Автор проследил историю советского подплава не по его участию в морских походах и сражениях, а по баталиям, которые разворачивались в ходе следствия и судебных разбирательств.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трибунал для подплава. История советского подводного флота в материалах следственно-судебных дел предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Вячеслав Егорович Звягинцев, 2020
ISBN 978-5-4498-5828-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Трибунал для подплава
(история советского подводного флота в материалах следственно-судебных дел)
От автора
На одной из ПЛ Северного флота, апрель 2000 г.
У людей, занимающихся сочинительством, в столе всегда можно найти наброски будущих книг, неоконченные рукописи и различные черновые записи. Автор — не исключение. Вновь обратиться к одной из таких недописанных книг о репрессиях в отношении советского подплава1 меня побудили трагические события, произошедшие 1 июля 2019 года в Баренцевом море. В этот день в результате пожара на научно-исследовательском глубоководном аппарате погибли 14 военных моряков-подводников — настоящих героев, положивших свои жизни на алтарь Отечества…
А в 2020 году, в силу известных причин, появилось свободное время для того, чтобы закончить рукопись о подводниках. Два десятилетия тому назад она должна была войти в серию ранее изданных книг, начинавшихся со слов «Трибунал для…». Однако в итоге идея реконструировать ключевые страницы истории флота через призму арестов, расследований и судов была частично реализована в других книгах2, в состав которых автором были включены главы о подводниках. Между тем, значительная часть архивного материала не вошла в названные сочинения. Хотя люди столь героической профессии, бесспорно, заслуживают большего внимания. Автору, как человеку военному, хорошо известно, что в нашей армейской среде ратный труд в подплаве всегда был и сегодня остается одним из самых нелегких и рискованных.
Мне могут возразить, что героизм присущ самому человеку, а не той профессии, которую он выбрал. Это так. Но в российский подплав с момента его зарождения как раз и приходили такие люди. Историки не без оснований отмечают, что на первых подводников смотрели как на «смертников». Когда был поднят вопрос о прибавке им денежного содержания, морской министр адмирал А. А. Бирилев заявил: «Прибавить можно… Все равно они все скоро перетонут или взорвутся»3.
Исследователи также обратили внимание, что «было много случаев, когда моряки, оказавшись в экстремальных условиях, аварийных ситуациях, с честью выдержали суровые испытания, проявив мужество и отвагу, мастерство и отличное знание техники, но, тем не менее, оставались в тени и не удостоились благосклонного влияния Фортуны»4.
Такое чаще всего происходило, когда на пути Фортуны появлялась другая богиня — Фемида. Поэтому автор, как юрист-практик, решил еще раз обратиться к этой теме, позволяющей с необычной точки зрения посмотреть на некоторые малоизвестные страницы подводного флота России, а в ряде случаев — поднять практически неизведанный пласт событий.
Еще раз приведу ранее уже неоднократно высказанную мысль — к сожалению, историю советского подплава можно проследить не только по его участию в морских походах и сражениях, но и по баталиям, которые разворачивались в процессе следствия и судебных разбирательств.
Основная идея, которую автор хотел бы донести до читателя, окончательно выкристаллизовалась после гибели подводной лодки5 «Курск», названной в честь моего родного города. Мне довелось побывать на «Курске» за четыре месяца до трагедии. Мысль эта следующая: если бы государство за несколько первых советских десятилетий не уничтожило многих достойных представителей подплава, и если бы в последующем отношение к судьбам ВМФ и флотского люда было соответствующим их нелегкому ратному труду, то не было бы, возможно, и трагедии с «Курском»…
С военными судьями Северного флота на АПРК К-141
Офицеров, стоявших у истоков российского и советского подплава, начали преследовать и бросать в тюремные застенки с первых лет советской власти. Поэтому те, кого не успели расстрелять, вынуждены были эмигрировать из страны. Так, первый (после Ледового похода 1918 года) начальник дивизии (дивизиона) ПЛ К. Е. Введенский 1-й (вступил в командование 22 мая 1918 года) в августе того же года был освобожден от должности, а в сентябре — арестован и взят в заложники в Петрограде. В итоге он оказался в белой армии, затем эмигрировал в Эстонию и в 1941 году был репрессирован6.
Тогда же, в августе 1918 года, по решению следственной комиссии по борьбе с контрреволюцией был отстранен от должности командир подлодки «Язь» лейтенант К. К. Яцынич. Следы его тоже обнаружились за границей — в Польше, где во время советско-польской войны он командовал полком.
Командир ПЛ «Тур» А. В. Мацеевский был арестован и расстрелян сотрудниками ЧК в 1921 году. Тогда же арестовали и его старшего брата Ч. В. Мацеевского, начальника 2-го дивизиона ПЛ7. Его, правда, выпустили из заключения, и он тоже покинул пределы страны…
Анализ архивных следственно-судебных дел в отношении лиц, служивших в подводном флоте, дает основания утверждать, что после Октября 1917 года их «посадки» носили, во-первых, превентивный и, во-вторых, постоянный характер.
В отдельные годы происходили пики, связанные с теми или иными общественно-политическими событиями: (кронштадтский мятеж, обострение внутрипартийной борьбы, раскулачивание и т.д.), но репрессивный конвейер никогда не останавливался. Процесс закручивания идеологических гаек шел постоянно, по нарастающей, основываясь на производимых чекистами замерах «политической температуры» в армии и на флоте. Поэтому многие дела, описанные в книге, заводились на основании доносов и донесений о различных проявлениях нелояльности к советской власти со стороны военморов из подплава, большинство которых являлись представителями социально-чуждых классов. Их поголовно обвиняли в контрреволюционной деятельности и участии в контрреволюционных организациях. Или еще короче — в контрреволюции. Под этим понимались: политическая неблагонадежность, подозрение в сочувствии идеям или организациям, подрывающим существующий государственный строй, «контрреволюционные настроения» и антисоветские разговоры…
Для руководителей советского подплава пик репрессий пришелся на 1938 год, когда были расстреляны командиры и начальники штабов бригад и дивизионов подводных лодок: К. Я. Шлиттенберг, П. А. Штейнгаузен (расстреляны по постановлению Комиссии НКВД и Прокуратуры СССР), Р. А. Ижбулатов, Н. К. Моралёв, М. Н. Лавинский, И. А. Рублевский, И. В. Кельнер, начальник службы подводного плавания Штаба Морских Сил РККА В. С. Сурин, военный комиссар УОПП8 О. И. Спалвин (расстреляны по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР). В том же году были арестованы командиры бригад ПЛ: флагман II ранга Г. В. Васильев (умер в лагере в 1943 году) и капитан 1 ранга К. Н. Грибоедов (расстрелян в 1940 г. по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР).
Командиры подплава — это элита флота, «штучный товар». В 20-е годы прошлого века каждый ежегодный выпуск составлял около десятка человек. Так, в 1924 году из числа первых десяти выпускников подводного класса при Военно-морской академии в период массовых репрессий состояли на военно-морской службе 8 человек. Из них были репрессированы пятеро, причем четверо (Грибоедов, Подгородецкий, Симановский, Сурин) — расстреляны. Не обошли репрессии стороной и тех, кто к этому времени ушел из жизни. Например, С. М. Жонголовича9.
Из большого массива следственно-судебных дел и надзорных производств в этой книге частично использованы те, которые впервые были обнаружены автором в архивах в разные годы. При этом, упомянуты, в основном, дела в отношении действующих подводников, репрессированных за деяния, так или иначе связанные с военно-морской службой. Поэтому в настоящую книгу не вошли судебные разбирательства, связанные с обвинением подводников в совершении «бытовых» (общеуголовных) преступлений. Таких, например, как дело 1949 года о «хищении государственного имущества» А. И. Маринеско; 1969 года — о торговле поддельными картинами Б. Н. Грибановым; 1994 года — об ограблениях и изнасилованиях женщин преступной группой, возглавляемой командиром атомной подлодки А. Спичкой, и др.
Книга состоит из двух частей. В части первой («Контрреволюционный» подплав) рассказано о трагических судьбах подводников, безвинно осужденных по статьям, изложенным в главе 1 «Контрреволюционные преступления» Уголовного кодекса РСФСР. Во второй части (По фактам гибели подлодок) — описаны иные дела, чаще всего связанные с гибелью лодок и людей в результате аварий и катастроф.
Стоит, однако, оговориться, что в те годы эти истории нередко оказывались переплетены — реальным авариям придавалась контрреволюционная окраска, а лица, к ним причастные, объявлялись вредителями-контрреволюционерами.
Так, в 1934 году на новых подводных лодках «Сталинец» (КБФ, командир — военмор Г. А. Иванов) и «Гарибальдиец» (ЧФ, командир — П. И. Болтунов) произошли взрывы гремучего газа. На «Гарибальдийце» погибли 5 человек, на «Сталинце» — четверо, в том числе находившийся на борту командир дивизиона ПЛ Г. Г. Таубе10. В ходе проведенного расследования было установлено, что водород, проникал в отсеки из аккумуляторных ям (они не были герметичными), а воспламенение происходило от электрической искры. Во избежание аналогичных аварий инженеры Научно-исследовательского института военного кораблестроения (НИВК) разработали прибор для беспламенного автоматического сжигания водорода типа «КП». Однако начальника этого института инженера-флагмана 2 ранга Н. В. Алякринского, арестованного в 1937 году, следователи вынудили дать показания, что взрывы на этих подлодках совершили контрреволюционеры-вредители11.
Что касается темы, ставшей предметом нашего исследования во второй части книги, то надо заметить, что об авариях и катастрофах ПЛ написано довольно много12. При этом, обращает внимание, что авторы большинства сочинений — подводники или лица, проходившие службу в ВМФ. Мы же сосредоточимся на следственных материалах и судебных делах — в этом принципиальное отличие настоящей книги.
В этой связи надо также сказать, что подводники не без оснований критикуют исследователей, не служивших в подплаве, за различные ошибки и неточности. Наверняка, есть они и в моем исследовании. Но и у авторов из числа офицеров-подводников правовая составляющая зачастую выпадает из поля зрения. В лучшем случае дается краткая информация об итогах следствия и суда. Причем, нередко ошибочная. Например, В. В. Шигин написал, что по результатам расследования в 1956 году катастрофы с ПЛ М-200 трибунал назначил командиру эсминца Ю. С. Савчуку и командиру подлодки А. С. Шуманину по 3 года лагерей каждому13. Однако последнему суд определил 6 лет лишения свободы. В книге В. В. Костриченко и Б. А. Айзенберга «Аварии и катастрофы. Часть 1. (подводные лодки)» сказано: «Командира С-178 капитана 3 ранга В. А. Маранго и старшего помощника командира РФС-13 В. Ф. Курдюкова осудили на десять лет лишения свободы». На самом деле, последнего осудили на 15 лет ИТЛ.
Еще один пример. Читаем в книге Н. Г. Мормуля «Катастрофы под водой»: «Суворова Николая Михайловича лишить свободы с содержанием в колонии-поселении сроком на 10 лет…. Командиру БЧ-5 подводной лодки „К-429“, как „сообщнику“ вменили 8 лет». На самом деле, командиру БЧ-5 капитану 2 ранга Б. Е. Лиховозову трибунал определил 7 лет. И вовсе не как сообщнику. Подробнее об этом деле — в соответствующей главе книги.
Надо, наконец, сказать и о том, что проведенный нами анализ рассмотренных военными трибуналами судебных дел свидетельствует, что, к сожалению, не все из этих дел рассмотрены профессионально и объективно. Автор, прослуживший в системе военных трибуналов более четверти века, в процессе работы над книгой постоянно ощущал чувство косвенной вины за действия своих коллег, допустивших произвол или некомпетентность. И рождению этой книги способствовала потребность хоть таким образом восстановить попранную справедливость и отдать долг безвинно пострадавшим…
По тем историям, которые описаны в части первой книги — ни один судебный или внесудебный акт, вынесенный в отношении моряков подплава, не был законным и обоснованным. И этот факт подтвержден в процессе их реабилитации. В большинстве судебных историй, приведенных в части второй книги, основания для вмешательства органов военной юстиции все же имелись. Но вот выводы по результатам их работы вызывают вопросы…
Героев-подводников, имена которых навечно вписаны в исторический формуляр российского флота, не так много. Среди них командиры подлодок времен Великой Отечественной войны: П. Д. Грищенко, Н. А. Лунин, Г. И. Щедрин, И. А. Колышкин, А. И. Маринеско; пионеры освоения первых атомных подводных лодок: Л. Г. Осипенко, Л. М. Жильцов, Р. А. Тимофеев, А. И. Петелин и другие морские офицеры, ставшие Героями Советского Союза и Героями России в послевоенное время… Но первым в этом списке стоит командир подводной лодки «Пантера» А. Н. Бахтин, открывший 31 августа 1919 года боевой счёт советских подводников. В ходе блестяще проведенной атаки он потопил английский эсминец «Виттория». А через несколько лет Бахтин открыл другой печальный счет, войдя под первым номером в мартиролог репрессированных подводников. Он стал фигурантом дела №7455, по которому в 1927 году были осуждены 23 бывших офицера, служивших на Балтике.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трибунал для подплава. История советского подводного флота в материалах следственно-судебных дел предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Подплав (подводные плавающие средства) — обобщающий термин, с которым связывают свою службу и судьбу российские моряки-подводники.
2
Звягинцев В. Е. Сапсай А. В. Балтийская голгофа, или как узаконили беззаконие, СПб, Юридический центр пресс, 2003; Звягинцев В. Е. Трибунал для флагманов. ТЕРРА: Книжный клуб. 2007.
3
Цит. по: Галутва И. Г. Они были первыми (на сайте: http://old.submarinersclub.ru/01_110_podvodniki.pdf).
4
Куличков В.К, Усенко Н. В. Образование, наука и производство: Сборник научных трудов. Т. 6. Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ. 2007. с. 29—65.
6
Константин Евгеньевич Введенский 12 декабря 1940 г. был арестован и 28 мая 1941 г. осужден советским военным трибуналом по статьям 58—1б, 58—4 и 58—10 УК РСФСР к 8 годам лагерей. Скончался в заключении 19 января 1942 г.
7
В 1921 г. подводный флот Республики, по сути, представляла одна дивизия, состоящая из 2-х дивизионов. Ее начальником был Я. К. Зубарев (расстрелян в 1938 г.), начальником 1 дивизиона — Н. А. Зарубин (подвергался репрессиям в 1930 г.).
9
С. М. Жонголович подвергался репрессиям в 1930 г. 25 июля 1935 года ПЛ Б-3 (бортовой №14), на которой С. М. Жонголович вышел в море с курсантами, затонула в Финском заливе в результате столкновения с линкором «Марат». Погибли все находившиеся на подлодке — 55 чел.
11
Н. В. Алякринский был осужден Военной коллегией и расстрелян 22 февраля 1938 г. Реабилитирован в 1956 г.
12
Например: Шигин В. В. Отсеки в огне. Вече. 2012; Мормуль Н. Г. Катастрофы под водой. Элтеко. 1999; Костриченко В. В. Айзенберг Б. А. Аварии и катастрофы. Часть 1. (подводные лодки). Харьков. 1997; Мужеников В. Б. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901—2001 гг. Часть 2. СПб. Галея Принт. 2005; Лисин С. А. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок. Галея Принт. СПб. 2011; Бойко В. Н. Трагедии северного подплава. Горизонт. 2016; Трагедии балтийского подплава. Севастополь. издатель ИП Бакулин В. А. 2015 и др.