Качество жизни. Типология на каждый день

Вячеслав Владимирович Богданов

Эта книга для тех, кто хочет взглянуть на себя и на других новым взглядом и ответить на важнейшие вопросы для каждого: В какой сфере максимально реализуется данный мне творческий потенциал? Куда направить своего ребёнка, чтобы он был счастлив и успешен? Кого брать в партнеры и в команду? Что ожидать от своего супруга? Как улучшить отношения с окружающими? В книге дана конкретная схема определения типа человека. Это учебник по эниостилю и для начинающих, и для опытных практиков.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Качество жизни. Типология на каждый день предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ТИПОЛОГИЮ

Некоторым кажется, что если у другого человека две руки, две ноги и есть голова на плечах, и анатомически и физиологически мы похожи, то и мыслим примерно одинаково. Пройдя серьёзное обучение и имея реальный опыт управления, преподавания и психологического консультирования, я утверждаю, что это не так.

Я считаю, что существует всего 33 типа людей, и люди в рамках одного типа чрезвычайно похожи друг на друга телосложением, мыслями, поведением, манерой одеваться и стилем жизни. И даже похожи своими успехами и неудачами. Когда я осознал это в первый раз, то был очень удивлен. Сначала меня это пугало, сейчас — развлекает. Определять типы не просто легко, а очень легко! Важно понимать, на что обращать внимание, определяя тип, и иметь достаточно практики. А научиться этому может любой человек вне зависимости от типа.

Если Вы не понимаете своих родителей, супругов или братьев и сестер, это не значит, что Вы плохой сын/дочь, супруг, брат/сестра. То же самое и в общении с коллегами, партнёрами и руководителями. Непонимание — это нормально, когда типы конфликтные. Дело в том, что Вы с ним используете разные системы оценки, способы действий и коммуникации. Из самых добрых побуждений и любви люди делают друг другу неприятно. Это похоже на то, как вегетарианец и мясоед сидят за одним столом и искренне хотят накормить друг друга самым вкусным, что у них есть! Но есть типы и дополняющие друг друга, усиливающие и заряжающие энергией. О подходах к типологии и пойдёт речь в этой главе.

1.1. Эниостиль

Само слово «эниостиль» поначалу немного смущает некоторых людей. Это название непонятно и навеивает что-то эзотерическое. Но при ближайшем рассмотрении ничего эзотерического в этом названии нет. Оно было придумано в советское время, когда были широко распространены аббревиатуры и сложносокращённые слова, составленные из первых букв или частей нескольких слов. Вуз — это высшее учебное заведение, Даздраперма — имя, которое произошло от «Да здравствует первое мая!», а замкомпоморде — это заместитель командира по морским делам. Так вот, «эниостиль» — это сложносокращённое слово, в котором:

«ЭН» — это две первые буквы слова «Энергия»,

«И» — первая буква слова «Информация»,

«О» — означает «Обмен»,

а «СТИЛЬ» — это способ жизни и деятельности, манера, характерный вид, образ мыслей и т. д. То есть стиль — это что-то, что свойственно, но при этом может изменяться.

ЭНИОСТИЛЬ — это стиль обмена энергией и информацией людей между собой и со всем окружающим миром. Или, как ещё говорят, стиль энергоинформационного метаболизма. Эниостиль описывает способы обмена человека энергией и информацией с самим собой, другими людьми, обществом, природой, свободой и деньгами и даёт понимание того, как отличать людей с разными стилями друг от друга.

Эниостиль стоит на плечах гигантов — выдающихся психологов и мыслителей. В его основе лежат исследования десятков психологов, социологов, психиатров, психотерапевтов и учения восточных философий. Но в отличие от других типологий создатели эниостиля Тамара Григорьевна и Анатолий Леонидович Панченко выделили объективные критерии, позволяющие точно определять типы не только людей, но и типы организаций, городов и стран. И это позволяет описывать отношения не только между людьми, но и между человеком и организацией, человеком и городом, человеком и страной, странами между собой. Что гораздо глубже, увлекательнее и практичнее, чем просто типы людей.

Эниостиль — это огромная и ёмкая описательная метафора, которая позволяет очень просто увидеть и понять сложные процессы и явления. Она позволяет упростить и обобщить мир без потери смысла и без искажений. Ведь чем точнее карта местности, тем легче путнику прийти в пункт назначения. Если карта местности недостоверна, то дойти в нужное место не только сложно — можно просто не дойти до цели пути. Эниостиль — это, на мой взгляд, самая точная карта человека и его отношений с самим собой, другими людьми, обществом и природой. Эниостиль позволяет видеть и понимать тенденции. Ведь тех, кто знает только факты, легко запутать, если исказить трактовку фактов. Но тех, кто знает тенденции и базовые закономерности, запутать невозможно!

1.2. Немного о типологиях

Человечество во все времена пыталось понять, почему люди ведут себя так, а не иначе. Это нужно было для понимания себя, управления собой и другими людьми и для более эффективной продажи товаров и услуг. Для упрощения и систематизации представлений о мышлении и поведении людей исследователи искали общие закономерности и объединяли схожих людей в группы — типы, создавали типологии. Я опишу самые известные из существующих типологий.

Гиппократ — создатель одной из древнейших типологий. Она построена на соотношении жидкостей в организме человека и выделяет четыре типа:

— Холерики — те, у кого преобладает желчь. Активные, резковатые, переменчивые, темпераментные, неудержимые.

— Сангвиники — люди у которых преобладает кровь. Устойчивые, живые, энергичные, уравновешенные.

— Флегматики — люди с преобладанием слизи. Вязкие, инертные, сильные, неспешные.

— Меланхолики — люди, в организме которых преобладает чёрная желчь. Медленные, ранимые, чуткие.

Далее, после Гиппократа, вплоть до XIX века нет данных о том, что вопрос сходств и различий людей и типологий рассматривался. И до И. П. Павлова и К. Г. Юнга не было информации о иных типологиях.

Иван Петрович Павлов, известный нам по учению о рефлексах, анализаторах и экспериментам с собаками, описал типологию на основе того, каков тип нервной деятельности у человека. Он выделял три типа: мыслительный, художественный и промежуточный. А также определил сильные и слабые типы нервной деятельности, подвижные и инертные, уравновешенные и неуравновешенные, на основании чего описал четыре вида темперамента, как и Гиппократ.

После Павлова один из учеников Сигизмунда Фрейда Карл Густав Юнг предложил разделять людей по способу мышления на логиков и этиков, а по способу восприятия информации на сенсориков и интуитов. Таким образом, мы получаем тоже четыре типа как комбинацию из этих характеристик.

Аушра Аугустинавичюте выделяла для характеристики типов людей три шкалы: логика / этика, сенсорика / интуиция и интроверсия / экстраверсия. Она описала шестнадцать типов людей и показала, как они группируются в четыре квадры по четыре типа. Так типология стала ещё детальнее. Стали понятны межтипные взаимодействия. И с добавлением подхода к общению между людьми как к энергоинформационному метаболизму, описанному Антоном Кемпинским, А. Аугустинавичюте создала соционику — стройную и систематизированную типологию. Название типов в ней — это имена шестнадцати ярких представителей своего типа.

Типология Майерс-Бриггс была разработана так же, как и соционика, на модели К. Юнга. И так же, как и соционика, она выделяет шестнадцать психологических типов, но по четырём шкалам: рациональность / эмоциональность, интроверсия / экстраверсия, сенсорика / интуиция и суждение / восприятие. В настоящее время это самая ходовая типология для подбора персонала в англо-саксонских странах. Типирование в ней происходит на основе тестирования в психологическом опроснике.

Тамара Григорьевна и Анатолий Леонидович Панченко создали типологию эниостиль, в которой выделили шестнадцать базовых типов эниостиля людей, разработали и ввели объективные критерии определения типа. К шкалам логика / этика, сенсорика / интуиция и интроверсия / экстраверсия они добавили понятие горизонтальности и вертикальности. Типы в этой типологии называются по сторонам света и типировать стало возможным не только людей, но и системы и явления. Кроме того, эниостиль позволяет в дополнение к шестнадцати базовым типам добавить ещё шестнадцать «изменённых» типов людей — так называемых монотипов — позволяя, таким образом, описывать тридцать два типа людей или тридцать два эниостиля.

В этой книге я опишу основы эниостиля, базируемого на четырёх основных аспектах окружающего мира и их восприятии человеком. На этой четырёхфакторной модели строится определение типа, и становится возможным описать восемь типов эниостиля. Во второй книге на основе восьмифакторной модели типа описываются сначала шестнадцать, а затем тридцать два типа эниостиля. Но, как в школе сначала изучается арифметика, где учимся складывать и вычитать, умножать и делить, затем изучаются проценты, степени и отрицательные числа, и только после этого — тригонометрия и логарифмы. Так и мы пойдём от основ эниостиля, через критерии типа к рассмотрению отдельных типов и их особенностей.

1.3. Метафора как способ познания мира

Когда мы говорим про мир как про целостность, то он предстает перед людьми во всём своём многообразии. А люди, в зависимости от типа информационного и энергетического взаимодействия, воспринимают только часть этого мира. Во всей своей полноте и глубине каждый человек воспринимает только четверть объективной реальности, а остальное воспринимается в усечённом и упрощённом виде. Часть восприятия реальности людьми вообще упускается. При этом разум человека дорисовывает в сознании внутреннюю непротиворечивую модель нашего мира. В этой непротиворечивой картине за основу берётся информация, воспринимаемая каждым из нас на экспертном уровне, а всё, что воспринимается в общих чертах, подвергается трансформации в виде обобщения, опущения и искажения.

В эти же процессы включается фактор ведущих модальностей типов — того канала информации, которому человек доверяет в большей степени. Обычно выделяют четыре основных модальности: визуальная (картинки и схемы), аудиальная (звуки и тексты), кинестетическая (ощущения) и дигитальная (внутренний диалог). У каждой группы типов людей преобладает какая-то одна или две модальности.

Собственно говоря, текст книги — это понятная и удобная система передачи информации для типов людей с аудиальным каналом восприятия информации. Одна из интересных задач, которая стоит передо мной как перед автором — написать эту книгу таким образом, чтобы для людей в разных типах она была более информативна и удобна, чем обычные книги. Поэтому в повествовании я буду часто прибегать к использованию метафор. Это один из приёмов, позволяющих расширить полезность, удобство и интересность книги для разных типов читателей.

Слово «метафора» дословно означает «перенос» или, «переход». Переход от понятного к непонятному. Когда на примере того, о чём все имеют более-менее одинаковое представление, объясняется что-то не очень понятное. Поэтому я начну повествование в этой книге с трёх метафор. С этих метафор обычно начинают обучение людей типологическому мышлению мои учителя.

Метафора «Дуб и роза»

Ответьте на простой вопрос: «Что лучше — дуб или роза?». Когда людям задают этот вопрос, то они сразу стараются уточнить контекст. А для чего лучше? Кому лучше? В каких ситуациях? Давайте порассуждаем вместе. Для чего применяется роза? Какие у неё качества? Где она используется? Чаще всего вспоминают, что она используется во флористике и входит в букеты, как растение парков и скверов в качестве живой изгороди, в парфюмерии и косметологии в виде ароматического розового масла, в кулинарии для аромата и так далее.

А для чего нужен дуб? Где он применяется? Очевидно, что в строительстве в качестве строительного и отделочного материала, в производстве мебели, для ландшафтного дизайна, для получения пробки, для получения желудей в качестве корма для животных, ещё в медицине используется кора дуба для получения дубильных (от слова «дуб») веществ и т. д.

Можно ли дуб использовать, скажем, в парфюмерии? Можно, но только в виде одного из компонентов основ запаха. Можно ли использовать дуб в эстетических целях? Тоже можно, но поскольку дуб — это большое дерево, то в основном на открытых территориях садов и скверов. А можно ли розу приспособить для получения строительных материалов? Если подумать — то тоже можно: срезать кусты розы, измельчить их, а затем спрессовать в древесно-стружечную плиту — ДСП. Но сколько тогда розы нужно извести для получения одной партии ДСП? И насколько красива отделка дома ДСП? А если сравнить с отделкой дубовыми панелями или дубовым паркетом? Тут и сравнивать нечего — отделка дубом намного эстетичнее и экологичнее. Уместность и рациональность, ценность и удовольствие от использования определяются контекстом ситуации и свойствами дуба и розы.

Есть люди-дубы и люди-розы. Причём есть мужчины-дубы и женщины-розы, а есть мужчины-розы и женщины-дубы. Дуб чаще характеризует мужские качества. Он сильный, крепкий, могучий. А роза чаще описывается женскими эпитетами — красивая, благоухающая, изящная. Поэтому представим, что могучий дуб женился на красавице розе. Хорошо ли им живётся вместе? Сначала, конечно, хорошо! Он статный красавец. Она — цветёт и пахнет. Но через некоторое время роза понимает, что ей под развесистыми ветвями дуба очень мало солнца. И происходит один из трёх вариантов сценария:

— Реже всего роза под дубом без солнца чахнет. Дуб смотрит на неё и говорит, что брал в жены красавицу неземную, а получилась замухрышка. Поэтому начинает «ходить налево».

— Гораздо чаще роза, как только понимает, что ей не хватает солнца, начинает обламывать ветви дубу. Если ей хватает сил, то она это завершает и сама расцветает. А дуб при этом стоит с обломанными ветвями. И уже роза говорит, что замуж выходила за мощного красавца, а получился какой-то оборванец. И сама уже «ходит налево».

— Но самый частый вариант тот, когда роза пытается обломать ветви дубу, но сил на это не хватает. Тогда она меняет тактику и начинает пилить дубу корни. Пилит-пилит, пилит-пилит, и дуб — лет так на 20—30 раньше розы — грохается. А она с причитанием «на кого же ты меня покинул» продолжает жить и нежиться под солнцем.

Есть и позитивные варианты сценария, где дуб и роза живут вместе долго и счастливо. Но для этого у них должно быть в доступе достаточное количество ресурсов.

Метафора дуба и розы позволяет раскрыть несколько смыслов. В том числе и метафоричный смысл семейной жизни людей в разных типах. А когда в семье появляются дети, то актуальным становится вопрос их воспитания. На воспитание детей и внуков интересно посмотреть через другую метафору — метафору «Выращивание растений».

Метафора «Выращивание растений»

Многие люди, особенно старшего поколения, любят выращивать собственные овощи и фрукты на своих дачах и огородах. Процесс подготовки к дачному сезону начинается ещё зимой. Покупаются семена, изучается специальная литература, смотрятся десятки видео, и происходит постоянный обмен опытом с профессионалами в растениеводстве и агротехнике. За это время подробно выясняется, какие растения высаживают в теплицу, а какие — в открытый грунт, какие растения растут рядом друг с другом, а какие нужно сажать раздельно, как и чем подкармливать их и удобрять. Эти труды по подготовке осенью с лихвой окупаются. Ведь всегда приятно получить большой урожай на радость себе и на зависть соседям!

Но когда дело доходит до воспитания детей или внуков, то подготовки к этому почти не наблюдается. Даже такой подготовки, хотя бы как к дачному сезону, не проводится. А значимость воспитания детей гораздо больше, чем неурожай в каком-то году. Никто не читает монографии по педагогике, не консультируется со специалистами в возрастной психологии, не определяет, в каких условиях будет максимально раскрываться потенциал ребёнка.

Без специальной подготовки люди воспитывают по одному из двух принципов. Первый принцип — воспитывать так же, как воспитывали меня. Из меня же получился человек, поэтому таким же подходом я из своего ребёнка человека сделаю! Второй — воспитывать как угодно, но только не так, как воспитывали меня. Я знаю каково это — ощущать такое воспитание на себе, и ребёнка точно так воспитывать не нужно! И никаких консультаций со специалистами-практиками и профессионалами в педагогике и педиатрии. А дальше вспоминается фраза, что каждый россиянин знает, как учить, как лечить, как жить и как играть в футбол (кроме, конечно, сборной по футболу)!

В семье появляется новый человек — чадо, дитя. И вместо того чтобы определять, кто пришёл к нам в семью, какое это «растение», и готовить для него специальные условия «выращивания», люди часто фантазируют кто их ребёнок или твёрдо постулируют своё решение. Родился помидор! И начинают его выращивать по агротехнике помидора. А это может быть тыква или сельдерей. Но его назначают помидором. Если повезло и «агротехника» близкая к требуемой, к оптимальной, то ребёнок вырастает достаточно целостным и развитым. А если не повезло, то тыква лет так до 40 может думать, что она помидор, и испытывать комплекс неполноценности оттого, что слишком большая для томатов и вместо приличного для помидорки «висения» на кусте она «развалилась» на земле и никак не может подняться.

Метафора «Породы собак»

Третья метафора касается вопросов управления. Если бы Вам обязательно нужно было в течение года держать дома десять собак? Причём отказаться Вы не можете, но можете выбрать породу собак. Какой бы вариант Вы выбрали? Все десять собак разных пород? Все собаки одной породы? Или десять дворняжек? После здравого рассуждения и пары недель опыта почти все бы приняли решение, что легче содержать десять дворняжек. Самое сложное — это десять собак разных пород. Каждой породе нужен отдельный рацион, отдельный режим дрессировок, ограждение от собак других, конфликтных им пород, разные условия жизни. Десять собак одной породы немногим лучше. А десять дворняжек — самый простой вариант. Дворняжкам не нужны особые условия, можно не дрессировать, питание обычное, да и порой они сами себе еду добывают. То же самое и с подчинёнными. Легче всего, когда это «офисный планктон» и когда сотрудники, как пчёлки, работают и не жужжат. А когда каждый — личность, то приходится договариваться с ними всеми, разводить их в разные кабинеты или даже на разные этажи. Устанавливать каждому особый режим труда и отдыха и объяснять, почему с одними один договор, а с другими — другой. Свой тип руководители признают легко, а типы у подчинённых по какой-то причине признавать отказываются. Зачем такая морока? Лучше, когда типы затёрты тогда кажется, что проблем нет.

Или, скажем, у двух овчарок родился пудель. Понимаю, что генетически такое невозможно, но на примере пород собак мы говорим про типы, а у двух людей одного типа легко может родиться ребёнок в совершенно другом типе. Так вот, родители — овчарки. Они «генетически» предрасположены к охране территории. А пудель предрасположен к играм и хождению на задних лапках. Родители его начинают адаптировать: перекрасили шерсть в чёрный, подстригли, купировали уши. Смотрят на него. Вроде бы плохонький получился, но овчар! И начинают его обучать в МГУ, МФТИ, Гарварде тому, как охранять территорию. А он всё норовит за мячиком побегать. Когда рождается овчарка, то ей нужно просто показать её территорию, которую она пометит и будет охранять. Овчарку этому учить не нужно. Она сама научится. НаучитСЯ — это научит себя. А у нас зачастую без разбора предрасположенностей типа выбирают профессию и хотят, чтобы человек по ней эффективно и с радостью трудился. А потом эти же люди размышляют над афоризмом: «Если повезёт, то человек выберет случайным образом работу по душе, и тогда ему ни дня не придётся работать!» А если сразу тип понимать и в правильную сферу направлять? Может, тогда не придётся «перекрашивать» и так долго обучать?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Качество жизни. Типология на каждый день предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я