Империализм и серпентарий Апокалипсиса

Вячеслав Макарцев, 2023

Парадокс современного христианства: несмотря на резкое усиление геополитической турбулентности, невиданное падение нравственности, отрыв от христианских корней большинства европейских народов, практически исчезло ожидание скорого Пришествия Иисуса Христа, которым жили предыдущие поколения христиан. Но так ли уж все безоблачно?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Империализм и серпентарий Апокалипсиса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Не так давно один очень известный иерарх Русской Православной Церкви заявил следующее: «Святые отцы запретили читать Апокалипсис в Церкви». Кто из святых отцов запретил читать книгу Откровение, когда — этого владыка не пояснил. Заявление не просто странное, но совершенно неприемлемое. Во-первых, потому, что противоречит вот этим строкам Апокалипсиса: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр. 1:3). Во-вторых, в главе 2 Типикона, то есть Богослужебного устава Православной Церкви, прямо указано, когда должен читаться Апокалипсис: «Ведомо же буди: Яко от недели Святыя Пасхи, даже до недели всех святых, по благословении хлебов, чтутся Деяния святых апостол. В прочия же недели всего лета чтутся седмь соборная послания апостольская, и четыренадесять посланий святаго апостола Павла, и откровение святаго апостола Иоанна Богослова»1. В главе 50 повтор: «От сея же недели (всех святых — В.М.) начинаем чести на утренях недельных седмь посланий соборных, и 14 посланий святаго апостола Павла. Откровение Иоанна Богослова. Чтем же их на бдениих недельных, прежде иных чтений, до великия святыя недели Пасхи. В 50-цу же всю Деяния святых апостол чтем в неделях, якоже предписася»2.

Как известно, Апокалипсис святого Апостола Иоанна Богослова очень тяжело входил в канон Новозаветных книг в Восточной Церкви: до пятого века, а по некоторым данным и до девятого, не было единодушия в его каноничности, так что и великие отцы Церкви избегали выносить свое суждение об этой книге. Думается, что именно этим обстоятельством и вызвано такого рода «забывчивое» отношение к чтению Апокалипсиса в Церкви3. Как представляется, по этой же причине имеет место явный, так скажем, «эсхатологический перекос», когда пророчествам об антихристе Апостола Павла придается большее значение, нежели Откровению Апостола Иоанна Богослова. И здесь нужно принимать во внимание очевидное: Апостол Павел принял мученический венец почти за четверть века до того, как Иоанну Богослову было дано Откровение, поэтому-то у него и «большой красный дракон», и «зверь восьмой», и «зверь из земли», и «Вавилон великий» сливаются в одно инфернальное существо. Как представляется, именно по этой причине сегодня в Православной Церкви доминирует мнение, что «последний антихрист» будет «мировым правителем», то есть «царем планеты Земля». Но здесь сразу возникает вопрос: если сатанизм «коллективного Запада» сегодня совершенно очевиден, то есть имеют место свидетельства того, что он управляется непосредственно «князем мира сего», то зачем ему (Западу) антихрист?

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо обратиться к церковному Преданию. Большинство святых отцов Церкви учили, что Антихрист завладеет властью над Римской империей, предварительно разрушив ее. Об этом, если «четвертого зверя» считать за это государство, прямо говорит и Священное Писание: «Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами, и о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три, о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих. Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые. Об этом он сказал: зверь четвертый — четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» (Дан. 7:19-27).

После падения Второго Рима — Византии — многие богословы поторопились списать толкования святых отцов о разрушении Римского царства как свидетельство действий антихриста, что называется, в утиль. А уж с появлением Нового Света, запуском механизма глобализации и вовсе распространить пределы царства «зверя четвертого» на весь мир, хотя, совершенно очевидно, что здесь царство не может отождествляться с «властью и величием царственным во всей поднебесной»: под «поднебесной» можно понимать весь мир, а вот под «царством» — нет. Антихриста, в связи с этим, стали представлять не как человека, который разрушит государство римского типа, в котором находится «материк» Церкви, и установит свою власть над его осколками, но как «правителя всего мира» в современном смысле. Теологумен, что «четвертое царство» будет всем миром, а антихрист — правителем всего мира, проникло и в православное богословие. Между тем как в вопросе о разрушении Римского царства антихристом можно, как представляется, говорить о «согласии отцов», несмотря на отдельные возражения. Давайте обратимся к святым отцам.

Вот что говорит св. Иоанн Златоуст: «Справедливо всякий может, во-первых, спросить, что такое удерживающее (τό κаτέχον), и потом обнаружить желание узнать, почему так неясно говорит об этом Павел? Что же такое удерживающее явитися ему, то есть, препятствующее? Одни говорят, что это благодать Св. Духа, а другие — римское государство; с этими последними я больше согласен. Почему? Потому что, если бы (апостол) хотел говорить о Духе, то не выразился бы об этом неясно, но (сказал бы) определенно, что теперь препятствует ему явиться благодать Св. Духа, т. е. (чрезвычайные) дарования. Кроме того, надлежало бы уже ему придти, если тогда он должен придти, когда оскудеют (чрезвычайные) дарования, потому что они давно оскудели. Но так как (апостол) говорит это о римском государстве, то понятно, почему он только намекает на это и до времени говорит прикровенно. Он не хотел навлечь на себя чрезмерной вражды и бесполезной опасности. В самом деле, если бы он сказал, что в непродолжительном времени разрушится римское государство, то тогда немедленно его, как возмутителя, стерли бы с лица земли, и (вместе с ним) всех верующих, как живущих и подвизающихся для этого. Вот почему, — продолжает св. Иоанн Златоуст, — он не употребил такого выражения; не сказал также и того, что это скоро последует, хотя (прикровенно) он и говорит это всегда. Но что? И ныне удерживающее весте, во еже, говорит, явитися ему в свое время. Тайна бо уже деется беззакония. Здесь он указывает на Нерона, как на прообраз антихриста, потому что и он хотел, чтобы его считали богом. Хорошо сказал он — тайна, потому что (Нерон) не так явно и бесстыдно (выдавал себя за бога), как антихрист. Итак, если еще прежде того времени, говорит, нашелся человек, который немного в злобе уступал антихристу, то что удивительного в том, если со временем явится (настоящий антихрист)? Говорил таким образом прикровенно и не хотел прямо указать на него (Нерона), не из страха, но чтобы научить нас тому, что мы не должны навлекать на себя чрезмерной вражды, когда ничто нас к этому не принуждает. Так же точно говорит он и здесь: точию держай (ò κατέχων) ныне дондеже от среды будет. То есть: когда прекратится существование римского государства, тогда он (антихрист) придет. И справедливо, — потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится (антихристу); но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю — и человеческую и божескую — власть. Подобно тому как прежде того разрушены были царства, именно: мидийское — вавилонянами, вавилонское — персами, персидское — македонянами, македонское — римлянами, так и это последнее разрушено будет антихристом, а он сам будет побежден Христом и более уже не будет владычествовать»4.

А вот как об этом свидетельствует блж. Иероним: «Мы должны сказать то, что предали все церковные писатели (выделено мною — В.М.), — что при конце мира, когда будет разрушено царство римское, будет десять царей, которые разделят между собою мир римский, и восстанет одиннадцатый, небольшой, который победит трех из десяти…»5 Подобным образом учили святые Ириней Лионский, Ипполит Римский, блж. Августин, а также ряд других церковных писателей. Если следовать духу западной теологии, то об этом «согласии отцов» надобно забыть: ошиблись старцы… Но Православие не допускает такого вольного обращения с толкованиями святых отцов. Здесь, как представляется, нужно учитывать и дух нашего времени: современный «религиозный синкретизм», который именуют экуменизмом, и историческая наука, в значительной степени являющаяся идеологическим приложением к разного рода верованиям, оказывают колоссальное давление на православных богословов в плане игнорирования «устаревших» толкований святых отцов Церкви. Вы же выглядите смешными, говорят экуменисты, Римская империя пала в конце пятого века — никакого Антихриста не было… Экуменистов понять можно: они не верят в особую роль Православия в деле сохранения вероучения Церкви, истинного духа христианства. Экуменисты на калькуляторе подсчитают и выдадут вам, насколько «правее» была в древности Западная часть Церкви, но умолчат о том, сколько ересей и разделений существует там сегодня…

Сыграло свою роль в этой эсхатологической аберрации и следующее обстоятельство. На протяжении двух столетий прекрасная половина российской монархической власти была представлена урожденными протестантками. И кто из цензоров в такой ситуации даст добро на то, чтобы те страны, откуда вышли императрицы, где проживают родственники императоров, отнести к тем, что уже попали под власть «князя мира сего»? Однако это исторический факт: в результате буржуазных революций, возглавляемых национальными антихристами, в странах Западной Европы к власти пришли силы, в значительной своей части враждебные христианству: капитал (маммона) — это духовное начало, враждебное Богу, о чем прямо предупреждает Иисус Христос: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16:13).. К тому же немало знатных и влиятельных лиц Российской Империи были выходцами из западных государств, исповедовали иную веру. В таких условиях не мог не сложиться в угоду сильных мира сего «естественный экуменизм», представители которого и навязали свое мнение об антихристе как о «правителе планеты Земля». Этому способствовало и развитие мореплавания, благодаря чему мир стал виден, как на ладони. Его активно изучали. «Прогрессия» рисовала «единый мир». Хотя уже тогда было очевидно, что, скажем, США строились как держава «князя мира сего». Конечно, и в США есть острова и островки «народа Божьего», да и Пергамская церковь Апокалипсиса живет «там, где живет сатана» (Откр. 2:13). Но антихрист в США не нужен: разве что получить там «ярлык на княжение»…

Не надо сомневаться в церковном Предании, стесняться «ненаучностью» святых отцов… С момента Рождества Христова истинный Рим отличен тем, что в нем находится светильник веры — Православие. Из темной глубины веков берет начало Первый Рим. Второй Рим — Византия — исходит от Первого. Третий Рим — Россия — рождается диффузией римской государственности в лоне Православной Церкви.

Теологи, не «отягощенные» Преданием Церкви, пытаются уверить, что все разговоры о России как о Третьем Риме — фантазии, не имеющие под собою никакого основания. Основание, конечно же, есть, и основание это самое убедительное для православного человека: Предание Церкви, толкования святых отцов. Рим, римскую государственность разрушит антихрист — это, по существу, догмат учения о «последних временах», который не подлежит перетолковыванию. Не имеет ровным счетом никакого значения, что этот Рим не Первый, а Третий. С момента, когда Россия вошла в силу Третьего Рима, она стала преградой на пути продвижения антихристианских сил к мировому господству. Россия осадила шведского завоевателя, опрокинула французского «сверхчеловека», свернула шею «белокурой бестии». Потенциал России проявился в полной мере после Второй Мировой войны, когда она стала, пусть и под другим именем, сверхдержавой: без ее участия не решался ни один вопрос мировой политики.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Империализм и серпентарий Апокалипсиса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Типикон. Москва. Издательский Совет Русской Православной Церкви. 2002. С. 22-23.

2

Там же. С. 1041.

3

Подробнее этот вопрос рассматривается в книге «В темнице хилиазма истина»: https://www.litres.ru/vyacheslav-makarcev/v-temnice-hiliazma-istina/

4

Иоанн Златоуст, свт. Т. 11. СПб.: Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1905. С. 597-598.

5

Иероним Стридонский, блаженный. Часть 12. Киев: Типография Г. Т. Корчак-Новицкаго. 1894. С. 62.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я