Наука побеждать. Притчи

Галина Александровна Терлецкая, 2020

С помощью притч и бесед с подростками, студентами, авторы раскрыли основные достижения человечества в области морально-нравственных основ простым, популярным языком. Изложенные в книге знания дают Точку Опоры для формирующейся личности. Притчи – духовно-нравственные истории, переданные предками потомкам для размышления и научения, способные открывать сердце человека, воспитывать волю, мужество, доброту и т.д. Авторы разработали оригинальный метод изложения, основанный на древних традициях передачи знаний от Учителя к ученику в живом диалоге. Цели книги: просветительская, развивающая, совершенствующая, воспитательная. Книга предназначена для психологов, учителей общеобразовательных и гуманитарных школ и ВУЗов, работников социальных подростковых учреждений, преподавателей военных училищ, эзотериков, семейного чтения, коллективного обсуждения. Является дополнением к урокам внеклассного чтения, к предмету «Основы религиоведения».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука побеждать. Притчи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Согласие разума и сердца

Перед собой склоняюсь я в мольбе,

Прислушиваюсь молча сам к себе…

Джебран Халиль Джебран

— Сегодня мы с вами начинаем новую тему — Согласие разума и сердца. Мудрецы всех времен и народов уделяли этому вопросу особое внимание. Они утверждали, чтобы стать счастливым, каждый человек, живущий на Земле, должен привести свой разум в согласие со своим сердцем. В этом случае человек получает энергетическую поддержку Духовного Мира для развития, совершенствования и преображения. Так наш Мир устроил Создатель, и мы должны это понимать.

Если согласия разума и сердца нет, в жизни человека возникает множество проблем. Почему? Потому что без такого согласия энергию жизни человек направляет не на созидание и развитие, а на разрушение и развитие внутренних противоречий между разумом (расчетом, эгоизмом) и сердцем (человеколюбием, состраданием, альтруизмом). Понимаете? Если разум и сердце не находятся в согласии, возникает разлад и борьба. И это состояние будет проявляться во всем — в мыслях, делах и поступках человека, в его характере, а значит — в формировании его судьбы!

Мудрецы также утверждали, что только независимый от эгоистических желаний и страстей человек, ориентированный на высшие морально-нравственные ценности, который смог обуздать и победить свой эгоизм и все вытекающие из него худшие качества своего характера, развить в себе альтруизм и лучшие человеческие качества, может стать истинным победителем в жизни! Поэтому цикл наших с вами бесед и называется «Наука или Искусство Побеждать».

Сказав это, учитель нарисовал на доске рисунок и наполнил его словами:

Разум — Осознанность, Предвидение

Сердце — Человеколюбие, сострадание

Чувства, желания, привычки

— Посмотрите на этот схематичный рисунок, — продолжал учитель. — Символически он отражает суть гармоничного человека, которая включает в себя развитый разум — осознанность, умение предвидеть; лучшие душевные качества — человеколюбие и сострадание; утонченные чувства, контролируемые желания, положительные привычки. Фактически из этих составных формируется характер развитого человека.

Бесспорно, каждый человек уникален и индивидуален, потому что существует бесчисленное множество различных вариантов сформировавшихся характеров. Но в любом случае наш характер формируется из этой троицы — Разум, Сердце, чувства.

И если все это находится в гармонии и содружестве, мы становимся гармоничными и самодостаточными людьми. Поэтому у нас нет другого Пути, кроме развития и совершенствования, если мы хотим стать успешными и счастливыми людьми.

При этом надо понимать, что наш разум должен быть развитым и дисциплинированным, тогда мы достигнем вершин осознанности и предвидения; вершиной наших душевных поисков должны стать человеколюбие и сострадание; чувства наши должны быть утонченными, желания — контролируемые разумом и сердцем. Тогда мы станем гармоничными людьми.

— Учитель, все так много говорят о гармонии! — сказал Данила. — А что она конкретно дает человеку в жизни?

— Гармоничный человек легко перестраивается, так как он находится в движении, в динамике, — сказал учитель. — При этом он всегда опирается на морально-нравственные законы развития, которые являются стержнем его пути. Такой человек застрахован от депрессий, от всякого рода фобий, он всегда найдет достойный выход из сложившейся ситуации и другим поможет. Его понимание является опорой в трудных жизненных обстоятельствах, он уверен в себе и осознает, что ему все по плечу.

Негармоничный человек — с закрытым эгоистичным сердцем, считает, что ему все дозволено. И это является его величайшим заблуждением! Он не живет в гармонии сам, и другим создает дисгармонию.

Мудрецы также акцентировали свое внимание на том, что согласие разума и сердца — залог мирной процветающей жизни на Земле, в государстве, семье. И человек должен без устали трудиться, чтобы быть в гармонии и живом динамическом балансе с миром. Если такого живого процесса не происходит, счастья ждать не приходится! Потому что любой застой приводит к неудовлетворенности.

Как прийти к этому согласию?

Этот вопрос волновал человечество на протяжении всей истории. Мудрецы изучили его досконально и оставили наставления потомкам.

Они считали, если такого согласия нет, в человеке проявляется дисгармония и агрессивность, и тогда люди спорят между собой, создают конфликты, развязывают войны, пытаются насилием и террором добиться желаемого. Причем, подобного рода споры и раздоры могут возникать по любому вопросу — чья религия главнее, чья нация более «богом избранная», чья демократия более истинная и т.д. Ловкий человеческий ум всегда может найти для оправдания своей агрессии и захватнических целей бесчисленное множество поводов и оправданий.

Но вы — люди третьего тысячелетия, и мыслить должны иначе — соборно и интегрально, позитивно, искрометно и менее эгоистично, но более альтруистично, с учетом интересов всех участников. На вас возложена Особая Миссия! Вы должны стремиться создать такой Мировой Порядок, при котором людям будет комфортно и радостно жить на Земле, и все будут иметь достаточно приличные материальные условия для возможности реализовать свои творческие способности.

В истории человечества были разные периоды — люди науки отрицали религию, а религиозные фанатики сжигали на кострах людей науки, а не только их научные труды. Теперь пришло время объединения, поиска Золотой Середины, время — «собирать камни».

— Учитель, я так понимаю, что в данном случае разум символизирует науку, а сердце — веру, — сказал Артем. — И только при их согласии возможен истинный прогресс человечества.

— А я думаю, что разум и сердце — это два крыла души человека, — сказала Юля.

— Одно крыло — разум, другое — сердце! Отсюда выражение — крылатая душа, получается — Птица Счастья, — заметил Данила. — А какими должны быть крылья у птицы? Здоровыми и симметричными. Иначе она не сможет взлететь!

— Я думаю, отстаивание своих интересов — это сфера разума, — заметил Артем. — А уважение и любовь друг к другу — сфера сердечных чувств. И только если будет согласие между ними, люди разных религий и стран смогут договориться друг с другом. И тогда над Землей воспарит Птица Счастья! А для этого надо, чтобы те, кто формирует общечеловеческие ценности, сами находились в состоянии гармонии, а то они такого натворят, что всем мало не покажется.

— Все верно! — сказал учитель. — Мудрецы утверждают, что наш ум — категория двойственная. Поэтому, опираясь только на ум, человек не способен принять правильное решение, если не будет опираться на нравственные ценности, то есть, если не будет иметь открытое сердце и искренность намерений!

Обратите внимание, человек гармоничный, с развитым умом и нравственными общечеловеческими приоритетами, всегда будет призывать к мирному решению вопроса, к поиску взаимоприемлемых решений, он в любой ситуации будет искать то, что объединяет. Человек эгоистичный, с закрытым сердцем, даже если его ум прекрасно развит, всегда будет искать разделения и противостояния.

Мудрецы говорят, если ум и сердце пребывают в гармонии, человек становится мудрым, если приоритет отдается преимущественно уму, человек может стать эгоистичным, бессердечным и даже — деспотичным. Рано или поздно такой человек станет тираном или диктатором, не важно, где — в семье, обществе, стране. Наверное, вы не будете спорить с тем, что человек, у которого открыто сердце и развит ум, живет более полноценной, счастливой и многогранной жизнью, потому что лучше понимает законы жизни и легче ориентируется в ней.

— С этим не поспоришь, — сказала Юля. — Я думаю, развить ум все же легче, чем открыть свое сердце…

— Все верно! — сказал Учитель. — Если будет проявляться дисгармония и агрессивность при принятии сложных, взаимоприемлемых решений, «согласия в товарищах» не будет. И я хочу спросить вас, как вы понимаете, что такое агрессивность?

— Я думаю, если человек скандалит и спорит по каждому поводу — это проявление агрессии, — сказал Саша.

— Войны и терроризм — это крайнее проявление агрессивности, — сказал Антон.

— Сломать ветку дерева или пнуть кота — тоже проявление агрессивности, — сказала Настя.

— Правильно, — сказал учитель. — Вы говорите о явных проявлениях агрессии, но есть и ее скрытые формы. К ним мы можем отнести критиканство, сплетни и слухи, ложь, жадность, зависть и другие пороки, которые ведут к разделению. Об этих качествах и пороках мы с вами будем подробно говорить позже.

А сейчас я хочу акцентировать ваше внимание на том, что агрессивность — это скрытая сила, побуждающая человека совершать негативные поступки, а причина ее кроется в дисгармонии личности. Причем, агрессию порождает сам человек своим невежеством, и потом сам же страдает от своего порождения. Гармония — это равновесие, которое состоит из ясно и здраво думающей головы и открытого доброжелательного сердца! А разум и сердце — два крыла души человека, и только в их гармонии возможен истинный прогресс человечества. Послушайте притчу.

Открытое сердце

Одному царю из соседнего государства прислали три совершенно одинаковых золотых фигурки. В сопроводительном письме говорилось, что все они отличаются друг от друга, каждая из них имеет свое значение и ценность.

Царь представил фигурки своим придворным, и потребовал определить, чем они отличаются друг от друга. Придворные мужи взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но никаких отличий найдено не было. Люди, осмотревшие эти фигурки, только разводили руками, признавая свою беспомощность.

Лишь мудрый визирь не сдавался, обнаружив в ушах фигурок маленькие отверстия. Он просунул в эти отверстия тоненькую золотую проволочку и увидел, что у первой фигурки конец ее вышел из другого уха, у второй — изо рта, а у третьей — через отверстие в сердце. Подумав немного, визирь сказал: «Ваше Величество, я думаю, что решение загадки найдено. Первая фигурка символизирует человека, у которого «в одно ухо влетает, а в другое вылетает». Вторая фигурка напоминает человека, который, едва дослушав новость, спешит рассказать ее другим, не утруждая себя ее осмыслением. Третья фигурка схожа с теми, кто воспринимает услышанное и старается пропустить его через свое сердце. Она наиболее ценная из трех».

***

— А теперь скажите, в чем суть этой притчи? — спросил учитель.

— В том, что существует три типа человека, которые отличаются друг от друга способностью мышления, — сказала Юля.

— А как вы думаете, почему именно третий тип человека, назовем его — человек сердечный, самый ценный из трех? — сказал учитель.

— Я думаю, только тот, кто пропускает события через свое сердце — благородный, милосердный, душевный человек, способен принимать правильные решения, — сказала Настя. — И такие люди — самые ценные на Земле, они могут решать спорные вопросы, примирять и защищать других.

— А как бы вы назвали такого человека одним словом? — спросил учитель.

— Наверное, мудрым, — ответил Антон.

— Из этой притчи мы можем сделать вывод, что в истории человечества мудрость всегда была в почете, — сказал учитель. — Но позвольте вас спросить — что такое мудрость?

— Мудрость — это способность решить сложную жизненную проблему, — сказал Антон.

— Мудрость — это ясность ума, — сказала Юля.

— Прекрасно! Еще…

— Мудрость — это умение предвидеть, — заметил Даниил. — Вообще говоря, я думаю, что мудрость — это великая ценность. Человек мудрый делает минимум ошибок, помогает другим, примиряет людей друг с другом. Другой вопрос волнует меня — как стать мудрым?

— Мудрые притчи читать! — с улыбкой заметил Саша. — С другими обсуждать, точку зрения древних мудрецов узнавать. Главное — не перемудрить. Разве не так, учитель?

— Уж и не знаю, что лучше — пере–мудрить или не до–мудрить? — улыбаясь, сказал учитель. — Конечно, мудрость предполагает наличие ясности ума, умение предвидеть и сострадать, наличие опыта и интуиции, гармонию и цельность. Мудрый человек воспринимает жизнь как живой поток животворящей энергии. Но мудрости человек может достичь только в том случае, если его разум и сердце находятся в гармонии. Послушайте притчу.

Сердце — глаза разума

Горел лес, в котором жили двое нищих. Один из них был безногим, другой — слепым. И они вечно враждовали между собой, даже не разговаривали.

Но вдруг наступила минута опасности! Слепой начал метаться по лесу и налетал то на огонь, то на дерево.

Зрячий пытался ползти, но огонь быстро настигал его. Казалось, что их гибель неминуема.

Но слепой был сообразительным, и громко крикнул: «Теперь можно спастись только одним способом! Садись мне на плечи, я стану твоими ногами, ты же станешь моими глазами. Только так мы спасемся!»

В минуту опасности безногий человек мгновенно оценил смекалку слепого. Вражда между ними была отброшена, и они оба спаслись.

***

— В притче говорится о том, что разум и сердце только тогда могут прийти к согласию, когда перестанут враждовать между собой, — сказал учитель. — И от этого все только выиграют!

В этом согласии формируется сила, способная выручить человека в любой экстремальной и трудной жизненной ситуации. Сердце — глаза разума, свет души, свет понимания, без которого ум слеп, а человек не способен объективно оценить ситуацию, пребывать в истинной реальности, видеть очевидное.

И если человек будет руководствоваться только умом, он не сможет постичь смысл жизни, прочувствовать всю ее красоту и уникальность. Полагаясь только на ум, пытаясь все рассчитывать, человек сужает рамки своего восприятия, обкрадывает себя, обедняет и упрощает жизнь, делает ее примитивной и безрадостной.

Но жизнь бесконечно многогранна и красочна, и все рассчитать невозможно. Даже если человек имеет острый, развитый, дисциплинированный ум, но не имеет способности сопереживать, сочувствовать, сострадать, он не будет счастливым и самодостаточным!

Сердце человека — мудрое и доброе. Оно помогает сформировать верное понимание и способность правильно ориентироваться в жизни. Человек, который не способен слышать голос своего сердца, духовно беден и несчастен. Ему постоянно чего–то не хватает, его душа томится и страдает.

Но даже такое состояние — благо, потому что оно побуждает человека искать. И этот поиск приводит его либо к своему высшему Я, если выбрано правильное направление, либо укрепляет его эгоизм и самость, что ведет к деградации личности. И от этого выбора зависит наша судьба, вся наша жизнь!

Проблема в другом — сколько времени потребуется, чтобы прийти к такой гармонии, и хватит ли для этого жизни? Чаще всего человек начинает задумываться о своем жизненном пути с появлением проблем и болезней. Он начинает понимать, что не смог реализовать те возможности, которыми был наделен от рождения, потому что неправильно распорядился своей жизнью, своей энергией. Но жизнь — коротка, а энергия — ограничена. И ее нельзя растрачивать по пустякам.

Наверное, вы удивлены, зачем я все это говорю вам, молодым людям? Затем, что вы имеете право знать об этом и беречь вашу энергию, направлять ее в правильное русло — на развитие своих способностей, реализацию своих возможностей. Подумайте об этом! А сейчас послушайте притчу.

Удивительная трансформация

Много лет тому назад в одной стране жил молодой, известный художник. Он прославился тем, что нарисовал поистине замечательный портрет, наполненный божественным светом и радостью.

Художник долго искал человека, чье лицо отражало свет неземной красоты. Он скитался из города в город, из деревни в деревню, и несколько лет потратил на поиски такого человека и, наконец, встретил юного пастуха с сияющими глазами. Одного взгляда было достаточно, чтобы понять, что внутри юноши пребывает Бог!

Впоследствии с его портрета были сделаны тысячи копий. Они продавались повсюду. Люди с удовольствием покупали эти копии и любовались необыкновенной красотой юного человека.

…Прошло двадцать лет, и художник решил написать другой портрет. Его опыт говорил ему, что в человеке есть не только божественное начало, но и низменное (тварное). И он стал искать человека, чье лицо олицетворяло бы воплощение порока.

После долгих поисков он нашел такого человека в тюрьме. Тот был приговорен к смертной казни за совершение целого ряда злодейских преступлений. Безобразнее лица невозможно было бы себе представить — глаза этого человека извергали ненависть и агрессию!

Когда художник закончил писать его портрет, он достал портрет юноши с сияющими глазами и поставил его рядом для сравнения. С художественной точки зрения оба портрета были великолепны, и на контрасте они производили неизгладимое впечатление!

Некоторое время художник стоял, как завороженный, и вдруг… услышал стоны. Оглянувшись, он посмотрел на закованного в цепи заключенного. Слезы катились по его щекам, а грудь сотрясалась от рыданий. Художник был сбит с толку и спросил: «Друг мой, почему ты плачешь? Эти картины расстроили тебя?»

Узник ответил: «Вы не узнали меня? Вначале и я Вас не узнал, пока не увидел этот портрет двадцатилетней давности. Ведь на обоих портретах изображен я. Я — тот самый пастух, которого Вы встретили двадцать лет тому назад. И я плачу о своем падении».

***

— Вот такая грустная история, — сказал учитель. — Как могло произойти такое превращение с человеком?

— Скорее всего, постепенно, — сказал Антон. — Сначала его начали узнавать, восхищаться им, человек стал популярным и возгордился. И у него произошел «звездный загиб».

— Потом на него посыпались всевозможные блага, соблазны, искушения, — сказала Юля. — И жизнь закружила его и понесла по наклонной плоскости. А он не нашел в себе сил противостоять этим искушениям.

— А, может быть, обстоятельства сложились так, что человек попал в трудную жизненную ситуацию и вынужден был совершить преступление? — в задумчивости сказал Артем.

— Да! Но в притче сказано, что человек не один раз совершал преступление, — заметил Данила. — Он повторял это снова и снова, пока не превратился в закоренелого преступника.

— Наверное, художник не был психологом, а потому не заметил в лице человека дурных наклонностей изначально, когда писал первый портрет, — сказала Наташа.

— Запомните то, что я вам сейчас скажу! — сказал учитель. — Важно, в какую ситуацию вы попали, но еще важнее, как вы будете из нее выходить! И, если неожиданно сложилась трудная жизненная ситуация, это значит, что вы упорно не желали замечать, как она созревала. Наш «герой», вероятно, не делал правильных выводов, быть может, винил других в своих бедах, а себе находил оправдание. Возможно, вообще не задумывался над подобными вопросами. Он, как слепой — шел по жизни, не осознавая, методом проб и ошибок.

А жизнь — строгая и требует от человека ответственности, побуждает делать работу над ошибками, исправлять ситуацию, чтобы выпрямить путь. Люди, которые идут на поводу у своих страстей и желаний, слепы и эгоистичны. Комплекс неполноценности или мания величия возникают у них, как следствие, и, развиваясь, порождает все человеческие проблемы, страхи, беспокойства и страдания.

— Учитель, возможно, у него на роду было написано пройти именно такой путь, — предположила Настя.

— Я думаю, что написано на роду означает, что его предки совершали какие-то неправедные дела, — сказала Юля. — Но в его силах было исправить это!

— А я думаю, что жизнь нашего «героя» вообще нельзя назвать Путем, так, блужданье какое–то, — заметил Саша. — Ведь Путь — это осознанное движение, а наш герой не задумывался над этим, когда пошел на поводу у своих низменных желаний и страстей.

— Они-то и довели его до крайней степени! — сказал Данила.

— Я хочу сказать вам, что люди, которые идут на поводу у своих страстей и своего эгоизма, как правило, возвеличивают свои достоинства, постоянно сравнивая, оценивая, критикуя. Такова природа ума. Комплекс неполноценности или мания величия возникают у человека, как следствие, и, развиваясь, порождают все проблемы, страхи, беспокойства, страдания, — сказал учитель. — Послушайте притчу.

Правильный вывод

У одного молодого Оленя были большие и красивые рога, которыми он очень гордился! Ни у кого во всем лесу не было таких роскошных рогов!

Возле него паслись дикие козы, у которых были маленькие и кривые рожки, и он посмеивался над ними. А когда ему встречались дикие кабаны, у которых вообще не было рогов, а были только кривые клыки, он пренебрежительно фыркал и отворачивался от них. Ведь ему было чем гордиться!

Все в его жизни было бы замечательно, если бы не его ноги. Ему казалось, что они очень некрасивые, тонкие и кривые. Он никому об этом не говорил, но очень страдал и комплексовал по этому поводу.

И вот однажды в лесу случился пожар. Дикие звери со страхом бросились бежать. И в этот момент Олень оценил достоинство своих крепких ног. Они несли его быстрее ветра. Он обогнал всех — кабанов и антилоп и, непременно бы спасся от огня, если бы не его ветвистые, раскидистые рога! Они постоянно мешали ему пробираться сквозь густые заросли.

Мимо проносились дикие звери. Огонь приближался. И в этот момент Олень впервые осознал, как хороши его ноги, и как нелепы его рога, предмет его большой гордости!

***

— Как видите, иллюзорные вещи заслоняют нам правду о самих себе, — сказал учитель, — о наших истинных достоинствах и недостатках. Но рано или поздно жизнь все расставляет на свои места. Наш заблудший олень мыслил весьма стереотипно, но наступило время суровых испытаний, и он прозрел. Как вы думаете, почему для осознания простых и очевидных истин человеку иногда нужны сильные потрясения?

— Да потому что каждый «олень» стремится утвердиться, — сказал Антон. — А для того, чтобы что–то осознать, нужно, для начала, усомниться!

Дети засмеялись, а учитель сказал:

— Согласен, как может прийти новое понимание, если человек не усомнится в старом?

— Учитель, но человек — это личность, — сказал Саша. — А личность всегда самоуверенна, как наш олень из притчи. А если не будет уверенности, не будет устойчивости.

— Насчет устойчивости — большой вопрос! — сказал учитель. — Но я согласен, чтобы произошло осознание себя, человек должен вначале утвердиться, как личность. Стать личностью — это правильно и достойно человека. При этом мы должны понимать, что суть личности — это не упрямство и эгоистичность, самоуверенность, тщеславие и гордыня, суть личности — это динамика, живой процесс, развитие и преображение. Умение признавать свои ошибки и менять устаревшее и косное понимание на передовое и новое — это неотъемлемые признаки настоящей личности. Чтобы расти и преображаться, нужно быть гибким и сильным, как росток, пробивающий асфальт. При этом мне больше нравится слово индивидуальность, потому что личность и личина — однокоренные слова.

— Учитель, я сделал такой вывод, испытания, которые мы воспринимаем, как беды, свалившиеся на нашу голову, в результате правильного к ним отношения, приносят благо, — заявил Данила.

— Конечно, все зависит от нашего искреннего желания увидеть истинное положение вещей и сделать правильные выводы, — сказал учитель. — Предположим, олень чудом выбрался из горящего леса. Какие выводы он может сделать?

— Например, он может ругать свои рога и преклоняться перед своими ногами, — заметил Артем. — И опять это будет неверно. Ведь может сложиться ситуация, при которой рога выручат его. В этом случае у него есть два выхода! Или утвердиться в своем новом понимании по поводу своих уникальных ног, или сделать объективный вывод.

— А вывод этот должен быть таким, — подхватил его мысль Антон. — Не стоит ничем гордиться, возвеличивая свои достоинства, особенно, если это — внешние атрибуты. В один момент они могут оказаться недостатками.

— Хорошо, — сказал учитель. — А теперь послушайте притчу о способности контролировать свои страстные желания.

Разум и чувства

Есть на Тибете гора, всегда окруженная облаками и туманом. Вздымается она аж до самого неба! Растет на той горе могучее, тысячелетнее дерево.

Ежедневно прилетали туда, оседлав ветер, двое Небожителей. Садились они в тени могучего дерева и играли в шахматы.

Однажды их занятие привлекло внимание одной обезьяны из дремучей чащи. Умирая от любопытства, она тихонько подкралась к дереву, спряталась в густой листве и стала подглядывать за искусством святых.

Шел день за днем. Сообразительная обезьяна пробиралась туда каждое утро с упорным постоянством и постигала мудреные правила шахматной игры.

Вскоре про небожителей прослышали люди и пожелали узреть собственными глазами такое чудо. Однако святые постарались избежать мирской суеты и исчезли до появления людей.

И вот тут–то обезьяна, распираемая желанием покрасоваться своим умением, спустилась с дерева и предложила людям сразиться с ней в шахматы. Она играла так мастерски, что не нашлось никого, кто мог бы победить ее. Весть об этом разлетелась по всей округе!

Когда правитель той местности услышал об этой удивительной обезьяне, он решил преподнести ее в дар императору и отослал ее в столицу.

Император предложил всем министрам, ученым и генералам сыграть в шахматы с этой поистине уникальной обезьяной. И что же?! Среди них не было ей равных!

Императора этот факт раззадорил еще больше, и он объявил по всей стране: «Кто победит обезьяну, тот получит в награду столько золота, сколько сможет унести». Со всей страны в столицу потянулись лучшие игроки. Один за другим садились они за шахматную доску напротив обезьяны и проигрывали ей.

Император уже совсем разуверился в том, что кто–то сумеет ее победить. Но вот пришел скромного вида человек и объявил, что намерен выиграть у легендарной обезьяны.

По приказу императора им сразу предоставили возможность. Началась первая партия. Человек сделал ход и, достав из кармана аппетитный банан, начал его не спеша есть. Обезьяна стала играть рассеянно, периодически поглядывая то на банан, то на своего соперника. А когда тот достал из кармана сочный золотистый персик и надкусил его, она задрожала от желания!

Таким образом, отвлекаясь, обезьяна проиграла одну за другой три партии!

***

— Вот такая притча. Она повествует о том, что человек, который захвачен страстными желаниями и разум которого затуманен эмоциями, теряет ясность, становится несвободным, зависимым, а потому проигрывает. Для победы нужна ясная голова. Сказав это, учитель написал на доске:

ДУША (человеколюбие, сострадание)

––

РАЗУМ (осознанность, здраво-свободомыслие)

––

ЖЕЛАНИЯ (страсти, соблазны)

— Если человек пребывает во власти желаний, он теряет свободу и здравое, ясное мышление, и проигрывает, — сказал учитель. — Понимаете ли вы это?

— Конечно! — сказал Антон. — Обезьяна побеждала всех до тех пор, пока мудрец не разжег в ней страстное желание, которое она не в силах была контролировать. И это — понятно, ведь животные живут инстинктами.

— Притча о том, что даже обезьяну можно обучить и натренировать! — сказал Саша. — И вот заставить ее контролировать свои желания нет никакой возможности. Она полностью подчинена природе, в отличие от человека, у которого есть такая возможность контроля.

— Верно, — сказал учитель. — И я надеюсь, вы поняли главную мысль — чтобы стать настоящим человеком, нужно освободиться от диктатуры желаний, научиться контролировать их. В противном случае неконтролируемый ум станет распущенным, постоянно желая чего-то, паникуя, пугаясь и беспокоясь. Ведь притча именно об этом!

Поэтому одна из задач человека — учиться контролировать вои желания. Об этом нужно помнить и постоянно дисциплинировать, оттачивать, настраивать свой ум, содержать его в чистоте и приводить в согласие со своим сердцем. Послушайте притчу.

Книжная премудрость и интуиция

Два человека в течение нескольких лет играли в шахматы. Между ними было острое соперничество, но силы их были равны и поэтому играли они с переменным успехом.

Неожиданно один из них стал почти всякий раз проигрывать своему сопернику. Проигрывающий был в полном недоумении и попытался разгадать причину своих поражений. Он проанализировал ситуацию и понял, что стал проигрывать с тех пор, как начал читать трехтомный трактат под названием «Как правильно играть в шахматы». После некоторых размышлений он осознал причину своих неудач и, чтобы проверить правильность своей догадки, подарил трактат своему другу.

— И как вы думаете, каким был результат?

— Неужели он стал выигрывать? — удивленно спросил Артем.

— В притче говорится о том, что через некоторое время он уверенно стал обыгрывать своего соперника, — продолжал учитель. — Почему, как вы думаете?

— Наверное, потому, что игрок до этого уже великолепно играл, полагаясь не только на свое мастерство, но и на свою интуицию, — заметил Данила. — А потом решил научиться книжной премудрости, будучи уже спецом, то есть, стал сомневаться. Вот эти сомнения и подвели его…

— Пожалуй, интуиция у него действительно была на уровне, — сказал учитель. — Сомнения посетили его, и он стал проигрывать. Но он не смирился с этим, а включился и стал искать причину. Это — важно! Всегда ищите причину — в ней кроются ответы на все ваши вопросы. Если вы будете искренними, и, прежде всего, начнете искать причину в самом себе, найдете правильный ответ, если — нет, жизнь опять подкинет вам ситуацию для поиска причины и обретения правильного ответа. Послушайте притчу.

Мудрый совет

Один человек шил шапки и продавал их в разных городах на базаре. Шло время, он состарился, и ему стало трудно ходить на большие расстояния. Он позвал сына и сказал:

— Теперь тебе придется ходить по разным городам и продавать шапки. Не знаю, справишься ли ты с этим делом?

Сын успокоил отца, сказав, что тот может на него положиться.

Через некоторое время отец отправил его на ярмарку с полным мешком шапок. Выйдя из дома рано утром, парень прошагал значительное расстояние. Солнце припекало, и он решил отдохнуть под сенью дерева. Немного перекусив, он заснул.

…Любопытные обезьяны слезли с дерева и вытащили из мешка все шапки. Когда парень проснулся и обнаружил их пропажу, то сильно огорчился, потому что не смог оправдать доверие отца. Он не знал, что делать, и был в отчаянье. Шапки не вернуть! И, к тому же, бессовестные обезьяны строили ему рожицы и смеялись над ним.

На его счастье, мимо проходил почтенный старец. Увидев приунывшего парня и обезьян с шапками на дереве, он сразу все понял, и сказал:

— Не горюй! У тебя осталась хоть одна шапка?

— Да, — ответил юноша.

Тогда старец громко хлопнул в ладоши. Обезьяны насторожились.

— Надень ее на голову, — велел старец. Парень выполнил его указание. Обезьяны тут же напялили шапки на свои головы.

— А теперь сними ее и брось в сторону! — приказал старец.

Парень так и сделал. Обезьяны в точности повторили его действия, побросав все шапки на землю. Юноша собрал их в мешок, поблагодарил старца и пошел своей дорогой.

***

— Такая простая ситуация, а юноша растерялся. Почему, как вы думаете? — спросил учитель.

— Вообще говоря, юноша сам создал эту ситуацию, потому что безответственно отнесся к делу, ведь шапки могли просто украсть, пока он спал, — заметил Даниил. — И все бы труды отца пошли насмарку.

— Я считаю, что в таких ситуациях нельзя расстраиваться! — сказала Юля. — Нужно собраться, начать думать и искать выход. Хорошо, что жизнь послала юноше мудрого старца в помощь, который нашел выход из затруднительного положения.

— Мне кажется, притча о том, что безвыходных ситуаций не бывает, — заметил Артем. — Просто нужно не паниковать, а сразу переключиться на позитивный исход дела и начинать искать выход. Не поддаваться чувствам, а включать мозги.

— Конечно, еще лучше было бы, если бы парень сделал правильный вывод и больше никогда не попадал в подобную ситуацию, — сказал Антон. — Но для этого нужен жизненный опыт, и умение заранее предвидеть.

— Согласен, — сказал учитель. — Предвидеть заранее — это вершина осознанности. Но парень только начинал свой жизненный путь, а потому особой осознанностью не отличался. Поэтому я так часто говорю вам об осознанном отношении к любому делу. Только если вы будете идти этим путем, у вас откроется интуиция, и тогда вы сможете предвидеть заранее последствия своих поступков. А если будете хитрить, изворачиваться, рассчитывать все только в свою пользу, то есть — игнорировать действие божественного Закона, никакой опыт не поможет вам стать предвидящими. Предвидение — это особый дар, привилегия за искренность, честность, доброту, порядочность. Предвидящие люди — великая ценность в любой области жизни — в работе, семье, государстве, на Земле! Ваша мудрая и живая душа всегда подскажет нестандартное решение, если вы будете жить с ней в согласии. Послушайте притчу.

Предвидение и мудрость

В лесу поселился кровожадный лев. Он убивал много зверей. И вот однажды все жители леса собрались вместе и решили — надо что–то придумать, так дальше жить нельзя.

Один старый заяц сказал:

— В нашем лесу, в дупле большого дерева триста лет живет ворон. Пойдемте к нему. Он мудр, и поможет советом.

Звери пришли к ворону и спросили:

— О, почтенный! Знаешь ли ты, какие тяжелые времена наступили в нашем лесу?

— Знаю, — хриплым голосом ответил ворон.

— Ты мудрый и предвидящий, посоветуй, как нам поступить. Иначе мы все пропадем.

— Давно это было, — начал рассказывать ворон. — В этом дупле жили мои родители. Каждый год они выводили потомство. И были счастливы, пока не повадилась к ним большая черная змея. Каждый раз, когда в дупле появлялись птенцы, она приползала и поедала их. И когда это произошло в очередной раз, моя мать сказала отцу: «Давай оставим это гнездо и улетим в дальние края». Но отец ответил ей: «Много лет мы с тобой жили здесь и были счастливы. И я не отступлю. Нужно бороться за свое счастье». «Как же ты можешь бороться с таким жестоким и коварным врагом?» — спросила мать. «Что-нибудь придумаю», — ответил ворон и полетел на озеро, которое было неподалеку.

В этот момент на озеро приехал принц со своей свитой. Он разделся и вошел в воду. Ворон кружил над озером и увидел, что среди одежд принца лежит золотая цепь. Улучшив момент, он схватил ее и медленно полетел к своему гнезду. Слуги с криком бросились догонять «вора», а тот, сев на дерево, положил цепь возле своего дупла. Слуги залезли на дерево, взяли цепь и, обнаружив в дупле черную змею, убили ее. Так мой отец победил большую черную змею. И вы сможете победить тирана, если поймете один принцип — кто умней, тот и сильней!

Ворон закончил свой рассказ, а звери крепко задумались!

Смекалка

Через некоторое время старый заяц сказал:

— Кажется, я придумал!

И он отправился ко льву. Придя к нему, он воскликнул:

— О, великий и могущественный царь зверей! Ты — хозяин прерии, и все звери признают твое господство. Но появился другой лев, и он заявляет, что теперь он будет хозяином этой территории.

Кровожадный лев взревел:

— Где этот самозванец? Покажи мне его скорей!

— Идем со мной, я тебе покажу, — сказал заяц и поскакал по тропинке. Лев поспешил за ним. Прибежав к колодцу, заяц воскликнул: «Смотри, он здесь!»

Лев заглянул в колодец и увидел свое собственное отражение в воде. Грозно зарычав, он бросился в колодец и утонул.

Все звери высыпали на поляну, радовались и говорили:

Прав был ворон — Кто умней, тот и сильней!

***

— Ум, конечно, — сила! — сказал Саша. — Но зверям крупно повезло, что лев оказался круглым дураком, которого просто обвели вокруг пальца! Если бы он был умнее, то план зайца просчитал на раз–два–три, и все кончилось бы весьма плачевно, причем, не только для зайца!

— Притча о том, что тот, кто сострадает другим, всегда найдет необычное решение, выход из сложной ситуации, — заметила Настя.

— Я думаю, заяц придумал не такую примитивную хитрость, как кажется на первый взгляд, — заметил Данила. — Он знал, что лев — натура тщеславная, и не потерпит соперничества в лесу. Льва сильно зацепило, что кто–то претендует на его территорию и чувства взыграли в нем, а эмоции затуманили сознание. Тут–то он и попался! Когда чувства берут верх, про здравый смысл забываешь, это мне хорошо известно. Но лев–то был не в теме! Он притчи не читал, поэтому и пропал, бедняга…

Дети засмеялись.

— Притча о том, что даже заяц способен победить льва, если им движут истинные цели! — сказал учитель. — Заяц взял на себя ответственность, и не мог не оправдать доверие зверей. Он хорошо понимал природу не только льва, но и природу тщеславия, к тому же, был мудрым и смекалистым. Человек мудрый — всегда ответственный за выполнение своей миссии.

Притчи — это истории, которые учат! Наверное, нет такой вещи, связанной с природой человека, которая не была бы освещена в притчах. Ведь притчи передавались изустно из поколения к поколению, от одной цивилизации — к другой, отшлифовывались веками, а некоторые — тысячелетиями.

Притчи были созданы духовными людьми. Мудрецы понимали, что на них лежит особая миссия, они были хранителями и исполнителями божественного закона на Земле, брали на себя ответственность обучения человечества духовным и морально-нравственным истинам посредством притч. Послушайте еще одну притчу о согласии разума и сердца.

Человеколюбие и сострадание

Один буддийский монах решил собрать необходимую сумму денег для того, чтобы отпечатать в типографии священное буддийское писание и сделать его доступным широкому кругу людей. До этого времени буддийские писания распространялись только в рукописном варианте.

Он обращался к богатым людям с просьбой пожертвовать деньги на это, прибавлял к ним свои сэкономленные, и через несколько лет у него скопилась крупная сумма. Он уже подумывал об осуществлении своей мечты, но неожиданно в провинции случилось наводнение — снесло множество домов, пострадали люди. Не раздумывая, монах раздал все деньги пострадавшим.

… Вскоре жизнь наладилась, и монах снова начал собирать деньги для издания священного писания. Еще несколько лет он собирал необходимую сумму, но вновь стихийное бедствие обрушилось на провинцию. Небывалая засуха уничтожила поля крестьян. Люди стали голодать. И опять монах раздал деньги нуждающимся.

Когда он состарился, ему все—таки удалось отпечатать священное буддийское писание большим тиражом на деревянных дощечках. И в наше время их можно видеть во многих буддийских монастырях, где они бережно хранятся до сих пор.

***

— Эта притча о сострадании и милосердии, — сказал учитель. — Священные писания, которые были опубликованы по инициативе и на средства, собранные монахом, хранятся в монастырях до сих пор не только, как реликвия, но и как памятник человеколюбию. Буддийским монахам прекрасно известно из учения Будды, что не бывает истинной осознанности без сострадания. Исходя из того, что этот поступок совершил последователь учения Будды, он кажется обычным. Почему же спустя две тысячи лет люди помнят о нем, как о неординарном?

— Потому что знать одно, а осуществить на практике — совсем другое! — сказал Артем. — Мы, например, иногда знаем, как надо или не надо поступать. Но не всегда слова и мысли у нас совпадают с делом. Монах был цельным человеком, поэтому о его поступке память сохранилась до наших дней.

— В его поступке есть величие! — сказала Наташа. — Можно сказать — подвиг. Он действовал по живому, с любовью к людям. А такие поступки запоминаются на долгие годы, иногда — столетия, и даже — тысячелетия!

— Он вошел в историю, потому что не сопротивлялся стремлению своего сердца, — сказал Антон, — хотя опубликовать священное писание было не менее важным делом. Но я думаю, что человек, все—таки, важнее!

— Монах был еще и рассудительным, у него точно ум находился в согласии с его сердцем, — сказал Данила. — Ну, подумайте, кто бы читал эти писания, если бы люди погибли от голода и болезней?

— Рачительный ты наш! — заметил Антон. — На все смотришь трезвым умом.

Дети заулыбались. А учитель сказал:

— Видите, как красиво все получается в жизни, когда проявляется человеколюбие? Послушайте еще одну историю о сострадательном человеке.

Зов сердца и предрассудки общества

Кабир жил в Индии пятьсот лет тому назад. Он не принадлежал ни к одной религии, а был просто живым, открытым, осознанным человеком. Его называли певцом жизни. Он был поэтом и философом, и люди шли к нему за советом или просто пообщаться. Их тянуло к Кабиру, потому что от него исходили благодатные энергии, и все это чувствовали. Я хочу рассказать вам историю его детства.

Он родился в мусульманской семье, но воспитывался монахом—индусом, который нашел его совсем маленьким на берегу реки. Очевидно, родители мальчика были очень бедными людьми и голодали. Они оставили его в надежде, что какой—то добрый человек приютит его. Как говорится, пути Господни неисповедимы! Так и случилось.

Раманада, так звали монаха, который нашел Кабира, был брамином1. Он относился к высшей касте священников в Индии и имел множество учеников и последователей. Когда он принес несчастного, голодного ребенка домой, его стали упрекать:

— Ты не должен оставлять этого ребенка в своем доме, потому что мы не знаем, кто он. Скорее всего, он из низшей касты неприкасаемых2, а ведь ты, как и все твои ученики — брамин. Может получиться недоразумение, и ты потеряешь не только учеников, но и свой авторитет.

— Я понимаю вас, но что вы мне прикажете делать с брошенным ребенком? Ведь он такой истощенный! И когда я смотрю в его глаза, я не могу оставить его.

— Но ты потеряешь своих последователей и приверженцев, — говорили ему.

— Если кому—то не нравится мой поступок, пусть оставят меня, — ответил монах. И многие ученики покинули его.

…Уже в раннем возрасте у Кабира обнаружились необычайные способности и живой ум, который Раманада помог ему развить. Когда мальчик вырос, молва о нем разнеслась по всей округе. И к нему потянулись люди разных вер — мусульмане, индусы, христиане, суфии. Его любили и почитали все, как святого. Он стал известным человеком, потому что основой его Мировоззренческого учения была божественная любовь, которая пронизывает все религии мира. Он все делал с любовью, даже самые обычные дела. Он жил любовью, дышал ей, наслаждался и передавал ее людям, у которых открывались сердца от взаимодействия с ним. Именно любовь и необычное мышление сделали его одним из величайших людей своего времени.

Здесь я хочу отметить, что многие мировые религии говорят о вечной и счастливой жизни после смерти, а в этой жизни призывают к терпению. Кабир решительно протестовал против такого инертного, нетворческого, безынициативного отношения к жизни. Сам он всю жизнь трудился, был искусным ткачом. И его ткани были великолепны! Ведь их соткал человек, познавший истину. Он считал, что человек — сом—творец Бога, и его обязанность — активно проявляться в жизни на всех планах — материальном, душевном, духовном.

Кабир выступал против кастового строя в Индии, который унижал человеческое достоинство, он считал его несправедливым пережитком прошлого. Сохранилось немало историй о его жизни, которые впоследствии стали притчами. В интернете сейчас есть все, и, если вам интересно, вы ознакомитесь с жизнью Кабира.

Но Кабир стал таким в большей степени благодаря Раманаде, который воспитывал его в атмосфере любви, помогал ему развить разум, реализовать свои таланты и способности.

Раманада своим поступком еще раз подтвердил, если правильно воспитывать ребенка — с любовью и ответственностью, не важно, какого он роду—племени, в какой касте он был рожден, из него сформируется сознательная, творческая личность. И сейчас я хочу поговорить с вами не о Кабире, а о поступке Раманады.

***

— Раманада был человеком незаурядным, поэтому его поступок был таким же! — сказала Юля. — И что стоили бы его наставления последователям, которых он призывал к божественной любви, если бы он поступил иначе? Конечно, он мог отдать ребенка в приют, и это тоже был бы нормальный поступок. Но он был чутким человеком с открытым сердцем. А сердце подсказывало ему, что этот ребенок — подарок Бога. Поэтому он не прошел мимо.

— Раманада почувствовал, что именно он должен воспитать этого мальчика. Наверное, он увидел в этом какой—то знак, и его сердце отозвалось, — сказал Антон.

— Раманада вышел за пределы предрассудков, — сказал учитель. — Будучи уже престарелым человеком, он говорил: «Я ничего не потерял. Все ученики и ученые мужи не стоят одного Кабира. Да, от меня ушли мои приверженцы. Меня стали сторониться, но я не мог поступить иначе. Мое сердце и разум приняли это решение. И я счастлив». Он счастлив! Понимаете, почему? Потому что выполнил свою миссию! Представьте, что было бы, если бы Раманада не решился пойти наперекор мнению и устоям общества, как сложилась бы судьба Кабира?

— На самом деле Раманада совершил подвиг, — сказала Наташа. — Представляю, как ему было трудно идти против устоявшегося общественного мнения.

— Скорее, застоявшегося мнения, — сказал Артем. — А вывод можно сделать такой — предрассудки являются оковами, которые мешают человечеству продвигаться вперед.

— Оковами и для человека, и для общества, — сказал учитель. — И конечно, кто—то должен разрушать их. Ведь предрассудки — это то, что уже устарело, а общество продолжает «тащить» их в завтрашний день по инерции. И тогда приходит тот, кто берет на себя смелость и разрушает их, чтобы не было застоя, ради развития жизни. Эти люди совершают подвиги, то есть, подвигают человечество вперед по пути развития. Но им всегда нелегко в жизни, потому что большинство людей осуждает их, следуя устаревшим устоям. Такие люди понимают, на что идут, но осознают и цену своей миссии. Именно поэтому на Земле так часто унижали и убивали пророков. А как вы думаете, почему люди так нетерпимы к проявлению нового, особенно — истинного?

Дети задумались. Какое—то время стояла тишина.

— Я думаю, что пионеров, прокладывающих пути, единицы, — сказала Наташа, — потому что основная масса людей живет по инерции, не осознанно, мало думает о развитии, поглощена житейской суетой. Люди крепко держатся за старое понимание, боятся потерять почву под ногами.

— Люди не хотят резких перемен! — сказала Настя. — Устоям следовать легче — думать не надо, менять ничего не надо, напрягаться не надо.

— Я согласен с тобой, — сказал учитель. — Человек боится неопределенности, мы так устроены, что не любим резких перемен и подвешенных состояний. Мы всегда стремимся к покою и стабильности.

Но я должен открыть вам тайну — именно в эти сложные переходные моменты и происходит самое главное — осмысление и духовный рост человека, его развитие и расширение сознания. А тому, кто не хочет идти сознательным путем, нужна встряска, чтобы проснуться, очнуться, оглядеться вокруг и увидеть все новыми глазами, глазами своего сердца. Для этого и нужны потрясения. Понимаете?

Потрясения — это важная составляющая нашего Пути. Просто к ним надо относиться правильно, и не впадать в паническое состояние, а включать мозги и сердце. И когда вы хоть раз сделаете это, прочувствуете сам процесс, принцип, механизм выхода из затруднительного положения, вы начнете уважать себя, откроете в себе силы и возможности, окрепнете, станете прозорливыми в трудных житейских ситуациях.

— Получается, не только устаревшие устои, но и инерция мышления является препятствием для развития, — сделала вывод Юля. — Когда жизнь притормаживается, человек замирает, как «куколка», и если кто—то в этот момент попытается вывести его из этого состояния, его первой реакцией будет агрессия, направленная против того, кто предлагает ему новое понимание.

— Молодец, Юля! — похвалил ее учитель. — Ты сформулировала интересную мысль — агрессия возникает тогда, когда человек не хочет мыслить и развиваться, когда он забывает о том, что все в этом мире создано для развития и все есть поток, движение.

А чтобы мы стали менее агрессивными и не забывали о духовном развитии, на Землю всегда приходили милосердные и сострадательные люди — пророки, подвижники, которые предлагали человечеству Новое, прогрессивное учение, иногда ценой своей жизни. Я хочу рассказать вам историю об одном таком человеке.

Культура сердца

Рамакришна жил в Индии в середине ХIХ века, и был известным религиозным мыслителем и общественным деятелем. И пусть вас не смущает словосочетание религиозный мыслитель. Оно — прекрасно! Ведь религиозный деятель должен быть, прежде всего, мыслителем и творчески относиться ко всему происходящему, в том числе и к религиозным устоям и традициям. Если этого не будет, то незаметно эти устои и традиции могут превратиться в предрассудки. Ведь религия — это тоже поток, постоянно меняющееся и обновляющееся течение. Если течение останавливается, наступает застой, а затем — упадок.

— Скажите, учитель, если религия — это поток, то куда он должен двигаться, в каком направлении? — спросил Саша.

— Религия должна пролагать вектор пути эволюционного развития общества, вектор просвещения человека. И ни в коем случае не мешать процессу просвещенности, ради своих выгод. Известно, что любая религия, если она обрастает немыслимым количеством материальных вещей, атрибутов, традиций и забывает о духовном состоянии своей паствы, как правило, становится бездуховной. Забывая о человеке, она направляет всю свою энергию на материальное развитие самой себя. И если паства голодает и количество беспризорных детей множится, а сирым и убогим негде приткнуть свои головы, разве эта религия выполняет свою миссию?

Вы понимаете, религия жива тогда, когда она заботится о человеке, когда все делается для человека и во имя человека. Религия — это тысячи и тысячи чистых и устремленных людей, посвятивших свою жизнь служению Богу, а значит — человеку! Люди, развивающиеся духовно, призваны пролагать вектор пути. Они должны внимательно наблюдать за развитием жизни и приходить на помощь туда, где жизнь искажается и «пробуксовывает». Словом и делом служители должны помогать движению жизни, духовному развитию.

А теперь послушайте историю о таком человеке.

Рамакришна был необычным человеком. Всю свою жизнь он посвятил поискам Бога. У него было удивительно доброе сердце и открытая душа. От него исходила божественная любовь и сострадание. Когда он стал известным и о нем заговорили, как о святом человеке, его ученики и последователи решили, что ему пора заявить о себе в своих проповедях. Они уговорили его отправиться в большой город. Надо сказать, что до этого Рамакришна проживал в небольшом селении, которое находилось в тропическом лесу Индии. Он жил на природе и чувствовал себя ее неотъемлемой частью.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука побеждать. Притчи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я