Читательское развитие подрастающего поколения

Галина Александровна Иванова, 2021

В книге рассматриваются исторические, теоретические, методические и организационные аспекты читательского развития детей и юношества в процессе библиотечно-педагогической деятельности. На основе проводимых исследований характеризуются особенности пользователей библиотек разного возраста, их чтение в реальной и электронной среде, анализируются индивидуальные и коллективные методы педагогической деятельности отечественных библиотекарей, их совместная деятельность с педагогами и родителями. Большое внимание уделяется профессиональной подготовке педагога-библиотекаря. Книга ориентирована на использование в учебном процессе вузов с целью подготовки школьных, детских, детско-юношеских библиотекарей, аспирантов библиотечно-информационных факультетов вузов культуры и искусств. Автор – доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Является автором более 200 работ, среди которых монографии, учебная литература.

Оглавление

Введение

В третьем тысячелетии отечественная педагогическая мысль развивается в направлении интенсивного научного поиска инновационной методологии приобщения подрастающего поколения к миру культуры, читательского развития подрастающего поколения. Современная парадигма развития педагогики основана на тесной интеграции гуманитарных дисциплин, приводящей к возникновению новых отраслей знания, среди которых важнейшее место принадлежит поддержке и развитию детского чтения.

Читательское развитие подрастающего поколения — это система научного знания, формирующая на базе интеграции педагогики и библиотековедения, рассматривающая теоретические и методологические основы библиотечно-педагогической деятельности, проблемы становления и развития педагогики детского и юношеского чтения, изучения читателей и чтения детей разных возрастных групп. В поле ее зрения методы и формы индивидуальной, групповой и массовой работы библиотек, содержание и методы совместной деятельности библиотекарей, педагогов и родителей

Целями освоения теории и методики читательского развития детей и юношества является подготовка компетентных специалистов в сфере библиотечно-педагогической и информационной деятельности, способных осуществлять многогранную работу в школьных, детских, и юношеских библиотеках. Эти библиотеки выполняют важнейшие социальные и коммуникативные функции, являются одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры страны, вносят существенный вклад в образование и воспитание подрастающего поколения

Важное значение имеет формирование у специалистов библиотек следующих компетенций:

— способность создавать и предоставлять информацию, отвечающую запросам пользователей;

— готовность к взаимодействию с потребителями информации, готовность выявлять и качественно удовлетворять запросы и потребности, повышать уровень их информационной культуры;

— готовность к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий;

— способность к изучению и анализу библиотечно-информационной деятельности;

— готовность к выявлению, оценке и реализации профессиональных инноваций;

— способность к эффективному библиотечному общению с пользователями;

— готовность к организации воспитательно-образовательной работы средствами библиотеки.

Книга ориентирует студентов и библиотекарей на творческое восприятие научных теорий и практических установок, содержащихся в ней, и на последующее их творческое воплощение. Ее задача — стимулировать активную самостоятельную учебную и научно-исследовательскую деятельность как студентов, так и библиотекарей, повышающих свою квалификацию. Заинтересованное отношение к изложенному материалу побудит обратиться к дополнительной научной и методической литературе — не только непосредственно по проблемам читательского развития детей, подростков и юношества, но и по проблемам возрастной и социальной психологии, по общим вопросам образования и воспитания, изучения литературы в школе.

Книга не исчерпывает всех аспектов читательского развития подрастающего поколения. Обращение к дополнительной литературе, периодическим изданиям поможет выработать свой подход к особо заинтересовавшей проблеме, обогатит информацией, необходимой для профессиональной подготовки специалиста, будет способствовать формированию профессионального интереса к освоению источников, повышающих общую культуру специалиста библиотечно-информационной деятельности.

Потребность в познании — одна из главных характеристик специалиста по библиотечной работе с детьми и юношеством. Она особенно значима сегодня — в условиях переоценки многих явлений в истории и современном состоянии культуры, педагогики, в общественных отношениях. Автор надеется, что наши читатели — студенты и библиотекари проявят интерес и творческий подход к освоению проблем читательского развития подрастающего поколения, составляющих ядро их профессиональной подготовки.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я