В этой книге собраны беседы Богословского Г. Л. с учениками. В беседах Георгий Леонидович приводит примеры и разъясняет суть и смысл фундаментальных законов жизни на земле: мысль материальна, все вокруг живое, каждый в ответе за все. В каждой фразе учителя заложено много смыслов, которые по-своему раскрываются для каждого читателя и дают основу для понимания себя и окружающего мира. Беседы, вошедшие в этот сборник, проводились в июле-августе 2015 года в Москве.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы с учениками (23.07–28.08.2015) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Данный текст сформирован на основе устных бесед Учителя, и поэтому в нём встречаются обороты устной речи, которые сознательно сохранены в том виде, как преподносил материал Георгий Леонидович, чтобы читатель мог уловить интонацию, остановиться на важных моментах в изложении важнейших знаний.
Беседа (23 июля 2015 года)
Сегодня вспомним с вами о том, что вообще мы делаем, зачем и почему. И остановимся на базовых вещах.
Мы много раз отмечаем, что йога — это способ жизни. Чем отличается от всех остальных — не всегда ясно. Не тем, что можно в узел завязаться или ещё что-то подобное сделать. На самом деле я не понимаю, зачем в узел завязываться, если можно и не завязываться. Так же не ясно, зачем отказываться от мяса, если его можно есть? Не понятно.
Есть масса иных вещей в мире, которые иногда связываются с йогой, не понятно почему. В нашем понимании йога базируется на трех фундаментальных законах: на силе мысли, на том, что всё вокруг живое и на том, что мы за всё отвечаем. В таком сжатом, компактном, логичном виде это выражено. И, если вдуматься, все люди неосознанно используют эти законы. Неосознанно. Скажем, если мы выкидываем массу разных отходов в пространство, они всё равно скажутся на нас же, на нашем здоровье. Они попадают в воздух, в пространство, в этом наша ответственность за это.
Всё, что мы имеем вокруг, создано силой нашей мысли. В буквальном смысле или в переносном, мы всё время это используем. Мы всё время используем те образы, которые существуют в нашем сознании. Самые разнообразные. У нас есть какое-то видение нашей жизни, какое-то видение нашей любимой или любимого. Мы видим его вот так. И всё, что мы хотим, мы как-то себе воображаем. И поэтому логично, естественно и понятно, что самое главное на сегодняшний день — это справиться с собственным сознанием, с собственными мыслями. То есть мыслью своей владеть.
Сейчас есть разные системы веры, вплоть до научных. Наука — это также система веры. Наука верит, что существует только объективная реальность и больше ничего нет. То, что я пощупал, оно есть, не щупал — нет. Это вера. Так же, как и все остальные системы веры, которые не лучше и не хуже. Все системы веры используют в том или ином виде молитвенную форму, хотим мы этого или не хотим. Иногда в буквальном смысле, иногда в переносном. Наука использует форму, как сейчас принято выражаться, мотивации. То есть мотивирует себя на новые открытия, на новые исследования с помощью разнообразных логических и визуальных формулировок. И тут же мы сталкиваемся с особенностью нашей мысли… Сомнения! Возникшее сомнение незаметно разъедает всё.
Вот обычная схема работы сомнения в нашем сознании: ваша знакомая сказала вам случайно, что вам любимый не верен. До этого вы были уверены на все 200 процентов, что любимый вам верен. Но подруга сказала, что она случайно видела… И этот червь сомнений начинает потихонечку шевелиться. Хотя вы говорите себе: «Да не может быть, показалось». Но всё равно начинают появляться мысли: «Да, действительно, его вчера не было. Он сказал, что он был на собрании. А, может, это не собрание.» И так далее, и так далее. Раскрутка идёт по полной.
Единственное, что пока в нашей форме сознания остаётся закрытым, это состояние смерти. Мы все делаем вид, что её как бы нет, хотя все её ждём, взвешивая — ну так, мне ещё 15 лет, ещё рановато. Ну 25, ещё рановато. Ну 75, уже пора. Но не понятно, почему именно так. То есть всё время остаётся какая-то непонятная часть.
Мы говорим о том, что надо справиться со своими мыслями, но пока эта непонятная для нашего сознания часть остаётся неуправляемой нами и используется для манипуляций. Все визуальные формы: все шоу, представления, экранизации, спектакли — это манипуляция нашим сознанием. Нашими эмоциями, нашими чувствами и нашими слабостями в том числе. Разные формы лотерей, все эти выигрыши, всё рассчитано на то, что нам хочется, ничего не вложив или вложив минимум, получить максимум. Это всё обыгрывается в разных формах, используя все наши состояния сознания. Тогда спрашивается: мы что, до сих пор не можем признать это осознанно?
Сила мысли работает, и с этим надо что-то делать. Естественно, в разных системах верований сложились определенные формы работы. Мы много слышим о разных формах работы с сознанием: о медитации, о чём-то ещё, и в большинстве случаев не понимаем, что это такое, зачем всё это надо. Ну кому нужно часами сидеть, отключившись? Но если внятно подумаем об этом, то поймём, что это одна из форм справиться с собственным сознанием. То есть выйти за рамки своего определённого сознания. И буддисты довольно успешно с этим справляются. Конечно, со своими отклонениями.
На сегодняшний день мы имеем то, что человеку свойственно работать на привычке. Всегда. Идёт ли речь о теле его, или сознании его, всегда работает на привычке. А ведь организм не стоит на месте. Он всё время в процессе, всё время. Всё время развивается, что-то в нём растёт, что-то отваливается, покрывается новой кожей, старая отваливается. Просто мы не замечаем этого. Процесс этот всё время идёт. Тело всё время меняется. С ним легче, с сознанием сложнее. Сознание меняется сложнее, по крайней мере, не очень просто его ухватить. Поэтому мы так аккуратно к нему подкрадываемся, разнообразными странными формами.
Как Татьяна сегодня выразилась: «Я не понимаю, когда я принимаю что-либо, когда нет». Да, непонятно. Вроде я принимаю лесбиянок. Как будто бы. Ну пускай себе живут, какая разница. Но, когда сталкиваешься вблизи, думаешь: «Как-то это нехорошо! Хотя, впрочем, почему бы и нет?! Но…» И так далее. С теми вещами, которые нам близки и понятны, мы согласны. А с теми, которые непонятны, или если они где-то далеко, почти в космосе, мы говорим — конечно, да, это может быть! Мы можем допустить, что когда-то солнце потухнет. Но подсознание наше думает в это время, что пока солнце потухнет, люди выдумают что-нибудь. Например, искусственное солнце, или улетят в какой-нибудь другой мир.
То есть наше сознание работает своеобразно. «Да, у моего любимого может быть есть масса любимых, но меня-то он любит больше всего!» Оценить, как это «больше», невозможно. Но он же всё время занят! Он дома бывает восемь часов от силы, из них шесть спит. Час ест. Остаётся один час общения, да и то… Иногда это время занимает секс, а иногда мы молча считаем деньги или говорим о чём-то.
Спрашивается, что же означает «он меня любит больше всех»? То, что «он со мной считает деньги?» А может он «именно со мной считает деньги», потому что все деньги в основном отдаёт другим любимым? «Считает, не разговаривая», и, возможно, в этом и состоит доверие? «Он доверяет мне оставшиеся средства, которых остаётся немного». И так далее. Такая масса странных, разнообразных, связанных с нашим сознанием версий.
Мы приходим в христианский храм, там висит масса икон. Мы ждём от икон чудес. С какой стати? Мы считаем, что, если Святой Матроне мы поставим свечку, она будет очень счастлива в том мире и за это даст нам что-то в награду. Мы не способны понять простую вещь, что не Матрона что-то делает, не Николай Угодник, а мы сами. Это лишь одна из удобных форм. Для жителей России это одна из удобных форм. А не то, что Николай Угодник посмотрел, оценил, сказал: «Какие вы молодцы, ребята! Я для вас теперь всё сделаю!» Да он давно уже всё забыл и давно воплотился вновь. А картинка — это некий удобный символ, чтобы сконцентрироваться на ком-то. Так же, как и с любимой.
Конечно, мы любим всех, но удобно любить Машу. Удобно, потому что есть конкретный образ. Ты понимаешь, что Машу удобно любить. Вот Антонину не очень. Опять же всё зависит от вкуса. И кому-то легче с Матроной, а кому-то с Николаем Угодником. И так далее и тому подобное.
Спрашивается, почему иногда состоятельные люди решают вложить деньги в храм? Чем в храм вложить лучше, чем в больницу, например? Может, в расчёте на то, что на том свете Христос это зачтёт? А был ли Христос на самом-то деле?
За всю историю человечества распяли не одного-единственного человека. Ладно, если бы только одного распяли. И распинают и по сей день! Иногда распятие применяют как форму наказания. Подпольно взяли и распяли! Почему бы нет? Всё это некий своеобразный символ. Иногда удобный для всех, иногда не очень.
И мы собирательно утверждаем, что не Христос работает и не Будда, и не Аллах через посланника своего что-то сообщает, а всё это работает наше сознание и тот стиль жизни, которым мы живём. То есть, если мы живём в горах — это одна форма, если мы живём на уровне моря — это иная форма. Если мы в пустыне живём или в вечной мерзлоте — тоже своя форма. Причём интересно идёт распределение. В Якутии не сформировалось христианство. Как ни странно. Видно, слишком холодно. А шаманизм сформировался — это удобно! В одеяла из шкур закутался и в бубен себе бьёшь. И хорошо работает! А суть примерно одна. Всё равно используется сила своей мысли, эмоций, впечатлений. И ничем христианство не лучше шаманизма, ничем. Не лучше буддизма, ислама. Так же и с индуизмом.
Конечно, христиане нас закидают шапками — как же, наше христианство самое лучшее! По большому счету нет религии лучше или хуже, всё зависит от нас. Всё зависит от того, что мы лично в это вкладываем. Всё зависит только от этого. И йог не тот, кто на голову встал сегодня, а спустился завтра. Нет, не тот. Вообще я считаю, что нет никакого смысла в стоянии на голове целый день. Конечно, если время есть, в отпуске, например, можно. Дома встал на голову, и жена с уважением смотрит, но… первые 15 минут! А потом скажет: «Слушай, ладно, надо ещё что-то делать!» И так же не понятно, зачем завязываться в архисложные асаны? В общем-то прикольно, если тело гнётся туда-сюда. Интересно, любопытно, сколько можно высидеть. Но я считаю, что во всём должен быть некий нормальный здравый смысл.
Работа с телом направлена на то, чтобы лучше управлять этим телом. Только лучше управлять. К тому же в рамках нашей системы веры мы говорим, что всё тесно взаимосвязано. И сознание — наши мысли, эмоции, и наше тело — всё связано очень тесно. То есть, какие мысли, такое и тело. И какое тело, такие и мысли. Всё взаимосвязано. А ждать чуда, что вдруг я не умру, а буду жить ещё 450 лет, в связи с чем? На каком основании?
Как показывает опыт, мы пока не видели тех, кто живёт 450 лет. Мы иногда видели сохранившихся мумий, но к жизни это не имеет никакого отношения. То есть во всём есть здравый смысл. И определенные закономерности. Скажем, люди в горах живут меньше, особенно в высокогорье, потому что организм подстраивается так, чтобы сохранить себя за счёт чего-то. За счёт уменьшения продолжительности жизни. Здесь действует закон сохранения. Никуда от него не убежишь и не обманешь его. Плюс к нему, конечно, надо добавить силу своей мысли.
Такое же странное и своеобразное у нас отношение к смерти. С одной стороны, мы не видели тех, кто оттуда вернулся бы спустя год и рассказал, как он там был, что делал. Хотя, с другой стороны, а почему бы и нет? Почему бы и не существовать какой-то специфической форме сознания? Да, естественно, в теле мы не можем переместиться, а сознанием, может быть, и можем.
Если мы смотрим интересный фильм, мы же не переносимся в него телом, а сознанием так погружаемся в фильм, что даже не замечаем, что вокруг делается. Мы настолько охвачены своими впечатлениями, связанными с этим фильмом, что мы целиком там, мы переживаем, у нас и слезы льются из глаз, и пульс останавливается. Ах, какие там эмоции, какие страдания, они нас охватывают целиком и полностью. Мы потеем, мы холодеем от того, что делается на экране, хотя это всего лишь картинка. Всего лишь артисты исполняют роли за хорошие деньги. Больше ничего. Но это нас захватывает! Поэтому можно допустить, что, когда мы покинем это тело, тоже что-то интересное встретим.
Если мы сделаем некое усилие и задумаемся о тех внутренних состояниях, которые у нас есть, то поймём, что стоит только закрыть глаза — тут же возникают разные образы. Это остатки тех внешних образов, которые существуют. И какие-то мысли вдруг спонтанные вылезают, непонятные, какие-то чудовища. Как если вы вдруг один остаётесь в темноте. Сразу комната наполняется звуками, шорохами, что-то шуршит, что-то скрипит. Мы можем себя успокоить: наверное, это от порыва воздуха чуть паркет заскрипел. А, может, это дух присутствует чей-то. Может, того, кто раньше здесь жил, недавно помер, и вот он ходит и не может найти себе успокоение.
Мы начинаем судорожно оглядываться, пытаемся включить свет, но не можем найти выключатель. Из последних сил пытаемся открыть дверь, вырваться на улицу, вдохнуть свежий воздух, немножко опомниться, успокоить себя, сказать: «Нет-нет, никого нет!» Но лучше, если в коридоре окажется кто-то из знакомых, тогда мы скажем: «Слушай, пойдём ко мне, у меня чайку попьём». Тем самым обеспечивая себе безопасный выход, а другого человека подставляя под удар.
Все эти состояния внутри живут. А если вообразить ситуацию немножко более сложную, когда вы вдруг оказываетесь в тайге или в горах один на один с природой и вдруг видите — навстречу идёт человек. Незнакомый. И у вас обыгрывается сразу масса состояний. А зачем он идёт? Может, он с какой-то целью идёт, может, он чего-то хочет, а, может, он такой же путник, как и вы, или нет.
Человек из своего многовекового опыта уже понял, что в лесу лучше встретить животное, чем человека. Потому что от животного ясно, что ожидать, а от человека не ясно. Может, он враг, а, может, друг. Да вы сами, живя со своим любимым, не можете быть уверены, что он вас не зарежет однажды. Если вы его слишком достали, а любовница ему пообещала большую любовь, если он отчаянный, линейный, то может и зарезать. А если скромный, то будет мечтать о том, чтобы вы полетели куда-нибудь… и что-нибудь с самолётом случилось. И ситуация сама собою завершится, у него руки чисты, и вас нет. Удобно!
У каждого иногда закрадывается подобная мысль и в отношении своих родителей: ну пора уже уходить, квартира-то одна, хоть и большая. Потом, конечно же, вы себя останавливаете — нет, как же так можно, родители всё-таки! Но, с другой стороны, нельзя же жить бесконечно. Лучше сейчас остановиться, пока ещё в здравом уме, здравой памяти, а то, если у них совсем уже всё откажет, и вам придётся свою жизнь посвящать уходу за ними. А вы же не для этого родились, вы для чего-то более высокого родились.
И, если быть честными, вряд ли отыщется кто-то, кто скажет: «У меня никогда таких мыслей не возникало, я всегда превозносил свою маму!» Может быть, и превозносил. Особенно хорошо превозносить, когда она уже ушла. Вот тогда удобно превозносить: «Ой, как я без мамы?» А когда она рядом… Да, хорошо, если она рядом, поцеловать её: «Ой, мамочка, как хорошо.» Но через 15 минут лучше бы она уже ушла. И так далее.
То есть мы отмечаем, что йога вплотную связана с нашими мыслями, эмоциями, впечатлениями, с нашей моралью. Интересные моменты я наблюдал, когда сейчас ездил в Индию. Вроде буддисты такие мирные люди, а с мусульманами у них сложные отношения. Я спрашиваю буддиста: «А что так? Буддисты вроде освобождаются от страстей». «Как всегда, — подсказывает, — ищите женщину, она виновата во всём, это точно!»
А суть была в том, что где-то года два назад девушка буддистка решила выйти замуж за мусульманина. Ну любовь у них такая замечательная. Она же не понимала, чем это всё закончится! Решила выйти замуж. И хоть буддисты были не согласны, но они же буддисты. Через год вернулась. А мусульманам не нравится, когда от них уходят женщины. Они приехали в этот город и стали стёкла бить буддистам. Буддистам тоже не нравится, когда к ним приходят и бьют стекла. Они тоже в отместку стали стёкла бить. И с тех пор напряжение.
А напряжение обнаружилось вот каким образом — я приезжаю в храм на такси. Я сначала не понял. А такси у них делятся на мусульманские и буддистские. И вот я приезжаю в буддистский храм на мусульманском такси. Мне таксист объясняет, что ему не надо туда ездить. Я ему говорю: «Ты рядышком там останови и не поднимайся». Он так и остановился, у входа. А монах увидел нас и говорит мне: «Не надо приезжать на этой машине». На следующий день я приезжаю на этой же машине. Таксист нормальный, спокойный, но он мне сказал: «Я подъеду и сразу уеду. Вы скажите, в какое время и я приеду и заберу Вас». Я согласился. Я всё что надо сделал в монастыре, а монах мне говорит: «Я же Вас предупреждал, что не надо ездить на этой машине». Уже серьёзно так объясняет.
Я понял, что у них такие сложные отношения, что даже на такси подъезжать нельзя. На мусульманском. Хотя буддисты все вроде такие миролюбивые. И вместе с тем интересно отметить, что с буддистами легче ездить в машине, они более спокойные, всё более легко, но у них есть одна особенность: он может остановиться на дороге и со своим другом буддистом разговаривать о чём-то своём минут пятнадцать. А надо ехать, время идёт, солнце уходит, нужно снимать! А он: «Да-да, сейчас».
Мусульмане более чёткие, чувствуется, что какая-то жёсткость внутри есть. Что лучше, а что хуже в данной ситуации — не понятно. Или приезжаешь в мусульманский город — там вообще страшное дело. Я остановился в гестхаусе, иду по улице, и там ребята сидят, смотрят сурово. Меня останавливают и спрашивают: «Ты зачем приехал?» Я говорю, так и так, приехал посмотреть. «А где остановился?» Я говорю: «В гестхаусе у Мухаммеда». «А, у Мухаммеда, ну тогда ладно». Раз у своего, значит можно. Если бы остановился не у своего, то мне тогда стали бы объяснять что, почём и как. Вот такие интересные заметки.
Как я уже говорил, наше состояние напрямую связано с моралью. Мы видим, хотим мы этого или нет, а мир подводит к тому, что наша система веры уже вошла. Естественно, что существующая форма — та, которая есть в мире на данный момент, попытается новую форму всячески размыть. С этим связано существование массы систем веры и разных форм йоги. И там — кто на голову встаёт, кто сиддхи хочет в себе различные развить. Что такое сиддхи, не понятно, зачем развивать, не понятно. Но надо.
Кто-то с чакрами работает. Не понятно зачем, не понятно с какими. Кто-то кундалини пытается поднять, тоже не понятно зачем, и не понимая, что это такое. Но зато прикольно. Кто-то занимается рейки. Ну бредом всяким. Почему я считаю, что бредом? Потому что, когда оно всё оторвано, разрозненно, то и не понятно, к чему это взять и приставить. Вот я чакру развил… и что? Куда её применить, эту чакру? Что с ней делать? И сиддхи какие-то развил. Открыл третий глаз и что-то там увидел. Зачем? Возникает вопрос: «Зачем»?»
В мире никогда ничего лишнего не бывает. Существует одна из форм наказания — открытие третьего глаза. Вы будете всё видеть, всё знать, но без возможности это отключить. Недолго вы протянете, крыша поедет и всё закончится. Потому что в мире всё на своём месте.
Или вот что любопытно — кто-то накачивает себе мышцы, чтобы быть здоровым как буйвол. В большинстве случаев заканчивают они все плохо. Потому что такая перенагрузка абсолютно никому не нужна! Суть работы в йоге в том, что ты используешь всё то, что ты используешь в жизни. Используешь руки, ноги для того, чтобы они лучше работали. Также мы говорим о том, что всё связано с энергией. Когда искусственно накачивают энергию в какое-то место, то мы знаем, что ничего хорошего от этого не бывает.
Особенно это хорошо знают мужчины, потому что у них это проявлено ярче, ну иногда и у женщины. В период «гона» у мужика в сознании делается непонятно что. Он не адекватен. Даже если он хорошо воспитан. У него съезжает мозг. Он себе сейчас может сказать: «Да чтобы я когда-нибудь что-нибудь…» Но тут из-за куста выходит девушка в мини-юбке, и он бросается на неё с диким воплем, пытаясь изнасиловать. Потому что в голове такие мысли, и он ничего не может с этим сделать. То есть энергия идёт, его выталкивает и вынуждает на размножение. Иногда это бывает и у женщин, начинаются фантазии разные.
То есть, когда мы говорим о кундалини, то должны понимать, что кундалини — это именно эта часть. Именно эта дикая сила внутри нас. Но мы говорим — мы не знаем, что такое энергия. Всё, что человечество сделало в плане науки ли, искусства ли, всё держится на этой энергии. Если бы этой силы не было, Лермонтов не написал бы «Мцыри», ничего подобного ему бы даже в голову не пришло: «На хрен мне писать, что я, больной что ли?» Он бы сидел себе тихохонько, ел бы кашку, смотрел бы в окошко и поливал бы цветочки. На этом бы всё и кончилось.
И в науке так же. Если бы не было этой силы, никто не пытался бы какие-то формулы выдумать — да сто лет они мне нужны! Сижу себе тихо и ем кашку и поливаю цветочки. Хотя это всё относится к той энергии, которой мы управляем. И эту энергию мы переводим, как хорошо однажды кто-то сказал, в это волшебное слово «любовь». И, когда у нас возникают разнообразные состояния, мы говорим: «Я люблю». Не важно, что — кашку, цветочки, Машу, работу. Непринципиально. Энергия идёт в зависимости от того, кто куда сумел её направить. То есть, если у мужика самочка есть — всё, уровень напряжения немножко упал, и тогда он может спокойно вздохнуть, и теперь бы его на работу направить.
Буддистские женщины умные в этом плане. Наблюдал интересную картину: мужчина работает, дом строит, женщина стоит рядом. Смотрит и подсказывает, если нужно. Никуда не уходит. Она стоит рядом, потому что понимает, вдруг энергия не туда уйдёт? Её надо вовремя направить в нужное русло. Потому что они специалисты.
Можно понаблюдать, как бы сверху, за развитием разных религий. Часть человечества оформила некую социальную структуру — всё, что связано с исламом. Аллах, через посланника Мохаммеда, сказал: «Ребята, надо жить вот так, вот так и вот так, делать вот то и вот то». И они себе делают.
Буддисты освобождаются от всего земного. Они ушли в ментальную часть. И стали освобождаться от сознания, написали книгу мёртвых — свою версию того, как оно там всё на том свете. Только для того, чтобы быть готовым к смерти. Чтобы, когда ты уходишь, чтобы понимал, зачем идёшь, куда и почему. Даже если это не буквально так, но всё равно некая схема есть. Предположим, вы жили в селе, а мама у вас опытная, она объясняет: «Приедешь в Москву, на вокзале такси не бери. А пройди немножко подальше, за угол заверни, там такси возьми, стоить будет меньше». И вы всё это делаете. Даже если вы не понимаете, почему, ведь таксисты все добрые, весёлые, улыбаются, говорят: «Пожалуйста, такси!» Бери любые. Но, если вы послушны, вы скажете: «Э, нет! Дай-ка я лучше за углом такси возьму».
Потому что в каких-то фильмах раньше это обыгрывали, что из села приезжает женщина и денежки у неё где-нибудь поглубже запрятаны. А поглубже запрятаны, потому что… Всё это показывает, как работает осознание.
Христиане стали больше говорить о дружбе, о любви: давайте жить в мире, ребята. Давайте сделаем так, чтобы никто больше не воевал. То есть каждый выполнил некую свою работу.
В йоге мы говорим об энергии, о каких-то ещё вещах. Сейчас мы говорим уже о силе мысли и о том, что всё вокруг живое. В соответствии с этим мы видим разнообразные отклонения и версии. Почему-то считается, что мясо есть нельзя. Я не знаю почему. Потому что считается, что убивать животных плохо. А то, что вы с серпом к растению подходите, оно только радуется? Растение-то? Оно, как только видит, что у вас серп, просто в безумном восторге: «Ну срежь меня, пожалуйста». Да? Я думаю, что оно испытывает ровно те же состояния, что и животное, которое режут, ничуть не больше и не меньше. Всё точно так же, но почему-то удобно считать, что мясо есть не надо, а растение можно. Растению не так больно. Не знаю. Я думаю, что ему тоже больно, но по-своему.
Конечно, можно сказать волшебные слова, что нужно питаться энергией. Но здравый смысл всё же быть должен. Питаться энергией — это значит, что вы должны быть постоянно включены в это состояние, сознание ваше всё время должно работать на то, что вы ловите эту энергию, она вас питает, но тогда остальная часть остаётся невыполненной. Размножаться будем как? Человечество скорее всего вымрет. Поэтому во всем должен быть нормальный здравый смысл. Конечно, больно убивать животное. Больно убивать растение. К тому же люди ещё придумали странные вещи — что сорняки надо вырывать. А, с другой стороны, всё это переносят и на животных, и на человека — евреев вырывать надо! Они сорняки такие же, как и всё остальное. Мы в нашей системе веры говорим, что нет ни плохого, ни хорошего. Всё занимает своё место, всё нужно, всё зависит от нашего отношения к этому. Конечно, здесь не просто, с одной стороны. С другой — мы говорим, что мы мясо не едим, но… если мясо осталось, почему бы его не съесть? Дух-то уже улетел! А плоть — почему бы её и не съесть?
Но плоть же наполнена страхами и всем остальным!
Но мы в процессе своей жизни столько всего в себя впитали… Всех этих страхов, подлости и много ещё чего, что вряд ли кто-то отыщется в этом зале из ангелов. Конечно, может, кто-то и есть очень честный. Но мы не настолько же глупы, чтобы быть честными всё время. Где-то немножко надо и слукавить. Иначе честность хуже воровства. Ведь никто не просит вас Маше рассказывать, что вы видели её мужа с другой женщиной. Если никто не просит вас, не надо в это лезть.
Нет, ну надо же быть честными. Лучше сказать Маше, пускай знает.
Зачем? Маша спрашивала? Нет! И так далее. То есть масса таких своеобразных состояний. Сложных. И это в общем-то относится к нашей морали в целом. Но как нам быть с нашей простой обыденной жизнью? Как нам сделать так, чтобы этот новый стиль жизни в нас вошёл? Что нужно взять из всего того хаоса, который я сейчас рассказал? На голову вставать или нет? Если вставать, то на сколько? Мясо есть или нет? Если есть, то сколько? О чём думать? Здесь мы будем опять вносить ясность.
Вся работа с телом направлена, как я уже сказал, на поддержание вашего хорошего самочувствия. Только для этого, ни для чего больше. Потому что мы знаем, что всё связано с нашим состоянием сознания. Это выражается в том, что где-то в каком-то месте энергия у вас движется (сейчас переведём на язык энергий), а где-то застряла. Допустим, мы назовём это любовью. В сердце застрял ком, давит. Когда Машу видите, начинает давить. И называется это любовью. Тогда лучше сесть в асану — оно пройдёт. Энергия немножко опустится и уже смотришь — к Маше хорошо относишься, но не так интенсивно. Как-то оно всё распределилось. То есть энергия была и прошла легко, хорошо и свободно.
И тот обманывает, кто говорит, что любовь спасает. Ведь сколько раз человечество сталкивалось с тем, что вспышка радости приводит к инфаркту. Так же, как и отчаяние. То же самое. Поэтому нельзя сказать, что радость — это хорошо, а отчаяние плохо. И то плохо, и то плохо. Плохо лишь потому, что энергия скопилась и не проходит. И: «Ах, Маша пришла!»…. Или «Ах, Маша ушла!»… А в асану сел: «Маша ушла, жалко, что ушла, потому что некому кашу варить». Но выход найти можно. В конце концов сам рецепт взял, посмотрел, как она варится, и сварил. Это в шутливой форме, конечно, но по сути это примерно так.
Конечно, возникают коварные мысли: «Значит, любви нет?» Я всегда отвечаю на этот вопрос — это зависит от вас. Хотите, чтобы она была — она есть! Хотите, чтобы её не было — её нет! Назовите это как угодно. Если, допустим, Машу вижу — левое ухо чешется. Назовите это любовью. Значит любовь, это когда чешется левое ухо, если Машу вижу! Или наоборот. От названия ничего не меняется. То есть мы всё создаём сами. В этом и сложность новой системы веры. Нашей системы веры.
В христианстве сказано, что перед обедом надо помолиться Иисусу Христу. Удобно, нормально. Перекрестился, всё классно. Удобно, что есть параграф, в котором написано, что надо делать. А, когда ты волен сам решать что делать, то сидишь в растерянности и не понимаешь, молиться ли Христу, или освобождаться от мыслей, или, может быть, вспомнить о Маше. И здесь выбор наш. А наш организм работает на привычке. Это означает, что, если вы неделю перед обедом молились Христу, то в следующий понедельник вам тоже захочется ему молиться.
Потому что мышцы работают так, что уже удобно, и мысль тоже работает, не отвлекается. Если вы с таким же успехом перед обедом молитесь дьяволу, например, — безразлично, это одно и то же. Так же через неделю вы привыкнете и будете молиться дьяволу дальше. Нет ни знака плюс, ни минус по большому счету.
Всё мы создаём себе сами. Все свои отношения мы создаём себе сами. Хотя эта часть сложная, сразу здесь возникает много разных нюансов. Но нам пока важно одно — то, что мы отмечали. Что наше состояние здоровья, психики нашей зависит от наших эмоций, впечатлений. Вот наши специалисты-йоги иногда говорят: «Ой, у меня насморк, значит, я на чём-нибудь завис. Надо мне об этом подумать, чтобы оно ушло». Более умные специалисты понимают, что быстро этот вопрос не решается, быстро отключить своё сознание и не думать о том, от чего насморк возник, невозможно. Для того, чтобы это было хоть как-то доступно, надо учиться работать с сознанием. Учиться работать с нашими мыслями, учиться брать мысли под контроль. Вот это огромная работа.
В принципе, во всех храмах разных систем веры разными способами пытаются это делать. В христианском храме, когда молятся Христу, пытаются направить мысль в нужную сторону с помощью молитвы. Когда буддисты пытаются освободиться от иллюзий этого мира, они делают это же самое. Более основательно, осознанно, более тщательно, но то же самое.
Медитация создана именно для того, чтобы суметь справиться со своим состоянием сознания, с теми впечатлениями, которые есть. Мы с вами отмечаем также, что у нас живёт внутри вся совокупность разнообразных образов. Вряд ли кто скажет, что у него там внутри ничего нет. Там у нас внутри масса разных образов, верований, систем любых, иногда явно осознанных, иногда не явно осознанных — они все существуют, они все живут. Мы сталкиваемся довольно часто, особенно в российском обществе, с этим страшным словом «алкоголь». Иногда вы поднимаете бокал вина, а где-то внутри вас шарахает — наверное, это алкоголь! Потом себя успокаиваете — нет, это не алкоголь, это вино. Алкоголь — это всё-таки более серьёзно. Папа алкоголик, мама алкоголик, все были алкоголиками, и, наверное, это плохо! Потом вспоминаете — в Грузии испокон веков вино пили, и даже маленьким детям в Молдавии вино дают. И ничего. А грузины ещё и долгой жизнью отличаются. При всём своём алкоголизме, как ни парадоксально.
Всё зависит от того, что пить и сколько. Конечно, если смешивать денатурат ещё с чем-нибудь, то понятно — долго не протянешь. И если пить его много. А, если пить не бурду, а что-то вменяемое и нормальное… Виноград Всевышний нам дал для чего? Чтобы мы себя иногда побаловали, чтобы можно было иногда расслабиться за бокалом вина и поговорить о бренности всего сущего, вспомнить Всевышнего и поблагодарить, что дал нам виноград, и мы научились что-то из него делать. То есть всё зависит от того, что и как. И молоко, если его разбавить бурдой какой-нибудь, будет губительно для человека. Хотя для бизнеса выгодно. Молочко взять и разбавить его, а плюс ещё вкусом каким-то разнообразить, потому что получается, если сильно разбавлено — одна вода, надо туда эссенции какой-нибудь добавить. И тогда все будут думать, что это вкусное молоко. Для бизнеса выгодно, а там и от молока-то ничего не осталось. Конечно, от этого тоже можно умереть. И алкоголь тут ни при чём. А при чём жадность человеческая.
У буддистов, кстати, есть изумительные мистерии, где они свои внутренние состояния обыгрывают в масках. Я сам это видел. На различных празднованиях готовятся костюмы, маски. Они готовятся к этому заранее, люди выходят на улицы в масках рогатых оленей, кого-то ещё, и в этих масках проходит целое шоу. Маски добротные, не на бумаге нарисованы, основательные, на века сделаны. Буддисты одевают эти маски и исполняют определенные движения. А маски эти лишь отражают те внутренние состояния, которые у каждого есть внутри. И у вас внутри масса разных масок. И вы можете сами сообразить, что у вас там.
В каком-то виде выражена ревность. В каком виде — жадность, в каком виде — обидчивость. У всех людей, где бы они не жили, состояния примерно одинаковые. С ревностью-то справиться не просто, хотя кто-то скажет — у меня ревности вообще нет! Хорошо, что не столкнулись ещё! Не ровен час, как столкнётесь! Сложно будет вылезти. Собратья могут в этом помочь. Я имею в виду — столкнуть с ревностью. То есть эти разные внутренние состояния в нас живут.
А у буддистов есть определённая форма для вывода этих состояний. Мы по себе знаем интересную закономерность — мы можем сами обдумать эти состояния или озвучить вслух. Вот если озвучить, оно легче уходит. А когда сам внутри для себя подумал, оно… нет, не уходит. Оно там сидит. Сидит, хотя вроде всё понял, сделал вывод, сказал сам себе молча, что мол нет, больше не буду так никогда, всё! Через 15 минут оно опять возвращается. А, когда всё вызвал, обговорил — смотришь, месяц как минимум держишься в нормальном состоянии. То есть интересная закономерность есть. Когда своё внутреннее состояние какое-то вот так выразил, оно работает определённым образом. И поэтому эту часть нам надо иметь в виду — связанную с нашей мыслью, с теми образами, которые в нас живут.
Ведь те штампы, которые общество вбивает в сознание в угоду бизнесу, в нас тоже живут. Женщины с трудом удерживаются, чтобы увядающие сосцы не наполнить каким-нибудь соком, чтобы они стояли. С трудом. А некоторые не удерживаются. А губки себе раздуть, чтобы прикольно для поцелуя было. Спрашивается, зачем? А вот общество объяснило, что так надо. Что вот, если губки раздуты, классно. А тонкие губы говорят о скептическом вредном характере. А, когда губы раздуты, непонятно, но прикольно.
Общество вбило в наши головы, что на «Жигулях», даже 5-й модели, уже ездить не прикольно. А на «Мазератти» нормально. Даже несмотря на то, что дороги у нас плохие. Общество вбило. И попробуйте-ка отказаться от этого. Даже то вбило, что быть захороненном на хорошем кладбище — прикольно. А на захолустном сельском — не прикольно. Хотя, с другой стороны, под деревцем могилочка, как хорошо! Солнышко на неё светит, дождиком мочит, и ты там лежишь, а вокруг природа, так здорово! Нет, прикольно лежать под камнем, хоть там тесно, солнца никакого нет, но улочки асфальтированы, машинки ездят — оно как-то прикольно.
И вот этим сознание заполнено, всем этим бредом. И работа с мыслью нужна, чтобы от этого освободиться, потому что — бред. Ладно бы он был безобидный, но он формирует наше физическое состояние напрямую. Напрямую! А сколько ещё тех элементов, которые уже вложены, но ещё не проявили себя. Вы сами можете дополнить картинками. Вот вроде бы замечательная семья, всё вроде бы хорошо, но умирает мама, допустим, и возникает вопрос о дележе квартиры. И здесь начинается спектакль, шоу во всех неприглядных своих схемах, хотя до этого вроде всё было мирно. Потом начинается… И может закончиться обидами в лучшем случае, а иногда и более тяжёлыми состояниями — наездами, убийствами и всем остальным. То есть всё, что внутри было вложено обществом, вот оно и проявилось.
Опять же, как я уже говорил, почему бы не добавить любимой чуть больше снотворного, она его и так пьёт. Чуть больше добавить — она надолго заснет. До следующего воплощения. И вы свободны делать всё, что хотите. Сказка! Это всё в сознании живёт, потому что всё это вы впитали, всё это вложено обществом во всех видах. И отмыться от этого не просто, для этого надо переключить свое состояние сознания.
Убрать это не просто, для этого нужна большая работа. Спрашивают — а для чего нам храмы? Вот именно для этого. Для того, чтобы научиться освобождать себя от всей той ереси, которая вложена обществом. Мама же объясняла вам: «Никому верить нельзя, деньги никому не давай, особенно своим женщинам. Они деньги любят». Все эти штампы вложены и просто так не уходят. Поэтому храмы очень нужны. Именно для этого. И для работы с телом в том числе. Потому что я мельком озвучивал версии о вегетарианстве, о чём-то ещё. По большому счету это всё бред. Потому что люди, во-первых, разные, отличаются по комплекции. Соответственно, и потребности у них разные. Плюс психика разная, нервная система разная, это надо всё учитывать.
Нет, конечно, можно не учитывать. Хотя с экологией всё плохо, воздуха нет, условий для жизни нет, ничего нет. Поэтому на общем фоне всех этих факторов эти добавки значимы. Конечно, можно поступать так, как поступает врач — выписывает всем одно лекарство. Всем, у кого насморк — одно лекарство. Я немного упрощаю схему. Хотя на самом деле надо для каждого своё лекарство. Хотя бы для женщины — своё, для мужчины — своё. Для полного мужчины — своё, для худого — своё. Для полной женщины — своё, для худой — своё. Но таких возможностей в обществе нет. Оно не может этого сделать. И бесполезно требовать этого.
Взять хотя бы элементарные вещи. Мы должны это сделать сами. Никто за нас это не сделает. Есть ещё в силу общего состояния неразвитости нашего общества некая слепая вера в то, что где-то наверху, может быть, президент, — он знает. А он понятия не имеет. И это его не парит. Его парит, как и всех, одно — как сделать так, чтобы я жил как можно дольше хорошо. Всё. Вот всё, что его парит. Больше ничего, остальное — наше с вами дело. Если мы достаточно умны для этого. Ну, если не умны, тут уж — на нет и суда нет. Если не умны, тогда надо идти к Николаю Угоднику, он объяснит, что надо делать. И это не в плане наезда на церковь, никаким боком.
Я всегда говорю одно и то же: йог может верить во что хочет. Хочет в Иисуса — на здоровье, хочет в Аллаха — да на здоровье. В Будду — на здоровье, вопросов нет. В чём суть? Почему? Потому что не важно, какой символ выбрать. Удобен тебе Христос — ну и хорошо. Он просто удобен, этот символ. Символ этого миролюбца удобней для тебя лично. Тебе как-то он ближе, потому что ты тоже сопереживаешь, что где-то в Нигерии воюют. Тебе жалко этих деток, которые бегают вокруг, ты со слезами смотришь на то, как в больницу бабушки идут.
Попутно ещё я вспоминаю картинки оттуда, где я только что был. Бабушке 80 лет, а она на пол может сесть элементарно, и встать элементарно, легко, без чьей-либо помощи. У нас уже в 40 на пол с трудом садимся. А встать ещё сложнее. А она: раз — села, раз — встала. И проблем-то никаких. Я смотрю — молодцы. Конечно, потому что они делают по 108 простираний ежедневно. Туда-сюда, туда-сюда. Конечно, всё будет нормально! Кстати, о работе с телом. Этой асаны вполне хватает для того, чтобы какие-то вещи вполне успешно делать.
Но опять вернёмся к тому, что верить йог может во всё, что угодно. То есть символ можем взять какой хотим. Хотим палочку — на здоровье. Можно в палочку верить. В мячик так в мячик. Я когда-то отмечал, что в шавасане могут приходить разные образы. Мы уже в достаточной степени специалисты, чтобы понимать, что это не значит, что кто-то спустился к вам с какой-нибудь дальней планеты. Это ваши внутренние образы вылезают и говорят — пойдём со мной. Они могут быть в любом виде обыграны, например, в виде Христа. Значит, амбиции ваши значимы: к вам сам Христос пришёл! К вам лично! И просит быть в его свите. Вы встаете из шавасаны уже другим человеком. Другим человеком!
Но иногда, как я отмечал, эти образы обыгрывают своеобразную штуку. Вы встали из шавасаны другим человеком и… Я уже говорил, там ситуация была совершенно конкретная: девушка из шавасаны встала другим человеком. Она училась на третьем курсе в консерватории, по-моему. Ушла из консерватории. И стала ходить по поездам и стала говорить. Но однажды тот же святой дух ей сказал — открой окошко и выпрыгни с 5 этажа. Она открыла окошко и выпрыгнула. Всё этим кончилось. Всё легко и всё просто, и проблем никаких. И никто не виноват в этом, а виноват сам человек. Потому что ему никто не объяснил, что духам верить нельзя. Только мне можно. Поэтому ко всем этим образам относимся серьёзно.
Хотя я понимаю, довольно сложно нам отказаться от искушения. Ведь такие храмы строят, с куполами, со всем. Там ещё звоны разные на праздники, обряды разные, венчания… С ума сойти, как это прикольно, как это здорово. Ведь не обвенчаешься — жизнь не удастся. И всё это для того, чтобы какой-то символ обыграть. А, с другой стороны, не какой-то, а серьёзный символ. Серьёзный! Веру свою обыграть. То есть ради веры мы за ценой не постоим. Можно и вложиться в огромные здания, можно и в купола, и ещё во что-то.
Мы тоже ради нашей веры за ценой не постоим. Будем здание строить, может, не с куполами, может, с чем-то ещё. Подумаем, с чем, но чтобы это работало. Потому что оно работает. Ведь когда идёшь мимо храма, внутри вспоминаются какие-то романтические слова, какие-то мысли светлые приходят.
Начинаешь думать о светлом. На крест смотришь, а там луч солнца упал в это время на крест, наверное, это что-нибудь да значит. И так далее. Оно же работает. Или так: а если вдруг кошка в это время дорогу тебе перебежала, и чёрная как назло? И ты сразу споткнулся. А представляете, на венчании идёте, и кошка дорогу перебежала. Или вы, поднимаясь по ступенькам храма, спотыкаетесь вдруг. Это же символ, сообщение! Высшие силы сообщают, что не туда идёшь, друг, остановись! Не того выбрала. Или не ту выбрал. Опомнись, пока не поздно.
Но не всегда хватает силы, потому что столы заказаны, деньги потрачены. Никто же не вернет. А просто так поесть и попить — оно как-то совестно. Все будут встречать и говорить: «А, любимые, целуйтесь!» Никто же не знает, что вы шли и споткнулись о ступеньку. А, с другой стороны, если подумать, ну бред какой-то. Подумаешь, о ступеньку споткнулась. Ну и что? И что, теперь значит всё не так? Теперь вся жизнь ушла мимо что ли? Потому что это высшие силы что-то там сообщают? Может, это ты сама себе через свои же символы сообщила тот нюанс, который тебя в нём огорчал — больно напоказ целуется. Любит целоваться прилюдно. За грудь хватает на людях. Один на один в постели сразу спать. Это вас немножко смущало, но это вы до конца не осознавали. Тут, споткнувшись, сразу раз — мысль сверкнула. Всё просто. Может быть. Поэтому таких нюансов много, для этого храмы должны работать, и весь огромный этот спектр и пласт взять и поднять. И сказать нам, какие молитвы петь надо и в каком случае. А мне говорят — ой, там в храмах работы нет. А мы даже ещё и не приступали.
Если какие-то вопросы есть. Или в этом хаосе разнообразных мыслей пока не понятно? Или один вопрос есть — так как же жить надо? Хорошо! Хорошо — это как? Это чтобы тебе хорошо было. А как быть с тем, что мне хорошо, когда другим плохо? Это лечить надо. Для этого храмы должны работать. Как быть в этих ситуациях.
Это я вам напомнил, у нас был большой перерыв. Мало ли, может, вы забыли, что, как и отчего. К тому же, ещё напомню о нашем больном — вы же серьёзные, как я считаю, вернее, считал до какого-то момента, потом опомнился. Понял, что не серьёзные. Что вот, как дети. Такие же мы все, видимо, и остаёмся до последнего дня. Потому что я не понимаю, зачем идти в йоговский лагерь с пачкой печенья в рюкзаке, конфет, ещё чего-нибудь. С банкой сгущёнки. Не понимаю, зачем? Это можно делать и здесь. Тащить лишний вес не нужно. Ты же туда идёшь не для этого. Ты туда идёшь для внутренней работы. Тебя же никто не заставляет силой. Ты сам идёшь. Или определись, для чего идёшь. Если идёшь просто так, лучше в другое место пойти. Тоже в горки можно, да. И там себе сесть, баночку сгущёнки достал, посмотрел, скушал. Но, если ты идёшь в место для конкретной работы, тогда лучше более серьёзно к походу отнестись, более внимательно вспомнить дорогу, карты посмотреть на всякий случай. Мало ли что может быть! Потому что мир-то живой, ситуация меняется. То вода пошла, то не пошла, то снег пошёл, то обвалилось что-то, то пошла сель, то ещё что-то… И картинка внешняя может измениться. И рассчитывать, что вот так, на авось… что я пройду, что всё нормально. Конечно, может быть, и пройдёшь, но какой ценой?
То есть ко всем вещам надо относиться серьёзно. Так же, как опять же мы все ближе к этому моменту подходим, которым надо заниматься — к вопросу смерти. Потому что лучше быть готовым и дорогу более-менее хорошо знать, нежели думать — а, там всё равно ничего нет. А потом вдруг раз — ушёл, а там тебе дорога и голубой свет, а ты не понимаешь, идти на голубой свет или нет. Или стоять. И потом, сквозь затуманенное сознание осознать, что какой же козёл ты был, что не освоил дорогу! Надо было внимательно много раз почитать и выучить, что на этот свет идёшь, на этот нет. Раз-раз-раз-раз, и всё будет правильно. Поэтому делать вид, что смерти нет, и, наверное, нас не коснётся… Конечно, все уже ушли, но нас это не коснётся, наверное, мы же всё-таки на голове стоим! Хотя, может быть, тот, кто на голове много стоит, тот ещё раньше уйдёт. Потому что вы же стоите, сила тяжести немного распределилась иначе, сосудики от давления, может, утончаются. А может один какой-нибудь изначально слабоватый был, и он не выдержит. И вы встали, и на 17-й минуте у вас инсульт — раз! А вы дорогу к смерти так и не вспомнили, не освоили. Вам уже показывают один свет, другой, розовый, жёлтый, зелёный. Куда идти, вы в растерянности. Поэтому придётся ждать, что вас кто-нибудь подхватит. Ну там, конечно, кто-нибудь подхватит, свято место пусто не бывает. Сразу отыщутся доброхоты, которые раз-раз — и всё. И ты не успеешь оглянуться, как всё — ты в дамках. Но лучше поэтому серьёзно к этому отнестись.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы с учениками (23.07–28.08.2015) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других