Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций. Часть 2

Сборник, 2019

Во второй части книги представлен материал, раскрывающий воспитательный характер народной культуры. Такие формы работы с детьми, как игровые обучающие ситуации, сценарии по организации продуктивной деятельности, детские фольклорные праздники и развлечения, позволяют, с одной стороны, воспитывать детей в национальных традициях, с другой – реализовать деятельностный подход в образовании. Представлены материалы годового цикла с марта по август. Книга предназначена воспитателям ДОО, руководителям методических объединений, а также студентам профильных вузов и колледжей.

Оглавление

  • От авторов
  • Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к русской культуре
Из серии: Библиотека Воспитателя (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к русской культуре

Март

В народе бытовали исконно русские названия этого месяца: протальник, солнцегрей, водотек, капельник, грачевник, и отражали они природные явления этого времени года: затяжную войну тепла и холода. Как ни сильна зима, а март и снегом сеет, и солнцем греет, и настоящее тепло не за горами. Ведь март неверен: то плачет, то смеется. А случись кому в марте веселую песню синички услышать, знайте: пусть холодно еще, снежно, ветрено — синичка песней тепло ворожит.

За первые по-настоящему солнечные, теплые дни, за первые улыбки весны — проталины — называют март утром года. Однако не спешите доверять ему. Март-месяц горазд куролесить. Только начнет согреваться земля, под корой березовый побежит сок, как налетят вдруг лихие морозы, задуют холодные ветры и снова замрет, заледенеет все вокруг.

Непостоянен, дерзок батюшка-март, недаром, видно, в народе его березолом зовут — злой он для берез, так как в этом месяце жгли березу на уголь. А еще называют его «сушец» или «сухий». И он действительно сух — скуп первый весенний месяц на дожди да снегопады, зато ветрами богат. Они-то, ветры мартовские, срубленный в феврале лес сушили. Сжигали его потом рачительные крестьяне, а на гарях — палах (отсюда и слово «поле» пошло) сеяли хлеб. Зима весну пугает, да все равно тает. Хотя с крыш в марте капает, за нос мороз еще крепко цапает. Недаром его называли наследником февраля, младшим братом и позимьем, перезимником и зимобором — он с зимой борется. Он же катыш, детворе утеха — зима на исходе, торопись на санках накататься вволю.

Народные приметы

• Если в марте вода не течет, в апреле трава не растет.

• В марте облака плывут быстро и высоко — к хорошей погоде.

• В марте рано затает, долго не растает.

• В марте лед от воды, снег от земли отстает.

• Весенний снег уносит остатки зимнего.

• Как в марте мороз ни скрипуч, да не больно жгуч.

• Как в марте зима ни злится, а весне покорится.

Игровая обучающая ситуация «Март и снегом сеет и солнцем греет»

Задачи

Образовательные:

— формировать представление о весне на основе ознакомления детей с существенными признаками марта, народным земледельческим календарем;

— учить устанавливать разнообразные связи в природе;

— поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира;

— расширять словарный запас через участие в народных и самодеятельных играх;

— развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.

Развивающие:

— активизировать речевую деятельность путем развития доказательной речи;

— учить фантазировать, используя в качестве основы игровую ситуацию;

— развивать образное мышление.

Воспитательные:

— воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых;

— любовь к художественному слову и продуктивной творческой деятельности;

— развивать эмоциональную сферу.

Словарная работа: март, утро весны, утро года, солнечник, капельник, разнопогодник, зимобор, катыш; на перепутье, синицы тенькают, грачи — вестники весны, день весеннего равноденствия.

Форма проведения речевой работы: беседа-диалог.

Оборудование: цветные мелки, бумага, иллюстрации и картины с изображением ранней весны, предметные картинки с изображением птиц[1] (ласточка, журавль, жаворонок), заготовки из бумаги для изготовления корабликов.

* * *

Игра «Дрозд»

Дети попарно встают друг к другу лицом, образуя общий круг, и начинают вместе проговаривать слова, одновременно выполняя соответствующие движения: показывают указательным пальцем сначала друг на друга, потом на себя. В конце игры весело обнимают друг друга.

Ты — дрозд, я — дрозд,

У тебя — хвост, у меня — хвост,

У тебя — нос, у меня — нос,

У тебя — сладко, у меня — сладко,

У тебя — гладко, у меня — гладко,

Мы любим друг друга!

Педагог (приглашает детей к окну). Какие изменения произошли в природе? Какая сегодня погода? Что интересного вы видите за окном?

Дети отвечают.

Отгадайте мои загадки.

Приходит с добром,

Веет теплом.

Светом солнечным красна,

А зовут ее…

(весна).

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет.

(Сосулька.)

Объясните народную примету «В марте сзади и спереди зима».

Дети отвечают.

Март — первый весенний месяц, стоит на перепутье между зимой и весной. Поэтому почти во всех народных приметах присутствует боязнь слишком раннего тепла в марте, преждевременного наступления весны, за которым неизбежно следует возврат холодов. Этот месяц называют «утром весны», «утром года», «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее, а небо синим-синим. В лесу на сугробах лежат голубые тени от деревьев.

На сугроб ложится

Голубая тень,

Тенькают синицы: —

Синий-синий день!

Скачет, как мячик,

Солнечный зайчик

Вверх-вниз

Со стола — на карниз.

Зеркальцем взмахну —

Побежит к окну

И зигзагом по стене

Возвращается ко мне.

Т. Шорыгина

Дети отмечают, что в окно светит яркое солнышко, легко можно запускать солнечных зайчиков.

Проводится игра с зеркалами «Солнечные зайчики».

Педагог. От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель, поэтому другое название марта — капельник. В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд. А серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. Какая птица прилетает в конце марта?

Черный, проворный,

Кричит: «Крак!»

Червякам — враг.

Дети. Грач.

Педагог. Действительно, в конце марта прилетают грачи — вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает». Есть еще и такая пословица: если грач на горе, то весна во дворе. А медведь все еще спит в своей берлоге, лапу посасывает. «Медведь одну лапу сосет да всю зиму живет», — так говорят в народе. Лиса и волк по лесу бродят, высматривают добычу. Барсук прячется в норе, а заяц — под кустами, «ведь родной куст и зайцу дорог». Как вы думаете, почему говорят: «Март и снегом сеет и солнцем греет?»

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • От авторов
  • Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к русской культуре
Из серии: Библиотека Воспитателя (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Рекомендуем использовать: «Перелетные птицы». 16 демонстрационных картинок с текстом. М.: ТЦ Сфера, 2018.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я