Матрица эффективного окружения

Вячеслав Владимирович Богданов

В этой книге представлен стратегический подход к формированию эффективного и ресурсного окружения поддерживающего и развивающего человека. Матрица эффективного окружения – это принципиальный план того, как осознанно формировать своё окружение в долгосрочной перспективе на таком значимом отрезке как человеческая жизнь.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Матрица эффективного окружения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Структура Матрицы эффективного окружения

Матрица эффективного окружения — это равносторонняя матрица три на три, имеющая 9 ячеек-модулей, расположенная в плоской декартовой системе координат, как показано на рисунке 1.

Рис. 1. Матрица эффективного окружения

По вертикальной оси в Матрице отображается уровень человека в социальной иерархии. Есть люди, которые выше нас в социальной иерархии, равные нам и те, кто в социальной иерархии ниже, чем мы. По горизонтальной оси отображается социальная дистанция между нами и человеком. Есть те, кто рядом с нами непосредственно, есть те, кто не рядом, но в достаточно близком доступе, а есть те, кто далеко. Мы сами на этой матрице обозначены кругом с подписью «Вы» в середине вертикальной оси — оси иерархии. То есть, мы сами в эту матрицу не входим. Но мы обязательно входим в матрицы других людей. И, как мы поймём далее, желательно в них входить.

Таким образом, в Матрице предусмотрено, что по оси иерархии есть люди, находящиеся с нами на одном уровне. И для этого отведено три модуля Матрицы — модули 4, 5 и 6, расположенные горизонтально на уровне точки, обозначающей нас посредине вериткальной шаклы. Есть люди, стоящие в социальной иерархии выше, чем мы — верхняя линия ячеек — модули 1, 2 и 3. И есть люди, стоящие в иерархии ниже, чем мы — нижняя линия — модули 7, 8 и 9.

По оси дистанции также есть три уровня. Мы сами — это и есть мы, поэтому отображены в Матрице точкой на оси иерархии рядом с модулем 4, поскольку мы сами ближе всего к себе. Но есть три уровня людей по близости к нам или отдалённости от нас. Ближе всего первая колонка из трёх модулей, расположенная слева — модули 1, 4 и 7. Эта первая колонка непосредственно контактирует с точкой — ближний круг общения. Это те люди, которые имеют прямой и регулярный контакт с нами. Они рядом с нами, знают нас лично, мы знаем их лично, и наше общение достаточно тесное.

На среднем уровне дистанции — второй вертикальной колонке из трёх модулей 2, 5 и 8, общение с людьми происходит время от времени. Мы можем поверхностно знать таких людей, а они могут при этом так же поверхностно знать нас. Эти люди близко к нам, но они не рядом с нами.

И третья колонка, расположенная справа, это колонка дальней дистанции, включающая модули 3, 6 и 9. На этом расстоянии от нас те люди, с которыми мы никогда не встречались в живую и, возможно, никогда не встретимся. Возможно, эти люди не будут знать, как мы выглядим, или даже наше имя. Главное в этом, что это далёкая дистанция лично от нас.

Таким образом, у нас получилась матрица, в которой девять модулей, отличающихся по двум характеристикам — уровню социальной иерархии и социальной дистанции по отношению к нам.

Сама матрица порой заполняется годами, и не всегда все ячейки можно заполнить сразу. Иногда после изучения Матрицы мои ученики могут заполнить только три или четыре модуля. Но это тоже очень хорошо! После заполнения одних ячеек и анализа пустых становится понятно, над какими направлениями нужно поработать и что в себе можно развить для заполнения всех модулей Матрицы.

Кто-то из вас сможет заполнить именами сразу шесть-семь модулей. Кто-то все девять модулей Матрицы. Чем больше модулей вы заполните фамилиями и именами конкретных людей, тем более успешная, счастливая и обеспеченная у вас жизнь, и тем более реализованным человеком вы можете являться. В любом случае, вне зависимости от того, сколько ячеек у нас заполнено на данный момент, Матрица эффективного окружения позволяет нам понять, в какую сторону двигаться и что необходимо стратегически делать. На какую часть окружения обратить больше внимания, какие действия предпринимать, что включить в личный план детальности, перечень целей и задач ближайшего года.

Теперь начнём заполнять и характеризовать каждый модуль Матрицы эффективного окружения. И начнём с уровня иерархии, находящегося выше, чем мы.

Модуль 1. Наставник

«Человек вырастает по мере того, как растут его цели».

Фридрих Шиллер

В этом модуле находится человек значительно выше нас в иерархии, который является носителем знаний, опыта и качества жизни, превосходящих наши. Наставник имеет непосредственный контакт с нами, он рядом.

Наставник — это не просто учитель. Это Гуру — Учитель по жизни. Учитель с большой буквы. Это человек, который значительно превосходит нас по какому-то критерию: возрасту, опыту, знаниям, уровню компетенций, связям, мышлению, доходу, капиталу, масштабу личности, образу и уровню жизни. Или, что чаще бывает, превосходит нас по совокупности критериев.

Есть такая поговорка, что точка зрения зависит от кочки зрения. Так вот, у нашего Наставника его кочка зрения — это гора по сравнению с небольшим холмиком, на которой стоим мы. И он со своей высоты видит горизонт гораздо шире и гораздо дальше, чем мы. Мы порой можем даже не понимать, почему он действует именно таким образом, почему даёт те или иные советы, даёт именно такую обратную связь по нашим действиям. Возможно, некоторые его советы и рекомендации станут нам понятны только через насколько месяцев или даже лет.

Наставник — это Мастер, знания, навыки и опыт которого позволяет видеть весь наш путь и прогнозировать, куда мы идём. Он там уже ходил и там уже бывал. Его рекомендации помогут нам сэкономить годы жизни и большое количество денег. Для нас такой Наставник может быть сталкером — проводником в той сфере, в которой мы продвигаемся, служим, работаем. За пять лет под его курацией мы можем продвинуться настолько, что для такого же продвижения без наставника вам потребуется 10—15 лет. А может быть, без Наставника такого уровня мы можем и вовсе не достигнуть такой глубины и такой высоты.

Взаимоотношения с Наставником особо хорошо иллюстрируется на информационноёмких и высокотехнологичных областях, таких как наука, юриспруденция, медицина, педагогика. Этот принцип работает и в искусствах, военном деле, бизнесе, политике, рекламе, торговле, и многих других сферах.

Для примера рассмотрим близкую мне медицину. Врач может годами изучать какую-либо сферу медицины, например, сосудистую хирургию. Он будет практиковать, оперировать, консультировать, участвовать в конгрессах, читать научные и практические журналы и через каких-то 15—20 лет станет блестящим специалистом в сосудистой хирургии. А может пойти другим путём — найти одного из лучших сосудистых хирургов в мире. Найдёт его, упадёт в ноги и напросится быть его учеником. Причём, сначала, скорее всего, ему придётся делать самую чёрную и низкоквалифицированную работу на уровне «принеси-подай» и «кушать подано-с»: писать бесконечные истории болезни, ездить посыльным и привозить документы, набирать и перепечатывать научные статьи, делать самые банальные хирургические вмешательства, вести рутинных пациентов.

Этот будущий Наставник захочет таким образом отмахнуться или избавиться от навязчивого ученика. При должном усердии и настойчивости со стороны ученика будущий Наставник станет поручать ему какие-то профессиональные дела, чтобы облегчить себе жизнь и получить больше комфорта. И только если он увидит, что ученик действительно хорошо справляется, и жизнь Мастера благодаря помощи начинающего специалиста становится проще, то для того, чтобы сделать свою жизнь ещё легче и комфортнее, Наставник начинает обучать ученика тому, как свою работу делать быстрее, точнее и эффективнее. Наставник становится настоящим Наставником.

Наставник начинает чаще брать своего подмастерья с собой на конгрессы и представлять как молодого, но перспективного специалиста, способного врача. Вводит в те круги, в которые самостоятельно молодому врачу очень трудно попасть, особенно, на позициях «младшего, но своего».

Вначале Наставник учил ученика для того, чтобы он мог облегчить жизнь Наставника, но теперь, видя подтверждённое делами желание осваивать мастерство, Наставник обучает, чтобы передать все тонкости своего дела по-настоящему заинтересованному, мотивированному и старающемуся человеку. Человеку, который может понять и принять всю глубину и мастерство — своему Наследнику. Наставник передаёт своему Наследнику не только знания, но и структурированный опыт применения этих знаний, паттерны мышления, способы реагирования, закономерности поведения. При этом, раз человек достиг значимых высот в своём деле, то эти стратегии мышления и поведения, как правило, довольно сложны и разнообразны. Иначе он не достиг бы такого высокого уровня в социальной и профессиональной среде.

Кроме того, Наставник часто работает с «тараканами в голове» у своего Наследника, расколодовывая его от «заморочек», навешанных социумом, ограничивающих установок, мнений нормального большинства. Под словом «нормального» я имею в виду прямой смысл слова «норма» — как среднее значение, встречающееся у большинства людей. Большинство нормально, поэтому и не выдающееся. Выдающиеся личности как раз не норма, а скорее, исключение из нормы, отличные от нормы.

Очень редко, но в роли наставника иногда могут выступать родители, либо дедушка, бабушка, или дядя, или тётя. Для этого они должны обладать действительно значимыми для нас достижениями, чтобы мы могли по-настоящему уважать их авторитет и признавать их уровень и мастерство. Такое случается, крайне редко, но случается.

Основной характеристикой наличия у вас Наставника является то, что Наставник специально и сознательно выделяет своё время на то, чтобы возиться с вами. Он объясняет вам что-то, анализирует ваш прогресс или отсутствие прогресса, даёт обратную связь, вводит в определённые круги. Этот процесс можно назвать подходящим словом — пестовать — не просто обучать, а воспитывать, поддерживать, направлять. При этом общение идёт и на профессиональном, и на личном уровне. И у вас в телефоне есть личный телефонный номер вашего Наставника, и в его телефоне есть ваш личный телефонный номер. И он отвечает на ваши звонки.

Человеку очень везёт, если за свою жизнь он встречает хотя бы одного Наставника. Редко, но бывает, что человек последовательно встречает двух, а ещё реже трёх Наставников. Иногда бывает так, что за всю жизнь у человека может не быть ни одного Наставника. Есть Учителя, но настоящего Наставника нет.

Наставник появляется только тогда, когда готов Наследник. То есть, будет у вас Наставник или нет, зависит от того, готовы ли вы к этому. Готовы ли принимать мастерство в той или иной области? Определились ли в своём жизненном пути? Имеете ли вы масштабные цели?

Если вы хотите такого Наставника в сфере финансов и накопления богатства, то найдите человека, доход и сбережения которого хотя бы в десять раз больше вашего, и убедите его быть вашим Наставником, хотя бы на год. Тогда вы на себе испытаете силу влияния Наставника и поймёте важность этой ячейки Матрицы эффективного окружения. Если хотите стать юристом и вести свою успешную юридическую практику, то найдите лучшего юриста в той или иной юридической сфере. Если вам интересен прогресс в каком-либо направлении, то найдите лучшего специалиста в этой сфере из доступных вам. Идеальный вариант — лучшего в мире, лучшего в стране, но хотя бы лучшего в своём городе.

Когда подмастерье уже готов становиться Мастером, он может покинуть своего Наставника. Но даже если вы пошли в свою личную практику, взялись за своё личное дело, образ Наставника никуда не исчезает. После того, как вы ушли от своего Наставника в «свободное плавание», вы можете представлять его образ и думать о том, как бы он поступил в той или иной ситуации, как бы он решил тот или иной вопрос, как бы он отреагировал на слова или поведение другого человека. Наставник продолжает являться значимой, авторитетной метафорой для вас, даже когда вы идёте своим путём. Вы остаётесь в незримой связи с ним, с его делом, со сферой, в которой он был для вас проводником.

Прежде чем читать дальше, ответьте на вопрос: «Есть ли у вас Наставник?» Если есть, то вам уже очень повезло, и одна из самых сложных для реализации частей Матрицы эффективного окружения уже заполнена. Если ответ «да», то впишите его имя и фамилию в Модуль 1 и подпишите, в какой сфере он Наставник. Если ответ «нет», то уже сейчас озадачитесь его поиском. А для этого сначала стоить определиться с тем, чем вы хотите заниматься на самом деле и в чем хотите стать экспертом, специалистом, лидером, мастером.

Чтобы определиться с тем, чем вы хотите заниматься, существует много разных способов сделать это. Можно продолжить то, чем вы и так занимаетесь, но делать это в совершенно другом масштабе. Можно к своему хобби добавить зарабатывание денег. Или из сферы, в которой вы получаете свой доход, постепенно делать сферу своей реализации, своего мастерства, добавляя в неё новые элементы и раскрывая для себя новые грани этой деятельности. Можно, в конце концов, сменить сферу деятельности и наконец-то заняться тем, к чему душа лежит уже давно. Поскольку я считаю, что существуют психологические типы людей, то определиться с направлением развития и сферой может помочь знание своего эниостиля и изучение типа своей личности. Эниостиль выделяет шестнадцать основных психологических типов. У каждого типа есть свои стратегии жизни и развития и свои способы это делать. Подробнее об этом написано в моих книгах, посвящённых Эниостилю, и знакомиться с типами людей я рекомендую с книги «Качество жизни. Типология на каждый день» и «Коды доступа к людям». А для тех, кто решит серьёзно освоить эту тему, я предлагаю пройти обучение по эниостилю, начиная с базового курса.

Поэтому, чтобы заполнить эту ячейку Матрицы и вписать в неё хотя бы одно имя, необходимо сначала определиться с направлением развития. Сферой деятельности. Или осознать тот факт, что вы уже давно определились и находитесь в той или иной сфере, но не рассматривали эту сферу как место приложения своей энергии для развития. А затем создать видение желаемого и мотивирующего вас будущего. После этого искать того, кто может быть тем самым проводником вас самих в ваше будущее.

Модуль 2. Учителя

«Твой учитель не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты».

Ричард Бах

«Человек всегда учится лишь у тех, кого любит. Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя».

Иоганн Вольфганг Гёте

На средней дистанции от нас, но выше нас в иерархии находятся Учителя. У обычного человека их несколько, и этот модуль заполняется гораздо проще первого. Это те люди, которые обладают опытом, знаниями и навыками, большими, чем у нас, причём мы знакомы с ними лично и контактируем или контактировали с ними вживую. Но этот контакт не такой тесный, как контакт с Наставником. Учителя не выделяют своего личного времени для общения с нами, но мы можем общаться с ними в их рабочее время, на общих мероприятиях, семинарах, тренингах, во время совместной работы. Близкая дистанция позволяет нам разговаривать со своими Учителями, задавать вопросы, слушать ответы и комментарии, наблюдать за их поведением, реакциями.

Учителя — это те, у кого мы учимся или учились каким-то отдельным навыкам, дисциплинам, умениями, пониманию. Эти люди значительно повлияли на нас, на наш характер, наши поступки, наш образ жизни, наши установки, на наше представление о мире и о жизни. В эту категорию могут попасть и нередко попадают отдельные школьные учителя, тренеры спортивных секций, учителя музыкальных и танцевальных школ, родители и иные старшие родственники, старшие коллеги, руководители, некоторые университетские преподаватели, значимые знакомые, коучи, лекторы и ведущие особо повлиявших на нас семинаров, у которых мы посетили мощное занятие или целый курс, цикл семинаров.

В эту же группу попадают особо значимые для нас люди, но которые по иерархии находятся выше нас. Или находились выше нас в тот период времени, когда мы учились у них чему-либо. Эти люди также являются авторитетными метафорами для нас в тех или иных направлениях и сферах жизни. О них мы вспоминаем и, возможно, рассказываем друзьям и знакомым.

Ключевые признаки наличия Учителя: Учитель иерархически выше вас, он мастер в своем деле, вы с ним контактировали или контактируете вживую, но для совместного общения у вас в основном формальное или официальное время.

Наши Учителя нам нужны больше, чем это кажется на первый взгляд. Признание их вклада в нас является внутренним разрешением на использование их знаний, методов, подходов, их опыта на глубоком неосознаваемом психологическом уровне. Прохождение ритуалов аттестации, сдачи экзаменов, получение сертификатов и дипломов или даже просто поздравлений с окончанием курса или семинара — это определённая инициация, переход в более ресурсное и продуктивное внутреннее состояние. Это профилактика так называемого «синдрома самозванца», на преодоление которого у человека уходит энергия, которая могла бы пойти на деятельность, комфортную коммуникацию или просто свою жизнь. Даже сам факт того, что можно обратиться к своим учителям за советом, без самого обращения уже мощная ресурсная поддержка.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Матрица эффективного окружения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я