Организация предпринимательской деятельности в строительстве

Геннадий Староватов, 2011

Данное учебное пособие написано в соответствии с программой дисциплины «Организация предпринимательской деятельности», утвержденной Министерством образования и науки РФ и практикуемой в Институте управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета. В него включены разделы, отражающие особенности предпринимательства в строительстве. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 080502/6 – Экономика и управление на предприятии строительства, также может быть полезным аспирантам, преподавателям, слушателям школ бизнеса и действующим предпринимателям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация предпринимательской деятельности в строительстве предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Модуль 1

Предпринимательская деятельность в современных экономических отношениях, правовое регулирование предпринимательства в Российской Федерации

Глава 1

Предпринимательство в современных экономических отношениях

1.1. Определение предпринимательства. Условия его успешного развития

Предпринять — значит начать делать что-нибудь. Предприимчивый человек — значит умеющий сделать что-либо в нужный момент, находчивый, изобретательный, практичный человек. Люди, обладающие этим особым качеством предприимчивостью, — при определенных условиях начинают заниматься деятельностью, которая и называется предпринимательством. А сами они становятся предпринимателями. Здесь под определенными условиями следует понимать ситуацию, когда человек вынужден сам добывать себе и своим близким средства на питание, одежду, жилище и т. д.

Отцом термина «предприниматель» считается французский экономист Ричард Кантильон, который в 1725 году разработал концепцию предпринимательства. Он рассматривал предпринимателя как центральную фигуру рыночной системы хозяйства, принимающую решения и удовлетворяющую свои потребности в условиях неопределенности.

По мнению различных современных российских специалистов, предпринимательство — это:

— такое поведение, которое включает элементы инициативы; умение с выгодой использовать ресурсы и ситуацию; готовность рисковать;

— динамичный процесс наращивания богатства, когда предприниматель рискует деньгами, имуществом, карьерой, но не жалеет сил и времени, чтобы придать товару или услуге новые качества, увеличивающие их ценность;

— вид деятельности, которая связана с вложением средств с целью получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.

Как видим, общими для всех формулировок являются ключевые слова: «деятельность», «дело», «процесс».

Гражданский кодекс РФ дает следующее определение:

«…Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке» (п. 1 ст. 2).

Юридически отточенное определение в Кодексе позволяет вывести основные черты предпринимательства:

— самостоятельность (а значит, независимость в принятии решений);

— хозяйственный риск (рисковать и нести ответственность);

— экономическая заинтересованность (основная цель — систематическое получение прибыли).

Определение также позволяет утверждать, что в основе предпринимательства лежит созидательный акт открытия новых прибыльных возможностей в экономической сфере жизнедеятельности человека.

По мнению специалистов, в идеальном понимании современное предпринимательство — это особый стиль хозяйственной деятельности, направленной на поиск и разработку новых технологических, организационных, рыночных возможностей, стимулирующих массовое новаторство. Такое понимание вполне соответствует объективным тенденциям развития современной экономики.

Существуют различные варианты классификации предпринимательства, некоторые из них приведены в табл. 1.

Заметим, что широко распространенное за рубежом понятие «бизнес» также подразумевает деятельность по извлечению выгоды, добровольно осуществляемую гражданами (их объединениями) на свой риск и под свою ответственность. Поэтому в большинстве случаев допустимо применение слова «бизнес» в отношении предпринимательства.

Главным условием возникновения и развития предпринимательства является наличие рыночной экономики, иными словами, наличие определенных экономических свобод в системе хозяйствования страны и целого перечня факторов, характерных для рыночной экономики. К их числу относятся:

— признание и охрана законом частной собственности;

— развитая инфраструктура предпринимательства;

— льготный налоговый режим;

— система защиты интеллектуальной собственности и т. д.

Таблица 1

Варианты классификации предпринимательства

Кроме того, важным условием успешного развития предпринимательства в стране является стабильность экономической и социальной политики.

Следует заметить, что в современной России имеются далеко не все экономические, социальные и правовые условия успешного развития предпринимательства. Ещё продолжает складываться система законов по всем шести отраслям права, регулирующим предпринимательскую деятельность. Это права: конституционное, гражданское, административное, земельное, трудовое, природоохранительное.

1.2. Инновационное предпринимательство

В мире существуют две модели предпринимательства:

классическое предпринимательство, когда успешная деятельность достигается за счет мобилизации внутренних резервов и использования внешних факторов (субсидий, протекционизма и пр.);

инновационное предпринимательство, когда развитие и повышение эффективности работы предприятия достигаются на пути постоянного новаторства, создания новшеств (новых продуктов, услуг, технологий, способов организации производства).

Под инновацией понимается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или служебного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Основные этапы инновационной деятельности:

— поиск инновационных идей,

— отбор наиболее перспективных теоретических разработок,

— доведение замысла до рабочего проекта,

— проведение экспертизы новшества,

— изготовление опытных образцов (апробация услуги, эксперимент),

— разработка бизнес-плана,

— испытания образцов, сертификация,

— маркетинговые исследования,

— продвижение инновации на рынок,

— запуск в массовое производство, завоевание рыночной ниши.

Для развития инновационного предпринимательства кроме наличия предпринимателей — новаторов, исследователей и рационализаторов — самым важным является существование таких внешних факторов, как инвесторы со свободными финансовыми ресурсами, предприятия с резервными мощностями и правовые своды.

В настоящее время в России многие из этих факторов присутствуют.

Большое число предприимчивых людей входит в хозяйственную деятельность с желанием заняться инновациями. Наиболее эффективные организационные формы инновационного предпринимательства, малые и средние предприятия, выделены законом в отдельную категорию. Для их поддержки разработан комплекс мероприятий на федеральном и региональном уровнях.

В современных условиях инновационное предпринимательство стало фактором обеспечения конкурентоспособности не только отдельного предприятия, но и страны в целом. Поэтому государственные ассигнования занимают большое место в стимулировании инновационной активности и развитии научно-технического потенциала. В то же время источниками финансирования инноваций остаются собственные или заемные средства, внебюджетные фонды, привлеченные средства.

1.3. Из истории предпринимательства в России

Считается, что в России предпринимательство зародилось ещё в Киевской Руси в торговле и в виде промыслов. Первыми предпринимателями были мелкие торговцы, купцы. Активное развитие предпринимательства отмечается в период правления Петра I (1689 — 1725 годы). По примеру западных стран в России создаются мануфактуры, бурно развивается горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность.

Уровень развития предпринимательства в России по историческим периодам можно представить в виде графика (рис. 1).

Рис. 1. График уровня развития предпринимательства в России

В «послепетровский» период развитие предпринимательства существенно сдерживалось наличием крепостного права. После его отмены в 1861 году в страну пришел иностранный капитал, оживилась акционерная деятельность, началось строительство железных дорог и развитие промышленности.

Во второй половине XIX века российская экономика представляла собой смешанное хозяйство, в котором сочетались самые различные типы собственности и формы хозяйствования, рыночные силы и достаточно мощное государственное влияние. Были представлены помещичьи хозяйства, традиционные артели и возникшая кооперация, ремесленное производство с региональными особенностями, коммерческие банки, акционерные общества и страховые кампании, такие специфические формы, как монастырское или казацкое хозяйство.

Российское предпринимательство не было одноцветным. Ему были свойственны непомерное стяжательство, страсть к обогащению и неразборчивость в средствах его достижения, ставка на тяжелейшие формы эксплуатации, деспотизм и невежество, особенно в период первоначального накопления капиталов. Историческими особенностями предпринимательства были низкая производительность труда, низкая зарплата и дороговизна изделий.

Российские предприниматели заметно отставали от западных коллег в вопросах деловой этики и культуры предпринимательства. В то же время для наиболее прогрессивной части предпринимателей было характерно активное сотрудничество с наукой, опора на квалифицированные инженерные кадры, забота о профессиональном образовании.

Получили всенародное признание заслуги целого ряда ярких предпринимателей, сознающих связь между общественным богатством и личным. Среди них три поколения Рябушинских, братья Третьяковы, Мамонтов, Бахрушин, Щукин и др. Рябушинские известны тем, что наладили широкое производство тканей и пряжи, а один из братьев Третьяковых основал в 1904 году Аэродинамический институт, другой собрал одну из крупнейших коллекций живописи.

На всех этапах развития российской экономики того времени прослеживается связь предпринимательства с деятельностью госаппарата. Вмешательство правительства обосновывалось защитой общегосударственных интересов. Через государственные заказы оказывали помощь частным предприятиям в период кризисов, в интересах предпринимателей порой завышали цены на поставки, вносили изменения в систему налогообложения.

К началу ХХ века предпринимательство в России стало массовым явлением. Экономика приобрела рыночные черты, были созданы многочисленные кредитные организации и другие элементы инфрастуктуры бизнеса. Работали торговые палаты, профессиональные общества, союзы работодателей. Большое развитие получили потребительские кооперативы. Академик Л. И. Абалкин [1] приводит данные, что к 1917 году в стране было свыше 47 тысяч кооперативов, в которых участвовало около 84 млн человек — более половины населения.

После Октябрьской революции в России был взят курс на ликвидацию рыночных экономических отношений. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей. Начал формироваться социалистический экономический строй, основанный на государственной собственности при полном отсутствии частной и управлении экономикой по единому народно-хозяйственному плану.

За 50 лет эта социально-экономическая модель, применявшаяся в СССР и других странах социализма, доказала своё право на существование, продемонстрировала свои преимущества перед чистым капитализмом, но стали очевидно проявляться её недостатки в сравнении со смешанной экономикой. В условиях начавшейся в мире научно-технической революции эта модель обнаружила неповоротливость административных структур, их неспособность быстро и эффективно реагировать на нововведения. Жесткая система планирования и отсутствие обратной связи лишали экономику стимулов саморазвития.

Попытка провести радикальные реформы в середине 60-х годов не дала ожидаемых результатов. Реализация новой экономической политики началась лишь в 90-е годы вслед за развалом Советского Союза и сменой политической власти в России.

Частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в правах с принятием в 1990 году двух Законов РСФСР: «О собственности в РСФСР» в октябре и «О предприятиях предпринимательской деятельности» в декабре. За первые десять лет после этого количество малых предприятий в России достигло 840 тысяч с общей численностью работающих в них около 6,5 млн человек.

Но это совсем немного в сравнении с развитыми странами Запада. Предпринимательство в России делает лишь первые шаги. В период приватизации 1991 — 1995 годов наиболее широкое развитие получил малый бизнес в сферах торгово-посреднической деятельности, различных видов услуг и общественного питания.

1.4. Понятие современной экономики. Главное назначение, основные циклы и ресурсы экономики

Экономика — это особый мир, особая сфера общественной жизни, со своими законами и проблемами.

Экономика — это не просто деньги и товары, безликие массы спроса и предложения. Это, прежде всего, реальные, объективные отношения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных богатств. Отметим, что в данном определении четко названы четыре основных цикла экономической деятельности.

Быть вне экономики невозможно, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. Именно от них зависит благополучие людей, существование общества.

Поиском разумного экономического устройства общества человечество занято многие столетия. По мере развития общества в его арсенале остаются и продолжают совершенствоваться те экономические формы, которые обеспечивают максимально эффективное производство материальных ценностей.

Практика показала, что процветанием в экономике любая страна всегда обязана высокой согласованности действий участников производства. Но каков оптимальный механизм регулирования этих действий? Кто и как должен их регулировать? Единственного ответа пока нет.

Американский экономист Пол Хейне в книге «Экономический образ мышления» [46] даёт очень интересное объяснение сотрудничества в экономике как процесса непрерывного взаимного приспособления к изменениям в чистой выгоде. По его мнению, всё происходит автоматически без воздействия внешних сил, а лишь на основе стремления каждого субъекта экономики к личной выгоде.

Субъекты рыночной экономики предпринимают действия, основываясь на ожидаемой чистой выгоде для себя. Но эти действия хотя бы на короткое время изменяют относительные затраты и выгоды, связанные с теми возможностями, что открываются перед другими людьми. И те вынуждены приспосабливаться к изменениям. Когда пропорция между ожидаемой выгодой и ожидаемыми затратами на какое-либо действие увеличивается, люди совершают его чаще, если уменьшается — реже.

Хейне прав, в рыночной экономике основным двигателем созидания благ является естественное стремление каждого участника к достижению собственной выгоды.

Поэтому существует такое определение ядра экономики.

Ядро современной экономики — это сообщество независимых и стремящихся к экономической самостоятельности людей, которые находятся в постоянном взаимодействии в процессе создания собственными усилиями своего благополучия.

Главное назначение экономики — создание богатства, способного удовлетворить материальные потребности людей. Но эта цель недостижима, что следует воспринимать как аксиому. В подтверждение этому два неопровержимых факта:

— материальные потребности общества, составляющих его индивидов безграничны и неутолимы;

— экономические ресурсы, то есть средства для производства товаров и услуг, ограничены или редки.

Как известно, экономика использует три ресурса:

— трудовые ресурсы общества,

— природные ресурсы, которые принадлежат всему обществу, а распоряжается ими государственная власть,

— материальные и финансовые ресурсы (капитал), принадлежащие части общества (собственникам).

И люди постоянно заняты решением проблемы такого использования и применения ресурсов, при котором достигается наибольшее удовлетворение безграничных потребностей общества.

В истории человечества наука выделяет три варианта экономического строя.

Классический , когда каждому участнику общественного производства предоставляется неограниченная экономическая свобода. Его называют капиталистическим или либеральным.

Социалистический, когда каждый участник производства должен подчиняться директивной регламентации, а государство обладает правом и силой к внеэкономическому принуждению. Его определяют как административно-командный, а Людвиг Эрхард (министр народного хозяйства ФРГ в 1949–1963 годах) [50] называл «принудительно направляемой экономикой».

Смешанная система, или социально регулируемая рыночная экономика , когда рынок умеренно регулируется государством, считается сегодня наилучшим вариантом. Именно таков экономический строй в развитых странах современного мира.

В большинстве развитых стран мира имеет место смешанная двухсекторная экономика, где параллельно действуют рыночный сектор с большими свободами и государственный сектор с директивным плановым управлением.

Активно пропагандируемая в свое время классическая модель невмешательства государства в экономику потерпела фиаско в ходе Великой депрессии в США в 30-е годы прошлого столетия. Россия тоже имела подобный этап в 90-е годы прошедшего века, только значительно мягче, чем США.

Извлекая уроки преодоления Великой депрессии, известный английский экономист Джон Мейнард Кейнс [21] в 1936 году писал: «Учитывая, что государство обладает большей экономической информацией, чем отдельный индивид, необходимо активное государственное вмешательство в экономические процессы с целью достижения поступательного развития. Рыночная экономика не может саморегулироваться, и потому вмешательство государства неизбежно».

Следует заметить, что в 2001 году Нобелевская премия была присуждена трем американским экономистам Стиглицу, Акерлофу и Спенсу за разработку теории, обосновывающей самое активное вмешательство государства в рыночные процессы. В своем труде они обобщили полувековой опыт стран капитализма.

Но их теория не дала ответа на вопросы: При каком соотношении государственного и рыночного секторов достигается наивысшая эффективность экономики? Насколько жесткими должны быть законодательные рамки в экономике? Каков оптимум государственного контроля действий субъектов хозяйствования? Ученые мира продолжают работать над поиском межсекторного равновесия и оптимальной степени воздействия государства на экономику.

Известно, что в развитых странах Западной Европы государственный сектор выдает от 10 до 40 % валового национального продукта. Это очень большой разброс. Некоторые аналитики доказывают, что стабильный рост экономики на 5 % и более в год достигается при условии, когда плановая составляющая не менее 30 %.

В Красноярском крае, например, предприятия, находящиеся в федеральной, краевой и муниципальной собственности, выпускают менее 5 % валового регионального продукта (ВРП). Так что о регулирующей роли госсектора в экономике края говорить не приходится.

1.5. Взаимодействие в триаде население (общество) — экономика — государственная власть

Народонаселение любой страны в процессе своего существования решает одну общую задачу — обеспечить эффективное использование имеющихся на её территории ресурсов для максимально возможного удовлетворения потребностей всего населения и каждого человека в отдельности. И решается эта задача в постоянном взаимодействии трех важнейших элементов, содержанием которых являются конкретные люди, но возможности и интересы этих элементов различны. Анализ абстрактной модели взаимодействия в триаде общество — экономика — государственная власть позволяет глубже понять роль предпринимательства в создании богатства страны.

Здесь под обществом будем понимать непрерывно возобновляющуюся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущих в стране и осуществляющих совместную деятельность в исторически сложившихся формах.

Экономика в данном случае — это сообщество независимых и стремящихся к экономической самостоятельности людей, задействованных в непрерывном процессе производства, распределения, обмена и потребления.

Под государственной властью понимаем всю совокупность органов власти, обладающих суверенными полномочиями решать вопросы организации общества. Заметим, что согласно Конституции РФ за государственной властью закреплены такие функции, как охрана и защита суверенитета, независимости и территориальной целостности РФ, управление государственной собственностью, установление правовых основ единого рынка, обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.

Исполняющие эти функции работники (служащие, чиновники) органов государственной власти должны быть людьми особого склада, заинтересованными в процветании общества и государства, готовыми ограничивать ради этой цели свои собственные претензии.

Главным финансовым ресурсом государственной власти является бюджет.

Основные элементы взаимодействия в триаде представлены на рис. 2.

Общество избирает государственную власть, доверяет ей определенные полномочия, направляет во власть людские ресурсы. При наличии институтов гражданского общества контролирует деятельность органов власти и влияет на их решения. В ответ получает защиту от внешних посягательств, поддержание порядка в стране, содержание социальной сферы.

Рис. 2. Взаимодействие в триаде общество — экономика — государственная власть

Общество обеспечивает экономику трудовыми и финансовыми ресурсами. В ответ получает жизненные блага: финансовые средства, продукцию и услуги для потребления в соответствии со спросом.

Экономика, выплачивая установленные платежи, налоги и сборы, создает главный финансовый ресурс государственной власти. В ответ получает «правила игры» — законы и постановления, охрану базовых принципов экономического порядка, регулирование рыночных отношений. Следует отметить прямую зависимость государства от негативных проявлений в экономике. Кризисы, дефолты приводят к смене правительств, государственных деятелей, к изменениям в экономической политике.

Государственная власть и общество заинтересованы в наивысшей отдаче экономики, наиболее эффективном использовании природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Интерес общества понятен, потому что потребности населения неуклонно растут, и общество требует от экономики постоянного наращивания объема и расширения ассортимента производимых товаров и услуг. Интерес государственной власти базируется на том, что её сила и возможности напрямую зависят от объема бюджета, который наполняет экономика.

1.6. Методы регулирования и поддержки предпринимательской деятельности государственной властью

Государственное регулирование экономики осуществляется в русле действующей государственной экономической политики. Несмотря на то, что в последние два десятилетия у России нет четко сформулированной экономической политики, органы государственной власти, понимая объективную необходимость развития предпринимательства в стране, создали правовые основы предпринимательства, выделив приоритетно малое и среднее, и осуществляют последовательные шаги по его поддержке.

Президент РФ Дмитрий Медведев в своей программной речи на заседании Президиума Госсовета назвал развитие малого бизнеса ключевой задачей для стабильного и долговременного развития страны. «Малый бизнес — это один из решающих факторов инновационного обновления страны, обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста инициативы и ответственности людей», — подчеркнул он.

Известны три основных способа государственного регулирования в сфере экономики:

— воздействие с помощью законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов субъектов Федерации (государство задает правила игры для всех участников производства и распределения, устанавливает льготы или утяжеляет налоговое обложение);

— участие в экономике государственного сектора как одного из самых сильных «игроков» (через него государство воздействует на рынок путем закупок продукции, оплаты работ и услуг, прямого и косвенного влияния на цены, тарифы и т. д.);

— создание долгосрочных программ социально-экономического развития регионов или страны и вовлечение в их реализацию предпринимателей путем учета их интересов, а также программ поддержки конкретной сферы деятельности.

Первым шагом со стороны государства по развитию предпринимательства в современной России считается принятие в 1988 году закона «О кооперации в СССР». Затем был ряд постановлений Правительства, определяющих меры по поддержанию и развитию малых предприятий.

Однако базовый документ основной отрасли права, регулирующей предпринимательскую деятельность, — гражданского законодательства был принят лишь в 1994 году и введен в действие с 1 января 1995 года. Это Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).

За последние десять лет было принято несколько Федеральных законов и программ, определяющих конкретные меры поддержки малого и среднего предпринимательства.

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В ряду основных принципов государственной политики в этом законе названо разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами и органами государственной власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления.

На уровне Федерации в качестве поддержки предусматриваются специальные налоговые режимы, упрощенная бухгалтерская отчетность, льготный порядок расчетов за приватизацию имущества, меры по обеспечению финансовой поддержки и по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

На всех уровнях власти предписано вести реестры субъектов малого и среднего предпринимательства.

Органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления согласно закону обязаны оказывать следующие виды поддержки:

— финансовую в виде субсидий, бюджетных инвестиций, гарантий по обязательствам,

— имущественную в виде передачи во владение или пользование государственного или муниципального имущества на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях,

— информационную в виде создания информационных систем и сетей и обеспечения их функционирования,

— консультационную путем создания организаций, оказывающих такие услуги,

— в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров,

— в области инноваций и промышленного производства путем создания технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон.

В условиях мирового экономического кризиса, с 2008 года затрагивающего и Россию, Правительство РФ разработало Программу антикризисных мероприятий, важной составной частью которой стали меры по дополнительной поддержке малого предпринимательства. Кроме того, в принятые ранее законы внесен ряд поправок с целью создания более благоприятных условий малому бизнесу в сферах кредитования, налогообложения, регистрации и контроля деятельности.

Глава 2

Базовые элементы предпринимательского права

2.1. Основные источники правового регулирования предпринимательской деятельности

Под источником предпринимательского права в формальном смысле понимают разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

К источникам предпринимательского права относятся:

— Конституция РФ;

— гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права;

— обычаи делового оборота;

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация предпринимательской деятельности в строительстве предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я