Нация. Плоды искушения. Том первый

Вячеслав Гришанов, 2018

В первом томе «Плоды искушения» многотомного романа «Нация» автор повествует о трагических событиях, произошедших на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года; исследует психологию людей; пытается постигнуть глубокий и скрытый смысл всего того, что произошло; показывает, как меняются люди под влиянием определённых обстоятельств, как развиваются чувства и страсти, как любят и как ненавидят, как борются за жизнь. Автор, как художник, предлагает читателю свою манеру мышления, видения и понимания жизни, возвышая её временами до чувственных мгновений счастья, чтобы она была для человека не только тягостью, но и искусством, историей жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нация. Плоды искушения. Том первый предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вячеслав Гришанов (род. 02.06.1954) — поэт, писатель, художник.

© Гришанов В. И., 2018

От автора

Иисус же говорил: «Отче!

Прости им, ибо не знают, что делают…»

Новый завет. От Луки, 23:34

Каждому времени присущ свой роман…

Не могу сейчас точно сказать, какие мысли заставили меня приступить к написанию многотомного романа о России, представляющего её в историческом срезе за последние тридцать лет — от катастрофы на Чернобыльской АЭС до наших дней: поиски чего-то утраченного, потерянного или боль за будущее моей страны, где содержится предвидение грядущих перемен? Впрочем, какие бы причины меня ни побуждали, пользуясь глазами и разумом, я пишу его по следам своей памяти, воздействуя не столько на собственные чувства, сколько на голос ответственности как художника. По сути, это будет клиническое исследование нашего общества, со всеми его интересами, противоречиями и привычками. Мне захотелось воплотить в романе современное общество, показать жизнь, «куски жизни, — как говорил Тургенев, — без интриги и без грубых приключений, пышной феерии, известной романтической прелести и наивного воображения».

Читатель вправе меня спросить: «Почему именно серия романов? Разве нельзя ограничиться только одной книгой?»

Скажу так: ни один другой жанр в литературе не способен фиксировать так чутко все запросы времени, как роман. То, что случилось с моей страной, народом за последние тридцать лет — это величайшая катастрофа планетарного масштаба. Понять умом события этого периода — невозможно, если не рассматривать их вне контекста исторического фона. Обращение к серии романов позволяет мне не только нарисовать этот самый фон, произвести разбор, оценку этих событий и, следовательно, мыслей, идей, но и сделать мои персонажи «живыми», чувствительными, наполнив их характеры не только «историей жизни», но и «художественной объёмностью». Что, безусловно, послужит для читателя не только неким проявлением эмоций, но и демонстрацией правды — как естественной необходимости.

«Ох, какую силу духа, какое мужество надо, — сказал бы сейчас Виктор Петрович Астафьев, — чтобы в наше время сохранить себя для правды».

Действительно, правда в нашей многострадальной стране всегда была «тяжела на подъём». Но это вовсе не значит, что мне хочется обрушить на читателя всю тяжесть «бесспорной реальности», — вовсе нет. В первую очередь я хочу сказать её себе самому и лишь только затем, через правдивое дело, — читателю; хочу показать (в этот исторический период) подлинную катастрофу русского народа, ибо она не только живёт в глубине души каждого из нас, но и ищет ответа на многие вопросы.

Так уж у нас заведено в России, что греха таить, все, кто хочет поругать русский народ, берутся за чернила, а нынче и вовсе это стало какой-то болезнью среди писателей. Кем только не называют они его в своих сочинениях: пьяницей, скотиной, вором, свиньёй, душегубом, злодеем, хамом… При этом все хотят его чему-то учить, образовывать, но даже при этом всё одно — плохой. Вот я и думаю, если такое говорят о нём на протяжении столетий, то какой-то грешок, видимо, за русским народом всё же есть. «Коль так спустился весь уровень хозяйства», — как заметил однажды Лев Николаевич Толстой.

Но с другой стороны, все эти разговоры лишь мнение одной стороны, пусть даже и самой уважаемой — писателей (поэты, к сожалению, в России почти выродились). Есть и другое мнение о русском народе, но уже из уст Святых отцов Русской Православной Церкви, не менее уважаемых. Они называют его «святейшим, подобающим, нравственнейшим, добродетельнейшим, величественнейшим, наисветлейшим». И это, как они считают, признанные и неоспоримые истины.

Как бы мы ни хотели, но разные эпохи, разные формации, разные подходы и взгляды на жизнь формируют своё отношение к народу и нации. И с этим вряд ли поспоришь. С этим надо просто считаться, и не более.

В первом томе «Плоды искушения» я затрагиваю определённый исторический период, в котором я жил и продолжаю жить вместе со своими героями. Время тяжёлое, как говорится: «Врагу не пожелаешь». А это значит, что при написании романа мне не нужно было бояться какой бы то ни было правды. Мне нужно было бояться только одного — какой бы то ни было лжи.

Несмотря на то что я уделяю много внимания событиям и хронологии, моя книга о людях, их судьбах, которые не просто коснулись времени, а пробились сквозь него, неся значительные потери, особенно в духовно-нравственном плане. И всё потому, что «реакция распада» в обществе приобрела глобальный, необратимый характер. Людям, чтобы выжить, нужно было кардинально измениться, причём не в лучшую сторону — таков закон эволюции. «Что меняется, — гласит истина, — то разрушается и, следовательно, гибнет». И, как говорится, «процесс пошёл».

Что тут можно сказать: если это с нами произошло, значит, все мы были лишены крепкого зерна жизни, не сформировавшись как народ, как нация. Значит, все жили не по тем правилам и законам, которых нужно было придерживаться. Я вовсе не говорю о крайних строгостях, я говорю о законах совести, которые важнее всяких пересудов. С могуществом совести всё истинно, а истинное, как мы знаем, разрушить невозможно.

Так уж получается в этой жизни, что все времена и эпохи увлечены разными событиями. И происходят они не потому, что жизнь без них была бы скучна и бессмысленна. Нет, конечно. Это говорит о том, что человечество не существует само по себе, а является частью единого мироздания. Мы есть «плоть от плоти» всего сущего. Любое событие — это не только какой-то случай, явление, часть действительности, что имеет начало и конец, но и существование, бытие совместно с другими. Хотим мы того или не хотим, но мы все в едином движении. И в этом движении мы радуемся всему тому, что происходит, и, наоборот, — разочаровываемся, глядя на всё происходящее. И это закономерный процесс, так как не все события вписываются в наше мировоззрение и культуру, поскольку они нарушают не только эстетику, но и логику нашей жизни, утверждая противоречия, порождающие, как правило, неверие в добро и любовь, то есть в основы всего мироздания. При этом важной особенностью всякого события является то, что оно совершается не только вне нас как свидетелей-наблюдателей, но и через нас — как воспринимающими. А значит, мы все становимся, без исключения, соучастниками этих событий. «Несём ответственность», как говорил Достоевский, «перед всеми людьми за всех людей и за всё».

Мой главный герой, Егор Сомов, не просто случайный «соучастник» разных событий, человек, который живёт сам по себе, нет. Для меня он герой, который любит жизнь и ради этой жизни верен своим убеждениям.

Конечно, читатель вправе меня спросить: «Кто он, этот ваш герой? Что он за человек? И за какие такие достоинства вы его возвеличиваете?» Отвечаю: во-первых, это тот человек, для которого характерна высшая черта русского народа — чувство справедливости и жажда её, и это не маловажно; во-вторых, это тот человек, который, пережив многое, вышел за пределы личного существования, став не сильнее — а честнее, совестливее. Такие понятия, как честь и собственное достоинство, оказались для него превыше всего! В этом и есть его ценность как человека, во всяком случае для меня (всячески импонирую ему за эти качества).

Но это ещё не всё. Таких как он много. Но лишь немногие из них известны. Из известных нас привлекают лишь те, кто присоединил к благородству своей души не только просвещённый ум, но и верные убеждения. Рождённый временем и событиями, Егор Сомов вошёл в мою жизнь примерным идеалом, своей, если можно так выразиться, «живучестью», таких история возносит на гребень исторической волны не для решения каких-то важных и сложных задач, а для того, чтобы просто остаться человеком в сложных предлагаемых обстоятельствах. Оставшись таковым, он приобретает самое ценное, что есть в этом мире — самого себя! Через этот хрупкий, божественный цветок, в окружении таких же как он людей, мой герой хочет во многом разобраться и понять: «Почему, называя себя цивилизованным обществом, нацией, мы опускаемся ниже человеческих способностей, даже ниже животных инстинктов, уничтожая себя и не оставляя никаких шансов выжить будущим поколениям?» Этот и другие вопросы мучают моего героя, заставляя идти порой очень сложной жизненной дорогой. Дойдёт ли он до своей цели, кто знает! Но я точно знаю одно: главным источником истины на этом пути, как бы трудно ему ни было, будет сама жизнь. Жизнь, которую он любит и ради которой готов к высшим нравственным влияниям. Вот, пожалуй, и всё относительно моего героя и в целом вступительного слова. Право, не знаю, есть ли в нём польза для вас, но я всё же написал его, отчасти и для себя. Если мои слова оказались скучны для вас, то отложите книгу, а если нет, то двигайтесь дальше, знакомясь с моими героями и их судьбами в мире тяжкого труда, людской суеты и повседневного выживания. В любом случае, ваш выбор я оценю по достоинству.

Возможно, вам что-то не понравится в этом «театре жизни», но разве неточное цитирование не есть привилегия автора? Надеюсь, каждый разберётся в этом вопросе сам. Тем более что сегодняшний читатель очень широк в своих предпочтениях. Однако отмечу: в романе много полезного и приятного, особенно временного содержания. Уверен, вы можете меня спросить: грустил ли я о том времени, когда писал? — Признаюсь честно: грустил! Ведь там было и много хорошего, а главное, там была душевная чистота, ни с чем несравнимая. «Что пройдёт, то будет мило», — писал Александр Сергеевич Пушкин. Пусть так и будет! Нам остаётся только одно: жить настоящим, идя навстречу неизвестному будущему.

Вячеслав Гришанов

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нация. Плоды искушения. Том первый предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я