Резкость и нерезкость

Георгий Розов

«Резкость и нерезкость» – книга из серии «Искусство фотографии», в которую вошли также книги об экспонометрии, свете и цвете, композиции и выделении главного в кадре и др. Автор делится с читателем секретами фотографического ремесла, без которых нельзя получить впечатляющие снимки. Статьи сопровождаются авторскими иллюстрациями с описанием условий съемки и данными о технических параметрах аппаратуры. Книги отличаются простотой изложения сложного материала и рассчитаны на широкий круг читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Резкость и нерезкость предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глубина резкости

Глубина резкости, или глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), — это расстояние, в пределах которого изображение получается резким (см. рис. 1).

Рис 1. Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП).

Все объективы обладают этой важной характеристикой, ни один не может одинаково резко нарисовать все детали и на переднем плане, и на заднем. Если навести резкость на передний план (например, травинки вблизи объектива), то поплывут границы предметов в глубине композиции. Если попытаться получить резкость в середине композиции, то нерезкими в той или иной степени окажутся и передний, и задний планы. Попытка навести резкость на бесконечность приведет к потере резкости переднего плана. Есть прямая зависимость глубины резкости от угла зрения объектива и величины отверстия внутри объектива, то есть диафрагмы.

Чем меньше фокусное расстояние объектива и шире угол его обзора, тем больше у него глубина резкости (ГРИП), и наоборот, чем больше фокусное расстояние объектива и уже угол его обзора, тем меньше у него глубина резкости (см. рис. 1—2).

Рис 2. Фокусное расстояние и нодальная точка.

Фокусное расстояние — это расстояние от нодальной точки до точки фокуса или, иначе говоря, фокальной плоскости оптической системы (см. рис. 2).

Нодальная точка — точка внутри объектива, в которой пересекаются все лучи света (см. рис. 2).

Фокальная плоскость — это место, где образуется изображение и куда наводится резкость. Матрица всегда расположена в фокальной плоскости (см. рис. 2).

Главное свойство нодальной точки состоит в том, что свет приходит в эту точку под тем же углом, под каким из нее и выходит. Вот почему именно вокруг нодальной точки нужно вращать камеру, когда хочешь получить идеальные заготовки для сборки панорамы. Позволяет легко собрать панораму без видимых нестыковок объектов на границах соседних кадров. Особенно важно использовать этот прием для съемки панорам с выраженным передним планом.

Однажды в разгар лета случайно набрел на стоянку зимней снегоуборочной техники. Выкрашенные в яркие цвета, согласно правилам техники безопасности, машины даже летом радовали глаз. Мне захотелось сделать этот кадр особенно тщательно проработанным, и я снял его как панораму (см. фото 11). То есть сделал несколько кадров слева направо, затем свел все заготовки в один файл. Такие картинки всегда содержат раза в два больше деталей, чем одинокий файл. С точки зрения любителей резких фотографий, панорамный снимок заведомо лучше снимка, полученного из одного файла.

Фото 11. «В ожидании снега»

Камера Nikon D2х

Зум DX AF-S Nikkor 17—55/2,8 D G ED IF

Чувствительность 100 ISO

Выдержка 1/250 сек.

Диафрагма 8

Фокусное расстояние 24 мм пленочного стандарта

Практические выводы:

— фокусное расстояние объективов компактных камер всегда меньше, чем у объективов полноформатных зеркальных аппаратов, и потому глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) у них заметно больше;

— чем больше открыта диафрагма объектива, тем меньше глубина резкости, и наоборот, чем меньше отверстие диафрагмы объектива, тем больше глубина резкости.

Чтобы получить максимальную глубину резкости, нужно максимально закрыть зрачок диафрагмы. При съемке фото 12 был использован хороший широкоугольный объектив, специально разработанный для кропнутых камер, у которых матрицы примерно наполовину меньше пленочного формата. Он имеет большую глубину резкости, но только при основательно зажатой диафрагме способен резко рисовать все, что попадает в рамку кадра. В данном случае резко нарисован портрет велосипедиста, травинки на лугу и даже лес на горизонте. Обратите внимание на лучащееся солнце. Оно оказалось на границе кадрового окна, наплодило кучу зайцев, которые не только не испортили картинку, но даже украсили ее.

Фото 12. «Лето»

Камера Nikon D200

Зум DX AF-S Nikkor 12—24/4 D G ED IF

Чувствительность 100 ISO

Выдержка 1/500 сек.

Диафрагма 11

Экспокоррекция — 0,33 EV

Фокусное расстояние 18 мм пленочного стандарта

Любопытно сравнить фото 9 и 13. И тот и другой кадр сделаны одним и тем же объективом, но на фото 9 фон заметно размыт, а на фото 13 передний план с флагом и дома в глубине кадра почти одинаково резкие. На девятом снимке диафрагма полностью открыта — глубина резкости минимизирована, на тринадцатом — диафрагма закрыта до 8, этого оказалось достаточно, чтобы сделать картинку иконографически плоской.

Фото 13. «Флаг над городом»

Камера Nikon D3

Зум AF-S Nikkor 70—200/2,8 D G ED IF VR

Чувствительность 200 ISO

Выдержка 1/400 сек.

Диафрагма 8

Экспокоррекция — 0,33 EV

Фокусное расстояние 280 мм

Если глубину резкости нужно минимизировать, диафрагму открывают, как при съемке фото 14. Открытая диафрагма в данном случае успешно разделила передний план и фон на резкую и нерезкую зоны изображения. Это еще один пример съемки телеобъективом.

Фото 14. «Пиано» из серии «Хор МИФИ»

Камера Nikon D3

Зум AF-S Nikkor 70—200/2,8 D G ED IF VR

Чувствительность 1000 ISO

Выдержка 1/125 сек.

Диафрагма 2,8

Экспокоррекция — 1,00 EV

Фокусное расстояние 200 мм

Много лет назад я впервые попытался перенести свой восторг от вида ухоженного пшеничного поля со зреющими на солнце колосьями на плоскость фотобумаги. Результат удивил и огорчил. То, что глазами воспринималось как нечто восхитительное, на картинке превращалось в беспорядочное нагромождение однотипных объектов. До меня не сразу дошло, что в отличие от глаз человека, которые постоянно перефокусируются на конкретную точку, объектив фотоаппарата готов видеть резко только то, что попадает в пределы глубины резкости. Вот почему на картинках мы видим мир частично нерезким и не можем разглядеть, как в действительности выглядят объекты заднего плана. На фотографиях они остаются навсегда размытыми. Но в том случае, когда резкое и нерезкое разделено продуманно, это становится фотографическим приемом, потому что позволяет выделить из массы одинаковых колосьев резкие и любоваться их красотой. При этом фотография воспринимается как совершенно резкая. Фантазия лучше любой оптики позволяет домысливать подробности того, что на самой фотографии отображается светлыми и темными пятнами с размытыми очертаниями (см. фото 15).

Фото 15. «Колосья»

Камера Nikon D3s

Объектив AF-S Nikkor 35/1,4 D G N

Чувствительность 200 ISO

Выдержка 1/8000 сек.

Диафрагма 2

Экспокоррекция — 0,67 EV

Мониторы большинства современных цифровых камер малы и не дают качественной картинки. Наводить по ним резкость очень трудно, тем более пытаться определить, где именно проходит граница резкого и нерезкого в кадре. Владельцев такой аппаратуры может выручить формула, по которой принято рассчитывать гиперфокальное расстояние.

Гиперфокальное расстояние — это расстояние от камеры до гиперфокальной точки (см. рис. 1).

Гиперфокальная точка — точка в пространстве, фокусирование объектива на которую обеспечивает максимальную глубину резкости в кадре (см. рис. 1).

Если навести резкость на гиперфокальную точку, в зоне удовлетворительной резкости окажется все пространство от нее до бесконечности, плюс половина расстояния от камеры до гиперфокальной точки.

Вычислить зону глубины резко изображаемого пространства (ГРИП) очень просто: фокусное расстояние объектива надо разделить на значение диафрагмы. Например: вы снимаете объективом с фокусным расстоянием 100 мм — эта цифра всегда стоит первой в маркировке объектива. Теперь надо посмотреть на дисплей камеры. Предположим, что он показывает диафрагму 8. Фокусное расстояние 100 делим на 8, в результате получаем 12,5 м — это и есть гиперфокальное расстояние. Если навести резкость на какой-либо предмет, находящийся на этом расстоянии от вас, вполне резкими на фотографии будут выглядеть все предметы от 6,25 м до бесконечности.

Если полностью открыть диафрагму объектива, гиперфокальное расстояние будет 35,7 м (100 делим на 2,8). При этом гиперфокальная точка отодвинется от камеры на 23 м по сравнению с предыдущим примером, а глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) при открытой диафрагме будет простираться от 18 м до горизонта.

К сожалению, эта формула работает только в сочетании с фиксами — объективами с фиксированным фокусным расстоянием. К современным зумам — объективам с изменяющимся углом зрения, следовательно с переменным фокусным расстоянием, — она не применима. Сложные системы внутренней наводки на резкость не позволяют так просто посчитать расстояние до гиперфокальной точки. Во время съемки зумами фотографу приходится ориентироваться по пробным снимкам или пользоваться репетиром диафрагмы. Нажал репетир, посмотрел, что резко, а что нерезко, и изменил диафрагму в соответствии со своим замыслом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Резкость и нерезкость предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я