Про это. Где и как знакомиться в интернете

Г. Краснова, 2020

Интернет-знакомства все еще являются табуированной темой в России. Время от времени статьи и информация о сайтах и приложениях знакомств появляются в СМИ, но в абсолютном большинстве случаев отношение к интернет-знакомствам в России является скептическим и даже негативным. А знакомства в интернете остаются за пределами нормы. Вместе с тем, число знакомств в интернете растет с каждым годом, что объясняется их быстротой, простотой и огромным числом желающих. Исследования интернет-знакомств проводятся известными в академических кругах исследователями в Стэндфордском, Гарвардском университетах, Оксфордском и др. Сложно представить, что российские университеты или российские ученые будут заниматься исследованиями в области интернет-знакомств, но автор книги, являющийся исследователем влияния информационных технологий на различные сферы общества и экономики, решил разобраться в этом вопросе и поделиться своими знаниями с широким кругом читателей объективно и с юмором.

Оглавление

История

Об интернет-знакомствах заговорили больше 20 лет назад. Первые сайты знакомств Match, JDate и eHarmony появились в 90-е годы прошлого века.

Справедливости ради, нужно сказать, что тем или иным способом люди всегда искали пару. Сватовство было неотъемлемой частью жизни в прошлом. В Древней Руси традиционно отец или близкий родственник выбирали сыну невесту. Профессиональные свахи появились примерно в XV веке, причем эта профессия была весьма уважаемой и прибыльной. Свахи ходили по домам, заводили знакомства, вели переговоры с семьей жениха и невесты, договаривались о приданном.

В русских романах и пьесах свахи всегда были важными персонажами в жизни главных героев, например, Фекла Ивановна в пьесе «Женитьба» Н. Гоголя, Домна Платоновна в рассказе Н. Лескова «Воительница», у А. Островского — купеческая сваха Карповна и дворянская сваха Панкратьевна в комедии «Бедная невеста», Акулина Гавриловна — в пьесе «Женитьба Бальзаминова» и Устинья Наумовна — в пьесе «Свои люди — сочтемся!».

Типичный образ свахи Акулины Гавриловны в фильме «Женитьба Бальзаминова» создала актриса Лидия Смирнова. Самая известная цитата из этого фильма: «А я никогда не отказываюсь! Мне в одном доме керосину налили, так я выпила и спасибо сказала!»

Первые брачные объявления появились в конце XVII века в британских газетах. Так знакомства впервые шагнули в средства массовой информации. Брачные объявления в газетах часто были последним средством для одиноких мужчин, которые старели и не находили подходящую невесту[7].

В XVIII веке брачные объявления в газетах и брачные агентства становятся успешным бизнесом. Реклама в газетах была также одним из единственных способов для гомосексуалистов встречаться осторожно и безопасно в эпоху, когда гомосексуализм был незаконным. К концу XVIII века, когда брачные объявления стали массовыми, появились брачные аферисты. Мошенники через объявления находили идеальных жертв, уязвимых в поисках любви[8].

В то же время, по мнению исследователей[9], «на Западе сплав эмоциональной близости, эротического желания и верности стал рассматриваться в качестве основания для выбора будущего супруга только в конце XVIII в. С этого момента началось постепенное исчезновение практики подбора спутника жизни за счет использования расширенной сети родственных связей. Произошел пересмотр гендерных норм выражения привязанности, получили общественную легитимацию самореализация и поиск себя»[10].

В Америке взрыв популярности брачных объявлений произошел в начале ХХ века сначала среди фермеров в малонаселенных сельских районах, а затем среди солдат, вернувшихся с Первой мировой войны. В это же время появляются первые научные тесты для поиска пары: измерялся пульс, учитывался запах тела для того, чтобы определить, будет ли пара счастливой[11].

В Советском Союзе в газетах тоже публиковались брачные объявления, которые читает героиня актрисы Натальи Гундаревой — Вера Голубева («Одиноким предоставляется общежитие»). А еще работают клубы знакомств. Героиня Веры Алентовой в фильме «Москва слезам не верит» приходит к директору Дома культуры, которую играет Лия Ахеджакова. В Доме культуры располагается клуб знакомств, весьма успешный. Узнав, что «даже в Моссовете» женщины не замужем, предлагает ее сосватать за «работника главка — очень ответственного, всего пятидесяти трех лет». А Сусанна в фильме «Самая обаятельная и привлекательная» учит героиню Ирины Муравьевой мужской психологии и помогает в поисках мужа.

Поворотный момент в истории сватовства произошел в 1959 году, когда студенты Стэнфордского университета инициировали проект «Служба планирования счастливых семей». Используя университетский компьютер IBM 650 и анкету перфокарты, студенты объединили в пары 49 мужчин и 49 женщин. Это стало первым примером компьютерного сватовства.

В 60-е годы ХХ века, взяв за основу стэнфордский эксперимент, студенты Гарвардского университета Джефф Тарр и Воан Моррилл провели эксперимент под названием «Операция матч» (англ. — Operation Match) с использованием компьютера IBM 1401. Эксперимент длился в течение десяти лет, и в нем приняли участие тысячи человек.

Другие компьютерные службы знакомств: Eros в 1965 году и Data-Mate в 1968 году — были созданы в Массачусетском технологическом институте.

В 1970-х годах начинаются эксперименты с поиском потенциальных женихов и невест на расстоянии. Самым известным стал каталог невест по почте Cherry Blossoms, который появился в 1974 году. Видео-знакомства, такие как Great Expectations, с 1976 г. также становятся популярными.

Эксперименты продолжались и в 1980-х годах: появились шоу про свидания вслепую, чаты и электронные доски объявлений знакомств.

Все изменилось в 1991 году. Всемирная паутина расползлась невиданными темпами по всему миру и проникла во все области жизни общества и человека.

В 2019 г., согласно отчету Digital 2019[12], средний человек ежедневно проводит в интернете 6 часов и 42 минуты, и из них половина времени приходится на мобильный Интернет. В целом, человек проводит в Сети более 100 дней в год в целом. Причем по странам это время может быть и значительно больше. Лидером по времени в Интернете являются жители Филиппин — 10 часов 02 минуты, а меньше всего тратят времени на Интернет японцы — 3 часа 45 минут в день. Россияне проводят в Интернете в среднем 6 часов 29 минут ежедневно.

Что касается социальных сетей, то по данным GlobalWebIndex[13], в настоящее время средний пользователь проводит 2 часа и 16 минут каждый день на социальных платформах. Стоит отметить, что время, проведенное в социальных сетях, значительно варьируется в разных странах, в Японии пользователи тратят в среднем всего 36 минут в день. На другом конце шкалы филиппинцы, которые проводят в социальных сетях в среднем 4 часа и 12 минут.

В последнее десятилетие исследователи заговорили о ментальной интеграции человечества в киберпространство: «Мы говорим себе, что так много времени проводим в киберпространстве потому, — пишет психолог Сьюзан Дэвид, — что, когда мы там, мы на связи и подключены к головокружительной вечеринке с миллиардом людей»[14].

В 1995 году психиатр Айван Голдберг придумал диагноз «интернет-зависимость» (англ. — Internet Addiction Disorder или IAD). В 1999 году доктор Кимберли Янг выделила несколько типов интернет-зависимости: киберсексуальная зависимость, зависимость от онлайн-отношений, зависимость от онлайн-шопинга, зависимость от онлайн-ставок, информационная зависимость, компьютерная зависимость или зависимость от компьютерных игр.

И хотя интернет-зависимость в большинстве стран мира не является официальным заболеванием, совершенно очевидно, что численность людей, имеющих эту зависимость, растет.

Цифровые технологии, особенно умные устройства, изменили многие аспекты жизни человека, включая то, как и где люди находят друг друга и устанавливают отношения, в том числе романтические. По данным исследователей, процент гетеросексуальных пар, которые встретились в Интернете, вырос с 0 % в 1995 году до 22 % в 2009 году и 39 % в 2017 году[15].

Так, в цифровую эпоху свах и брачные объявления в газетах заменили алгоритмы и Интернет. Появляется индустрия интернет-знакомств, которую представляют компании, предоставляющие услуги в Интернете, облегчающие клиентам встречу друг с другом, как правило, с целью продолжения романтических отношений.

Match.com стал первым крупным сайтом знакомств, зарегистрировавшим домен. Потом в 1997 году появился сайт JDate. Электронная почта и мгновенные сообщения сделали процесс знакомства быстрым и удобным. Голливуд не мог не заметить нового тренда в поисках любви в Интернете, и герои Тома Хэнкса и Мег Райан в фильме You've Got Mail покорили зрителей.

В начале ХХ века появляется огромное количество сайтов знакомств. В 2000 г. это eHarmony, затем OkCupid — в 2004 году, Badoo и SeekingArrangement — в 2006 году.

Интересный факт, что с момента появления сайты знакомств были «популярны среди молодежи и представителей средних и высших классов, что отражало их более ранний доступ к Интернету. Так, в 2006 г. среди руководящих работников и представителей интеллектуальных профессий с высшим образованием было в два раза больше тех, кто пользовался сайтами знакомств, чем среди рабочих (соответственно 13 и 6 %). Позже состав пользователей стал более смешанным в силу распространения пользования Сетью, а также возросшей популярности сетевых знакомств. В 2013 г. соотношение составляло уже 16 к 13 %, т. е. данная практика стала более демократичной»[16].

Самое большое изменение в отрасли интернет-знакомств произошло с появлением в 2007 г. iPhone. Благодаря тому, что использовать сервис стало возможным в любое время и учитывать местоположение пользователя, получать уведомления о тех, кто находится рядом, произошел резкий рост числа пользователей мобильных приложений онлайн-знакомств.

Мобильные приложения знакомств в настоящее время составляют почти четверть доходов отрасли. Валовой доход Топ-10 приложений для знакомств в США с начала 2018 по начало 2019 года составил 679 миллионов долларов США.

И сейчас мало кто помнит, что приложения для знакомств возникли в гей-сообществе[17]. Приложение Grindr, появившееся в 2009 году, стало первым приложением для онлайн-знакомств представителей сексуальных меньшинств, в основном для одиноких мужчин, которые с помощью системы геолокации находили пару в определенном географическом радиусе.

Кандидат в президенты США Пит Баттигиг стал первым кандидатом из открытых геев, который встретил своего супруга в приложении для знакомств[18].

В 2010 г. дебютирует Tinder, в 2012 г. — Coffee Meets Bagel, в 2013 г. — Hinge, Happn and Bumble — в 2014 г. В последующие годы появляется все больше нишевых сайтов и приложений знакомств[19].

Tinder стал пионером в использовании элементов геймификации и данных социальных сетей, что обеспечило ему репутацию самого массового приложения знакомств[20]. Интеграция данных пользователей из социальной сети Facebook позволила быстро и просто заполнять пользователям профиль в Tinder, что привлекло миллионы людей к этому приложению.

Элементы геймификации, используемые в приложении Tinder, превратили процесс знакомства в захватывающую игру. Именно Tinder стал пионером культуры swipe, которую некоторые специалисты называют увлечением swiping, когда пользователи листают профили влево и вправо, превращая поиск пары в игру. Таким образом, любовь к компьютерным играм встала на службу онлайн-знакомств. К слову сказать, элементы геймификации все чаще внедряются в бизнес-процессы во всех отраслях, а объем мирового рынка игр к 2021 г. достигнет, по мнению экспертов компании J’son and Partners Consulting, 130 миллиардов долларов США с учетом среднего ежегодного роста с 2016 по 2021 гг. 5,4 %[21].

В настоящее время swiping и выгрузка данных из социальных сетей используются большинством приложений знакомств. Но компания Match Group жестко отстаивает свои интеллектуальные права на swiping. Она, в частности, подала в суд на популярное китайское приложение знакомств Tantan с базой пользователей более 100 миллионов за использование технологий Tinder, и в мае 2018 г. Tantan согласился выплатить роялти компании Match Group.

Аналогичный иск был подан компаний Match Group и против приложения Bumble. На что Bumble ответил встречным иском, утверждая, что интерфейс считывания не является оригинальным понятием, достойным патентной защиты. Судебные баталии между компаниями продолжаются[22] до настоящего времени.

Индустрии интернет-знакомств больше 20 лет. Онлайн-знакомства в настоящее время превратилось в миллиардную индустрию. К настоящему времени специалисты подсчитали, что в мире около восьми тысяч сайтов и около одной тысячи новых сайтов знакомств запускаются каждый год. Даже скептиков цифра в 700 тысяч браков в год, заключаемых по результатам знакомств в Интернете, может поколебать в твердой уверенности, что интернет-знакомства легковесны и несерьезны.

Примечания

7

History of Online Dating. https://www.datingsitesreviews.com/staticpages/index.php?page=online-dating-history.

8

History of Online Dating. https://www.datingsitesreviews.com/staticpages/index.php?page=online-dating-history.

9

ЛЮБОВЬ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ: ПРОТИВОРЕЧИЯ РОМАНТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В МИРЕ FACEBOOK / ФРИДЛЕНД Р., АФАРИ Дж., ГАРДИНАЛИ П., НАСЛУНД К. Love in the Middle East: The contradictions of romance in the Facebook world / Friedland R., Afary J., Gardinali P., Naslund C. // Critical research on religion. — L., 2016. — Vol. 4, № 3. — P. 229–258.

10

ЛЮБОВЬ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ: ПРОТИВОРЕЧИЯ РОМАНТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В МИРЕ FACEBOOK / ФРИДЛЕНД Р., АФАРИ Дж., ГАРДИНАЛИ П., НАСЛУНД К. Love in the Middle East: The contradictions of romance in the Facebook world / Friedland R., Afary J., Gardinali P., Naslund C. // Critical research on religion. — L., 2016. — Vol. 4, № 3. — P. 229–258.

11

History of Online Dating. https://www.datingsitesreviews.com/staticpages/index.php?page=online-dating-history.

12

Digital 2019: Global Internet Use Accelerates. https://wearesocial.com/blog/2019/01/digital-2019-global-internet-use-accelerates.

13

https://www.globalwebindex.com/.

14

Сьюзан Дэвид. Эмоциональная гибкость. Как научиться радоваться переменам и получать удовольствие от работы и жизни / Сьюзан Дэвид; пер. с англ. Е. Ряхиной. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. С. 126 и 127.

15

Rosenfeld, Michael J. How Couples Meet and Stay Together. 2017. Stanford University https://exhibits.stanford.edu/data/catalog/ns183dp7831.

16

Бергстрем М. Переписка в сети: гомогамия проверяется на сайтах знакомств. Bergrtrom M. (Se) correspondre en ligne: L’homogamie à l’épreuve des sites de rencontres // Sociétés contemporaines. — P., 2016. — № 4. — P. 13–40.

17

Fetters. A. The 5 Years That Changed Dating. The Atlantic. Dec 21, 2018 https://www.theatlantic.com/family/archive/2018/12/tinder-changed-dating/578698/.

18

https://www.datingsitesreviews.com/article.php?story=u-s-presidential-candidate-pete-buttigieg-met-his-husband-on-hinge.

19

History of Online Dating. https://www.datingsitesreviews.com/staticpages/index.php?page=online-dating-history.

20

Vanessa Tao. It’s A Match! Top 3 Marketing Strategies for Online Dating App/ April 2, 2018 http://www.10-hats.com/online-dating-app-marketing-strategies/#more-813.

21

J’son & Partners Consulting: Рынок игр в России и в мире (Mobile, Console, ПК, MMOG, Social). Динамика, структура, тендеции, тренды, прогнозы до 2018–2021 гг. Итоги 2016 г. J’son & Partners: 2017. http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/issledovanie-mirovogo-i-rossiyskogo-rynka-igr-2016-god-20170502014806.

22

Judge Rules Tinder's Swiping Interface Is Eligible For Patenting. January 07 2019. https://www.datingsitesreviews.com/article.php?story=judge-rules-tinder-s-swiping-interface-is-eligible-for-patenting.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я