#ДзюбаМожет

Галина Дзюба

Жизнь человека с инвалидностью может быть яркой и интересной. И может стать примером для всех, кто потерял смысл жизни и веру в себя. Автор книги делится личным опытом, как адаптивный спорт научил ее мечтать и слушать свое сердце, а не других людей. Спорт – это та тропинка, которая поможет каждому человеку с ограниченными возможностями обрести значимую цель и поверить в свои силы, преодолеть страхи и барьеры. Испытав восторг победы, понимаешь: даже бронзовая медаль может быть поистине «золотой».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги #ДзюбаМожет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Материал — инструкция по воспитанию в детях толерантности и доброго отношения к детям и взрослым с инвалидностью. Полезные советы, основанные на личном опыте

Детство — это самое важное и самое потрясающее время в жизни человека.

Сергей Бодров

Детство это самая прекрасная глава в жизни человека. Здесь всегда живут радость и счастье, забота любимых и любящих родителей. Время, когда ты беззаботно плывешь по волнам жизни на своем маленьком беспечном корабле с развевающимися парусами. В это время ты, словно губка, впитываешь все, что происходит вокруг тебя: поступки, поведение, чувства и эмоции. Ты все открываешь для себя впервые, и здесь главное, чтобы добро стало проводником на твоем пути, ведь именно в детстве мы учимся добру, отзывчивости, чуткости и пониманию. Именно в детстве в нас зарождается все хорошее, в том числе, бескорыстное желание помогать, быть неравнодушным к чужой беде и всегда проникаться непростыми судьбами людей.

Я говорю о людях, чьи судьбы заставляют нас задуматься о том, что добро нужно сеять в маленьких сердцах и душах с самого раннего детства, учить быть заботливым и способным помочь. Это люди особенные, люди с ограниченными возможностями здоровья. С ними ребенок может встретиться в парке, магазине, кино. И от того, как произойдет это первое знакомство, какие слова найдет мама, идущая рядом с малышом, зависит восприятие и отношение ребенка к таким людям. Зачастую родители просто одергивают своего ребенка и стараются поскорее убежать. Это достаточно распространённая ошибка, которую люди совершают, вовсе не задумываясь о чувствах человека, что находится рядом. Я сама — инвалид детства и с подобным отношением сталкивалась не раз и не два. Я уже не говорю о некрасивых, бестактных вопросах, которые исходили, увы, не только от детей. Это могли позволить себе и взрослые люди, у которых, наверняка, есть свое представление о добре, многие из них не стеснялись в выражениях. И здесь мне хочется заметить, что такт — это качество человека, которое вполне можно считать роскошью и невероятным богатством, и если вы им обладаете и можете им щедро делиться, это значит — вы попали в число тех людей, что знают или хотя бы стремятся понять другого особенного человека, но с теми же самыми искренними глазами. В их душе так же теплятся вера, надежда, любовь и свои самые разные и необыкновенные мечты.

Детство — это фундамент, на котором строится и развивается человек, а ребенок — это тонкая материя. Он смотрит на взрослых и в точности копирует и воссоздаёт то, что видит перед собой. Иногда мне кажется, что дети много мудрее взрослых и можно многому у них научиться. Ведь когда ребенок начинает общаться, играть, проводить время со своим особенным другом, с течением времени перестает замечать различия между ними, более того, он замечает, как много может и умеет его друг. Вообще, говоря об этом, не нужно забывать, что дети без труда могут найти общий язык, они «легкие», не обременённые предрассудками и не ищут ни в чем подвоха, они просто дружат и не видят в этой дружбе ничего сверхъестественного. Но эта дружба станет возможной, только если взрослые перестанут закрываться от таких детей, научат своего ребенка дружить, опираясь на общечеловеческие ценности. Ребенок, как мне кажется, изначально добрый, отзывчивый, умеющий радоваться новому другу, пусть и особенному. Здесь важно правильно подать ему все нюансы общения с людьми с инвалидностью, терпеливо отвечать на все возникающие вопросы, при этом не ждите, что ребенок сразу все поймет, на это потребуется ваше время и терпение, конечно, это не легко, это несомненно влечет за собой труд, но если вы все же уделите этому достаточно внимания, вы сами увидите сколько нового ваш ребенок открыл, познал для себя и в нем открылись новые грани. Он научится пропускать через себя очень многие вещи: чужие трудности, боль, проблемы и тем самым он будет учиться сопереживать, это немаловажное качество для человека. Ребенок, задавая вам вопрос, ждет развернутого ответа, и нужно сделать все возможное, чтобы он получил его в полной мере. Нужно объяснить ему, что люди с инвалидностью это люди, которые не смотря на свой недуг, могут многого достичь в спорте, в искусстве. Это люди с огромным творческим и спортивным потенциалом, они могут приносить пользу обществу, работать, заводить семьи и быть полноценными людьми, ведь если так подумать, то можно сделать достаточно простой и прозрачный вывод: людям с инвалидностью не нужно ни какой приоритетности, к ним нужно просто относиться как к самым обычным людям, это позволит им раскрыться и перестать сомневаться в себе, в своих силах. Дети могут гораздо больше понять, чем кажется на первый взгляд. Нужно только найти инструмент, который помог бы им это сделать. Одним из таких инструментов является откровенный разговор, невербальное общение, когда ребенку объясняешь, естественно, на доступном ему языке, как важно замечать людей с инвалидностью, быть толерантным. Посвящение в данный вопрос именно детей это один из самых важных шагов на пути решения проблем людей с инвалидностью. У нас в Югре это направление развивается быстрыми темпами. На базе бюджетного учреждения «Центр адаптивного спорта Югры» проводятся мероприятия, направленные на то, чтобы познакомить детей с людьми с инвалидностью. Проводятся различные паралимпийские уроки, где детей знакомят с паралимпийским и сурдлимпийским движением, прививают основы этики, дают понять детям, что среди людей с инвалидностью есть настоящие герои, которые добиваются огромных высот в спорте.

Здесь я хочу вспомнить об уроках доброты, в которых я принимала непосредственное участие, думаю, это поможет вам более живо представить, о чем идет речь.

Сентябрь 2015г

«Развитие доброты ценнейшая часть дела в жизни»

Сэмюэл Джонсон

Когда меня пригласили провести для детей урок доброты в одной из школ Ханты-Мансийска вместе с директором Центра адаптивного спорта Югры Эдуардом Владимировичем Исаковым, я, мягко говоря, была удивлена, вокруг столько именитых прославленных спортсменов, а выбрали меня. И дело вовсе не в том, что я как-то сомневаюсь в себе, просто это логично, когда известный человек общается с подрастающим поколением, а я — совсем иное дело. Почему выбрали меня? Это был первый вопрос, который я задала в первую очередь себе и организаторам. Мне ответили, что, по их мнению, я умею излагать свои мысли и смогу задать позитивный настрой на уроке, сделать так, чтобы у детей сложилось правильное впечатление о людях с инвалидностью. На уроке мы рассказывали детям о людях с инвалидностью, о том, какие бывают виды инвалидности, чем могут заниматься люди с инвалидностью и еще много полезной нужной информации, которая позволит детям посмотреть на людей с инвалидностью другими глазами, познакомиться с новыми именами, оценить людей с инвалидностью, увидеть их достоинства, их любовь к жизни, их стремление добиться чего-то и жить как все. Дети впервые знакомились с такими людьми, и, конечно, это накладывало на нас определенную ответственность. Я посвятила много времени подготовке к этому уроку, потому как это был мой первый подобный опыт. Сказать, что я волновалась, не сказать ничего. И здесь хочу поблагодарить своего соведущего — Эдуарда Владимировича — за поддержку и понимание. Ребята на уроке внимательно слушали, задавали вопросы, и, конечно, отвечали на наши. У нас с детьми был налажен контакт с первых минут нашего урока, и это не могло не радовать нас. Из чего можно было сделать вывод, что детям было интересно, и урок не прошел для них зря. Но я для себя все же до конца не поняла, справилась ли я со своей задачей, хотя Эдуард Владимирович и уверял меня, что все было хорошо.

Позже, я готовилась ко второму уроку. Я подумала, что если меня приглашают на урок во второй раз, значит все действительно неплохо. Этот урок я давала с ребятами из нашего волонтерского клуба «Респект». Урок был посвящен основам этики. На мой взгляд, это один из важнейших вопросов, в которые нужно обязательно посвящать детей, ведь зная азы общения с людьми с инвалидностью, человек не совершит ошибки, не обидит, не задаст бестактный вопрос. Готовясь к этому уроку, я обратила особое внимание на то, что мы даем большой объем материала именно о поведении при общении с людьми с инвалидностью. Поскольку я сама человек с инвалидностью, я сразу нашла ошибки, что люди делают в общении со мной. И теперь я часто замечаю эти моменты. Это бестактные вопросы, думаю, здесь комментарии излишни, но вот то, что еще показалось важным. Если, человек на коляске, то нельзя просто так подойти и подержаться за коляску, ничего не сказав ее владельцу. Это все равно, что просто подойти и повиснуть на человеке. Для человека на коляске, коляска является неотъемлемой частью его личного пространства. И еще один момент, который мне показался очень важным. Для человека с инвалидностью, как и для любого человека, важно, чтобы его действительно слушали. На этом уроке я волновалась уже намного меньше. Как говорят: «Все приходит с опытом». Здесь хочу сказать слова благодарности в адрес волонтеров, с которыми мы работали. Ребята, спасибо вам за ваш юмор и настроение.

Третий заключительный урок доброты мы снова давали вместе с Эдуардом Владимировичем. На данном уроке речь шла об инклюзивном образовании, это когда дети с инвалидностью обучаются вместе со здоровыми детьми в детском саду, в школе, в институте. После беседы мы предложили ребятам нарисовать школу будущего, где нет препятствий, где есть все, чтобы человек с инвалидностью мог спокойно и комфортно развиваться. Дети с радостью откликнулись, оживленно рисовали, обсуждали и проводили презентацию своих проектов. На уроке было много позитива, улыбок, и добра.

Когда урок подошел к своему завершению, дети не хотели нас отпускать, спрашивали, когда мы снова придем к ним в гости. Было очень приятно видеть их заинтересованность, желание знать больше. Я надеюсь, что знания, полученные детьми на наших уроках доброты, помогут им, позволят общаться с людьми с инвалидностью на равных. Очень хочется верить, что дети, которые посетили наши уроки, будут пользоваться приобретенными знаниями и будут общаться с людьми с инвалидностью, тем более, что теперь они знают, как это нужно делать..

Я хочу поблагодарить всех, кто помогал мне во время подготовки и проведения уроков доброты. Спасибо вам, друзья! Еще раз хочу поблагодарить Эдуарда Владимировича за помощь, внимание, понимание, поддержку и за возможность поработать вместе. Для меня это, правда, важно. Я всегда буду рада поучаствовать в таких и иных проектах и в будущем.

Как видите, все достаточно просто — нужно лишь только захотеть научить своего ребенка доброму отношению к людям. Донести до него самый главный принцип в жизни — относись к другому так, как хотел бы чтобы относились к тебе.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги #ДзюбаМожет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я