© ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2021
Художественное оформление.
© ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2021
Все права защищены
* * *
I. Программа по учебному курсу «Предпринимательство для начинающих»
1. Пояснительная записка
Программа по учебному курсу адресована учителям, которые будут преподавать его по учебному пособию И. В. Липсица и Е. В. Савицкой «Твой путь в мир бизнеса» издательства «ВИТА-ПРЕСС».
Это учебное пособие не совсем обычное. Во-первых, оно представлено в трёх форматах: в книжном варианте, аудио — и видеоформате. Любую тему курса учащиеся могут изучить, прочитав книжный текст или прослушав видеолекцию, в зависимости от своих предпочтений. Если позволяют технические средства школы, видео-лекцию можно послушать на уроке, а дома учащиеся закрепят материал, прочитав соответствующую главу учебного пособия.
Во-вторых, данное учебное пособие не просто транслирует теоретические знания, а нацелено на обучение в процессе деятельности (learning-by-doing). В конце каждой темы содержатся два учебных задания. Все типы заданий направлены на развитие у выпускников креативности и критического мышления, на достижение требований ФГОС СОО по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Первое задание — это проблемный вопрос, кейс, задача, эссе или работа с интернет-ресурсами.
Второе задание — групповой проект. При выполнении этого задания применяется командная работа в форме внеурочной проектной деятельности учащихся, т. е. создаются группы, решающие поставленную задачу не на уроке, а в неформальном общении друг с другом и при отсутствии руководства со стороны учителя.
Цель каждого группового проекта — попытка практического применения знаний, полученных при изучении соответствующей темы курса. Учащиеся должны разработать собственную бизнес-идею, оценить спрос на свой продукт (размер рынка), продумать организацию его продаж и маркетинговые коммуникации, составить приблизительный план расходов на реализацию своего бизнеса, решить, где будут искать необходимые денежные ресурсы и какую организационно-правовую форму выберут для своего предприятия.
Каждый групповой проект оформляется в виде презентации, которую команды учащихся представляют в классе. Для этого необходимо выделить время на уроках. Если учебный курс рассчитан на 16 часов, можно поступить следующим образом:
• 10 уроков выделяются на изложение материала 10 тем и выполнение первого учебного задания к каждой теме;
• 5 уроков — на презентацию групповых проектов (1 урок — 2 проекта к 2 темам);
• 16-й урок — резервный (можно предложить учащимся зачётную работу или подвести итоги групповых проектов).
Цель обучения — освоение учащимися системы понятий из сферы предпринимательства и инструментов ведения бизнеса на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, а также формирование их готовности к попытке создания собственного бизнеса.
Задачи обучения:
— формирование системного знания о предпринимательстве;
— формирование умения принимать рациональные решения и оценивать их возможные последствия для себя и своей семьи;
— формирование навыков самостоятельной учебной деятельности;
— формирование навыков коллективной деятельности, умения находить общий язык с разными людьми в коллективе;
— овладение навыками поиска актуальной информации в различных источниках, включая Интернет, и её правильной оценки;
— овладение навыками использования теоретических знаний для решения практических задач;
— овладение навыками проектной деятельности на основе базовых экономических знаний;
— формирование умения применять полученные знания для исполнения социально-экономической роли предпринимателя;
— формирование способности к самоопределению в экономической деятельности;
— формирование уважительного отношения к своей и чужой собственности.
2. Планируемые результаты освоения учебного курса
2.1. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Важные личностные характеристики и установки выпускника:
— ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
— готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
— готовность и способность обучающихся к отстаиванию собственного мнения, выработке собственной позиции;
— гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
— готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, правовая грамотность;
— готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы;
— готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
— развитие компетенций сотрудничества со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
— осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие традиционных ценностей семьи, формирование ответственного отношения к своей семье;
— готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной деятельности;
— осознанный выбор предпринимательства как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
— потребность трудиться, уважение к труду, добросовестное, ответственное и творческое отношение к трудовой деятельности.
2.2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2.2.1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
— ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
— самостоятельно определять цели и оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
— выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
— организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
— сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной целью.
2.2.2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
— искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
— критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
— находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения;
Конец ознакомительного фрагмента.