Записки Ё

Георгий Феодорович Ёжиков, 2019

В данной книге публикуются дневники широко известного в узких кругах художника Георгия Ёжикова (1959-2016). Автор сумел за 8 лет напряженного писательского внимания "объять необъятное" – и политику, и эстетику, и культурологию, и религию. Ничто, кажется, не ускользнуло от его пристального и порой бескомпромиссного взгляда. Как написал в своем livejournal известный культуролог, лауреат Пушкинской премии Владимир Лившиц-Данильянц "Ничто не освежает мозги так, как дневники Георгия Ёжикова".

Оглавление

2009 год

Подъезд или Европа и Россия или как открыть форточку

Вместо того, чтоб писать тома, как Данилевский и Леонтьев, я бы описал наш подъезд. Нет, я совсем не собираюсь критиковать Россию, как многие могут подумать, прочитав название… Я видел подъезды в Лондоне и Париже, и я видел, естественно, подъезды в Москве — и я могу сказать, что в Москве есть совсем не хуже и даже лучше подъезды… Я говорю о другом. Поехал сегодня к знакомой в гости, и она, как бы предваряя мой заход в ее подъезд — приличной сталинской пятиэтажки — кирпичной, с высокими потолками — рассказала про то, как соседская старая овчарка писает в подъезде, т.к. ее хозяйка, алкоголичка, не может ее выпустить на улицу. На нее, конечно, ругаются соседи, и она периодически с тряпкой на лестнице и в парадном подтирает ее лужи, раскорячившись старой торбой.

Запах удушливый, бьет в нос живым организмом, умирающим, искалеченным, но живым. Она залила весь подъезд, въедливые лужи темнеют при входе. Искоренить запах невозможно. Я, зажав нос при входе, тут же побежал открыть окно, но самое удивительное, что всем жалко эту овчарку — они орут на хозяйку — она, пьяная выходит убирать. Но никто и не думает, что ее можно отравить, переселить, усыпить (и хозяйку, и овчарку, заодно). Нет, все терпят и не знают, что делать. Хозяйка открывает дверь, и старая овчарка писает в подъезде — а что ей еще делать? Дверь подъезда бывает закрыта, а на улице мороз. Кто-то может откроет, а кто-то впустит, или не впустит… И так все мирятся с этим.

Я вспомнил мой разговор со Славой Полуниным. Он переехал в Лондон, и первый раз его выселили с квартиры, когда детишки запуститили бумажных голубей с балкона. Кто-то «капнул» — и его просто взяли и выселили. Эта была та самая улица, где написана знаментая антисоветская утопия «1984». Портобелло, кажется. Висит мемориальная табличка — «здесь жил писатель Джорж Оруэлл. Он написал роман «1984» — англичане вообще любят развешивать мемориальные таблички. Так вот дети Полунина забросали пол-улицы бумажными голубями с балкона — Славу оттуда попросили. Со второй квартиры его выселили по причине приезда Гребенщикова — просто они хорошо отпраздновали Славин день рождения. С третьей квартиры после небольшой вечеринки его тоже собирались выселить — но он вовремя подсунул под дверь соседей-жалобщиков билеты на свое представление. Вот вам Россия и Европа! Мы живем в зассанном подъезде, потому что нам жалко старую овчарку. Мы так и женимся на «старой овчарке», потому, что она твоя. И самое главное, что и религия у нас такая. Мы все ждем, когда оно само что-то решится или, наконец, сдохнет.

Это удивительно, но приходя в один известный монастырь, я, первым делом, в верхнем храме, где всегда толпа народа и жуткая духотень, ищу, где здесь форточка, протискиваюсь поближе к форточке, которая, как правило, бывает закрыта, особенно зимой. Открыта только одна сторона двойной рамы, но и через эту закрытую форточку потягивает живительный сквознячок, который один спасает положение. Тысяча людей будет стоять молчаливыми силуэтами в духоте, полагая, видимо, это за свой крест, и никто никогда не подойдет и не откроет окно хотя бы на минуту. Разве что кто-нибудь околеет от духоты в этой толпе или упадет в обморок. Мы боимся что-либо сделать, чтоб приспособить к жизни, и зачастую именно по привычке — авось как-то что-то, перетерпится, перемелется…

Тут один греческий старец в монастырь приезжал — устроили встречу. Его переводили. Что там старец говорил на греческом — одному Богу известно, т.к. переводил монах одновременно с тем, как тот говорил. Сказать старцу, чтоб он делал паузы, видимо, никто не решался. Т.е. он делал паузы, но тогда и монах переводчик делал паузу. Так что, то ли один дурак был, то ли другой — непонятно. Но в целом эффект отрицательный. У нас такая «встреча с православием».

Как? что? как он может так говорить?! так вот и говорю — ничего непонятно-с,… то ли переводчик заснул, то ли старец с ума сошел. А главное, никто не готов открыть форточку.

Солянкой закусывайте!

Дело в том, что, выпив по седьмой, я подумал, чем же закусить — яблочным соком в кружке или солянкой, которую я только что сварил. И вот пришло озарение — солянкой лучше! Да будет вам, дети мои, это наставление во веки веков. Солянкой закусывайте!

Добыть святой водицы, наблюдение в церкви

Протиснулся тушей носорога, полчаса больным инвалидом перебирал ногами, топтался, словно падая, давя наседавших, охал и ахал, кряхтя перегаром, добрался до столика гиппопотамом — ох, ах, слава те, Иисусе! — Хлебнул, крякнул, красномордым хряком утер пот, ноги не стоят, давят сзади — перекрестился три раза на алтарь размашисто — добыл-таки святой водицы! 150 кг с двумя бутылками ушло — слав те, Иисусе! слав те, Иисусе! слав те Иисусе!

Сзади напирали…

Купание в крещенской воде

Отчего народ так любит купаться в прорубях на Крещенье — страшную вещь скажу — оттого, что больше ничего не умеет (и я в том числе — в религии, я имею ввиду) вообще, в христианстве трудно быть, каждодневно, маленькими шажками-жестами, гораздо легче одним махом — ух! ах! ооооооооооо! хорошооооо! Вот это по-нашему — окунулся и пошел дальше на свою помойку.

Вообще, любовь к широким жестам — она в крови у востока. Индусы ходят голыми и не стригут волос, филиппинцы прибивают себя к кресту, шииты долбят мечами себя по башке шахсей-вахсеями. Зато это все видно — это все вызывает — вааааах! На это можно пойти. Гораздо трудней делать то, что не видно. С этим у востока напряженка. Чем примитивнее жизнь народа, тем большее значение он придает внешнему.

И все же, без ярких жестов нельзя в религии. В обычной жизни можно. но у нас и этого нет — кепка аэродром — это сам человек. Машина, дом, часы, одежда. В принципе, весь наш кинематограф — «а мы тоже можем, как в Голливуде» или, в лучшем случае, «а мы тоже можем, как в Европе», получается ни два, ни полтора. Надо выглядеть «модно», делая кино. Т.е. прищуря глаз, смотришь какого-нибудь Ш. и думаешь, а может это Тинто Брасс, только кастрированный? Смотришь другого — а может это Баз Лурман? Смотришь Комеди-клаб — тю! да это ж «Очень страшное кино»! Только теперь оно называется «очень смешное кино»! Вот шла по телевизору «Анна Каренина» советский — гениальный фильм, и ничего «модного».

Андрей Шаповалов

5

Имея колоссальное содержание, мы не можем привести это в удобоваримую форму — и это касается религии. Американцы, не имея никакого содержания, (кроме умения продать), все приводят в идеальную для потребителя форму. Весь мир перенял этот их навык из всего делать товар и товар идеальный для потребления — в идеальной упаковке с инструкциями и цветной иллюстрацией. Что же касается религии, то тут возникает проблема и у нас, и у них. Можно расточать гениальные мысли перед сидящей нога на ногу аудиторией, и это не будет церковь, просто потому, что не сидят в обнимку с девушкой и не жуют жвачку в церкви — американцам это понять сложно. Еще сложнее понять, что в церкви вообще не сидят. Как бы ни расточал Андрей Шаповалов свои перлы — это театр одного актера, лекции в обществе «Знание». С другой стороны — наша церковь — абсолютно герменевтически закрытое предприятие, требующее высшего богословского образования, чтобы понять, что там вообще происходит, какие там «паки и паки» и «иже херувимы» с задостойниками и октоихами седьмого гласа, меланхолический валик средневековых проповедей, перемалывающих 4 буквы из 32 известных, да еще тихим голосом и по бумажке. Он вообще не проповедь читает — он часть интерьера. Его принесли, поставили, унесли — кто он? где он? зачем он? Да кто его знает, да какая разница! Он — нечто промежуточное перед причастием. И, главное, о чем он говорит? «Как сказал Ефрем Сирин…» паки и паки. Где Ефрем Сирин и где я? А не пора ли сменить пластинку, может, на Андрея Шаповалова?

Все это так, но у нас есть что-то, что помимо слов, изначальнее и выше, у нас есть трансцендентное, но нет слов. Там слова, но нет иной реальности, того, что послы Владимира увидели в Св. Софии. За 1000 лет она покрылась копотью, тканями и позолотой — иная реальность в полумраке и духоте. Она ждет, когда же откроют форточку, и все станет на свои изначальные места!

Есть две религии

Есть две религии: верить — значит мучиться. Это наше, родное. Верить — значит радоваться — это весь остальной мир. Устаревший терминологический аппарат давит на психику больше, чем мы это предполагаем. Мы полагаем «грех — это место». Отцы учат: здесь, (в монастыре, в церкви) спасение. Там — в миру — погибель. Здесь, в этой профессии — спасение, в той — погибель. Бывают ли актеры святыми? Бывают, думаю, актеры многие, вообще, как дети. Я их много наблюдал. Есть актеры духовные, думающие, просветленные. В любом случае, у актера гораздо больше шансов быть с Богом, чем у «верующего-профессионала». Они (актеры многие) и в церковь приходят, как дети. Они принимают все сразу, они считает это выше себя. Там что-то есть. Надо крестить ребенка. Есть что-то и оно в церкви. Вот вера простого, как дитя, и она единственно правильная. А, может, оно и еще где-то есть? Может и есть, даже наверняка. Оно везде есть. Но есть места, где его нет. Но это не в дихотомии церковь — мир, это просто места — там, где культ золотого тельца, например. Жажда наживы, корысть и только корысть — там Бога нет!

Слушать себя

Если бы вдруг упразднили религию — отменили бы все церкви, служения, конфессии, — просто стерли бы память, как у нас стирается память о младенчестве. Интересно, что было бы? Наверное, некоторые, просыпаясь с утра, думали бы — наверное, есть Бог, и его надо о чем-то попросить, и еще чего-то нельзя делать, чтобы мне не стало хуже. И мы все знаем, о чем надо попросить и чего нельзя делать. Вот, собственно, и все. Каждый знает, чего хочет от него Бог, но все притворяются, что нужна еще религия. Она есть в каждом из нас. Надо всего лишь слушать себя.

Закхей

Сегодня слушал проповедь. Вышел монах, стал говорить о Закхее, который влез на дерево, чтобы увидеть Христа. Закхей молодец, это понятно. Главное, тем молодец, что все раздал, что до этого накопил.

А вы, говорит монах, можете все оставить и раздать, чтобы обратиться на путь покаяния? Я думаю, какая долгая и бестолковая у нас традиция вот этого словоблудия — все раздать, чтоб обратиться на путь покаяния. Ни сам этот монах, никто другой, не знают, что значит «все раздать» и обратиться на путь покаяния. Уж церковь точно «все» не раздала, ни сам монах, ни его монастырь. Так что это значит и, главное, зачем? Кому раздать, как? Всем взять посох и пойти пешком на Соловки? Всем одеться в рубище?

И, главное, все знают, что никто все не раздаст, но поэтика эта нам люба. Путь покаяния! А что за путь покаяния?

Вот делай свое дело честно — вот и будет тебе путь покаяния. Открой в себе то, что может принести пользу людям, развей его, укрепи, принеси пользу на том месте, куда тебя Бог поставил! Добейся, но сделай, соверши! Открой свой талант! Преумножь его во сто крат, а не стой тут и не кисни. А так слова, слова, слова.

Добиться успеха

Добиться успеха в искусстве — это как добиться успеха у женщины — нужно следовать стилю, языку. Неважно какой ты человек, главное — одежда, насколько ты современен, в какой ресторан зовешь, заводишь ли на позитив (мне одна дама все время один и тот же вопрос задавала — че такой не позитивный? Я ее чуть не прибил на том же свидании) Интересно, вообще, есть ли женщины, которые любят грустных мужчин, или только тех, которые рассказывают анекдоты? Правда, что не все польстятся на деньги, но грустных — не любит никто, если только он не рок-звезда.

Так и в искусстве — не важно, кто ты есть на самом деле. Важно, насколько ты современен, насколько владеешь приемчиками, насколько похоже, как там, делаешь. Что живопись, что литература, что кино.

Бороться

Посмотрел последнее время «Мастер и Маргариту» сериал и Довлатова «Заповедник» в театре им. Моссовета. Чувствую что-то общее, что-то не цепляет. Что именно? Борьба с советской системой. Надоело. Надоело про то, как борются с тем, чего уже нет 20 лет. Пора давать новую пищу. А что новое? С чем бороться?

Вот бы наши продюсеры на это ответили. Им важно рейтинг-зритель-бабло, понятно. Но в самом деле — а с чем теперь бороться-то? Бороться с ленью, чтобы заработать — хороший вариант, но мелко. Бороться с собственными недостатками — тоже мелковато. С несправедливостью бедности и богатства — боролись уже в 17 году. С грехом? Курам на смех — такого искусства вообще не бывало, токмо жития. Бороться со смертью, с тупостью, с глухотой, с несправедливостью бытия вообще, с краткостью жизни, с нелюбовью, с суетой, с одиночеством, с Богом и дьяволом поочередно, бороться с вечным и временным, бороться хоть с чем-нибудь, но только реальным, а не фантастическим.

Я за что борюсь? Я борюсь за себя, чтобы я был таким, какой я есть на самом деле. А это очень сложно.

Политологи

Я не могу понять эту профессию. Один одним фондом руководит, другой другим — собрались на Первом — что будет делать Америка? Да черт ее знает, что она будет делать! Порассуждали с желтыми зубами. Один:

— Обама будет бомбить!

Другой как сыч морской с усищами:

Не будет бомбить!

Один: — Все будет хорошо!

Другой: — Все будет плохо!

Да леший его знает, что там будет. Только зарплата у них почему-то больше, чем у меня.

Русская миссия

Ездил недавно в Киев, оформлять павильон для Савика Шустера. Знакомый хохол заказец подкинул. Чтобы понять, что у России есть миссия, достаточно посмотреть шоу этого Шустера на украинском телевидении. Т.е. из него ясно, что у Украины нет никакой миссии. Это просто страна бардака и балагана. Мы хотя бы ругаем нашу коррупцию — дык в наших передачах хотя бы умные люди пытаются разобраться, откуда она идет, и как с ней покончить. У Шустера же один валит на другого, а в промежутках — нарезка из дешевых российских сериалов на ТНТ и СТС — это им, видать, ндравится — последний писк, т. е. Тут еще из пыльного угла вылезет какой-нибудь Петро Симонец с одой комсомолу и Днепрогессу, а напротив, из другого пыльного угла — шевеля усами, националист из «братства» — бендеровец. Все это сдобрит своими тупыми вопросами какая-нибудь… — «по опросам самая сексуальная писательница», и поддакнет ей полу-араб полу-хохол ведущий, скорее похожий на Бен-Ладена. Весь этот цирк занял, наверное, пол-Киева своей студией, в которой можно уместить футбольный стадион. А по бюджету этот проект, наверное, равен содержанию украинской Рады. Тут же сидит Киселев с опущенными усами. Приютили важного эксперта. Чистоты жанра нет. Бардак и эклектика. Вали все в одну кучу — главное, подальше от России.

Чи шо Америка, шо психбольница в Мариуполе.

Показали «Пять вечеров»

Я вот все-таки удивляюсь, у зулусов с Первого канала — что денег мало? Показали хороший фильм раз в 20 лет в память Гурченко, так рекламы насовали, как капусты себе в штаны! Невозможно ж смотреть! Ну, ни совести нет, ни чести! Эти клоуны уже, наверное, и правнуков своих обеспечили, не то, что жен и детей, а все мало.

И наш Руководитель еще приезжает с ними чаи гонять — «фабрика у вас тут!» И ведь кто-то эту шайку бережет, чтоб не разогнали. Кто-то Очень Влиятельный.

Молчание

Христос воскресе! Не писал семь седмиц. Друзей прибавилось больше, чем за все время писания. Вот, что значит молчание — золото.

Размышление о Пасхе

Многие думают, что Пасха каким-то образом связано с переходом зулусов через Красное море. Ошибаются. Сам эпизод, связанный с этим словом, был несколько раньше, перед казнями Египетскими, когда надо было помазать кровью агнца косяки своих дверей. Дословно перевод с зулусского означает «Бог прошел мимо». В истории так и получилось — Бог прошел мимо зулусов и прилепился к нам, русским. Почему Он это сделал? А Бог его знает.

Половина святых мест

Недавно приехал из Святой Земли. Впечатлений масса. С удивлением констатировал, что половина святых мест Иерусалима принадлежит абиссинцам. Если бы зулусы были христианами, остальная половина принадлежала бы им. Воспомним, что абиссинский католикос как-то пытался оттеснить православного патриарха из Кувуклии во время сошествия Святого огня. Это было в 17 веке. Православные были оттеснены на улицу, и святой огонь вышел из колонны. Ея опаленный разлом до сих пор можно лицезреть у храма Господня.

Пока мы жили одну жизнь

Пока мы жили одну жизнь, абиссинцы прожили сто, а зулусы тысячу. Конечно, они умнее нас, они знают все пути хитрости и греха. Как овладеть этим миром, известно им досконально.

Русские не идеальны

Да, мы, русские не идеальны. Наши три столпа государственности это — барин-самодур, народ гулященький и Матвеюшка-лежащенький. Не революции видимые меняют страну, нет — и при царе, и в наше время, и в Советском Союзе — было одно и тоже: барин-самодур, народ гулященький и Матвеюшка-лежащенький.

Вот, что удивительно, ни смена общественной формации и ни смена формы собственности — ничего не изменили в России. Наверное, это даже новая мысль в нашей историософии. Эти три столпа не изменились. Что же надо сделать, чтобы что-то изменилось???

Надо, чтоб барин самодур наконец понял, что он последний на земле, которому просто повезло прислониться к власти или умыкнуть много денег, или даже быть царем всея Руси. Просто он — слуга народа и все. Народ должен перестать гадить под себя и обвинять в своих мокрых штанах всех вокруг, а Матвеюшка, (Матронушка, Федотушко) что ж… пускай лежит. Прозорливец ведь.

Русская идея

Хочешь увидеть русскую идею — сходи на концерт воскресной школы. Еще лучше — отдай туда своего ребенка. Сводный хор мальчиков и девочек поет «Журавли», «Гляжу в озера синие» и т. д. Посмотри на их лица. Оцени спектакль про воскресение Христа, где от прикосновения к плащанице прозрела принцесса Изида, и рыжий разбойник обещает больше не грабить честной народ. Я вообще сентиментален. Иногда я плачу от простых вещей.

Когда-то друг позвал меня на крещение своего маленького ребенка, я был крестным отцом. Нас завели в крестильню в виде погреба, где была купель, как небольшая купальня. Взрослый человек мог сойти туда по ступенькам и окунуться с головой. Перед нами была какая-та девица лет уже 18-ти. Ее стройное тело проскользнуло за простыней в купальню и обратно. Священник помог ей укутаться, что не скрывало отнюдь ее прелестного тела, так как мокрое, оно проступало сквозь простыню. Мой друг посмотрел на меня и улыбнулся:

— Неплохая работенка у батюшки!

А я в это время готов был расплакаться, потому что меня поразила красота этого древнего обряда. Простота наготы тела крещаемого, глубина молитв и что-то далеко-далеко превосходящее обычную похоть.

«Отрицаюся тебе, сатана!» — читал священник, а девушка плевала на четыре стороны света, как это положено по обряду. Хор пел, и в глазах у меня стояли слезы, потому что это то, к чему я соприкоснулся. Так соприкоснись с детьми из воскресной школы, и ты почувствуешь русскую идею. В театре такого нет, и на улице нет. Сознание становится чистым, и ты понимаешь, зачем живешь. Зачем? Чтобы была эта чистота и эти лица. И так хорошо становиться от этой чистоты, от корневой породы русского благочестия и молитв, что весь этот мир сворачивается в трубочку вместе со всем его весельем и КВНами, и идет прямиком в ад.

Задник на кабриолете

Лето, тепло. Ну хорошо, май, все равно тепло, выходной.

Иду куда-то у храма Христа Спасителя, газуют кабриолеты, музыка на всю, он доволен — бабла много, жизнь удалась, врублю на всю!

Мимо по тротуару — чахоточный юноша со своей кралей:

— Не, ну эти задники на кабриолете — так чмошно смотрятся!

Я думаю, что у этого вьюноша нет денег не то, что на кабриолет, но и на задник, а, может, и на красовки. Но кабриолеты-то газуют! Девушке-то надо что-то сказать! Типа — ну и я тоже не лыком шит, не лох педальный! Я-то вижу, что задник, ну, так «чмошно смотрится!»

Так всегда, идешь куда-то, ловишь краем уха, как вьюнош загружает девушку, распускает свой чахоточный хвост. Если хвоста, ну, совсем нет, начинает рассказывть что-нибудь из техники или по хозяйству. Главное — загрузить «полезной информацией!»

Немецкая тюрьма

Встретил знакомого грузина на днях. Покалякали о том, о сем. Сам живет в России — семья, дети. В Германии получает вид на жительство. Машинами торговал до недавнего времени. Тут кто-то ему звонит при мне, начинает по телефону рассказывать — бизнеса нет, машины не берут, в общем, все плохо. Трубку вешает. Кто, говорю, звонил?

Да, говорит, один дурак из Германии — кто по телефону дела обсуждает? Все же прослушивается! Тем более, сам в тюрьме сидит!

Я говорю, как в тюрьме сидит? За что?

Распространяться за что, мой приятель не стал, но, говорит, сидит. Посадили года на полтора.

Что ж ему нужно, спрашиваю?

— Машину хочет взять BMW недорогую.

— Как? Зачем?

— Вот и я ему говорю, зачем? А он мне: А на чем я в тюрьму ездить буду? На метро что-ли??! Он сначала на работу, с работы — в тюрьму. Ну, а по выходным домой. Помнишь фильм «Хочу в тюрьму» с Володей Ильиным?

— Ну?

— Вот, типа того. Тюрьма там, говорит, лафа. Но это за легкие и экономические преступления. Я, — говорит мой приятель, — всю Европу объездил — везде все такие вежливые, улыбаются, как дела? как дела? Им, конечно, по х…, как у меня дела, а все равно, приятно ведь?!

Я подумал:

— Действительно, приятно.

Евровидение

В Евровидении побеждает cute — симпатичный. Cute gay, cute girl. Я не злой человек, но Саша Рыбак пока что из того, что я видел — это пустое место по сравнению хотя бы с англичанкой, у которой действительно шикарный голос, и которая не влилась в это повальное — хоп-хоп! гэй-гэй! с притопами и прихлопами, демонстрируемые абсолютным большинством. Видимо, кто-то когда-то вычислил, что это производит максимальное впечатление на домохозяек у телевизора. Турецкое гэй-гэй поднялось, кажется, до пятого места (или четвертого), его опередило азербайджанское гэй-гэй, потому что девочка cute, а мальчик, кажется, действительно гей-гей.

Вообще, если задаться глобальным вопросом, способно ли Евровидение внести хоть йоту в продвижении реальной души, реального искусства? Нужно ли оно вообще искусству как таковому, пусть даже и эстрадному? Я думаю, ответ однозначен — не способно, не нужно. Это всемирная лабуда, так и останется лабудой, сколько бы денег в нее не вбухали.

Производит впечатление засилье одинакового типа певиц — крашеные блондинки с лужеными глотками, все существо которых представляет из себя сугубо одно только женское либидо. С другой стороны — это мачо с рекламы «баунти» или мужской туалетной воды, с такими же «туалетно-водными» песнями. Какой-нибудь Никос Сакис. Ты май бэби, я тебя кис. Саша Рыбак ушел недалеко от них. Дима Билан прилетел на белых крыльях, чтобы вручить приз Диме Билану 2. И так дальше до бесконечности.

Вспоминается из недавнего прошлого лишь одна Марина Шарифович, да и та лесбиянка).

Человек-компьютер

Жена — встроенный хард-диск, любовницы — выносные, ты их грузишь, они тебя грузят, отключаются, подсоединяются к другим компьютерам, перекидывают информацию. Есть еше флэшки, есть SD.

Другое

Всяческие девицы любят выписывать себе в анкеты умные мысли, естественно переписанные у какого-нибудь Паоло Коэльо или из сборников афоризмов. Это делает их, как им кажется, более многозначительными и загадочными. У одной такой прочитал «Старайся иметь то, что любишь, иначе придется любить то, что имеешь».

Подумал и поразился глубине этой мысли. Взять хотя бы личную жизнь человека. Один бросил жену с двумя детьми, чтобы добиться сердца той, которую действительно полюбил — и о них, об этой любви, слагают легенды (Высоцкий и Влади, например). Какой роман! И т. д. песни, муза, все такое — в общем, молодцы ребята — настоящая любовь! Другой влачит сосуществование с женой — но уйти от нее не может.

Его имя канет в лете, его муза сдохла, ни о нем, ни о его жене никто не вспомнит, да и они сами друг другу осточертели. Но ему приходится любить то, что он имеет. Так и 90% человечества — вынуждено любить то, что имеет. Ибо другого не будет! Кишка тонка, чтоб было другое.

Но ведь это аморально — бросить свою жену, или, хорошо, скажем просто, свою девушку бросить ради другой — более молодой, боле покладистой ну и т.д., более красивой, в конце концов. Счастье вообще аморально!

Помню, смотрел давно чешский фильм «Поросенок во ржи», комедия, годов кажется 70-х. Комедия про вора.

На суде он сказал: «Но зато я был во ржи!»

Люби Россию!

Некоторые демагоги любят твердить — люби Россию! Люби Россию! Как будто оттого, если мы все будем говорить: «Мы любим Россию!» на Тверской, наконец-то, исчезнут нищие и проститутки или пьяный не будет сидеть поперек дороги. Я, например, хочу любить Италию. Но это Другое. А другое им неведомо.

Как неведомо и то, что, если хорошо в церкви знаменное пение, то не плохо и партесное, а рок вообще разный бывает, и не надо мазать всех одним цветом.

Русское доктринерство заключается в людской ограниченности.

Кто больше всего своровал, тот и самый большой «патриот». Он по сути хам, невежа и вор, но туда же — в патриоты. Был тут на совещании Совета ЦФО. Одни морды. Человеческих лиц — два-три.

Физкультурный институт и заведующие бань и рынков сплошь. 4 класса церковно-приходской. Все «патриоты». На другом полюсе — зулусы-телевизионщики. Вот два противоборствующих лагеря нашей жизни.

Нет, конечно, есть и хорошие люди и среди директоров бань, прорабов и даже среди выпускников физкультурного института, но почему-то они все не по специальности работают, а в крупных чиновниках, мэрах, губернаторах и их помощниках.

Женщины в транспорте

Сколько красивых женщин в общественном транспорте — тысячи и тысячи! Каждая могла бы составить счастье какого-нибудь индивида, а то и двух. Подойди к ней и спроси — сделала ли она кого-нибудь счастливым? Одна на миллион. Почему? Вот вопрос. Потому что любит сначала себя, потом уже себя, ну, а уж потом снова себя. Так выучились и воспитались, если только это не семья священника или, иногда, военного. Все-таки там — традиция.

Все говорят об экономике или абстрактной «духовности», а я бы начал с этого. Нет женщины — нет страны, нет семьи, значит, нет ничего. А, так оно и есть на самом деле. Пример надо брать с Кореи. Там все, как полагается, и с семьей, и с экономикой. Даже по фотографиям кореянки в лучшую сторону отличаются от всех азиаток — почему? Патриархальность корейской семьи общеизвестна. Обратный пример — Скандинавия. В Норвегии отцов-одиночек (!) в три раза больше, чем матерей-одиночек. Т.е. ушла к следующему, детей оставила мужу, так проще. Самая развитая страна по западным меркам! Не дай Бог, к этому придем!

Можно конечно спросить, а сделал ли я кого-нибудь счастливым? Я, думаю, да. Те женщины, которые были со мной и которые меня любили, были счастливы, по крайней мере две.

Мы и англосаксы

Все делится в этом мире на «все ОК» и «что-то не так». У англосаксов всегда «все ОК» — отсюда и фильмы, и культура, и музыка. У славян всегда «что-то не так». Причем сначала в головах, а потом уж в реальной жизни. Почему? потому что славяне — максималисты, а англосаксы — прагматики.

Запад и восток

Более глубокий вопрос — а почему англосаксы — прагматики, а мы, русские, максималисты? Это интересный вопрос, ибо затрагивает всю русскую культуру. Потому что англосаксы (особенно американцы) выросли в животной борьбе за жизнь, в естественном отборе. Естественное выживание основано на позитиве, иначе человек не может двигаться вперед. Русские же всегда были под крылом — то царя-батюшки, общины, православия, патриархальной семьи. Большинство русских писателей — помещики. Пишешь себе о вечном, а там кто-то пашет на тебя, какие-то там крепостные или твои, или матушки, или брата с дядей.

Крупные помещики — Толстой и Тургенев, наверное, одни из лучших писателей, затем пришел социализм — тоже под крылом. С голоду не помрешь — прожиточный минимум всем обеспечен. Отсюда инфантилизм — нюни всяких «Полетов во сне и наяву». Конечно, были исключения — 20-е годы, лагерная литература, самиздат и проч. Но общее ощущение, что за место под солнцем драться нехорошо, а я такой непонятый и гениальный, деньги — это зло и, в общем, среда заела — все равно что у чеховских персонажей — не покидало. Отсюда интеллигентские мечтания, тоска и болтовня пудами и тоннами. И главное — самолюбование: какой я несчастный, а где же он — идеал всеобщего добра на земле? Петь эту песню у нас всегда было модно, в то время как на западе этим просто некогда было заниматься. Сначала надо было выживать, потом зарабатывать.

Правда, теперь, когда заработали, запад вдруг выяснил, что идеалов вообще нет. Надо просто жрать и развлекаться.

Восток же идеалы сохранил, и если избавится от традиционной своей болтовни и делания вида, какой я важный, то у него шансов на прогресс гораздо больше.

Классификация красивых женщин

Классификация красивых женщин: классные телки, шикарные бабы и роскошные женщины. Последние отличаются от предыдущих прежде всего хорошим бюстом и тем, что их никак не назовешь бабами, т.е. какой-то особой харизмой. Шикарные бабы почти, как роскошные женщины, но попроще, снимаются на обложке журналов, полуголые в интернете, вообще чаще мелькают в желтой прессе. Классные телки — это все остальные, которые при ногах и все такое, но как-то их много, особенно в клубах.

Примеры — Анна Семенович — кандидат из шикарных баб в роскошные женщины. Но, видимо, ей туда не пробиться. Роскошные женщины живут как-то тихо. Замуж выходят за миллионеров, на тусовках не светятся. Роскошные женщины как метеор — промелькнула, осветив полнеба и упала к кому-то в постельку, как Оксана Федорова, например. Или Анна Самохина или Ирина Лапина, которых вообще никто не видит, кроме собственных мужей и охраны.

Шукшин

Василий Шукшин — замечательный русский писатель, актер, режиссер. У мер в 45 лет. В этом году в эти дни отмечается его 80-летие. Почему Шукшин стал Шукшиным? Потому, что писал на коленках, на подоконниках, в гостиничных номерах, на репетициях. На ходу. В ванной, т.к. не было места в однокомнатной квартире и т. д. А я чем занимаюсь? Кино скачиваю с интернета.

Я и Шукшин

В эти дни чествования Шукшина мне, как всегда, приходят в голову крамольные мысли. Я не могу отделаться от ощущения инфантильности и лживости советского кино. Да, великие актеры, порой великие фильмы, экранизации классики. Но вот кино о современной жизни — оно как-то все не получалось. Шукшин не считался большим режиссером среди «своих», т.е. кинематографистов. Вот Герман или Тарковский, это да, величины. Так считала кинематографическая «тусовка». Тарковский снимал своего «Сталкера» два раза из-за операторского брака. Герман на «20 дней без войны» потратил денег больше, чем Шукшин на все свои фильмы. Это мне рассказывал его оператор и замечательный фотограф Анатолий Заболоцкий.

И все же, вот едет в «Печках-лавочках» на юг замечательный герой Егор, кажется, с женой. Подсаживается к ним в купе хам-интеллигент, т.е в очках. И сразу начинает, так сказать, прессовать — деревня, куда поехал ну и т. д. Этот мотив постоянен у Шукшина — интеллигенты, городские сволочи зажимают честных рубах-парней из деревни. Вспомним «Живет такой парень» — как герой Куравлева, водитель, подвозил жену инженера. А этот инженер стал ему хамить.

Я вот думаю, почему в моей жизни — а прожил я не очень мало, ни разу не встречались вот такие хамы интеллигенты, которые хамят и унижают деревенских, а ровным счетом наоборот.

Кто пьет, базарит, бьет друг другу морду, наглеет и хамит в городе — деревенщина, хам.

Кто загонит городского за цугундер в пионерлагере или в деревне на отдыхе? Местный. Драка с местными — у кого в детстве не было таких замечательных историй?

Все, что пишет Шукшин, это такая замечательная романтизация простого парня. Только этот простой парень и слился так с партийной линией, что лихо наматывал кишки всяким там интеллигентам-диссидентам голубых кровей на всяких партсобраниях. Если б не романтизация этого «простого парня», не прогибание перед ним проституток — «советских» писателей, может и советской идеологии не было бы вообще. Не на чем было бы держаться — а тут вот он вам — герой так сказать нашего времени!

Он и сидевший, он и пахарь, он и рядовой, он и простой русский мужик.

Все эти «простые русские парни» еще с «Юности Максима» были любимым детищем Ильича. Те, кто священникам глаза выкалывал и казаков расстреливал миллионами. Поэтому и «Стенька Разин», поэтому и по партийной линии во ВГИКЕ.

Это все тот же инфантилизм от невозможности писать и снимать правду. О том, что невежды коммунисты управляют страной, что нет свободы, что вера запрещена, ну и т. д. — что живем в одном общем сарае. Но поскольку проблемы то нужны для кино — вот выдумали проблему — город зажимает деревню. «Простой парень» — положительный герой, а профессора в очках — люди мутные.

Чушь это все собачья. И Стенька Разин — это холоп и бандит, а никакой ни «пришел дать вам волю». Такие холопы и пришли к власти в 17 году. И «простой парень» такой же му… ла может быть, как и профессор в очках.

И именно советская деревня — это пьянь и разложение повсеместно. А природа — что ж, природа действительно хороша. Тут ничего не скажешь.

День не задался

С утра как-то чет день не задался. Погода, что ль? Пошел в ресторан рядом с «Венецией!» У нас, говорит, винный день — акция — берете бокал вина, а к нему закусь бесплатно — шашлычек, пицца, туда-сюда. Шашлычек — одно название, два кусочека 6для мыши на шпажке. Ну, взял еще бокал, несет — там грамм 80 от силы вместо 150. Думаю, ругаться или нет. Налила, что в бутылке осталось, наверное. Был не один, ругаться не стал — глотком больше, глотком меньше — подумал философски. Немец бы стал замерять. А у нас все норовят недолить, сукины дети! Пришлось три бокала взять. Зато к каждому бокалу — своя закусь — все тоже самое. Я еще пасту заказал.

— У нас повар-итальянец!

Паста, как паста — не вкусная, едали и получше. Короче, на одной закуси продержаться можно легко, если б еще наливали, как следует. В общем, так себе и ресторан, и кухня. Все как-то у нас через задницу. То пирожное 400 рублей, то вино не доливают. С такой наценкой на алкоголь в 900%! В Англии вон 5% наценка, и то люди в пабы перестали ходить.

Basso profundo

Послушал Маторина, заинтересовался басами. Стал рыскать по youtube. Ну, Реброва давно слушал и любил. Набрал бас profondo, пошли — с одной стороны русские басы, исключительно, в духовных хорах — Миллер, Пасюков, Вишняков, Златопольский, потрясающие хоры, пробирает аж до костей. Стал смотреть иностранцев — «самый низкий голос в мире», и проч. — одни сплошные фокусы в микрофон. Речь идет о современности. Нарезки из эстрадных песенок, фигли-мигли чревовещание и прочее. Пожалуй, один Ребров только — настоящий иностранный бас «с душой», и тот русским назвался. Почему? Да потому что русскую культуру не пропьешь, не променяешь на фокусы. Она «по определению» настоящая. Там, если бас, то духовный хор, молитва, ширь, мощь, вера. И никакой эстрады — вообще, близко нет! Это youtube, самый демократичный. Русская культура трансцендентна, молитвенна в своей основе. И литература, и кино, и музыка. Этого нет, увы, ни в Европе, ни в Америке. Потеряли ли мы ее? Конечно, потеряли, почти. И большевики постарались, и масскультура, и «мода», и «стиль».

Лев Шестов

Лучший литературный критик в России — Лев Шестов, и тот зулус (Лев Исаакович Шварцман). А что делать? Наш пострел везде поспел. Кстати в Серебряный век наблюдался удивительный феномен «наших» зулусов. Порода, образование. Известно, что для зулусов с высшим образованием делались исключения по черте оседлости. Им разрешалось проживать в крупных городах. Многие занимались философией, культурой, Гершензон, например. Питерцы вообще. На смену им пришли другие зулусы из разночинцев и мелких лавочников, которые и возглавили революционное движение на местах. Один из таких расстрелял царя, нарисовав звезду Давида на стене Ипатьевского дома. В отношении Шестова в мемуарах все сходятся во мнении, что он был «очень мил». Ну, не было человека, который бы его не любил и не уважал. Удивительно, что в Гитлеровской Германии в 38-м вышла его книга «Афины и Иерусалим». Хотя Шестов был ницшеанцем поначалу, но в дальнейшем ушел в другую сторону. И все-таки эта черта зулусов выбивать почву из-под ног — основная парадигма его писаний. Все, что угодно, только не догма! Не правила!

Чем Лев Толстой отличается от Иисуса Христа

Чем Лев Толстой отличается от Иисуса Христа? Толстой написал «Исповедь», и массу прочих поучительных произведений. «В чем моя вера», «Критика догматического богословия» и т. д. Известно три его глубоких мировоззренческих и духовных кризиса, во время которых он был на грани самоубийства или помешательства, и вследствие которых разражался чередой душеспасительных статей, ниспровергающих общепринятые устои и утверждающих нечто свое, новое слово, так сказать.

Итак, везде, вчитываясь в Толстого этих периодов, мы можем вычитать: «Я был на гране…», «Я готов был покончить с собой!», «Истина мне открылась с этой стороны», «Я понял вдруг тщету и лживость», «Лысина внезапно запотела, а в паху зачесалось», «Я осознал и принял бой с лживой моралью»… И везде Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я в кубе и в квадрате. Мощный самец с большими яйцами — Я — не вместился в общепринятые салазки мировой цивилизации. Смотрите, какие у меня большие яйца! Смотрите все! Яйца, яйца, яйца!

Такова, увы, вообще, суть русского богоискательства — что Бердяев, что Булгаков, что Розанов и многие другие. Смотрите на меня, как это я в позу встал и говорю! Или во, как меня осенило!!! Вглядывайтесь в меня! Цените меня! Следите за моей мыслью! Эк, я могу — и так и эдак! Во я даю дрозда, одним словом! Русское хамство оно не сегодня началось. Оно искони веков ведется от любви к своим яйцам и бороде. И барство, и самодурство, и коммунизм — все этой же породы. А ну смотрите, как мы все возьмем и свергнем! Все сотрем в порошок! Мы наш, мы новый мир построим!

Что мы видим у Христа? Никаких «я был на грани», «и тут братцы, я осознал и понял!», «я перевернул свою жизнь — цените меня за это!» Ничего подобного. Просто «я есмь Сын Божий»… «а делать надобно так и так». Все просто, как в аптеке!

Волки

Прошел сюжет про волков, которые окружили деревню где-то в глубинке и задрали всех собак. Поскольку наружного освещения в деревне нет, после семи жители уже боятся отпускать на улицу своих детей. Заканчивается репортаж словами — местные власти пока обещают наладить фонари на улицах поселка.

Т.е. пока всех собак не задрали и не нависла угроза над собственными жизнями, наружное освещение нах не нужно — ходи в темноте!

Мне вспомнилось одно интервью Гребенщикова — в конце 90-х — его корреспондент, Пряников, спрашивает:

— А что вас больше всего поражает в России?

Гребень подумал и говорит:

— Вот еду я на гастроли в какую-нибудь Кострому, смотрю из поезда в окно: трактор едет по дороге, застрял в грязи. Ведь ездите же по этой дороге уже сто лет каждый день, ну сделайте нормальную дорогу для себя, вам же удобнее! Скиньтесь всей деревней, вам же лучше будет! Не могу, говорит, понять наших людей — будут мучиться до конца!

Властям, понятно, наплевать, что в деревне освещения нет. А вообще, кто-нибудь видел в деревне работающее освещение? Так, чтоб не старая часть города или крупного поселка, а в глухомани деревня? Я видел только столбы.

300%!

Я тут писал про 300% наценку на алкоголь — какое там! Пошел сегодня в пивной ресторан — бутылка водки — 1180 руб! рюмка — сто с лишним. 900%-ная наценка! Перцовку взял — 115 руб за 40 грамм — 1500 за бутылку получается, которая в магазине стоит 150 руб! Я уж не говорю, что в графине все равно перцовку разбавляют. Я ему говорю:

— Тут сколько градусов, мил человек?

Начал вилять:

— Должно быть 40, но в некоторых чувствуется, в некоторых нет, вот в хреновухе…

Как будто я не знаю, что такое 40 градусов! Второй графин принес — в два раза крепче уже стала. Я охреневаю, дорогая редакция!

Все с этим кризисом озлусились до опупения. Выпить в общественном заведении негде! Везде норовят обмануть. Хоть иди в какой-нибудь ЦДРИ! Тут же сидела со мной девушка, которая рассказывала, как работая официанткой, вливала вместо «Парламента» какую-ту бурду в графин на банкете. Страна уродов!

Про Сталина

В Сталине есть одна удивительная черта — он бесстрастен. Сколько не смотрю с ним хроники — одно и тоже выражение лица — апатия с хитрецой. Никаких других красок вообще! Что Ялта, что перед войной, что после. Косноязычная речь, плохо различимый голос, никаких интонаций, никаких особых жестов, точнее сказать, вообще никаких жестов, никакого повышения голоса или интонации.

Был один момент в нашей истории, мягко сказать критический, в начале ноября немцы подошли к Москве на 30 км. Был парад 7-го ноября. Сталин выступил перед народом. Что это — Петр Первый? Суворов? Много слышал об этой речи. Впервые Сталин, у которого дрогнуло очко, сказал «братья и сестры», вспомнил Дмитрия Донского и Суворова. Должны были слезы на глазах навернуться у миллионов людей!

И вот хроника. Опять та же бесстрастная физиономия, та же косноязычная глухая речь, как будто по бумажке написанное еле выучил наизусть, та же полуулыбка и мутные поросячьи глазки, как будто ничего из происходящего его не трогает по — настоящему. Что-то прогукал в микрофон утробным голосом, точнее сказать, пробубнил. И это нечто претендует на право иметь какие-то нервы?? Это какая-то креатура инопланетян, которые управляли за его спиной.

Это мелкий лавочник на гребне партноменклатуры. Его вынесло волной, а дальше надо было только дуть в усы и бояться за свою шкуру. Это начало череды убогих правителей России. И даже не он расстреливал и сажал. Он нейтрален. Он даже спасал кого-то — Булгакова, Пастернака и т. д. Расстреливало время, НКВД, логика революции, а он всего лишь гладил усы и щурил поросячьи мутные глазки, как на хронике!

Никогда ни историки, ни ученые не поймут эту личность ни с положительной, ни с отрицательной стороны, потому что личности просто не было. Все диктовало время. Можно, конечно, и у него найти поступки — отказался, например, менять своего пленного сына на немецкого генерала. Но, во-первых, на сына и на жену ему было плевать, (на ее похоронах после самоубийства его даже не было, она «нанесла удар ножом в спину революции»), а во-вторых, по-другому нельзя было — реноме лидера государства пострадало бы. Если у Ленина еще была какая-то страсть, если у Гитлера была страсть, то у Сталина ее не было. Это уже отряд членистоногих в политике. Человек системы. Имя стерто, фамилия тоже. Маховик системы не жестикулирует и не повышает голос.

Где гарнизон?

Степень подготовленности наших войск к войне видна на одном примере — когда обороняющие Брестскую крепость сделали вылазку наверх 22-го июня, выяснилось, что гарнизона города Бреста просто нет. Все были отпущены в увольнительные на выходные! Город никто не защищал. Хотя перед нападением летал разведывательный По-2 вдоль границы и докладывал о концентрации войск противника, а зулусы скупили все спички и соль, а заодно и другие продукты из магазинов.

О фильме «Царь»

Пришлось поработать на фильме «Царь». Конечно, спорить с уменим Лунгина делать кино, все равно что пысать против ветра. Мастерства, умения не отнять. Пожалуй, безвампучный и психологический исторический байопик, извините за выражение, давно не получался, особ у тех режиссеров, для которых история отечества что-то сродни Четьи-минеям, а производимое фильмом впечатление — умилительное рыдание над славными деяниями предков (хотя и это в воспитательных целях нелишне бывает). Однако… Фильм об Иване Грозном, почему о нем? Почему Эйзенштейну он тоже спать не давал? Ведь мы же понимаем, что, называя фильм «Царь», режиссер выдает нам что-то эпохальное о самой сути русского монархического самосознания? Почему это надо делать именно сейчас?

Зайдите vkontakte, у каждой второй сыкухи в графе «политические убеждения» — монархизм. Монархизм = это модно, это на слуху, это что-то новое, необычное, не говоря уж о том, что вся патриотическая литература, начиная с периода белой эмиграции, заканчивая сегодняшним днем, замешана на монархических идеалах. «Боже царя храни?» — вот вам пожалуйста, ваш царь! Что вы сказали? Православие, самодержавие, народность? Помилуйте, вот вам ваше самодержавие — кушайте!

Дело в том, что никакому Лунгину не пришло бы в голову снимать фильм о Петре Первом, или об Александре Третьем, или о его деде, ставшим святым старцем Федоре Кузьмиче, реформаторе и победителе Наполеона, Александре Первом. Это же патриотично — фу! Какое ж из этого кино?!

Вот про маньяка снять, и назвать фильм «Царь» — вот это эпохально, вот это то, что народу именно сейчас и нужно — и Эрнсты помогут рекламкой, и прокат сделаем! Вы не волнуйтесь, везде вам сочувствующие, г. Лунгин! Особ. на Каннских фестивалях. Ирония в том, что Иван Грозный действительно был маньяк, т.е. стал маньяком. Получавший удовольствия от личного присутствия на многочасовых пытках, не может быть нормальным человеком, сколько бы ханств он до этого не завоевал. Конечно, можно было бы взять и ранний период жизни Грозного, но зачем — взятие Казани, искоренение местничества, победы нам немцами и Литвой — да кому это надо? В учебниках прочитают!

Тут надо взять ужас — метафизику зла самого явления, так сказать. Показать «кошмар самодержавия», как абсолютизации воли одного над всеми. Апокалиптические бредни и живодерство маньяка возвести на уровень метафизики русского самодержавия вообще! Гнилой сердцевины «помазанника Божия», как идеи! Бойтесь, девочки вконтакте! Не пишите больше, что вы монархистки! Плавайте в мутной водичке «демократии»

Да и вообще, все в «максимум секса»!

Тишина вселенной

Последнее время я помогаю восстанавливаться монастырям (иконостасы, росписи). Как-то я раньше их недолюбливал — ходят какие-то люди в черном — почетный караул при мощах — держат свечки, поют протяжными голосами.

Хотя, конечно, я не такой дурак. Все-таки я их полюбил. В 40 лет к монастырям относишься по-другому, какой бы жизнью ты не жил. Что поражает? Тишина.

Владимир Мартынов как-то говорил, рано или поздно все религии сольются в один только мистический звук. Вселенский звук тишины. Кстати, вы не знаете, кто такой Владимир Мартынов? Зря. Пора узнавать. Расшифровщик знаменного распева, композитор и мистик.

Так вот в Белопесоцком монастыре я услышал поразительную тишину. Монастырь на Оке под Ступино. Вокруг поля, деревни, бобры. Монахинь 3 человека. Я настоятельницу спрашиваю:

— Что тут у вас особенного?

— Тишина.

Ухоженные дорожки, альпийская горка, деревья с голыми ветвями стоят там, где надо. Большой монастырь и никого. Вот две монахини катят бак пустой.

ДОТы по краям монастыря — тут была линия обороны. Нарисованные часы на колокольне. Беседка с гранитной плитой могилы настоятеля — «а преставихся 1552». Все аккуратно, как только в женских монастырях. Японский домик из темного дерева — келейный корпус.

В 4, пол пятого — на улице — темень, и тишина. В пять часов вечера — жизнь остановилась, а может только началась? Ворота монастыря открыты, огромный двор, Храм белеет стеной, одинокий прожектор кидает луч. Никого. Темно.

Ни собака, ни машина не нарушат этот вечный покой. И так каждый день! Это сейчас с пяти, а зимой — с 3-х темно!

Через два часа — автострады, центр, Тверская, людишки туда-сюда. Встречаться, звонить, бежать! Дела-дела, личная жизнь… И тишина осталась в мозгу, не могу ее выбросить. Еду домой и понимаю, что это тишина нужна миру, как воздух, который там пахнет ключевой водой, этот воздух можно есть, и тишину эту можно пить. И кто испил, тот видит время и в этом времени — Бог.

Кто выигрывает в футбол

В футбол выигрывает тот, кто играет с первой минуты. Российская сборная начинает играть с 86-й. И так всегда. Вспомним, войну 12 года, Великую Отечественную. Такова карма. Отступать, пока дальше некуда. Тут, видимо, ничто не поможет — ни присутствие президента, ни 140 млн болельщиков, ни ответственность матча. Это менталитет наш: человек долго запрягает, «но быстро едет?» Увы, уже не едет. А что, может хоть что-то изменить эту манеру ходить пешком первые 80 минут? Ну так, гипотетически… Ну, может, лишать зарплаты за среднестатистический пробег ниже среднего, или, например, пороть перед матчем розгами? А что — поркотерапия — проверенное древнерусское средство — оно даже сердечников излечивает!

А лучше и то, и другое. А можно еще подвергать общественному презрению или объявлять национальными изменниками — по этой причине, кстати, когда-то, после войны, «Динамо» обыгрывало англичан — как-то не хотелось на Родину возвращаться лузерами!

Эти ребята не из того теста. Вот почему «Динамо» бегало быстрее? Жрали меньше, и пороли их больше. Вот, собственно, и весь ответ на вопрос.

Из 140 млн не найти 15 ребят, чтоб быстро бегали и били по воротам с первой минуты — это действительно парадокс и загадка русской души! Тут нужен гипноз, психотерапия совместно с телесными наказаниями и большими штрафами. Отдал пас сопернику — 1000 евро из зарплаты, и т. д. Не может быть, чтоб ничто не подействовало! В конце концов, подарить гражданство десятке бразильцев с итальянцами и проч. Работу по вербовке надо начинать уже сейчас. Благо до следующего чемпионата еще 4 года!

Медведь и климат

Кстати, вполне возможно, что медведь, который является тотемным животным для русских, оказывает тоже влияние на русскую сборную. Об эту пору он уже впадает в спячку, но из-за недостатка снега находится, наверное, в некоей прострации, примерно такой же, как находилась вчера наша сборная. Отход ко сну в связи с приближающейся зимой — это все, что я видел вчера в первом тайме и первой половине второго, после чего выключил телевизор, не сомневаясь в победе словенцев.

Наши могут еще более-менее играть летом, когда медведь бодрствует, что продемонстрировал чемпионат Европы по футболу. Климат, география, в значительной степени предопределяют национальный характер, о чем писали еще философы 18 века. Невозможно хорошо научиться играть в футбол в стране, где на большей части территории 9 месяцев зима. Надо взять отдельный регион — скажем, Краснодарский край, и вложить все деньги в развитие футбола туда, чтоб мальчишки бегали по полям круглый год и пинали мяч. Тогда, я уверен, эта сборная Кубани легко будет побеждать сильнейшие мировые команды, так как будет с ними просто в одном климатическом поясе. К тому же, у южан кровь горячее. Бегать нужно инстинктивно, а не думая «ну вот, пора пробежаться», как это делают северяне.

Бессмысленное дело вкладывать деньги в футбол на Севере. В Словении среднегодовая температура градусов на 10—15 выше, чем у нас. И этим все сказано. Что Англия, что Германия — это все страны с гораздо более мягким климатом, уж, не говоря про французов, испанцев и итальянцев и уж, тем более, бразильцев. Климат — он сидит не вокруг, а в голове. Это с детства воспитанная ментальность. Дело к зиме — значит пора спать. И никакой Гус Хиддинг тут не спасет.

Еще один вопрос о футболе

Меня волнует еще один вопрос. Когда я вижу матчи с немцами, словенцами, даже с украинцами, я вижу рослых, мощных игроков по 1.92 см. Наши коротконогие форварды разве что могут у них между ног проскочить. Да, Аршавин, он уникум, пускай будет. Но вы что, ядрен мать, не можете селекционную работу вести? Вы чем, трагладиты, занимались все эти годы? А не отобрать бы у вас дачи с квартирами? Вы что каких-то карапузов в сборную набрали? У нас что, народ карликов, дефективных? Да поедете по Сибири, наберите рослых ребят, воспитайте их в боевом духе. Все эти миллионы, которые тратятся хрен знает на что, не направить ли на отбор и воспитание мощных игроков. Я понимаю, что советская армия побеждала числом, а не фактурой, но кому не быть рослыми и мощными игроками, как не славянам? Почему у нас всю жизнь одни карапузы кривоногие, дефективные и тонкокостные «гении» в сборной, которые ничего серьезного никогда не выигрывают? Послевоенное время что-ли, когда матери не доедали и дефективных рожали? Да и то после войны выигрывали!

Да возьмите украинцев, Динамо Киев, это традиция — атлетизм. Французы, вся Европа уже давно переключились на этот тип игроков. А мы все «на втором этаже мы не можем», хоть с финнами играй, хоть с Люксембургом, все на втором этаже не можем. Пороть надо этих селекционеров, кто там сборную набирает. А то, как дети из неполноценных семей, детдомовцы, блин…

В стиле новостей

Умер Роман Трахтенберг. Его сердце остановилось в прямом эфире. И, несмотря на это, Дымовский не хочет встречаться с Путиным. Вероятно, поэтому Хиддинг не будет работать тренером. И все это — плоды безграмотного поколения, поступившего в вузы. Кстати, самая красивая жена у соседа, а разжиревшая супермодель-то в слезах!

Вот что бывает, если переписать заголовки новостей. Перепиши 40 раз и отправь Светлане Сорокиной!

Фашисты

Полиция Мюнхена 20-х годов неоднократно заводила дело на Гитлера за приставания к молодым людям и времяпрепровождение в гомосексуальных утехах. Естественно, после 33 года все архивы были уничтожены. По заключению паталогоанатома у трупа отсутствовало одно яичко. Никто никогда не видел фюрера, целующимся с Евой Браун и уж тем более никаких намеков на секс. В бункере для Евы была отведена отдельная комната. Ее часто видели в слезах, по-видимому, от отсутствия элементарной близости со своим кумиром.

Геббельс был настолько плодовит, что кроме своей жены регулярно оплодотворял немецких актрис. Нет ни одной примы третьего рейха, не прошедшей через кабинет Геббельса. Однажды он даже хотел развестись ради актрисы-зулуски, но фюрер запретил ему.

У Геринга был самый высокий IQ среди подсудимых Нюрбергского процесса, и это не смотря на то, что там были Шлейзенбург, Аббер, Клейнмахер, Штубизульде, барон фон Тиццен и сам Штрахенбойм!7

Что я этим хочу сказать? Ничего.

А ничего не поделаешь!

Некто Зия Бабаев, взяв в аренду ламборджини, мерс, бугатти и порше, с приятелями («граждане России» — братья Исмаиловы) гонялись по трассам Швейцарии, чуть не убив пенсионера. Исмаиловы — сыновья директора Черкизона. Папаша в Турции, сынки уже тоже там. 7 тыс. долларов — аренда в сутки мерса, 32 тыс. — бугатти, 380 тыс. — залог только одной машины. А кому-то жрать нечего. Вот она жизнь. И ничего с этим не поделаешь. Иван Грозный поделал бы. И Петр Первый поделал бы.

Рабочие рты везде одинаковы

Посмотрел два фильма на неделе бразильского кино, одно — дерьмо, другое — очень даже, на твердую четверку, где-то даже с плюсом. Наверняка, будет в нашем прокате. Название — «Невидимая женщина». Остроумно, мило, занимательно, легко. Один вопрос — поймал себя на мысли: а что бы это были поляки? Недавно пересматривал «Тестостерон». Лица, шутки, актрисы — одинаковые. Немного секса, немного юмора, немного философии, немного любви. Все во всем мире стало одинаково!

Одни и те же люди выросли везде. Одинаково живут, одинаково думают. Кстати, Бразилия и Польша — это, в некотором смысле, недоамериканцы с какой-то своей культурой. Но недоамериканистость все же сильна, и перебарывает свою культуру, поэтому и одинаковы. Впрочем, все мы недоамериканцы, недорусские, недополяки, недобразильцы. Все стало одинаково! И, знаете, прежде всего, что? «Рабочие ротики» актрис с морщинками по бокам и накаченной челюстью.

Богатство и бедность

Молодой барашкообразный священник говорил на воскресной проповеди, объясняя притчу о безумном богаче, который собирал добро в житницы и не чаял дня кончины, так — Богатство — привязывает все помыслы богатого к своему богатству и не дает спастись. А бедность, говорю уже я, привязывает все помыслы бедного к своей бедности! Думать каждый день, где добыть копейку, чтобы накормить себя и своих детей — на какое бы преступление еще решиться — это не привязывание помыслов?

Жадность привязывает все помыслы к своей жадности, влюбленность — к предмету своей любви и т. д. и т. п.

Да и вообще, жизнь как-то привязывает помыслы к самой жизни, как ни крути.

Дело как раз в том, чтобы не все помыслы были привязаны к земле, а бедность этому способствует не меньше, а как раз, зачастую, и больше, чем богатство. У моего приятеля два завода на Украине, и каждый раз, как я к нему прихожу, он меня загружает «из святых отцов». Отрастил волосы, как у дьякона, и детей с женой гоняет на всенощные и воскресные службы. Забыл ли он про свои заводы и про производство? Нет, конечно. Может, ему не нужна прибыль? Думаю, еще как. Просто он распределяет время между тем и этим. Бедность, вообще, не лучший путь к духовности, т.к. обременена массой забот. Наши духовные писатели и философы, как правило, были людьми состоятельными — помещики и дворяне. А революционеры как раз вышли из разночинцев.

Сгореть заживо

8

Что меня поражает в видео пожара в Пермском клубе?

За пять минут до смерти всем было очень хорошо. Ну, просто зашибись было!

Был ли там хоть один, кто думал в эту минуту о смерти? Никого. Вот в этом иллюзия этого мира. Она не входит в планы того, кто знает все. Ему стало просто скучно на это смотреть.

Кажется, в книге Калиновского «Переход» описываются ситуации клинической смерти, и одна женщина рассказывает, как она предстала перед Христом.

Он смотрит на ее жизнь — замужество, дети, все пролетает за одно мгновенье, не вызвав у Него никакой реакции. Она приготовилась было рассказывать, но Ему это было неинтересно.

— Что ты сделала важного? — Он спросил, прочитав ее жизнь, как листок календаря.

— Ничего.

Ее жизнь была скучной. И ее отправили обратно — делать что-то важное. То, что интересно нам — не интересно Богу. Нужно сделать важное для Него.

Слезы на доске

Вчера вcпомнил, что у меня одна знакомая была из Перми. Снималась в фильме, где я работал, в эпизоде, году так в 1999. Красавица каштановая с рыжиной, и с косой до пояса. Белая, статная. «Мисс январь» чего-то там. Я питал к ней романтические чувства. Ухаживал. Отношения наши закончились ничем. Вышла замуж за знакомого бизнесмена. Она подарила мне на день рожденья уральский пейзаж на спиле бревна, такой, какой вешают на стену.

Когда она решила выйти замуж (за другого) мы устроили прощальный ужин в ресторане на Китай-городе. Она уехала к мужу в Пермь. Через несколько лет она приезжала в Москву, мы снова встретились по старой памяти. Она родила двух сыновей. Муж работал диллером в автосалоне. Я стал искать полные списки погибших на пожаре, но фамилию она могла сменить на мужнюю, а ее я не знаю. Слава Богу, по крайней мере, девушки с ее фамилией там нет. Пошел на кухню, снял со стены этот пейзаж — на дарственной надписи — как слезы — какие-то капли. Вверху на потолке все сухо, стена тоже сухая. У этих капель нет следов, как если бы они текли сверху. Явно, что они выступили из самой доски. Но как, почему? И, если доска тому причиной, то почему не по всей доске, а только в одном месте?

Гайдар и реформаторы

Умер Гайдар, и как-то жаль его. А так жил — ну вот, думаешь, у этого человека все хорошо — Давосы, лекции зарубежом, консультации, книги, лицо упитанное, манеры буржуа… а ведь вспомнить, я когда-то с ним на улицу выходил — шла толпа на митинг с Гайдаром во главе, и я рядом шел — так хорошо его помню. Он как-то за руки схватился с идущими рядом. Куда шли? Тогда все куда-то ходили. Вот и мы шли… по Тверской, а, может, тогда еще по улице Горького. Против ГКЧП что-ли? Не помню. Но харизма была.

Никогда не любил «Эти вот Гайдары,,,» — шипения из-за угла. А кто оппозиция им? Руцкой? И как он закончил? Проворовался в Курском губернаторском кресле. Сами куряни его гнали ссаными тряпками. Вот конец «патриота». Может кто-то из них что-нибудь полезное сделал? Ничего. А кому разгребать это авно было, под называнием СССР и его развалившуюся экономику?

Да, скучковались с зулусами, да раздали кое-чего и своим. Но зулусы просто наиболее предприимчивый народ — они взяли то, что вылезло на поверхность — деньги. Контроля не было. Но и делать надо было что-то. Да, свободные цены прошлись катком прежде всего по старикам, которые потеряли все. И прежде всего все накопления. Можно было как-то это продумать? Наверное.

Но в целом надо было двигаться вперед. Тогда просто обрушились глиняные ноги колосса, и удержать его было невозможно. Одна мафия — партноменклатура, все, что могла, уже разворовала, оставив народу подыхать. А другая мафия — ученая, образованная, прозападная, нашла возможность двинуть страну вперед. И никто бы кроме них этого не сделал.

Говорят, реформаторы пришли во власть скромными сотрудниками НИИ, а вышли из нее весьма небедными людьми. Однако, не видно в списках Forbs Гайдара. Зато там всегда сидели Дерипаско, Потанин, Абрамович, Фридман, Вексельберг и прочие, собственно, в экономической мысли для страны ничего не сделавшие. Кое-какой криминал, удачная приватизация — вот и все. Это уже те, кто взошли, как поросль, вслед за реформами. И умели брать. Гайдар брать не умел. это тип ученого, реформатора, кабинетного интеллигента. Я даже думаю, если бы Гайдар был высок и строен, имел интеллигентную бородку и благородную печаль в глазах, а ля Грызлов, или был бы агрессивен, криклив и непредсказуем, как Жириновский, народ его любил бы гораздо больше. Народу нужен образ, чтоб любить или хотя бы уважать, а тут образ какой-то непонятный, рыхлый, толстенький, не агрессивен, кулаком по столу не бьет — нет, не народный герой.

И все же, не умри Гайдар, где были бы все эти панегирики о его выдающейся роли? Их просто не было бы. Вот что значит смерть. Нет человека — и его жаль, а живет — ну и леший с ним, не лучше других. И ведь так почти с каждым человеком. А поди ка полюби его сейчас, какой он есть — не получается.

Фильм «Аватар» — неоязычество

Неоязычество — запах деревьев, сочленение хвостами, праматерь гермафродит, Природа, мать ее. Инстинкты, борьба, выживание. Впаривание неоязычества — основная задача Голливуда. Я думаю, почему? Народ устал от западной цивилизации? «Дешевого пива и джинсов», как там сказано? О, нет, дорогие друзья! Я думаю, зулусы устали от христианства. Причем уже 2000 лет. Иначе денег на кино не будет. Нужна новая религия!

Смотрите, какие разноцветные букашки, животные чудо-юдо и, конечно, любовь — из желтого глаза слеза. Смотрим, кто продюсер — Ландау. Может, действительно — христианство, мир живых людей и отношений закончились? Ох, сорри, есть еще один лейтмотив — Ирак, своя цивилизация, зачем мол война там идет? Но, по сути, все то, что я сказал. И это уже давно и упорно. Гуманизм — это хорошо. Но эти денег зря не дают. Идет формирование новой религии — анимизм, тотемизм, называй, как хочешь. Почитай Фрэзера «Золотую ветвь» — там этого полно. Инстинкты правы. Это главное. Брутальный вонючий мощный самец (Шрек, Халк, Ван Дизель, Кинг-Конг, громила, бэтмэн, супермен-аватар) и чувственная, агрессивная, дерущаяся и совокупляющаяся самка) — вот парочка вместо Христа и Богородицы. И в этом ведь есть доля истины. Новый поворот религии — это Самец и Самка. Суперсамец и Суперсамка вместо Христа и Богородицы!

Все хотят секса

О чем мы говорим, если все хотят секса. Есть люди, которые хотят секса так, что занимаются этим даже в театре. Недавно узнал от своей девушки, что она, как бы сказать, самоудовлетворялась во время «Славянских безумств» Нушича в театре на Малой Бронной, сидя рядом со мной. То есть попросту мастурбировала. Вот и приглашай девушку в театр!

— Почему ты не сказала мне? — спросил я, когда узнал.

— Ну, ты же был так занят, к тому же слева тоже сидел мужчина. Экстрим меня так возбуждает.

Вот и думаю, может, она одержимая? А черт ее знает. Все может быть. Она, бедняга, точно не в себе.

Примечания

5

Проповедник харизматической церкви в г. Сиэтле, известный своим красноречием, бывший гражданин Украины.

6

Парафраз известного шлягера «Два кусочека колбаски»

7

Кто эти вышеперечисленные после Геринга люди известно одному г. Ёжикову.

8

Речь идет Пермском ночном клубе «Хромая лошадь», где погибло 156 человек при пожаре 5 декабря 2009 года.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я