Психологическое консультирование. Часть 1. Работа с родителями и супругами

Светлана Георгиевна Шуман, 2019

Монография состоит из трех разделов. Поделена на две части. В данной книге представлена первая часть, в которой излагаются методологические и теоретические основы проблемы личности и её развития. В этой же части излагаются теоретические основы управления развитием личности. Также представлен опыт работы с родителями детей, начиная с раннего возраста. Показан процесс формирования личности конфликтующих супругов в условиях психологического консультирования. Книга будет полезна практикующим психологам, студентам психологических факультетов, родителям, другим воспитателям, супругам, которые хотят научиться быть счастливыми в браке.

Оглавление

Введение

Мы занимаемся практической психологией давно — с тех пор, как, под руководством В. П. Шумана в г. Комсомольске–на-Амуре, в 1976 году, была создана, первая на то время в СССР, городская медико–психолого–педагогическая служба. В то время возникновение такой службы было определено необходимостью оказывать помощь родителям и другим воспитателям в выявлении и устранении причин отклоняющегося поведения детей разных возрастов.

Когда мы начинали, не было методик, которые позволили бы изучать человека, не было опыта работы (ни у нас, ни у кого — либо в стране). Самое главное — не было теории личности, опираясь на которую можно было бы понять и объяснить поведение человека.

Все упиралось, именно, в отсутствие теории личности, так как, когда мы говорим о психодиагностике, которая предваряет консультирование, то должны знать, ЧТО ИМЕННО надо ДИАГНОСТИРОВАТЬ, чтобы понять, что из себя человек представляет сейчас, что от него можно ожидать в будущем. И, когда мы не знаем, кто он — «человек», и что такое «личность», и, по сути дела, не знаем, что именно надо диагностировать, то ожидать успеха в работе не приходится.

Кроме того, ведь, когда человек обращается к психологу за помощью, он ожидает изменений, которые должны после этого произойти в нем самом, в его жизни, во внешних обстоятельствах, в других людях.

А это, в свою очередь, предполагает понимание механизмов развития человека. Только поняв, КАК человек развивается, можно найти способы управления процессом его изменения.

По ходу практической деятельности, мы нарабатывали теорию личности и её формирования, привлекая для этого информацию, почерпнутую из разных отраслей науки — педагогики, психологии, философии, социологии, физиологии, психиатрии. Мы начали сами разрабатывать методики изучения личности.

Когда мы начинали заниматься практической психологией, в науке было утверждение, что изменение, формирование, развитие личности осуществляется в деятельности. Позже, деятельностный подход был подвергнут критике, но, что такое «личность», в чем ее отличие от «человека», КАК ИМЕННО происходит ПРОЦЕСС развития и формирования личности — этих знаний в науке не прибавилось. Человека понимали, как биологическое существо, и говорили о социализации, в результате которой человек становится личностью. Но, опять же, не было ответа на вопрос, КАК происходит процесс социализации. Мы поняли человека, как процесс развития, поняли механизм процесса развития, формирования личности, значительно позже.

Первая же ситуация, с которой мы столкнулись в нашей практике, поставила нас в тупик: почему ребенок убегает из дома, почему не хочет учиться, почему ворует, лжет…?

Мы не могли ответить на эти вопросы, которые сейчас, спустя много лет, воспринимаем, как простые. А, тогда, они казались нам очень сложными, именно потому, что мы не понимали, КАК осуществляется ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ человека.

Начав разрабатывать теорию личности и её развития с самого начала нашей консультативной деятельности, мы продолжили ею заниматься до тех пор, пока не изучили Библию, и не обнаружили в ней научные знания о проблеме формирования личности. В 2003 году мы разработали «Теорию Жизни, как всеобъемлющую теорию развития», в рамках которой поняли человека, как сотворённого Жизнью (Творцом, Создателем, Богом), как неделимую целостность с Жизнью (различными формами Жизни), как ПРОЦЕСС развития потребности быть. Всеобъемлющая теория развития — новый метод познания, который позволяет создать истинные знания о человеке и обществе.

Новый теоретический подход, который определился в результате применения новой методологии к пониманию личности и её формирования, определил новые подходы к практическому консультированию. Мы и раньше понимали, что надо говорить о психолого-педагогическом консультировании, мы и раньше делали попытку осуществлять консультирование, как психолого-педагогический процесс. Однако, делали это, скорее, интуитивно. С появлением же «Теории Жизни, как всеобъемлющей теории развития», и с применением этой теории к нашей практической деятельности, чётко определились сущность, цели и средства консультативной деятельности. И. если с самого начала нашей деятельности, диапазон проблем, которые мы решали, был относительно узок, то, после появления новой методологии, расширился контингент наших посетителей, расширился перечень проблем, которые мы стали решать.

С начала создания консультационного пункта, нашими пациентами были «трудные» подростки и их родители и другие воспитатели, позже — мы стали работать с детьми всех возрастов, с супругами, руководителями предприятий, С появлением новых теоретических основ нашей деятельности, мы стали работать со взрослыми людьми, у которых возникли, в процессе жизни, различные проблемы, вышли на лечение неврозов (поняв невроз — не как заболевание, а, как способ жизни).

Анализ огромного количества человеческих судеб позволил нам подготовить и издать в 2014 — 2015 гг. десять книг в издательстве «Другое Решение». В этих книгах мы сделали попытку помочь «проблемным» людям отыскивать самостоятельно причины негативных отношений с окружающими, подбирать средства, устраняющие проблемы. Мы и раньше публиковали результаты нашей деятельности в научных и журналистских статьях, в книгах (всего нами опубликовано 20 книг, более трёхсот журналистских и ста научных статей). Первая книжка, обобщающая опыт работы городской психолого — педагогической службы страны, была опубликована нами в Москве, в издательстве «Знание», в 1981 году. И, в этом же году, в Москве, в институте возрастной и педагогической психологии Академии педагогических наук, был начат эксперимент по внедрению психолога в школу.

Работа первой в стране психолого — педагогической службы г. Комсомольска — на — Амуре, по заданию Министерства просвещения СССР, в 1980 году, изучалась лабораторией по изучению причин и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений НИИ общих проблем воспитания АПН СССР.

О специфике, особенностях и результатах нашего исследования, было доложено в 1981 году и в 1984 году в лабораториях по изучению причин и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений НИИ ОПВ АПН СССР, в секторе воспитания подростков НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, в 1986 году — в институте психологии АН СССР.

В 1984 году мы переехали в г. Брест, где, при городском исполнительном комитете, создали городскую психолого — педагогическую службу, в 1985 году такая служба нами была создана при государственном педагогическом институте (проработала до 1992 года). Психологические службы промышленных предприятий были созданы нами в г. Комсомольске — на — Амуре, в Бресте — в 1986 году (служба проработала до 1992 года), в Бресте — в 2015 г., на предприятии свободной экономической зоны (в условиях работы этой службы нами были разработаны концептуальные основы организации предприятия, как развивающейся системы, подготовлено ряд психологических методик по диагностике уровня профессиональной значимости и полезности сотрудников предприятия).

Автор приняла участие в подготовке материалов для создания сети психологических служб по всей стране. В журналах «Народное образование», «Воспитание школьников», «Вопросы психологии», «Советская педагогика», «Семья и школа» было опубликовано более двадцати статей об организации и функционировании психологической службы, автор выезжала с семинарами в различные города страны, где оказывала научную и практическую помощь в создании психологических служб на местах, выступала с научными докладами на конференциях, конгрессах (в том числе, и международных), других форумах (всего приняла участие, более, чем в тридцати научных форумах), сама выступила организатором около десяти научно-практических конференций, читала лекции в Брестском областном и Белорусском республиканском, институте повышения квалификации учителей.

Автор является создателем двух видео фильмов для родителей и старшеклассников, опубликовала в республиканской газете «Республика» в рубрике «Семейный многоугольник» около ста статей, в которых излагала знания о формировании личности, из опыта работы с воспитателями, супругами в условиях городской психолого — педагогической службы. За время работы в городских психологических службах (в Комсомольске-на-Амуре, Бресте) автор оказала помощь не одной тысяче людей, в решении их проблем. Кроме того, что автор преподавала в педагогическом институте психологию, выступала с лекциями по линии общества «Знание», читала лекции для населения по формированию нравственных отношений в семье, на производстве, проводила семинары для чиновников горкомов, исполкомов Брестской области. Автор вела передачу на местном телевидении «Ты плюс Я равняется семья», в областном центре здоровья читала лекции и проводила консультации парам, которые подали заявление в ЗАГС. С 1993 года, выступив учредителем и директором фирмы, создав Гуманитарный негосударственный институт в г. Бресте, проработала в нём в качестве ректора до 1999года, при этом, внедряла знания по проблеме личности, наработанные в условиях функционирования психолого — педагогической службы, экспериментально проверяя их истинность.

Работа психолого — педагогической службы неоднократно освещалась рядом журналистов («Учительская газета» от 08 января 1982 года, «Известия» от 06 февраля 1985 года, «Дальневосточный Комсомольск» от 20 января 1981 года, журнал «Знания — народу» 1982 г., газета «Молодой Дальневосточник» август 1984 года, передачи по Хабаровскому радио и телевидению — четыре раза за период с 1980 по 1984 года).

В книге, которая подготовлена к изданию в настоящее время, мы изложили свой опыт работы с пациентами по формированию их, как личностей. Книга предназначена, в основном, для практических психологов, которых, к сожалению, в вузе не обучают умению осуществлять процесс формирования личности. А, без этого, психологическое консультирование, можно сказать, не имеет смысла. Консультант должен объяснить пациенту причину возникновения проблем, дать знания о сущности человека и личности, о смысле жизни человека, о жизненных целях, помочь человеку подобрать средства, которые не позволят впредь вступать в конфликтные отношения с окружающими. А, для этого, консультант сам должен обладать необходимыми знаниями.

Именно, с точки зрения этих целей, и подготовлена к изданию данная монография, в которой излагается опыт психолого — педагогического консультирования, выступающего, как средство формирования личности.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я