История города Верхнеудинска (Улан-Удэ) первой половины 1930-х годов. Составлена по сообщениям газеты «Бурят-Монгольская Правда». В начале 1930-х началось бурное строительство промышленных предприятий. Началось строительство ПВРЗ, стекольного завода, появился первый план развития города.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Верхнеудинск. 1930—1934. История города Верхнеудинска в первой половине 1930-х годов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Октябрь 1930 года
1 октября начались занятия в трёх новых техникумах: авто-дорожный, финансово-экономический и медицинский (40 курсантов)391.392 Занятия финансово-экономического техникума шли в школе и в центральной библиотеке. Под общежитие выделено здание на углу улиц Милицейской и Юного Коммунара. Помещение маленькое и низкое. Часть студентов жили в Доме крестьянина393.
1 октября по приказу Наркомтруда БМАССР создано объединение по подготовке квалифицированных рабочих «Стройкадры». В «Стройкадры» вливается Объединение предприятий коллективов безработных. Предприятия безработных реорганизуются в учебно-производственные предприятия. «Стройкадры» находились в Малых Гостиных рядах394. В ноябре «Стройкадры» начали обучать: плотников, столяров, слесарей-водопроводчиков, кровельщиков, кузнецов, десятников395. В январе 1931 года объединение «Стройкадры» было реорганизовано в акционерное общество «Установка»396. «Установку» ликвидировали в феврале 1932 года. Все функции переданы Стройконтре Наркомхоза БМР397.
На 1 октября (конец финансового года) заготовлено всего 60 центнеров масла, что составляет 14,9% от годового плана. Масло-сыроваренные заводы остановились почти во всех районах из-за отсутствия молока398.
1 октября, по постановлению Народного комиссариата труда БМАССР, стрелка часов переводится на 1 час назад. Учреждения БМАССР начинают работать с 8 часов утра, предприятия — с 7 часов утра399. В 1920-е годы разница с Москвой по времени составляла 4 часа.
По постановлению ЦИК и СНК СССР от 20 сентября 1930 года, хозяйственный год устанавливается с 1 января по 31 декабря. До 1930 года финансовый год начинался 1 октября400.
В пекарни поступает не качественная мука. В пшеничной муке пшеницы всего 5% — 10%, остальное — примеси ярицы, овса, гречки401.
В конце сентября 1930 года Верхнеудинск и Гусиноозёрский дацан посетили иностранные журналисты Рунд и Мюллер. 3 октября они выехали в Москву на поезде402.
Стеклострой
Л. К. Минерт в книге Архитектура Улан-Удэ (Улан-Удэ, 1983, C. 99) называет август 1930 года началом строительства стеклолита.
5 октября объявлен ударник по строительству железнодорожной ветки к будущему стекольному заводу403. Во время ударника было произведено 2100 куб. м. земляных работ, что можно считать началом строительства стеклозавода. Работали 800 человек из полка Осоавихима и РОКК. На строительной площадке были выкорчеваны деревья, разобрана мостовая, засыпаны рвы. На митинге прозвучало выражение «гигант Бурятии». Позднее паровозо-вагоноремонтный завод называли «Гигант Бурятии»404. На строительство требуется 500 рабочих, а имеется только 40405. Единственный выход — это вербовка рабсилы из деревни406. Колхозники начали выезжать на Стеклострой в конце октября 1930 года407.
Стеклострой не имеет собственного жилья. Для мобилизованных комсомольцев был снят барак на 100 человек рядом с комсомольским клубом в Нижней Берёзовке, в 3 км от места строительства. На работу комсомольцы будут ездить на паровозе «Ученик», для чего потребуется организация 1 минутной остановки напротив стройки408. Позднее — Остановочный пункт «Стеклозавод».
«Ученик» — пассажирский пригородный поезд. В 1920-е ежедневно утром и вечером ходил из Верхнеудинска в Нижнюю Берёзовку. В 1930 году количество рейсов увеличили до 4 в день. «Ученик» отправлялся из Верхнеудинска в 6:00 и 6:40 утра и 18:30 и 20:02 вечером409.
Рабочим стеклостроя приходится жить в антисанитарных условиях. Скученность и чрезмерная теснота в бараках нетерпима410.
Строительство завода должно быть завершено во втором квартале 1932 года411.
***
Новую электростанцию планируют построить вблизи ж.д моста через Уду. Строительство начнётся зимой, для чего будет построен тепляк размером 20 000 куб. м. Электростанция будет работать на «белом угле» — гидроэнергии412. Тепляк будет построен к 5 декабря. Работу ведёт архитектор Клейн. Постройка должна быть завершена к 1 октября 1931 года413. Архитектор Клейн — возможно, Георгий Романович (Кристианович) Клейн.
На 7 октября назначен велопробег по городу414.
9 октября 1930 года постановлением БурЦИК и СНК БМАССР создано Акционерное общество под названием Бурят-Монгольское Государственное Заготовительно-производственное, Экспортно-Импортное и Торговое акционерное общество «Бургосторг». «Бурторг» стал приемником «Дальгосторга». Распорядителем Бурторга назначен Тименко Аркадий Борисович415.
Тименко Аркадий Борисович — родился в 1896 году в селе Ратное Ковельского уезда Волынской губернии. Украинец; образование среднее; член ВКП (б); директор областной конторы «Востсибторг». Проживал в городе Иркутск. Арестован 22 мая 1937 года. Приговорен: Тройка УНКВД Иркутской области 7 октября 1938 г., обв.: по ст. 58—7, 10, 11. Приговор: ВМН. Реабилитирован 15 сентября 1956 года416.
Государственный институт культуры БМАССР издал Русско-Монгольский терминологический словарь. Под общей редакцией Г. Р. Ринчинэ. Тираж 2500 экз.417.
9 октября НКТ СССР постановил прекратить выплаты пособий по безработице. Безработицы в СССР нет418. НКТ — Народный комиссариат труда СССР. Существовал с 1923 по 1933 год.
В городе дефицит рабочих рук. Крайне медленно идёт выгрузка на берег сплавного леса. Брёвна из воды вытаскивали лошадями. 11 октября горсовет постановлением №112 объявил платную трудовую и транспортную повинность для владельцев лошадей419. Работники по выгрузке леса назывались «рабгужевая сила»420.
Планируется строительство новой железнодорожной станции. Новое здание вокзала будет построено на стороне города между Ленинской и Иркутской улицей. Будут устроены новый главный и вспомогательные пути и товарный двор. К январю 1932 года должен быть снесён квартал №96 между улицами Ленинская, Иркутская, Трудовая и Железнодорожная421.
В 1920-е годы в октябре проводили День урожая. В 1930 году в Верхнеудинске этого праздника не было (или о нём не сообщалось в газете). Вместо него организовали «Красный обоз имени ЦК ВКП (б)». Красные обозы с хлебом прибывали в Верхнеудинск 25 октября422. 25 октября — годовщина Октябрьской революции по старому стилю.
Открылась школа Стройуча. В школу приняты около 230 человек423. Занятия проводились в татарской школе на углу Почтамптской и Профсоюзной улиц. Плотники и штукатуры учились непосредственно на стройке424.
В Верхнеудинском, Селенгинском и Кяхтинском районе началась эпидемия ящура425. Из-за эпидемии скарлатины отменено участие школьников в демонстрациях 7 ноября и детских утренниках 8 ноября426.
По дороге в Ургу в Верхнеудинске остановился директор германской автомобильной фабрики «Даймлер Бенц» Карл Швойгер. Фирма получила крупные заказы из Монголии427.
26 октября в Москве научно-техническое общество представляет для обсуждение проект Великого Северного пути. 15 авторов приготовили 20 вариантов пути. Путь должен соединить Дальний Восток и Сибирь с центром Союза. В систему пути, кроме железнодорожной магистрали входит сибирский транзитный водный путь Обь — Енисей — Байкал — Селенга с перспективой смычки с Амуром428.
Завершилась экспедиция Энергостроя по долинам рек Темник и Джида. Экспедиция проводила гидрологические, геоморфологические, ботанические наблюдения. Исследовано озеро Тоглей. Обнаружены выходы вольфрамита. Гидрологические испытания показывают, что на Темнике и Джиде могут быть сооружены гидроэлектростанции429.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Верхнеудинск. 1930—1934. История города Верхнеудинска в первой половине 1930-х годов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
391
Три новых техникума в Верхнеудинске \\ Бурят-Монгольская Правда, №181 (2082), 13 августа 1930 года. C.4
393
Проверить работу по подготовке кадров \\ Бурят-Монгольская Правда, №242 (2143), 28 октября 1930 года, C.4
398
Позорный провал маслозаготовок \\ Бурят-Монгольская Правда, №221 (2122), 2 октября 1930 года, C.2
400
О переносе начала хозяйственного года с 1 октября на 1 января \\ Бурят-Монгольская Правда, №215 (2116), 24 сентября 1930 года, C.1
402
Иностранные журналисты в Верхнеудинске \\ Бурят-Монгольская Правда, №224 (2125), 5 октября 1930 года, C.4
403
План проведения социалистического ударника \\ Бурят-Монгольская Правда, №223 (2124), 4 октября 1930 года, C.4
406
Рабочей силы на стеклострое всё ещё нет \\ Бурят-Монгольская Правда, №230 (2131), 13 октября 1930 года, C.1
408
И. Колхозный. Создать условия мобилизованным комсомольцам \\ Бурят-Монгольская Правда, №234 (2135), 18 октября 1930 года, C.1
409
Расписание пригородных поездов \\ Бурят-Монгольская Правда, №242 (2143), 28 октября 1930 года, C.4
410
Стеклострой в кольце неполадок \\ Бурят-Монгольская Правда, №257 (2158), 18 ноября 1930 года, C.3
411
«Бурят-Монгольская Правда» — шеф Стеклостроя \\ Бурят-Монгольская Правда, №235 (2136), 19 октября 1930 года, C.1
412
Накануне строительства электростанции \\ Бурят-Монгольская Правда, №224 (2125), 5 октября 1930 года, C.3
413
А. С.-й. Постройка электростанции под угрозой срыва. \\ Бурят-Монгольская Правда, №273 (2174), 8 декабря 1930 года, C.3
418
Прекратить выплату пособий по безработице \\ Бурят-Монгольская Правда, №230 (2131), 13 октября 1930 года, C.4
420
Экономайзер. Имеющиеся возможности по механизации выгрузки леса не используются \\ Бурят-Монгольская Правда, №174 (2753), 28 июля 1932 года, C.2
421
В Верхнеудинске будет новая железнодорожная станция \\ Бурят-Монгольская Правда, №232 (2133), 15 октября 1930 года, C.3
422
Краснообозники заключили договоры содействовать дирижаблестроению в деревнях и колхозах \\ Бурят-Монгольская Правда, №244 (2145), 30 октября 1930 года, C.4
423
Рабочий. Открылась школа Стройуча \\ Бурят-Монгольская Правда, №233 (2134), 17 октября 1930 года, C.4
426
Изменения в планах проведения 13 годовщины Октября по городу \\ Бурят-Монгольская Правда, №247 (2148), 3 ноября 1930 года, C.4
427
Г. К. Директор германской автомобильной фабрики в Верхнеудинске \\ Бурят-Монгольская Правда, №235 (2136), 19 октября 1930 года, C.4