Деяния Апостолов. Критический и экзегетический комментарий

Гарет Л. Риз, 1966

«Необходимость – мать изобретательности», сказал кто-то. Эта книга – результат того, что возникла необходимость в пособии, которое могло бы послужить источником материалов для изучения Книги Деяний Апостолов на первом курсе колледжа. Книга открывается кратким обзором дат главнейших событий в истории Нового Завета – как в Евангелиях, так и в Книге Деяний. Базовыми рамками, в пределах которых будет располагаться исторический материал Деяний, послужит рассмотрение того, откуда и каким образом появились именно те даты, о которых пойдет речь. Это также даст возможность сразу же сделать краткий обзор всей Книги Деяний и только затем начать детальное ее рассмотрение.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Деяния Апостолов. Критический и экзегетический комментарий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Хронология Нового завета

Как в древности вели отсчет времени?

Греки датировали исторические события по Олимпиадам. Первая Олимпиада состоялась в 776 г. до н. э. Римляне вели отсчет времени двумя способами. Многие события датировались от времени основания Рима в 753 г. до н. э. В некоторых хронологиях появляются, поэтому такие даты, как «726 AUC». Эти инициалы являются сокращением латинского выражения «ab urbi condita», что означает «от основания города». В некоторых статьях по хронологии приводятся двойные даты, такие как 750/4. Первое число означает количество лет, прошедших со дня основания города, а второе — их эквивалент по признанному ныне календарю. Год 750 AUC примерно соответствует 4 г. до н. э. В качестве отправной точки для отсчета времени римляне пользовались также именами своих правителей. Именно этот метод используется в Новом Завете. Календарь, которым мы пользуемся в настоящее время, основывается на вычислениях Дионисия (6 в. н. э.). Более поздние исследования показали, что в этих вычислениях содержится ошибка по крайней мере на 4 года[1].

Хронология Евангелий

Существуют три исходные точки, от которых ведется отсчет времени при датировке событий, о которых свидетельствуют Евангелия: Рождение, Крещение и Смерть Иисуса.

1. Рождение Иисуса

А. Библейские данные.

Когда родился Иисус, римским императором был Август. По его приказу по всей империи была проведена перепись населения. (Лк. 2:1)

Квириний был правителем Сирии (Лк. 2:2). Иудея была частью римской провинции Сирии[2].

Ирод Великий был царем Иудеи (Мф. 2:1). Иудейские цари подчинялись правителю или проконсулу Сирии.

Суммируя библейские данные, касающиеся даты Рождества Иисуса, мы получаем, что Он родился при жизни Ирода Великого, во время переписи, проводившейся на подвластной Ироду территории, в соответствии с декретом кесаря Августа. Перепись проводилась в тот период, когда правителем Сирии был Квириний.

По приказу римского императора Августа проводились многие переписи населения: например, в 726/28, 746/8 и 767/14 годах. Перепись 746/8 (т. е. 8 г. до н. э.) лучше всего вписывается в библейский рассказ. Из истории известно, что прежде чем перепись 28 г. до н. э. началась в Галлии, прошел целый год. Поэтому, если приказ о проведении переписи был отдан в Риме в 8 г. до н. э., то вполне вероятно, что прошло около двух лет, прежде чем она началась в таких отдаленных провинциях, как Палестина, которую от Рима отделяло расстояние в 1500 миль. Таким образом, мы с большой долей вероятности можем датировать проведение переписи в Палестине примерно 6 г. до н. э.

Должен ли был Ирод Великий проводить перепись на территории, которой он управлял как царь? Ирод был тем, кого называли «rex socius» (или ассоциированный царь — наместник и союзник Августа) и, как таковой он имел определенные права, которые должны были уважаться. В связи с этим встает вопрос о самой возможности того, что Августу могла придти в голову мысль подвергнуть Ирода испытанию, столь ясно демонстрирующему его зависимость и подчиненность, и столь унизительному, как перепись Иудеи. Но это именно так! Эти reges socii были не так независимы, как может показаться. Они были обязаны платить римлянам дань. А Ирод, который, главным образом из-за своей жестокости, был ненавидим иудеями, все чаще и чаще, особенно в конце своей жизни, обращался к Риму за защитой.

Из этого становится ясно, что Август отдал распоряжение о проведении переписи, но проведена она была Иродом, в соответствии с иудейскими обычаями. Из того обстоятельства, что Иосиф (поскольку каждый человек отправлялся в свой собственный город) должен был вернуться в Вифлеем, «потому что он был из дома и рода Давидова» (Лк. 2:4), ясно, что это перепись «еврейского типа». Другим доказательством того, что эта первая перепись, проведенная, когда Квириний был правителем Сирии, была «еврейского типа», является тот факт, что во время следующей переписи (которую проводили римляне) в Галилее произошло восстание под предводительством Иуды Галилеянина (Деян. 5:37). Иудеи взбунтовались, потому что сочли новое налогообложение (деньги, шедшие императору, который объявил себя богом) обманом и нарушением их законов и вольностей. Однако, во время переписи, о которой Лука говорит в Евангелии, не было похожего сопротивления или восстания иудеев; факт, который позволяет нам думать, что первая перепись проводилась по иудейским обычаям.

2. Смерть Ирода Великого

В соответствии с Евангелием от Матфея 2:1-19 смерть Ирода Великого является «terminus ad quem» рождения Иисуса. Из светской истории мы знаем дату смерти Ирода. Он умер на еврейскую пасху, процарствовав 37 лет. Иосиф Флавий говорит нам, что Ирод стал царем в год 184 Олимпиады, или 41–40 гг. до н. э.[3] Другими словами, если мы начнем с другой точки отсчета, он процарствовал 34 года после смерти Антигона, случившейся в сентябре или октябре 38 г. до н. э. Незадолго до смерти Ирода произошло лунное затмение[4]. Из нескольких затмений, которые можно было наблюдать с территории Палестины между 5 г. до н. э. и концом столетия, затмение 12 марта 4 г. до н. э. лучше всего совпадает с остальной имеющейся у нас информацией. В таком случае, Иисус должен был родиться где-то между 6 и 4 гг. до н. э. Вспомните, что Ирод повелел убить всех младенцев, не достигших двухлетнего возраста. Таким образом, Иисус мог родиться самое раннее за два года до смерти Ирода.

Эта дата (4 г. до н. э.) смерти Ирода подтверждается свидетельствами о продолжительности царствование, трех его сыновей. Архелай был низложен в 6 г. н. э. после десятилетнего царствования. Антипа был низложен в 39 г. н. э., процарствовав 43 года. Филипп умер в 34 г. н. э., процарствовав 37 лет. Все они должны были начать царствовать в 4 г. до н. э. и, следовательно, Ирод, скорее всего, умер в этом же самом году.

3. Квириний, наместник в Сирии

Иосиф Флавий говорит, что Квириний стал правителем Сирии в 6 г. н. э., после низложения Архелая и присоединения Иудеи к Сирии. Но это произошло через 10 лет после рождения Христа, которое предшествовало смерти Ирода в 4 г. до н. э. Критики используют этот факт для утверждения, что рассказ Луки о рождении Иисуса в правление Квириния есть ни что иное как мистификация или «…просто хитрая попытка привести Иисуса в Вифлеем, дабы он родился там, исполнив пророчество». Как мы должны разрешить и объяснить это кажущееся несоответствие?

Следующие три варианта решения мы отвергаем как неприемлемые, Попытку устранения данного препятствия методом отвержения: либо отвержения всего стиха целиком (Лк. 2:2) как ошибочной глоссы; либо переделкой вполне обоснованного перевода, который мы находим как в Библии Короля Якова (KJV), так и в Американском стандартном переводе (ASV). 2. Объяснение, что перепись состоялась «до того», как Квириний стал правителем Сирии. Лука достаточно хорошо пишет по-гречески, чтобы не путать слово «протее» (первый) со словом «протера» (до того, ранее). 3. Предположение Шлейермахера о том, что родителей Иисуса привела в Вифлеем просто необходимость уплаты священнического налога и что Лука перепутал эту перепись с римской. Но зачем им было идти в Вифлеем, чтобы уплатить эту десятину, когда храм был в Иерусалиме?

Решение, очевидно, можно найти в тех фактах, которые дают ответ на вопрос — кто управлял Сирией перед смертью Ирода в 4 г. до н. э. С 9 по 6 г. до н. э. Сирией правил Сенций Сатурний. С 6 по 4 гг. — Квинцилий Вар. С этого момента в сохранившихся записях существует пробел вплоть до 6 г. «н. э., когда правителем стал Публий Сульпиций Квириний. Так что же, разве может быть прав Лука, утверждая, что именно Квириний был правителем, когда во дни, предшествовавшие смерти Ирода Великого, родился Иисус? Из недавних археологических находок становится ясно, что Квириний скорее всего дважды был правителем Сирии (в 4–1 гг. до н. э. и в 6-11 гг. н. э.). Но даже это не решает нашей проблемы, потому что 4 г. до н. э. — это слишком поздний срок. Вместе с тем было с достаточной очевидностью доказано, что — как это ни странно — Квириний, который в 6-11 гг. н. э. был правителем («легатом») Сирии, во времена рождения Спасителя занимал в Сирии высокую должность — либо как «правитель» (praeses), либо как «имперский комиссар» (quaestor — квестор). Греческое слово «гегемон» (переводимое как «правитель») могло быть использовано для обозначения обеих этих должностей. Таким образом, мы можем утверждать, что Квириний занимал важные должности в Сирии с 12 г. до н. э. и по 11 г. н. э.

4. Другие исторические данные, которые иногда используют при датировке рождения Иисуса.

Звезда

Делались попытки идентифицировать звезду, которая вела волхвов, со сближением Сатурна и Юпитера в 747/7 и 748/6 годах. Нам кажется, что не следует идентифицировать эту звезду с каким-либо естественным небесным явлением. «Звезда шла перед ними, — говорит Библия, — и остановилась над местом, где был младенец». (Мф. 2:9) Обыкновенная звезда, из тех, что мы знаем, не будет действовать так[5].

Авиева череда

Захария, отец Иоанна Крестителя, был священником из этой череды и служил уже 6 месяцев, когда был зачат Иисус (Лк. 1:5 и след.). Были сделаны попытки вести расчет времени в обратном порядке от разрушения Иерусалима (именно тогда, как традиционно считается, служила Авиева череда) и таким образом определить приблизительное время, когда Захарии возвестили о рождении Иоанна Крестителя. Однако сделать это с достаточной долей уверенности невозможно.

День месяца

Нет определенного мнения о дне рождения Иисуса. Новый Завет не дает на этот счет никаких четких указаний. Наиболее ранние упоминания об этом вопросе в раннехристианской литературе мы находим у Климента Александрийского (примерно 190 г. н. э.).[6] Он утверждает, что некоторые полагали датой рождения Христа 21 апреля, другие — 22 апреля, а еще некоторые — 20 мая. Восточная Церковь, напротив, утверждает, что Христос должен был родиться 6 января, поскольку он был «второй Адам» (1 Кор. 15:47) и следовательно должен был родиться в шестой по порядку день года, потому что первый Адам был создан на шестой день Творения (Быт. 1:26–31). Традицию празднования 25 декабря можно проследить вплоть до 4 в. н. э. По всей вероятности, эта традиция возникла на Западе. Господство Римской Церкви привело к ее почти повсеместному принятию. Но тот факт, что, когда родился Иисус, пастухи кормили своих овец ночью (Лк. 2:8), делает весьма маловероятным предположение о том, что случилось это зимой. Неопределенность даты рождения Иисуса не должна смущать нас. Если бы это было главным в христианской вере, то Новый Завет предоставил бы нам более конкретную информацию.

В. Заключение касательно даты рождения Иисуса.

Информация, почерпнутая из Библии и научных источников, приводит нас к мнению о том, что Иисус родился примерно в 5 или 6 гг. до н. э.

Крещение Иисуса

А. Библейские данные.

Иисусу было около 30 лет, когда Он начал Свое служение (Лк. 3:23), Фактически, Ему могло быть от 28 до 32 лет. Если Иисус родился между 6 и 4 гг. до н. э., то границами начала Его служения могли быть 22 и 28 гг. н. э. Итак, где-то между 22 и 28 гг. н. э. Христос начал Свое служение. Лука, используя признанный способ датировки событий, называет некоторых правительственных и религиозных должностных лиц, бывших у власти, когда родился Иисус (Лк. 3:1, 21). Понтий Пилат был правителем Иудеи. Ирод Антипа — тетрархом Галилеи. Филипп был тетрархом Итуреи и Трахонитской области. Лисаний был тетрархом Авилинеи. Анна и Каиафа были первосвященниками.

Мы узнаем, что в тот год, когда Иисус только начал Свое служение (почти сразу после крещения), служители Ирода уже в течение 46 лет отстраивали храм (Ин. 2:20).

Б. Исторические данные

Если исходить из возраста Иисуса («примерно 30 лет»), то Его служение началось где-то между 22 и 28 гг. н. э. Подходит ли та информация, которую дает нам история о лидерах и правителях тех времен, к этому временному пределу?

I. Тиверий, кесарь

Тиверий был вторым римским императором, преемником кесаря Августа, царствовавшего с 31 г. до н. э. по 19 августа 14 г. н. э. Если мы должны исчислить 15-й год правления Тиверия от этой даты, то получается, что начало служения Иисуса приходится на 29 г. н. э., что не вписывается в пределы, которые уже были намечены нами.

Однако, следует принять во внимание, что в течение нескольких лет Тиверий правил совместно с Августом. Примерно в 6 г. н. э. он стал трибуном. В 11 г. специальным законом Тиверию была дана единоличная власть в провинциях и титул «император» (соправитель). Поскольку Иисус и Лука жили в провинциях, то вполне вероятно, что Лука именно этим временем датирует правление Тиверия. Пятнадцатым годом с того момента, как Тиверий стал соправителем, и будет как раз 26 г. н. э. Эта дата, т. е. 26 г. н. э., как год крещения Иисуса, вполне укладывается в те временные рамки, о которых мы уже говорили. Мы сможем принять ее, как дату крещения Иисуса, если она совпадает с другой информацией, которую мы находим у Луки и Иоанна. Так ли это на самом деле?

2. Понтий Пилат

Пилат был пятым римским прокуратором (правителем) Иудеи, после низложения Архелая. Пилат на своем посту сменил Валерия Грата. Он вступил в должность в 26 г. н. э.[7], а в 36 г., после десятилетия махинаций и коррупции, Пилат был отозван в Рим, чтобы ответить перед Тиверием за все, что он сделал, пока был у должности.

Правление Пилата закончилось внезапно. Некий самарийский самозванец пообещал своим соотечественникам, что если они взойдут на вершину горы Геризим, то он покажет им, где Моисей спрятал золотые сосуды скинии. Однако Моисей никогда не бывал на горе Геризим; он не переходил реки Иордан. И все-таки множество введенных в заблуждение людей собралось в деревне у подножия горы, чтобы подняться на нее. К несчастью, у этих людей было оружие. Поэтому конные и пешие солдаты Пилата перекрыли все подходы к горе Геризим, атаковали этих искателей сокровищ, многих убили, других захватили в плен и послали на казнь. Самаряне подали на Пилата жалобу его непосредственному начальнику Вителлию, легату Сирии. Вителлий назначил нового прокуратора, и приказал Пилату отправиться в Рим, чтобы дать императору отчет в своем поведении. Еще до приезда Пилата, 6 марта 37 г. н. э. умер Тиверий, и новый император сослал Пилата во Вьенну на юге Франции, где впоследствии Пилат покончил жизнь самоубийством, как говорит нам предание.

Если датой крещения Иисуса считать 26 г. н. э., то тогда это произошло в первый год пребывания правителя в своей должности в Иудее.

3. Ирод, тетрарх Галилеи и Переи

Тетрарх Ирод был сыном Ирода Великого и его жены-самарянки Мальфаки. Поскольку мальчик был наполовину самарянином, а наполовину — идумеянином, то «Галилея язычников» казалась подходящим владением для такого князя. Его часто называют Иродом Антипой.

Он был тетрархом Галилеи и Переи с 4 г. н. э. по 39 г. н. э. По второму завещанию Ирода Великого все его царство отходило Антипе. Однако по последнему завещанию Ирода Антипа получил лишь четвертую часть всего царства. Антипа опротестовал завещание против своего брата Архелая, но по приговору императора Августа последнее завещание было признано действительным.

Первой женой Антипы была дочь Ареты IV, царя Набатии, чьей столицей была Петра. Но Антипа развелся с ней и женился на Иродиаде. До этого Иродиада была женой Филиппа, одного из сводных братьев Антипы. Будучи в гостях у Филиппа и его жены в Риме, Антипа соблазнил Иродиаду, а затем устроил свой развод с дочерью Ареты и женился на Иродиаде. Арета отомстил за оскорбление, нанесенное его дочери, начав против Антипы опустошительную войну.[8]

Жена Антипы Иродиада и ее дочь Саломея несут ответственность за смерть Иоанна Крестителя. Иоанн обличал Антипу за вопиющую аморальность и пренебрежение законами Моисея (Лев. 18:16) и заплатил за свою храбрость жизнью.[9]

То, как представлен Антипа в Евангелии, не оставляет у читателя благоприятного впечатления о нем. Он был суеверен (Мф. 14:1 и след.), хитростью подобен лисице (Лк. 13:32 и след.) и совершенно аморален. И все-таки у тетрарха были последователи, потому что существует упоминание о «закваске иродовой» (Мк. 8:15) и о секте иродиан (Мф. 22:16; Мк. 3:6). Когда повсеместно начала распространяться слава Иисуса, Ирод, измученный совестью, подумал, что это Иоанн Креститель восстал из мертвых (Мф. 14:1,2). Он был в Иерусалиме во время распятия, и Пилат прислал к нему Иисуса. Ирод думал, что именно теперь у него будет возможность увидеть чудо, но обманулся в своих ожиданиях. В тот же день Ирод помирился с Пилатом, хотя до этого они были в ссоре (Мф 14:1, 2).

То, что брат Иродиады — Ирод Агриппа I стал царем; а ее муж оставался всего лишь тетрархом, возбудило зависть этой гордой женщины, и она убедила Антипу отправиться вместе с нею в Рим, чтобы выхлопотать себе корону. Однако, Агриппа послал вслед им письма императору Калигуле, обвиняя Ирода в тайных сношениях с парфянами, вследствие чего в 39 г. н. э. Ирод был сослан в Лион во Франции.

4. Филипп Тетрарх

Филипп был сыном Ирода и Клеопатры из Иерусалима… После смерти своего отца Ирода Великого, Ирод Филипп унаследовал власть над Трахонитской областью, Панеасом и Гавлонтидой. Его царствование началось в 4 г. н. э., сразу после смерти Ирода Великого.

Филипп ни в чем не походил на остальных членов семьи Ирода. Он был величавым, умеренным и справедливым человеком. В отличие от братьев, он не обладал способностью и вкусом к интригам. Филипп женился на Саломее, дочери Ирода, той самой девушке, которая после своего танца потребовала голову Иоанна Крестителя. Он обстроил город Панеас и переименовал его в Кесарию Филиппову. Царствовал он до 34 г. н. э.

5. Лисаний Тетрарх (и современник Филиппа и Антипы)

Иосиф Флавий упоминает некоего Лисания, которого Марк Антоний по наущению Клеопатры Египетской предал смерти примерно в 36 г. до н. э. Недоброжелательные критики утверждают, что здесь Лука снова сделал ошибку. Иосиф Флавий говорит только об одном Лисаний, который жил за 60 лет до «15 года правления Тиберии». Следовательно, — настаивают такие критики — Лука должен ошибаться. Не кажется ли это странным, что каждый раз, когда критики обнаруживают явное несоответствие того, что говорят библейские авторы и светские историки древнего мира, то неправыми всякий раз должны быть непременно библейские авторы? Если и есть какая-то ошибка, то почему обязательно сделать должны библейские авторы?

Заголовок этой части нашего исследования исторических фактов говорит о Лисании, который был «современником Филиппа и Антипы». Существуют свидетельства того, что Лисаниями звались два правителя Авилинеи. Это всего лишь предположение со стороны критиков, что Иосиф Флавий упоминает только одного Лисания и именно того, который жил до 36 г. н. э.! Дэвидсон в своем «Введении в Новый Завет» показывает, что Иосиф Флавий вполне возможно говорит о двух людях, носивших одинаковое имя.[10] Он говорит о Лисаний, убитом Антонием, и называет его «правителем Халкиса» и никогда «тетрархом» или «правителем Авилинеи». Палестина была разделена на тетрархии только после смерти Ирода Великого. Так что, когда Иосиф Флавий говорит о «Лисаний тетрархе», то, по всей видимости, это новозаветный Лисаний, а не Лисаний времен Антония и Клеопатры.

Было найдено археологическое подтверждение того, что существовал некий Лисаний, который, вскоре после смерти Ирода Великого, был тетрархом Авилинеи. Уже в наше время была найдена монета с надписью «Лисаний тетрарх и первосвященник». Монета относится к периоду после смерти Ирода Великого. В развалинах дорического храма, который арабы называют «могила Неби Абела», т. е. древней Авилинеи, была также обнаружена надпись, в которой упоминается «Лисаний тетрарх Авилинеи». Надпись на развалинах храма также относится к периоду, непосредственно последовавшему за смертью Ирода Великого.[11]

Лисаний тетрарх правил с 4 г. по 51 г. н. э., после чего его тетрархия была передана Ироду Агриппе.

Анна и Каиафа, первосвященники

Анна

Анна был возведен в сан первосвященника Квиринием, правителем Сирии в 7 г. н. э. В этот период иудейской истории должность эта замещалась и освобождалась по прихоти римских правителей.

Хотя Анна и был официально отставлен от должности Валерием Гратом в, 15 г. н. э., он продолжал пользоваться огромной властью, как влиятельнейший член иерархии. Тот факт, что он пользовался огромной властью даже в отставке, подтверждается тем, что он сумел устроить своих сыновей и зятя Каиафу так, что они пользовались расположением римских правителей и были первосвященниками.[12] Другим признаком того, что Анна продолжал пользоваться влиянием, является то, что уже много времени спустя после отстранения его от должности, его продолжали называть первосвященником, а его имя первым появляется каждый раз, как упоминаются имена лидеров иудеев (Деян. 4:6; Лк. 3:2).

Анна принадлежал к саддукейской аристократии и, как все принадлежавшие к этому классу, он, вероятно, был надменен, упрям, амбициозен и безмерно богат. Он и его семья были притчей во языцех из-за своей алчности и ненасытности. Главным источником их богатства была, вероятно, торговля всем необходимым для храмовых жертвоприношений: овцами, голубями, вином и маслом, которое они привозили в знаменитые «палатки сынов Анновых» на Масличной горе. Было также и отделение на территории самого храма. Во время больших иудейских праздников они могли продавать свои товары по монопольно высоким ценам. Когда же Иисус дважды очистил храм от этой торговли, Он обличил тех, кто дом молитвы превратил в «дом торговли», и «вертеп разбойников» (Ин. 2:16; Мк. 11:15–19).

Каиафа

Иосия Каиафа, зять Анны, был назначен на должность первосвященника в 18 г. н. э. Валерием Гратом. Это — тот человек, который предложил убить Иисуса, чтобы разом избавиться от опасного соперника и смягчить недовольство Рима (Ин. 11:48–50; 18:14). Каиафа был отставлен от должности Вителлием на пасху 36 г. н. э.[13]

7. 46 год от начала построения Иродом Храма

На первом году Своего служения и вероятно где-то через 4 или 6 месяцев после крещения, Иисус был в Иерусалиме на праздновании пасхи. Об этом времени религиозные лидеры говорят, как о 46 годе проведения работ по перестройке храма.

Ирод Великий начал строительство Храма через 18 лет после своего восшествия на престол в Иерусалиме. Это произошло в 37 г. н. э., и, следовательно, работы в храме начались в 19 г. н. э. Дополнительные 46 лет дают нам 27 г. н. э. Поскольку Иисус был крещен где-то перед Своим приходом в храм в 27 г. н. э., то и само крещение Его приходится, скорее всего, на 26 г. н. э. Это совпадает с пятнадцатым годом царствования Тиверия, который, как мы показали выше, пришелся на 26 г. н. э.

Стоит еще добавить, что восстановление храма было закончено в 68 г. н. э. точно за два года до того, как римляне сравняли его с землей при разрушении Иерусалима.

8. Выводы по поводу даты крещения Иисуса.

Совпадение двух временных отрезков, а именно: пятнадцатый год правления кесаря Тиверия и год, предшествовавший первому приходу Иисуса в храм во время Его служения, на одной и той же дате — 26 г. н. э. — позволяют считать этот год годом крещения Иисуса. Никакие другие исторические данные не противоречат утверждению, что именно тогда произошло крещение Господа нашего.

Смерть Христа

А. Библейские данные

Продолжительность служения Христа исчисляется различно. Приняв за основу Синоптические Евангелия, мы обнаружим, что служение Иисуса должно было продолжаться, по крайней мере, два года. В Евангелии от Марка главы 2–6 рассказывают об одном годе, а главы 7-10 — о втором. В Евангелии от Луки один год, очевидно, потребовался для служения в Галилее, и другой год — для дальнейшего служения в Иудее (главы 10–19). Синоптические Евангелия показывают, что служение Иисуса продолжалось не меньше 2 лет.

Протяженность служения Иисуса можно определить по тем пасхам, о которых говорит Иоанн в своем Евангелии.[14] Принимая вывод о том, что Иоанн свидетельствует о деятельности Иисуса во время 4 разных пасх и исходя также из сделанного нами вывода о том, что первая из них была в 27 г. н. э.,[15] мы приходим к установлению даты смерти Иисуса — 30 г. н. э.

Евангелие Пасха Событие Дата — н. э.

1 Иоанн 2:23ПерваяОчищение Храма27 г. 1 год

2 Иоанн 5:1ВтораяИсцеление хромого28 г.2 год

3 Иоанн 6:4ТретьяНасыщение 500029 г. 3 год

4 Иоанн 11:55ЧетвертаяРаспятие30 г.

Когда мы вспомним о том, что некоторые деяния Иисуса предшествовали Его первому приходу в Иерусалим в 27 г. н. э., а другие последовали за Его распятием и воскресением, то мы сможем сделать вывод о том, что служение Иисуса продолжалось три с небольшим года.

Дальнейшие библейские данные, помогающие установить дату смерти Иисуса, суть следующие: Пилат был правителем (Мф. 27:2; Мк. 15:1), Ирод Антипа был тетрархом Галилеи и Переи (Лк. 23:7 и след.), Анна и Каиафа были первосвященниками (Мф. 26:3; Ин. 18:13) и Иисус умер на Пасху (Мф. 26:2 и след.).

Б. Исторические данные.

1. Пилат, прокуратор

О пребывании Пилата в должности прокуратора Иудеи уже говорилось ранее в нашем исследовании, касающемся даты крещения Иисуса. Пилат был прокуратором с 26 по 36 г. н. э. Таким образом, 30 г. н. э. как дата смерти Иисуса вполне укладывается в эти пределы.

2. Ирод Антипа, Каиафа, Анна

Надлежащая информация об этих людях уже приводилась: В том, что касается датировки смерти Иисуса по выдающимся личностям того времени, смерть эта могла произойти в любой момент между 26 г. н. э. (самый ранний год для Пилата) и 36 г. н. э. (последний год для Пилата и Каиафы).

Таким образом, мы снова возвращаемся к тому, чтобы исчислить дату смерти Иисуса путем пересчета пасх в Евангелии от Иоанна.

В. Выводы о дате смерти Иисуса

Приняв 26 г. н. э. как дату Его крещения и определив протяженность служения Иисуса немногим более трех лет, мы получим дату распятия Иисуса — 30 г. н. э. Эта дата соответствует как историческим, так и библейским данным, ничем им не противореча.

Хронология Апостольского Времени

Даты в Книге Деяний Святых Апостолов

В Библии есть множество мест, опираясь на которые, можно сопоставить библейскую информацию и исторические данные. Вначале мы исследуем Книгу Деяний на предмет нахождения упоминаний в ней тех выдающихся людей, о которых можно найти сведения и в светской истории. Затем мы перейдем к этой истории, чтобы узнать все, что возможно о датах, связанных с этими людьми.[16]

А. Библейские данные

1. Пятидесятница. Деян. 2

2. Анна и Каиафа. Деян. 4:6

3. Гамалиил. Деян. 5:34

4. Кандакия, царица Ефиопская. Деян. 8:27

5. Бегство Павла из Дамаска во времена царствования Ареты. Деян. 9:25; 2 Кор. 11:32, 33. (Это произошло через некоторое время после обращения Павла.)

6. Голод во время правления римского императора Клавдия. Деян. 11:28-30

7. Смерть Ирода Агриппы I. Деян. 12:1-23

8. Проконсульство Сергия Павла на Кипре. Деян. 13:7

9. Указ Клавдия против евреев. Деян. 18:2

10. Проконсульство Галлиона в Ахайе. Деян. 18:12

11. Тиранн. Деян. 19:9

12. Египтянин. Деян. 21:38

13. Анания. Деян. 23:2

14. Правление Феликса. Деян. 23:24; 24:1 и след.

15. Правление Феста. Деян. 24:27

16. Царствование Ирода Агриппы II. Деян. 25:13; 2Ь:'5Т

17. Публий, начальник Мальты. Деян. 28:7

18. Два года в римской темнице. Деян. 28:30

19. Другие полезные сведения:

Пожар Рима (и последовавшее гонение на христиан.)

Разрушение Иерусалима.

Иоанн на острове Патмос. Откр. 1:9.

Б. Исторические данные

Нашей информацией об иудейской истории мы обязаны Иосифу Флавию. Из трудов Тацита и Светония мы узнаем соответствующую информацию об исторических личностях неиудейского происхождения и о событиях за пределами Иудеи.

1. Пятидесятница

Церковь появилась во времена, описываемые в начале книги Деяний Святых Апостолов, в тот самый год, когда умер Иисус. В хронологии Евангелий эти дата определяется как 30 г. н. э.

2. Анна и Каиафа

Как было сказано ранее, Каиафа был отстранен от должности в 36 г. н. э. Следовательно, свидетельство Петра перед синедрионом (о котором говорится в Деян. 4) имело место где-то между 30 и 36 гг. н. э,

3. Гамалиил

В апостольское время существовало множество иудейских партий.[17] Двумя самыми заметными были фарисеи и саддукеи, а из них большим влиянием пользовались фарисеи. Внутри самой партии фарисеев было две соперничавшие школы — школа Гиллеля и школа Шаммая. Школа Гиллеля считала авторитет традиций даже выше законов Моисея. Школа Шаммая отвергала традиции, когда они вступали в противоречие с Моисеевым законом. Антагонизм этих двух соперничающих партий был столь велик, что, как говорили, даже Илия Фесвитянин никогда не смог бы примирить учеников Гиллеля и Шаммая… В свое время самой влиятельной из этих двух школ была школа Гиллеля, и ее решения имели законную силу для большего числа раввинов.

Величайшим учителем школы Гиллеля был Гамалиил, внук Гиллеля. Ученость Гамалиила была столь высока, что его читали одним из семи величайших учителей иудаизма. В Талмуде даже сказано, что «с тех пор, как умер раббан Гамалиил, умерла и слава Закона». Гамалиил умер за 18 лет до разрушения Иерусалима, т. е. в 52 г. н. э.

Его называют Гамалиил-старший, чтобы не спутать с весьма знаменитым внуком. Отчаянно горькая молитва против еретиков и вероотступников,[18] (т. е. против христиан), которую Конибир и Хоусон приписывают Гамалиилу старшему, правильнее приписать его внуку.[19]

4. Кандакия

Она никак не может помочь нам в датировке событий книги Деяний. Страбон, Дион Кассий и Плиний сходятся на том, что в первом веке Эфиопией управлял ряд цариц, каждую из которых называли Кандакия.

5. Царствование Ареты IV

Эпизод с бегством Павла из окна относится к тому времени, когда Арета был царем той территории, на которой расположен Дамаск. Арета IV (наватей по происхождению, а во времена Христа Наватея включала большую часть территории от Красного моря до реки Евфрат, и столицей ее был город Петра), царствовал примерно с 9 г. до н. э. по 40 г. н. э. Точные даты назвать сложно, но процарствовал он более 47 лет.

Как мы уже видели, Арета IV был разгневан бесчестным обращением Ирода Антипы с его дочерью, и начал против него войну. В 32 г. н. э. он наголову разбил Ирода Антипу. Тот пожаловался римскому императору Тиверию, который, разгневавшись, послал Вителлия (сирийского легата, под чьей юрисдикцией был Дамаск) схватить Арету и либо привести его в Рим живым, либо прислать его голову. Вителлий не испытывал особой любви к Антипе, так что он не слишком торопился со своим походом против Ареты. Примерно на Пятидесятницу 37 г. н. э. Вителлий прибыл в Иерусалим, куда пришло известие о смерти Тиверия. Вителлий сразу же отменил поход против Ареты, потому что новый император Калигула, так же как и он сам, не любил Антипу. Таким образом, мы приходим к выводу, что бегство Павла из Дамаска должно было произойти между 32 и 40 гг. н. э., когда этим городом правил Арета.

Возможно ли более точно датировать бегство Павла из Дамаска? Для решения этого вопроса потребуется краткое обозрение хронологии римских императоров.

Август — умер в 14 г. н. э.

Тиверий — 14–37 гг. н. э. (задушен)

Калигула — 37–41 гг. н. э. (убит)

Клавдий — 41–54 гг. н. э. (отравлен)

Нерон — 54–68 гг. н. э. (покончил самоубийством)

Веспасиан — 68–79 гг. н. э.

Тит — 79–81 гг. н. э.

Домициан — 81–96 гг. н. э.

Нерва — 96–98 гг. н. э.

Траян — 98-117 гг. н. э.

Теперь, когда мы ознакомились с именами и датами правления римских императоров, мы можем попытаться с большей долей точности установить дату бегства Павла из Дамаска. В Деян. 9:23, 24 говорится, что «иудеи согласились убить его… они стерегли у ворот», тогда как во 2 Кор. 11:32, 33 говорится, что «в Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск». Здесь нет никакого противоречия, но есть некоторые странные пункты, которые стоит отметить. (1) Дамаск был под контролем не правителя Сирии, в чьей провинции он находился, но под властью этнарха.[20] (2) Этнарх был назначен не римским императором, а Аретой, царем наватейских арабов. (3) Этнарх сам пошел на поводу у иудеев и поставил стражу у всех ворот города, чтобы помешать бегству Павла.

Следует отметить еще один факт, а затем мы попытаемся собрать все данные воедино. Римляне захватили Наватейскую область в 64 г. до н. э., и монеты, найденные в Дамаске, подтверждают, что Дамаск оставался частью Римской Империи (на монетах изображение Цезаря) вплоть до 33 или 34 г. н. э. Затем на монетах, найденных в Дамаске и относящихся к периоду с 34 по 62 гг. н. э., такого изображения нет. После 62 г. н. э. на дамасских монетах появляется изображение Нерона. По нашим предположениям, могло случиться следующее.[21] Нам представляется, что Арета стал царем Дамаска примерно в 37 г. н. э., когда умер Тиверий. Либо он захватил город, воспользовавшись вакуумом власти, который образовался в регионе сразу после смерти императора, либо новый император Калигула даровал эту область Арете. Поскольку римляне часто разрешали в областях с большим процентом иудейского населения (а в Дамаске, как раз, так и было) сохранять традиционные верования и местных лидеров — такие лидеры назывались «этнархи», — то мы предполагаем, что Арета, пытаясь добиться расположения иудеев, последовал примеру римлян и позволил им иметь собственного этнарха, который и управлял городом в качестве наместника. Когда иудеи злоумышляли против Павла, этнарх — особенно если он только что вступил в должность — должен был сделать все, чтобы понравиться своим новым подданным. Таким образом, предположив, что Арета стал «царем» над Дамаском сразу после смерти Тиверия, мы можем датировать бегство Павла приблизительно этим же периодом, а именно 37 н. э.

6. Голод во время правления Клавдия

Из хронологической таблицы римских императоров мы видим, что царствование Клавдия продолжалось с 41 до 54 г. н. э. Голод, предсказанный Агавом (Деян. 11:28), начался на четвертый год царствования Клавдия (т. е. в 44 г. н. э.) и продолжался до 48 г. Иосиф Флавий считает, что это произошло после смерти Ирода Агриппы I и во время прокураторства Куспия Фада и Тиверия Александра, которые продолжались от смерти Ирода Агриппы и до приезда Кумана, который должен был стать новым прокуратором в 8 год царствования Клавдия. (48 г. н. э.).[22]

7. Царствование и смерть Ирода Агриппы I

Агриппа I постепенно шел к царскому титулу. Когда умер тетрарх Филипп, император Тиверий передал его тетрархию Агриппе I. Филипп умер в 34 г. н. э., и его тетрархия включала Батанею, Трахонитскую область и Авранитиду. В 37 г. н. э. император Калигула передал тетрархию Лисания (Авилинея) Агриппе вместе с титулом «царя». В 40 г. н. э. тетрархию Ирода Антипы (Галилея и Перея) Калигула также пожаловал Агриппе. В 41 г. н. э. Клавдий, став императором, отдал Иудею и Самарию Агриппе I. Таким образом, царство Агриппы стало теперь более обширным, чем царство его деда — Ирода Великого.

Агриппа I царствовал «надо всей Иудеей» три года, а затем, весной 44 г. н. э. умер.[23] В соответствии с Деян. 12:4 и след. это произошло незадолго до Пасхи.

8. Сергий Павел, проконсул Кипра

Когда Павел и Варнава во время первого миссионерского путешествия прибыли на Кипр, островом управлял некий Сергий Павел. Из надписи, датируемой 12 годом правления Клавдия (52 г. н. э.), мы узнаем, что Луций Анней Бас был тогда проконсулом. Нормальный срок пребывания проконсула в должности составлял один год, но римский сенат, как правило, оставлял проконсула на второй срок. Вполне вероятно также, что предшественником Баса был Юлий Корд. Следовательно, Сергий Павел должен был стать проконсулом где-то перед 50 г. н. э.

Следовательно, первое миссионерское путешествие Павла приходится на период между 44 г. (дата смерти Агриппы) и 50 г. н. э. (наиболее поздняя вероятная дата проконсульства Сергия Павла).

9. Указ Клавдия против евреев

Когда Павел, в середине своего второго миссионерского путешествия, впервые приехал в Коринф, он встретился с Акилой и Прискиллой, которые только что покинули Рим из-за указа императора Клавдия, по которому все евреи выселялись из города (Деян. 18:2).

Светоний упоминает изгнание евреев из Рима по приказу Клавдия, но не говорит, когда это произошло. Он пишет о том, что из-за постоянных беспорядков и восстаний среди римских иудеев Клавдий выселил их из Рима. У. Светония читаем: «Iudaeos impulsore Chresto assidue tumultuantes Roma expulit».[24] Когда мы сопоставим с этим рассказ Тацита о распространении христианства в городе, перед тем как императором стал Нерон,[25] то покажется более вероятным, что «Chresto» это просто искаженное «Christ». Если это так, то все эти беспорядки вполне могли быть нападениями неверующих иудеев на иудеев-христиан, как это произошло в Иерусалиме (Деян. 8:1–4), Антиохии (Деян. 13:50), в Иконии и Листре (Деян. 14:1 и след.), в Фессалониках и Верии (Деян. 17:1 и след). Римляне не различали иудеев и иудеев-христиан, они считали христианство просто новой разновидностью иудаизма.

Тацит также говорит об изгнании из Италии астрологов в 52 г. н. э.,[26] что некоторые ошибочно попытались связать с указом, о котором говорится в Деяниях. Орозий (417 г.) датирует этот указ девятым годом правления Клавдия, т. е. 49 г. н. э.,[27] но насколько эта дата достоверна, неизвестно.

10. Проконсульство Галлиона в Ахайе

Во время пребывания Павла в Коринфе (в середине второго миссионерского путешествия) его привели на суд к проконсулу Галлиону. Если мы сможем отнести к определенному времени Галлиона, то это поможет нам датировать ряд событий, о которых говорится в Деяниях.

В Римской империи было два типа провинций. Если в провинции была армия для поддержания порядка и законности, то провинция подчинялась непосредственно императору, а управлял ею правитель (прокуратор), которого назначал император. Если в провинции не было армии, то она подчинялась римскому сенату, и управлял ею проконсул, избираемый сенатом. Вплоть до 44 г. н. э. провинция Ахайя находилась под управлением прокуратора, но именно в этом году войска были выведены, и с этого времени провинция стала подчиняться сенату. Галлион не мог стать проконсулом в Коринфе ранее 44 года н. э.

Существует фрагмент из Дельф с письмом Клавдия, в котором упоминается Галлион. Ученые датировали это письмо 52 г. н. э. Мы уже говорили о том, что сенат обычно выбирал проконсулов на два срока по одному году. Поэтому Галлион мог находиться в Ахайе в любое время между 50 и 54 гг. н. э. И в какой-то из этих годов, скажем в 52 г. н. э., Павел был приведенна суд к Галлиону, и Галлион отказался судить его.

11. Тиранн

Не ясно, был ли Тиранн иудеем или язычником. Если верно второе, то он, очевидно, был философом или ритором. Если же он был иудеем, то, скорее всего, раввином. Иудеи имели свои особые школы, либо в одной из двух комнат в синагоге, либо в самой большой комнате в доме раввина. Но в любом случае, у нас нет никакой информации о том, когда жил Тиранн.

12. Египтянин

Египтянин был странным лжепророком. В царствование Нерона (54–68 гг. н. э.) он возбудил своих последователей и из пустыни двинулся к Масличной горе, намереваясь сломить римский гарнизон в Иерусалиме. Он пообещал своим последователям, что стены Иерусалима падут перед ними, как пали стены Иерихона перед Иисусом Навином. Однако стены не рухнули, а римский гарнизон под командованием Феликса разбил армию Египтянина, бежавшего в пустыню.

Когда именно произошло это восстание в точности не известно, но Лисий все еще помнит о нем. На какое-то мгновение ему показалось, что Павел — это вернувшийся Египтянин, который, не сумев снова обмануть народ, пал жертвой его гнева.

13. Анания

Этот человек был первосвященником, когда Павла после завершения третьего миссионерского путешествия арестовали и судили в Иерусалиме. Анания был назначен на эту должность в 48 г. н. э. Иродом из Халкиса, братом Агриппы I.

В бытность Анании первосвященником, между иудеями и самарянами была сильная вражда. Самарянами было убито несколько галилеян, поэтому иудеи напали на самарян и разграбили многие из их деревень. Ананию обвинили в потворстве этим жестокостям. Квадр, который был правителем провинции Сирия, послал его на суд в Рим.[28] Это произошло в 52 г. н. э. Результатом этого суда стали многие события. При императорском дворе шла борьба двух мощных группировок: просамарянской и проиудейской. Но благодаря влиянию Ирода Агриппы II, император Клавдий вынес решение в пользу Анании, который после этого вернулся в Иерусалим и продолжил исполнение своих обязанностей первосвященника. Другим результатом была смена правителя Иудеи. Куман, бывший правителем до 52 г. н. э., благосклонно отнесся к обвинениям самарян против Анании. Когда император Клавдий решил дело в пользу Анании, Куман был разжалован, и на его место был назначен Феликс. Третий результат суда касался Ионафана. По приказу Феликса, уставшего от его постоянных увещеваний, Ионафан, в отсутствие Анании ставший первосвященником, был убит.[29] Таким образом, по возвращении в Иерусалим, Анания, по-видимому, безо всяких специальных на то разрешений, вернулся и к исполнению своих прежних обязанностей. Вот почему именно он был первосвященником, когда Павел предстал перед судом синедриона.

Это был типичный саддукей — богатый, высокомерный, бессовестный, исполняющий свои священнические обязанности исключительно в личных эгоистических и политических целях. Для него было вполне обычным делом посылать своих слуг на гумно, чтобы силой забирать десятину, а у младших священников он обманом выманивал причитавшиеся им сборы, доводя дело до того, что некоторые из них умирали с голоду. Алчность и ненасытность Анании стали притчей во языцех настолько, что его карикатурный образ представлен в пародии на Псалом 23, где говорится: «Двор храма воскликнул: Поднимите, врата, верхи ваши, и дайте Иоханану (Анании) войти и наполнить свой желудок священными жертвоприношениями».[30]

В 59 г. н. э. Ананию отстранил от должности Агриппа II, который сделал первосвященником Измаила сына Фаби.[31] Непосредственным поводом к этому послужило то, как Анания обращался с низшими священниками, и насильственное взымание десятины. После своего отстранения Анания сохранил большое влияние, расточая накопленное им богатство на подкуп тех, на кого он хотел повлиять.

Когда, спустя годы, вспыхнуло восстание, закончившееся разрушением Иерусалима, Анания попытался спрятаться, но его нашли во время осады и убили фанатичные иудеи (в 67 г. н. э.).[32]

Где-то перед 59 г. н. э. Павел предстал перед судом синедриона, который возглавлял Анания (Деян. 23:1 и далее).

14. Правление Феликса

Событием, которое привело к появлению в книге Деяний Феликса, было восстание в Иерусалиме (Деян. 21:27). Павел, на которого напали по наущению «асийских иудеев», обвинивших его в распространении лжеучений и осквернении храма, с трудом был спасен Лисием, капитаном римского гарнизона в Иерусалиме. Но Лисий, узнав, что Павел был римским гражданином и что поэтому тайный заговор против жизни его пленника может повлечь серьезные последствия и для него самого (да еще к тому же против Павла были выдвинуты не политические, а религиозные обвинения), предпочел отослать Павла в Кесарию на суд Феликса.

Марк Антоний Феликс был вольноотпущенником императора Клавдия. Дата его назначения на должность правителя Иудеи спорна, но случилось это где-то около 52 г. н. э. после отстранения Кумана. Вероятно, до своего назначения в Иудею Феликс правил в Самарии. Должность свою Феликс получил отчасти благодаря влиянию своего брата Палла, который был важной персоной при дворе Клавдия.

Это был жестокий, тиранический правитель. По его наущению первосвященник Ионафан был убит сикариями (бандой убийц, которые носили кинжалы и убивали всех тех, кто их оскорблял).[33] Жена Феликса, Друзилла, была иудейкой, которую он увел от законного мужа. Единственной причиной, по которой Феликс удерживал Павла в темнице, была надежда получить взятку (Деян. 24:26).

Где-то около 60 г. н. э. по приказу Нерона Феликс был отозван в Рим, чтобы ответить за свои жестокости. Наказания он избежал только благодаря ходатайству Палла. Поэтому мы датируем суд над Павлом примерно 58 г. н. э.[34]

15. Правление Феста

Когда вместо Феликса правителем стал Фест, Павел уже провел два года в тюрьме в Кесарии (Деян. 24:27). Точная дата вступления Феста в должность неизвестна. Очевидно, это произошло где-то между 55 и 61 гг. н. э. В Деян. 21:38 содержится доказательство того, что арест Павла не мог произойти ранее весны 55 г. н. э. Поэтому вступление Феста в должность правителя — двумя годами позже этого события (Деян. 24:27) — не могло состояться ранее 57 г. Наиболее поздней вероятной датой является лето 60 г., потому, что Альбин, преемник Феста, стал наместником в 62 г., а Фест навряд ли управлял менее 2 лет. Вполне вероятно, что нам следует принять самую позднюю из возможных дат, потому что Павел сказал Феликсу, который начал править в 52 г: «Ты многие годы… судишь народ сей». Таким образом, 60 г. более соответствует этим словам, чем 57 г. Итак, мы датируем начало правления Феста 60 г. н. э. В этот год окончилось двухлетнее пребывание Павла в тюрьме в Кесарии.

16. Царствование Ирода Агриппы II

Незадолго до начала своего путешествия в Рим Павел был приведен в Кесарию на суд Ирода Агриппы II. Агриппа II был правнуком Ирода Великого и сыном Агриппы I и Кипрос, внучатой племянницы Ирода Великого, и он был также братом двух знаменитых женщин: Вереники и Друзиллы. Друзилла, как мы видели, вышла замуж за Феликса.[35] Вереника первым браком была замужем за своим дядей — Иродом, правителем Халкиды, который вскоре умер. Она была в столь близких отношениях со своим братом Агриппой II, что разразился скандал. Ее заподозрили в кровосмесительной связи с братом.[36] Вереника попыталась замять скандал, выйдя замуж за Полемона, царя Киликии, но вскоре, устав от мужа, развелась с ним и вернулась к брату. Впоследствии она была сначала любовницей Веспасиана, а потом Тита.[37]

Когда умер Агриппа I, Агриппе II было 17 лет, он жил в Риме и воспитывался в императорском доме. Ссылаясь на его молодость, императора Клавдия отговорили от того, чтобы вернуть ему трон его отца.[38] В Иудею был назначен прокуратор, а Агриппа II остался в Риме. Когда в 48 г. н. э. умер его дядя Ирод из Халкиса, его царство было передано Агриппе II. В 52 г. н. э. он получил от Клавдия Ватанею, Трахонитскую область, Гавлонтиду и Авилинею, а также контроль над Храмом и его богатствами и власть назначать и смещать первосвященников.[39] В 54 или 55 гг. н. э. Нерон присоединил к его царству большую часть Галилеи и Переи.[40]

Когда правителем Иудеи вместо Феликса стал Фест, Агриппа II и его сестра Вереника отправились в Кесарию, чтобы приветствовать его и поздравить с прибытием в Палестину. Именно тогда и состоялся суд над Павлом.

Агриппа II правил до начала войны против Рима (66–70 гг. н. э.) которая завершилась разрушением Иерусалима. Вначале он попытался уговорить иудеев не бунтовать. Потом, когда разразилась война, он воевал на стороне Веспасиана и был ранен при осаде Гамалы.[41] После захвата Иерусалима, он уехал в Рим (вместе с сестрой), где был возведен в сан претора (судья или правитель в провинциях). Умер он в 100 г. н. э.

17. Публий

Когда Павел был на острове Мелит, он исцелил отца правителя острова. Правителя звали Публий. По имени можно предположить, что этот человек был римлянин, а его титул, который также был найден в надписях, относящихся к Мальте, кажется, означает, что он был высшим римским чиновником на острове. Другой информацией мы не располагаем.

18. Два года в римской тюрьме

Если мы правильно определили 60 г. н. э. для правления Феста, то в первый раз Павел попал в римскую темницу в 61–63 гг.

19. Другие полезные даты

Пожар Рима был в 64 г. н. э.

Разрушение Иерусалима относится к 70 г. н. э. и произошло после двухлетней осады.

В раннехристианской литературе говорится, что Иоанн был сослан на остров Патмос на 14 году правления Домициана, т. е. примерно в 94–95 гг.[42] Поэтому мы датируем Откровение 96 г. н. э.

В. Резюме

Изо всех вышеприведенных дат некоторые оказываются весьма полезными, когда речь идет о точной датировке событий в Деяниях Апостолов. Вот эти даты:

30 г. н. э. — Пятидесятница.

37 г. н. э. — Арета IV, царь Дамаска.

44 г. н. э. — Смерть Ирода Агриппы I.

52 г. н. э. — Галлион, проконсул Коринфа.

60 г. н. э. — Фест становится правителем Иудеи.

64 г. н. э. — Пожар Рима.

70 г. н. э. — Разрушение Иерусалима.

Даты в жизни Павла

Прежде чем мы воспользуемся этими датами и закончим нашу хронологию апостольского времени, нам надо более подробно познакомиться с жизнью Павла.

А. Свидетельства из Послания к Галатам.

Павел говорит о себе только в тех местах посланий, где он пытается ответить на возражения тех, кто подвергал сомнению его побудительные мотивы и бросал тень на его работу. Именно это он и делает в Послании к Галатам. Он пересказывает историю своей жизни, потому что иудеи-ортодоксы подвергали его нападкам.

В Послании к Галатам 1:12, 13 Павел рассказывает о своем обращении. Затем в 1:17 он говорит нам, что после обращения он пошел в Аравию и снова вернулся в Дамаск. Затем «спустя три года ходил я в Иерусалим» — говорит он в 1:18. Мы понимаем это так, что через три года после обращения он впервые пришел в Иерусалим. В Иерусалиме он виделся только с Петром и Иаковом. Павел оставался в Иерусалиме 15 дней. Оттуда он пошел в «Сирию и Киликию». Главными городами этих стран были соответственно Антиохия и Таре. Затем, в Послании к Галатам 2:1 говорится: «Через 14 лет опять ходил я в Иерусалим». Через 14 лет после чего? После его обращения — таков первый вариант. Однако более вероятное толкование — после его первого путешествия.[43] Поэтому, сложив вместе 3 года и 14 лет, мы получаем, что через 17 лет после своего обращения Павел присутствует на соборе в Иерусалиме, о чем записано в Послании к Галатам 2 и Деяниях 15.

Б. Сравнение информации, содержащейся в Деяниях и Послании к Галатам.

Событие Где оно отражено

1. Дамаск (узрел Христа) Деян. 9:3 и след. Гал. 1:12-16

Анания

«несколько дней там» Деян. 9:19-22

проповедовал Христа Деян. 26:20

2. В Аравию Гал. 1:17

3. Возвратился в Дамаск Гал. 1:17

проповедовал Христа

«убежал через окно» Деян. 9:23–25 2 Кор. 11:33, 32

4. Первое путешествие в Иерусалим. Деян. 9:26 Гал. 1:18

3 года после обращения Гал. 1:18

Увидел Петра и Иакова Деян. 9:27 Гал. 1:18

Получил предупреждение о том, что надо покинуть город Деян. 22:17 и след.

5. В Тарс Деян. 9:30 Гал. 1:21

6. В Антиохию (Сирия) Деян. 11:26 Гал. 1:21

7. В Иерусалим Деян. 11:30

пожертвования пресвитерам Деян. 12:25

Апостолы отсутствуют

Преследования Ирода

(1-ое Миссионерское путешествие)

8. Собор в Иерусалиме Деян. 15:1 Гал. 2:1 и след.

17 лет после его обращения

В. Ключевые даты жизни Павла

Почерпнув некоторые даты из исторических источников, а также используя данные, полученные из сравнения информации о Павле, содержащейся в Деяниях Апостолов и Послании к Галатам, мы можем составить следующую хронологию — в обратном порядке, начиная с Феста.

60 г. н. э. — Фест вступает в должность.

58 г. н. э. — Павел арестован в Иерусалиме (Павел пробыл в тюрьме два года, прежде чем Фест вступил в должность. Деян. 24:27)

54-58 гг. н. э. — Третье миссионерское путешествие. (Третье миссионерское путешествие заняло примерно 3 или 4 года. Павел провел 3 месяца в Ахайе — Деян. 20:3. В Ефесе он провел 2 или 3 года — Деян. 19:8-10 и 20:31).

51-54 гг. н. э. — Второе миссионерское путешествие. (В этом путешествии он провел 18 месяцев в Коринфе — Деян. 18:11. Павел предстал перед судом Галлиона в Коринфе где-то около 52 г. н. э.)

51 г. н. э. — Собор в Иерусалиме. (Через 14 лет после бегства Павла от Ареты IV, а это бегство датируется 37 г.)

45-48 гг. н. э. — Первое миссионерское путешествие. (Это путешествие началось после смерти Ирода — Деян. 12:21–25 и 13:1. Смерти Ирода датируется 44 г.)

40-42 гг. н. э. — Варнава приводит Павла в Антиохию для работы. (Деян. 11:25 и след. показывают, что это произошло до смерти Ирода).

37 г. н. э. — Бегство Павла из Дамаска. (Арета становится «царем» Дамаска около 37 г. незадолго до смерти Тиверия)

34 г. н. э. — Обращение Павла. (Обращение Павла произошло за три года до его бегства от Ареты и за 17 лет до собора в Иерусалиме).

Краткое изложение дат апостольского времени

1. Церковь возникла в 30 г. н. э., в этот же год умер Иисус.

2. Обращение Павла — 34 г. н. э.

После своего обращения в Дамаске, Павел отправился в Аравию,[44] вернулся в Дамаск, а затем в 37 г. бежал оттуда. Бежав от Ареты, Павел отправился в Иерусалим. Пробыв там краткое время, он ушел в Таре.

3. Варнава привел Павла в Антиохию — 40–42 гг. н. э.

Это произошло после обращения Корнилия. Во время этого пребывания в Антиохии ученики впервые стали называться христианами.

4. Первое миссионерское путешествие — 45–48 гг. н. э.

Это путешествие началось примерно через 10 лет после обращения Павла. В этот период были основаны церкви в Галатии. По завершении этого путешествия, Павел и Варнава вернулись в Антиохию (Сирия).

5. Собор в Иерусалиме — 51 г. н. э.

6. Второе миссионерское путешествие — 51–54 гг. н. э.

Павел вновь посещает церкви в Галатии. Он идет в Македонию после видения и призыва «Приди и помоги нам!» Затем он добывал в Верии, Фессалониках и Афинах. Потом мы видим его в Коринфе приведенным на суд к Галлиону. Павел перебирается в Ефес, где остались Прискилла и Акила, затем идет в Палестину, посещает Иерусалимскую церковь и завершает свое путешествие, возвратившись в Антиохию (Сирия).

7. Третье миссионерское путешествие — 54–58 гг. н. э.

Главные центры, которые посетил Павел — Ефес и Коринф. Путешествие завершается в Иерусалиме, куда он привозит подаяние, собранное для бедных.

8. Арест Павла в Иерусалиме — 58 г. н.э

9. Два года в тюрьме в Кесарии — 58–60 гг. н. э.

10. Путешествие в Рим — 60 г. н. э.

11. Два года первого римского пленения — 61–63 гг. н. э. (Касательно дальнейшей жизни Павла смотри «Эпилог» в конце этой книги или вводные материалы к Пастырским посланиям)

11. Пожар Рима — 64 г. н. э.

12. Разрушение Иерусалима — 70 г. н. э.

13. Написание книги Откровение — 96 г. н. э.

Весь Новый Завет был написан примерно между 45 и 96 гг. н. э. По мере изучения книги Деяний мы будем отмечать, как послания Павла соответствуют этим временным рамкам, а также постараемся датировать некоторые другие книги Нового Завета.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Деяния Апостолов. Критический и экзегетический комментарий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Объяснение этой ошибки можно найти в журнале «Christianity Today», 18.12.64, с.277.

2

См. комментарии к Деян. 25:1, где объясняется, что Иудея была частью Сирии.

3

Древности, XVII.8.1.

4

Древности, XVII.6.4.

5

Дальнейшую информацию можно найти в статье «Чем была Вифлеемская звезда?», журн. «Christianity Today» 18.12.64, стр. 277.

6

Plummer A. «Luke» & International Critical Commentary (Edinburgh, Т. & T.Ciark., 1908) стр. 55.

7

Древности, XVIII, 4.3; 5.3.

8

Древности. XVIII.5.1; 2 Кор. 11:32.

9

Мф. 14:10; Древности, XVIII.5.2.

10

Davidson S. An Introduction to the New Testament (London, Samuel Bagster & Sons, 1848) Vol. I, стр. 215.

11

Там же стр. 218

12

Ин. 18:13; Древности ХХ.9.1.

13

Древности, XVII.2.2; 4.3.

14

Тот факт, что в Евангелии от Иоанна 5:1 говорится именно о пасхе, некоторыми исследователями Библии оспаривается. Действительно, Иоанн не называет его прямо «пасхой». Он просто пишет «тот праздник иудейский» (отметьте употребление определенного артикля в греческом тексте!) Для дальнейших доказательств того, что праздник, упоминающийся в Ин. 5:1, действительно пасха, см. Hendriksen W. «The Gospel of John (Grand Rapids: Baker Book House, 1953) p. 188–89.

15

Дата первого очищения храма — 27 г. н. э., была выведена путем обратного отсчета от «46 года строительства Храма» (Ин. 2:20). О дате 27 г. н.э см. в разделе о дате крещения Иисуса в хронологических исследованиях.

16

Когда читатель будет обращаться к главам и стихам, связанным с различными библейскими событиями, следует отмечать в Книге Деяний то главное, о чем идет речь в каждой главе. Это поможет перейти к исследованию самой книги по завершении исследований предварительных.

17

Далее в нашем исследовании Деяний мы специально остановимся на этих иудейских сектах. Дополнительное исследование № 9 дает о них более подробную информацию.

18

Мишна Мота, 9:15

19

Conybear and Howson. The Life and Epistles of St. Paul. (London: Longman and Green and C°, 1873) p. 48.

20

В то время титул «этнарх» был обычным титулом подчиненного римским правителям чиновника. (1Мак. 14:45; Флавий «Война» 11.6.3).

21

Среди исследований Библии есть существенные расхождения во мнениях по поводу того, как свести воедино все известные нам факты о том, что Арета IV был «царем» Дамаска. Тех, кто захочет узнать, какие еще существуют доводы «за» и «против» по этому вопросу, мы отсылаем к книге: R.J.Knowling, «Acts» The Expositor's Greek Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1967), Vol II, p.240.

22

Древности, XX.5.

23

Древности, XVII.5.

24

«Жизнь Клавдия», гл. 25.

25

«Анналы», XV.44.

26

«Анналы», ХП.52.3.

27

История, VII.6.15.

28

Флавий, Война, II.12.6.

29

Древности, XX.8.5.

30

Вавилонский Талмуд, Песахим, 57А.

31

Древности, XX.8.8.

32

Флавий, Война, II.17.9.

33

Древности, XX.8.5.

34

Некоторые утверждают, что Феликс должен был прибыть в Рим до 60 г. н. э. потому что Палл — говорят они — после 55 г. был в немилости. Правильно то, что Палл не занимал никаких должностей после 52 г., но яд он выпил только в 62 г. Так что дата суда над Феликсом — 60 г. н. э. — не слишком далека от истины.

35

В Деян. 23:24 мы снова встретим Друзиллу и тогда более подробно расскажем о ее жизни.

36

Древности XX.7.3.

37

Тацит, «История» 11.2.81; Светоний, «Тит» 7.1.2. Поскольку у Вереники была такая плохая репутация в глазах римского народа, Тит не смог на ней жениться и в конце концов выслал ее из Рима, возможно после того, как стал императором.

38

Древности XIX.9.2.

39

Древности XX.1.3; 5.3; 8.8. «Война», II.12.1; 8; 13.2.

40

Древности XX.8.4.

41

Война II.16.4; IV.1.3.

42

Jerome, Lives of Illustrious Men, p. 9.

43

Невозможно с точностью установить, состоялся ли собор в Иерусалиме через 14 или 17 лет после обращения Павла. Нам просто надо определить, какой их этих временных промежутков точнее соответствует рассказанному в Деяниях. 17 лет, т. е. 14+3, подходит больше. И все-таки, есть вероятность того, что собор в Иерусалиме, о котором написано в Гал. 2:1 и след., состоялся через 14 лет после обращения Павла. Многие исследователи Библии разработали хронологии, базируясь на 14-летнем периоде, так что в таких хронологиях собор в Иерусалиме датируется 48 г. н. э. Поскольку мы отдаем предпочтение 17-летнему периоду между обращением Павла и собором, наша хронология относит Иерусалимский Собор к 51 г.

44

См. комментарии к Деян. 9:23 по поводу длительности пребывания Павла в Аравии после его обращения и до его возвращения и последующего бегства из Дамаска.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я