Педагогическое наследие Калабалиных. Книга 2. Г. К. Калабалина

Г. К. Калабалина

В книге 2 трилогии «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАЛАБАЛИНЫХ» представлено педагогическое наследие известного в России и за рубежом талантливого педагога, супруги воспитанника А. С. Макаренко С. А. Калабалина (по «Педагогической поэме» – С. Карабанов) – Галины Константиновны Калабалиной. В книгу включены ранее опубликованные и архивные материалы Г. К. Калабалиной, в том числе ее педагогические мысли, которые представляют интерес для всех, кто занимается воспитанием подрастающего поколения.

Оглавление

Предисловие

Галина Константиновна Калабалина (Мейер) (1909—1999) — педагог, который страстно любил детей, и всю свою жизнь посвятил тем детям, которые были искалечены жизнью, и судьба которых всецело зависела именно от нее. Именно им она смогла вернуть детство, сформировать из каждого гражданина-патриота своего Отчества — России. Именно ей писал один из воспитанников: «Спасибо за счастливое детство». Это удивительный человек — педагог — достояние и гордость Российского государства.

Выдающийся отечественный педагог, Галина Константиновна внесла огромный вклад в дело воспитания подрастающего поколения. Человек необычной судьбы, рано оставшийся без родителей и познавший горечь сиротства, в пятнадцать лет она включается в работу общества «Друг детей» по спасению несовершеннолетних сирот, таких же, как она сама. В этот период судьба ее свела с Антоном Семеновичем Макаренко, под началом которого она формировалась как педагог. В «Педагогической поэме» А. С. Макаренко она представлена как Галя Подгорная-Черниговка.

Жизнь Галины Константиновны тесно связана с незаурядной личностью — педагогом, воспитанником А. С. Макаренко — Семеном Афанасьевичем Калабалиным. Вместе с ним они внесли огромный вклад в дело воспитания подрастающего поколения России. Работать им приходилось с особым контингентом — детьми, оставшимися без попечения родителей, пережившими огромные жизненные трудности, нередко испытывающими недоверие к взрослым, вступающими с ними в конфликт. Ей удавалось находить подход к каждому воспитаннику, помогать ему преодолевать негативные наслоения, предшествующего жизненного опыта, становиться личностью.

Галина Константиновна — это российский педагог, успешно реализовавший опыт А. С. Макаренко в воспитании подрастающего поколения. Она смогла не только реализовать этот опыт, но и развить его с учетом изменявшейся ситуации в стране и возникающих трудностей в воспитательной работе с отдельными воспитанниками. Для Галины Константиновны характерно стремление постоянно сверяться с педагогическим опытом и учением А. С. Макаренко. Она не только обращалась к этому опыту, но и была его активным пропагандистом в различных педагогических средах.

Галина Константиновна была исключительно внимательным педагогом к каждому воспитаннику, авторитетным и педагогически грамотным в работе с ним и пользовалась огромным авторитетом у воспитанников. Вспоминая ее, они неоднократно подчеркивали, что относились к Галине Константиновне с особым уважением. Оно было настолько велико, что воспитанники не считали возможным ей врать. Многие ее считали и называли своей мамой. Она, как мама, не только заботилась о каждом воспитаннике, но и сопровождала его в последующей жизни в период учебы, адаптации в профессии и практической деятельности. А как гордилась она, когда ее бывшие воспитанники приезжали к ней как к матери!

В феврале 1943 года сгорел в истребителе приемный сын Г. К. Калабалиной лейтенант Фёдор Крещук. Перед вылетом на задание он просил командование передать письмо его матери, если не вернётся из боя, в котором писал:

«Когда человек идёт в бой, он вспоминает самое родное и близкое… Я вспоминаю Вас, потому что всё самое святое, всё, что дороже жизни, сочетается у меня в Вашем образе.

Родная! Я всё помню, и ничего не забыл. Я помню, как Вы читали нам Диккенса, как хлопотали, чтобы повкуснее накормить, как приходили ночью в нашу спальню, чтобы поправить спустившееся одеяло, как радовались всякому «отлично» или «хорошо», которые ставили нам учителя. Мы не были для Вас чужими, мы были для вас свои, родные. Я не знал матери, этой матерью стали Вы. Сейчас знаю, у меня есть мать. От этого на душе тепло, так хочется биться за счастье, за Вас, за Родину, которая имеет таких женщин, как Вы. Это письмо придёт к Вам, если я не вернусь. Через несколько минут я вылетаю. Я думаю только о жизни, я не думаю о смерти. Но может быть мне придётся повстречаться со смертью. Что ж, я не дрогну. Я не посрамлю Вас, милая женщина, воспитавшая меня. Как бы хотелось видеть Вас, вместе отпраздновать победу. Но надо смотреть правде в лицо: война есть война, война требует жертв…

Спасибо, родная, за всё. ПРОЩАЙТЕ!

Ваш сын Федя Крещук».

В письме к Галине Константиновне от командования воинской части, в которой служил Федя Крещук, было подчеркнуто: «Лейтенант Фёдор Крещук часто рассказывал о Вас. Посылаем Вам его документы для получения пенсии, как его матери. Мы знаем, что не Вы родили Федю, но он — Ваш сын и Вы — его мать».

Педагогическая деятельность Галины Константиновны отличалась высочайшим искусством. Работала она преимущественно с мальчишками, среди которых было немало исключительно сложных, и к каждому она сумела найти подход, способствуя его становлению как личности. Особенно интересны ее материалы по реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику, взаимодействию с педагогами школы, с коллективом в воспитательной деятельности.

Большой вклад внесла Галина Константиновна в развитие учения А. С. Макаренко о коллективе. Она была глубоко убеждена, что прежде всего необходимо воспитать сам коллектив. Детское сообщество влияет на каждого ребенка сообразно его возможностям, но чтобы оно стало воспитательным коллективом — субъектом воспитания, необходимо его сформировать (воспитать). Только такой — правильно воспитанный — коллектив становится субъектом конструктивного воспитания, а в задачу педагога входит помогать ему и направлять его воспитательную деятельность.

В педагогическом учении Галины Константиновны встречается мысль А. С. Макаренко об одном из важнейших принципов воспитания: «Как можно больше уважения к ребенку и как можно больше требований к нему». Она на практике видела, с каким уважением Антон Семенович относился к каждому воспитаннику и как доверял ему. Галина Константиновна обращает внимание воспитателей на необходимость оказывать «как можно больше уважения и доверия воспитаннику». В ее педагогической деятельности доверие становится одним из продуктивных средств воспитания. Анализируя ее педагогические взгляды, видишь, как смело, умело и целесообразно она реализует доверие к каждому своему воспитаннику в работе с ним, и воспитанники верили ей и старались не огорчать ее.

Богатым педагогическим наследием Галины Константиновны являются ее дневники. В них она записывала свои наблюдения, планы, успехи и неудачи. Это богатейший материал для исследователей в области воспитания, для практиков — как пример кропотливого педагогического поиска и достижения результативности в воспитании. Исключительно ценен материал для родителей, в нем проверенный на практике опыт, сформулированный в виде педагогических размышлений и рекомендаций — как изучать особенности ребенка, учитывать их и строить конструктивные отношения, реагировать на те или иные проявления.

Книга представляет собой собранный и систематизированный материал, вышедший из-под пера Галины Константиновны. В ней собраны дневниковые записи, опубликованные статьи, методические материалы подготовки к выступлениям в различных аудиториях и прочие материалы. Следует отметить, что дневниковые записи оказались достаточно сложным материалом. Не все удалось расшифровать и включить в сборник. Писала Галина Константиновна дневник не для публикации, а для себя. Дневник для нее был особым педагогическим инструментарием, для сбора информации на каждого воспитанника, чтобы, анализируя ее, определять пути работы с ним, фиксировать и видеть динамику его изменения. Это своего рода «личный собеседник», помощник педагога в работе с воспитанником, выработке способов педагогического воздействия, а также возможность вспомнить о прошлом, поразмышлять над личным опытом жизни, опытом жизни других людей.

В процессе работы над рукописью очень помогли воспитанники Галины Константиновны Калабалиной. Они поддерживали морально в этой ответственной деятельности, а также присылали свои материалы. Огромную признательность хочется выразить Дмитрию Павловичу Барскову и Владимиру Васильевичу Морозову за помощь в подготовке рукописи. Д. П. Барсков проделал значительную исследовательскую работу по раскрытию документальной биографии Галины Константиновн. Этот материал, а также дневниковые записи, которые получили отражение в его 2-томнике «Колокола памяти», он и прислал для включения в настоящую книгу.

В. В. Морозов принимал участие в непосредственном сборе материалов для сборника. Он является одним из хранителей архива Калабалиных. Благодаря ему, удалось собрать такое количество материалов как опубликованных, так и рукописных, оставленных Галиной Константиновной, обработать их и включить в книгу.

Искренняя признательность моей супруге Галине Семеновне, которая проделала значительную работу по оцифрованию ряда дневниковых записей Галины Константиновны. Записи очень сложны для расшифровки. Галина Константиновна занималась скорописью, и этот факт наложил отпечаток на ее дневниковые записи. К сожалению, не все удалось расшифровать. Думается, что это дело будущих исследователей.

Представленные материалы будут полезны всем, кто занимается воспитанием, кому не безразлично будущее подрастающего поколения, — родителям, исследователям проблем воспитания, студентам педагогических вузов, различным категориям педагогов, воспитателей, работникам органов управления образованием и педагогических вузов, готовящим педагогические кадры.

Л. В. Мардахаев,

автор-составитель и редактор трилогии.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я