Театры Тольятти. Том 2

Вячеслав Смирнов

В книге собраны авторские рецензии, интервью, репортажи, очерки, посвященные тольяттинским театрам в период с 1992 по 2022 годы.Во второй том вошли статьи о Тольяттинском театре кукол, блок материалов о тольяттинской школе драматургии, а также о театре «Вариант», театральной самодеятельности и тольяттинском кинематографе.Книга издана при финансовой поддержке Министерства культуры и технической Союза российских писателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Театры Тольятти. Том 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ТОЛЬЯТТИНСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ

Неизвестный водевиль русского классика — на тольяттинской сцене

В минувшее воскресенье в Тольяттинской филармонии состоялось закрытие фестиваля Open Fest. Завершил фестиваль довольно необычный проект — опера-водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом».

Режиссер-постановщик Антон Гопко (г. Лион, Франция) взялся за сочинение не самое известное, почти забытое. И это при том, что над этой «театральной шуткой» трудились сразу трое крупнейших деятелей Золотого века русской культуры. Музыку написал Алексей Верстовский, автор знаменитой оперы «Аскольдова могила», а либретто — Александр Грибоедов и Петр Вяземский, причем Грибоедов сочинял диалоги, а Вяземский — тексты песен. Жанр «водевиль» ныне практически забыт, однако во времена Грибредова и Пушкина он переживал пору расцвета. Как правило, водевили были плодом коллективного творчества, так что «Кто брат, кто сестра» вполне соответствует законам жанра. Многие арии из этой оперы-водевиля — например, «Стократ счастлив, кто разум свой», «Жизнь наша сон», «Ах, точно ль, никогда» — получили самостоятельную жизнь в качестве старинных русских романсов. Люди пели их, нередко даже не подозревая об их театральном происхождении.

Следует отметить, что репетиции музыкального спектакля шли всего лишь 20 дней! В спектакле были задействованы драматические актеры из «Дилижанса» и Молодежного драматического театра, а также оперные исполнители из Тольятти и Самары. На сцене вживую играл Русский оркестр филармонии (дирижер — Василий Кормишин), поскольку музыка играет в спектакле важную, если не ключевую драматическую роль. Еще один важный момент: спектакль шел в литературно-драматургической редакции режиссера-постановщика Артура Гопко. Все-таки речь идет о произведении почти двухсотлетней давности, поэтому некоторые анахронизмы и конструкционное построение фраз современным зрителем воспринимались бы с трудом.

Как рассказали актеры, задействованные в постановке — возможно, спектакль будет показываться на сцене филармонии раз ли два в месяц. Конечный результат здесь был не так уж и важен, во главу угла ставился сам процесс обучения: ну, когда еще драматическому актеру доведется исполнить на сцене вокальные партии в сопровождении живого оркестра? Для зрителей просмотр спектакля носил, пожалуй, просветительский характер: в основном Грибоедов известен нам как автор одного произведения. И было крайне удивительно узнать, что в свое время им было сочинено едва ли не три десятка подобных «безделиц». Ну, и самое примечательное: на моей памяти силами преимущественно тольяттинских актеров, музыкантов подобный проект осуществляется впервые.

Tg 26.08.2013

Артист Максим Аверин: Жизнь — это самый большой дар

В минувшие выходные, 30 января, в Тольяттинской филармонии со своим моноспектаклем «Все начинается с любви…» выступил популярный артист театра и кино Максим Аверин. По мнению корреспондента TLTgorod, для журналистов актер хорош тем, что при подготовке материала о нем не нужно долго объяснять читателям — кто это и чем он занимается. А для совсем уж несведущих достаточно просто сказать: «Ну, это тот лысый из „Глухаря“!». Впервые о том, что этого артиста с запоминающейся улыбкой зовут Максим Аверин, я узнал, когда ему было 23 года. Это случилось 20 июня 1998 года. Точная дата запомнилась потому, что в этот день в Москве случился сокрушительный ураган. Тогда моя супруга училась во ВГИКе, и мы пошли с ней к ее подруге в общежитие Щукинского театрального училища (Аверин закончил «Щуку» в 1997 году). Пока длился ураган, подруги болтали об общих знакомых. О том, какой обаятельный и остроумный актер Александр Семчев, какие веселые застолья случались с ним в общежитии. О том, что подруга, чтобы не снимать в Москве жилье, проживала на квартире у актера Александра Носика (Носик в это время проживал где-то в другом месте). Вдруг по телеку стали показывать рекламу, в которой веселый ковбой нахваливал печенье Wagon Wheels. «О, так это же Максим Аверин!» — хором воскликнули подруги, а заодно и поведали некую историю про него. Которую я вам не расскажу. Как раз перед концертом я припомнил Аверину этот случай и спросил:

— Как представлялось вам, тогдашнему, ваше будущее в профессиональном, в жизненном плане? На что вы рассчитывали, что вам мнилось? «Вот, я наконец-то стал актером, и дальше будет вот это, вот это и вот это…»

— Вы удивитесь: у меня по-прежнему остались те же самые мечты, ничего не поменялось. Я как-то снимался в одной замечательной картине, я ее очень люблю. Вчера (29 января, — Авт.) был «Золотой орел», и там работал режиссер (Вячеслав Никифоров, — Авт.), который вчера как раз получил «Золотого орла», он меня снимал 10 лет назад, была такая работа «Карусель». Так получилось, что я снимался вместе с военными. Это был, действительно, настоящий военный госпиталь, который, естественно, находился в военно-полевых условиях. А я обожаю, когда с настоящими людьми встречаешься. И там были военные, врачи. Один из них сказал: «Макс, запомни одну фразу, — это теперь по жизни моя фраза будет, просто кредо: «С неба об землю, б***, и в бой, н***». Запомните эту фразу. То же самое — и у меня: я каждый раз падаю, спотыкаюсь. Вообще, как и любой живой человек, я живу среди людей, которые делают больно, они толкают, им неудобно, им не нравится, кого-то раздражает: «Что это он улыбается? Что он умеет, кроме как улыбаться?» Я это слышу каждый день. Послушайте, все нормально. Эти люди ставят под сомнение вообще мое существование. Что мне остается делать? Жить! Правильно? Поэтому я каждый раз спотыкаюсь, падая, но я — «С неба об землю, б***, и в бой, н***».

— А какие-то существенные расхождения с ожиданиями за эти два десятилетия произошли?

— Нет. Я по-прежнему свято верю в то, что я артист, я очень хочу посвятить свою жизнь этому искусству — искусству театра, кинематографа, и никто меня в этом не переубедит. Единственное что — во всем есть случай. Вообще, вся моя жизнь — случай. Все, что происходит в ней, то, что случилось — это все случай. И, конечно же, я понимаю, что когда-нибудь, может быть, кто-то свыше наложит на это свою лапу и скажет: «Все, хватит!» Но я же все равно должен буду жить. Я тогда буду писать, буду преподавать — я буду жить! Это самое главное, что дал Господь Бог — жизнь. И люди, которые сидят, куксятся, плюются и говорят, что все плохо — у меня вызывают большой вопрос. Люди, как вам живется-то? Жизнь — это самый большой дар. А дальше уже зависит от человека — что он там подразумевает под этим?

Перед спектаклем предупредили, что мероприятие продлится два часа без антракта. В итоге моноспектакль шел два часа двадцать минут. Максим Аверин пел, танцевал, читал стихи на слова Вертинского, Высоцкого и даже Агнии Барто, рассказывал анекдоты и истории из своей жизни, вспоминал безвременно ушедших коллег. Обычно заезжие гастролеры, даже выступая в одиночку, расходуют чуть меньше сил. К примеру, если бы Аверин закончил свое выступление на час раньше — публика все равно была бы довольна. Ведь в зале сидел преимущественно не филармонический, не театральный зритель, а поклонники сериала «Глухарь», судя по некоторым реакциям. Им достаточно было просто увидеть своего кумира вживую. Если заглянуть на сайт артиста, то можно удивиться, насколько интенсивны его гастроли с нынешним спектаклем «Все начинается с любви…», премьера которого состоялась еще в 2014 году. В минувшем, 2015 году, Аверин завершил свой восемнадцатилетний «роман» с театром «Сатирикон». Как видим, в «свободном плавании» он стал даже чуть ближе к зрителям. Судя по реакции публики, они это оценили.

Tg 01.02.2016

Наталья Дроздова посвятила творческий вечер супругу

В минувшие выходные, 14 февраля, в Тольяттинской филармонии в День всех влюбленных состоялся творческий вечер народной артистки России Натальи Дроздовой «Жизнь — это счастье!», посвященный 75-летию со дня рождения почетного гражданина города Тольятти, народного артиста РСФСР Глеба Борисовича Дроздова.

Как сообщал TLTgorod, юбилей режиссера, чье имя теперь носит основанный им в Тольятти драматический театр «Колесо», состоялся еще в прошлом, 2015 году, 27 ноября. В самом театре юбилейные мероприятия были проведены в стандартные сроки, но вот нынешний творческий вечер еще в ноябре анонсировался на 14-е февраля — и именно на сцене филармонии. Это ничего особенного не значит, но по странному совпадению и здание Тольяттинской филармонии (экс-ДК «Юбилейный»), и здание театра «Колесо» (экс-ДК «50 лет Октября») выполнены по типовому проекту. В момент сдачи в эксплуатацию они были идентичными, но с годами многочисленные реконструкции внесли в их облик заметные отличия. Тем не менее, поскольку речь на творческом вечере велась о делах давно минувших дней, не покидало ощущение, что мероприятие проходит в прежнем здании «Колеса» — примерно таким оно выглядело в начале 1990-х, сходства тогда было больше.

Не случайно для проведения творческого вечера был выбран День всех влюбленных — ведь Наталья Дроздова рассказывала не только о человеке и режиссере, она говорила о своем муже, который после тяжелой болезни покинул нас в конце 2000 года. Содержательной основой встречи-беседы-концерта стала книга первого завлита «Колеса» Эдуарда Пашнева, которая вышла из печати за несколько дней до кончины главного персонажа этой книги. Тем не менее, Дроздов успел подержать это издание в руках и даже одобрительно отозвался о нем в своей ироничной манере. Книга состояла из воспоминаний самого Глеба Дроздова, дневниковых записей Эдуарда Пашнева, многочисленных документов, интервью с соратниками Дроздова и газетных публикаций тех лет. Тем не менее, в этот вечер зрители услышали многие истории или впервые, или уже успели их подзабыть. Демонстрировались и различные фрагменты кинохроники из семейного архива. Тут уже и я должен признаться: ряд материалов был увиден мной впервые. В вечере принимали участие выпускники и студенты кафедры актерского мастерства Волжского университета им. В. Н.Татищева (после смерти Глеба Дроздова, основавшего эту кафедру, заведующей кафедры вот уже полтора десятилетия является Наталья Дроздова). Весь вечер Наталью Степановну сопровождали на сцене ее коллеги по прежней работе в театре «Колесо» — доцент кафедры актерского мастерства ВУиТ Олег Ринге, артист Тольяттинской филармонии Игорь Супрунов, помощник председателя Тольяттинской городской думы Евгений Быков. В качестве гостя на сцене филармонии выступил болгарский студент Российской академии музыки имени Гнесиных Стоян Петров — он исполнил любимую песню Глеба Борисовича «На муромской дорожке». Вообще, в течение всей творческой встречи звучали различные песни и стихи, так или иначе адресованные Глебу Дроздову. В одном из эпизодов на сцену вышел и сын Натальи Степановны и Глеба Борисовича — Ярослав Дроздов, он сейчас обучается актерскому мастерству в Высшем театральном училище им. Щепкина.

Чуть не забыл об одной маленькой детали: во время творческого вечера на сцене присутствовали подлинные личные вещи Глеба Дроздова, а не театральный реквизит. Это и его журнальный столик, и кресло, и настольная лампа — обычные вещи, когда-то создававшие уют. По ходу повествования Наталья Степановна то зачитывала подлинное письмо Муслима Магомаева, адресованное Глебу Дроздову, то заглядывала в записную книжку режиссера. Подобные штрихи придавали особую доверительность встрече.

В финале творческого вечера расчувствовавшиеся зрители хлынули на сцену с цветами. Так совпало, что за несколько дней до мероприятия я обновлял в памяти правила поведения в театре. Так вот, там говорилось, что зрители не должны ступать на сцену, даже желая преподнести цветы любимому актеру, поскольку сцена является священной территорией. Цветы можно передать через администраторов, или преподнести из пространства между первым рядом и сценой, или передать с выходов справа и слева от сцены. Но разве тут до этикета, ведь среди поклонников оказались многие из тех, кого в 1990-е называли «отцами города», кто еще совсем, казалось бы, недавно принимал серьезные решения в судьбе театра «Колесо» и жизни актеров этого театра.

Уже на следующий день на своей странице в социальных сетях Наталья Степановна Дроздова обратилась к своим поклонникам:

— Спасибо всем, кто в этот вечер, 14 февраля, были со мной! Спасибо коллективу Тольяттинской филармонии и директору Лидии Валентиновне Семеновой. Спасибо моим друзьям из Болгарии, которые специально приехали на этот вечер! Я благодарна моим студентам кафедры «Актерское мастерство» Волжского университета имени Татищева, театру танца «Седьмое небо» и, конечно же, моей замечательной команде — моим ученикам. И моим дорогим зрителям… Я так по вас соскучилась! Вы мне предоставили огромную радость той тишиной, которая была в зале, и той энергией, которую я получала от вас! Я очень вас люблю и надеюсь на дальнейшие встречи! Спасибо!

В финале напомню, что вновь увидеть Наталью Дроздову на сцене можно будет уже в ближайшие дни: 21 февраля в 18.00 на сцене Молодежного драматического театра состоится премьера спектакля «Около любви» — там Наталья Степановна сыграет свою дебютную роль на сцене МДТ. Еще два премьерных показа этого же спектакля состоятся на следующий день, 22 февраля — в 13.00 и в 18.00.

Tg 16.02.2016

Действие оперы 70-летней давности разворачивается в Тольятти

Вчера, 30-го августа, в тольяттинской филармонии состоялась премьера «увеселительного представления для молодежи» «Маленький трубочист, или Давайте создадим оперу!»

Организаторы проекта заявляли: «Впервые в мире в новом прочтении!». Почему это в определенной степени соответствует действительности — расскажем чуть позже.

Детскую оперу-игру, созданную почти 70 лет назад Бенджамином Бриттеном, поставил режиссер Антон Гопко. Хотя он уроженец Тольятти, но уже много лет проживает во Франции (г. Лион). На тольяттинской сцене (филармония, театр «Колесо») режиссер в прежние годы уже осуществлял несколько различных постановок. Дирижер-постановщик «увеселительного представления» — дирижер камерного оркестра Тольяттинского музыкального колледжа имени Щедрина Владислав Ивановский. По словам музыкантов, зачастую роль дирижера-постановщика в музыкальном спектакле бывает значительней, чем участие в нем режиссера спектакля. Кстати, зрители в течение всего представления могут видеть Ивановского и на сцене, и в зале — порой в довольно неожиданном качестве.

Конечно же, главные участники оперы-игры — дети: семь солистов и хор-массовка. Всего же на сцене присутствуют около 40 человек. Для постановки «Маленького трубочиста» не стали объявлять кастинг по всему городу, а обратились сразу в Тольяттинский музыкальный колледж им. Щедрина, детскую школу искусств №1 им. Балакирева, Лицей искусств, детскую музыкальную школу №3 и детскую музыкальную школу Тольяттинской консерватории. Все талантливые дети в городе хорошо известны, поэтому отбор велся именно по профессиональному признаку. Даже я, находясь в зале, узнавал на сцене целый ряд лиц: некоторых ребят я уже видел ранее в различных постановках и концертных программах.

Режиссер Антон Гопко рассказал весьма интересную историю о поставленной им опере. Речь идет об оригинальном приеме в оперном искусстве и в режиссуре в частности. Вот что об этом рассказывает режиссер:

— «Увеселительное представление для молодежи» под названием «Давайте создадим оперу» было написано в 1949 году для совсем юного, только начинавшего свою жизнь фестиваля в Олдборо, основанного Бриттеном совместно с Питером Пирсом и Крозье. Олдборо — это небольшой поселок, фактически деревня, с населением менее 3000 человек. Организовать в таком месте фестиваль классической музыки — тем более современной! — было делом рискованным и даже дерзким. Чтобы быть «ближе к народу», Бриттен и Крозье решили, что действие спектакля будет происходить непосредственно в Олдборо. Имена героев — Гай, Джульетта, Софи, Тина, Хью, Джонни и Сэмми — это имена настоящих детей из Олдборо, ставших прототипами персонажей оперы. Им она, кстати, и посвящена. Соответственно, первый акт представления — это драматический спектакль о том, как жители Олдборо решают своими силами поставить оперный спектакль. За основу сюжета берется история старого садовника Сэма, который в детстве был подмастерьем у трубочистов. Прямо на сцене распределяются роли, «сочиняется» музыка, дирижер разучивает хоры вместе с публикой. А уже после антракта начинается, собственно, опера. Проблема этой первой части в том, что ее текст не публикуется. Вместо этого в предисловии к либретто Эрик Крозье говорит, что первую часть желательно при каждой новой постановке придумывать заново — в соответствии с местными реалиями. Следовательно, действие нашего спектакля разворачивается не где-нибудь, а в городе Тольятти. И это — в полном соответствии с пожеланиями самих авторов! Надо ли говорить, что такой радикальный перенос из Суффолка на Среднюю Волгу потребовал нестандартных режиссерских решений?

Завтра, 1-го сентября, состоится второй премьерный показ оперы-игры. Организаторы проекта планируют и в дальнейшем, но не очень часто, показывать «Маленького трубочиста» для широкой публики. Сложность здесь в том, что и солисты, и хор находятся в том возрасте, когда у многих начинает ломаться голос. Так что, к примеру, через полгода вы можете увидеть на сцене уже совсем других артистов.

Tg 31.08.2016

Наталья Дроздова в новом проекте Тольяттинской филармонии

Вчера, 29 сентября, в Тольяттинской филармонии состоялась премьера литературно-музыкальной композиции «Моцарт и Сальери», посвященной 260-летию со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта.

Как стало известно TLTgorod, программа осуществлена в рамках филармонического абонемента №19 «Литературные четверги». Здесь поэтический текст Александра Пушкина «Моцарт и Сальери» из цикла «Маленькие трагедии» иллюстрировала музыка самого Моцарта и Антонио Сальери. Фрагменты популярных произведений исполнили артисты филармонии Ольга Антонова (меццо-сопрано), Роман Аббасов (бас), Наталья Селяткина (фортепиано, клавесин), струнный квартет филармонии, камерный ансамбль студентов Тольяттинского музыкального колледжа им. Р. К. Щедрина, хоровой ансамбль учащихся и студентов Тольяттинского музыкального колледжа им. Р. К. Щедрина, лицея искусств, ДМШ им. Балакирева, ДМШ №3, дирижировал Владислав Ивановский.

У Пушкина, как вы помните, речь в трагедии идет о «темном» биографическом эпизоде — мифе о том, что Сальери отравил Моцарта. Роль Моцарта в литературно-музыкальной композиции исполнил артист Тольяттинской филармонии, мастер художественного слова Игорь Супрунов. Моцарт в его версии — легкомысленный баловень, гений, которому легко даются любые шедевры. Близкий к этому образ нам знаком из давнего фильма «Амадей» Милоша Формана. Но у Супрунова, конечно, характер героя обозначен схематично — в силу хронометража программы: она идет всего 45 минут.

Неожиданно, но от лица Сальери роль была прочитана народной артисткой России Натальей Дроздовой. В этой композиции ею было сыграно и обожание гения («Ты, Моцарт, Бог»), и зависть к его таланту, переходящая в ненависть.

Как я понимаю, просветительский лекторий был предназначен прежде всего для школьной аудитории. И это не самая благодарная публика, как я мог заметить. Но в зале были зрители старшего и даже пенсионного возраста — для них это посещение было целевым, а не вынужденным.

Ближайший показ в Тольяттинской филармонии состоится 2-го октября. Приобщитесь к классическому слову и музыке — это интересный симбиоз, поверьте.

Tg 30.09.2016

Наталья Дроздова вновь на сцене Тольяттинской филармонии

В Тольяттинской филармонии продолжаются концертные программы абонемента «Литературные четверги». Так, вчера, 1-го декабря, здесь состоялась премьера литературно-музыкальной композиции «Светлые души», посвященной творчеству артиста, режиссера и писателя Василия Шукшина.

Шукшин здесь представлен певцом деревенской жизни со всеми ее внешними атрибутами — березками, балалайками, народными напевами. Такой взгляд на творчество Василия Макаровича тоже имеет место быть, так что не будем заострять на этом внимание.

Основой вчерашнего представления со своими инструментальными композициями стал русский оркестр филармонии под управлением Василия Кормишина.

Фрагменты рассказов и воспоминаний Шукшина представили мастера художественного слова Игорь Супрунов, Мария Кириллова, а также народная артистка России Наталья Дроздова.

Для Дроздовой, кстати, это уже не первый опыт участия в филармонических «Литературных четвергах»: в сентябре нынешнего года она принимала участие в литературно-музыкальной композиции «Моцарт и Сальери». Помимо того, что Наталья Степановна преподает на актерском факультете в Волжском университете имени Татищева — в нынешнем году ею сыграно несколько ролей на сцене Молодежного драматического театра. Этим летом она также успела поучаствовать в небольшом кинопроекте, о чем TLTgorod тоже писал. И вот теперь — участие в цикле программ Тольяттинской филармонии.

Литературную часть дополнила музыкальная: романсы и песни исполнили солисты филармонии Александра Одинцова (народное пение), Юлия Кочева (сопрано), Ольга Антонова (меццо-сопрано), Роман Аббасов (бас), Светлана Денюшина (сопрано).

Старшему поколению зрителей увиденное и услышанное было близко хотя бы ментально. А вот у некоторой части молодежи это был, видимо, вынужденный поход в филармонию. По окончании программы довелось услышать за своей спиной что-то вроде: «Мне такая музыка не близка!» Но ничего не бывает зря: у какой-то части неадресной аудитории должно же что-то шевельнуться в душе и отложиться в подсознанию. Не поняли сейчас — поймут и примут потом. На это и нацелена просветительская функция искусства.

Tg 02.12.2016

Даниил Спиваковский выступил в Тольяттинской филармонии

В Тольяттинской филармонии 3-го декабря был показан музыкальный моноспектакль Даниила Спиваковского «Мертвые души» по одноименному произведению Гоголя. Классическое литературное произведение в исполнении известного актера сопровождалось живой музыкой в исполнении ансамбля русских народных инструментов «Русская рапсодия» (Москва).

Ровно год назад, в конце ноября 2015 года, Даниил Спиваковский уже выступал с подобным форматом в Тольятти — тогда все с тем же музыкальным коллективом им была исполнена пьеса Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Возможно, этот относительно недавний визит сыграл свою роль, поэтому на нынешней программе в зале не было аншлага. С другой стороны, если учесть, что зал филармонии является одной из крупных площадок в городе, то все равно музыкальный моноспектакль смогли увидеть значительное количество зрителей.

Разумеется, весь роман «Мертвые души» невозможно было исполнить даже в двух отделениях моноспектакля. Это был своеобразный микс из ярких эпизодов и диалогов, причем не всегда в последовательности, изложенной в романе (напомню: автором в свое время жанр был обозначен как поэма). В итоге Даниилом Спиваковским из гоголевского текста было сконструировано некое отдельное произведение. Музыкальный ряд программы состоял из трех основных тем: «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка», сюита из музыки к фильму «Мертвые души» и «Сюита в старинном стиле». Все перечисленные произведения являются сочинениями Альфреда Шнитке.

По свидетельству самого Спиваковского, Гоголь для него — особый автор, сопровождающий его всю творческую жизнь. Неудивительно, если припомнить, что в Театре Маяковского Даниил Спиваковский играл в спектакле «Женитьба», а также снимался в телефильме Павла Лунгина «Дело о мертвых душах» и фильме Дмитрия Дёмина «Гоголь. Портрет загадочного гения».

Спиваковский — преимущественно театральный актер, поэтому к нему не подходит определение «заезжая звезда». Ей-богу, приходилось видеть публику, которая приходила на выступления артистов, известных по телесериалам — это своеобразные люди, скажу я вам. Здесь же я отметил важный момент: мероприятие удается не только, когда на сцене происходит что-то интересное, но и когда ты ощущаешь комфорт в зале. Впрочем, это две взаимосвязанных вещи.

Tg 05.12.2016

В Тольяттинской филармонии состоялась программа «Новогодние приключения игрушек»

В Тольяттинской филармонии не проводят таких масштабных новогодних кампаний, как в некоторых других городских учреждениях культуры — и тому есть свои причины. Как минимум, это связано с ограничениями, касающимися пожарной безопасности. Например, в однотипном здании, в котором расположен театр «Колесо», подъелочные представления проходят в фойе второго этажа. В филармонии эту часть здания стараются не подвергать массовым наплывам публики: здесь сохранился паркет еще 1970-х годов, да и облицовка стен не поддается противопожарной пропитке. Но ведь надо поздравить с Новым годом хотя бы самых маленьких своих зрителей — будущих посетителей взрослых программ филармонии. Для них вчера, 25 декабря, дважды была показана программа «Новогодние приключения игрушек». Программа длилась всего 45 минут, поскольку, повторюсь, была рассчитана на дошкольников — а это беспокойная публика, очень сложно удержать их внимание более продолжительное время.

Все вокальные и инструментальные номера концерта прошли под аккомпанемент Русского оркестра филармонии (дирижер — Василий Кормишин). Роли «зимних» персонажей исполнили солисты Тольяттинской филармонии — Роман Аббасов (Снеговик), Ольга Антонова (Белая медведица), Юлия Кочева (Принцесса) и другие. В программе приняли участие и юные исполнители — вокальный ансамбль Лицея искусств «Лель» (руководитель — Наталья Лесная). Роль Снежинки исполнила участница детской оперы «Маленький трубочист…» Беллана Гурдан.

Сам концерт состоял из наиболее известных «зимних» хитов: «А снег идет», «Расскажи, снегурочка, как дела», «Колыбельная медведицы», «Кабы не было зимы» и других. Сюжет представления был незамысловат. В новогоднюю ночь Дед Мороз (Игорь Супрунов) и Снегурочка (Александра Одинцова) несут подарки детям, но метель разбросала игрушки по лесу. Хитрая Лиса (Мария Тымченко) нашла игрушки и забрала их себе. Но, как вы понимаете, личный пример и сила убеждения могут сделать из отрицательного персонажа — вполне себе положительного.

По всему городу праздничные представления будут продолжаться вплоть до окончания зимних каникул. Но если вы являетесь поклонником именно филармонии, то повтор программы «Новогодние приключения игрушек» можно будет увидеть еще и 5-го января.

Tg 26.12.2016

В Тольяттинской филармонии совместили обучение с развлечением: мультконцерт «Бэби-тайм»

В минувшее воскресенье, 22 января, Тольяттинская филармония представила новую программу — мультконцерт «Бэби-тайм».

Для зрителей младшего возраста артисты и Русский оркестр филармонии подготовили одновременно и просветительную, и развлекательную программу. Так, вместе с юной публикой разучивали ноты и музыкальные ритмы Леди Знайка (Мария Тымченко) и Почемучка (Мария Кириллова). Как сообщили в филармонии, эти два образа и дальше будут эксплуатироваться в музыкально-просветительских программах: дети хорошо реагируют на интерактивную подачу нового, и не всегда понятного для 3-6-летнего ребенка материала.

Путешествовать по стране Мульти-Пультии, в которой происходило действие представления, зрителям помогали Король (артист филармонии Игорь Супрунов задействован практически во всех филармонических программах) и Принцесса (дебют на сцене филармонии Ольги Епиховой). Музыкальную компанию им составили Добрая Сказочница (Ольга Антонова) и Осел из города Бремен (Роман Аббасов).

Было очень странно осознавать, что значительная часть музыкальных номеров и мультипликационных персонажей оказались мне не знакомы. Специально заглянул в релиз: речь шла о мультфильмах, выполненных уже в компьютерной графике — «Фиксики» и «Маша и Медведь». Ну правильно, нельзя бесконечно эксплуатировать советское мультипликационное наследие. А какие-то современные работы я в силу возраста и смены интересов просто упустил. Тем не менее, Русский оркестр филармонии под управлением Василия Кормишина исполнил, помимо этого, мелодии из мультфильмов «Крошка Енот», «Бременские музыканты» и других.

Кстати, еще одно отличие в концертах для взрослой и детской аудитории: в этот раз при исполнении некоторых номеров детишек призывали встать со своих мест, потанцевать, да и просто предоставили возможность побегать по залу, что часть юной публики с удовольствием и сделала. Все-таки гиперактивному малышу скучно сидеть на одном месте, каким бы интересным концерт ни был.

В продолжение, вероятно, новогодней традиции дети после окончания программы могли сфотографироваться в фойе с персонажами мультконцерта. Кажется, больше всего внимания досталось Принцессе — такая она была красивая. Не обошли стороной и Короля. Но самая необычная внешность была, пожалуй, у Осла из Бремена — на одной из фотографий, иллюстрирующих этот материал, видно, как дирижер на сцене искренне смеется при появлении Осла. Ну и хорошо: внешний вид тоже должен вызывать положительные эмоции.

Tg 23.01.2017

Константин Райкин в Тольяттинской филармонии

В Тольятти Константин Райкин прибыл после серьезной травмы. Перед Новым годом во время гастролей в Тобольске в рамках региональной программы фестиваля «Золотая маска» он вынужден был обратиться к медикам. Как рассказывал сам Райкин:

— Неудачно спустился со ступенек, не заметил одну, упал и порвал мышцу. Ее потом пришили в местной больнице, надеюсь, что хорошо.

Уже в первой декаде января в Москве в научно-исследовательском институте им. Н. В. Склифосовского Константин Аркадьевич перенес еще одну операцию в связи с недавней травмой.

Тем не менее, благодаря концертному агентству «Clever Smile» Константин Райкин вышел 27 января на сцену Тольяттинской филармонии с моноспектаклем «Над балаганом небо». Свою хромоту — удивившую, конечно, зрителей, он прокомментировал так:

— Я бы сейчас к вам выбежал на сцену. Но из-за травмы у меня и в театре сняты спектакли. Сейчас единственно возможный — нынешний формат, когда я просто стою у микрофона.

Перед началом программы в зале прозвучало объявление о том, что во время спектакля запрещены фото — и видеосъемка, аудиозапись и использование телефонов. Для тех, кто считает, что их это не касается, данная информация была повторена еще раз, голос из динамиков обратился уже именно к этой категории зрителей.

В самом начале спектакля у кого-то из зрителей в зале с грохотом упал некий предмет. Райкин прервал свое выступление и мгновенно отреагировал: дескать, публика от восторга падает в обморок, когда видит на сцене такую величину.

Хотя Константин Аркадьевич иронично высказывался о своей значимости, было видно, что на сцене перед нами — большой театральный мастер. В этот вечер поэтическая программа состояла из стихов Давида Самойлова, Николая Заболоцкого, Николая Рубцова, Осипа Мандельштама, Лопе де Вега, Александра Пушкина. Поэтические строки Райкин перемежал с рассуждениями на тему «власть и художник», «власть и общество», «власть и народ». Чтобы и без того притихший зритель сосредоточился на подаваемом ему материале, выступление Константина Райкина проходило без музыкального сопровождения и какой-либо другой фонограммы. По состоянию здоровья артист не мог активно перемещаться по сцене, но все эмоции и энергию компенсировали мимика, артикуляция и жестикуляция.

Понимаю, что слишком упрощенно описал работу большого мастера. Но было и правда жаль, что нельзя запечатлеть на фото эту череду ярких образов, которые артист представил публике. Никто не увидит этого за пределами зала, остается только поверить на слово. Кстати, было озвучено предупреждение, что выход на поклон тоже является частью программы, и поэтому во время него съемки тоже запрещены. Фото, которое иллюстрирует данную заметку, сделано в последнюю секунду пребывания Константина Райкина на сцене. Формально, спектакль был завершен. Надеюсь, изначально озвученные требования были не сильно нарушены.

Напомним, что Константин Аркадьевич Райкин — художественный руководитель Государственного театра «Сатирикон» им. Аркадия Райкина, народный артист России, режиссер, лауреат Государственных премий РФ, четырежды лауреат Национальной премии «Золотая Маска», лауреат премии Фонда К. Станиславского, премий «Хрустальная Турандот», «Чайка», «Кумир», «Триумф», художественный руководитель «Высшей школы сценических искусств», профессор.

Tg 30.01.2017

Юлия Рутберг: звезда театра и кино выступила в Тольяттинской филармонии

Народная артистка России Юлия Рутберг выступила в Тольяттинской филармонии в минувшую пятницу, 10-го февраля. Актриса рассказала такой эпизод своей биографии: 10 лет назад здесь, в Тольятти, впервые для нестоличной публики был показан спектакль с ее участием «Ханума» (проект Театрального дома «Миллениум»).

В этот раз звезда театра и кино выступила перед тольяттинцами с моноспектаклем «Послушайте». Эта программа родилась из давнего телевизионного проекта, в котором принимали участие драматические актеры и который впоследствии перерос в самостоятельные работы. Например, из того телевизионного проекта родились концертные программы Светланы Крючковой (она выступала в Тольятти в конце прошлого года) и Авангарда Леонтьева (его выступление ожидается в филармонии 9 апреля). В программе Юлии Рутберг прозвучали песни Вертинского и Окуджавы, стихи Давида Самойлова и Александра Пушкина. Но больше чтения стихов и исполнения песен в программе заняли рассказы о том, как актриса пришла к этим произведениям и какие обстоятельства предшествовали или сопутствовали обращению к тому или иному автору. Кого-то смутило то, что актриса рассказывала банальные и простые вещи. К тому же весь репертуар состоял из произведений, которые образованный человек должен знать наизусть. Не оттого, что он заучил их когда-то, а потому, что слышал он их так часто, что они непроизвольно запомнились ему. А ведь эта простота и кажущаяся легкость дорогого стоят. Если бы, к примеру, концерт состоял из незнакомых произведений — то зритель наверняка бы напрягся и испытывал дискомфорт. И потом, после выступления в Самаре, актриса вышла на сцену в простуженном состоянии, чувствовала себя неважно. Но ведь концерт не был отменен: все для тебя, дорогой зритель, все для тебя.

Конечно, не только Юлия Рутберг была простужена в этот февральский вечер: в зале постоянно раздавалось покашливание и чихание. Актриса прерывала выступление и желала здоровья кому-то особо громко чихнувшему. А когда в тишине зала раздалась мелодия сотового телефона, актриса тоже прервалась и сказала:

— Ничего, мы подождем. Давайте послушаем вашего собеседника: он ведь, наверное, тоже хочет почитать Пушкина?

Эта же тема поднималась и в самом начале выступления:

— Ни в коем случае не выключайте свои сотовые телефоны! Наверняка вам во время концерта позвонят люди, которые захотят сказать, как они вас любят. Мы тут же остановим концерт, ведь эта информация так важна для вас!

Поверьте, все это произносилось без издевательства, с доброй иронией. Впрочем, во время выступления зрители имели возможность насладиться и самоиронией актрисы. Отдельно хочется сказать о съемках концерта. Ведь нередко на выступлении звезды следует полный запрет на какую бы то ни было съемку — в том числе и во время выхода на поклон в финале, который тоже считается частью действия. После таких драконовских запретов малейшее послабление воспринимается уже как счастье. Ну и, конечно, тема пресс-подхода стоит на особицу: заезжие гастролеры, отработав программу, предпочитают ни с кем не общаться. Но в случае с Юлией Рутберг журналистам пошли навстречу: она дала интервью за несколько минут до концерта, что обычно не практикуется, а затем, отработав почти двухчасовое выступление на сцене, удовлетворила любопытство местных журналистов в гримерке филармонии. Стало быть, по всем пунктам остались позитивные впечатления.

Я уделяю внимание подобным деталям именно потому, что зачастую то, что известный артист декларирует на сцене, совершенно не соотносится с тем, что происходит потом за кулисами. И на этом фоне за простую отзывчивость и умение пойти навстречу — порой так хочется сказать спасибо.

Tg 13.02.2017

Песни военных лет и поэма о Теркине собрали аншлаг в Тольяттинской филармонии

В Тольяттинской филармонии «Литературные четверги» (абонемент №19) собирают стабильную аудиторию. Но вчера, 23 февраля, на литературно-музыкальной композиции «Теркин — кто же он такой?» зал был необычайно полон. Быть может, это было связано с тем, что праздничный и выходной день пришелся на середину недели, и зрители с большой охотой решили посетить культурное мероприятие. Но, скорее, так произошло потому, что публике традиционно нравится заявленная тематика. Помимо фрагментов из поэмы Твардовского «Василий Теркин», в этот день со сцены филармонии звучали песни фронтовых лет и современные песни о войне. Так абонемент «Литературные четверги» совместили с абонементом №17 «Рожденные в СССР».

Сцены из поэмы Твардовского читали артисты Тольяттинской филармонии Мария Кириллова, Игорь Супрунов, Ольга Епихова и актер Молодежного драматического театра Антон Шибанов. Сольные партии исполняли Роман Аббасов (бас), Александра Одинцова (народное пение) и Игорь Супрунов (вокал).

Инструментальную основу литературно-музыкальной композиции составил Русский оркестр филармонии (дирижер — Василий Кормишин). В программе прозвучали хорошо всем известные песни «Эх, дороги», «Идет солдат по городу», «Не плачь, девчонка», «Катюша» и другие. Задорное трио (Аббасов-Шибанов-Супрунов) спело «Три танкиста». И даже довелось услышать совсем мной забытую песню композитора Евгения Дербенко «Играй, гармонь» («Я сама не пойму, что случилось со мной, отчего мое сердце так бьется») в исполнении Александры Одинцовой.

Подавляющая часть программы — это советский репертуар, который не сходит со сцены десятилетиями. Думаю, дело тут не в пристрастиях старшего поколения зрителей — эти песни слушают люди разного возраста.

Tg 24.02.2017

В Тольятти отметили юбилей Владимира Высоцкого

Вчера, 25 января, в России отмечали 80 лет со дня рождения Владимира Высоцкого.

Если Пушкин давно уже стал «наше всё», то и Высоцкий постепенно становится канонической фигурой российской культуры.

Как выяснил корреспондент TLTgorod, в Тольятти юбилей Высоцкого тоже был отмечен достаточно широко. По предоставленной информации департамента культуры, в которой перечислена лишь часть городских мероприятий, 24 января в ДКИТ прошел памятный вечер «Голос, который продолжает жить»: гостем Литературного театра имени Пушкина стал автор-исполнитель, руководитель центра-музея Высоцкого в Тольятти Виктор Куликов. В этот же день в музыкальной школе имени В. М. Свердлова состоялась концертная программа «Я, конечно, вернусь». А 25 января, в день рождения юбиляра, в КДЦ «Буревестник» была проведена концертная программа «Уходит поезд в небеса…» Также департамент культуры сообщил, что юбилейные мероприятия прошли в целом ряде тольяттинских библиотек — например, в библиотеке №24 (ул. Революционная, 3) состоялась литературно-музыкальная программа «Но родился, и жил я, и выжил».

Из всей череды юбилейных программ корреспонденту TLTgorod удалось побывать в Тольяттинской филармонии — там 25 января в рамках абонемента «Литературные четверги» была показана литературно-музыкальная композиция «Как умел, так и жил…», названная по строчке из песни Булата Окуджавы, посвященной Владимиру Высоцкому.

В исполнении солистки Ольги Антоновой и камерного оркестра прозвучала песня «Мы вас ждем», Георгий Иванов исполнил песню «Лирическая», Юлия Кочева спела «Песню о Волге». Концертная программа чередовалась короткими интермедиями в исполнении артистов филармонии, стихами и песнями Владимира Высоцкого. Ключевую роль в программе исполнила народная артистка России Наталья Дроздова — судя по всему, в литературно-музыкальной композиции она сыграла роль Марины Влади.

Зрители подпевали некоторым песням («Песня о друге», «Вершина» и др.). Наряду с молодежью, в зале присутствовали и те, кто познакомился с творчество барда еще при жизни автора.

Tg 26.01.2018

Тольяттинские встречи Вениамина Смехова

Знаменитый актер провел вчера, 18 февраля, творческий вечер в Тольяттинской филармонии

Программа называлась «Я пришел к вам со стихами». Прозвучали как хрестоматийные, так и полузабытые публикой стихи Николая Некрасова, Игоря Северянина, Владимира Маяковского, Сергея Есенина, Бориса Пастернака, Евгения Евтушенко, басни Владимира Масса, стихи и песни Владимира Высоцкого. Песни артист, конечно, не пел, но — декламировал.

Как передает корреспондент TLTgorod, в течение вечера Вениамин Смехов не раз подчеркнул, что это его третий визит в Тольятти.

Предыдущий визит (стало быть — второй) вспомнился легко, это было в конце марта 2015 года: Смехов в качестве почетного гостя побывал на фестивале детско-юношеской журналистики и экранного творчества «Волга-Юнпресс-2015», встретился с работниками АВТОВАЗа и принял участие в благотворительном вечере в театре «Колесо».

А вот о первом визите артиста в Тольятти сложно было что-то вспомнить. Но поиски в интернете освежили память, в минувший визит во время встречи с журналистами в театре «Колесо» Смехов рассказывал о первом своем приезде сюда, у меня сохранилась аудиозапись этого свидетельства. Речь идет о начале 2000-х годов (год не уточняется), Смехов тогда сотрудничал с газетой «Московские новости», и по приглашению руководителей ВАЗа он с группой сотрудников газеты приехал в наш город.

— Я был в Тольятти в компании блестящих журналистов, впечатлений было море. Все это увенчалось незабываемым вечером. Был вазовский огромный зал. Была чудесная история, когда мы встретились с людьми, а потом Владимир Каданников нас всех кормил и был при этом очень похож на моего любимого друга Юрия Визбора. Я был второй тамада. Мы вдвоем соревновались. Он победил.

Что интересно, первый визит Вениамина Смехова в Тольятти мог состояться еще летом 1974 года — вместе с гастролями Театра на Таганке, где Смехов проработал 16 лет. В тот визит Тольятти должен был посетить и Владимир Высоцкий, ведь планировались гастроли театра в автомобильных столицах: Набережных Челнах, Тольятти и Горьком. Но после выступления Высоцкого в Набережных Челнах гастроли были тут же отменены, запрещены.

Во время вчерашнего выступления в Тольяттинской филармонии Вениамин Смехов много рассказывал о поэтах, чьи стихи он читал публике, и об актерах, с кем посчастливилось работать на одной сцене. Поэтому программа и была обозначена не как концерт, а как творческая встреча: как участник и свидетель многих процессов в советском театральном искусстве, Вениамин Смехов мог просто рассказывать лишь то, что его окружало многие десятилетия и что он видел лично, в чем лично участвовал — зрители бы слушали и слушали это с удовольствием и интересом, ведь все понимали, кто перед ними находится.

На мероприятии тольяттинцам была представлена новая книга Вениамина Смехова — воспоминания о Владимире Высоцком «Здравствуй, однако…». Название книге дала строчка из письма Высоцкого, которое тот написал Смехову из села Выезжий Лог, где проходили сьемки фильма «Хозяин тайги». Отсюда и стилизация под сибирский говор, использованная в письме. Вот уже несколько недель эта книжная новинка «висит» в книжных интернет-магазинах в категории «Ожидается». Но зрители, посетившие вчера Тольяттинскую филармонию, могли приобрести эту книгу в антракте — чтобы по окончании выступления подойти к артисту за автографом.

В этот раз в Тольятти Смехов прибыл не один, а со своей женой Галиной Аксеновой. У меня, оказывается, есть ее книга 1991 года из библиотеки журнала «Огонек» — «Театр на Таганке: 68-й и другие годы». Поскольку книга и автор находились в разных местах — автографа не случилось. Впрочем, не это главное.

Tg 19.02.2018

Анатолий Белый в Тольятти

Вчера, 5 апреля, на сцене Тольяттинской филармонии впервые выступил актер Московского художественного театра им. Чехова, заслуженный артист России Анатолий Белый. В его программе «Кинопоэзия» прозвучали стихи Мандельштама, Пастернака, Бродского и Маяковского.

Встреча с актером не сопровождалась нередкими для таких мероприятий актерскими байками и случаями из жизни, которые не требуют особых репетиций и работы с текстом. У Анатолия Белого одно стихотворение тут же переходило в другое, авторы стихов словно перехватывали эстафету друг у друга. Выступление сопровождалось подобранной музыкой и специальным видеорядом. Иногда свет гас, и на экран проецировали мини-фильмы на стихи любимых поэтов в исполнении гостя филармонии и его коллег-актеров. Анатолий Белый в конце встречи даже посоветовал зрителям найти на youtube этот проект и ознакомиться с представленными там работами.

Многие впервые узнали, что детство и юность Анатолия Белого прошли здесь, в Тольятти. Об этом он немного рассказал на своем выступлении и затем позже, за кулисами. Учился Анатолий в Тольятти с 1 по 10 класс, окончил 59-ю школу в Автозаводском районе. Его мама, учитель немецкого языка, преподавала в 28-й. Семья Анатолия жила в Тольятти на ул. Жукова, 22 — в нынешний приезд он даже успел посетить эти места. На вопрос в кулуарах, каково ваше ощущение от города, ответил: «Если честно — плохое». Впрочем, это он связывал в основном с визуальным рядом: улицы затоплены бурно тающим снегом.

На выступление Анатолия Белого пришли его одноклассники, с которыми он не виделся 30 лет с момента выпуска. После концерта за кулисами начались раздача автографов и общение.

Проживая в Тольятти, Анатолий Белый не увлекался театром, он занимался спортом — фехтованием и акробатикой. Причем успел стать мастером спорта международного класса.

На встрече с журналистами корреспондент TLTgorod задал Анатолию Белому один-единственный вопрос — о скончавшемся на днях в Москве руководителе Театра.doc Михаиле Угарове. Созданное во многом благодаря ему движение Новая драма захватило в свое время и тольяттинцев: этому направлению принадлежал драматург Вадим Леванов, с этим форматом ассоциируют себя сейчас драматурги и киносценаристы Михаил Дурненков, Вячеслав Дурненков, Юрий Клавдиев. Все — из Тольятти.

— Грустный вопрос. Сегодня похоронили Михаила Угарова. Я в сети видел ваше соболезнование, и вы сказали, что давно работали с ним в каком-то проекте.

— Да, в двух спектаклях.

— Что это за проекты, как давно они были? Как вы оцениваете эту потерю для театра?

— Ох, как вы начали, с какой ноты грустной. С Михаилом Угаровым меня судьба свела в 2002 году. Это был Центр драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина, мы только-только начинали новое театральное дело. Это были два спектакля: «Облом off» по пьесе Михаила Угарова и вторая пьеса была Максима Курочкина — «Трансфер», которую Угаров ставил как режиссер. Когда теряешь человека, начинаешь понимать — какая это величина. Когда живет человек — ты как бы не воспринимаешь его объем в должной мере. Миша ушел, и это был действительно человек, который начал новую страницу в нашем театре. В конце девяностых — в нулевых он перевернул страницу своими огромными усилиями, потому что страница театра была уже старая, тухлая, потонувшая в старых формах как в болоте. Благодаря Михаилу в российской театральной жизни есть такое понятие — Новая драма. Он совершил прорыв вместе со своими соратниками, со своей женой Еленой Греминой. Новая форма переродилась в целое движение, подарившее плеяду новых режиссеров: это и Серебренников, и Субботина, и Агеев, и далее по списку.

— Кстати, пьеса «Облом off» нас даже объединяет неким образом. Дело в том, что я публиковал эту пьесу в альманахе «Майские чтения». Угаров приезжал в Тольятти, мы несколько раз общались, я был у него дома. Поэтому я задал этот вопрос.

— Спасибо, что задали, потому что, действительно, надо говорить о том, что ушел большой человек, подвижник театра, который спокойно, тихо, но очень твердо делал свое дело, гнул свою линию. И он действительно внес огромный вклад, потому что мы бы не имели ничего, если бы они не начали это дело — тормошить ситуацию старого театра и делать новый театр, с молодежью, на голом энтузиазме, голыми руками. Так что — светлая память.

Tg 06.04.2018

Сказка Юрия Панюшкина на сцене Тольяттинской филармонии

Вчера, 6-го сентября, в Тольяттинской филармонии состоялась премьера мюзикла «Сказка о добром Кондрате». Постановка показана в рамках проекта «Мир и музыка без границ», получившего грант Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.

Как сообщил корреспонденту TLTgorod композитор мюзикла Владимир Четвертаков, еще летом прошлого года он распечатал ноты и хотел показать их автору музыкальной сказки — актеру, барду, путешественнику Юрию Панюшкину. Но тот скоропостижно умер 31 июля 2017 года.

Но все же проект был доведен до логического конца. Режиссером-постановщиком мюзикла стала народная артистка России Наталья Дроздова. Еще один режиссер — Игорь Супрунов, артист Тольяттинской филармонии.

Поскольку мюзикл объединяет несколько жанров, то и осуществлен он был силами сразу нескольких коллективов: действующие лица и исполнители — студенты кафедры «Актерское мастерство» Волжского университета им. В. Н. Татищева, солисты филармонии, студенты Тольяттинского колледжа им. Р. К. Щедрина, учащиеся музыкальных школ города. Музыкальное сопровождение — Русский оркестр филармонии, дирижер Василий Кормишин.

Сюжет музыкальной сказки прост. Царь Кондрат издает популистский указ. Теперь хлебородное поле не нужно пахать, там будет керосиновый завод, лес вырубается для отопления, а рыба вылавливается для угощения, в чистых озерах разводят тину и лягушек для доходного экспорта. В итоге за возможность отведать экологической чистой рыбки и испить просто чистой воды Кондрат добровольно отдает сначала посох, а потом и корону. И в финале просыпается, как говорят в таких случаях, в холодном поту.

Поэтическая поэма Юрия Панюшкина носит прямолинейный экологический характер: в ней плакатным языком сказки с долей преувеличения рассказывается о том, что будет, если не относиться бережно к природе. Возможно, произведение писалось для какого-то конкретного случая. Но в момент написания сказку не получилось воплотить на сцене, при жизни автора она не была поставлена. В начале 2000-х годов Юрий Панюшкин предлагал свою сказку для публикации в тольяттинском литературном журнале «Город». Но из-за кажущейся простоты и плакатности произведение так и не было издано. Впрочем, позже автор включил «Кондрата» в одну из своих книг. А сейчас, когда автора не стало, отношение к его творческому наследию стало более пристальным. Так всегда происходит, когда приходит осознание, что новых произведений больше не появится никогда.

Сегодня, 7-го сентября в 19.00, в Тольяттинской филармонии состоится второй показ мюзикла «Сказка о добром Кондрате». Я бы на месте зрителей поторопился с покупкой билетов, поскольку даже у создателей музыкального спектакля нет информации, будет ли показан еще раз этот мюзикл. Например, предыдущая работа композитора Владимира Четвертакова «Симфония Жигулей» была продемонстрирована в Тольяттинской филармонии в августе прошлого года, там тоже было два показа. Те, кто поленился и не пришел на прошлогоднее мероприятие — так его больше и не увидели.

Tg 07.09.2018

Юбилейный вечер Натальи Дроздовой — в день рождения Глеба Дроздова

Вчера, 27 ноября, в Тольяттинской филармонии прошел юбилейный вечер народной артистки Российской Федерации Натальи Дроздовой «Сцена — ты, занавес — я».

День рождения Наталья Степановна отмечает в первых числах августа, но общегородские мероприятия она проводит в день рождения своего супруга — Глеба Борисовича Дроздова (1940—2000), основателя драматического театра «Колесо».

Несколько лет Наталья Дроздова играет в спектаклях Молодежного драматического театра, участвует в различных антрепризных проектах, постоянно выступает в литературно-музыкальных программах на сцене Тольяттинской филармонии. Но для юбилейного вечера зал филармонии был выбран не только из-за своей вместительности, но и потому, что в концерте участвовал русский оркестр филармонии под управлением Василия Кормишина.

Программа с одним антрактом длилась три часа. Звучали стихи, песни, на экране демонстрировались отрывки из художественных фильмов и кинохроники. Наталья Дроздова рассказывала о детстве, юности, о своих родителях, о знакомстве с Глебом Дроздовым, а также жизни и работе с ним. Вместе с народной артисткой на сцене были ее ученики, а в зале — друзья, коллеги и соратники, в том числе приехавшие из других городов и стран.

Данная программа начала готовиться «командой Дроздовой» с февраля нынешнего года, и это был не единственный проект в череде юбилейных мероприятий: на разных городских площадках в рамках юбилея были показаны репертуарные и антрепризные спектакли с участием артистки.

В ближайшие дни нас ждет еще одна интересная программа: 30 ноября в 14.00 во Дворце культуры «Тольяттиазот» состоится творческая встреча с Натальей Дроздовой, пройдет премьерный показ фильма «Птенцы гнезда Дроздовых», снятого телекомпанией «Лада-Медиа». Небольшой анонс мероприятия: «Чем сегодня живет Наталья Степановна, какое место в судьбе занимают их с Глебом Дроздовым ученики, с какой птицей она себя ассоциирует — обо всем этом и многом другом можно будет узнать, увидев фильм. Мы приглашаем вас первыми в городе увидеть телевизионную премьеру, послушать поэзию в исполнении примы и, возможно, лично задать ей вопрос. Также в фойе ДК будет представлена фотовыставка, открывающая Наталью Дроздову в разных образах — матери, супруги, актрисы и просто женщины».

Tg 28.11.2019

«Мы на чертовом крутились колесе…»

В августе народной артистке России Наталье Дроздовой исполнилось 65 лет: прекрасный возраст, которого можно не стесняться, кокетливо маскируя годы жизни. По ею же установленной некогда традиции, Наталья Степановна обычно проводит свои юбилейные творческие вечера 27 ноября — в день рождения своего супруга Глеба Дроздова (1940—2000), основателя драматического театра «Колесо».

Вот уже несколько лет Наталья Дроздова служит в Молодежном драматическом театре. И все же юбилейный вечер состоялся в Тольяттинской филармонии. Разумеется, с филармонией связано тоже множество проектов. Но здесь зал в три раза вместительней, чем в тольяттинском МДТ. Да и наличие весь вечер на сцене русского оркестра филармонии под управлением Василия Кормишина — немалое подспорье, и даже ключевая часть трехчасовой творческой программы.

Скучная, но важная информация: перед началом программы «Сцена — ты, занавес — я» Наталью Дроздову поздравили министр культуры Самарской области Борис Илларионов, глава городского округа Тольятти Сергей Анташев, председатель думы городского округа Тольятти Николай Остудин. За заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров, в подготовке подрастающего поколения Самарской области в духе уважения закона и норм права, а также за многолетнюю плодотворную педагогическую деятельность, принесшую существенную пользу Самарской области, и в связи с юбилеем Наталья Дроздова была награждена Почетным знаком Самарской Губернской Думы «За служение закону». Почетный знак вручил депутат Самарской Губернской думы Владимир Дуцев.

На вопрос, кто был режиссером пространной программы, один из организаторов вечера Евгений Быков скромно ответил: «Команда Дроздовой». И, действительно, в этот раз на сцене вместе с Натальей Степановной присутствовали ее ученики, а в зале — друзья, коллеги и близкие люди. Многие ради такого случая приехали из разных городов России и из-за рубежа.

Зрители увидели рассказ от первого лица — о детстве Наташи Дроздовой (тогда еще Наташи Сенько), о ее студенческих годах, знакомстве, а затем замужестве и долгой работе, жизни с Глебом Дроздовым. География: станция Кемь в Карелии, где родилась наша героиня, Воронеж, Ярославль и, наконец, Тольятти.

Многие истории в формате моноспектакля Наталья Дроздова рассказывала со сцены пять, десять, пятнадцать лет назад… В этот раз персонажи биографических рассказов ожили не только в воображении зрителей — их сыграли актеры. Наталью Сенько из детства сыграла Любава Никитина, дочь актрисы тольяттинского МДТ Елены Никитиной (Тукшумской). Дирижеру Василию Кормишину досталась драматическая роль: он сыграл отца нашей героини — из тех, давних лет. Сыграть студенческую юность Дроздовой выпало актрисе Ирине Малышевой. Что удивительно, на сцене появился молодой Глеб Дроздов — его сыграл артист Тольяттинской филармонии Игорь Супрунов. Архисложно сыграть реального человека, когда зал полон людей, знавших его при жизни. Надеюсь, никто не воспринял этот смелый прием как бестактность. Тот же Игорь Супрунов исполнил роль друга семьи Дроздовых Муслима Магомаева, спел несколько песен из его репертуара. «И как будто позабыл я про все, // Только черт заводит снова колесо. // Колесо, колесо, и летит твое лицо…», — пел солист, упирая на слово колесо, и все понимали, о каком «Колесе» идет речь. В сцене, когда шел рассказ о съемках Дроздовой в сериале «Широка река» (2008), роль продюсера Николая Гусева сыграл артист Алексей Солодянкин.

Наконец, актеры и сами, от собственного имени рассказывали истории из прошлого. Так, Олег Ринге, коллега Натальи Степановны по актерскому факультету Волжского университета им. В. Н. Татищева поведал о первом боевом крещении сценой, первом уроке, который преподал ему Глеб Дроздов. А актриса Светлана Саягова, отклонившись от намеченного сценария, эмоционально рассказала давнюю историю, характеризующую и Глеба, и Наталью Дроздовых.

— Я с детства была несносным ребенком. На первом курсе, мне тогда было 17 или 18 лет, я что-то наделала плохое, накосячила, меня вызывают на ковер. Глеб Борисович и Наталья Степановна тогда жили на ул. Голосова на втором этаже. Там действительно был бордовый, фиолетовый ковер с большим высоким ворсом. Я захожу, на диване сидят Глеб Борисович и Наталья Степановна. У Глеба Борисовича всегда были очки, и было непонятно, куда он смотрит. От этого я пугалась, искала его глаза, не могла найти, и поэтому еще больше себя неловко чувствовала. Хозяева квартиры сидят в ряд, и Глеб Борисович начинает читать мне лекцию: «Саягова, тебе посчастливилось, ты поступила в театр „Колесо“, и ты так себя ведешь». Я: да, да, — стою, краснею. И вдруг в какой-то момент я вижу, как Наталья Степановна, которая сидела в параллель с Глебом Борисовичем, делает так: она немного начинает отклоняться от него назад, чтобы было не видно, и знаками показывает мне — ничего, ничего, Света, сейчас, мол, пройдет. Потом она опять — хоп, — с ним в параллель, и мне строгим взглядом: «Эх, Светлана…» Я думаю, Глеб Борисович знал, что она так делает. В этом и заключалась вера в этих людей, когда мы верили Глебу Борисовичу и Наталье Степановне. Мы верили и верим вам до сих пор.

Некоторые истории, озвученные в этот вечер на сцене, были почерпнуты из книги «Иноходец» которую написал первый завлит «Колеса» Эдуард Пашнев на основе разрозненных записей Глеба Дроздова, собственных многолетних дневниковых записей и рассказов коллег главного режиссера, сделанных в конце 1990-х годов специально для книги. Пашнев последние два десятилетия проживает в Калифорнии, и из далекого Сан-Франциско он попросил меня передать юбиляру Наталье Степановне Дроздовой свой дружеский стихотворный привет. Он не звучал на юбилейном вечере, и вообще обнародуется впервые — в качестве сюрприза адресату этих строк.

НАТАЛЬЯ ДРОЗДОВА

Сан-Франциско, Сан-Франциско!

Слово пишется само.

Вам, Народная артистка, —

Из Америки письмо.

Между нами лес и горы;

Океан, Звезда полей.

Годы радости и горя,

Зал театра — юбилей!

Память подсказать готова,

Я же записать готов.

«Ярославна» — Н. Дроздова.

Постановщик — Глеб Дроздов.

И любовь у них и дружба,

Фото в роли — вспышка-блиц.

Есть такой талант и служба —

Быть лицом для многих лиц.

Лик величия и гнева,

Лик ужасный, как удар.

Если надо — Королева!

Если надо — Комиссар!

У судьбы мы, как в неволе.

То светло, а то темно.

Жизнь одна; и — роли, роли

И в театре, и в кино.

Роли — жизни продолженья.

Не забыть бы никого.

Юбилей, но в день рожденья

Мужа, мужа твоего.

Есть и памятник к тому же,

И на мраморе — портрет.

Юбилей жены и мужа.

Поздравляю! Всем привет!

Мы встречаемся все реже

В юбилейные года.

Ты была Синько, теперь же

Ты Дроздова навсегда.

Нет его, но помнить надо,

Что он творчества гарант.

Это имя, как награда

За любовь и за талант.

Эдуард Пашнев

СГК №22 (172) декабрь 2019

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Театры Тольятти. Том 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я