1. книги
  2. Общая психология
  3. Галина Шалагина

Почему я себя ненавижу? Про самооценку женщин в современной культуре

Галина Шалагина
Обложка книги

Почему я себя ненавижу? Что со мной не так?Психологиня Галина Шалагина рассуждает о том, как социально-культурная среда сказывается на женской самооценке и о том, какую внутреннюю борьбу ведут женщины каждый день. Книга создана, чтобы напомнить, что вы не одиноки в своих чувствах, а также поддержать и придать смелости противостоять гендерным стереотипам, ограничивающим ваш потенциал.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Почему я себя ненавижу? Про самооценку женщин в современной культуре» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 2

Причины ненависти к себе

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ?

Почему я себя ненавижу?

«Я отвратительная, ужасная, плохая, страшная, тупая… Я устала себя ненавидеть. Как так получилось, что у меня совершенно не получается проявлять к себе хоть капельку любви?».

Ненависть к себе приносит нам боль и страдание, а еще эту ненависть может усугублять мысль: «Я ненавижу себя за то, что ненавижу себя». Но где исток такого негативного отношения?

Мир очень несправедлив к женщинам, зачастую нам приходится выживать, довольствоваться подачками, игнорировать свои потребности. Кто-то этого не замечает, кто-то, наоборот, не может закрывать глаза, но от этого мы пока никуда не можем деться. Здорово, если у вас есть силы и возможность сопротивляться, занимать активную позицию, но если такой вариант вам не подходит, не нужно себя ругать. Мне больно, что нам приходится постоянно адаптироваться. И остается только сфокусироваться на том, что мы можем контролировать: наши действия, слова, мысли, забота о себе, способы справляться с чувствами, реакции на происходящее и методы помощи для выхода из сложных ситуаций с наименьшими последствиями.

На отношение к себе влияет множество факторов. Некоторые из них условно можно отнести к «внешнему» миру: отношение к женщинам в разных сферах науки, женскую гендерная социализация, стандарты и стереотипы. Другие же более личные: модели нашего воспитания, пренебрежительное отношение значимых взрослых, взаимодействие со сверстниками (буллинг или игнорирование), характер романтических и дружеских отношений и сформировавшиеся из-за них поведенческие паттерны.

ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ В РАЗНЫХ НАУКАХ

ФИЛОСОФИЯ

Платон признавал природное равенство мужчины и женщины. Но в то же время говорил, что сознание женщины беспорядочно, характер скрытен, природные задатки представлены слабее: «Ведь насколько по своему достоинству женская природа хуже нашей, мужской, настолько же она превосходит нас своей многочисленностью — чуть ли не более чем вдвое», «Женский пол — это другая часть нашего человеческого рода: правда, ввиду своей слабости он уродился более скрытным и лукавым».

Аристотель оценивал женщину как слабое и несовершенное существо, основная задача которого — рождение и воспитание детей. По его мнению, женщина должна молчать и повиноваться мужу.

Отношение Артура Шопенгауэра к женщинам прекрасно отражено в одной из его цитат: «Коренным недостатком женского характера является несправедливость. Она проистекает ближайшим образом от указанного выше недостатка в разумности и сообразительности, но к тому же поддерживается еще тем обстоятельством, что они как слабейшие существа одарены от природы не силою, а хитростью: отсюда их инстинктивное лукавство и непреодолимая наклонность ко лжи».

Сократ говорил: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина».

Эразм Роттердамский писал: «Сочетаться браком с женщиной, скотинкой непонятливой и глупой, но зато забавной и милой, дабы она своей бестолковостью приправила и подсластила тоскливую важность мужского ума».

Пьер-Жозеф Прудон, философ, политик и социолог, говорил: «Женщина — хорошенькое животное. Она любит поцелуи, как козы любят соль… Женщины любят грубость и даже насилие… Женщина — самка, ищущая самца, но боящаяся его силы и выпускающая когти прежде, нежели отдаться ему».

ПСИХОЛОГИЯ

Зигмунд Фрейд считал, что женщина — это нечто производное от мужчины. Она по природе пассивна, склонна к мазохизму, страдает от зависти к пенису и комплекса неполноценности, она имеет множество недостатков и отстает в интеллектуальном развитии от мужчин. Фрейд также называл женщину ущербным мужчиной.

По мнению Жака Лакана «женщина не существует», она не способна найти свою идентичность и определяется только через мужчину.

Безусловно, взгляды З. Фрейда и Ж. Лакана были по большей части культурными традициями общества XX века, это свидетельствует о крайне субъективной точке зрения, которая сейчас не признается в психологическом сообществе.

А вот Карен Хорни уже предприняла попытку доказать равноправие мужчин и женщин, она утверждала, что женщины могут чувствовать себя неполноценными по сравнению с мужчинами только, потому что наша жизнь экономически, политически и психосоциально зависима от мужчин. Она не поддерживала универсальность эдипова комплекса10 и сексуальную теорию неврозов. Более того, писала о зависти мужчин к матке.

Карл Густав Юнг в своей теории архетипов попытался преодолеть гендерные предубеждения, он считал, что мужское и женское, Анимус и Анима, интегрированы в личность как мужчины, так и женщины.

«Юнгианский подход позволил мне осознать, что женщины подчиняются могучим внутренним силам — архетипам, которые можно персонифицировать образами древнегреческих богинь. В свою очередь, феминистский подход помог мне понять, что внешние силы или стереотипы навязывают женщинам шаблоны одних богинь и подавляют других. В результате я начала видеть, что каждая женщина пребывает где-то посередине: ее внутренние побуждения определяются архетипами богинь, а поступки — культурными стереотипами».11

В конце 1960-х годов появилась концепция феминистской терапии как способ одних женщин помогать другим женщинам в рамках психотерапевтической деятельности. Этот период совпал со временем контроля мужчинами терапевтической деятельности и предвзятостью к женщинам. Феминистские психологини помогают тем, кто чувствует себя задавленными социальными нормами и патриархальной культурой, а также женщинам с самыми разными психологическими проблемами.

ПСИХИАТРИЯ

В прошлом в разных странах было популярно ставить женщинам психиатрические диагнозы и назначать принудительное лечение без объективных медицинских оснований. И если в XVI веке проявляющую откровенность и независимость часто подвергали критике и связывали с обвинениями в колдовстве, то в XIX веке эти же качества могли быть интерпретированы как признаки истерии. Истерию ставили всем подряд. Эта практика была основана на сексистских и патриархальных предрассудках и использовалась для подавления независимости, активизма, сексуальности или несогласия женщин с традиционными гендерными ролями. В душевных проблемах винили, например, блуждающую матку, и лечили путем массажа или обрезания клитора.

Безусловно, сейчас психиатрия сделала огромный шаг вперед в области диагностики и лечения, но до сих пор мы сталкиваемся с серьезными проблемами. Известный стереотип «сумасшедшей женщины» существовал в разных исторических периодах. Его использовали для дискредитации и унижения женщин. Интересно, что некоторые современные психиатрические диагнозы продолжают выполнять аналогичную функцию. Они подвергают сомнению легитимность эмоциональных проявлений женщин и ставят под сомнение женское право на свои чувства и мнения. Это указывает на продолжающееся влияние стереотипов и предрассудков. «Неугодным» женщинам в XXI веке ставят диагноз пограничное расстройство личности12 и предменструальное дисфорическое расстройство13.

Пограничное расстройство личности женщинам ставят чаще, чем мужчинам. Зачастую его путают с комплексным посттравматическим стрессовым расстройством. В своей книге «Sexy but psycho: How the Patriarchy Uses Women’s Trauma Against Them» Джессика Тейлор пишет: «ПРЛ является женоненавистническим инструментом, который, скорее всего, будет дан женщинам и девочкам, и имеет токсичный эффект, он позиционирует женщин как проблемных, неустойчивых и ненадежных. <…> Насилие со стороны мужчин может продолжаться, и женщины, раскрывающие свой диагноз, будут объявлены и оценены как сумасшедшие».

Женщину с пограничным расстройством личности описывают, как требовательную, сердитую и агрессивную, хотя ее поведение является вполне приемлемым для мужчин. Джейн Ашер в своей статье «Diagnosing Difficult Women and Pathologising Femininity: Gender Bias in Psychiatric Nosology» отмечает, что гнев многих женщины с диагнозом ПРЛ понятен, т. к. они подвергались сексуальному насилию в детстве. Также Ашер говорит о том, что большая часть этих диагнозов основана на гендерных стереотипах и сексизме: женщина должна быть идеально вежливой, милой, тихой, живущей для служения другим и не обладать собственным мнением.

Лесли М. Арнольд и Росс Дж. Балдессарини в своих работах сообщают, что постановка диагноза биполярного аффективного расстройства14 и начало его лечения происходят у женщин гораздо позже. Такая задержка в лечение женщин достигает 11 лет, у мужчин же — 7лет.

Расстройство пищевого поведения15 диагностируется в среднем у 8,4% (3,3—18,6%, в зависимости от страны) женщин и у 2,2% (0,8—6,5%) мужчин. Результаты также показали, что со временем распространенность этого заболевания увеличивается (Galmiche et.al., 2019).

Эпидемиологические исследования показывают, что депрессия16 у женщин встречается в 2 раза чаще, чем у мужчин (Abate K. H.; Donner N. C. и соавт.). Возможно, какая-то часть статистики говорит о более сознательном подходе — женщины чаще обращаются к врачу, а не терпят до последнего, как мужчины, которые предпочитают алкоголь и не признают наличие проблемы. Исследование Клиники психиатрии им. С. С. Корсакова доказало, что у женщин чаще, чем у мужчин, встречались идеи самообвинения и самоуничижения.

Существует мнение, что психиатрия — это патриархальный конструкт, что постановка определенных диагнозов создает лишь дополнительное давление.

ЛИНГВИСТИКА

Язык ориентирован на мужчину. Он фиксирует картину мира с мужской точки зрения, женщина приравнивается к объекту или игнорируется. В языковом сексизме женщинам отводится второстепенная роль, а слова, определяющие женщину, носят в основном негативную окраску. До сих пор популярно обозначение мужчин как «сильная половина человечества» и женщин как «слабый пол».

Во многих языках понятия «человек» и «мужчина» тождественны. Всем известна фраза «женщина — не человек». В данном случае женщина как будто относится к другому биологическому виду. Многие века человек разумный ассоциировался только с мужчиной.

Существительные мужского рода могут употребляться для обозначения лиц любого пола. Существительные женского рода в основном являются производными от мужских, и им часто сопутствует негативная оценочность и пренебрежительное отношение: врач — врачиха, повар — повариха. При обозначении профессий высокого социального статуса используется мужской род, низкого — женский (уборщица, техничка, секретарша). Режиссерка, программистка, психологиня звучит ужасно, но вот продавщица, актриса, учительница — нормально.

Очень многим, особенно мужчинам, не нравятся феминитивы17, потому что они якобы уродуют язык. Но при оскорблении женщин такие люди незаметно для себя активно их используют: дебилка, идиотка, истеричка и многие другие. Таким образом, женщины становятся объектом агрессивной критики.

При этом феминитивы в русском языке всегда были и будут существовать. Язык отражает реальность. Если хотя бы в устной речи будет появляться больше феминитивов, это уже сделает женщин более видимыми.

Васильева К. Н. с помощью анализа современных примет в статье «Гендерные стереотипы в современных приметах» выяснила, что современные приметы транслируют негативное отношение к женщине как к слабой, неразумной и опасной: «Баба за рулем — обезьяна с гранатой», «Если женщина вдруг замолкла — значит, готовит новый длинный монолог», «Чем лучше видна грудь — тем хуже запоминается лицо», «Если женщина некрасивая, то какая разница, что она там знает».

В общении с людьми вы наверняка сталкивались с шутками, обесценивающими женщин. Да, они могут звучать из уст человека любого пола. Но мы не будем рассматривать ситуации, когда так шутят женщины, т. к. они тоже находятся под властью патриархальной культуры. Тем более, мы можем сделать им замечание и не столкнемся с физическим насилием в ответ, в отличие от спора с мужчинами.

Исследование, проведенное психологами университета Лойолы, показало, что сексистские шутки — способ дискриминации по признаку пола, они порочат, унижают, угнетают и объективируют женщин.

— Да, Серега, сейчас про что не пошути, кто-то сразу оскорбленным становится.

— Но у сексистских шуток определенно есть преимущество.

— Какое?

— Ими нельзя обидеть человека.

Желание вызвать стыд и чувство неполноценности маскируется под юмор. Возможно, вы замечали за собой или другими женщинами, что в ответ на подобные шутки мы либо предпочитаем игнорировать их, либо стыдимся и опускаем голову. Мы чувствуем, что нас поставили на ступень ниже.

«Сексистский юмор — очернение женщин с помощью юмора — например, сводит к минимуму дискриминацию по признаку пола под покровом добродушного развлечения, тем самым предотвращая вызовы или противодействие, которые, вероятно, возникнут при неюмористическом сексистском общении».18

Почему я вообще говорю об этом в книге про самооценку? Потому что языковой сексизм оказывает сильное воздействие на сознание людей, он, как паразит, незаметно портит восприятие женщин самих себя. Отсутствие слов для обозначения женщин разных профессий делает нас невидимыми и исключает из социума.

ЖЕНСКАЯ ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Социальная культура — это набор норм, ценностей, обычаев и ожиданий, которые существуют в обществе. Если общество или наше окружение имеет определенные ожидания по поводу того, как мы должны выглядеть, вести себя или чего добиваться, и мы не удовлетворяем эти ожидания, это может вызвать ощущение недостаточности и чувство ненависти к себе. Социальная культура определяет, какие роли и стереотипы считаются «правильными», если мы им не соответствуем, нас не принимают, осуждают и критикуют. Требования к внешности и красоте постоянно меняются, в различных обществах существуют разные представления о том, как должны выглядеть «идеальные» люди. Если мы не соответствуем, то чувствуем себя недостаточно привлекательными и ненавидим себя.

Теория социального научения и половой типизации рассматривает принципы, по которым личность начинает относить себя к той или иной половой роли, тем самым соблюдая правила социальной культуры. Этому способствуют значимые взрослые в детстве, сверстники, культура и общество в целом. В мальчиках воспитывают «маскулинные» качества, в девочках — «феминные»19, поощряя за одно и наказывая за другое.

«Всё детство слыша про то, какой я должна быть, как себя вести, что носить, что делать, чтобы быть паинькой, удобной всем, усвоила это и жила с таким пониманием. Начав интересоваться феминизмом, стала выходить за рамки „дозволенного“, но постоянно слыша вышеперечисленные установки, начинала считать, что я неправильная, не такая, какая должна быть».

Каждая девочка сталкивается с нормативным давлением, когда ей приходится подстраиваться под ожидания общества, чтобы это общество ее не отвергло. Одновременно с этим подключается информационное давление, вследствие которого собственный опыт теряет свою значимость, а информация окружающего мира приобретает ее.

«Ни в детстве, ни в юности я не придавала значения тому, насколько серьезно различаются требования, которые общество предъявляет мальчикам и девочкам, считая это пережитком прежних эпох. Но когда я начала встречаться с парнем, в котором увидела своего будущего мужа, я почувствовала, что во мне автоматически стали происходить какие-то необратимые изменения, заставляющие смотреть на все важные вопросы его глазами, признавать за ним право окончательного решения. Может это было связано в том числе с ранней беременностью, вынужденной ролью домохозяйки на первых этапах совместной жизни, а впоследствии — недосягаемым разрывом в уровне оплаты труда. В какой-то момент я поняла, что не в состоянии совмещать полноценно профессиональную деятельность и заботы по уходу за детьми и за домом, совсем перестала заботиться о собственном заработке, переложив полностью ответственность в этом вопросе на мужа. Так я оказалась фактически заложницей собственного выбора. Сейчас мне 44. С позиции классической гендерной социализации моя жизнь удалась на все сто, больше 20 лет в стабильном браке с надежным ответственным человеком. Дочь уже взрослая, сын школьник. Но невозможность воспринимать себя как полноценного отдельного самодостаточного человека чем дальше, тем больше отравляет жизнь. Сохранять брак ценой окончательной утраты самоуважения как личности? Или же восстанавливать сданные когда-то без боя личные границы с риском разрушения семьи? Вот вопросы, на которые я никак не могу найти ответ».

«Социализация (от лат. socialis — общественный) — совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и фило-онтогенетического формирования20 и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта (актора) социокультурных практик данного общества».21

Женская гендерная социализация (далее ЖГС) строится под жестким влиянием патриархальной культуры. Этот процесс диктует одобряемые качества, которыми должна обладать каждая женщина, и неодобряемые, которыми женщина обладать ни в коем случае не должна, а иначе она и не женщина вовсе.

Рассмотрим подробнее примеры гендерной социализации:

Игрушки

Девочки учатся гендерным ролям через игрушки и увлечения. Это обычно куклы, игры с имитацией домашних обязанностей, что способствует формированию стереотипа о женской роли как заботливой, занимающейся домом и семьей. Мальчики же обычно получают игрушки, связанные с активностью, физической силой и техникой, это поддерживает представления о мужской роли как активной, сильной и решительной.

Внешность

Уже с детства маленьких девочек одевают в розовую, яркую одежду, а мальчиков — в синюю, нейтральную. Также девочек часто наряжают в платья, а мальчикам выбирают более практичную одежду. Девочки должны быть красивыми, а мальчикам должно быть удобно. В последнее время можно встретить рекламу, где совсем еще маленьким девочкам наносят макияж, мальчиков же оставляют в их естественном виде.

Семья

В данном случае мальчикам предоставляется больше свободы и стимулируется их независимость, в то время как на девочек взвешивают такие домашние обязанности, как уборка и приготовление пищи. Это укрепляет представление о мужчине как зарабатывающем и обеспечивающем члене семьи, а женщине — как заботливой и ответственной за дом. Девочек хвалят за их внешность и милоту, в то время как мальчиков чаще хвалят за физическую силу и предполагаемые достижения в будущем. Этот процесс подчеркивает роль достижений и активности для мальчиков, а для девочек — важность выглядеть милой и обладать приятными качествами.

Эмоции и поведение

Девочкам можно проявлять «женские» эмоции, быть заботливыми и дружелюбными, иногда даже «разрешается» и поплакать. Девочек часто учат подавлять выражение агрессивных эмоций, так как агрессия связывается с мужской ролью.

Увлечения

Если девочка интересуется активными и «агрессивными» хобби, она может столкнуться с социальным давлением и непониманием. Это связано с ожиданиями, что девочки должны быть более пассивными и иметь «женские» занятия. Например, некоторые виды спорта считаются более подходящими для мужчин (футбол, баскетбол), а другие — для женщин (гимнастика, танцы).

Учеба и карьера:

Социальные стереотипы определяют, какие профессии считаются «мужскими», а какие — «женскими». Женщинам предполагается заниматься заботой о доме или работой, связанной с обслуживанием, тогда как мужчинам — с техническими и инженерными специальностями.

Фильмы и книги

Главные роли в основном отводятся мужчинам, героини же часто соответствуют традиционным гендерным ролям.

Сексуальность и отношения

Гендерные стереотипы могут влиять на то, как девочкам и мальчикам рассказывают о сексуальности и отношениях. Для мальчиков может быть поддерживаемым активное сексуальное поведение, в то время как девочек часто предупреждают об «опасностях» и «недопустимости» сексуальной инициативы.

Все эти примеры подчеркивают, как гендерная социализация проникает в разные аспекты жизни и как она формирует стереотипы о том, какими должны быть мужчины и женщины.

«ЖГС очень сильно повлияла на меня. С детства в меня вбивали стереотип о том, что девочки учатся лучше мальчиков и должны помогать им. 11 лет я была отличницей, писала по несколько вариантов контрольных и самостоятельных, вытягивала проекты (в старших классах поняла, что это бред, помогала только одноклассницам). До сих пор это влияние осталось, у меня синдром отличницы, я учусь в вузе и не могу расслабиться, серьёзно расстраиваюсь и злюсь из-за плохих оценок. О корне проблемы знаю, работаю над ней, но результатов пока нет. Как итог: постоянная усталость».

Если девочек воспитывают в соответствии с традиционными женскими ролями, это может привести к серьезным проблемам: они становятся слишком послушными, зависимыми от других, боятся неудач, стремятся сохранить отношения, даже если это вредит им, и переживают кризис, когда взрослеют и сталкиваются с новыми вызовами в жизни.

Женщинам приходится постоянно сравнивать себя с мужчинами и идентифицировать себя через них. Зачастую это приводит к тому, что женщина оказывается гораздо хуже. Также довольно часто встречается обратная ситуация, когда женщина начинает считать себя лучше по довольно неблагоприятной причине: она воспринимает мужчину тем, к кому нужно относиться со снисхождением, снимая тем самым ответственность с него за негативные поступки и слова. В том и другом случае наносится урон женскому самоощущению. Самооценка не должна строиться через призму мужского взгляда.

Положение женщин в обществе определяется не только массовой угнетающей практикой со стороны мужчин, но и практикой самоунижения и угнетения со стороны других женщин ради получения социальных преимуществ. В итоге они поддерживают патриархальный строй не потому, что им это нравится, а потому что так безопаснее.

«В детстве думала, что не такая, как другие девочки. Любила драться, имела „мужские“ увлечения, не увлекалась тем, чем другие девочки, и поэтому думала, что я интереснее, чем они. В плане внешности думала, что проигрываю им и меня это даже расстраивало. Сейчас же остался только страх поправиться, хоть постоянно себе говорю, что вес — это неважно».

Осознавание и рефлексирование женщинами ЖГС может помочь избавиться от ненависти к самой себе и другим женщинам, более того, это может помочь повысить уверенность в себе.

«Женская гендерная социализация сильно повлияла на мою самооценку, но я уже прошла долгий путь ее рефлексии, хотя работа, конечно, еще есть. В основном все касается моей внешности (у меня было РПП 5 лет). Я ругала себя, если не была достаточно милой/доброй (я считала это плюсиками своего характера). Ну и я постоянно сравнивала себя с другими девушками и хотела конкурировать с ними (худоба, успехи в учебе). Я очень рада что те времена далеко позади».

«ЖГС ужасно повлияла на мою жизнь. Мне тяжело вставить свои пять копеек в любое обсуждение. Мне потребовалась долгая терапия у психолога, чтобы перестать отказываться от своего мнения, если оппонент с ним не согласен, и не идти на компромисс, если он меня не удовлетворяет. Раньше я не могла выйти на улицу без макияжа (спасибо феминизму, теперь могу, еще и не втягивая живот, могу, и даже в бесформенной толстовке могу!). Но самый ужасный урон, как мне кажется, это то, что я в юном возрасте просто не могла себе представить какой-то самостоятельной карьеры и жизни, без мужчины, без семьи. У меня не было ни достаточной веры в себя, ни каких-то ролевых моделей, даже мыслей об этом не было. Реализация представлялась возможной только через ресурс мужчины. Это привело к раннему браку и рождению ребенка и как следствие — потерянным годам для карьеры. Сейчас я начинаю то, что могла бы начать на 10 лет раньше».

Сомневаюсь, что возможно искоренить в себе полностью влияние ЖГС. Избавление от последствий женской гендерной социализации может быть сложным и длительным процессом, но вполне возможно сделать ее менее явной. Важно понимать, что каждый опыт индивидуален и подходы могут различаться в зависимости от личных обстоятельств.

Рассмотрим некоторые шаги, которые могут помочь:

Внимание и осознание

Каждый раз обращайте на внимание, как гендерные стереотипы и социализация повлияли на вашу жизнь и самооценку и постоянно осознавайте, что происходит. Обратите внимание на негативные убеждения, которые вы можете неосознанно перенимать, и задайте себе вопросы о том, что именно они означают для вас. Уже это здорово поможет вашему самоощущению и самовосприятию.

Образование

Изучите гендерные стереотипы, роли, ожидания и их влияние на женщин. Чем больше вы понимаете в этой теме, тем легче будет размышлять о ней критически и преодолевать негативные последствия.

Знакомство со своими желаниями и интересами

Попробуйте новые увлечения в разных сферах, независимо от того, ожидалось ли это от вас согласно гендерным стереотипам. Подумайте, чего бы вам хотелось, если бы вы росли в среде полностью свободной от ЖГС.

Самовыражение

Выражайте себя так, как вам комфортно, вне зависимости от стереотипов. Подумайте, что бы вы хотели сделать, какие свои качества или умения показать этому миру. Откройтесь для нового опыта и возможностей, которые могли быть вам недоступны из-за гендерных ожиданий.

Работа над самооценкой

Развивайте положительное отношение к себе, сосредотачиваясь на своих достижениях, предпочтениях, интересах и личностных качествах. Постепенно замечайте и пересматривайте негативные мысли, связанные с гендерными стереотипами.

Сообщество и поддержка

Найдите поддержку у подруг, семьи или психологинь, которые могут помочь вам разобраться с внутренними конфликтами и негативными убеждениями.

СТЕРЕОТИПЫ

Подписчицы моего канала на вопрос про то, как на нашу самооценку повлияли стереотипы, ответили:

«Женщина должна быть красивой, привлекательной для мужчины, иначе он будет смотреть на других».

«Что женщины не злятся, и не ругаются, и всегда ко всем относятся терпимо и с любовью. Если у меня не так (а у меня не так) — значит я плохая женщина».

«Что женщины „тупее, не имеют такой логики, как мужчины, эмоциональны, не умеют вести аргументированные споры, не умеют водить“ и прочие. Каждый раз нужно будто доказывать, что это не так, хотя ни одна женщина никому ничего доказывать не должна».

«Стереотипы о том, что женщина по природе чистюля, хозяюшка. Мне очень помогают мемы. Да-да, мемы от женщин про женщин, где этот стереотип высмеивается по-феминистски, либо даже просто показывается обратная ситуация в ироничном ключе. Это сильно снижает уровень тревоги, хотя она все равно остается».

Стереотипы не являются нейтральными, т. к. имеют оценочный характер. Они отличаются друг от друга в зависимости от той культуры, в которой существуют. Но по всему миру в них обязательно присутствует неравенство. В соответствии с устойчивой асимметрией мужчины и атрибуты маскулинности22 приобретают статус первичных, значимых и доминирующих, а женщин и все, что связано с женским, считают менее важным и подчиненным, женщины вторичны.

«Мне тяжело осознавать положение женщины, очень больно бывает от того, как много мизогинии и сексизма в обществе».

Главную роль в формировании и поддержании гендерной системы играют социокультурные представления. Люди учатся, как себя вести, по тому, что им говорят, каких стереотипов придерживаться, какие нормы и правила действуют. Если кто-то не соблюдает нормативное поведение, его могут наказывать за эти нарушения и поощрять, если все идет «как надо».

Мужчины доминантные, агрессивные, самоуверенные, независимые, склонные рассуждать логически. Женщины покорные, мягкие, нежные, зависимые, склонные опираться на свои эмоции. Маскулинное считается позитивным, духовным, и культурным, фемининное — негативным, чувственным и греховным.

Из-за подобных стереотипов женщины могут «убивать» в себе феминные качества — чуткость и чувствительность или нежность и заботливость. Но эти качества не должны обесцениваться!

«Женственность — это категория, данная женскому образу или поведению патриархатом».23

Женщина должна быть привлекательной, заботиться о своей внешности, поддерживать физическую форму. Нас воспринимают через репродуктивную функцию: не родила — не женщина. Считается, что замужество и материнство — главные конечные цели женщины.

«„Сильная женщина“ преуспевает на работе, счастлива в семейной жизни, справляется с домашними обязанностями, воспитывает детей и помогает людям. Она надежна, и на нее во всем можно положиться. <…> Такие образы накладывают на женщину обязанности, которые она физически не в состоянии выполнить. Мужчины, находясь под влиянием такого стереотипа, ожидают от женщины чересчур многого и, сталкиваясь с реалиями жизни, неизменно приходят к разочарованию, что порождает конфликты».24

Бондаренко Л. Ю. выделила несколько стереотипов:

1. Если женщина работает, это оказывает негативное влияние на ее детей.

2. Женщины, стремящиеся сделать карьеру, заслуживают неодобрения.

3. Существует прямая связь между занятостью женщины на работе и ростом преступности в обществе.

4. Женщина не может быть хорошим руководителем.

5. Женщины, даже при наличии способностей, не стремятся занимать управленческие должности.

Ш. Берн описывает некоторые гендерные предубеждения в отношении женщин:

1. Женщины вносят меньший «человеческий капитал» в работу организаций.

2. Женщина не может управлять делом так же хорошо, как мужчина.

3. Женщины не пригодны для роли лидера и руководящей работы.

4. «Неписаные» нормы в организации, согласно которым на высокие должности вероятнее назначат мужчину.

5. Женщины не приобретают в ходе своей работы в организациях опыт, необходимый для продвижения по службе.

6. Обязанности женщин по отношению к дому и семье мешают им продвигаться по службе.

7. Главная обязанность женщин — дом и семья, может мешать продвижению по службе женщины.25

СМИ отлично справляются с управлением массовым сознанием. Они умело воздействуют на чувства и эмоции людей и показывают обществу, чего оно должно желать.

В рекламе женщина предстает либо как деталь интерьера, либо как сексуальный объект. Женщине отводится роль объекта мужского внимания и вожделения.

Соколова Е. А. в статье «Комплекс гендерных стереотипов в медийном портрете женщины в местной прессе» (2013 г.) выделяет три группы стереотипных представлений о женщине и ее роли, используемых в журналистской практике:

• «Табу» устойчивые упрощенные представления о том, чего женщина не должна делать. К ним относятся распространенные в городских газетах утверждения о том, что, например, женщины не должны быть сильнее и умнее мужчин;

• «Предписания» — устойчивые упрощенные представления о том, что женщина должна: уступать мужчине, быть слабой, мягкой, красивой и т. д.;

• «Прелестные картинки» — устойчивые упрощенные представления об идеальной женщине, которая успешна во всех сферах ее жизни — от личной до общественной (по С. де Бовуар).

Как к себе относиться женщине и как ей вести себя, если она профессорша или боксерша? Скрывать это от мужчин, чтобы им понравиться? А что если женщина не соответствует конвенциональной красоте26, если женщина не мягкая или романтичная? Или она не хочет иметь детей, заниматься домашними делами или брить ноги? Она останется на задворках жизни? Она станет не достойной внимания? А если женщине вообще не нужны отношения, она ущербная? Зачастую женщине даже самой себе практически невозможно признаться, что ее желания и цели не соответствуют ожиданиям, и приходится соглашаться на совершенно ненужное, чтобы ее не изгнали из общества как прокаженную. На женскую самооценку сбрасывают бомбы со всех сторон.

«Эти „правила“ построены вокруг жестких гендерных ролей, которые оставляют женщинам очень мало возможностей для того, чтобы соответствовать ожиданиям, сохраняя при этом аутентичность. Если мы нарушаем одно из этих правил, нас автоматически навешивают ярлыки и стереотипы. Если мы заявляем о себе, мы становимся напористыми, крикливыми стервами, которых все любят ненавидеть. Если мы разъясняем или исправляем, мы становимся высокомерными всезнайками, рядом с которыми никто не может находиться. Если мы честны в том, что является табу или заставляет других людей чувствовать себя некомфортно, нас называют чудаками или уродами. Если две женщины вступают в жаркие политические дебаты на телевидении, это кэтфайт27. А если двое мужчин вступают в один и тот же спор, это оживленная дискуссия по важным вопросам».28

Рассмотрим распространенные и неявные стереотипы о женщинах:

Варить детей и рожать борщи

Данный стереотип основывается на предположении, что основной и наиболее подходящей ролью женщины является забота о доме и детях. Подобные ожидания могут влиять на наш выбор по поводу образования и работы, и зачастую это может привести к тому, что мы будем ограничивать свои амбиции и потенциал в пользу семейных обязанностей.

Также этот стереотип создает нереалистичные ожидания, когда женщины ощущают давление по поводу навязанных обязанностей: поддерживать идеально убранное жилище, готовить вкусные блюда и посвящать все свое время детям. Это может вызывать стресс и недовольство. Вместо того чтобы сосредотачиваться на своих индивидуальных целях и потребностях, мы будем чувствовать, что наша значимость оценивается исключительно через призму выполнения домашних обязанностей.

Женщины — рабыни настроения

В этом стереотипном отношении подразумевается, что женщины более эмоциональны и менее способны к рациональному мышлению, что умаляет достижения многих женщин в таких областях, как наука, искусство, бизнес и политика. Если женщина начинает говорить о своем недовольстве, ее обвиняют в том, что она «пилит мозги», с ней не идут на контакт, что может довести до крика. Если же кричит мужчина, то это кто-то другой виноват, а вот на женщину навешивают ярлык «истеричка».

«Недавно на работе пожаловалась коллеге, что я особо раздражительна в последние дни (у нас ряд неприятных нововведений), он ответил „у женщин это бывает“. Я сперва растерялась, потом разозлилась, хотела было ответить что-нибудь едкое про „мужскую эмоциональную устойчивость“, но ограничилась сдержанным ответом, что его замечание нахожу неуместным. Настроение было испорчено и желание общаться с этим коллегой исчезло».

У бабы волос долог, да ум короток

Представление о том, что женщины менее подходят для научных и технических профессий, может ограничивать наш выбор карьеры в этих областях. Считается, что женщина обладает интуицией, но не аналитическим складом ума, соответственно в профессиях, требующих точности и рационального мышления, женщинам не место.

Женщинам не место в юморе

Существует мнение, что женщины не могут придумывать шутки и понимать их в целом. Считается, что юмор для мужчин, и если женщина не смеется, например, над сексистской шуткой, то значит, что она просто не понимает ее.

Женщина за рулем — обезьяна с гранатой

Считается, что женщины плохие водительницы, сами же женщины даже наклеивают туфельку на заднее стекло своего транспорта. Но в то же время при продаже с рук автомобиля делается подпись, что машина в отличном состоянии, ведь водила женщина. Аналитики «АльфаСтрахование» пришли к выводу, что мужчины в три раза чаще женщин становятся участниками ДТП, в результате которых автомобиль часто признается не подлежащим восстановлению — 78% случаев приходится именно на них.

Женщина-спасительница

Часто от женщин ожидают, что они будут заботиться о других и решать их проблемы. Если муж алкоголик, женщина должна помочь ему справиться с этой проблемой, а не бросать. Если заболевают родственники, то забота о них ложится на женщину. Этот стереотип может привести к эмоциональной и физической перегрузке, а также забвению собственных потребностей.

Женщина — украшение коллектива

Стереотип, что женщине главное — быть красивой. Общество часто ставит акцент на молодость и привлекательность женщин, подразумевая, что старение — это негативное явление. Этот стереотип может оказывать давление на женщин и создавать нереальные ожидания относительно нашего внешнего вида.

Женщина — сексуальный объект

Медийное изображение женщин часто сводится к сексуальным атрибутам. Реклама, кино и другие средства массовой информации очень часто используют сексуальность для продвижения товаров или привлечения внимания. Все это может приводить к обесцениванию и рассматриванию женщин как объектов.

Женской дружбы не бывает

Идея, что женщины по своей природе конкурируют между собой и не способны поддерживать друг друга, тоже является стереотипом. Этот миф может снижать солидарность и взаимоподдержку среди женщин.

Для борьбы со стереотипами о женщинах важно повышать осведомленность об этих представлениях, обсуждать их среди широкой аудитории, поддерживать участие женщин в разнообразных сферах деятельности и говорить о женских правах. В следующей статье подробнее рассмотрим, что с этим можно сделать.

упражнение

С какими стереотипами о женщинах вы сталкивались в жизни? Какие стереотипы навязывали лично вам? Запишите каждый отдельно и найдите к ним контраргумент, рациональное объяснение, почему это не так.

Это упражнение очень важно выполнить на листе бумаги. Оно поможет вашей самооценке тем, что позволит снять с себя ярлыки и увидеть, что какие-то стереотипы совершенно к вам не относятся, а если и некоторые из них правда присущи вам, то это все не делает вас какой-то «не такой».

Борьба с влиянием стереотипов может быть сложной, но важной задачей для женщин. Рассмотрим некоторые способы, которые могут помочь:

Образование

Узнайте больше о стереотипах, их влиянии и источниках происхождения. Изучите исторические примеры женщин, которые внесли значительный вклад в науку, литературу, политику и другие области. Например, Мария Кюри, Нетти Мария Стивенс, Фрида Кало, Вирджиния Вулф, Малала Юсуфзай, Чимаманда Нгози Адичи и другие. Знание о женских движениях, борьба за права женщин может помочь нам понять, какие усилия были предприняты для достижения текущего статуса женщин в обществе. Это поможет нам осознать, что многие стереотипы и предрассудки, связанные с полом, не имеют научного обоснования и противоречат реальности.

Развитие критического мышления

Глубокое осмысление стереотипов в общественных мнениях, рекламе, медиа и культуре, как эти стереотипы формируются, чьим интересам они служат и какие идеи поддерживают. Ищите доказательства, проверяйте источники и не доверяйте информации, которая не подтверждается достоверными фактами. Старайтесь замечать манипуляции, которые используются для поддержания стереотипов. Какие попытки используются для манипулирования нашими эмоциями и какие искаженные представления о реальности создаются. Рассматривайте альтернативные мнения и точки зрения.

Поддержка других женщин

Открытое обсуждение проблем и их преодоления, когда женщины делятся своим опытом, другие женщины чувствуют, что они не одни сталкиваются с подобными трудностями. Организация совместных мероприятий способствует обмену знаний и стимулирует коллективное участие в борьбе со стереотипами. Найдите блоги, которые поддерживают женщин, это могут быть странички психологинь или радикальных феминисток29. Помимо укрепления чувства собственной ценности, это способствует созданию более включенного общества, в котором женщины могут свободно развиваться и достигать своих потенциальных высот.

Самоутверждение

Принимайте свои особенности, относитесь к себе с состраданием и не позволяйте стереотипам определять вашу самооценку. Уверенность в себе и знание своих достоинств могут помочь противостоять стереотипам и их негативному влиянию.

Лидерство и видимость

Проявляйте активное участие в общественной жизни, публичных выступлениях и дискуссиях, это поможет демонстрировать свою экспертность и знания в определенной области. Если вы не стремитесь к лидерству, то обозначайте свой вклад руководству на работе и показывайте свои творческие труды.

Профессиональная поддержка

Если стереотипы приводят к серьезным последствиями для вас, обратитесь за поддержкой к психологиням, юристкам и другим специалисткам.

ИДЕАЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА

Все мы так или иначе сталкиваемся с требованием быть идеальной женщиной, это звучит в информационном поле, но также мы можем это слышать раз за разом от самых близких людей.

упражнение

Поразмышляйте над некоторыми вопросами об «идеальной» женщине. Вы можете взять ручку и записать свои ответы на листке, чтобы перечитать их после прочтения книги.

• Какими качествами должна обладать идеальная женщина?

• Встречали ли вы когда-нибудь такую?

• Если да, то действительно ли вы о ней все знаете?

• А что, если идеальной женщины не существует?

• В XIX веке было такое же представление об идеальности?

• Зачем стремиться быть идеальной?

• Что будет, если вы такой не станете?

• А что за этим последует?

После того, как вы запишете свои версии, подумайте — логичен ли конечный ответ на эти вопросы? Возможно, вы пересмотрите свое отношение к образу идеальной женщины.

«Все вокруг в той или иной степени требуют от меня быть идеальной. Родители, которым не нравились мои увлечения футболом и каратэ (якобы они „мужские“), мои „пацанские“ прически до лет 14, ненависть к ношению платьев, неумение краситься, нежелание делать наращивание ногтей, нежелание работать над своей фигурой ради потенциального алкаша и прочее».

«Школа, семья, общество ждут, что я буду для них удобной куклой».

«Родители и бывший сожитель хотели видеть меня идеальной женщиной, чтобы им было удобно контролировать мой характер и меня в целом».

«Я сама требую от себя быть идеальной женщиной!».

«Моя бабушка хотела и хочет, чтобы я регулярно занималась спортом для поддержания фигуры, не здоровья. Говорит, что это хорошо, что я много готовлю, что я настоящая хозяюшка. Несколько преподавателей постоянно рассказывают о том, какими должны быть женщины по их мнению».

В патриархальной культуре идеальную женщину видят в соответствии с определенными гендерными стереотипами и ожиданиями:

Семья и материнство

Идеальная женщина должна быть хорошей женой и заботливой матерью, посвящать себя семье. Она должна быть готова удовлетворять потребности своего мужа и детей, обеспечивать домашний комфорт и вести домашнее хозяйство.

Внешность и привлекательность

Ожидается, что женщина будет следить за своими волосами, макияжем и одеждой, чтобы выглядеть привлекательно, что она должна быть женственной и аккуратной, сексуальной и красивой.

Покорность и подчинение

Идеальная женщина уступчивая и поддерживающая своего мужа.

Казалось бы, что озвученные выше требования, уже остались в прошлом или существуют еще где-то в глубоко патриархальных странах. Но это заблуждение. Марина Мелия, Стефан Уолтер, Марина Абалакина-Паап сравнивают конструкт идеальной женщины в Латинской Америке и США. Считается, что идеальная латиноамериканская женщина обладает бесконечной способностью к смирению и самопожертвованию, а также огромным запасом терпения.

«В США идеальная женщина — это суперженщина, она сосредоточена не только на себе, но и на своих достижениях, как на работе, так и дома. Идеальная американа должна быть сильной и независимой, она стремится преуспеть как в „мужских“ (карьера), так и в „женских“ (семья, дети) занятиях. Суперженщина — это та, которая может иметь успешную работу и вернуться домой, чтобы убраться в доме, накормить семью и осчастливить мужа и детей».30

В России ситуация практически ничем не отличается.

Галина Морева приводит результаты исследования представлений об идеальной женщине мужчин разной религиозной культуры.

«Образ идеальной женщины в представлениях мужчин мусульманской религиозной культуры включает в себя следующие характеристики: мягкая, нежная, добрая, домашняя, верная, понимающая. Но в настоящее время мусульманский мужчина не отрицает того, что женщина может работать, быть успешной и активной.

Мужчины христиане описывают идеальную женщину в первую очередь как активную, деловую, успешную, современную, мудрую, образованную, при этом интересующуюся своей внешностью. Сильная и решительная, и в то же время нежная и приятная. Идеальная женщина должна быть реализоваться в обществе, а также заниматься не только детьми и семьей, но также и развитием семейного благополучия».31

Сунцова Я. С. провела исследование образа идеальной женщины у мужчин с разными личностными особенностями.

Мужчины первой группы замкнуты, сдержанны, ориентированы на свой внутренний мир, они самостоятельно оценивают объекты, события и ситуации. Мужчины второй группы общительны, экспрессивны, ориентированы на внешнюю реальность и подвержены общественному мнению.

Обе группы мужчин считают, что современные женщины излишне доверчивы, агрессивны, лицемерны, скупы, самоуверенны, придирчивы и жестоки. Представители первой группы считают идеальную женщину легковерной, доверчивой, миролюбивой, откровенной, спокойной, щедрой, застенчивой и прощающей. Мужчины из второй группы считают, что идеальная женщина должна быть доверчивой, миролюбивой, щедрой, прощающей, легкомысленной, откровенной, скромной и мягкой.

Результат соцопроса, проведенного издательством Pravda.ru, показал идеальную женщину глазами мужчин: главное, чтобы женщина не была полной, вне зависимости от причин, любила детей и животных, была хозяйственной и с чувством юмора, но не меркантильной. Мужчинам важно, чтобы женщина любила разнообразие в сексе, но при этом оставалась верной. Они разрешили бы женщине иногда выпить, но курящую они не хотели бы видеть рядом.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в своем исследовании 2021 года предлагал ответить на вопрос: «Что должна настоящая женщина?». Результаты не удивительны: 32% считает, что женщина должна беречь семейный очаг, создавать уют в доме и заботиться о семье; 21% ответили, что она должна заниматься детьми и быть хорошей матерью; 17% считают, что быть хозяйкой и заниматься бытом составляющая образа настоящей женщины. «‎Быть счастливой, любить себя, самореализовываться» посчитало только 1%. А «иметь равные права с мужчиной» вообще 0%.

Сам вопрос уже вводит в ступор. Разве настоящая женщина — это не та, что уже родилась женщиной? Ей еще нужно что-то сделать, чтобы подтвердить свое существование?

ВНЕШНОСТЬ И БОДИПОЗИТИВ

«Слишком многие из нас решили, что если мы внешне не совершенны, то это, должно быть наша вина. Если мы слишком крупны по стандартам общества, это от того, что мы недостаточно придерживались диеты; если наши волосы слишком вьющиеся, это оттого, что мы недостаточно хорошо искали правильные средства для их разглаживания; если у нас темные круги под глазами, нам должно быть стыдно за то, что мы не скрываем их одним из многочисленных маскирующих средств, ожидающих на аптечной полке. К несчастью, мы беззаботно приняли на веру культурный миф о том, что мы не просто должны выглядеть хорошо, но обязаны быть красивыми».32

Конец ознакомительного фрагмента.

О книге

Автор: Галина Шалагина

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Почему я себя ненавижу? Про самооценку женщин в современной культуре» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

10

знач. термина см. в словаре

11

Болен Дж. «Богини в каждой женщине. Главные архетипы в жизни», 2023

12

знач. термина см. в словаре

13

знач. термина см. в словаре

14

знач. термина см. в словаре

15

знач. термина см. в словаре

16

знач. термина см. в словаре

17

знач. термина см. в словаре

18

Ford T. E., Boxer C. F., More Than «Just a Joke»: The Prejudice-Releasing Function of Sexist Humor, 2008

19

знач. термина см. в словаре

20

знач. термина см. в словаре

21

«Социология: Энциклопедия», Составители: А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко, 2003 год

22

знач. термина см. в словаре

23

Джерри Д., Джерри Дж. «Большой толковый социологический словарь», 2001

24

Козлов В. В., Шухова Н. А. «Гендерная психология», 2010

25

Берн Ш. «Гендерная психология», 2001

26

знач. термина см. в словаре

27

знач. термина см. в словаре

28

Brown C. B., I Thought It Was Just Me: Women Reclaiming Power and Courage in a Culture of Shame, 2007

29

знач. термина см. в словаре

30

Mealy M., Stephan W.G., Abalakina-Paap M. Reverence for Mothers in Ecuadorian and Euro-American Culture // Journal of Cross-Cultural Psychology, 2006

31

Морева Г. И. «Образ идеальной женщины у мужчин, относящихся к разной религиозной культуре» Интернет-журнал «Мир науки», №3, 2015

32

Николь Шнаккенберг, «Мнимые тела, подлинные сущности», 2018

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я