Книга знакомит читателей с достижениями отечественных педагогов-подвижников.У истоков судьбы лучших сынов и дочерей Отечества всегда были педагоги-новаторы, последователи великого искусства воспитания творческой личности подрастающего поколения, многотрудный и благодарный путь которых был нацелен на самостоятельность мышления воспитанника, а также на воображение и фантазию мысли, которые ведут его к крылатой мечте, как к смыслу жизни вопреки суровым и подчас противоречивым реалиям жизни.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги У истоков судьбы. Зов грядущего. Очерки из серии «ЖЗЛ», рассказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Галина Ергазина-Галеррос, 2022
© Болат Шакипов, 2022
ISBN 978-5-0056-3771-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Исторически у народов нашего сообщества сохранилось трепетное отношение к сакральной роли Учителя в судьбе его учеников. Если они достигали для себя новую высокую судьбоносную планку, то учитель считал свою миссию выполненной. Это всегда его многотрудный и благодарный путь, когда заветы воспитания, нацеленные на самостоятельное мышление благодаря воображению и фантазии, вели воспитанника к крылатой мечте как к смыслу жизни вопреки суровым реалиям жизни. Отныне радость открытий вдохновляла таких учеников и помогала им нести в будущее эстафету новых знаний и истины, уже для блага всего человечества как зов грядущего. И мечты окрылённых воспитанников способны реализовать свою неповторимую творческую миссию, ведущую в реалии нашего грядущего с человеческим лицом. У истоков судьбы лучших сынов и дочерей Отечества всегда были замечательные новаторы педагоги-подвижники, такие как: К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, К. И. Май, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. И. Сухомлинский, Е. Ф. Шаталов, Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, Я. И. Колтунов и многие, многие другие.
К. Д. Ушинский: воспитание судьбы
Отечественный педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1823—1870) положил в основу своей педагогической системы — требование демократизации народного образования и идею народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского были отражены в его книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864).
Константин Дмитриевич придавал огромное значение систематическому обучению учащихся логике мышления. Блестящим примером разъяснения детям логических приёмов и категорий явился его труд «Первые уроки логики». Здесь в популярной форме излагались основные понятия и правила логики: сравнение, различие и сходство, суждение, роды и виды, признаки, понятие и определение, причина и следствие, и другие.
Константин Дмитриевич был уверен, что: «Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека». Он считал, что: «Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока».
Первый том фундаментальной работы «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. Третий том остался незавершённым. В этом труде К. Д. Ушинский дал ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного — чувствование прекрасного — осознание; обосновал предмет педагогики, её основных закономерностей и принципов.
Константин Дмитриевич Ушинский,
автор идеи народности воспитания, где результат —
судьба человека
Константин Дмитриевич Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» — «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу, до 1917 года оно выдержало 146 изданий. Свою значимость как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день. Изданы его «Педагогические сочинения» в 6-ти томах.
Костя родился в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина, Любовь Степановна (урождённая Капнист) умерла, когда сыну было 12 лет.
Всё детство и отрочество К. Д. Ушинского прошло в приобретённом отцом небольшом имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Мальчик получал хорошую домашнюю подготовку от своей матери, после смерти которой в 1835 году он был зачислен сразу в третий класс Новгород-Северской гимназии. Об обучении здесь он писал: «Воспитание, которое мы получили <…> в бедной уездной гимназии маленького городка Малороссии Новгорода-Северского, было в учебном отношении не только не ниже, но даже выше того, которое в то время получалось во многих других гимназиях. Этому много способствовала страстная любовь к науке и несколько даже педантическое уважение к ней в покойном директоре Н-ской гимназии, старике профессоре, имя которого известно и ученой литературе, — Илье Федоровиче Тимковском». После окончания в 1840 году гимназии Константин поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции таких известных преподавателей, как профессор истории Грановский и профессор философии государства и права Редкин.
После блестящего окончания университетского курса в 1844 году кандидатом юриспруденции, Ушинский был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию. В круг интересов юного Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.
В 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук ярославского Демидовского лицея по кафедре энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов. С марта по май 1848 года он редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости». Либеральные взгляды молодого профессора привели к конфликтам с начальством лицея. Из-за обвинений в неблагонадёжности в сентябре 1849 года К. Ушинский оставил лицей. Некоторое время он зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах. Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле он переехал в Санкт-Петербург, и стал сотрудничать в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения».
С 1851 года был женат на Надежде Семёновне Дорошенко, с которой он познакомился ещё в молодости в Новгород-Северском. Их дети: Павел, Вера (она в замужестве Пото, на свои средства открыла в Киеве мужское Городское училище им. К. Д. Ушинского), Надежда (она в селе Богданка, где находился дом, принадлежащий Ушинскому, на средства, вырученные от продажи сочинений своего отца, открыла начальную школу), Константин, Владимир, Ольга (художница).
В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, К. Д. Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинском сиротском институте. Он так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания».
Уже в 1855 году он стал инспектором классов Гатчинского сиротского института. В стенах этого учебного заведения Константин Дмитриевич обнаружил архив Е. О. Гугеля, одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института — в котором он нашёл «полное собрание педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на него. Впоследствии, под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы». После огромного общественного успеха этой публикации он стал постоянным автором «Журнала для Воспитания», где он помещал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России.
В 1859 году К. Д. Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделения состава учащихся на «благородных» и «неблагородных» (то есть из мещанского сословия), он ввёл практику преподавания учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц. Константин Дмитриевич ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.
Одновременно с преподавательской работой К. Д. Ушинский с 1860 года стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения», который благодаря ему превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.
После конфликта с начальницей института М. П. Леонтьевой, которая обвинила Константина Дмитриевича в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода, его удалили из института и он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время К. Д. Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшихся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».
За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир». Это были массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей.
В середине 1860-х годов К. Д. Ушинский с семьёй вернулся в Россию. В последние годы жизни он выступал как видный общественный деятель, писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму. Приехав в 1870 году в Симферополь, он побывал в нескольких учебных заведениях, в том числе женском училище; охотно встречался и с учителями, и с учащимися.
Учитель Симферопольской казённой мужской гимназии И. П. Деркачев вспоминал: «Дружественный тон, которым автор „Родного слова“ говорил с учителями, мягкость обращения и простота быстро привлекали к нему всех. Он смотрел на каждого учителя, как на равного себе товарища, и скромно, терпеливо, с непритворным уважением слушал всякое замечание и возражение… Проэкзаменовал всех учениц, поступивших в первый класс. Учительницу поразило, с каким искусством великий педагог опрашивал детей. Он ставил вопросы просто, ясно и в то же время так, что по ответам можно было легко понять, насколько подготовлена и развита та или иная ученица».
При Симферопольской казённой мужской гимназии был образцовый класс по способу наглядного обучения. Будучи одним из основателей этого способа, К. Д. Ушинский заинтересовался работой класса, присутствовал на уроках, которые проводил И. П. Деркачев. В здании казённой мужской гимназии состоялся II съезд учителей Таврической губернии и К. Д. Ушинский принял участие в его работе. Обсуждался, в частности, вопрос о книгах для классного чтения в народных школах, о необходимости создания таких книг. Предложение Константина Дмитриевича было принято. А выработанная на съезде «азбука» в том же 1870 году была издана в Симферополе.
Летом 1870 года Константин Дмитриевич лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая. Возвращаясь из Крыма к себе домой на хутор Богданка (Глуховского уезда Черниговской губернии), он узнал о трагической гибели на охоте сына Павла. После этого К. Д. Ушинский решил переехать жить с семьёй в Киев, для чего он купил в Киеве дом, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым. По дороге в Крым он простудился и остановился для лечения в Одессе, где и скончался 22 декабря 1870 года. Похоронен в Киеве на кладбище Выдубицкого монастыря.
Именем педагога названы: научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского Российской академии образования в Москве; Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского (ЯГПУ); Институт среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского в Москве; Гатчинский педагогический колледж им. К. Д. Ушинского; Педагогическое училище (колледж) в Тамбове; До перестройки школа №47 в Ленинграде (теперь — им. Лихачёва); Школа №6 в городе Тула; Новгородский детский дом-интернат в посёлке Шимск; Гимназия №1 в Симферополе; Южно-украинский национальный педагогический университет им. К. Д. Ушинского в Одессе; Одесский государственный педагогический институт им. К. Д. Ушинского; Черниговский областной институт последипломного образования им. К. Д. Ушинского; школа №187 им. К. Ушинского (Киев); школа им. К. Д. Ушинского в селе Райымбек Карасайского района Алматинской области (Казахстан); школа №210 в городе Ташкенте.
Памятник К. Д. Ушинскому был открыт в Санкт-Петербурге на территории Российского гос. педагогического университета имени А. И. Герцена 30 июня 1961 года.
Памятная доска открыта 2 марта 1974 к 150-летию педагога в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова (факультет журналистики).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги У истоков судьбы. Зов грядущего. Очерки из серии «ЖЗЛ», рассказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других