Альманах 2024

Галина Гайдук

Неожиданные интриги первого белорусского календаря-прогностика 1660 года откроются перед читателем. Астрологическая реконструкция позволит установить точную дату рождения Авиценны, и эта дата отличается от общепризнанной. Астрономические события 2024 года в Театре Деканов развернут нам веер сценариев, в нашей воле выбрать лучший. Альманах может быть использован читателями для анализа и исследования космических циклов доступных наблюдателю с земли.

Оглавление

© Галина Гайдук, 2023

ISBN 978-5-0060-8683-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

«Говорят, что океанские приливы и отливы почти неощутимы в квадратурах, словно притяжение восходящего Солнца и притяжение Луны, покидающей меридиан, пришли в равновесие».

И. Кеплер

О шестиугольных снежинках

Альмана́х (от араб. — астрономический календарь):

Альманах — разновидность серийного издания, продолжающийся непериодический сборник литературно-художественных и/или научно-популярных произведений, объединенных по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и т.п.), который выходит обычно раз в год.

Альманах (устар.) — справочник, который содержит основные астрономические данные — положения небесных тел и их привязку к календарю.

Альманах 2024 года базируется на реальных астрономических событиях, вписанных в календарные циклы; добавлено несколько тематических статей, в том числе астрологических. Мы учитываем в календаре гражданский Новый год (1 января) и естественный, природный, который начинается с весеннего равноденствия 20-го или 21 марта. Охват календаря будет перекрывать гражданский календарь — он составлен до 31 марта 2025 года. Предусмотрена дополнительная информация для каждого месяца. В заключительной части представлены справочник терминов, таблица ингрессий (см. Табл. 1) и смены фаз движения планет, расчет поправки на широту и долготу и др.

Календарь позволяет сориентироваться в наблюдениях за Луной, Венерой, Меркурием, метеорными потоками, затмениями и другими астрономическими явлениями. Некоторые понятия и термины, применяемые в Авестийской астрологии, основатель и руководитель Павел Глоба, будут помечены указателем (АА).

Надеемся, что наш Альманах вам понравится и вы с интересом погрузитесь в захватывающий эксперимент наблюдения за собой и окружающим миром.

В нашем Альманахе сложилась традиция делать небольшой экскурс в историю астрономии и астрологии.

Календарь 1660 г.

В этот раз мы остановимся на малоизвестной истории. Итак, в 1660 г. царь Алексей Михайлович созвал церковный собор, чтобы обсудить оставление патриархом Никоном патриаршего престола (указ от 8 января 1660). В числе других на собор был приглашён архимандрит Полоцкого Богоявленского монастыря Игнатий Иевлевич1 (указ от 10 января 1660 г. о предоставлении Игнатию Иевлевичу девяти подвод «с саньми и проводниками, в езде не издержав ни часу»). В числе сопровождающих находился и Симеон Полоцкий. 19 января полоцкая делегация была принята царем в Кремле, где Симеон прочёл знаменитое приветствие царю. Вероятно, именно тогда Игнатий Иевлевич преподнёс Алексею Михаиловичу изготовленный для него в Полоцке календарь на белорусском языке.

Принцип построения календаря схож с польскими календарями и прогностиками. На титульном листе «Царю найяснейшему и великому господарю Алексею Михайловичю всея Великия и Малыя и Белыя Русьи самодержцу и прочая, Годовый разпись, или Месечило. От рождества Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа на год тисящный шестсотный и шестдесятый. 1660». В документе видны более поздние исправления на «1670»2.

Рис.1. Титул календаря 1660 года

Рис. 2. Карта на 2 января 1660 г. ст. ст. подтверждает дату календаря. В календаре на 2 января указано новолуние, день недели понедельник.

С даты написания календаря (1659 г.) прошло 365 лет. Коротко опишем содержание календаря. Содержание условно можно разделить на две части. Первая: месяцеслов в таблицах, таблица каждого месяца занимает разворот двух листов, где на левой странице указаны числа месяца арабскими цифрами; числа месяца буквенной цифирью; дни недели, обозначенные начальными буквами; фазы Луны; имена святых православной церкви, предсказания о погоде — один из первых зафиксированных на эту тему документов. На правой странице: числа месяца буквенной цифирью по старому стилю; числа месяца по новому стилю; дни недели, обозначенные начальными буквами латинских названии, имена святых католической церкви; предсказания о политических событиях. Вторая часть — астрологические предсказания. Дополнительно даны объяснения условных знаков, обозначающих разные действия.

Именно этот календарь даёт нам представление о системе и уровне знаний Симеоном Полоцким астрологии. Весьма вероятно, что составителем мог быть Игнатий (Иевлевич), изучавший богословие и медицину в Замойской академии3, которая во многом была похожа на Краковскую.

Интересные данные по исследованию рукописи приводит И. Н. Лебедева «Среди многочисленных помет на полях календаря есть такие, которые П. П. Пекарский приписал Петру I. С этим не согласилась М. Н. Мурзанова, знаток почерка Петра I, сочтя, что „записи на полях календаря ошибочно приписаны Петру I (почерк не его руки) “. Историко-почерковедческая экспертиза, проведённая руководителем Лаборатории кодикологических исследований и научно-технической экспертизы документа Отдела рукописей РНБ Д. О. Цыпкиным, показала, что пометы на календаре сделаны не Петром I (Заключение №1/2003 от 7 февраля 2003 г.). Действительно, представляется маловероятным, чтобы Петр I стал изучать календарь на 1660 год (за 12 лет до его рождения). Это скорее пометы, сделанные тем, кому календарь и предназначался, — царём Алексеем Михайловичем. Известно, что Алексей Михайлович пользовался несколькими почерками…»4.

В календаре нет отметок о затмениях 1660 года5, количество их было исключительное — два лунных и четыре солнечных, всего шесть, но они не наблюдались на территории ВКЛ.

Возьмём два важных для России и Беларуси события 1660 г.6:

— 15 января 1660 г. русская армия И. А. Хованского овладела городом Брестом;

— 8 октября войска Речи Посполитой в битве возле города Чаусы отразили наступление русской армии и принудили её отступить до Смоленска.

Наша задача — посмотреть вероятность прогноза данных событий в календаре.

Прогноз в таблицах:

«Януарий:

(6) Мало весело небеснех знамян обличие.

(8) Оттвори оббе оче, и делай разумно.

(11) На Скорпияна и на Водника7 Марш (Марс) (:ратный бог) глядит остро, и гневно (Московия и иных).

(17) Обаче может им и зде, от Ирени (:мировния богиньи) приязнив и радостен погледь прибити.

(26) Великая небеспечность пред ногами8.

(28) Что высоко седит, да смотрит в напред.

(30) Мятеж.

Октоврий:

(1) Бою ся, что иездец червленаго коня, Иездец чернаго коня, свое владанье уступит, или попустит9. Литва Русское царство, Полское кралество, Дунское кралество Холшченское княз.

(10) Змий может зде едну смертную рану добити.

(14) Что ти ся здает, о павовой ошибе?

(19) Леву растет смелость.

(21) Советние изби отверзают ся: зястие думи бивают.

(26) Знаменито обличие звезд.

(28) Зело небезпечно.

(29) Людие справляют никое велико дело».

Прогноз из второй части календаря:

«Январий

На день вторыи, с прочими, до 9-го. Месяц млад.

Начало годишща некажет ся добро. О премиселнех и омамльивех учинкех будет много слышати. Кто бе хотел при столу, в табору, в окопе, и за муром безпечно седити: могел бе лехко во велику беду впасти. Мнозим свои замисли неповедут ся по воле.

На день 9. Указует ся, како мнози на мнозех местах ко мировным замислом придут: и “ скяжут ся готови ко приазнивои [: со своеми противники] и обедвим странам почестной згоде. Но понеже прелестный Меркуриш (Меркурий) всегда будет руки при игре имети, и прелишним говореньем будет дела мутити: Сумню, что в добрех докончаньех немало труда и тяжкости прибудет.

На день 17. Счастие и несчастие будут ся около великех людей вертити: Нине подвижая, нине понижая. Различним главним градом немечским время грозит силние напасти.

На день 25. Девойко нешещи [или непрехаждай ся] далеко. Марш (Марс) заседает. Колу и Рибам недостанет воды: а белому коню зоби. Со всех стран на ниех твердо искушенье мерит.

На день 31

Коло. Клевска, Оснапручска, Магунтска, Пиценска, держава.

Рибы. Лоренска, Ракуска, держава.

Октоврий

На день 1. Чаю, яко на мнозех местех будут владале различние немощи, хороби, и слабости. Смерт на времена ест велику причину дала знаменитим пременам. Тоже ся может и нине случити. Птичему кралю10 будут сети метани: остражен убо да будет.

На день 8. Ох, как би могла различна места добити воздуха, и от множини своех бед ослобождена бити: когда би ых вещи от високея руки с реснотою вождени били. Нашва ест во великой цене, далеко и широко славна.

Нашва11 зовет ся всакое рукоделие, еже ся зделает из злата, сребра, и драгаго каменю, ч [е] л [о] веку на ношение, ради устроя и красоти. Немци зовут клейнот.

Надень 16. Гонци будут угоднее листи понашати. Добро би приятии спаслыву пригоду, дондеже ест при нас: скоро бо может минути. Детелинныи лист12 починает сохнути.

На день 24. Необичайна звезда сретение, и ретко бивающе небесное обличие, зде случити ся имает: славнех убо припадов и упадков подобает чекати.

На день 31. Войник ест добро строен и хвалит ся на мнозех местех, яко му ся все добро поводит. Аз же ти советую нераздражи своея фортуни: понеже стоит на вертлывом кругу перната, и лехконога. Коыи ч [е] л [о] веки ест разумен, поступует сь ньею по дворанску, по лехку, и разсудно. Самое вещем збитие хощет уистити, что нине припадут славнех особ сходки, и велицех дел окончаня. Тужити ест достойно, чему Марш (Марс) тулику слободу и мощ ко говореню имает».

Символический язык предзнаменований календаря имеет характерные особенности. В нём используется геральдическая и мифологическая символика для обозначения стран и личностей, что было так характерно для творчества Симеона Полоцкого. Не будем утверждать, что этот календарь — работа Симеона, но влияние его на структуру многих произведений Полоцкого очевидна.

Конечно, достаточно удачный прогноз политических событий не мог не заинтересовать царя Алексея Михайловича, даже из чисто утилитарных соображений, так как такими прогнозами пользовались и немцы, и поляки. Согласитесь, что знание законов составления прогнозов могло дать ключи к решению тактических и стратегических военных задач. Вероятно, именно как специалиста по прогнозам Симеона Полоцкого пригласили к царскому двору, кстати оказались и его способности виртуозного поэта и богослова, и знание латыни.

И. Татарский так описывает выступление перед царем Симеона Полоцкого в январе 1660 г.: «19-го января прибывшая в Москву Полоцкая братия представлялась государю. В ряду последовавших при этом приветствий выступил пред государем и Симеон, приветствуя его, по примеру прежняго времени, мастерски составленными панегирическими стихотворениями. Стихотворения эти, произнесенный так же 12 отроками, представляются уже весьма значительным произведением начинающей панегирической музы Полоцкаго, обнаружившей впоследствии столь необычайную плодовитость. В потоке льстиваго воодушевления Симеон, между прочим, сравнивает здесь Россию с небом, уподобляя царя и его семейство различным светилам небесным:

Небом Россию нарещи дерзаю,

Ибо планиты в оней обретаю.

Ты солнце; луна Мария царица,

Алексий светла царевич денница.

Его же зари пресветло блистают,

Его бо щастем врази упадают…

Утро денница обыче сияти,

О дни будущем благовествовати.

Во мале даст Бог день пресветлый будет,

Егда денницы светлости прибудет.

В многих победах на вся страны света,

Точию дай Бог многа ему лета.

При приеме полоцкой братии, по-видимому, присутствовала и женская половина царскаго семейства; потому что Симеон и в отношении к ней, продолжает здесь ту же льстивую параллель.

Вместе с этими стихотворениями пред государем были произнесены: «Диалог краткий», где в вопросах и ответах выражалась льстивая похвала царю, царице, царевичу и царевнам, — «Приветство о новонарожденной царевне Марии» и «Диалог краткий о государе царевиче и великом князе Алексии Алексиевиче».

Таким образом, в 1660 году произведениям стихотворнаго искусства Симеона удалось в первый раз проникнуть в палаты царскаго дворца»13.

Думаю, Симеон произносит именно эти стихи неслучайно. Когда реальные события подтвердят прогноз по календарю, царь обязательно вспомнит и молодого поэта. Вероятно, что так и случилось, ибо по мнению И. Татарского, когда в июле 1663 года по доносу Романа Боборыкина возникло дело о клятве патриарха Никона на царя и его семейство, Симеон уже находился в Москве (в числе лиц, посланных для расследования, упоминается царский толмач Симеон). В первые годы пребывания Симеона в Москве в его обязанности входило и толмачество латыни. Татарский пишет, что по воле государя одним из первых дел Симеона было обучение по Альвару14, а его первыми учениками были молодые подьячие Приказа Тайных Дел.

Своим символическим творчеством Симеон проложил мост между морфологией мышления западного «книжного» человека и восточного. Он посеял в царской семье семена западного естествознания, которые уже при Петре I дали свои плоды.

Приверженность символическому языку астрологии и мифологии Симеон Полоцкий сохранил на весь период своего творчества, но этот аспект редко учитывается современными исследователями, так как доклассическое естествознание до настоящего времени остаётся мало изученной областью науки15.

Примечания

1

Игнатий (Иевлевич) (26 сентября 1619 — около 1686, по другим сведениям — в 1667 году) — белорусский педагог-просветитель, литератор, церковный деятель; архимандрит Богоявленского монастыря в Полоцке. Известен отзывом о деле патриарха Никона и речью царю. Родился в семье небогатого могилевского мещанина. Первоначальное образование получил в Шилове. Изучал богословие и медицину в Замойской академии. Преподавал в Киево-Могилянской коллегии. Вместе с её ректором организовывал славяно-греко-латинскую академию в Яссах (1640). В 1647 году принял монашеский постриг. Жил во Львове, Кракове, Орше, с 1655 года — в Полоцке. Стал игуменом Богоявленского монастыря, при котором открыл школу и библиотеку. С 1660 года архимандрит полоцкого Борисоглебского монастыря. Живя в Полоцке, опекал Симеона Полоцкого. В пребывание царя Алексея Михайловича в Полоцке выступил с речью (1656). Принимал участие в церковном соборе 1660 года.

2

Астрологический календарь на 1660 год. Библиотека Академии наук (Санкт-Петербург) (БАН). П IА №2.

3

Замойская академия (польск. Akademia Zamojska; лат. Hippaeum Zamoscianum) — учебное учреждение в Замостье, основанное Яном Замойским в 1594 году. В этом же году папа Климент VIII утвердил создание академии своей буллой. В 1669 году академия получила статус университета. Академия сначала состояла из трёх факультетов — свободных наук (грамматика, диалектика/логика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия/астрология), права и медицины. Уже позже, в 1648 году, был создан еще один факультет — теологический. Выпускники академии, на основании буллы Папы Климента VII, могли получать в её стенах степень доктора по богословию, праву и медицине.

4

Лебедева, И. Н. Библиотека Петра I. Описание рукописных книг. — СПб, 2003. С. 24—25.

5

Справка:

Лунные затмения 1660 г.: 25.04.1660 (15.04.1660 ст. ст.) — Полное. На территории ВКЛ затмение проходило днем, не наблюдаемо. 18.10.1660 (8.10.1660 ст. ст.) — Полное. На территории ВКЛ затмение проходило днем, не наблюдаемо.

Солнечные затмения 1660 г.: 9.04.1660 (30.03.1660 ст. ст.) — Частное. Сарос 104, на территории ВКЛ затмение не наблюдаемо. В настоящее время сарос закончился. 9.05.1660 (29.04.1660 ст. ст.) — Частное. Сарос 142, на территории ВКЛ не наблюдаемо. В 2020 году было 23-е затмение этого сароса в цикле из 72 затмений. 4.10.1660 (24.09.1660 ст. ст.) — Частное. Сарос 109, на территории ВКЛ не наблюдаемо. В настоящее время сарос закончился. 3.11.1660 (24.10.1660 ст. ст.) — Частное. Сарос 147, на территории ВКЛ не наблюдаемо. В 2021 году было 23-е затмение этого сароса в цикле из 80.

6

Историческая справка: 15.01.1660 г. — русская армия И. А. Хованского овладела городом Брест. 18.06.1660 г. — поражение армии И. А. Хованского в бою под Ляховичами. 25.06.1660 г. — украинские казаки после длительной осады штурмом овладели городом Пинск. 28.06.1660 г. — объединенные белорусско-литовские (командующий П. Сапега) и польские (командующий С. Черноцкий) войска Речи Посполитой разгромили возле дер. Полонка (Слонимский уезд) армию И. А. Хованского. 03.07.1660 г. — войска Речи Посполитой заняли город Минск и территорию Беларуси до реки Березены. 08.10.1660 г. — войска Речи Посполитой в битве возле города Чаусы (битва на реке Басе) отразили наступление русской армии и принудили ее отступать до г. Смоленска. 27.09 — 4.11.1660 г. — битва под Чудновом — сражение Русско-польской войны (1654—1667) около местечка Чуднов. Войска Речи Посполитой в союзе с крымскими татарами нанесли тяжелое поражение русско-казацкой армии под командованием боярина Василия Шереметева и наказного гетмана Тимофея Цецюры.

7

В тексте примечание: «На держави под теми знамении стоящи». Водником называли Водолея.

8

В тексте примечание: «Все знаках несчастье».

9

Чёрными чернилами другим почерком добавлено: «иездец на белом коне». Остальные приписки трудноразличимы, понятно, что комментируются или добавляются фактические события.

10

Птица есть в гербе Руси, а Польша в календаре названа Белым Орлом.

11

Текст вынесен за поля с левой стороны: «Нашва. Францускае кральевство».

12

Текст вынесен за поля с правой стороны: «Ландавска держава».

13

Татарский, И. Симеон Полоцкий / И. Татарский. — М., 1866.

14

Татарский уточняет, что это обучение латыни по руководству Альвара.

15

Гайдук Г. В. Доклассическое естествознание Восточной Европы конца XV — середины XVIII веков. — Мн., 2010.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я