Новаторский подход не всегда означает эксперимент, нечто крикливое, кичливое и сногсшибательное. Случается, лучшее появляется именно при обращении к истокам, к традиции.Идущее от сердца всегда актуально. Созданные в разные годы произведения Геннадия Деринга остро актуальны и в наши дни.Поэт (его «я», лирический герой) обращается к Богу с вечными вопросами человеческого бытия. И Господь бог отвечает поэту Печалью и Любовью…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Актуальные поэмы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
СПОРНОЕ НАСЛЕДСТВО
(Мистерия)
Люди совсем недаром тысячи лет верят
в дьявола. Дьявол, нечто дьявольское,
несомненно, есть.
Иван Бунин.
РУСАК И ХОХЛАЙС
Петро Русак,
Он от природы не дурак.
Что было, то, конечно, было,
Но с некоторых пор,
Как медик и как друг, могу сказать:
Не ест он мыла.
До дней недавних
Корефана моего и пациента
Наследная вдосыть кормила рента.
Леса, поля, болота, степи
(Насколько глаз хватало во все стороны) —
Всё было вотчиной его, простором лонным,
Всему хозяином являлся он законным.
А чтобы мой латифундист не возгордился,
Не задавался и не почёл себя тузом,
Чтобы от изобилия не закружилась голова,
Ему компанию составили такие же хозяева —
Петровы, Сидоровы, Ивановы,
Короче, весь бонтон,
Которым имя было — легион.
От Брестских неприступных стен
До сопок огненных Камчатска
Его владенья застолбила
Нога свободного казака
И подневольного зека.
Его великий суверенный дом,
Равнинный, горный и морской
Держали под охраной неусыпной,
Не допуская ни снаружи ни внутри
Базара и бесчинного дебоша,
Заботливые лары в штатском
И ангелы в армейских галифе и клёшах.
Они вели Петра надёжным курсом,
Приходуя на общий счёт (и в том числе его!)
Неисчислимые и тоже общие ресурсы.
— Живём мы от победы до победы,
Так трудолюбы нас настроили, отцы,
А их вострили боевые деды.
Страна обильна, бёныть, и крепка,
Наследства хватит на века! —
Говаривал Русак, гордясь,
Поглядывая недовольно
На хередающую старушку-власть.
Ворчал: «Отстали от Европы!
Толкует верно диссидент Щаранский
Насчёт свобод-то сволочных гражданских.
Свободы нам добавить не мешало бы,
Про то людишки в «ПРАВДУ» пишут жалобы,
В газету «EDIOT».
Понятно, жалуется сброд.
Но всё же это — не фигня,
Нет дыма без огня!»
(Насчёт Щаранского и «EDIOTа»
Он слышал где-то от кого-то что-то.
Не то в милиции, когда его по пьяни
Чуть у ларька не замочили
(Он драку разнимал.)
Не то в цеху на партсобрании,
Когда «инакомыслящих»
За их паскудство жучили.)
И так ни шатко и ни валко,
Без президентов, без элит и олигархов,
Без гринго, штатников и гансов,
Как бы во сне в своей норе байбак,
Жил-поживал мой друг Петро Русак,
Любитель проголосных песен и романсов,
У шарика земного на краю,
Как выяснилось позже, по балансам,
Фактически в раю.
х
Известно: спишь — беду и выспишь!
В недобрый час, в год 91-й
Приспел в Москву Хохлайс —
Масти игреневой прохвост,
Монетарист без аусвайса.
Морковно-красный — человек опасный.
Я обхожу таких.
Недаром рыжих нету во святых!
Он, полюбившись президенту масти сивой,
Прочёл: «Благословен ты, Господи…»
И зачал врачевать
Перемогавшуюся демократией Россию.
(Уже такое на Руси случалось,
Когда спасение в столицу
Невесть откуда объявлялось,
Когда какой-нибудь там старец,
Целитель, прозорливец, божий человек,
А заодно христопродавец,
Забрав большую силу речами и коварством,
Ворочал государством).
х
Целитель рыжий объявил,
Что разобраться первым делом следует,
Кто в этой безалаберной стране
Действительно владеет чем
И кто кому наследует?
Идеи химеричные похерить,
Клёши и галифе по фэшну перешить,
Цеховикам, фарцовщикам и прочим шкодам
Дать самые широкие права,
Обязанности — прочему народу.
Гибкость ума, распил и передёр
Считать процессом созидания,
А не канальством.
Судить же право предоставить
Законно избранному
На дутых выборах начальству.
Он президента-пересидента,
Любителя с утра наехать на бутылочку,
В обед послать вдогон,
За ужином за галстук заложить, за воротник и за ухо
(Ночами он рыгал),
Проинформировал,
Как демократ и либерал,
Что коммуняками страна
Загажена, запущена,
И был посажен за охальные слова…
На Комитет российского имущества.
х
Он для начала весь народ
Перекрестил в «совков»,
Короче, в быдло и в холопов.
Он нацию хотел набрать всю заново.
Но этот план ввиду его огромности,
Подумав, отложил на перспективу
И временную предложил альтернативу.
Призвал из-за бугра пиндосов-мастаков,
Набрал экспертами явившихся тотчас на зов
Хожалых мамзеров,
Сработал Конституцию кагалом,
И — загудел аврал!
Стоял великий над Россией звон
От Балтики и до Курил…
Петро в ту пору пересчитывал ворон,
Чесался и курил.
С улыбкой благодушной
Со сна ворчал Петро:
— Ишь, какой ушлый!
Ловкач… Занятно…
В самое влез мужик нутро!
Как из мешка горохом тарантит…
Приятно,
Только уж оченно мудро…
ПРАВНУК ДЕДА СПИРИДОНА
Русак ломил по простоте,
Как бы сказать вам, на арапа.
(А времена, я говорил ему, не те!)
Здесь надо мне представить кратко
Русачью биографию
И окружающую друга географию.
Родился он, во-первых,
Ни в тех, ни в сех,
Ни в городе и ни в селе,
А в пригороде, на засеке,
Где его предки пашенку орали
Когда-то, в позапрошлом веке.
Работал в городе, на авиазаводе.
Москва ему была мила своей шумихой,
А пригород, напротив, тишиной.
Здесь, по земле, гуляло его босое детство —
Мощёные булыгой улицы,
Река, куда ходили по воду,
И где купалась пацанва,
Луга, поля и рощи,
Осокори в посёлке —
Всё это был его родимый дом.
И, среди тополей, — роддом,
Где он на божий свет явился в 41-ом.
Мой друг — войны прямой продукт,
Грозной и горестной эпохи.
Он выкормлен был сразу десятком рожениц,
Поскольку у мамаши (ему был месяц),
Как только объявили про войну,
Присохло молоко (перегорело трохи).
Телёнок ласковый сосёт двух маток.
Петро кормилицами был богат.
А был ли он, младенец, ласков или нет,
О том история умалчивает.
Сосал и морщился, наверно:
Горчило, говорят, то молоко военное…
При всей суровой заводской муштровке
И всесторонней городской рихтовке —
Логичной и рациональной,
Мой Петя вырос простодырным,
Что называется, ветошным,
Короче, вахлаком сентиментальным.
х
Дело шло к пенсии, мужик он могутной,
На авиазаводе был на усиленном довольстве,
А на земле, он рассуждал,
Он бы ещё «поробил в удовольствие».
Он с жаром подступил
К новациям Хохлайсовым.
Я, чуя шельмовство,
Сразу сказал Петру,
Что это всё — туфта и краснобайство,
Советовал здоровье поберечь под старость.
А он: я-ста да мы-ста!
«На ферме на своей я проживу годов до ста!
Час пробил, баста!»
Он предкам порешил наследовать
И возродить крестьянский дом.
Шагал, как путный, в ходе крестном,
Молил о ниспослании щедрот небесных,
Разжился Александра манифестом,
До дыр затёртым прадедом,
Добыл соху, серп, косу, цеп,
Прадедовы порты, онучи, лапти,
В которых Спиридон, который прадед,
Пахал родного выселка окрест.
Жбан из-под кваса раскопал,
Горшок неглазированный кубово-синий
И коромысло бабушки Аксиньи.
Все эти артефакты, не соблюдая этикета,
Сгрузил Хохлайсу в Комитет,
Свидетельствуя о нешуточных намереньях,
Как коренной потомственный феллах.
Доставили мы с Русаком Хохлайсу
Семейную икону Святителя,
Как доказательство
Когда-то взятых властью обязательств.
Обет народу послужить
Был перед Богом взят царём-радетелем.
Угодник был тому свидетелем.
Мы образ выклянчили напрокат
У престарелой тётки Русака.
Он неокладный был,
Обшарпанный,
На тёмной липе писанный,
В раме, рублёной топором
В каком-нибудь лесу глухом.
Иконой прадед регулировал
Метеусловия на пашне
И ею был благословлён
С соседскою Аксюткою
На сладостные шашни,
Которые он ложкою, представленной,
Как прочие вещдоки, всю жизнь хлебал
И той же ложкою
По белобрысым головам наследников стучал.
(Хохлайс на образ не перекрестился,
А как-то кисло передёрнулся.)
По большей части экспонаты
Добыли мы на время в запаснике музейном,
Распотрошив с имуществом большой рундук.
(У Русака был школьный антик-друг.)
— Да это всё — имущество семейное! —
Рассказывал Русак в милиции, —
Соха, порты, для порки вицы…)
(Едва не заработал мой дружок
За раритеты срок!).
— Хотел меня реликтами пугнуть,
Надел загнуть,
Приватизации отведать манны
Путём обманным! —
Корил Петра Хохлайс. —
Посовестился бы.
Хотя, креста-то на тебе, наверно, нет…
— На месте дедов крест, — обиделся Русак.
И медный свой нательный крыж
Под самый нос подсунул Рыжему.
— Я ставрограф, — вздохнув, сказал Хохлайс,
От символа не отрывая глаз, —
Такое, знаете ли, с детства увлечение.
Ассемблирую херики и крыжики —
И оловянные простые и золотые рыжики.
Ты бы мне херик-то отдал на сохранение,
Ведь всё равно не веруешь.
Ей-богу, сдал бы.
А я бы его школьникам показывал.
Тем более он у тебя с усопшего,
Послушай, братец, мя.
С усопших херики не носят: чужое бремя…
— В ту пору дед ещё усопшим не был
Он крестик снял тогда на срок,
Когда надел у него отняли на мах
Которые ходили в пыльных шлемах.
Располагал, что повернёт обратно дышло,
Да вот не вышло.
— Мне православные, — молвил Хохлайс, —
На сохранение сдают кресты
В обмен на смачные наследия куски.
А иудеи и магометане —
В поруку собственные свои несут обрезки…
— И много насобировал, хранитель?
— Раздать угодия — не самоцель.
Тут миллионы бродят шельм.
Беру не всё и не у всех.
Мешочек накопилось тельников
И плоти вяленной — кошель.
Русак гнул, не вникая:
— Нам всё и без заклада хериков
Принадлежит теперь,
Отсель досель, от края и до края!
Каких ещё тебе порук?
Он — прадед, стало быть, я — правнук!
Дело, конечно, давнее,
Но выти было десять десятин.
В низинке был нарезан клин.
Мне дед его показывал.
И ёлка посередь, ёж твою медь.
Хохлайс пригладил рыжую зализу:
— О! Как бы я тебя понял
И разрешительную положил бы тотчас визу,
Когда бы не было меж нами, друг,
Кое-каких докук…
Они как будто бы не ссорились, не бились.
Но друг за друга зацепились…
х
Для полноты картины я вам, господа,
Сказать готов
О православии Петра Ивановича
Парочку откровенных слов.
О нём не скажешь, что он верующий,
Но и неверующим не назовёшь его вполне.
Он в этом смысле нечто среднее.
Икон не целовал,
На церковь шапки не ломал,
Не каялся,
Не причащался, не молился,
Не хвастал о своём
Через Адама с божеством родстве,
Хотя нередко бога поминал
При разрешении проблем на производстве.
Он уважение к Творцу питал за Его стойкость:
Быть истребляемым мечом
И сожигаемым огнём
И тем не менее…
Один не верит — другой верит,
Но помнят все о Нём!
…Все перестраивались, все поверили.
И мой Петро поверил вместе со всем «авиа».
А как крестьянствовать без православия?
СЛОЖНОСТИ
…Я лично рылся в поземельных книгах.
И в первой же открылась фига.
А именно: Миколу Спиридоновича, деда,
Как пахаря и ухаря,
Известного в деревне мироеда,
Кулачили, по кляузе,
Сознательные шинкари-хохлайсы,
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Актуальные поэмы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других