска как раз приезжали за апельсинами и копченой колбасой 2 раза в год. Это уже в эпоху «развитого социализма» — 80-е годы. Cтоило ли городить 70 лет страданий и десятки миллионов жертв, чтобы дойти до этого?

Конец ознакомительного фрагмента.

Примечания

9

Речь идет о кончине известного актера Владислава Галкина, которого незадолго до смерти условно осудили за пьяный дебош в баре.

10

г. Ёжиков забыл волшебное слово «допинг», как показали уже позднейшие расследование.

11

Похоже, подобные «рецепты» и довели г. Ёжикова до приюта в Ашуркино.

12

Что имеется ввиду под «вопросом дня» непонятно. Возможно, г. Ёжиков проводил сам средь себя опрос.

13

Имеется ввиду заматывание датчиков на чувствительность к газу, чтобы при превышении нормы продолжать работать.

14

Если быть точным, события «ялтинского мола», когда к офицерам привязывали груз и пускали на дно, произошли в 18-м году, но и после отхода армии Врангеля в 20—22-м Бела Кун и Землячка лютовали немало. Расстреливали гимназисток 12-ти лет. Общее число расстрелянных около 150 тыс.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я