Автобиографическая повесть «Старшая» рассказывает о судьбе послевоенного поколения. Главная героиня – автор книги, родилась в многодетной семье в карельском городке Сегежа, который только строился. Все события жизни Галины отражают историю страны советского периода. Книга будет интересна не только послевоенному поколению, но и молодым людям, которые находятся в поиске себя и своего предназначения в жизни.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Старшая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4. «Сегежа-город детства
Мне повезло родиться в городе с красивым названием Сегежа. Он только еще строился, и приятно сознавать свою причастность к этому. Я полюбила этот небольшой городок, казалось, все в нем ты знаешь, можешь гулять, где угодно без всякого страха. Жители города были, в основном, из приезжих, но это не делало их хуже; они проявляли дружелюбие и участие особенно в судьбе детей. Нам, послевоенным детям, родившимся в пятидесятые годы, жить было интересно, и это любопытство и интерес вели по жизни. Подрастая, мы становились активными участниками всех общественных мероприятий в городе по благоустройству и озеленению. И когда сейчас идешь по знакомым улицам города, то трудно узнать в больших деревьях, в кроне которых можно укрыться от непогоды, те маленькие саженцы, посаженные тобой шестьдесят лет назад. В шестидесятые годы, а именно, в 1965, Сегежу объявили Всесоюзной комсомольской стройкой и от этого времени осталось немало в названиях улиц, например, в честь комсомольцев из Владимира-Владимирская, на которой жила наша семья.
.
Семья Макара и Лидии Руденко была многодетной. Таких в городе было пятьдесят процентов. Она жила трудно, практически выживала в пятидесятые-семидесятые годы.
Родители работали, старались изо всех сил поднять детей, вырастить, дать воспитание, помочь определиться с профессией, занять свое место в жизни, и стать счастливым человеком. Рядом были люди: соседи, одноклассники, друзья и учителя. Они сыграли важную роль в судьбе Галины, ее братьев и сестры. Без них семья не выжила бы.
Она с удовольствием вспоминает соседку бабу Машу, бабушку ее одноклассника, жившую на одной площадке с ними. Это была на удивление интеллигентная, добрая женщина, приятная в общении, внешне — просто русская красавица, с длинной косой, убранной вокруг головы и ясными серо-голубыми глазами. Она очень часто с доброй улыбкой, с радостью, приглашала соседских детей к себе в гости и устраивала для них показ мультфильмов через диапроектор. Это были русские сказки, и пока дети не умели читать, за них это делала бабушка; комната на время превратилась в избу-читальню. Баба Маша читала с выражением. четко выговаривая каждое слово, и объясняла все непонятные слова. Она это делала с такой любовью, что все ею сказанное, дети прочно запоминали. Цветные мультики особенно нравились детям, и они каждый раз просили их показать снова, хотя уже знали наизусть.
А потом своих гостей она угощала душистым чаем с вкусными булочками, которые с утра успевала испечь. Между делом, ненавязчиво, рассказывала и показывала, как правильно накрыть стол к чаю, вести себя за столом..Вкус этих булочек и беседы бабушки Галина помнит до сих пор.
Галина в детский сад не ходила. Детских садов было мало, да и она, мамина помощница, нужна была дома. Галина не умела читать и писать. Она мечтала о том, когда пойдет в школу, жила ожиданием, что скоро первый класс. Девочка родилась в ноябре и пошла в школу почти в восемь лет. Сначала хватала одни только двойки. Кроме старшего брата Ивана, ей помочь никто не мог: мать неграмотная, а отец окончил семилетку на румынском языке. Однажды брат Иван помог сестре, сделал за нее домашние задания. Но учительница сразу увидела руку другого человека и наказала Галину за это двойкой.
Ее первая учительница, Антонина Петровна Захарова, в назидание, посадила Галину к Саше Владимирову, отличнику. И расчет ее оказался верным. Галина так оскорбилась, что к концу первого класса не только догнала всех, а стала одной из лучших.
Она отличалась от своих более обеспеченных одноклассников тем, что имела большой социальный (житейский) опыт, была взрослой не по годам, и очень самостоятельной.
Однажды на уроке чистописания еще в первой четверти, ученикам разрешили писать ручками с пером”Звездочка”.Ручки назывались» вставочками»: в них вставлялось перо с узким носиком и звездочкой наверху. До этого писали карандашами. Галина очень дорожила этой ручкой. Рядом на парте стояла чернильница-непроливайка, ее носили с собой в мешочке. На этом уроке все старательно писали прописную букву «р». Галина сидела, о чем-то задумавшись, и протянула палочку от «р» через всю страницу, а когда очнулась, то дописала хвостик. В это время Антонина Петровна оказалась у ее парты и заглянула в тетрадь. То, что она увидела, вызвало у нее шок: ее лицо удивленно вытянулось, покраснело от гнева, глаза стали злыми и пронизывающими, она в упор смотрела на девочку, готовая взглядом испепелить. Выхватив у нее ручку, решительно перечеркнула лист. Но ей этого показалось мало. Схватила тетрадь и, порвав ее на мелкие кусочки, грубо стала запихивать их девочке за фартук:
— А теперь иди и встань в угол! — закричала она на Галину, подталкивая девочку к выходу.
Галина встала из-за парты, прошла в угол (он был ей уже знаком) и простояла там до конца уроков. Все ученики испуганно затихли, ведь никому не хотелось очутиться на месте Галины. Этот урок девочка запомнила на всю жизнь. Она невзлюбила свою учительницу, все делала ей наперекор. Особенно Галине не нравилось, когда Антонина Петровна приносила испеченные дома пирожки. Она жила одна, детей у нее не было. Прежде, чем раздать пирожки, она говорила:
— Ребята, у нас в классе есть дети из многодетных семей, и их дома не кормят. Сегодня я решила их угостить, испекла пирожки.
Когда она подошла к Галине с пирожком, та резко оттолкнула ее руку. Пирожок упал на поднос, где лежали еще другие:
— Ешь сама, а нас дома кормят, — сказала она с достоинством, глотая голодную слюну. От пирожков очень вкусно пахло.
За это ее наказали двойкой по поведению. Но в тоже время учительница просила учениц-отличниц о помощи в проверке тетрадей, приглашая их к себе домой. А после работы поила девочек чаем, и тут Галина не спорила. Не от хорошей жизни Антонина Петровна это делала, так она решала для себя проблему одиночества. Галина так и не смогла полюбить первую учительницу. С детства у нее появилось недоверие к учителям начальной школы. Может быть тогда у нее зародилась мечта стать учителем, но не таким, как Антонина Петровна, а любящим детей и справедливым. Начальная школа на улице Базарной запомнилась ей только тем, что туда часто привозили хорошие фильмы, и для детей школы это было настоящим праздником. Фильм «Волга-Волга» был одним из любимых; его смотрели много раз с удовольствием и взрослые, и дети. Их выводили из классов, и они усаживались прямо на полу в большом коридоре. Это было так здорово! Через три года начальную школу закрыли, а всех детей перевели в новую среднюю по адресу — Владимирская, дом 10.
На улице Базарной, где жила семья Руденко, был базар (отсюда ее название), и он был своего рода торговым центром города, куда шли все жители города каждый за своей нуждой. Целыми днями шла оживленная торговля. Частники торговали своей продукцией. Особенно летом базар представлял красочное зрелище. На прилавках, слева и справа от входа, рядами лежали краснобокие яблоки, медовые груши, привезенные из Молдавии. Рядом в стеклянных баночках-малина, клубника, красная и черная смородина. Здесь же — пучки свежей зелени, редиса и кучки гороха.
Чуть подальше, блестели на солнце своими крутыми боками мясистые помидоры и грунтовые пупырчатые огурчики. Продавцы активно предлагали попробовать малосольные огурцы с укропом, смородиновым листом и чесноком, хрустящие и ароматные на вкус.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Старшая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других