В книге 2 трилогии «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАЛАБАЛИНЫХ» представлено педагогическое наследие известного в России и за рубежом талантливого педагога, супруги воспитанника А. С. Макаренко С. А. Калабалина (по «Педагогической поэме» – С. Карабанов) – Галины Константиновны Калабалиной. В книгу включены ранее опубликованные и архивные материалы Г. К. Калабалиной, в том числе ее педагогические мысли, которые представляют интерес для всех, кто занимается воспитанием подрастающего поколения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогическое наследие Калабалиных. Книга 2. Г. К. Калабалина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Предисловие
Галина Константиновна Калабалина (Мейер) (1909—1999) — педагог, который страстно любил детей, и всю свою жизнь посвятил тем детям, которые были искалечены жизнью, и судьба которых всецело зависела именно от нее. Именно им она смогла вернуть детство, сформировать из каждого гражданина-патриота своего Отчества — России. Именно ей писал один из воспитанников: «Спасибо за счастливое детство». Это удивительный человек — педагог — достояние и гордость Российского государства.
Выдающийся отечественный педагог, Галина Константиновна внесла огромный вклад в дело воспитания подрастающего поколения. Человек необычной судьбы, рано оставшийся без родителей и познавший горечь сиротства, в пятнадцать лет она включается в работу общества «Друг детей» по спасению несовершеннолетних сирот, таких же, как она сама. В этот период судьба ее свела с Антоном Семеновичем Макаренко, под началом которого она формировалась как педагог. В «Педагогической поэме» А. С. Макаренко она представлена как Галя Подгорная-Черниговка.
Жизнь Галины Константиновны тесно связана с незаурядной личностью — педагогом, воспитанником А. С. Макаренко — Семеном Афанасьевичем Калабалиным. Вместе с ним они внесли огромный вклад в дело воспитания подрастающего поколения России. Работать им приходилось с особым контингентом — детьми, оставшимися без попечения родителей, пережившими огромные жизненные трудности, нередко испытывающими недоверие к взрослым, вступающими с ними в конфликт. Ей удавалось находить подход к каждому воспитаннику, помогать ему преодолевать негативные наслоения, предшествующего жизненного опыта, становиться личностью.
Галина Константиновна — это российский педагог, успешно реализовавший опыт А. С. Макаренко в воспитании подрастающего поколения. Она смогла не только реализовать этот опыт, но и развить его с учетом изменявшейся ситуации в стране и возникающих трудностей в воспитательной работе с отдельными воспитанниками. Для Галины Константиновны характерно стремление постоянно сверяться с педагогическим опытом и учением А. С. Макаренко. Она не только обращалась к этому опыту, но и была его активным пропагандистом в различных педагогических средах.
Галина Константиновна была исключительно внимательным педагогом к каждому воспитаннику, авторитетным и педагогически грамотным в работе с ним и пользовалась огромным авторитетом у воспитанников. Вспоминая ее, они неоднократно подчеркивали, что относились к Галине Константиновне с особым уважением. Оно было настолько велико, что воспитанники не считали возможным ей врать. Многие ее считали и называли своей мамой. Она, как мама, не только заботилась о каждом воспитаннике, но и сопровождала его в последующей жизни в период учебы, адаптации в профессии и практической деятельности. А как гордилась она, когда ее бывшие воспитанники приезжали к ней как к матери!
В феврале 1943 года сгорел в истребителе приемный сын Г. К. Калабалиной лейтенант Фёдор Крещук. Перед вылетом на задание он просил командование передать письмо его матери, если не вернётся из боя, в котором писал:
«Когда человек идёт в бой, он вспоминает самое родное и близкое… Я вспоминаю Вас, потому что всё самое святое, всё, что дороже жизни, сочетается у меня в Вашем образе.
Родная! Я всё помню, и ничего не забыл. Я помню, как Вы читали нам Диккенса, как хлопотали, чтобы повкуснее накормить, как приходили ночью в нашу спальню, чтобы поправить спустившееся одеяло, как радовались всякому «отлично» или «хорошо», которые ставили нам учителя. Мы не были для Вас чужими, мы были для вас свои, родные. Я не знал матери, этой матерью стали Вы. Сейчас знаю, у меня есть мать. От этого на душе тепло, так хочется биться за счастье, за Вас, за Родину, которая имеет таких женщин, как Вы. Это письмо придёт к Вам, если я не вернусь. Через несколько минут я вылетаю. Я думаю только о жизни, я не думаю о смерти. Но может быть мне придётся повстречаться со смертью. Что ж, я не дрогну. Я не посрамлю Вас, милая женщина, воспитавшая меня. Как бы хотелось видеть Вас, вместе отпраздновать победу. Но надо смотреть правде в лицо: война есть война, война требует жертв…
Спасибо, родная, за всё. ПРОЩАЙТЕ!
В письме к Галине Константиновне от командования воинской части, в которой служил Федя Крещук, было подчеркнуто: «Лейтенант Фёдор Крещук часто рассказывал о Вас. Посылаем Вам его документы для получения пенсии, как его матери. Мы знаем, что не Вы родили Федю, но он — Ваш сын и Вы — его мать».
Педагогическая деятельность Галины Константиновны отличалась высочайшим искусством. Работала она преимущественно с мальчишками, среди которых было немало исключительно сложных, и к каждому она сумела найти подход, способствуя его становлению как личности. Особенно интересны ее материалы по реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику, взаимодействию с педагогами школы, с коллективом в воспитательной деятельности.
Большой вклад внесла Галина Константиновна в развитие учения А. С. Макаренко о коллективе. Она была глубоко убеждена, что прежде всего необходимо воспитать сам коллектив. Детское сообщество влияет на каждого ребенка сообразно его возможностям, но чтобы оно стало воспитательным коллективом — субъектом воспитания, необходимо его сформировать (воспитать). Только такой — правильно воспитанный — коллектив становится субъектом конструктивного воспитания, а в задачу педагога входит помогать ему и направлять его воспитательную деятельность.
В педагогическом учении Галины Константиновны встречается мысль А. С. Макаренко об одном из важнейших принципов воспитания: «Как можно больше уважения к ребенку и как можно больше требований к нему». Она на практике видела, с каким уважением Антон Семенович относился к каждому воспитаннику и как доверял ему. Галина Константиновна обращает внимание воспитателей на необходимость оказывать «как можно больше уважения и доверия воспитаннику». В ее педагогической деятельности доверие становится одним из продуктивных средств воспитания. Анализируя ее педагогические взгляды, видишь, как смело, умело и целесообразно она реализует доверие к каждому своему воспитаннику в работе с ним, и воспитанники верили ей и старались не огорчать ее.
Богатым педагогическим наследием Галины Константиновны являются ее дневники. В них она записывала свои наблюдения, планы, успехи и неудачи. Это богатейший материал для исследователей в области воспитания, для практиков — как пример кропотливого педагогического поиска и достижения результативности в воспитании. Исключительно ценен материал для родителей, в нем проверенный на практике опыт, сформулированный в виде педагогических размышлений и рекомендаций — как изучать особенности ребенка, учитывать их и строить конструктивные отношения, реагировать на те или иные проявления.
Книга представляет собой собранный и систематизированный материал, вышедший из-под пера Галины Константиновны. В ней собраны дневниковые записи, опубликованные статьи, методические материалы подготовки к выступлениям в различных аудиториях и прочие материалы. Следует отметить, что дневниковые записи оказались достаточно сложным материалом. Не все удалось расшифровать и включить в сборник. Писала Галина Константиновна дневник не для публикации, а для себя. Дневник для нее был особым педагогическим инструментарием, для сбора информации на каждого воспитанника, чтобы, анализируя ее, определять пути работы с ним, фиксировать и видеть динамику его изменения. Это своего рода «личный собеседник», помощник педагога в работе с воспитанником, выработке способов педагогического воздействия, а также возможность вспомнить о прошлом, поразмышлять над личным опытом жизни, опытом жизни других людей.
В процессе работы над рукописью очень помогли воспитанники Галины Константиновны Калабалиной. Они поддерживали морально в этой ответственной деятельности, а также присылали свои материалы. Огромную признательность хочется выразить Дмитрию Павловичу Барскову и Владимиру Васильевичу Морозову за помощь в подготовке рукописи. Д. П. Барсков проделал значительную исследовательскую работу по раскрытию документальной биографии Галины Константиновн. Этот материал, а также дневниковые записи, которые получили отражение в его 2-томнике «Колокола памяти», он и прислал для включения в настоящую книгу.
В. В. Морозов принимал участие в непосредственном сборе материалов для сборника. Он является одним из хранителей архива Калабалиных. Благодаря ему, удалось собрать такое количество материалов как опубликованных, так и рукописных, оставленных Галиной Константиновной, обработать их и включить в книгу.
Искренняя признательность моей супруге Галине Семеновне, которая проделала значительную работу по оцифрованию ряда дневниковых записей Галины Константиновны. Записи очень сложны для расшифровки. Галина Константиновна занималась скорописью, и этот факт наложил отпечаток на ее дневниковые записи. К сожалению, не все удалось расшифровать. Думается, что это дело будущих исследователей.
Представленные материалы будут полезны всем, кто занимается воспитанием, кому не безразлично будущее подрастающего поколения, — родителям, исследователям проблем воспитания, студентам педагогических вузов, различным категориям педагогов, воспитателей, работникам органов управления образованием и педагогических вузов, готовящим педагогические кадры.
Л. В. Мардахаев,
автор-составитель и редактор трилогии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогическое наследие Калабалиных. Книга 2. Г. К. Калабалина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других