Исход славян на север закончен, но опасности не исчезли и мирной жизни еще долго не видать. К прежним врагам в виде авар и прочих степняков, добавились новые. Враги становятся друзьями и снова превращаются во врагов, и битвы идут беспрестанно докатываясь до строящегося князем Русом будущей столицы – Русгарда. Но самое страшное – грозит раскол изнутри славянского Союза, да такой что брат пошел на брата… в буквальном смысле слова.
1
Город рос, что называется, не по дням, а по часам. В первую очередь, как и было обещано жрецам, возвели храмовый комплекс, на что потратили все следующее лето пятьсот пятьдесят шестого года. Причин тому, что на одно здание ушло три месяца имелось несколько.
Во-первых, здание получилось все-таки не самым маленьким и если вытянуть его в одну линию из фигуры знака Рода (этакого отпечатка куриной лапы), то при ширине двадцать метров и в высоту двенадцать, в длину выходило около ста пятидесяти метров. И ведь это не пустая коробка как для главного храмового зала, в котором предстояло проводить моления да проповеди, остальные помещения сильно внутри поделены на более мелкие комнаты.
Русу для планировки внутренних объемов пришлось хорошенько постараться, задействовав все свои инженерные способности. Оно вроде и не сильно сложно с виду спроектировать все эти комнаты с аудиториями, но это пока до внутренних коммуникаций дело не доходит, а именно отопление и водоснабжение с канализацией.
Больше всего конечно намучился с отоплением. Дабы не строить печки и камины, чуть ли не в каждой комнате, он пошел по пути разветвленных воздуховодов-батарей, даже не дымоходов, ибо чистить такую систему от сажи… это тот еще геморрой с частичной разборкой всей системы.
Так что в подвальном помещении ставилась печка коя своим огнем и дымом нагревала стальные трубы-радиаторы, для чего они имели многочисленные пластинки-теплообменники словно лопатки на турбине, а те уже грели воздух, который расходился по воздуходувам-батареям нагревая в свою очередь их самих, а те уже грели воздух в помещениях. Не самая простая и эффективная в плане КПД технология, но рабочая, тем более что печка не только и не столько занималась отоплением, сколько работала на кухню для приготовления пищи, а так же на баню, поставляя туда в огромных объемах горячую воду.
Во-вторых, скорость строительства ограничивали производственные мощности. Тут не хватало как печей и мельниц для производства цемента, так и не поспевали поставщики извести. Хотя известь везли всю зиму, так что навезли целую гору, но улетала она, что называется, со свистом.
В-третьих, не имелось опыта столь масштабного строительства от слова совсем.
Поскольку это было первое возводимое здание, да еще столь масштабное, не говоря уже о его религиозной важности, то сделать так чтобы оно стало согласно поговорке о первом блине — комом, было недопустимо и Рус контролировал все процессы от начала и до конца, начиная от качества помола ингредиентов, обжига, качества помола клинкера, заливку цементной смеси в формы строительных блоков и конечно же саму укладку этих блоков, кои при размерности пятьдесят на двадцать пять и на двадцать пять имели три цилиндрических углубления диаметром пять сантиметров и глубиной в десять с одной стороны для снижения массы, ну и какая-никакая экономия материала.
В общем беготни получалось много, а нервов потрачено еще больше и чем выше поднимались стены, тем тревожнее становилось на душе. Хотя со строительной площадкой повезло в том плане, что грунт холма выбранного для будущего города-крепости оказался каменистым и значит можно было надеяться, что здание не начнет проседать то тут, то там, и не образуются трещины с последующим развалом постройки.
Ну и поскольку общий архитектурный стиль Рус выбрал как готический, то такой элемент стены как контрфорс, тоже внушало надежду, что стены не поведет и не выгнет наружу под собственной массой несмотря на все ухищрения по облегчению строительных блоков.
Еще давило на нервы то обстоятельство, что цемент производится все-таки кустарно и существовал немаленький риск, что с течением времени блоки напитав сырости начнут разрушаться… все-таки не заводской из двадцать первого века высшего качества. Хотя тут Рус сделал все что мог, выбрав из сотен составов, что были им произведены экспериментально самый лучший по всем возможным параметрам.
«В конце концов, не боги горшки обжигают», — пытался он себя успокоить.
Видел он в свое время бетонное строение середины девятнадцатого века, так крепость бетонных блоков на зависть современным с железной арматурой. А тогда ведь производство цемента тоже можно назвать кустарным. В общем это обстоятельство внушало некоторую надежду на то, что и его бетон простоит не то, что века, а тысячелетия!
Понятно, что для строительства он изготовил несколько самых необходимых инструментов, такие как уровень со стеклянной колбочкой с водой и пузырьком воздуха внутри, и банальный отвес, плюс натягивались веревочки, чтобы не дай боги линии укладки не пошли волной.
Что до крыши, то Рус решил все же особо не экспериментировать и изготовил классическую керамическую черепицу. Правда глину для нее пришлось везти за тридевять земель из северных долин ибо в горах ничего подходящего не нашлось.
А чтобы здание не вызывало тоску своим серым цветом, то его конечно же чуть осветлили декоративными элементами из бетонных панелей с добавлением светлого песчаника, а кроме того, тут подсобили две девчушки Зара и Мила, что, став очень состоятельными невестами благодаря своему бисерному производству, продолжали заниматься стекольными экспериментами.
Однажды попавшись Русу на глаза и получив от него демонстративный нагоняй за несанкционированное производства бисера пусть и не в ущерб основному производству (он тогда изготавливал стеклянные наконечники для стрел), они теперь с каждым результатом своих экспериментов бежали к нему. И вот как-то зимой, еще до начала строительства храмового комплекса (только-только начали рыть траншею под фундамент), прибежали с очередным итогом своих опытов, протянув несколько кусков стекла, искрящегося в Солнечных лучах.
— Посмотри князь, что получилось!
— О! — сразу по достоинству оценил результат Рус.
Он сразу понял, что в расплав стекла девицы добавили минерал под названием сурьма, что недавно принесли в виде образцов того, что залегает в Словацких рудных горах. Добавили от совсем мелкого песка до достаточно крупных кусочков размером с ноготь.
Имея такой результат, Рус не задумываясь поменял местами свой дворец с храмом, то есть перенеся последний в северный «лепесток», чтобы вход в храм оказался с южной стороны, то есть освещался Солнцем. Зачем? А затем, что он решил декорировать вход в храм стеклянными панелями с сурьмой. Сам вход слегка переделал и теперь он имел глубину в три метра с сужением из-за чего получалась воронка. В итоге получилось очень и очень… в общем очень.
Храмовые врата в лучах Солнца сияли и искрились за счет блескучих свойств сурьмы. Ну и знак Рода на крыше, установленного по типу христианского креста над церковью, но изготовленного из все тех же стеклянных панелей с добавлением сурьмы, так же сиял на Солнце. А еще он сиял в ночное время, когда зажигали хитрую подсветку, над которой Русу тоже пришлось поломать голову.
Рус, похвалил себя за то, что несмотря на все риски, первым делом решил построить именно культовое сооружение, а не дворец для себя. Храм Рода, практически сразу после постройки стал объектом паломничества, несмотря на то, что строящийся Русгард (как решил назвать свой город-крепость Рус, сознательно подпустив в название некоторое скандинавское звучание по типу Асгарда) находился практически на отшибе славянских земель, более того на южной стороне Карпат на границе с землями кочевников. В общем, чтобы до него добраться нужно сильно постараться и быть действительно сильно верующим человеком.
Но слухи о храме, теми же торговцами, а так же племенными воинами, что приезжали за железом, разнеслись очень быстро и широко. Для людей, живших в полуземлянках увидеть каменный храм бога Рода, да еще с сияющим в лучах Солнца входом… это было как попасть в иной мир.
Конечно, они наверняка слышали о подобных зданиях у тех же ромеев, кто-то даже видел будучи у них на службе или наоборот в набегах на их земли. Но сколько их видело? И одно дело слышать-знать и другое дело увидеть воочию. И вот оно, великолепие во всей своей монументальности. Это для сознания простых людей после полуземлянок, в которых жили даже их вожди, казалось чем-то невозможным, словно сам бог Род приложил свою десницу к созданию сего шедевра.
А теперь представьте главное здание, где, собственно, велись проповеди как самим Богумилом, так и его сторонниками по реформации религии с целью установления единобожия и недопущению религиозного раскола племен выбиравших себе богов-покровителей в зависимости от каких-то своих предпочтений. Высоченное здание с огромными по местным меркам (два метра в основании и шесть метров высотой) застекленными окнами из цветных витражей, что готовились всю зиму перед строительством, да и во время самого строительства. С отделкой внутри здания тоже подсуетились загодя дабы людей не смущали голые серые стены, их сразу закрыли деревянными панелями из дуба с искусной резьбой на религиозную тематику.
Перед панно, освещая их, а так же остальное пространство храма, что особенно ценно в сумерках и ночное время, на массивных тумбах стоят чаши из все того же стекла с сурьмой, в которых горит яркое и бездымное пламя — древесный спирт.
Акустика тоже получилась неплохой, а легкое эхо, что все-таки имело место быть, придавало словам говорящего дополнительной значимости.
В общем не было ничего удивительного в том, что новое видение религии, а-ля возвращенное к истокам, быстро завоёвывало популярность в народе. Ведь кому больше поверишь, своим жрецам, что одеты в грязные шкуры и прокоптились дымом в своих лесных капищах, коих и видят-то от случая к случаю, или жрецу проповедующем в столь огромном здании в нарядной одежде? Ответ очевиден. Простые люди просто в силу свой природы тянутся к новому и возвышенному и это им дали в полной мере.
Первый шаг в объединении славянских племен был сделан. Конечно, потребуется еще немало времени, сил и средств, чтобы новое религиозное видение овладело всеми, где-то придется действовать крайне грязными методами, всегда найдутся воинственные ретрограды, но без этого тоже никуда, и тем не менее результат будет достигнут.
«Осталось объединить славянские племена политически в единую общность, так чтобы они и думать не могли о разделении», — подумал Рус.
В этом плане было пожалуй сложнее. Лех, сейчас работал над все-таки больше силовым объединением племен, помогая одним против других устанавливая сое влияние над сателлитами, но проблема тут в том, что стоит только ослабить хватку и все тут же развалится, вспомнят о своей былой незалежности и как хорошо при этом им жилось. Им, это конечно же вождям…
Продержись племена в таком состоянии два-три поколения и можно было бы на что-то надеяться, но увы, есть несколько внешних сил, что этому станут активно мешать. Для начала это авары, что вот-вот ворвутся в Дунайские долины, ну и конечно же ромеи, коим под боком нарождающаяся сила совсем не в жилу и постараются сделать все, чтобы вновь разбить славян на отдельные в идеале враждующие между собой племена и в этом, надо признать, они дока.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Князь Рус. Рождение нации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других