Качество жизни. Типология на каждый день

Вячеслав Владимирович Богданов

Эта книга для тех, кто хочет взглянуть на себя и на других новым взглядом и ответить на важнейшие вопросы для каждого: В какой сфере максимально реализуется данный мне творческий потенциал? Куда направить своего ребёнка, чтобы он был счастлив и успешен? Кого брать в партнеры и в команду? Что ожидать от своего супруга? Как улучшить отношения с окружающими? В книге дана конкретная схема определения типа человека. Это учебник по эниостилю и для начинающих, и для опытных практиков.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Качество жизни. Типология на каждый день предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. ЧЕТЫРЁХФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ

Вот мы и завершили вступление и настроились на типологический подход. В этой книге мы будем рассматривать четырёхфакторную модель типа. Она позволяет типировать, то есть определять тип и описывать сложные процессы и явления нашего мира в модели, которую можно осознать и описать, используя при этом простые, но ёмкие по смыслу образы. Когда общаются два эксперта по эниостилю — это чем-то похоже на общение врачей. Используя специальные термины, врачи за короткое время передают друг другу большие объёмы информации. Но до этого они довольно долго учатся, чтобы за этими терминами у них были одинаковые или очень сходные образы. И мы приступим к описанию мира через метафору эниостиля, чтобы начать формировать наше общее понимание.

2.1. Дихотомии и полярности

Слово «дихотомия» происходит от греческих слов di — «два» и tomia — «рассечение». Дословно переводится как раздвоенность, деление надвое. Это когда что-то целое делится на две противоположности, две полярности, два взаимоисключающих и одновременно взаимодополняющих друг друга варианта, связанных между собой.

Рис. 1. Примеры дихотомий

В природе, в окружающей нас реальности очень много дихотомий. Наш мир, в котором мы живём в нашем восприятии предельно полярен и дихотомичен. Мы привыкли, что есть сильное и слабое, лёгкое и тяжёлое, светлое и тёмное и т. д. Это всё полярности, которые характеризуют разное состояние чего-то одного.

Горячее и холодное — это не две разные характеристики, а одна — температура. Горячее и холодное мы воспринимаем из-за того, что наши тепловые рецепторы улавливают инфракрасное излучение от предметов, которое зависит от температуры этих предметов. Это про то, как колеблются атомы и молекулы в веществе. Медленно колеблются — мы воспринимаем как холодное. Немного быстрее — как тёплое. А если очень быстро, то как горячее. А если колебание молекул настолько быстрое, что они теряют связи друг с другом, то вещество теряет форму, плавится, кипит. Но при этом горячее / холодное — это две крайности, две полярности одной дихотомии — температуры. Ведь и там, и там речь идёт о колебании элементарных частиц, а не про разные процессы.

Светлое и тёмное — тоже одна шкала с полярностями и являет собой ещё одну дихотомию. Светло — это когда палочки и колбочки — рецепторы сетчатки глаза — улавливают фотоны в большом количестве. А темно — это когда фотонов очень мало или недостаточно, чтобы отреагировали световые рецепторы. Между «светло» и «темно» есть «затемнено», «тускло», «сумеречно» и ещё много вариантов описания количества света. Но светло — темно — это тоже одна дихотомия, одна шкала, одна полярность, а не две разных. Нет отдельных шкалы света и шкалы тьмы.

Таких полярностей и дихотомий великое множество. Есть дихотомия «день и ночь». Есть «лето и зима». Есть дихотомия «мужчина и женщина». И поскольку это полярности одной шкалы, то они плавно перетекают друг в друга. День и ночь образуют сутки. День переходит в ночь, а ночь — в день. Чем длиннее ночь, тем короче световой день. И наоборот — чем длиннее световой день, тем короче ночь. Но в сутках при этом остаются те же 24 часа. Чем длиннее лето, тем короче зима. Чем длиннее зима, тем короче лето. Чем больше в человеке мужских качеств, тем меньше женских. Чем больше женских качеств, тем меньше мужских.

Полярности в нашем мире нужны для того, чтобы создавать заряд, разность потенциалов. Всё творчество в широком смысле этого слова происходит между полярностями. Между плюсом и минусом в гальваническом элементе идёт электрический ток, и работают электрические устройства. Из-за полярности сокращения и расслабления миокарда — сердечной мышцы — создаётся разница в давлениях между предсердиями и желудочками и по телу течёт кровь. Мужчина и женщина как полярности могут создать новое творение — нового человека, новую жизнь!

2.2. Получение и обработка информации

Много типологий построено на исследованиях Карла Юнга, который выделял типы людей по тому, как они воспринимают информацию и как обрабатывают воспринятую информацию. И мы также возьмем результаты его исследований за основу и рассмотрим их в деталях для того, чтобы глубже разобраться в подходах к типированию людей.

2.2.1. Шкала обработки информации

Исследователи, которые занимались изучением того, как люди думают, выяснили, что есть два принципиально разных способа мышления. Карл Юнг назвал эти два способа мышления логикой и этикой. Оказалось, что логика и этика представляют собой дуальность, то есть два полюса одной шкалы, которую назвали шкалой обработки полученной информации. Таким образом, шкала обработки информации — это дихотомия, на которой одним полюсом является логика, другим — этика.

Опишем эти два способа того, как люди обрабатывают информацию. Логика — это способ последовательной обработки. Это причинно-следственные связи, выстроенные в одну линию. Это мышление через оценку закономерно/незакономерно, повторяемо/неповторяемо. Логическое мышление — это мышление по цепочке. Это когда из утверждения А следует В, а из В следует С, значит из А следует С. Это мышление схемами и алгоритмами. Это лёгкость в операциях с цифрами, расчётами, нормативными документами, справочниками и инструкциями. Ведь инструкции — это последовательное повествование по цепочке. Логики, покупая новую бытовую технику, первым делом открывают инструкцию и читают её. Чтение инструкций доставляет им огромное удовольствие. Гораздо большее, чем ощущения от покупки новой техники. Логики очень рассудительны, почти безэмоциональны. Их решения определяются понятиями рациональности и пользы.

Не ждите от логика в подарок цветов. Для них подарить срезанные цветы, которые завянут через несколько дней, — это абсолютно нерациональная трата денег. А вот цветы в горшке — это правильно! Если за ними ухаживать по инструкции, то они будут много лет радовать владельца. Это рациональная покупка! Хотя цветы они и покупают, но по особым ритуальным датам, по которым это положено: тюльпаны на 8 Марта и розы на день рождения жены или мамы. Логики делают расписания для рационального распределения труда и отдыха. Они составляют планы действий для правильного распределения ресурсов и соблюдают их! Если день прошёл по заранее задуманному плану, логики счастливы. Если что-то поменялось и пришлось отступить от плана, то это настоящая трагедия.

Этика — это чувственно-эмоциональное мышление. Это обработка информации через оценку нравится / не нравится, приятно/неприятно. Это параллельное образное мышление, в котором могут идти одновременно несколько процессов с разной скоростью, учитываются множество факторов одновременно. Это эмпатичность — способность проникаться чувственно-эмоциональной сферой другого человека, входить в его состояние и в ситуацию. Это способность оперировать эмоциями, создавать их, сохранять их в теле, переживать их и даже откладывать переживание эмоций на какое-то время.

Этики живут эмоциями и отношениями людей. Они создают и разрешают конфликты и плетут интриги. Но они никогда не признаются, что плетут интриги, ведь интриговать — это же аморально! Но без этого не получить нужного количества эмоций для ощущения полноты жизни. Причём полярность эмоций для них не особо важна. Главное — их сила и глубина. Глубоко погоревать им так же важно, как и сильно порадоваться. Ещё для них важны дети, семья, родные. Ведь это то место, где эмоций больше всего, где всегда есть что обсудить и есть о ком заботиться.

Из этого краткого описания мы видим, что логика и этика — это два принципиально разных способа обработки информации. За ними следуют разное мышление и разное поведение. В дальнейшем повествовании мы значительно детальнее разберём мышление разных типов людей. Но на данный момент этого достаточно для первого знакомства с этой шкалой.

Логика / этика — это дихотомия, а значит, логика постепенно перетекает в этику, а этика, в свою очередь, плавно перетекает в логику. Если дихотомию представить в виде шкалы с делениями, то на одном полюсе этой шкалы будет 100% логики и 0% этики, а на другом — 100% этики и 0% логики. Где-то посередине шкалы и логики, и этики будет по 50%. Таким образом, чем больше в человеке логики, тем меньше этики. И наоборот — чем больше этики, тем меньше логики. И нельзя одновременно обрадоваться и подумать: «А отчего радуюсь?» Как только Вы перейдёте на логическое рассуждение, в этот момент никакой радости уже нет!

На рисунке 2 представлена шкала, на которой человек на 80% логик и на 20% — этик. На этой дихотомии 80% логики — это одновременно 20% этики. Это значит, что этот человек очень сильный логик и довольно посредственный этик.

Рис. 2. Шкала логика / этика

Ни один из этих способов обработки информации не плохой и не хороший. Ни один из них не лучше и не хуже. Они очень разные и успешны в совершенно разных ситуациях в жизни. Логик — в финансах и технологиях, а этик — в переговорах и отношениях.

Мы описали, как люди обрабатывают полученную информацию, теперь рассмотрим, как они эту информацию получают.

2.2.2. Шкала получения информации

Исследования Карла Юнга показали, что и способа получения информации существует два. И эти способы тоже оказались дихотомией, как показано на рисунке 3.

Рис. 3. Шкала сенсорика / интуиция

Самый древний способ получения информации Юнг назвал сенсорным или сенсорикой. Мы воспринимаем информацию окружающей среды органами чувств. И этих чувств у нас довольно много: зрение (глаза), слух (уши), осязание (кожа), обоняние (слизистая носа), вкус (язык), температурная чувствительность (кожа), положение тела в пространстве и ускорение (вестибулярный аппарат), положение частей тела в пространстве (проприоцептивные рецепторы суставов) и т. д. И рецепторы улавливают внешние и внутренние стимулы. Палочки и колбочки сетчатки глаза улавливают волны определённой длины и трансформируют их в электрические импульсы для мозга, в котором формируется зрительный образ. Звуковые волны раздражают волоски улитки внутреннего уха и так же трансформируют их в электрические импульсы. И так далее. Эти рецепторы по-другому называются сенсорами. Поэтому способ получения информации через органы чувств был назван сенсорикой. Древним этот способ получения информации считается потому, что даже у одноклеточных организмов в поверхностных мембранах есть рецепторы, которые воспринимают химические вещества окружающей среды. Вследствие такого способа приёма информации люди с преобладанием этого способа постоянно сконцентрированы на окружающем пространстве. Сенсорики живут «здесь и сейчас», в настоящем. Ведь окружающая среда постоянно меняется, и на новую информацию нужно оперативно реагировать. Причём реагировать не взирая на эмоции, поскольку реакция на изменения внешнего мира — это часто вопрос выживания. Поэтому сенсорикам и свойственны такие характеристики, как воля, способность заставить себя действовать, собранность.

Противоположный способ получения информации — это получение информации минуя органы чувств! Как именно — никто до сих пор не описал в деталях, но не через органы чувств, а, что называется, напрямую в сознание. Такой способ К. Юнг назвал интуицией. У В. И. Вернадского есть теория о ноосфере — информационной оболочке Земли. Есть литосфера — минеральная оболочка Земли, есть гидросфера — водная оболочка, есть атмосфера — газовая оболочка, есть биосфера — живая оболочка Земли, представленная всеми живыми существами. А есть ноосфера — информационное поле Земли. Так вот интуиты могут каким-то образом, какими-то «антеннами» подключаться к ноосфере и получать информацию прямо оттуда.

Сенсорики могут представить себе только то, что видели, а интуиты — то, чего не видели никогда или чего ещё в природе не было вовсе. Так, есть легенда о том, что интуит Д. И. Менделеев во сне увидел, как химические элементы упорядочиваются в одну схему в виде таблицы. До него подобной таблицы вообще не существовало. И многие великие открытия, которые изменили мир, тоже были сделаны интуитивно, или, как чаще говорят, «случайно», причём на удивление, теми самыми интуитами. Интуит К. Э. Циолковский разработал целую теорию космических полётов и космической цивилизации, когда технической возможности создать ракетоноситель не было. А сенсорик С. П. Королёв своими активными действиями по идее Циолковского сделал ракетоноситель и запустил его в космос. Кстати, и Вернадский, как уже можно догадаться, тоже был интуитом.

Интуиты всегда немного расфокусированы. Они живут в позавчера или в послезавтра, но только не в сегодня. Они находятся в собственных мыслях, в собственном мире, думают о событиях прошлого или будущего. Могут пройти мимо и не поздороваться, но не потому, что они невоспитаны, а потому, что были увлечены мыслью и никого не видели вокруг. Разговаривая с собеседником, они часто замирают, их взгляд становится таким, как будто они смотрят через собеседника или в себя. В это время они зацепились за какую-то мысль разговора и уже думают над другой мыслью, которая ассоциировалась с предыдущей. Интуиты размышляют, дорисовывая в голове, как это может быть в перспективе или как это могло бы быть, если события прошлого развивались бы иначе. Вообще их любимое занятие — лёжа на диване, размышлять на тему того, на что бы они потратили один миллион долларов, который выиграли бы в лотерею, и как бы изменилась их жизнь. Причём покупать лотерейный билет они вообще не собираются! Для того чтобы иметь возможность погружаться в свои мысли, нужно быть расфокусированным, жить в послезавтра или в позавчера. Но никак не в сегодня.

Сенсорика и интуиция — это тоже дихотомия. А значит, чем более сенсорен человек, тем он менее интуитивен, и наоборот. Нельзя быть одновременно и волевым, и креативным, сконцентрированным на настоящем моменте и обдумывать стратегические планы. Это исключающие друг друга состояния. В один момент времени человек либо сенсорен, либо интуитивен. И у каждого человека его соотношение сенсорики и интуиции находится в какой-то части этой шкалы между абсолютной, стопроцентной сенсорикой и абсолютной интуицией.

2.2.3. «Психологический компас» Карла Юнга

Соединив шкалы обработки информации и получения информации под прямым углом в одну систему, как показано на рисунке 4, мы получаем схему, в которой уже можно описать четыре типа людей по их способам восприятия и обработки информации. Эта схема представляет собой прямоугольную систему координат и напоминает компас, поэтому для упрощения мы назовём её психологическим компасом.

Рис. 4. Психологический компас

Особенности восприятия и обработки информации каждого отдельного человека можно отобразить одной точкой. Спроецировав эту точку на систему координат, можно описать, как конкретный человек получает и как он обрабатывает полученную информацию. Верхний левый квадрант — это люди, которые получают информацию сенсорно, через органы чувств, а обрабатывают её логически. Нижний левый квадрант — это получение информации сенсорно, но обработка её этически, чувственно-эмоциональным способом. Верхний правый квадрант — это интуитивное получение информации и логическая обработка, а нижний правый — это получение информации интуитивным путём и чувственно-эмоциональная обработка информации.

В рамках одного квадранта люди тоже отличаются. Есть люди более и менее логичные, более и менее чувственно-эмоциональные, более и менее сенсорные и волевые и более и менее интуитивные. Из этой простой схемы уже понятно, как по-разному люди думают и воспринимают мир. Кто-то видит мир схоже, из одного «угла». Такие люди больше понимают друг друга. А кто-то видит мир совсем иначе.

Два человека, сидящих за одним столом друг напротив друга, смотрят на цифру, нарисованную на листе бумаги. Один говорит, что это цифра 6. А другой говорит, что первый не прав и на листе цифра 9! Первый вновь утверждает, что перед ними 6, а не 9. А второй отчётливо видит цифру 9 и настаивает на своём. Оба верят своим собственным глазам. Но они смотрят на мир с разных сторон и видят разное. На примере с цифрой им, конечно же, удастся договориться. Кто-то из них догадается обойти стол или повернуть листок. А когда речь касается понятий «хорошая работа», «нормальная семья», кто такой друг, как относиться к деньгам и прочим значимым вопросам жизни — договариваться и определять правоту станет гораздо сложнее. Но, зная тип и понимая тип, можно предположить, как на эти вопросы смотрит другой человек. Что такое для него «хорошо» и что такое «плохо».

Это только начало нашего погружения в типологию людей и межтипные отношения, поэтому дальше мы подробно разберём, как смотрят на мир люди в разных типах.

2.3. Разносторонне развитая личность

У некоторых читателей, как и у многих моих учеников, после рассмотрения шкал восприятия и обработки информации возникает вопрос: «А что же с возможностями человека, когда у него логики и этики поровну — по 50%?» Это очень хороший вопрос, ответ на который проливает свет на многие проблемы психологии, педагогики и управления.

Все мы учились в школах и знаем, что есть школьные предметы логического и чувственно-эмоционального плана. К преимущественно логическим предметам относятся математика, алгебра, геометрия, русский язык, физика и химия. К преимущественно чувственно-эмоциональным относятся литература, история, правоведение, естествознание, музыка, рисование. Русский язык и литература — это очень интересное сочетание. Их, как правило, ведёт один учитель. Но весь фокус в том, что учитель сам в каком-то типе. Либо больше логик, либо больше этик. Русский язык — это чистая логика, поскольку это система правил и исключений. А литература — это отношения между людьми, эмоции, жизненные ситуации — и в самих произведениях, и в критических отзывах на эти произведения. Вот и получается, что логик великолепно ведёт уроки по русскому языку, но литература проверяется по тестам, где есть правильные и неправильные ответы по поводу деталей сюжета произведения. А этик хорошо вникает в суть взаимоотношений и эмоций персонажей, но при этом предлагает «почувствовать» ошибки в словах и правильность их написания.

У школьника, как правило, есть предрасположенность к логическим предметам, если сам ученик логик, и к чувственно-эмоциональным, если он этик. Но стандартные педагогические подходы зачастую таковы, что требуется успеваемость по всем предметам. Если всё хорошо по истории и музыке, то требуется подтянуть математику. А если удаются алгебра и геометрия, то нужно подтянуться по географии и истории. Добавьте к этому, что сами учителя в каком-то типе, поэтому ведут уроки в том или ином стиле, в соответствии со своим типом. Поэтому школьникам приходится подстраиваться не только под предмет, но и под конкретного учителя.

Вот и получается, что школа требует от человека стать разносторонне развитой личностью. А это было бы возможно, если бы логика и этика были двумя параллельными шкалами. А шкала-то одна! И при нарабатывании несвойственного типу ученика образа мышления уменьшается сила его природного базового качества.

Есть хорошисты, есть отличники, а есть круглые медалисты. Разница между тройкой и четвёркой не такая большая. А вот разница между четвёркой и пятёркой — это уже огромные трудозатраты и энергозатраты.

По другой шкале то же самое. Если человек конкретный и волевой, то от него в школе требуется развивать креативность. А если человек идейный, спонтанный, свободолюбивый, то требуется быть волевым «достигатором» и доводить все дела до конца, чего бы это ни стоило.

Встав на путь круглого медалиста, ученик имеет риск «затереть» свой тип. А это значит, что он снижает типность, теряет необходимую полярность для творчества. Вот и получается, что круглые отличники научаются хорошо учиться и подстраиваться под всех учителей. Но другому они не учатся. А троечники и хорошисты учатся «выкручиваться». Использовать свою этику, договариваясь с одноклассниками о помощи и с учителями о поблажках, или использовать свою логику и придумывать схемы и технологии сдачи «нетипных» для них предметов. Но при этом они сохраняют тип и типное творчество. Это одна из причин того, что троечники и хорошисты более успешны не в школе, но в жизни. Это позволяет им оставаться творческими личностями и творить по своим сильным аспектам: создавать логические схемы, творчески управлять отношениями людей, дожимать волевые решения или интуитивно находить перспективные идеи. И после школы типные выпускники с удовольствием нанимают отличников на работу в свои организации и в свои бизнесы. Ведь отличники хорошо умеют подстраиваться и выполнять поставленные перед ними чужие задачи. А творческие личности ставят свои цели по сильным для них аспектам.

Во времена Древней Греции между Афинами и Спартой возник военный конфликт, который известен историкам как Пелопоннесская война. Афины имели очевидные преимущества перед Спартой: сильнейшая торговая экономика, превосходящий по силе флот, значительные политические возможности. Но Афины потерпели поражение по итогу войны от спартанцев — профессиональных воинов. Спарта испокон веков доводила до совершенства военные навыки и искусство боя, в отличие от Афин, культура которых была направлена на всестороннее развитие личности. Я не считаю, что это было основной причиной победы одних и поражения других. Но то, что усиление сильных качеств даёт преимущество перед разносторонним развитием, этот пример показывает наглядно. При разностороннем развитии происходит усиление слабых качеств за счёт сильных.

Я утверждаю, что разносторонне развитая личность — это миф! Разносторонне развитой может быть только команда правильно подобранных людей. Команда, в которой сочетаются логики и этики, сенсорики и интуиты. И каждый занимается своим типным вопросом, своими сильными характеристиками. Какие есть типы людей и как их определять, мы и будем рассматривать в этой книге. А для того, чтобы перейти к этим вопросам, нам нужно договориться об одном языке, об одних определениях и через призму типологии рассмотреть аспекты окружающего нас мира.

2.4. Философские категории

Я считаю, что типологию человека нужно начинать рассматривать с описания того, как устроен мир и какие модели его описания существуют. Не просто так философы многие столетия ищут ответы на вопросы: как появилась наша вселенная? как она устроена? как появился человек и какова природа сознания и разума? Ответы на эти вопросы имеют непраздное значение. От того, как мы понимаем устройство вселенной, Солнечной системы, Земли и общества, зависят наши цели, а значит, разрабатываемые пути достижения целей. А это уже отражается на каждом из нас через культуру, технику, организацию экономики, подходы к образованию, способы сохранения здоровья и лечения болезней. От того, как мы понимаем организацию психики, мышления человека, анатомию и физиологию, потребности и ценности людей, зависит то, как мы относимся прежде всего к себе. Какие цели себе ставим? Какие ценности ставим в приоритет? Какое образование получаем? Каким сферам деятельности отдаём приоритет? Как воспитываем своих детей? И здесь круг замыкается, поскольку наши дети будут делать то же самое для своих детей.

Если наше понимание устройства психологии людей точно отражает реальность, то мы «правильно» расставляем точки отсчёта и действуем в «правильной» системе координат. А если наша карта мира неточна, то мы совершаем неточные действия и приходим не к тем результатам, которых ожидали, как путник приходит не в то место, следуя ошибочной, неточной карте местности. Поэтому я считаю, что внутренняя картина мира, внутренняя карта общества и понимание устройства и работы психики отдельного человека должны как можно точнее соответствовать реальности.

Ну что же, после этого вступления продолжим рассматривать подходы разных типов людей к описанию того, как они видят мир через свою призму восприятия.

На каждого из нас постоянно льётся поток информации из окружающего и внутреннего мира. И у нас для восприятия этой информации есть своеобразные «приёмники». Для упрощения назовём их антеннами. Так вот, у каждого из нас где-то и в каком-то виде есть минимум четыре антенны, воспринимающие мир и его отдельные проявления. Каждая антенна настроена на восприятие и передачу только определённой составляющей общего информационного потока. Этими четырьмя антеннами мы воспринимаем материю и энергию, распределённые в пространстве и изменяющиеся с течением времени.

Одна из антенн настроена на восприятие материи. Нас окружает большое количество материальных объектов: мебель, здания, транспорт, люди, животные, техника, воздух, вода, горы, растения и т. д. Все они состоят из материальных веществ. Материя — это что-то, что можно потрогать, и материальные объекты можно квалифицировать и классифицировать. Квалифицировать — это определить по признакам, что это. Для того и для другого необходимо наличие структуры, классификатора, порядка. Поэтому материя связана с системами, которые показывают соотношения между объектами, сравнением объектов между собой, взаимодействием объектов путём прямых и обратных связей.

Например, если мы видим горизонтальную поверхность, приподнятую над полом и предназначенную для того, чтобы на неё что-то ставить или на ней работать, то мы можем квалифицировать это как стол. Если горизонтальная поверхность над полом, но ниже, и нужна для того, чтобы сидеть, то это — стул. Помните, в сказке Самуила Маршака «Кошкин дом»: «Вот это стул — на нём сидят. Вот это стол — за ним едят»?

Для определения видов растений и животных существуют целые атласы-определители. У меня в детстве был атлас-определитель насекомых. Он как раз был построен по принципу алгоритма со ссылками. Например, отвечаешь на вопрос, есть ли крылья у того насекомого, которое хочешь определить: если ответ «Да», то читаешь следующую строку, а если «Нет», то смотри страницу 45. А страница 45 начинается с пункта «Крыльев нет». Классифицировать — это объединить в однородную группу по какому-либо признаку. Например, стол и стул — это мебель. Лена, Миша и Катя — люди.

Материальные объекты интересны для нас в трёх контекстах: либо мы над ними трудимся (тогда это предметы труда), либо мы с их помощью трудимся (тогда это инструменты труда), либо мы вместе трудимся (тогда речь идёт о партнёрах для совместного труда). Материя во многом связана с технологиями, методами, процедурами и трудом.

Другая антенна воспринимает и передаёт энергию. Это эмоции людей, их отношения друг с другом. Про отношения людей можно услышать, что у одних они тёплые, между другими людьми — холодок. Про эмоции можно услышать, что у кого-то накал в эмоциях, а кто-то остыл после эмоционального всплеска и теперь с ним можно спокойно поговорить. Эти слова характеризуют связь эмоций, отношений и энергии. Эмоциями заряжаются коллективы людей и целые народы. Эмоции объединяют людей. Какой накал и объединение между болельщиками, когда идёт спортивное соревнование! Эмоция — это энергия, которая даёт заряд к действию, которая, как батарея, вдыхает жизнь в механизм, и он начинает работать. Эмоции можно сохранить и передать через время и пространство. Письма, написанные много лет назад, будят в людях эмоции, как будто это было вчера. Книги, написанные мастерами слова, хочется перечитывать вновь. Мы их перечитываем не для того, чтобы узнать сюжет, мы его прекрасно знаем. Книги перечитывают, чтобы вновь погрузиться в то эмоциональное состояние и в те переживания, что были, когда её читали ранее. За этим же мы ходим на спектакли и в кино — за эмоциями и ощущениями. Музыка, написанная сотни лет назад, вызывает в тех, кто слушает её сейчас, определённые эмоции и их оттенки. Мы иногда включаем музыку для того, чтобы создать эмоциональный фон. Чтобы расслабиться — одну музыку, чтобы настроиться на активную физическую работу — другую, чтобы создать романтическую обстановку — третью. Я считаю, что самая сильная энергия во вселенной — это любовь. Она двигает всеми процессами в человеке и в обществе на самом глубинном уровне.

Энергия и материя — это две части одного целого. Энергия переходит в материю, и наоборот — материя переходит в энергию. В живых организмах идут процессы расщепления материальных веществ с получением энергии — это процессы пищеварения и биологического окисления. И наоборот, процессы синтеза больших молекул, необходимых организму, из более простых проходят с затратой энергии.

Можно взять материальный объект и разделить его на составные части. На микроуровне материя состоит из молекул, а молекулы состоят из атомов. А атом в общепринятой планетарной модели — это ядро и вращающиеся вокруг него электроны. Ядро тоже состоит из более мелких элементарных частиц. А что такое элементарные частицы? Это сгустки энергии, которые двигаются по определённым траекториям и сдерживаются вибрациями в определённом пространстве. Если представить атом в увеличенном масштабе, то ядро будет подобно теннисному мячику, который находится в середине футбольного стадиона, а первый электрон, ближайший к нему, будет как спичечная головка на расстоянии последнего ряда зрительских трибун этого стадиона. Атом — это энергия и пустота между сгустками энергии. Материя на микроуровне — это энергия и пустота! Когда материя переходит из одного состояния в другое, она поглощает или излучает энергию. Например, когда вода замерзает или конденсируется пар, то идёт выделение энергии, а когда вода испаряется или лед тает, то идёт поглощение энергии веществом воды. В этом понимании энергию можно считать свойством материи! И энергии без материи не существует, как и материи не существует без энергии.

Пространство — это то, в чём распределены энергия и материя. И у людей есть антенна, которая мониторит пространственную составляющую информационного потока. Мы привыкли пользоваться трёхмерным пространством, в котором расположено наше тело и все окружающие нас предметы. Пространство связано с комфортом расположения своего тела, с удобством и неудобством. Что такое удобные туфли? Это обувь, пространство которой полностью соответствует ноге. А удобное кресло — то, которое при взаимоотношениях с нашим телом имеет форму тела или принимает его форму, деформируясь, изменяясь в пространстве.

Но есть и другая — силовая характеристика расположения в пространстве. В ней пространство не физическое, а иерархическое. Это пространство, в котором все расположены в какой-то из иерархий. Причём люди могут входить в несколько иерархий сразу, а в какие-то могут не входить вовсе. Идут два человека, они примерно одного роста, примерно одного возраста и в почти одинаковой одежде. И они оба стоят ногами на полу. С физической точки зрения они почти равны. Но у одного на погонах две большие звезды, а у другого — три. Тот, у кого три звезды, — это полковник, а тот, у кого две таких же звезды — подполковник. И в иерархическом пространстве полковник выше подполковника, и у него больше власти, ресурсов и прав в военной иерархии. Или один человек старше другого. Это значит, что в социальной иерархии будет выше тот, который старше. У старшего больше опыта, больший набор моделей выживания, дальше горизонт планирования.

Пространство связано с властью и силой. Все материальные тела имеют свои границы. Другими словами, материальные объекты — это вещество, ограниченное формой. Любое ограничение есть некоторое силовое воздействие, насилие. Наш дом или квартира — это пространство, ограниченное полом, стенами и крышей, то есть ограниченное пространство. А для чего служит дом? Чтобы защищать нас от непогоды и вторжения нежелательных людей и животных. Пространство тела ограничено поверхностью кожи, которая также нас защищает. И проникновение через кожу в пространство, занимаемое телом, скажем ножом или пулей, — это означает ранение или смерть. А наличие бронежилета или физические действия по самообороне — это предотвращение проникновения в пространство тела и защита. Получается, что неотъемлемой частью пространства являются границы, а существенным свойством пространства являются силовые и волевые характеристики. У каждого человека есть разное по размеру личное пространство. Некоторым людям тяжело в помещении с низкими потолками, и они говорят, что потолок на них «давит». Или «войти в доверие» — это как раз означает быть допущенным в личное пространство, получить доступ к телу. А подавить кого-то — это значит занять его пространство. И наоборот, «дать отпор» благодаря «силе духа» означает отстоять своё пространство.

И наша антенна, настроенная на пространство, считывает и физическое пространство, и иерархическое, и их силовые характеристики.

Есть и четвёртая антенна. Она воспринимает время. Мы постоянно двигаемся во времени, и считается, что мы находимся в настоящем, при этом есть прошлое — то, что уже случилось, — и есть будущее. Люди придумали и сконструировали часы — механизм, который устроен так, что ритмично отмеряет какие-то ритмы, которые мы договорились считать отрезками времени. Мы дали им названия: секунды, минуты, часы, дни, месяцы, года и т. д. И по ним мы ориентируемся в том, сколько времени прошло и какое время сейчас.

Есть разное понимание времени. Есть время объективное, которое одинаково течёт у всех, а есть время субъективное. Какие-то события проходят быстро, а какие-то тянутся очень долго. В детстве и юности кажется, что время течёт медленнее, а в зрелости и старости — быстрее. Дорога из дома и дорога домой равны по расстоянию, но воспринимаются во времени по-разному. Дорога домой некоторым кажется быстрее, а кому-то медленнее. Есть и другое понимание времени, в котором непрерывного потока времени нет, а есть обратимые и необратимые процессы. Какие-то процессы цикличные, а какие-то имеют начало, продолжение и завершение.

Время — это ещё и возможности, и тенденции. Возможности — это максимально реализованный потенциал в перспективе. Потенциал человека, потенциал события, идеи при реализации в будущем. А тенденции — это линия из прошлого, через настоящее в будущее. Это то, как что-либо сложится скорее всего, наиболее вероятным образом. Но уже не в максимальной реализации, а в тренде цепочки событий, выстроенных во временной линии в оформленный вектор.

Пространство и время тоже представляют собой одно целое. В физике это называется пространственно-временным континуумом, где время — такой же вектор в системе координат, как длина, ширина и высота. Если двигаться в пространстве со скоростью света, то в этот момент времени как бы не существует. Мы увидим, как летящие фотоны показывают наблюдателю, двигающемуся с их скоростью, одну и ту же «застывшую» картину. Но это фантастический пример, а более реальный пример показывает связь времени и пространства более приземленно. Когда мы смотрим фильм на старинном видеопроекторе, в который заряжаются бобины с видеоплёнкой, то на экране перед нами появляются меняющиеся и двигающиеся картинки, а из динамиков доносится звук. Но если остановить проектор и вынуть из него видеоплёнку, то окажется, что эти картинки распределены в пространстве в виде длинной последовательности статичных кадров. И только частота смены этих кадров в пространстве между лампой и линзой проектора превращает их в нашем восприятии в живые картины, которые мы воспринимаем как длящиеся во времени. Более того, если скорость смены кадров увеличить, то мы увидим ускоренный во времени фильм, а плёнка с ним закончится быстрее. И мы можем запустить эту плёнку в обратном направлении, и время в этом фильме пойдёт назад. Хотя всё это мы делали с изменением пространственного расположения кадров на длинной, растянутой в пространстве ленте киноплёнки.

Хорошей метафорой, объединяющей все эти философские категории: время, пространство, материю и энергию, — является метафора костра. Мы кидаем поленья в костёр и материя дерева превращается в тепловую энергию. Объёмные дрова постепенно становятся сначала углями, затем — золой. А энергия, которую излучает костёр, рассеивается в пространстве с течением времени.

Что касается самого человека, то его тело состоит из материальных веществ. Вся таблица Менделеева входит в состав наших тел. Человек излучает и отражает сумму известных и неизвестных энергий. И всё это находится в том или ином пространстве и изменяется со временем.

Этими метафорами я хочу показать, что наш мир целостный, ёмкий, что в мире существуют все четыре аспекта одновременно и они связаны между собой! Но мы, люди, устроены так, что видим его только на какую-то часть объективно, а остальное допридумываем и дорисовываем в своём сознании, пока не получится внутренняя непротиворечивая картина мира. Несложно догадаться, что существуют минимум четыре таких внутренних непротиворечивых картины мира. И настало время поговорить о них подробнее. В среде людей, владеющих эниостилем, их называют глобальными метафорами.

2.5. Четыре взгляда на мир

Существует четыре всеобщих глобальных метафоры, из которых или через которые люди воспринимают окружающую реальность. При этом мир гораздо полнее и объёмнее, чем это видно через одну любую панметафору, поскольку включает в себя все четыре метафоры одновременно и неразрывно. Глобальные метафоры — как призмы или очки, через которые люди смотрят на мир, и их называют ещё панметафорами. Приставка «пан» от латинского pan означает «всеобщий». По аналогии со словом «эпидемия». Эпидемия — это широкое распространение заболевания, а пандемия — это глобальная эпидемия, затрагивающая большое количество стран. По аналогии с этим глобальные метафоры называют панметафорами.

Вспомните книгу Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города». В ней всем входящим в Изумрудный город выдавались очки с зелёными стёклами. Очки замыкались на замочек, и снять их можно было только после выхода из города. И всё в городе казалось изумрудно-зелёным и все дивились обилию изумрудов. Хотя настоящих изумрудов было немного, а большинство камней были простым стеклом, но через зелёные очки эти стеклянные камушки казались драгоценными изумрудами. Так вот, существуют четыре принципиально разные глобальные метафоры, которые подобны очкам с четырьмя разными типами стекол. Человек смотрит на мир только через одни очки. И он доверяет своим глазам. Если смотреть на ограненное стекло через зелёные очки, то можно сказать, что мы видим изумруд. Если смотреть через красные очки, то можно увидеть рубин. А если через голубые стёкла, то можно увидеть сапфир. Но перед нами во всех случаях будет прозрачное стекло.

Ещё вспоминается притча о трёх слепцах, которые описывали слона. Один трогал ногу и говорил, что слон похож на дерево с толстым стволом, второй трогал хобот и заключил, что слон гибок и похож на змею, а третий трогал ухо и сказал, что слон — как большая летучая мышь с кожистыми крыльями. Так же и с людьми, только про более обыденные вещи.

Мир во всей своей полноте люди воспринимают только на одну четвёртую часть! Остальные три четверти — в разной степени ограниченном и усечённом виде. Поскольку энергоинформационный обмен каждого человека настроен на определённую панметафору. Давайте назовём эти глобальные метафоры и рассмотрим их подробнее.

2.5.1. Панметафора Науки

Глобальная метафора Науки описывает материальный мир через систему научных знаний, через логически обоснованные повторяемые и подтверждаемые экспериментом процессы и явления. Наука всё систематизирует, упорядочивает и всему даёт определения. Наука построена на эксперименте. Если в лаборатории создать определённые условия в определённой последовательности, то получается какой-то результат. Если этот алгоритм повторить в другой лаборатории и получится тот же результат, то это признается закономерным, то есть научным, поскольку подтверждается экспериментальным путём. А если что-то не вписывается в эксперимент, то это приверженцами научного взгляда на мир объявляется ненаучным, лженаучным или сомнительным.

Наука пытается описать и нематериальные процессы и явления, например чувства и любовь. Получается что-то типа «любовь — это систематизированный бред эмоций и отношений». Из этого сложно, даже невозможно понять, что-такое любовь. Любовь и отношения можно только почувствовать. А чувства — это, мягко говоря, не самая сильная черта логиков. Если описать логическим языком ритм музыки, тональность, количество нот разной длины и список инструментов, её исполняющих, мы всё равно не получим представления о музыке. Только послушав её мы испытаем ту или иную эмоцию. Даже если взять анализ крови у слушающего музыку человека и определить, как музыка или эмоции изменяют концентрацию тех или иных гормонов или какие ритмы мозга при этом показывает энцефалограмма, то это не приблизит нас к пониманию того, что и как мы чувствуем.

Ещё важно отметить, что приверженцы Науки, учёные, описывая только четверть объективной реальности, претендуют на то, что их метафора самая верная, ставя под сомнения выводы представителей других метафор. Но при этом ей самой не мешает признавать тот факт, что она описывает только 10% материального мира, говоря, что 90% материи вселенной — это «тёмная материя», которая названа так, потому что совсем не исследована и вообще нет научных возможностей её исследовать.

Особенность логики как основы для Науки в том, что если факт не вписывается в единую последовательность, то он откидывается как случайный. Неправильные факты просто не существуют!

Стоит отметить, что в понятие «учёный» мы включаем не только тех, кто занимается наукой на кафедре в университете или в научно-исследовательском институте, а любых людей, которые видят мир из этой метафоры. Они могут трудиться в любой сфере, но при этом искать закономерности, повторяющиеся последовательности и строить на этом свою деятельность и жизнь. Для них и семья, и общество — это система людей, функционирующая как механизм.

Наука как метафора описывает лишь четверть мира, компетентно ориентируясь только в материальных вещах, а остальные проявления мира видит как тени или как проекции, по косвенным признакам. Поэтому и при изучении эниостиля мы будем обращаться не только к научным исследованиям психологов, психотерапевтов и психиатров, но и к инструментам и явлениям представителей других метафор.

2.5.2. Панметафора Искусства

Глобальная метафора Искусства описывает энергию чувств и эмоции людей через ощущения и взаимоотношения людей между собой и обществом. Представители этой метафоры — актёры. Причём не только те, кто играет роли на сценах театров или в кино. Это люди, которые устраивают театр в семье, на работе и в обществе. Они ощущают эмоции и отношения и играют разные роли в обществе, разыгрывая сцены трагедий или комедий в обычной жизни. Язык описания представителей этой метафоры — это чувства и эмоции.

Энергия эмоций может передаваться не только напрямую от человека к человеку, но и через произведения искусства: музыку, живопись, театр, скульптуру, прозу и поэзию. Произведения искусства несут в себе энергию автора, понимание того, как, где и для какой цели оно было создано. Стоя перед картиной или скульптурой мастера или слушая музыку, можно почувствовать то, что вложил художник, создавший шедевр. Эту энергию они «консервируют» в формах и оттенках и передают её через годы и через века. И мы, слушая ту или иную музыку, погружаемся в свои переживания и чувства и настраиваемся на определённый тонус или эмоциональный фон.

Искусство — это тоже универсальный мировой язык, как и Наука. Повести, притчи и пьесы передают отношения между людьми вне зависимости от языка и времени. Но через искусство затруднительно передать закон, правило или финансовую модель. Оно также описывает в полной мере только четверть мира, но свою четверть.

2.5.3. Панметафора Мистики

Глобальная метафора Мистики, или ещё её называют метафорой Магии, описывает мир через тонкие материи и многовариантность и иллюзорность реальности и идеи. Мистики, или маги, — представители этой метафоры — видят мир через идеи и «скольжение» по наиболее вероятным путям временной линии вперёд или назад. Умственное «скольжение» по линии времени вперёд — это предвидение будущего, видение перспектив, исходов и итогов дел и процессов. «Скольжение» назад — это видение скрытых причин и предпосылок событий. Наблюдение тенденций и трендов развития событий и дел. В этой метафоре интуиция — это не неосознанное действие, а именно предвидение событий, «понимание» того, как события развивались в прошлом.

Мистика — это метафора описания ещё одной четверти мира, которая описывает вопросы духовности, тонкого мира. Мистика ставит вопросы по нематериальным явлениям, таким как наличие души и духовной связи людей, вопросы интуиции, жизненного опыта, жизненной силы и эволюционного потенциала. Вопросы реинкарнаций, событий прошлого и вариантов будущего. Есть ли судьба или человек творит её сам? Насколько мы свободны в своём выборе? Как мы связаны со своим родовым древом и как оно влияет на нас? Существуют ли карма и кармические отношения? Есть ли тонкие незримые тела у людей, животных и предметов и какие они? Люди, видящие мир через эту метафору, «знают» ответы на эти вопросы. Это видение и понимание знаков Вселенной. Это вопросы ясновидения, яснослышания и яснознания, никаким образом не связанные с органами чувств. Это то, что нельзя потрогать и ощутить. Например, психология как наука разводит руками в объяснении феномена семейных, системных или родовых расстановок по Идрису Лаору или Берту Хеллингеру. Но они работают! Так же работает то, что сейчас называют полевой психологией и квантовой психологией.

Мистика — это ещё и сфера идей и образов. Идеи того, как должен быть устроен мир, идеи того, как будет развиваться семья или организация. Идеи того, как изменится общество, когда информационные технологии полностью войдут в нашу жизнь и искусственный разум сольётся с человеческим. Или идеи о том, что нас ждёт совсем другое будущее, где будут биологические технологии и генная инженерия.

Метафора мистики экспертно описывает время. Интуицию в этой метафоре довольно приблизительно, но можно определить как ментальное, умственное скольжение по временной линии. А описание материальных процессов и отношений людей в этой метафоре довольно неточны и не передают их суть в полном виде. Как и невозможно точное описание незримых процессов через языки других метафор.

2.5.4. Панметафора Веры

Глобальная метафора Веры описывает мир как пространство и его границы. Мнения старших в иерархии людей и их статус верны по праву старшинства. Старшинство в пространстве иерархии даёт власть распоряжаться ресурсами нижестоящих иерархических уровней и ответственность за принятые решения. А однажды принятые вышестоящими постулаты не требуют доказательств.

В нашем мире есть некоторые догматы, которые можно принять только на веру. Допустить и принять, что это именно так. В этом контексте я разделяю веру и религию. И речь идёт не про религии, а именно про веру в то, что что-то так, а что-то по-другому. Для того чтобы существовал догмат, нужен кто-то авторитетный, кто скажет и решит, что это так. Барин, который может рассудить. Причём если придёт новый «барин» и скажет другой постулат, противоположный мнению предыдущего «барина», то правильным будет новое мнение. У представителей этой метафоры действуют два правила. Первое правило — начальник всегда прав! Правило второе — если начальник не прав, смотри первое правило.

Поэтому в этой метафоре всё решается положением того, кто имеет более высокий уровень в сообществе. При этом каждый представитель метафоры Веры стремится стать тем самым «барином», а если повезёт, то реальным начальником, губернатором или министром. Они всё сделают для того, чтобы занять как можно более высокое положение в иерархии.

Есть древние и детально отточенные иерархии. Иерархии военных, научных школ, религиозных конфессий, государственных структур, родовые иерархии. И у каждой иерархии — свои законы, свои уставы. И со своим уставом в чужую иерархию не ходят. Хочешь свои правила — создавай свою иерархию!

В социуме иерархия определяется старшинством, ростом, весом, крупностью головы и плеч, давностью нахождения в той или иной структуре, званием, опытом, должностью, наградами, количеством достижений, количеством детей, размером капитала и денег. Важно не то, какие люди, предметы и явления существуют, а то, как они расположены между собой в пространстве — и в реальном, и в иерархическом. Женщина, у которой трое детей, в своей иерархии всегда рангом выше, чем женщина, у которой два ребёнка и обе выше той женщины, у которой пока детей нет. И мнение первой по поводу воспитания детей более значимо. Причём значимо сразу без апробации. Человек, работающий в организации десять лет, всегда рангом выше, чем тот, который пришёл месяц назад.

Метафора Веры описывает тоже только четверть мира. Но люди, видящие мир через эту метафору, так же, как и представители других метафор, думают, что это и есть полное описание мира, и так же «натягивают» свою внутреннюю карту мира на всех людей и через неё пытаются описать целостный мир.

Попытка описать явление одной глобальной метафоры языком другой приводит лишь к косвенному пониманию. Такие описания сродни иллюзии, но не реальное понимание глубины и качества явлений. В этом понимании эниостиль — это одновременно и неразрывно наука, искусство, вера и магия человеческих отношений.

2.5.5. Четыре философских направления

Каждый человек является носителем и приверженцем одной из глобальных метафор, поскольку видит её в окружающем мире очень хорошо, а другие не очень, поэтому зачастую пренебрегает другими метафорами. И это абсолютно нормально, поскольку такой взгляд определён особенностями энергоинформационного обмена каждого конкретного человека. Философы во все времена описывали устройство мира, людей, общества. Так что я, как автор этой книги, тоже философ, поскольку заинтересован осмыслением и описанием окружающей нас реальности. Описываю своё понимание, свой взгляд на мир, общество, людей и их взаимоотношения.

Давайте обратимся к самым известным философам, чтобы показать, каким мир видели они и приверженцами какой из панметафор они были.

Аристотель — яркий представитель метафоры Науки. Он является основоположником логики. Он разделял чувства и мысль, считал, что по большому счёту материя первична, а идеи вторичны. Структура и детали важнее общих принципов, поскольку вся соль в деталях, а форма далеко не всегда определяет содержание. Он систематизировал представления о государстве, политике и создал основу для всех современных наук.

Платон — представитель метафоры Мистики, хотя философы его так не называют. Он считал, что идея первична и что идеи — это почти живые существа — эйдосы, которые при определённых обстоятельствах могут проявляться в материальном мире. Ведь сначала архитектор придумывает образ здания, затем его рисует в виде эскиза, проекта, а уж затем строители воплощают его в материальном виде.

Эпикур — представитель метафоры Искусства. Он считал, что люди приходят в этот мир для того, чтобы любить и получать удовольствие. Жизнь для удовольствия и эмоций называется гедонизмом, где удовольствие — это и есть высшая конечная ценность, а всё другое — только инструменты для достижения удовольствия.

Демокрит — представитель метафоры Веры, который считал, что тела и вещества состоят из неделимых атомов и свойства веществ определяются не самими атомами, а их расположением и взаимодействием в пространстве между собой. А само пространство считал бесконечным, а количество миров — множественным. Демокрит отрицал существование богов и роль сверхъестественного в создании мира.

Каждый в этом моем кратком авторском описании метафор и философий может увидеть для себя что-то близкое и что-то, с чем он не согласен. Я не претендую на правильную или единственную точку зрения на мир или на эти четыре глобальные метафоры. Я как раз хочу показать, что мнение и восприятие может быть очень разным. Мы все в каком-то типе, и наша внутренняя непротиворечивая картина мира что-то принимает, что-то опускает, обобщает, а что-то игнорирует или отвергает. С допущения того, что можно считать как-то иначе, чем считаем мы, и начинается понимание того, как мыслят разные типы людей, и принятие точек зрения разных людей. И как, исходя из какой картины мира разные люди принимают разные решения и как действуют. А какая философия и какая картина мира ближе Вам?

2.5.6. Психофилософский компас

Если на психологический компас Юнга наложить реальный компас со сторонами света, то получится, что там, где логика, материя и Наука, будет Север. Там, где этика, энергия и Искусство, будет Юг. Где сенсорика, пространство и Вера, будет Запад. А где интуиция, время и метафора Мистики, будет Восток. Получается не психологический компас, а психофилософский компас. Название четырёх аспектов эниостиля сторонами света удивительным образом совпало с реальным распределением типов стран и народов. Психофилософский компас даёт ещё больше смысла, связывая, казалось бы, несвязанные явления и свойства в единую систему, представленную на рисунке 5.

Рис. 5. Психофилософский компас

К этой схеме в тексте книги мы будем обращаться ещё не раз, поэтому есть смысл её разглядеть подробно. Если охватить всю картину этой схемы, то становится понятным, что мы имеем четыре самостоятельных способа энергоинформационного обмена, каждый из которых уникален, самобытен и имеет свои особенности, но при этом они связаны между собой, с одной стороны, дополняют друг друга, а с другой — имеют противоречия. Но эти противоречия кажутся непреодолимыми только в первом, самом поверхностном приближении. Когда мы разберёмся в деталях, противоречия перестанут быть таковыми.

2.5.7. Появление типов

Я расскажу Вам притчу, которая поможет легче запомнить и связать между собой характеристики людей, восприятие ими мира и аспекты Север, Юг, Запад и Восток.

«Когда-то давным-давно не было никаких типов людей. Был только один тип, и все люди были одинаковыми. Все люди жили в одной местности где-то посередине земли. Люди в этой местности ходили в одинаковой одежде, ели одинаковую пищу, имели одинаковую организацию труда и отдыха. Они жили в однотипных домах и носили однотипные украшения. И мыслили они почти одинаково и имели сходные привычки. То ли они не хотели никуда выходить из этого места, то ли не могли выйти, поскольку та местность была окружена высокими горами. Этот период их жизни можно назвать периодом этико-культурного ограничения или этико-культурного гнета — поскольку сама местность и уклад их жизни влияли на людей. А поскольку местность одна, то и люди были почти одинаковы.

Но однажды случилось землетрясение. И часть гор, окружающих местность, обвалилась. Какие-то стали ниже, и только самые большие горы устояли. И сначала очень немногие, а потом всё больше людей стали сниматься с насиженных мест и расходиться в разные стороны света. А часть людей решила, что никуда они не пойдут, поскольку обои наклеены и Интернет уже проведен. Не переезжать же!

Часть людей пошла на север. Они увидели, что на севере суровые условия жизни. Зимы длинные, а лето короткое. Зимы очень холодные и суровые. Растительности мало, а звери либо мелкие, либо очень крупные и хорошо умеют выживать и уходить или защищаться от охотника. И чтобы выжить, этим людям пришлось научиться договариваться между собой. А для этого они научились измерять время и составлять расписание, чтобы вовремя собираться и идти на охоту или выходить на обработку земли в очень короткое лето. Договорённости и правила они стали ценить выше всего, поскольку для выживания им пришлось селиться близко друг к другу. И на крупных животных нужно охотиться только группой, иначе ничего не добудешь. Они изучали астрономию и агрономию и развивали все науки, чтобы точно предсказывать, когда наступит весна и когда придёт зима. Ведь за короткое лето нужно было сделать многое: быстро засеять поля, ухаживать за ними, а затем вовремя собрать урожай, чтобы его не занесло снегом и не заморозило. Они разделяли функции между собой, и постепенно разные люди становились профессионалами в своих областях. Кто-то стал охотником, кто-то — агрономом, кто-то — врачом, кто-то — поваром. И каждый старался достигнуть в своей сфере вершин профессионализма. А ещё они придумали универсальное средство обмена — деньги. Ведь менять ножи на рыбу, а рыбу на зерно, а зерно на оленину очень сложно. Потому что можно ошибиться и не учесть всех трудозатрат в получении этих материальных благ. А деньги стали тем самым измерителем, решив многие проблемы и осчастливив северных людей. И эти люди постепенно наработали в себе такие качества, как профессионализм, порядок, соблюдение договорённостей, необходимость планировать и жить по расписанию, искать соответствие, подтверждать всё экспериментом, писать правила и инструкции и следовать им, измерять всё и вся и соотносить это между собой, считать всё деньгами, распределять всё по справедливости, бороться с хаосом окружающего мира и создавать вокруг себя стабильность. И все эти качества мы будем называть северными. Потом часть этих людей уехала с севера, но все эти качества они несли внутри себя как части своих личностей.

Часть людей пошла на юг. А на юге совсем другая история! Климат тёплый, мягкий, море, солнце, пальмы. Выращивать специально ничего не нужно. Палку в землю воткнул — она корни пустила и два раза в год плодоносит! Тёплую одежду делать не нужно, заготавливать ничего впрок не нужно, охотиться большими командами не нужно, поскольку живности в лесах да джунглях предостаточно. А что же тогда нужно? Что делать в таком климате? Ответ простой: отдыхать, любить и наслаждаться жизнью! Люди, пришедшие на юг, создавали большие семьи, любили друг друга, рожали детей и воспитывали их. Семья и дети со временем стали для них высшей ценностью. Они научились отличать в деталях свои собственные эмоции и самые малые оттенки эмоционального состояния своих многочисленных родственников. Семья для каждого из них стала хорошим зрительным залом, а они, как актёры, играли на сцене своей семьи самые затейливые сюжеты с любовью, ревностью, обидами и прощениями, завистью и благородством. Они в совершенстве научились интриговать, создавать и гасить сплетни, раззадоривать и умиротворять людей, строить отношения с другими семьями, научились создавать коллективы. Они научились очень хорошо хранить чужие тайны и секреты маленькими группками по 50—70 человек. Они получали удовольствие не только когда дружили с кем-то, но и когда дружили против кого-то. Они научились очень вкусно готовить. Ведь обилие вкусной еды и напитков — это залог хорошей вечеринки, на которой можно пообщаться, посплетничать, выстроить отношения, получить эмоции. Постепенно южные люди наработали в себе душевность, эмпатичность (способность проникнуться состоянием другого человека), эмоциональность, умение ценить свой род и свою семью, желание чтить традиции и человеческие ценности и передавать их следующим поколениям, умение устроить семью из любого коллектива, флиртовать и радоваться жизни! Эти качества мы будем называть южными. Люди напитались этими качествами, и куда бы они ни переезжали потом, эти качества они продолжали носить в себе.

Часть людей пошла на запад. А запад — это пёстрая карта государств. Это династии монархов, в которых порядок престолонаследия играет важнейшую роль. И за трон идёт постоянная борьба. А для этого нужно видеть отличия значимого от второстепенного и предпринимать решительные шаги. На западе у каждого есть желание расширить пространство своей жизни хотя бы немного. Для захвата новой колонии нужны ресурсы, поэтому нарабатывается умение управлять имеющимися ресурсами, добывать их. А если хватает ресурсов, то можно снарядить экспедицию на другой континент и присоединить к своему государству ещё одну колонию. Это здесь задумавший кампанию по колонизации второй или пятый по статусу, а в новой колонии он будет первым! Тогда нужно снарядить корабль. Доплывет или не доплывет корабль, захватим или не захватим территорию, он не знает, но готов рискнуть! Вложить все ресурсы в кампанию, сжаться как пружина, сконцентрироваться на главном и выстрелить точно в цель! И тогда либо разориться и умереть, либо из грязи в князи! Развивались воля и готовность идти ва-банк.

На корабле должна быть строгая дисциплина и единоначалие. Капитан корабля только один, и все должны слушать его приказы. Если на корабле недоверие к капитану или бунт, то это плохо для всего корабля. Это ставит под угрозу всю экспедицию. Поэтому первое качество капитана — это способность удерживать авторитет и власть. И без разговоров он пускает пулю в голову бунтаря. А после — краткий приказ: «Тело за борт». И все продолжают исполнять приказы, как и раньше, даже лучше прежнего. Ничего — если нельзя, чтобы тебя боялись и любили одновременно, то лучше сделать, чтобы тебя просто боялись.

Для того чтобы все понимали, кто есть кто, придумываются внешние знаки отличия: лычки и звёзды на погонах, лампасы разной ширины и цветов, разные головные уборы, ордена и медали. У западных людей наработались сосредоточенность, конкретность, волевые характеристики и способность брать ответственность на себя, а значит, брать власть в свои руки. Желание явить миру своё «я», расширить территорию своего влияния и вырасти в иерархии, повысить свой статус. Но вместе с тем появляется желание создать визуальную красоту вокруг себя и самим выглядеть красиво и весомо. Блеск орденов и знаков отличия, статусная одежда и аксессуары — это их любимые атрибуты. Эти качества мы называем западными. Люди, ушедшие на запад, наработали эти качества, и потом, где бы они ни поселились, они продолжали проявлять эти качества.

Часть людей ушла на восток. А восток, как известно, дело тонкое. Это гималайские горы, это Тибет, это учения, хранящиеся в отдаленных монастырях, это арабская «Тысяча и одна ночь», это легенды и мифы, это тонкие материи и отрешенность от реального мира. Когда человек поднимается в горы, он как бы воспаряет над суетой бренного мира и житейских вопросов. И там, далеко в горах, в монастырях, у него возникают возможность и желание думать о смысле жизни, о вселенной, о зарождении жизни, об устройстве мира и общества. Думать о том, что было когда-то и что будет после. Рисовать далёкие перспективы тех или иных событий. Заниматься изучением философий, магией, мистикой и создавать новые философские направления, развивать их, вынашивать глобальные светлые идеи для всех людей Земли. Это творчество духа, мыслей и идей. И людьми, которые пришли на восток, стал двигать интерес к новому, неизведанному, к тому, что сокрыто от глаз мирян. Они научились думать абстрактно, обобщая. Стали медитативными, расфокусированными, поэтому немного рассеянными. Они стали отчётливо видеть перспективы событий на много лет вперёд, видеть потенциал людей. Стали либо абсолютными оптимистами, поскольку научились видеть светлые перспективы событий, или, наоборот, упертыми реалистами, вплоть до пессимизма, поскольку научились вникать в истинные причины того, что происходит сейчас. Они стали спонтанными и приобрели бунтарскую натуру, призывая к изменению текущего порядка вещей сейчас, для того чтобы потом жизнь стала лучше. Стали глашатаями свободы во всех её проявлениях и стали очень ценить свою собственную свободу и своё собственное время, поскольку для них время — это единственный невозобновляемый ресурс в жизни. Они прониклись этими качествами и, куда бы потом ни переселялись, продолжали нести эти качества в себе».

На рисунке 6 ключевые слова, характеризующие ценности каждого типа людей из этой притчи, я представил в одной схеме.

Рис. 6. Качества типов

Теперь в нашем общении мы смело можем перейти на метафоры Запад, Север, Восток и Юг. И далее пользоваться ими, поскольку они уже достаточно понятны и за каждым их этих четырёх аспектов уже стоит целый набор образов и представлений.

2.5.8. Что и для кого правильно?

Что каждый тип считает правильным — это, пожалуй, один из самых интересных вопросов в начале изучения типологии «Эниостиль». Это одновременно и просто, и глубоко. Поняв основную метафору человека, его основной аспект — Север, Юг, Запад или Восток, — уже можно проникнуть в его ценности, в его понимание того, что является правильным и какой человек является правильным. Мы привыкли к тому, что наш жизненный опыт показывает нам, что является правильным и как правильно жить, как правильно смотреть на мир, на людей, как правильно к ним относиться и интерпретировать их поведение. И иногда кажется, что когда другой человек считает как-то иначе, то он просто ещё не разобрался в том, как устроена жизнь, или живёт в своих иллюзиях, ещё молодой или уже старый и т. д. И если такому человеку всё верно разъяснить, то он обязательно нас поймёт и примет нашу точку зрения на то, как жить и как себя вести. Но точка зрения зависит от кочки зрения. А основных кочек зрения четыре — Север, Юг, Запад и Восток.

Для Севера правильно, потому что закономерно, повторяемо, подтверждено экспериментом и практическим опытом. Правильный человек — это человек, который предсказуемый: сегодня сказал одно и завтра повторил то же самое — и сделал это. Когда человек договороспособный — полностью держит слово и соблюдает все договорённости, произнесённые устно или написанные на бумаге. Правильно также заключать эти договоры, например брачный договор. Это вызывает недоумение у других типов, особенно у Юга: «Зачем брачный договор, если мы любим друг друга?» Но для Севера то, что написано пером, не вырубишь топором. Правильные дела — это те, которые по схемам, которые подтверждены практикой многократно. Поэтому Север может работать в тех должностях и на тех направлениях работы, где требуется выполнение стандартных процессов. Процессов, которые управленческим языком называют регулярными. Правильная еда для Севера — это еда, содержащая комплекс белков, жиров, углеводов и минеральных веществ, необходимый для поддержания работоспособности, а не развлечение и не повод пообщаться с кем-то.

Для Юга правильно, потому что вызывает приятные эмоции и ощущения в теле. Если человек вызывает приятные эмоции, то это правильный человек, с ним можно иметь дело. Если вызывает неприятные ощущения в теле и негативные эмоции, то какой бы выгодной не выглядела сделка, то заключать её с этим человеком не нужно, потому что это неправильный человек. Никакой логики, только чувственно-эмоциональная сфера! И если сформировался коллектив приятных людей, то Юг очень этому рад и ни за что не готов променять этот коллектив, даже если ему предложат большую зарплату в другом месте. А если он перейдёт на новую должность, то постарается перетянуть часть коллектива с собой. Правильная еда для Юга — это еда, вызывающая удовольствие, радость, приятные ощущения.

Для Востока правильно, потому что интересно. И пока это интересно — это правильно. Правильные — это новые направления деятельности, новые ситуации, новые места, головоломки и «задачки со звёздочкой», чтобы потешить свой интеллект. Пока непонятно, как решить ту или иную ситуацию, пока загадка есть, Востоку это будет очень интересно, а значит, правильно. Неправильно, когда всё понятно, когда рутина. В отличие от Севера, которому рутина вовсе не кажется рутиной, а правильным, надёжным, проверенным действием. И правильный человек для Востока — это тот, который перспективен для идей Востока, его мечтаний и видения перспектив. А Восток в норме видит перспективы очень далеко, намного дальше других типов. И видит то, что до поры до времени сокрыто от взора людей в других типах. И правильная еда — это что-то интересное, диковинное, из необычных ингредиентов, с интересным названием.

А для Запада правильно, потому что! И никакого продолжения и никаких разъяснений. «Потому что я так сказал!» — говорит Запад. Потому что так принято в его обществе, в его команде, в их компании. На вопрос «Почему?» ответ обычно звучит в рифму, и вновь никаких объяснений. Нет ни логики, не идей, ни эмоций в этом ответе. Только воля Запада. В этом плане другие типы могу воспринять Запада в некоторой степени как самодура, но посудите сами: как можно принимать быстрые решения здесь и сейчас, если искать закономерности, вникать в то, что сейчас чувствуешь, или витать в перспективах? Ответ — никак. Только волевое решение. Именно поэтому Запад чрезвычайно эффективен в роли руководителя, топ-менеджера компании, военного, в экстренной медицине. Во всех сферах, где нужно брать на себя ответственность и принимать мгновенные решения.

Также правильным Запад считает всё, что красиво. Ведь для него мир должен быть эстетичным. Поэтому правильный интерьер — это богато украшенный. То, что другие типы могут называть «дорого-богато». И правильная еда — это красиво сервированная, но совсем не обязательно вкусная. А правильный человек — это статусный человек, волевой, собранный, опрятный, готовый принимать решения и брать на себя ответственность. Человек, пусть и готовый встроиться в иерархию более сильного Запада, но при этом старающийся подниматься в ней выше и выше.

При этом здесь не идёт речь про отношение родителей к своим детям. Позиция родителей всегда немного «сверху» и от этого всегда немного западная вне зависимости от типа родителя. Здесь идёт речь про отношение Запада ко всем людям независимо от возраста, пола и семейных рангов.

2.5.9. Четыре вида интеллекта

Существует четыре совершенно разных интеллекта. Само слово «интеллект» переводится с латинского как «ум», «разум». Так вот, мы опишем четыре группы таких умов, или четыре вида интеллекта.

Северный интеллект — логический. При его описании хорошо подходит показатель IQ как показатель логического ума. Это счёт, математические расчёты, формирование последовательностей, сопоставления частей целого и объектов между собой, это исключение выбивающегося из одного ряда объекта и запоминание логических цепочек. Это формирование документов, планов, списков и перечней. Это вербальная коммуникация, по содержанию речи, по её существу.

Южный интеллект уже совершенно другой. Это интеллект отношенческий и чувственный. Его описывает показатель EQ — показатель эмоционального интеллекта. Это способность осознавать и понимать свои эмоции и чувства и эмоции и чувства других людей. Это способность к эмпатии, способность учитывать чувства другого человека при принятии решений и сопереживание. Способность улавливать и понимать невербальную телесную коммуникацию.

Западный интеллект — это харизматический интеллект и волевой ум. Это способность ориентироваться в пространстве иерархий и в окружающем пространстве и ощущать границы этих пространств. Это способность организовывать и стимулировать людей, которые находятся в пространстве иерархии ниже, и эффективно использовать имеющиеся в окружающем пространстве ресурсы для достижения целей и задач в реальном времени, здесь и сейчас.

Восточный интеллект — интеллект творческий и креативный. Связанный с истинным творчеством, в котором речь идёт не про новые комбинации из старых способов, теорий, материалов и практик, а про создание принципиально нового, того, чего не существовало ранее. Комбинаторика старого — это прерогатива логического интеллекта. А креативный ум прельщает только абсолютно новое, без ссылки на уже апробированное и известное. Это интеллект абстрактных категорий в отрыве от той реальности, которая считается общепринятой на данный момент. Отсюда у Востока и непринятие общей реальности и свой собственный взгляд на человека, устройство общества, земли и Вселенной.

Понимая, что видов интеллекта минимум (!) четыре, становится немного странным наблюдать некоторые события и социальные явления. Например, массовая погоня за развитием креативности. Или женские семинары, в которых вне зависимости от типа всех девушек и дам учат быть восточными и южными. Да и мужские тренинги тоже не отстают. На них тренируют западные и северные стратегии жизни. Конечно, ведущие и авторы этих тренингов сами в каком-то типе. Они поняли эффективные стратегии для своего типа, получили от этих стратегий дивиденды и искренне стараются научить этому всех людей, не взирая на типы. Но их стратегии будут очень полезны, если на этот семинар и тренинг пришли люди в таком же типе или в близких типах. Остальные после такого тренинга часто воодушевлены, но особенность их мышления, особенности энергоинформационного взаимодействия приведут постепенно к пониманию малой эффективности стратегий чуждого типа по отношению к себе.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Качество жизни. Типология на каждый день предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я