Верхнеудинск. 1930—1934. История города Верхнеудинска в первой половине 1930-х годов

Вячеслав Николаевич Кузнецов

История города Верхнеудинска (Улан-Удэ) первой половины 1930-х годов. Составлена по сообщениям газеты «Бурят-Монгольская Правда». В начале 1930-х началось бурное строительство промышленных предприятий. Началось строительство ПВРЗ, стекольного завода, появился первый план развития города.

Оглавление

Май 1930 года

1 мая в 9 утра на площади Революции проводится митинг. Присяга и демонстрация с участием частей Красной Армии и полка ОСОАВИХИМа. До начала демонстрации ЦСФК (Центральный Совет Физической Культуры) на площади против Дома крестьянина проводит массовые вольные упражнения.

Правительство обходит с приветствием стройные ряды демонстрантов. Военные части, гражданские организации широким углом выстроились на площади. Стройно, единодушно отвечают на первомайские поздравления. На трибуне правительства М. Н. Ербанов вручает ордена Красного Знамени комбату желдор полка Косилову и политруку Жур, награждённых Реввоенсоветом за боевые заслуги. Перед трибуной правительства проходят военные части, профсоюзы, организации Осоавиахима. Длиной лентой вытянулись по Ленинской участники первомайской демонстрации

Лучше всех украшено здание Бурпрофсовета, иллюминированное более чем 200 разноцветными лампочками..183

В 2 часа дня на ипподроме Наркомзём проводит бега-состязания. В 3 часа дня организуется катание детей на автомобиле. В 5 часов вечера велосипедная эстафета. На площади Революции организуются передвижные тиры. 2 мая в железнодорожном саду в 10 утра начинается массовое гуляние, физкультурные состязания и игры. Во всех кинотеатрах бесплатные кинопостановки184.

4 мая комиссия специалистов Бурпрофсовета, Наркомзема, Сибводпути признала Кошкарёвский остров пригодным для парка с присоединением к нему части Богородского острова185.

5 мая отмечался День печати. 5 и 6 мая на площади Революции работает книжный базар.

5 мая в Монголию отправился пароход «Бурлак» с баржами. Началась навигация по Селенге186. Навигация началась на несколько дней позже обычного. В 1929 году Селенгинское пароходство перевезло 23 тысячи тонн грузов. План перевозок на 1930 год — 36 тысяч тонн. Флотилия пароходства состоит из пассажирского парохода «Кооператор», грузовых пароходов «Тарзан», «Волна», «Бурлак» и 9 барж187.

6 мая по Уде начинается молевой сплав леса. 10 мая начинается сплав плотов188.

Сплаву леса уделялось большое внимание. В газете регулярно публиковались Оперативные сводки лесосплава. В 1920-е годы в газете о лесосплаве и лесозаготовках писали очень мало. В стране началось массовое строительство, что привело к росту потребления строевого леса и пиловочника. Популярной темой в 1920-е годы была заготовка бадана. В 1930 году «Бурят-Монгольская правда» о бадане почти ничего не писала. Бадан использовался для изготовления дубильных препаратов в кожевенной промышленности.

Для транспортировки плотов из брёвен использовали даже восстановленный ледокол «Ангара»189.

На лесозаготовках на Талецкой железнодорожной ветке работали батраки из соседних деревень. Долгое время ожидали доставки спецодежды. После получения спецодежды часть рабочих ушла с работы. Остальные после окончания работы спецодежду не сдавали. Уносили домой, сжигали, приводили в негодность, выбрасывали в лесу. Топоры и пилы разбивали о камни190.

8 мая началась календарная реформа. Все предприятия и учреждения были переведены на непрерывную пятидневную рабочую неделю или прерывную. В прерывной рабочей неделе предприятия работали четыре дня, пятый день был выходным. На непрерывную рабочую неделю были переведены предприятия общественного пользования: больницы, столовые, магазины, гостиницы, бани, парикмахерские и т. д. А также: кирпичный завод, лесозавод, электростанция, шерстомойка, сберкассы. Школы и учебные заведения остались на старой производственной неделе, чтобы не ломать учебные планы и программы191.

В городе работает 5 разъездных врачей. Три врача работают с 9 до 15:30 часов. С 15:30 до 21 часа работает один врач скорой помощи. С 21 часа до 9 утра работает дежурный врач для экстренных вызовов. В июле 1930 года планируется приобрести 3 автомобиля. Один для разъездной помощи и один для скорой192.

Начинается ремонт городской электростанции. Необходимо сократить потребление энергии на 30% т. е. на 80 кВт.193.

Л. К. Минерт называет 1908 год годом начала работы Верхнеудинской электростанции. Мощность электростанции составляла 280 кВт. Электростанция находилась на Набережной улице. Здание не сохранилось194.

Электростанция вырабатывала постоянный и переменный ток. Постоянный ток передавался на небольшое расстояние — примерно до Советской улицы195.

Горсовет отвёл акционерному обществу «Транспорт» в каменных гостиных рядах помещение под автогараж196.

18 мая в городе проводится День ликвидации неграмотности.197 Ликпункты города выпускают 1500 человек, покончивших с азбучной неграмотностью198.

18 мая в центральном музее открывается отчётная выставка работ окончившего ВХУТЕИН нашего художника т. Сампилова199. ВХУТЕИН — Высший художественно-технический институт.

Кустари, выделывающие кустарным способом кожу, портят кожсырьё в огромном количестве и производят некачественный товар. Наркомторг решил воспретить кустарную обработку кожи и закрыть кустарные кожзаводы200.

В 1930 году в Бурятии работают курорты: Кумысолечебница (на Верхней Берёзовке), Аршан и Горячинск. Месяц проживания стоил от 110 рублей до 200 рублей. Курорты работали с 15 июня по 15 сентября. Горячинск работал с 1 июля по 15 августа.

В Читинской области работали курорты: Шиванда, Ямаровка и Угдан201.

Буркоопсоюз открыл курсы по подготовке колхозных поваров202.

В 12 верстах от города находится колония, в которой живут провинившиеся беспризорники. В колонию попадают дети разных возрастов, без точного выяснения их преступности. Большинство виновными себя не считают. В колонии антисанитария, отсутствуют кровати, дети лишены белья, постельных принадлежностей203.

Селенгинское госпароходство начало строить пассажирскую контору204. Пассажирский речной вокзал?

Селенгинское госпароходство выделили из Амурского госпароходства в 1924 году205.

Для планировки города из Москвы прибыли два инженера по проведению планировочных и съёмочных работ: т. Сум-Шик и Орешкин206. Горсовет предложил горкомхозу приступить к планировке города для расширения черты поселения207.

Физкультурная работа в городе развалилась. СФК (Совет по Физической Культуре) фактически не существует. Президиум СФК давно самораспустился. Второй год подряд срывается первомайское выступление. Отняли последний зал для занятий208. Спортивный зал находился на втором этаже Дома крестьянина (бывший Дом Второва) на Коммунистической улице209.

Введён в эксплуатацию мощный пароход «Большевик» в 240 сил. Это восстановленный «Тарзан». Пароходу около 50 лет. 8 последних лет пароход стоял в Иркутске. В сентябре 1929 года он был переведён в Верхнеудинск. Заложен теплоход «Монгол»210.

«Тарзан» колёсный буксиро-пассажирский пароход. До революции принадлежал Товариществу Байкальского пароходства. Длина корпуса 25 сажень, ширина с кожухом 5 сажень 1 аршин, без кожуха — 2 сажени 1 аршин. Скорость без груза 20 вёрст в час. Грузоподъёмность 8000 пудов. Принимал 10 пассажиров второго класса. Корпус железный. Построен в 1871 году. Корпус собирали в селе Громы на Ангаре, машины произведены на заводах Гуллета в Тюмени211.

Кирпич в Верхнеудинске производят несколько заводов. Государственный кирпичный завод имел план на 1930 год 3,6 млн. шт. кирпича и 7 млн. штук сырца. ЦИТД (у тюрьмы был свой кирпичный завод) план 800 тысяч штук. Кустарно-промысловая артель — 1 миллион штук. Частные кирпичные сараи (по дороге в Верхнюю Берёзовку) — 500 тысяч штук212. В кирпичных сараях в летний сезон работали около 200 человек. На кирпичном заводе в Нижней Берёзовке работало 500 человек213. Кирпич Нижне Берёзовского завода плохого качества. В нём больше песка, чем глины. В кирпиче есть белый камень от которого кирпич рвёт на части. Сами кирпичники говорят: «Здания из такого кирпича долго не простоят. Кирпич не долговечный»214.

На Верхнеудинском участке железной дороги образовалась пробка из 2000 вагонов. На станции Слюдянка ежедневно простаивает от 2 до 4 тысяч вагонов. Во всём обвиняют депо ст. Верхнеудинск. Мастерские не успевают ремонтировать паровозы. «Пробка» образовалась из-за резкого падения трудовой дисциплины. Квалифицированные рабочие уходят в «Союззолото», где зарплата выше215. По нормативам, на ремонт одного вагона полагалось 2 часа 47 минут. Норматив не выполнялся. На ремонт одного вагона затрачивалось 4 часа. Вагоны ремонтировались где попало: на товарном дворе, на пристани, у военных складов. Навьюченные инструментом, рабочие тащились за версту и больше к вагону. К концу 1930 года вагонный цех сократил время ремонта до 1 часа 7 минут на вагон216.

24 мая отмечается 30-летие инженерной деятельности Николая Дмитриевича Дурново — главного инженера Бурстройтреста. В 1927 году он основал строительную контору в Верхнеудинске. С 1927 года строительство в Бурятии выросло более чем в 6 раз217.

Дурново Николай Дмитриевич (1876 — 6.9.1930) — русский и советский военный инженер. Полковник, генерал-майор Белой армии. Награды: ордена: св. Станислава 3 ст., св. Анны 3 ст. В службу вступил 11.09.1892 года. В 1895 году окончил Николаевское Инженерное Училище. Выпущен в 8-й понтонный батальон. В 1900 году окончил Николаевскую Инженерную Академию и учебный воздухоплавательный парк. Штабс-Капитан (ст. 06.05.1900). Состоял в распоряжении начальника инженеров Кавказского ВО (с 14.07.1900). Состоял в распоряжении начальника инженеров Петербургского ВО (с 31.05.1901). Капитан (ст. 14.04.1902). Состоял при окружном инж. управлении Приамурского ВО (с 14.08.1906). Производитель работ Оренбургской инж. дистанции. И.д. помощника начальника Иркутской инж. дистанции (с 23.11.1910). Военный инженер. Полковник (с 06.12.1910).

Начальник Омского отдела по квартирному довольствию войск, председатель Омской войсковой строительной комиссии. Участник Белого движения. Служил в белых войсках Восточного фронта. До 31.10.1919 года исполнял должность начальника хозяйственно-строительного отдела Главного инженерного управления, ктитор Омского Воскресенского военного собора. Генерал-майор (13.7.1919).

Взят в плен. Летом 1921 года состоял на особом учете в 5 Армии и Восточно-Сибирском ВО218.

Дамбинов (литературный псевдоним Солбонэ Туя) заведует Домом национального творчества219.

Дамбинов Пётр Никифорович (2 февраля 1892 улус Заглик Боханского аймака — 12 сентября 1938). Окончил Иркутское сельскохозяйственное училище. В 1920 году, когда была образована Дальневосточная республика, был председателем бурято-монгольского автономного управления, редактировал первую бурято-монгольскую газету в Чите «Голос бурято-монгола». Впоследствии, как активный член партии эсеров был в ссылке, сначала в Ярославле, потом в Москве. С 1924 года работает в Ученом комитете БMАССР. Репрессирован. Реабилитирован посмертно220.

В ночь с 30 на 31 мая за Удой на Подгорной улице сгорела землянка Сапунихи — известной содержательницы притона (осуждена за убийство). Причина пожара — поджог. 25 марта в землянке Сапунихи было произведено двойное убийство221. Надежда Сапунова и её сын Нефёд были казнены летом 1930 года222.

31 мая на площади Революции состоялся митинг призывников 1908 года рождения223. Разрешен приём добровольцев в РККА граждан 1909, 1910 и 1911 года рождения224.

Примечания

183

Первомай в Верхнеудинске \\ Бурят-Монгольская Правда, №101 (2002), 4 мая 1930 года, С.4

184

План проведения празднования 1-го мая по г. Верхнеудинску \\ Бурят-Монгольская Правда, №89 (1990), 18 апреля 1930 года, С.4

185

Где строить парк культуры и отдыха \\ Бурят-Монгольская Правда, №103 (2004), 7 мая 1930 года, С.3

186

Первый рейс парохода «Кооператор» \\ Бурят-Монгольская Правда, №102 (2003), 6 мая 1930 года, С.4

187

Флот готов \\ Бурят-Монгольская Правда, №99 (2000), 30 апреля 1930 года, С.3

188

Первые брёвна спущены в реку \\ Бурят-Монгольская Правда, №106 (2007), 11 мая 1930 года, С.3

189

Из-за головотяпства руководителей Бурлеса и Госпара перевозки лесоматериалов на Байкале под угрозой срыва \\ Бурят-Монгольская Правда, №200 (2101), 5 сентября 1930 года, С.3

190

Двадцать тысяч кубометров дров вопят о помощи \\ Бурят-Монгольская Правда, №103 (2004), 7 мая 1930 года, С.3

191

Постановление ЦИК и СНК БМАССР №82 от 29 апреля 1930 года \\ Бурят-Монгольская Правда, №100 (2001), 1 мая 1930 года, С.4

192

Разъездная медпомощь на дому \\ Бурят-Монгольская Правда, №102 (2003), 6 мая 1930 года, С.3

193

Березков. Необходимо экономное расходование электроэнергии \\ Бурят-Монгольская Правда, №109 (2010), 15 мая 1930 года, С.4

194

Л. К. Минерт Архитектура Улан-Удэ. Бурятское книжное издательство Улан-Удэ, 1983, С. 83, 93.

195

Извещение абонентам \\ Бурят-Монгольская Правда, №253 (2154), 13 ноября 1930 года, С.4

196

В Горсовете \\ Бурят-Монгольская Правда, №106 (2007), 11 мая 1930 года, С.4

197

План проведения Дня ликвидации неграмотности \\ Бурят-Монгольская Правда, №105 (2006), 10 мая 1930 года, С.4

198

Праздник культурной революции \\ Бурят-Монгольская Правда, №112 (2013), 18 мая 1930 года, С.3

199

Отчётная выставка художника Сампилова \\ Бурят-Монгольская Правда, №111 (2012), 17 мая 1930 года, С.4

200

Маленькая хроника \\ Бурят-Монгольская Правда, №110 (2011), 16 мая 1930 года, С.4

201

Бурят-Монгольская Правда, №112 (2013), 18 мая 1930 года, С.4

202

Открылись курсы по подготовке поваров \\ Бурят-Монгольская Правда, №113 (2014), 20 мая 1930 года, С.3

203

Михаил Орлов. Как у нас борются с детской беспризорностью \\ Бурят-Монгольская Правда, №113 (2014), 20 мая 1930 года, С.3

204

А. Иоганов. Строительный сезон начался, но… \\ Бурят-Монгольская Правда, №115 (2016), 22 мая 1930 года, С.3

205

Бурят-Монгольская правда №275 (373), 7 декабря 1924

206

К предстоящей планировке города \\ Бурят-Монгольская Правда, №115 (2016), 22 мая 1930 года, С.3

207

Планировка города \\ Бурят-Монгольская Правда, №122 (2023), 31 мая 1930 года, С.3

208

Н. Физкультурная работа развалилась \\ Бурят-Монгольская Правда, №116 (2017), 23 мая 1930 года, С.3

209

Бурят-Монгольская правда №263 (936), 21 ноября 1926.

210

Невский. Победа водников \\ Бурят-Монгольская Правда, №118 (2019), 26 мая 1930 года, С.3

211

Старицкий А. К. Отчет по исследованию в 1907—1909 гг. реки Селенги и ее притоков. Изд. под ред. Бюро изысканий Упр. В.В.П. и Ш.Д. — Санкт-Петербург. 1913.

212

А. Данилов. Боевая задача пятилетки народного хозяйства и культуры Бурятии \\ Бурят-Монгольская Правда, №118 (2019), 26 мая 1930 года, С.3

213

В. М. За пять километров \\ Бурят-Монгольская Правда, №136 (2037), 17 июня 1930 года, С.3

214

Макар. Обратите внимание на качество кирпича! \\ Бурят-Монгольская правда, №191, 25 августа 1930 года, С.3

215

С. Г. На транспорте снова неблагополучно \\ Бурят-Монгольская Правда, №119 (2020), 27 мая 1930 года, С.3

216

Рука у нас крепка \\ Бурят-Монгольская правда, №1 (2194), 1 января 1931 года, С. 1.

217

К. П. 30-летие технической деятельности инженера Н. Д. Дурново \\ Бурят-Монгольская Правда, №120 (2021), 28 мая 1930 года, С.3

218

Купцов И. В., Буяков А. М., Юшко В. Л. Белый генералитет на Востоке России в годы Гражданской войны. М. 2011.

219

И. Спор о формах нацискусства \\ Бурят-Монгольская Правда, №122 (2023), 31 мая 1930 года, С.3

220

Писатели Вост. Сиб. — Иркутск, 1973.

221

Что случилось \\ Бурят-Монгольская Правда, №126 (2027), 5 июня 1930 года, С.4

222

Новое за день \\ Бурят-Монгольская Правда, №147 (2048), 1 июля 1930 года, С.4

223

Митинг допризывников \\ Бурят-Монгольская Правда, №125 (2026), 4 июня 1930 года, С.4

224

Внимание добровольчеству // Бурят-Монгольская Правда, №178 (2079), 9 августа 1930 года, С.4

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я