Эта книга дает практические инструменты, помогающие увеличить вероятность появления, корректной оценки и успешной реализации предпринимательской идеи, которая способна изменить вас и окружающий мир. Работая над книгой, вы сможете за 39 дней построить свой бизнес-проект. У книги есть мобильное приложение, которое поможет легче внедрить многие предлагаемые инструменты. Издание будет полезно не только начинающим предпринимателям, но и опытным бизнесменам.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Твоя бизнес-идея. Мечтать и создавать предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 1. РЕШИТЬСЯ
Что значит «быть предпринимателем»?
Истинного счастья может добиться лишь тот, кто полностью реализует свои возможности, свою гениальность.
Перед тем как карабкаться по карьерной лестнице, проверьте, к той ли стенке она прислонена.
Начнем с уточнения, что такое «предпринимательство». Первые определения понятия «предпринимательства» (антрепренерства) приписывают французским экономистам начала IX века, Жану-Батисту Сэю и Ричарду Кантильону. Первый определил предпринимателя как человека, который «перебрасывает экономические ресурсы из сферы малой продуктивности в сферу большой продуктивности и пожинает плоды», второй — как того, кто «берет на себя риск покупки по определенной цене, а продажи по неопределенной». С тех пор предпринимательству было дано великое множество определений:
Человек, пытающийся превратить новую идею или изобретение в успешное нововведение.
Человек, находящий продукт, соответствующий рынку, и бизнес-модель, способную к масштабированию.
Человек, идентифицирующий или создающий возможности, привлекающий ресурсы и лидирующий в создании социальной или экономической ценности.
Человек, определяющий и реализующий возможности независимо от доступных ресурсов.
Человек, спроектировавший бизнес-модель, привлекший человеческие и другие ресурсы и взявший на себя ответственность за успех.
Человек, готовый брать на себя риски, инициативу и выгоды от реализации рыночных возможностей.
Не будем спорить о том, какое из определений наиболее правильное. Во всех можно заметить много общих характеристик: определение потребностей, создание ценности, наличие идеи, способность привлечь ресурсы, создание чего-то нового (превращение нематериального в материальное), принятие ответственности за результат, ориентация на получение результата (финансового или иного).
В рамках настоящей книги и будем определять предпринимателя как человека, обладающего данными характеристиками и предпринимающего что-либо в своей сфере, причем не так важно, какой именно.
Стоит ли быть предпринимателем? Да, но не обязательно в сфере бизнеса, ведь предпринимательство — это не только про бизнес, оно может быть:
корпоративное — по отношению к развитию и решению проблем компании, в которой работаешь;
социальное — по отношению к обществу;
карьерное — по отношению к своей карьере;
научное — по отношению к решению научных проблем.
Нет хороших или плохих сфер, главное — наличие предпринимательского подхода. Чем бы ты ни занимался, старайся быть предпринимателем в своей сфере: ориентироваться на реальные потребности, начинать новые инициативы, привлекать под их реализацию необходимые ресурсы и брать на себя ответственность за достижение результатов.
Тебе не обязательно иметь бизнес, чтобы быть предпринимателем, но ты обязан иметь предпринимательский подход, чтобы быть успешным бизнесменом, и не только бизнесменом.
Каждый человек — это уже предприниматель.
Бизнес (как строительство своей компании) — это лишь одна из возможных форм реализации твоего предпринимательского потенциала и далеко не самая простая.
А стоит ли реализовывать свой предпринимательский потенциал именно в бизнесе?
Если ты по складу характера не готов к нестабильности и повышению ответственности, то, скорее, нет. А для всех других есть два простых вопроса:
Допустим, ты стал бизнесменом. Что это тебе даст?
Является ли бизнес лучшим способом добиться этого?
Выбирать способ самореализации нужно не по удобству или текущему доходу, а по перспективам реализации своего потенциала. Задай себе вопрос: «Где ты окажешься, если будешь продолжать отлично делать то, что делаешь сейчас?» Туда ли ты стремишься? Нужна деятельность, не которая подходит тебе сегодняшнему, а которая позволяет тебе стать тем, кем ты хочешь. Не важно, будет это работа по найму или собственный бизнес. Для того чтобы прийти к такой деятельности, нужно, прежде всего, «включить» осознанность в построении профессиональной жизни. А именно этого многие и не делают, соглашаясь на первую предложенную работу или на первый «получившийся» бизнес, пуская корни и не желая оценивать соответствие личных целей и целей компании.
Профессиональную деятельность (дело) имеет смысл оценивать минимум по двум критериям: уровню удовольствия и качеству достигаемых для себя результатов (например, доходами или ростом своей ценности). Получаются 4 возможные зоны:
Мне не нравится, чем я занимаюсь, и что я от этого получаю.
Мне не нравится, чем я занимаюсь, но я от этого много получаю.
Мне нравится, чем я занимаюсь, но я от этого мало получаю.
Мне нравится, и чем я занимаюсь, и что я от этого получаю.
К сожалению, очень мало людей находится в четвертой зоне, более того, мало кто, вообще, задумывается об этом, обменивая воображаемую стабильность на свое реальное, эмоционально невовлеченное время.
Для того чтобы твоя профессиональная деятельность приносила удовольствие и, тебе нужно, чтобы ты занимался тем, что реально хочешь делать, что можешь делать на высоком уровне и результат чего нужен другим людям внутри компании (твой начальник или твои сотрудники) и снаружи компании (клиенты, партнеры).
То есть это должно находиться на пересечении ответов на вопросы: «Что хочу?» «Что могу?» «Что нужно?»
Рис 1. Критерии оценки профессиональной деятельности
Как найти это пересечение?
Выпиши 50 вещей, которые ты бы хотел делать.
Вычеркни те из них, которые ты не можешь делать очень круто (и не планируешь в ближайшее время начать мочь).
Вычеркни те из них, за выполнение которых люди не готовы платить деньги.
Подумай, в каком из направлений предпринимательства ты с максимальной полнотой сможешь сфокусироваться на оставшихся процессах.
Данная книга, в первую очередь, про предпринимательство в плане создания своего бизнеса, но многие инструменты, о которых пойдет речь, можно будет успешно использовать независимо от той сферы, в которой ты предпринимаешь.
Упражнения
Напиши ответы на вопросы:
Какова твоя цель чтения данной книги?
Что, по твоему мнению, произойдет с тобой после ее прочтения?
Определи, какое направление максимально соответствует пересечению твоих «Хочу», «Могу» и «Надо». Каких навыков не хватает тебе, чтобы стать более успешным предпринимателем в своей сфере?
Стоит ли создавать свой бизнес?
Я никогда не помышлял о том, чтобы сочинять ради славы и почестей. Я должен дать выход тому, что у меня в сердце, — вот почему я пишу музыку.
На восклицание «Я хочу стать предпринимателем» есть хороший вопрос — «Зачем?» Есть три наиболее часто встречающихся ответа:
Ради денег.
Ради наличия свободного времени.
Ради самореализации.
Но если мы взглянем на реальную ситуацию, то возникнут вопросы, насколько предпринимательство является наиболее адекватным методом достижения подобных целей.
Во-первых, бизнес очень редко приносит мгновенную выгоду. Несмотря на множество историй успеха и красивых анонсов учебных курсов, свой бизнес не является гарантией высокого дохода, особенно на начальном этапе. Более того, по статистике, всего 30% предпринимателей имеют доход выше среднего, а оценивают свое материальное положение как «хорошее» и того меньше — 15%. За 10-летний период после создания бизнеса средний предприниматель зарабатывает на 35% меньше, чем наемный работник2. И даже большинство успешных бизнесов начинают приносить деньги не сразу. Например, оборот Microsoft за первый год составил только 15 000 $, а за второй год — 20 000 $3.
Во-вторых, бизнес не для тех, кто хочет ничего не делать. Средняя длительность рабочего дня бизнесмена — 60 часов в неделю, что немало. Особенно велика нагрузка в первый год создания бизнеса, когда предприниматель позволяет себе, в среднем, только 9 дней отпуска.
В-третьих, большинство предпринимателей, особенно на начальном этапе создания, вовсе не посвящают основную часть времени своему любимому делу, которое легло в основу бизнеса. Они сами осуществляют продажи, производят закупки, ведут бухгалтерию и общаются с проверяющими органами. В такой ситуации им совсем не до самореализации в любимом деле.
Рис 2. Отличие специалиста от предпринимателя
Готов ли ты еще сказать: «Я хочу стать предпринимателем»? Если уверен, что ответ «Да!», тогда предпринимательство — для тебя. Тем более, есть проверенные инструменты, которые позволят сделать твою личную статистику существенно выше средних показателей. О них — в следующих главах, а пока нужно сказать, что в предпринимательстве есть и свои важные преимущества:
Предпринимательство — самый вероятный способ стать миллионером: 47% миллионеров заработали деньги, создав свой бизнес; 23% — трудясь по найму; только 16% — получив большое наследство.
Предпринимательство — это отличный способ реализация талантов. Ты сможешь выбирать сферу приложения своих усилий и способностей, чувствуя, что независим и именно сам определяешь свое профессиональное будущее.
Предпринимательство — приносит «внутренний драйв», который 62% успешных бизнесменов считают главным мотиватором для старта своего дела.
И предпринимательство — лучшая возможность изменить мир.
И еще кое-что: в среднем, предприниматели — более счастливые люди.
Упражнения
Напиши ответы на вопросы:
Допустим, ты стал бизнесменом, что это тебе даст?
Является ли бизнес лучшим способом добиться этого?
Если ты станешь предпринимателем, тебе, возможно, в течение первых нескольких лет придется работать больше, а зарабатывать ты будешь меньше, чем раньше. Напиши, какие из плюсов предпринимательства компенсируют для тебя эти неудобства? Почему эти плюсы для тебя важны?
Какой правильный возраст для открытия своего дела?
Как выяснилось в результате опроса, который провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), две трети (67%) российской молодежи (в возрасте от 18 до 24 лет) планируют заняться бизнесом. Однако число желающих резко снижается к моменту окончания студенческого возраста — уже с 25 до 34 лет «подумывающих» об открытии своего дела находится лишь 37%, притом с взрослением их доля продолжает снижаться. Так, лишь 26% потенциальных бизнесменов ВЦИОМ обнаружил среди 35—44-летних, 15% — среди 45—59-летних и всего 1% среди тех, кому за 604.
Вспомним известных предпринимателей: Майкл Делл начал бизнес в 19, Марк Цукерберг создал Facebook, когда ему было 20 лет, в том же возрасте Бил Гейтс основывал Microsoft, Стив Джобс начинал Apple в 21 год, а Ричард Брэнсон начал издавать журнал Student еще в 16 лет. Значит ли это, что бизнес, в первую очередь, для молодых?
Нет! Средний возраст основателей 13 крупнейших концернов составлял 27,5 лет для США и 33,5 лет для европейских компаний. Средний возраст основателя бизнеса с оборотом более 1 миллиона долларов составляет 39 лет, а вероятность создания успешного стартапа в 55 лет в два раза выше, чем в 205.
Джеф Безос создал Amazon в 30, Илон Маск создал Tesla Motors в 33, Лари Эллисон создал Oracle в 35, Сэм Уолтон создал Walmart в 44, а Рэй Крок создал текущую бизнес-модель McDonald’s в 53.
Так и получается, что одни хотят, но не могут, а другие могут, но уже не хотят.
Рис 3. Вероятность успеха
Возраст сам по себе менее важен, чем опыт, но последний обычно приходит именно с годами. Очень часто предприниматели обжигаются на первом неудачном деле и отказываются от желания иметь свой бизнес, между тем их полученный неудачный опыт может послужить отличным фундаментом для старта успешного проекта. Так, по результатам совместного исследования Ernst & Young и the Wall Street Journal, 45% успешных бизнесменов начали свой первый (обычно неудачный) бизнес в промежутке с 20 до 29 лет6. Так что, если ты молод, не затягивай с запуском первого бизнеса, но будь готов к тому, что он провалится, преподав тебе важные уроки.
«Лишь бы у него хватило мужества подняться первый раз. В противном случае, он никогда не поднимется из-за боязни этого далекого полета, скорее он сам установит себе горизонт по своим силам и будет уверять себя, летая в этой клетке, что он парит в безоблачной атмосфере». — Константин Станиславский
Значит ли это, что бизнес, созданный в молодости, обречен на неудачу? Нет, особенно если опыту конкурентов ты сможешь противопоставить увлеченность узкоспециализированной темой, высокий аппетит к риску и энергию — те качества, которые в меньшей степени присущи более опытным конкурентам.
И есть еще один способ качественно повысить шансы на успех даже в молодости — это найти себе опытного ментора, коуча или наставника.
Значит ли это, что если тебе за 30 и ты еще не создавал ни одного бизнеса, то ты опоздал? Опять нет, 31% успешных бизнесменов начинали первый бизнес после 307. Только в данном случае тебе, наоборот, нужно, во-первых, по полной использовать свой опыт и, во-вторых, дополнить свою команду более молодыми и энергичными сотрудниками или партнерами.
В течение 13 лет в Бейбсон колледже в США наблюдали за выпускниками-предпринимателями. Ученые выявили главное качество успешных предпринимателей — они не ждут подходящего момента, а действуют. Так почему бы и тебе не сделать первый шаг прямо сейчас?
Но шаг не по немедленному созданию своего дела, а по подготовке почвы для того, чтобы это дело было обречено на успех.
Упражнения
Оцени, в каком «месте» графика ты находишься. В зависимости от места нахождения, определи, что для тебя лучше — найти более опытного наставника или более молодого партнера. Определи, где бы ты мог с высокой вероятностью встретить подобного партнера и чем сам будешь ему полезен и интересен.
Риск не быть предпринимателем
Я не ищу 7-футовые перекладины, чтобы прыгать через них, я ищу 1-футовые перекладины, через которые могу перешагнуть.
Человек, который ничем не рискует, ничего не делает, ничего не имеет и ничего собой не представляет. Возможно, он избежит страдания и горя, но он просто не сможет учиться, чувствовать, изменяться, расти, любить и жить.
36% людей, стремящихся создать бизнес, не начинают его из-за боязни неудачи. Принято считать, что создание своего дела сопряжено с большим риском. Безусловно, бизнес подразумевает риски потери времени, денег, нервов и пр. Но при этом стоит учитывать, что рискуют и те, кто не открывает бизнес. Неоткрытие бизнеса — это тоже риск: риск упущенных возможностей (в том числе, и новых связей, опыта и эмоций), риск зависимости от рынка труда, работодателя и состояния пенсионной системы. Поэтому при оценке целесообразности открытия бизнеса имеет смысл смотреть не только на возможные предпринимательские риски, но и на риски продолжения карьеры по найму или самозанятости. Тем более, что предпринимательские риски можно существенно снизить.
«Проблема в том, что, не рискуя, мы рискуем в сто раз больше», — Марк Аврелий.
Рискованность бизнеса, во многом, обусловлена тем, что люди стремятся открыть рискованные бизнесы. Не стоит стремиться одним шагом создать огромную компанию, вместо этого лучше держать в голове огромные цели, но создавать то, что сейчас соответствует твоим компетенциям и ресурсам.
Например, не стоит стремиться, будучи студентом-аспирантом, открыть большой завод. Вместо этого лучше рассмотреть вариант продажи технологии или начать с торговли схожими товарами через интернет-магазин, потом создать розничный магазин, потом начать заказывать производство на контрактной основе, а потом уже переходить к собственному производству.
Все это вовсе не означает, что нужно отказываться от своей идеи. Это значит, что нужно построить такую лестницу к ней, чтобы каждый шаг был понятно реализуем и приемлемо рискован.
« — Допустим, все получится, как думаешь: компания будет большая?
— Думаю, — ответил Билл, — наймем человек 35 программистов», — Пол Ален, сооснователь Microsoft Corp8.
Рис 4. Лестница успеха
Что значит «приемлемо рискован»?
Как минимум, твои возможные потери не станут катастрофой для семейного бюджета и твоих нервов. Стоит временно отказаться от создания такого бизнеса, в котором твои личные риски при провале будут крайне велики (например, когда тебе нужно закладывать свою единственную квартиру, нет денежной подушки безопасности, на тебе висит несколько кредитов, нужны деньги на содержание своего маленького ребенка, а твой (я) супруг (а) не работает и пр. Семья важнее твоего эгоизма.
Как правило, человек реально может позволить себе проект, удовлетворяющий следующим критериям:
1. У тебя есть компетенции на этом рынке.
А если нет? Их можно получить, работая по найму, создавая «бизнес меньших амбиций» или привлекая более опытных участников команды.
2. Бюджет твоего проекта не превышает трех твоих годовых доходов.
А если нет? Тогда найди себе более опытного партнера-руководителя, начни чуть более мелкий проект или подожди, пока твои доходы вырастут до нужного уровня. Обычно людям редко удается адекватно управлять бюджетами, в три и более раза превышающими те, которыми уже оперировали.
3. Бизнес-идея проверена рынком.
А если нет? Ты можешь построить и протестировать ключевые гипотезы своей бизнес-модели. Для этого есть инструменты, о которых, в частности, будет рассказано далее в этой книге.
Значит ли это, что нужно отказаться от своей большой идеи? Вовсе нет — меть высоко, имей зажигательные цели. Страх при создании бизнеса — это абсолютно нормально, более того, если его нет, то стоит подумать, не слишком ли мелко ты метишь. Просто нужно ориентироваться не на создание идеального бизнеса, а на то, чтобы вероятность успеха создания такого бизнеса стала приемлемо высокой. Для этого иногда имеет смысл начать с развития наемной карьеры или более мелких бизнес-проектов, которые помогут тебе получить необходимые знания, контакты и ресурсы. Как заметил Питер Друкер, «предпринимательство может оказаться рискованным потому, что многие так называемые предприниматели не обладают достаточной компетентностью»9. Компетентность формируется за счет прошлого опыта. А прошлый опыт постоянно обновляется за счет наших текущих дел.
Каждый день мы делаем то, что завтра становится нашим прошлым. Стремись к тому, чтобы обновлять свое прошлое таким образом, чтобы в нем образовывалась компетентность, которая поможет тебе легко прийти к желаемому будущему.
Упражнения
Выпиши и оцени свои риски при создании бизнеса и при продолжении текущей деятельности, прописав ключевые риски и их возможные последствия.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Твоя бизнес-идея. Мечтать и создавать предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
5
Ноам Вассерман. Главная книга основателя бизнеса: кого брать с собой, как делать прибыль, как распределять роли и другие вопросы, которые надо решить с самого начала — Москва: Альпина Паблишер, 2014. — 363 с.
6
Отчёт Ernst & Young Nature or nurture: Decoding the entrepreneur http://www.ey.com/gl/en/services/strategic-growth-markets/ey-nature-or-nurture-decoding-the-dna-of-the-entrepreneur
7
Отчёт Ernst & Young Nature or nurture: Decoding the entrepreneur http://www.ey.com/gl/en/services/strategic-growth-markets/ey-nature-or-nurture-decoding-the-dna-of-the-entrepreneur