В центре колеса баланса, или Борьба с последствиями

Вячеслав Владимирович Демидов, 2021

Трудности, которые каждый из нас встречает на своем жизненном пути, могут как вдохновить, так и сломать человека. Но в преодолении этих трудностей – залог будущих побед и, возможно, секрет человеческого счастья. Главный герой книги находится в мучительном поиске истины и, мужественно превозмогая трудности, которые вырастают перед ним, словно горы, решает преодолеть их в буквальном смысле – отправляется в опасное путешествие на Алтай. Что случилось во время похода в горы? Какие строки оставил герой в своем личном дневнике? Удалось ли путешественнику постичь истину? Автор книги (он же – главный герой) отвечает на эти вопросы, рассказывая свою личную историю ярко и захватывающе. Остросюжетная повесть, основанная на реальных фактах – что может быть интереснее?..

Запись из дневника. День первый

Мы приехали на базу в Чибит в 6.30 утра и первое, на что я обратил внимание, был ярко-выраженный запах можжевельника. Он как будто смешивался с сосново-кедровым ароматом и одновременно с этим восхищал какой-то первозданной свежестью. Это было как удар молнии. Минут десять я просто стоял и дышал. У меня кружилась голова. Воздух был насыщен кислородом, которого так не хватало в городе. Я не мог надышаться.

Однако расслабляться было рано. Так как мы оказались на месте первыми, надо было встретить остальных участников группы, которые тоже добирались к началу маршрута самостоятельно. Группа состояла из пяти человек и одной собаки. Среди участников была и девушка. Телефонная сеть действовала, и мы стали вызванивать будущих спутников, которые поначалу и не думали отзываться. Дозвониться удалось лишь через полчаса, после чего мы отправились в единственное на точке кафе, которое определили как место встречи. Удивительный воздух совпадал с неважной погодой, и Л. начал причитать: «Если так будет всю дорогу — это плохо». Я его не слушал. Просто стоял и озирался, наслаждаясь окружающими видами. Такого Алтая я еще не видел, хотя район Чемала посещал неоднократно. Однако Л. не унимался. Я посмотрел на свои запястья, на которых выделялись татуировки «здесь» и «сейчас», вспомнил прошедшие тренинги и подумал, что не стоит переживать о том, что еще не случилось. «Забей, какая разница, какая выпадет погода, ты не можешь на нее повлиять, пусть будет так как будет», — мысленно обратился я к Л… Вслух я ему ничего не сказал.

Ожидание оказалось недолгим. Вскоре вся группа была в сборе, и тут обнаружился первый сюрприз. Оказалось, что все участники, кроме самого организатора С., — новички. То есть, несмотря на утверждения, что все мои спутники — профи, которым подобные приключения не в новинку, я обнаружил возле себя таких же первопроходцев. Впрочем, знатоком походов назвался Л., хотя и он признался впоследствии, что в такие жесткие условия попал впервые.

Менять что-то было поздно и, посчитав С. профессионалом, я решил довериться его опыту. Именно это стало моей ошибкой, а впоследствии и причиной неприятных сюрпризов.

Мой рюкзак весил около тридцати килограммов, он ощутимо натер мне плечи, у других мешки были пожиже, поэтому, собравшись, мы стали потрошить наши припасы, чтобы распределить провиант и оборудование между туристами. Как раз оборудования в припасах почти не оказалось. С некоторым изумлением осмотрев несколько мотков веревки, пару кошек и один единственный ледоруб, я почувствовал, что трудности начинаются, еще не начавшись. Ощущение шока усугубилось взглядом на лица моих спутников. Никто из них не выказывал ни малейшей тревоги. Предстоящий поход воспринимался ими как увлекательное и, возможно, не слишком затруднительное путешествие.

С другой стороны, я ведь был одним из них и мог только догадываться о возможных трудностях. Организатор бывал в подобных походах неоднократно, если кому-то и стоило верить, так это ему. Именно он сказал, что незачем тащить с собой теплые вещи, поскольку погода будет жаркой (как их не хватало!). Именно он запретил брать с собой спиртное… Какое счастье, что я не послушался и прихватил с собой почти литр самогона, который спас нас всех от простуды.

Мало того, закупку продуктов тоже производил все тот же С. К счастью, я, не будучи мясоедом, на всякий случай взял несколько банок сайры. Так что среди закупленных припасов обнаружилось множество разнообразных паштетов с мясом и почти ничего годного для меня.

«Ничего, — подумал я про себя, осматривая продукты. — Еды много, продолжительность похода — всего десять дней, протянем как-нибудь». Как выяснилось позже, мои суждения оказались ложными. В любом случае, вся еда, кроме моей сайры, была распределена между моими спутниками.

Наш маршрут казался предельно ясным. Село Чибит — перевал Орой, Шавлинские озера (верхнее и нижнее), перевал Орбита (категория 1 Б — интересно, что это такое), по леднику на перевал Москвич (категория 1 Б — все еще непонятно), дальше перевал Терешковой (категория 1Б — 2А — доберемся, узнаем), затем до озера Камрю, оттуда до Карагемской поляны, затем на перевал Карагем, сразу же на перевал Снежный купол (категория 1Б — 2А — по-прежнему непонятно) и финиш в поселке Курай. Названия контрольных точек звучали заманчиво. Безусловно, я был уверен в том, что организатор нашего предприятия назубок знает и предстоящий нам маршрут и в особенности его сложные участки, но некоторую досаду, что я сам не удосужился изучить местность загодя, почувствовал. Кроме всего прочего, смущала протяженность маршрута — 200 км. То есть мы должны были преодолевать по пересеченной местности с горными перевалами не менее двадцати километров в день.

Организатор постарался меня успокоить. На мой вопрос: успеем ли мы пройти почти 200 км за десять дней, он уверенно ответил, что конечно успеем и еще останется время на дневки. На мой следующий вопрос: есть ли временной регламент на маршруте, он еще более уверенно сообщил, что никакого регламента нет, идем как идется. Признаться, я был немало озадачен. Прошлый армейский опыт свидетельствовал, что выполнить поставленную задачу без регламентации отдельных временных отрезков невозможно. Однако спорить не приходилось. Ведь, по сути, я был в гостях у организатора, а не он у меня. А то, что он не стал проводить никакого инструктажа и даже не подумал вручить каждому участнику похода маршрутный лист с картой и контрольными точками, свидетельствовало лишь о том, что вместо трудного похода нас и в самом деле ожидала увеселительная прогулка с пикниками на продолжительных дневках. Единственное, о чем нас предупредил С., так это о том, что когда будем идти через лес, надо громко разговаривать и шуметь, чтобы отпугнуть медведей, которые могут оказаться у нас на пути. Честно говоря, я, как и прочие, счел это удачной шуткой.

Вышли мы из лагеря, если так можно назвать то самое кафе, в тот же день, и отправились прямиком через поселок в горы. Сразу хочу отметить, что никакая фотография не способна отразить даже долю той красоты, которая предстала нашим взорам. Чего уж говорить об ароматах, воздухе рек, тайги и гор, об ощущении особенной глубины, которая наполняла каждый из окружающих нас видов. Однако все это нисколько не отменяло того, что отмерять выпавшую нам красоту приходилось собственными ногами, да еще и с изрядным грузом за спиной. По уверениям С. до первого перевала мы должны были добраться через 20 км, но после двух часов утомительной ходьбы по солнцепеку в наши души закрались сомнения в точности выбранного нами пути. Даже взгляд мельком на карту, которая была у организатора, подсказывал, что мы должны были свернуть в лес, а не переться по склону горы. Так оно и оказалось. Когда С. в очередной раз достал карту, выяснилось, что мы пропустили нужный поворот и удлинили наш поход на 7 км. Недовольство начало накапливаться.

Признаться, я не счел это происшествие причиной для неприязни или злости, с кем не бывает, никто не застрахован от ошибок. Правда, я тогда еще не знал, что подобные ошибки на трудном пути могут стать причиной не только тяжких испытаний, но и гибели спутников. А ошибки или, скорее, наплевательство организатора на выпавшую на его долю ответственность, продолжались.

Вернувшись к нужному повороту, мы стали подниматься через густой лес по очень крутому склону к первой стоянке. Подъем должен был продолжаться около трех километров, причем, по невыносимой жаре, которая сменила недавнее ненастье. Даже я, который несколько месяцев до похода активно занимался спортом и был готов к тяжелым нагрузкам, чувствовал себе некомфортно. Вдобавок организатор не сообщил нам, что на пути не будет источников воды, и мы шли почти на сухую, потому что выпили всю воду еще в самом начале подъема. Когда жажда стала вовсе невыносимой, а навигатор сообщил, что до ближайшей речушки еще полтора километра подъема, случилась первая паника. Некоторые просто отказались двигаться с места.

В воздухе повисло напряжение. Возвращаться в самом начале путешествия — не самая хорошая примета, к тому же до оставленного за спиной источника было уже около 5 км. Да и спускаться со склона, по которому вскоре придется подниматься вновь, никого не прельщало. Окинув взглядом своих спутников, которые явно оказались не готовы к подобным испытаниям, я вызвался пройти вперед и принести воду.

Признаться, я и до этого возглавлял нашу группу. Остальные с трудом поспевали за мной. С «идти, как идется», очевидно, не складывалось. Подъем до воды занял около 2 часов, по дороге мне пришлось выжимать мох, который довольно часто попался в лесу, и собирать капли росы с травы. Как потом выяснилось, мои спутники делали то же самое.

Поднявшись, я нашел горную речку и наконец по-настоящему утолил жажду. Затем я наполнил водой все имеющиеся емкости, бросил рюкзак и пошел навстречу ребятам. Вот когда я понял, как важно заниматься спортом и работать над выносливостью. Кроссфит всем в помощь! Ну, вот мы уже все у реки, пьем воду, отдыхаем и обдумываем происшедшее. Организатор оставался спокоен. Он сказал, что это мелочи и ничего страшного. Вряд ли хоть кто-то с ним согласился. Даже у меня такой внутренней паники еще никогда не было, вот она — важность воды перед едой и всем остальным!

Отдышавшись, мы стали разбивать лагерь и готовить еду. Когда я разобрался со своею палаткой, то обнаружил, что у нее нет защитного тента от дождя. Это меня изрядно огорчило, но над головой сияло солнце, и я решил, что буду решать проблемы по мере их поступления. Вместо того, чтобы представлять грядущие неприятности, я взял блокнот и стал записывать впечатления о первом дне путешествия. Искренний всем совет: всегда берите с собой бумагу для записей и фиксируйте все, что происходит. Мне это помогало выговориться и успокоиться. Как мне сообщили потом нашедшие меня туристы, это еще и очень полезно в трагических случаях, которые иногда случаются. Путевые заметки помогают восстановить картину происшедшего. К счастью, картину происшедшего со мной я восстанавливал впоследствии самолично.

Спустя некоторое время еще на стоянке меня стали мучить судороги в ногах. Как бы я ни пытался устроиться, ноги сводило. С. дал мне порошок, который решил эту проблему. Regeneration Direkt — так было написано на упаковке. Как оказалось, хорошая штука, от судорог я избавился. Зато к вечеру упала температура и настал нереальный дубак. Вот когда я впервые пожалел о том, что не взял теплые вещи. Хорошо хоть жена положила мне в рюкзак на всякий случай термобелье. На мой вопрос С., почему он посоветовал не брать теплые вещи, тот уверенно ответил, что это единственная холодная стоянка, так как мы стоим возле воды, дальше будет жарко. Действительно, дальше было очень жарко, но насколько жарко — я даже не мог себе представить.

На ужин нам было выделено по 200 граммов гречки. Всем — с тушенкой, мне — с сайрой. Мы вскипятили чай и закусили батончиком мюсли, который остался с обеда. Только теперь я узнал наш походный рацион. Вот он. На завтрак — пакет каши «Быстров» (1 шт. на человека) или сушеный брикет овсянки с пропиткой медом (вес брикета 150–200 граммов). На обед — батончик мюсли и хлебцы с паштетом. На ужин — 200 граммов крупы, или макароны с тушенкой (в моем случае с сайрой) и кусочек шоколадки. Кроме всего прочего, еще один пакетик чая — на завтрак и один на ужин. Каждый с двумя кусками сахара.

Вот, собственно, и весь рацион. Никаких «вкусностей» ни у кого не оказалось. Главным было — не перегружать рюкзаки. Даже сухари взял с собой только я один. Готовили мы в одном общем котле. К слову, другой посуды и не было. Так закончился наш первый день. Мучаясь от холода, мы легли спать. Надо было отдохнуть перед «некатегоричным» перевалом.