Психотерапия по-русски

Вячеслав Владимирович Боровских, 2022

Книга «Психотерапия по-русски» создана на основе публичных лекций известного врача-психотерапевта Вячеслава Боровских. Доктор Боровских – автор уникального метода нравственно-ориентированной психотерапии, директор центра преодоления зависимостей «Подвижник» (г. Екатеринбург). Метод доктора Боровских помог тысячам людей не только освободиться от разного рода зависимостей, но и найти своё место в мире и жизни.Главное оружие автора – исцеляющее слово. Главный подход доктора Боровских к лечению душевных патологий – возвращение на исконный путь сохранения человечности и совершенствования своей природы. Написанная в свободном разговорном стиле книга уже сама по себе оказывает почти моментальный психотерапевтический эффект. С её помощью вы пересмотрите прежние представления о месте человека в мироздании, задумаетесь о целях и смысле нашей земной жизни. А главное – вы научитесь целительной культуре самообладания, дошедшей до нас от наших предков.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психотерапия по-русски предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Хочу владеть собой

Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Рим. 7:15

Можно было бы сказать, что это то, чего не хватает современному человеку: владения собой. Но правильнее было бы сказать, что это то, чего у человека нет вообще и никогда не было отродясь. Это то, что обусловливает весь драматизм человеческой истории. Всю неуравновешенность, неумеренность человеческой натуры.

Мы видим, что история рода человеческого, если её изучать внимательно и прослеживать роль личности в ней, творилась людьми, одержимыми какой-то идеей. Они не просто были чем-то увлечены или вдохновлены. По тому, как они добивались поставленных перед собой целей, какими средствами, и на что они шли, через что переступали, можно без сомнения утверждать, что это были люди одержимые. Одержимость — это состояние, противоположное самообладанию.

Одержимость — это когда человек сам себе не принадлежит. Какая-то стихия его захватила, и он уже не хозяин своим мыслям, чувствам, желаниям и поступкам. Ему может казаться, что когда-то у него это было. У нас у всех когда-то что-то было на тему самообладания: мы могли ставить перед собой цели, достигать их. Поставили цель, спланировали алгоритм действий, сами достигли поставленной цели. Разве у меня есть какие-то проблемы? Я свободный человек в свободной стране, у меня всё в порядке с самообладанием, я собой владею.

В молодости нам кажется, что принцип «захотел — сделал» всегда будет у нас безотказно работать. Какая-то мысль в голову пришла, не понравилась — я от неё отказался, какое-то чувство меня посетило — я просто отвлёкся от него, и всё, вновь обрёл нормальное настроение. Нам кажется, что так будет всегда, и чем мы будем опытнее и старше, тем легче нам будет владеть собой. Но всё совсем не так: жизнь идёт, и мы видим, что с возрастом человек становится менее уравновешенным, он всё меньше способен владеть своими мыслями, контролировать свои чувства, желания, и даже поступки.

Это всеобщее явление, то, что нас больше всего расстраивает. Есть такое выражение: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». В молодости мы смотрим на немощи людей в возрасте и видим, что они бывают раздражительны, ворчливы, замкнуты, озлобленны, от них может веять каким-то негативом, они всем недовольны, они не могут разговаривать спокойно, через несколько слов они переходят на повышенные тона, и всё, их «понесло», их уже невозможно остановить. Молодёжь иногда спрашивает: «Неужели я доживу до такого когда-нибудь, неужели со мной такое когда-то будет?»

Мы видим, что это становится причиной конфликта поколений, когда молодые, у которых ещё какие-то остатки самообладания сохранились, не могут найти общего языка со стариками, условно говоря стариками, которые уже совершенно не могут владеть собой. И те, и другие хотят друг дружку перевоспитать, и это делает атмосферу в семье совершенно невыносимой, люди разбегаются в разные стороны и общаются только по телефону. Когда ко мне приходят люди с семейными проблемами, очень часто я слышу от них одно и то же: лучше общаться с родителями на расстоянии. Потому что если они где-то вынужденно встретились, позвали маму посидеть с ребёнком или ей ребёнка отвезли, то такого наслушались, Боже мой, её опять так понесло, что руки в ноги и бежать.

Со временем наша ситуация с самообладанием не улучшается, она только ухудшается. Самообладание — это, наверное, самое высокое и самое тонкое свойство человеческой природы. Это качество вполне богоподобное, потому что абсолютное самообладание есть только у Бога. Абсолютное владение собой, когда присутствует неизменность воли, неизменность умонастроения, неизменность состояния духа. В отличие от наших с вами переменчивых чувств и эмоций, Бог есть сама Любовь, и эта любовь неизменна. Бог стабилен в проявлении любви к своему созданию.

Мы с вами смотрим на те же самые звёзды, на которые смотрели наши дедушки, бабушки, на которые смотрели древние египтяне, жители Палестины времён евангельских событий. Переменчив только человек. Обладая богоподобными качествами, он не может их сам не то чтобы развить и усовершенствовать, он не может их удержать. Для того чтобы утратить самообладание, ничего не нужно специально делать, надо просто родиться и жить, надо просто быть человеком. Родился от отца и матери — и живёшь. И когда-нибудь ты обнаружишь, что не владеешь собой.

Скажите, а младенцы владеют собой? Когда человек начинает владеть собой? Между прочим, это очень серьезный вопрос, на который нет ответа. Когда мы вырастаем до поры своего формирования как личности, где-то в подростковом возрасте, к двадцати годам, тогда нам кажется, что мы вполне самодостаточны, вполне самобытны и можем заниматься саморазвитием, совершенствованием своей личности. Откуда это взялось? Ребёнок, человеческий детёныш родился, и он абсолютно не жизнеспособен. Он до полугода будет лежать; если его не кормить, то он обязательно умрёт, он сам ничего не может, только сигналит криком о том, что ему что-то надо.

Недавно у меня на консультации была одна молодая мама. У них с мужем долго не было детей, потом долгожданный ребёнок наконец-то родился. Она мечтала о том, что у них будет много детей, она будет мамой, за всеми будет ухаживать, и за мужем тоже, всем будет готовить, стирать. Вот этот долгожданный ребёнок появился, ему полтора года, а она боится оставаться с ним один на один. Она мужа не отпускает на работу, говорит ему: «Я боюсь! Он всё время орёт, всё время что-то просит, я не понимаю, что ему надо». А он ещё температурит часто, у него бывают расстройства пищеварения, какая-то аллергия… Она в ужасе. Маленькому ребёнку нельзя сказать: «Успокойся!» и услышать в ответ: «Хорошо, ладно!» Младенец не может себя контролировать. У него ещё нет этих механизмов, когда он, осознав себя, может вписаться в какую-то систему этики и осознанно от чего-то воздерживаться. Потом, если его будут правильно воспитывать и учить осознанному воздержанию, может быть, он будет владеть собой какое-то время.

Мы не беспокоимся по поводу себя, по поводу своего самообладания, то есть по поводу своей свободы до тех пор, пока в нашей жизни не встречаются другие люди. Другие люди — вот причина узнать, кто мы есть на самом деле. Если меня никто не трогает, я спокоен. Сидит мужчина, смотрит телевизор, хоккей, чемпионат мира — всё тихо и спокойно, пока в комнату не вошла жена и не попросила чем-нибудь заняться. Чем-нибудь общественно полезным или полезным для семьи. Всё, тишина закончилась: чем это сопровождается, вы знаете. Один мужчина у меня на приёме говорил: «Я никогда бы не узнал, какая я сволочь, если бы не женился».

Мы видим, чего стоит наше самообладание, наше владение мыслями, чувствами, желаниями и поступками, когда мы женимся или выходим замуж, когда начинается семья. Я вижу, что у меня просто нет самообладания. Может быть, и не было никогда, я просто раньше не знал. Когда меня никто не трогал, когда я с людьми выстраивал какие-то поверхностные отношения «здрасте, до свидания», дружбу по принципу «выпить-закусить-разойтись», никто друг другу ничем больше не был обязан до следующей выпивки. С подружками также. Если мне человек чем-то досаждает, я просто его вычеркиваю из своей жизни, выношу его за скобки, как сейчас говорят, «забанил» и спокойно живу дальше. А вот женился, и всё. И куда ты денешься сейчас от этого человека? Он уже здесь, и он здесь, как говорят, навсегда.

Мы знаем, что есть какие-то обстоятельства в жизни, которые ускоряют утрату человеком самообладания. Как пишут в учебниках, психоэмоциональные перегрузки, лишения, скорби, утраты, когда в жизни происходит что-то, что очень тяжело переносить, когда человеческая психика может оторваться и кажется, что человек сломался, перегорел. Он либо потух, у него какое-то депрессивное состояние, и он не может из него выйти, у него нет никаких эмоций, ему даже не хочется жить, либо он взрывается по любому поводу, его сразу «несёт».

Проявлений утраты самообладания очень много, они составляют целый список многочисленных заболеваний, которые объединяются одним названием: неврозы. Это самая распространенная психическая патология. Медики говорят, что невроз — это функциональное расстройство центральной нервной системы, преходящее (то есть оно может само закончиться) под воздействием внешних факторов. Православие утверждает, что невроз — это не функциональное, а очень глубинное расстройство человеческой личности, и происходит это на самом высоком или, если хотите, на самом глубоком её уровне. Если мы имеем в виду, что сердцевиной человеческой личности является дух, то самообладание — это понятие из области свободной воли, а свободная воля — из области духа. Уровень повреждения самый глубокий или самый высокий. Человеческий дух — это самый высокий уровень саморегуляции, от него зависит всё, что ниже: и психика, и физиология — всё до самой последней химической реакции. Когда человек утрачивает самообладание, он становится неврастеником, истериком. У него может появиться невроз навязчивых мыслей, чувств, действий. Алкогольная, наркотическая или «гаджетовая», цифровая зависимость.

Мы выделили это в отдельную патологию и считаем, что причиной развития зависимости является что-то другое, где-то на другом уровне. Нет, это то же самое, это тоже утрата самообладания. Здесь мы тоже видим, что от человека ничего не зависит, он может утром после вчерашнего клясться, что больше никогда в рот не возьмет, а вечером ноги сами пошли, руки сами сделали. И всё. Мы опять приехали: папа опять пьяный. А он бы и рад, но ничего не может этому противопоставить. Рад бы курильщик перестать курить. Ну пойди — перестань.

Если мы посмотрим более внимательно на то, что с нами происходит по мере того, как мы врастаем в эту жизнь, то мы увидим, что вся человеческая жизнь сопровождается постепенной, последовательной, а иногда скачкообразной утратой самоконтроля, самообладания. И это может проявляться в самых разных формах. Это не функциональное расстройство, это личностное расстройство, расстройство человеческой природы, начало которому положил грех. Абсолютно нормальной человеческой личностью был Адам, первозданный человек. Это было само самообладание, потому что он беспрепятственно общался с источником самообладания, с источником всего, что он имел, в том числе и свободы, — он общался с Богом. Он абсолютно владел собой, потому что его воля была полностью, на сто процентов в воле Божьей. Поэтому Адам мог беспрепятственно развиваться как личность, он имел возможность свободно уподобляться своему Творцу, — бесконечно. Это замысел Бога о человеке. И посмотрите, что произошло. Мы читаем повествование о том, как сначала Ева вкусила запретного плода, потом дала его Адаму, он ел, а после всего этого мы видим, что Адам просто сошёл с ума. Он стал неврастеником, у него сразу же развилось то, что сейчас медики называют обсессивно-компульсивным расстройством. Этот когда-то абсолютно спокойный, умиротворённый, забывший про себя ради другого человек, любящий самозабвенно свою жену, вдруг оказался предоставлен сам себе, он как бы сам на себя посмотрел и пришёл в ужас. И начал бегать по райскому саду, прячась от Бога среди деревьев. До грехопадения он даже помыслить себе такого не мог, потому что куда ты от Бога спрячешься? Мы сейчас с вами этим занимаемся с утра до вечера, но для Адама это было в первый раз. Он-то, по сравнению с тем, что с ним было ещё недавно, выглядел просто как псих, сбежавший из дурдома. Бог спрашивал Адама: «Что ты сделал, Адам? Не ел ли ты с того самого дерева? Кто тебе сказал, что ты наг?» И тут Адам понёс такую околесицу, он потерял самообладание, он уже не знал, что несёт. Он не знал, что в этих случаях вообще нужно говорить, — это абсолютно новое состояние человеческой природы, ему незнакомое. Он в полном ужасе и в растерянности: «Вот жена, которую ты мне дал, она мне что-то дала, и я это ел». Ева тоже испугалась, она говорит: «Так вот — змей». И тогда Бог начал расставлять всё по своим местам. Дьяволу он сказал: «Отныне ты будешь ходить на чреве твоем…», «…и вражду положу между семенем твоим и между семенем жены; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Еве сказал: «Теперь будешь иметь влечение к мужу и в муках рожать детей твоих». Адаму сказал: «Теперь в поте лица будешь добывать хлеб свой насущный».

Вот это катастрофа: произошло разлучение человека с Богом, с источником самообладания, с источником всего, что человеку нужно. Человек и раньше-то был не самобытен. Человек — создание тварное, у него ничего своего нет. Мы сами ничего не создавали из того, что у нас есть: может быть, это звучит банально, особенно для православного христианина, которому это и так понятно. Каждый человек какую-то часть своей жизни живёт с полной уверенностью в том, что он абсолютно самобытен и самодостаточен, что ему для того, чтобы жить и развиваться с пользой для себя, никто не нужен. Что он всего достигнет, он сам кузнец своего счастья, у него всё получится. «Не надо учить меня жить, помогите лучше материально!» — мы все так живём. Это удивительная вещь: когда мы приходим в церковь, для нас становится очевидным то, что человек, предоставленный сам себе, без Бога, — это существо погибающее. А раньше это было для нас не только не очевидным, но мы даже не могли это воспринять и согласиться с этим. Никогда! Мы жили самонадеянно и самоуверенно, верили в себя. При всём том несовершенстве, которое мы из себя представляем после грехопадения, человек, оказывается, может жить с представлением о своей самодостаточности.

В медицине есть такое понятие, которое по-латыни звучит как «анозогнозия». Анозогнозия — это когда человек не знает того, что он болен, не видит свою болезнь. Так вот это — исходное состояние человеческой природы. Несмотря на все свои немощи, мы врастаем в эту жизнь с представлением о своей нормальности и о какой-то полноте. Нам больше ничего не надо, у нас всё есть. У меня есть какие-то отдельные недостатки, но я всё сам могу здесь решить, «у меня всё схвачено, за всё заплачено». И нам это очень нравится, нам нравится эта парадигма. А знаете почему? Потому что мы — образ Божий. Мы ближайшие родственники Бога. Несмотря на всю падшесть нашей природы, ближе к Богу, чем мы, никого нет. И мы строим из себя бога, мы думаем, что мы — это Он, даже не имея о Нём никакого понятия. Но в нас срабатывает Его образ, и мы хотим в этой жизни быть как Он: сами всё делать, сами своей жизнью распоряжаться. Мы думаем, что жизнь — это наша безраздельная собственность, и мы можем с ней делать всё, что хотим. И пока наш потенциал свободы, с которым мы родились, ещё не растрачен, мы находимся в полной иллюзии того, что мы спокойно можем жить сами.

Нас даже не смущает наша временность. Вот это мой потенциал, я с ним родился, душевный и телесный потенциал. Откуда я его взял? Дар Божий. Где этому учат, на каком предмете, в каком классе? В воскресной школе. Хорошо. А после воскресной школы ученик приходит в обычную школу и ему говорят: «Ты продукт случайной встречи двух человек: мужчины и женщины. Ты здесь случайно. Досадное недоразумение, потому что от тебя одни проблемы». И вот как-то это должно срастись у человека в мозгу — такое представление о себе. Но, при нашем исходном горделивом настроении ума, мы с этим утверждением соглашаемся быстрее, чем с тем, что мы — образ Божий. Если мы — образ Божий, значит надо уступать место Богу.

Этот телесный потенциал у меня, как сказано в Священном Писании, лет на 70-80. В наше время дожить до старости надо ещё сподобиться. То, что человек умрёт, он начинает осознавать где-то лет с пяти, — понимать, что он умрёт, и здесь, на белом свете, его больше не будет. Он уже видел, как это происходит с другими: родственниками, ближними, дальними людьми; он знает, что все люди умирают и он тоже умрёт. Казалось бы, можно было бы уже сегодня, с этого возраста начинать задумываться об этом, — о том, что при моей конечности, при том, что это моё тело просто расходуется в течение времени, просто тратится, тратится, и когда-то его закапывают в землю безжизненным, и оно там окончательно сгнивает, распадается на химические элементы. Но, нет! Мы живём так, как будто это не про нас, будто другие умирают, а мы — нет. Как будто смерти нет. Мы устраиваем свою земную жизнь так, будто мы здесь будем жить тысячи лет: собираем что-то, копим, копим, копим. Надо, чтобы было больше, лучше, качественнее, «ширше», главное — побольше всего. А как же смерть, которая это всё обнулит?

А что же душа? Тело — лишь одна часть человеческой личности, просто расходный материал. Вот оно появилось на свет, вначале растёт, и пока оно растёт, нам кажется, что это и есть развитие. Да какое это развитие? Мы просто едим и всё, мы есть хотим. Наше тело растёт, потому что мы хотим есть. Если нас лишать пищи, наше тело не дождётся старости, оно тут же и умрёт, через несколько дней. Вот и вся наша самобытность. Нет для человека ничего страшнее в жизни, чем голод: мы все боимся не просто смерти, мы боимся голодной смерти. Поэтому мы запасаемся, чтобы у нас было что поесть, попить. Мы знаем: если мы не будем питаться, наше тело умрёт. И даже это нас не заставляет задуматься о том, что мы абсолютно не самобытны, не самодостаточны. Мы абсолютно зависимы от внешних условий, от этого мира. Чтобы жить, нам нужно есть этот мир, то, что съедобно в этом мире. А потом, где-то к 25 годам, когда наше тело выросло до максимального размера, оно тут же начинает увядать. И увядать оно начинает оттого же самого, отчего росло — оттого, что оно ест. Если не будешь есть — умрёшь быстро. Если будешь есть — умрёшь медленно. Так запрограммировано человеческое тело, и тут никто ничего не может поделать.

Когда я ещё был студентом-медиком, я прочитал об этом у одного автора в монографии. Это очевидные вещи, просто переданные научным языком. В книге это всё строилось на экспериментах, было доказано, была расписана вся биохимия. Давался ответ на вопрос: почему то, что обеспечивало нам развитие, рост, крепость, возмужание, фертильность, то же самое начинает нас убивать. Даже если мы будем есть умеренно мало, не злоупотреблять ни сладким, ни жирным, всё равно получим атеросклероз магистральных сосудов. Если на вскрытии где-то обнаружат такой феномен, как полное отсутствие атеросклероза, то сразу позовут студентов-медиков секционного курса, будут показывать и смотреть на чудо: 80 лет и ни одной атеросклеротической бляшки, — это аномалия, так не может быть.

А человеческая душа? Ну она-то, наверное, со временем только расцветает? Человек умнеет, мудреет, становится всё лучше и лучше, добрее, нравственнее? Сократ когда-то говорил, что люди ведут себя плохо, потому что они не образованные. Он думал, что надо просто побольше узнать об устройстве этого мира, природы, и тогда человек станет лучше, станет добрее… Оказалось, всё наоборот: всё, что человек узнаёт, он использует себе и другим людям во вред.

Оказывается, что наш душевный потенциал, с которым мы рождаемся, может утрачиваться гораздо быстрее, чем телесный. Несмотря на то, что он, в отличие от нашего тела, рассчитан на бесконечное развитие. Потому что человеческая душа уже прописана в духовной реальности, и она ничем не ограничена здесь, кроме своего тела. И даже находясь в теле, душа имеет безграничный потенциал для своего развития. Но мы видим, что этого не происходит. Человек, предоставленный сам себе, может душевно деградировать и даже умирать душевно быстрее, чем умирает его тело. Тело ещё перспективное и могло бы жить, а душа человека настолько опустошена, что он не хочет жить и желает смерти своему телу. Одна часть человеческой личности противопоставляет себя другой и хочет её умертвить. По последней статистике, у нас около ста тысяч граждан Российской Федерации совершает «удачные» попытки самоубийства. А на каждую удачную, по статистике же, приходится от 5 до 20 неудачных ежегодно. Может, тут задуматься о том, насколько мы самобытны, самодостаточны? Самодостаточная личность так себя не ведёт. Самобытная личность должна жить сама из себя, в самобытной личности должен быть собственный источник жизни, саморазвития. Если ты самобытный, то почему ты занимаешься саморазрушением, самоистреблением? Значит, ты не только не самобытный, но ты и оторван от источника своего бытия, отключён. И поэтому ты можешь только распадаться, только ухудшаться.

Сейчас учёные любят говорить о законе всеобщей энтропии: «здесь всё и всегда ухудшается». Это действительно так. Всё предоставленное себе — разрушается. Всё, оторванное от источника жизни, начинает распадаться. Поэтому, если человек умирает, его сразу в холодильник помещают, чтобы не так быстро распадался. Всё, что лишено источника жизни, источника своего бытия, обречено на выдыхание, на ухудшение, на деградацию, на распад. Об этом Менделеев говорил в своём докладе на международном конгрессе химиков. Он рассказывал всем про своё открытие периодического закона. Он сказал, что одним из выводов, который можно сделать из этого открытия, является то, что мир, предоставленный сам себе, и человек, как часть этого мира, обречены на саморазрушение, на распад, на исчезновение. Он это доказал на своей таблице, из элементов которой состоит весь мир, включая людей. Он сказал, что для того, чтобы мир сохранился в неизменном виде, нужна посторонняя внешняя сила, неотмирного происхождения. Понятно, кто это? Это Бог. В человеке нет собственного источника жизни и саморазвития. Ему никто его не дал. Нам очень хочется, мы об этом мечтаем, хотим быть как Бог, но самобытен и самодостаточен только Он — Творец. Любая тварь, даже высший ангел, какой-нибудь архангел — это уже абсолютно несамобытная личность, источник её бытия в Боге. Источник нашего с вами бытия — в Боге, Он наш Создатель. Если мы с вами просто родились и живём, в падшем состоянии оторванности от Бога, то единственное, что мы можем делать — это только утрачивать наш душевно-телесный потенциал. Где тонко, там и рвётся. И первое, что мы утрачиваем, то, что у нас наиболее высоко и тонко, — это как раз самообладание. Это богоподобное качество — самообладание.

Давайте вдумаемся, до какой степени это высокое качество, когда человек способен не делать того, что он хочет, или наоборот заставить себя делать то, что он не хочет. Это же я хочу, в чём дело? Давай! Я хочу есть, хочу пятое-десятое… Знаете, как говорят: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». В этом моя свобода. Мы же так считаем? И наши дети так же считают, что свобода — это когда я делаю всё, что хочу. Вот наше «богоподобие»: что хочу, то и творю. Я свободный человек в свободной стране, и попробуй ограничь мои права, мои свободы. Нет, самообладание — это когда человек может своей личностью подняться над своей природой и своей личностью отказать своей природе в том, что она хочет.

Это мы утрачиваем в первую очередь, поэтому мы не можем контролировать свои мысли. Олег Газманов в своё время завоевал популярность в нашей стране песней «Эскадрон». Там были такие слова: «Мои мысли — мои скакуны. Вас пришпоривать нету нужды. Вы аллюром несётесь и не признаёте узды». Или, как пел Кипелов: «Я свободен, словно птица в небесах!» Нет. Человек, неспособный личностью подниматься над своей природой, превращается в опасное для себя и окружающих животное. Мы это видим сейчас по тому, на что становятся способны наши подростки. То, что взрослого человека из соображений целесообразности и безопасности сдерживает, подростка может не сдерживать. Подросток может совершать такие жестокие и совершенно бессмысленные, самоубийственные поступки, что просто диву даёшься.

Очень важная вещь, которую христианство несёт миру уже 2000 лет: человек, предоставленный сам себе, подобен батарейке, аккумулятору. Вот смартфон — это очень хорошая вещь, в нём много всяких приложений, которыми можно пользоваться, полезная вещь. Но если я не буду подключать её к источнику питания, к розетке 220 вольт, то она станет бесполезной, она разрядится, и я про неё забуду. Человек — точно такая же батарейка. Всё, что у нас есть, все наши телесные качества, душевные качества, и даже духовное начало, предоставленное самому себе, — всё разряжается, всё деградирует, распадается. У человека тоже есть внешний источник питания, одна общая для всех людей сеть, один источник жизни — это Бог.

Человек может жить и развивать все свои дарования, таланты, всё, что в нём заложено Богом, особенно наиболее высокие качества, духовные, нравственные, душевные дарования, только работая от общей сети. Только находясь в постоянном живом общении с источником своей жизни. Тогда человек может сохранять всё, что Богом в него вложено. И даже приумножать, совершенствовать. Мы ведь впервые это услышали от Христа в Евангелии, когда Он сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». Вы же этого хотите?! Вы же строите из себя богов?! У вас есть сейчас эта возможность — совершенствуйтесь. Но Он говорит: «Без Меня не можете делать ничего. Я есмь лоза, а вы ветви. Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся» (Ин. 15:5, 10:9). «Если вы на Мне, тогда вы развиваетесь, зреет виноград, и из него можно делать доброе вино. Если вы не на Мне, то вы засыхаете и становитесь годными только на то, чтобы сжечь вас в печи», — это потрясающее открытие, которое принесло миру христианство. Мы узнаём, что мы не просто погибаем, предоставленные сами себе, а что мы спасаемся из этого состояния. Это не фатальная обречённость, наоборот: мы в христианстве узнаём, что только тогда, когда человек обнаружит, что он, предоставленный сам себе, ни на что не способен и может только разряжаться, как батарейка, только тогда становится возможно подключение к общей сети.

Гаджет никто не спрашивает, его просто берут и подключают. А нашу волю Бог учитывает, нашу свободу. Он говорит: «Решайте сами. Я не знаю, насколько хватит вашего потенциала. Я подожду». И Он ждёт. Он говорит в Апокалипсисе: «Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).

Он стучится. Куда стучится? В свой собственный дом. Человек — это дом, который Бог построил для себя, чтобы там жить, чтобы его благоустроить, обогатить. Настоящий хозяин тащит всё в дом. Бог — настоящий хозяин, Он хочет этот дом сделать дворцом, храмом своим, осветить его своим присутствием. Но Он туда не заходит. Он стоит на улице и неустанно стучит. Стучит иногда громко. Если посмотреть на нашу жизнь, во что она превращается от нашего безбожия, пока Ему не открываем?

Мы это обсуждали с воспитанниками государственного реабилитационного центра «Урал без наркотиков», где я проводил занятия. Почему мы вообще говорим об этом в реабилитационном центре? Молодые юноши и девушки утратили жизнеспособность. Они предоставлены сами себе и уже нежизнеспособны: они наркоманы и алкоголики. Одна молодая женщина там сказала мне: «Если бы не этот забор с видеокамерами и закрытые двери на магнитных карточках, я бы сегодня ночью сбежала». Это то, что происходит с человеком, если он просто родился и живёт, и это вполне закономерно. Вернуть человеку утраченное может только Тот, Кто дал изначально. Если я по дороге что-то растерял, то я сам себе это вернуть не смогу, не смогу вернуть утраченную свободу, не смогу вернуть контроль над своими мыслями, если они стали навязчивыми. Как бы я ни старался бороться с этими мыслями своими собственными усилиями, это ни к чему хорошему не приведёт. Я просто надорвусь и отчаюсь. Если я сам буду бороться со своими эмоциями, которые я не могу контролировать, и буду внушать себе что-то противоположное, со мной произойдет то же самое: я устану и отчаюсь.

Бог возвращает человеку всё утраченное в самом лучшем виде. Именно в лучшем виде, потому что в том виде, в каком у нас самообладание было изначально, оно было очень условное, некий пробник. Так и со всеми нашими способностями: умом, волей, чувствами — всё то же самое. Мы получили это в виде некоего залога, которым мы можем пользоваться. Нравится? Тогда теперь надо платить своей судьбой. «Сыне, даждь Ми сердце твоё…». Богу человек нужен целиком, не частично. Как говорит Христос: «Если хочешь быть совершенным, приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). А если ты будешь менжеваться, торговаться, так и будешь продолжать опустошаться. С человеком должен произойти решительный перелом, переворот его сознания, который в христианстве называется покаянием. Именно к этому перевороту в сознании призвал нас Иоанн Креститель своей проповедью: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Покайтесь — это значит откажитесь от вашего дурацкого умонастроения, что вы без Бога что-то можете. Христианство начинается с первой евангельской заповеди: «Блаженны нищие духом, ибо таковых есть Царство Небесное». Нищий духом — это человек, у которого ничего своего нет. Я думал есть, а на самом деле нет. У меня и не было никогда ничего своего. Всё, что у меня есть, — Божье. Поэтому я Ему это и возвращаю, Богу — Богово. Я себя всего Ему возвращаю, говорю: «Вот, Господи, Ты меня задумал и создал, бери и делай со мной всё, что Ты хочешь, я — Твой». Вот это то, к чему мы призваны, такая перемена парадигмы жизни должна произойти в нас. Тогда мы не только сохраним самообладание, не только будем уметь владеть собой, а мы будем уметь это делать так, как никогда в жизни у нас это не получалось.

«Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: „перейди отсюда туда“, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас», — говорит Христос. Алкоголик может исцелится и стать трезвым до конца жизни. Обречённый наркоман, от которого все отказались и которого все уже считали конченым, выходит из этого состояния несоизмеримо лучше. Бог возвращает человеку самообладание, если человек об этом просит Бога. В таком виде, в каком у человека этого никогда не было. Разве мы по себе не знаем, что делает Бог, когда мы Его просим? Что делает Бог с нашими близкими, когда мы Его об этом просим? Он делает с ними то, на что мы сами никогда не были способны.

Полноценное самообладание в человеке возможно только как результат синергии, то есть содействия человека Богу, когда высшим и единственным благом для человека становится воля Божья и когда человек перестает сопротивляться ей. Вот тогда

в человека вселяется то, что мы называем «благодать Божия», которая является силой неотмирного происхождения и которой в этом мире ничего не может противостоять. Это истиное чудо.

Иногда ко мне приходит человек, страдающий неврозом, я ему что-то подробно рассказываю, а невротики очень нетерпеливы, особенно женщины… Вот она сидит и говорит: «Доктор, а может, таблетку какую-нибудь дадите, а? Что, нет никакого лекарства? Мне говорили про какой-то феварин. Может, выпишете мне?» Это происходит потому, что то, о чём мы сейчас говорим, кажется слишком возвышенным, слишком не от мира сего. Это надо быть каким-то особенным человеком или обладать какими-то сверхъестественными способностями, чтобы этого достичь. Нет, ничего не надо. Наоборот, надо сдаться и подключиться к общей сети, всё остальное сделает Бог сам. Он сделает то, на что мы не способны. Это тот случай, когда от человека старание, а от Бога результат. Он единственный это может сделать, потому что у Него у единственного есть на нас авторские права и коды доступа. Ни у кого другого нет: ни у нас самих, ни у консилиума врачей, которые нас наблюдают.

Бог это делает очень просто. Те мои пациенты, которые начинали вести полноценную церковную жизнь, как мы говорим, полнокровную, говорили, что те неврозы, которые их мучили, фобические состояния, тревога, страхи, панические атаки, навязчивые действия, прошли. Они говорят: «Не знаю, как и при каких обстоятельствах это случилось, но я точно знаю, что это произошло тогда, когда я забыл о себе». Это оказывается самое полезное для человека качество: забыть про себя любимого, перестать жить так, как будто мы в зеркало смотримся. И всё время рефлексировать: как я выгляжу, как я себя чувствую? Но непросто забыть, потерять сознание и отключиться, «напиться и забыться», а забыть про себя ради другого человека. Вот принцип жизни нормального человека: забыть про себя ради другого. Так было с Адамом и Евой, они были поглощены друг другом. Они про себя забыли от того восторга, который охватывал их. Любовь…

Как в советской песне поётся: «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт». Всё открыто для тебя, все жизненные перспективы. Ты станешь тем, кем тебя Бог задумал. А Бог для тебя задумал что-то настолько грандиозное, чего ты сам даже представить не можешь. Просто забудь про себя ради другого человека и делай то, что тебе велит твоя совесть. Трудись добросовестно там, где тебя Бог поставил, и ты станешь тем, кем ты задуман. Ты будешь счастлив, перестанешь бояться, трястись как заячий хвост, перестанешь мыслить как неврастеник, который практически никогда не живёт текущим моментом, потому что он не владеет своими мыслями. Кто-то его мысли захватывает, уносит их в будущее и заставляет его жить с вопросом: «А что будет, если…» Он считает себя умным человеком и говорит себе: «Дай-ка я подумаю, что там будет». Поначалу, первые 30 секунд, ему будет мерещиться какой-то благополучный сценарий, а потом как начнётся: болезни, старость, одиночество, никому не нужен, голодная смерть — самое страшное, что может быть. И так будет постоянно, с чего бы ты ни начал, заканчивается всё этим. И человек боится будущего, он начинает верить в этот дьявольский сценарий, который ему навязывают бесы, он считает, что это правда.

А будущего нет, его просто нет. О нём можно не думать. При нашем-то желании всё прогнозировать, предвидеть, предсказывать, ходить по бабкам-гадалкам, экстрасенсам, слушать пророчества какой-нибудь Ванги… А будущего нет… Кроме Бога, его никто не знает. Его дьявол не знает, он нам говорит: «А давай предположим, что там может быть?» И человек может отчаяться и не захотеть жить. Или его мысли заставляют уноситься его в прошлое и искать там, в прошлом, причины того, что с ним происходит сейчас. Как на Западе, приходит человек к психоаналитику, а тот говорит: «Давайте вспомним ваше детство, не было ли там сексуального насилия? Ах, было? Ну, вот!» И человек думает, что если он это осознал, вспомнил, то сейчас ему полегчает. Может быть, на Западе это работает, но у нас этот номер не проходит. У нас женщина, если что-то там увидела, соединила причинно-следственную связь с настоящим, говорит себе: «Дура я такая, зачем я это сделала так? Надо же было вот так, а сейчас уже всё сделано и ничего не исправишь». И опять отчаяние.

А жизнь — вот она, идёт сейчас здесь. А меня тут нет. И время идёт, а меня здесь нет, я не живу, я телом здесь, а душой, которая предназначена для вечности, не живу. Душа растрачивается на виртуальную реальность, которой нет. Нет ни будущего, ни прошлого, а я весь там. И я изнашиваюсь и выдыхаюсь на это, на то, чего нет. Я здесь выгляжу крайне нелепо, меня «накрывает» при одной только мысли о будущем. Очень не любят это слово — одержимость. Однако, если человек утрачивает собственную волю, которая у него была в качестве задатка, то ему сразу, без паузы, навязывается воля бесов и человек становится бесоодержим.

Любой невротик, любой человек, страдающий какой бы то ни было зависимостью, — это человек бесоодержимый, он сам себе не принадлежит. Не зря же учёные-медики придумали название: невроз навязчивых состояний. Навязчивых — значит, кто-то навязал. Я же не могу сам себе навязать какое-то состояние. Или по-латыни: обсессивно-компульсивное расстройство. По-русски «обсессио» — это одержимость, а «компульсио» — это неуправляемые, неконтролируемые действия. Ну так давайте назовём вещи своими именами: бесоодержимость, и многое станет понятно. Тогда мы сможем это объяснить человеку и научить его каким-то приёмам духовной саморегуляции, потому что повреждение на духовном уровне, и бесы — это существа духовные.

Если мы будем с бесами бороться психологически, то есть своими собственными способностями, то нас ничего хорошего не ждёт. Они над нами будут смеяться. А вот если мы будем подниматься на тот уровень, на котором произошло повреждение, и пытаться исцелить свою душу на духовном уровне, вот тогда у нас что-то получится. Как Эйнштейн в своё время говорил: «Невозможно решить проблему, оставаясь на уровне её возникновения». Если у тебя проблемы душевные, с эмоциями проблемы, ты не можешь своими мыслями владеть, то куда ты побежал?

Есть такое понятие, как бродяжнический инстинкт: человек не может сидеть на одном месте, ему всё время надо куда-то ехать. Его кто-то всё время гонит. У меня в центре был хороший такой мужик из Краснодарского края. Но не сидится ему, и всё! Он три раза уходил, три раза возвращался. Потом в конце концов ушёл без денег, документы мы не могли не отдать. И на попутках добрался до Краснодарского края. Правда, родственники говорят, что сейчас он раскаялся и собирается обратно, потому что там тоже не сидится. Это надо признать и не беспокоиться об этом. Для падшего, грешного человека это естественно: мы все в большей или меньшей степени бесоодержимы. Гадаринский бесноватый — это пример самой крайней степени одержимости. Когда мы читаем эти строки, нам кажется: «Ничего себе! Бывает же такое с людьми!» Так это мы все. Все такие. Историю делают вот такие люди. Сейчас показывают по телевизору какого-нибудь депутата Государственной Думы на ток-шоу, думаешь: «Боже, его бы как-то в отделение острых психозов поместить!»

Мы знаем про бесов, мы знаем их повадки, мы с ними не связываемся — это бесполезно. Бесы сильнее, они старше. Если верить Библии, то им по семь с половиной тысяч лет. Поэтому лучше не связываться, мы не способны на то, на что способны они: на такое коварство и на такую жестокость по отношению к человеку. Мы не можем этому ничего противопоставить, потому что мы — люди, образ Божий. У нас совсем другое призвание. Хорошо было бы, если бы мы своё призвание знали. А они своё призванье знают очень хорошо, и они ему следует круглосуточно. Но мы знаем про них, мы с ними не связываемся, мы стараемся даже про них не думать и не поминать их всуе лишний раз, чтобы не призывать.

Гадаринского бесноватого подвели ко Христу, человека, который бегал и только орал, мычал что-то нечленораздельное, пугал людей, рвал цепи, которыми его пытались связать, и всё время был голый, потому что никакая одежда на нём не удерживалась. У него не было чувства стыда — бесноватый. И как только его подвели ко Христу, он сразу заговорил внятно и его все услышали: «что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!» Христос это услышал и спросил: «Как имя тебе?» Все думали, что он человека спрашивает. Нет, Христос лучше всех знал, что этот бесноватый себе не принадлежит, что сейчас его устами с Христом разговаривает легион бесов. «Имя мне Легион». Легион — это римское подразделение, насчитывавшее от трёх до десяти тысяч человек. Там были и пехота, и конница, повозки всякие.

И вот этот легион бесов просит разрешения у Христа, ещё питая надежду на то, что он их не выгонит, уж больно человек хороший им попался, чтобы погубить. Просят, если выгонит, перейти в стадо свиней. И Христос разрешает. Бог разрешает, Он здесь хозяин, и они послушно переходят. И вот тогда мы увидели всю их злобу, которую они питали к этому человеку, но не смогли её реализовать. Они все были в нём, и он был жив, несмотря на то, что он был такой страшный для всех, но он был жив, Бог сохранял ему жизнь. Не могут бесы делать с человеком больше того, что им позволено. Вошедшим в свиней бесам было разрешено сделать то, что они хотели сделать с этим бесноватым, и 2000 голов свиней совершили массовое самоубийство, сразу бросились с крутизны в море и там все утонули. Люди пришли в ужас, когда соизмерили, что вот это всё было когда-то в человеке. «Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним»…

Утрата самообладания — это всегда одержимость. Мы же видим, что люди, утратившие свою собственную волю, не становятся безвольными. Когда человек находится в субдепрессивном состоянии — это тоже одержимость, только другим бесом. Мы видим, что человек бывает очень активен, как мы говорим, «дьявольски работоспособен». Не хочется переходить на личности, но когда-то у одного известного эстрадного артиста был тур по стране, когда он давал по три концерта в день, круглый год он летал из города в город. Я поражался, как это у него получалось, откуда такая энергия, столько сил? У одержимости бывают всякие проявления.

А вы знаете, что говорят святые отцы? Неверие в Христа — это тоже одержимость. Человек может верить во что угодно, легко. В Аллаха, в Будду, в Шиву, Вишну, Кришну, но как только речь заходит о Христе, сразу как-то сложно. «Ну, почему сразу Христос, много всяких богов бывает…» Религий много, и все они, в общем-то, про одного бога, бог-то един, правда же? И Христос тоже, но Он ведь не один. Поэтому надо толерантнее быть, современней надо быть. Это сплошь и рядом. Я нередко наблюдаю, когда общаешься с человеком, он вполне такой себе умный, одарённый, хороший человек, добрый, с которым приятно общаться на любые темы, пожалуйста. Но заговори с ним про Христа, про Церковь, что-нибудь из Евангелия вспомни, и его сразу как будто подменили. Он только что смотрел на тебя открытым взглядом, смотрел тебе в глаза и тут же, бах, смотрит мимо тебя. Продолжает мне кивать, но уже смотрит мимо меня. Откуда это? Я вижу и чувствую, что то, что я говорю, ему неприятно, он тяготится этим и ждёт из вежливости, когда я заткнусь.

Христос говорит: «Всё предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Не всем, понимаете, вот что интересно. Но было бы желание, Христос ждёт от нас свободного волеизъявления. Если мы хотим быть по-настоящему свободными, то есть иметь приличное самообладание, то мы должны увидеть, что без Бога этого нам не видать как собственных ушей, и начать Его просить. Вот тогда мы становимся по-настоящему толерантными, то есть терпеливыми, мы можем терпеть другого человека, принимать его таким, какой он есть, мы можем становиться полноценными мужьями, женами, родителями, детьми, которые будут терпеть своих стареющих и потихонечку становящихся невыносимыми родителей. И при этом не терять спокойствия духа, не терять радость жизни, сохранять уважение, почтение, любовь. Вот это — самообладание.

Любовь, которая есть совокупность совершенства, как говорит апостол Павел, это и есть проявление самообладания человека. Когда человек принимает другого человека таким, какой он есть, со всеми его проблемами. Вот именно поэтому и принимает, и любит, что он, несчастный, страдает. Мы перестаём быть неврастениками, такими нетерпеливыми: «Фу, не хочу, я его терпеть не могу, уходи!» Нет, могу и буду терпеть, он мне таким и дорог. Как в той песне: «Каким ты был, таким ты и остался, но ты и дорог мне такой». Это по-христиански.

Мы говорим об этом в рамках цикла занятий под общим названием «Школа православной семьи». Семья — это то, что открывает нам отсутствие у нас самообладания, и то, что является школой обретения. Это то, что нас смиряет, приводит к Богу и заставляет искать отсутствующее у нас самообладание в Церкви, в общении с Богом. Бог щедро раздаёт человеку, готовому принять, не торгующемуся с Богом, а готовому отдаться Ему, чтобы Он сделал с человеком то, что хочет. И тогда человек станет по-настоящему свободным, сильным, мужественным, терпеливым, выносливым и любвеобильным.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психотерапия по-русски предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я