Книга посвящена воспитанию детей в духе русских культурных традиций. Основная цель издания – развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, специфике народной культуры. В пособии представлен народный земледельческий и праздничный календарь, на основе которого разработаны сценарии игровых обучающих ситуаций, а также досуговой деятельности. Содержание книги представлено в двух частях по месяцам, с сентября по август. В первой части приведены сценарии игровых обучающих ситуаций познавательного цикла и продуктивной деятельности, детских фольклорных праздников и досугов с сентября по февраль, во второй части – сценарии с марта по август, т. е. представлен весь цикл земледельческого календаря. Издание предназначено педагогам ДОО, а также студентам профильных вузов и колледжей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к русской культуре
Сентябрь
В древней Руси сентябрь называли зоревик, хмурень, ревун и вересень. Видимо, потому что в это время года еще по-летнему синее небо все чаще затягивали тяжелые дождевые тучи, лес по утрам содрогался от грозного рева «брачующихся» лосей, а вереск, словно назло непогоде, вдруг начинал цвести. Зоревником, зоревиком, зоревом, северняком называли и за то, что нередко бывает пасмурно, холодно.
Народные приметы
• Багровые зори — к ветрам.
• Если небо покраснеет в самое время восхода солнца, в тот же день будет дождь, а если очень рано покраснеет (до восхода солнца), то будет дождь ночью или на следующий день.
• Если заря очень скоро гаснет — к ненастью, в тот же день будет дождь.
• Если на западе облака, а при восходе солнца они разбегаются — будет сухая погода.
• Если утром небо облачно, а при восходе проясняется, в тот день дождя не будет.
• Если солнце восходит большим и как будто горит — будет дождь.
• Если сразу после восхода солнце заходит за облака — будет дождь.
• Если солнце восходит в тумане, днем будет тихо и душно.
Игровая обучающая ситуация «Хоть и холоден батюшка сентябрь — да сыт»
Задачи
Образовательные:
— формировать представление об осени на основе ознакомления с существенными признаками сентября, народным земледельческим календарем;
— расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх;
— развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.
Развивающие:
— активизировать речевую деятельность путем развития доказательной речи;
— учить фантазировать, используя в качестве основы игровую ситуацию, развивать образное представление.
Воспитательные:
— воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову;
— развивать эмоциональную сферу.
Словарная работа: сентябрь, жовтень, хмурень, заморозки; голубика, клюква, брусника, брусница, брусена, бруска; кафтан, тулуп.
Форма проведения речевой работы: беседа-диалог.
Оборудование: игрушка-самоделка «веселый кленовый листочек», предметные картинки с изображением ягод, грибов[1], изображения короба и плетеной корзины, муляжи (или наборы предметных картинок) овощей, фруктов, ягод, грибов, картинки с изображением крестьянина в кафтане и тулупе.
Дети (стоя в кругу)
Здравствуй, друг!
Как ты тут?
Улыбнись ты мне,
А я тебе.
Педагог. Давайте посмотрим в окно и поговорим о том, что видим. По каким изменениям в природе мы можем понять, что осень, как говорят, уже на пороге, то есть пришла?
Дети смотрят в окно, делятся своими впечатлениями. Педагог беседует с ними о том, что они видят за окном.
Вопросы для обсуждения
• Какая сегодня погода: солнечная или пасмурная, дождливая?
• Какое небо: чистое и синее или хмурое и серое?
• Когда вы шли в детский сад, вам было холодно?
• Посмотрите на деревья: что изменилось? (Появились желтые, красные листья, некоторые уже упали на землю.)
Педагог. Вот так незаметно к нам пришла осень.
Беседа продолжается на ковре, дети рассаживаются полукругом.
Педагог показывает надетый на руку «веселый кленовый листочек».
Я, ребята, сентябринка —
Паутинка-серебринка.
Листья крашу в яркий цвет,
Лучше красок в мире нет.
Поспевать велю плодам,
Урожай хороший дам.
Наступает первый месяц осени — сентябрь. Он еще несет остатки по-летнему теплых дней, но все больше проступают приметы осени. В древности сентябрь называли «жовтень» — за желтый цвет листвы, «хмурень» — за частое ненастье. Но хоть и холоден батюшка сентябрь — да сыт, недаром же говорят: «Что осенью руками соберешь, то зимой губами подберешь», то есть сыт будешь. А холода не за горами. Сентябрьское солнце, будто устав за долгое лето, все ближе к земле льнет. Дни становятся короче. Люди в селах заняты уборкой урожая. В народе говорят, что «сентябрь без плодов не бывает».
Педагог предлагает детям немного поиграть, подвигаться.
Игра малой подвижности «Овощи-фрукты»
Дети стоят в кругу. Педагог произносит название какого-либо фрукта или овоща, а дети выполняют следующие движения: если называется фрукт, они поднимаются на носочки, при этом тянут руки вверх; если называется овощ, дети приседают на корточки, обхватывают опущенную голову руками.
Педагог. Не только в садах, на полях и огородах убирали урожай, но и про щедрые богатства леса не забывали. До заморозков хорошо собирать грибы. Вкусны прохладные осенние ягоды: голубику, клюква, брусника.
Дети рассматривают иллюстрации с изображением этих ягод. Делятся своими впечатлениями о том, как они ходили в лес, какие ягоды собирали.
Брусника, брусница, брусена, бруска — название этой лесной ягоды связано со словом (глаголом), до сих пор сохранившимся в разговорной речи некоторых деревенских жителей — брусить, бруснуть, то есть, собрав кустик в горсть, сорвать разом все ягоды, растущие на нем. Брусника считается долгожительницей леса, так как отдельные ее кустики (экземпляры) доживают до 300 лет (средняя продолжительность «жизни» ягодного куста — около 100 лет). Задолго до рассвета поднимались люди в первые сентябрьские дни. Небо на востоке еще только серело, а уже спешили деревенские люди с коробами да корзинками к ближайшему лесу. А как не спешить: «Красна ягода поспела, земле кланяться велела». В сентябре и последние грибы в лесу собирали. Раньше так и говорили: «Тот, кто рано встает, — грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой».
Игра «Что в корзинке осень принесла?»
На столе лежит набор предметных картинок или муляжи. Из них дети по очереди выбирают то, что относится к дарам осени, и складывают в приготовленную корзинку. При этом они составляют краткий описательный рассказ о предмете.
Педагог. В середине сентября считалось, что «всяк корешок в свою пору вошел», поэтому «хозяйки — при коровке, девки — при морковке», а мужики по полям картошку копают. Все устали — а ну-ка, помаши целый день лопатой, да не разгибая спины, встань сотни раз на колени. Картошка — хоть и не барыня, да капризна, без земного поклона к ней не подступишься. Дети, а вам приходилось копать картошку?
Выслушиваются несколько коротких рассказов-воспоминаний тех детей, кому доводилось осенью в деревне, поле, на даче вместе с родителями копать картошку. Затем педагог предлагает детям поиграть.
Игра «Огородник и воробей»
Выбираются огородник и воробей, остальные образуют круг, берутся за руки. Огородник поет: «Эй, воробей, не клюй моих конопель, ни моих, ни своих, ни соседовых. Я за ту коноплю тебе ножку перебью». Огородник бежит ловить воробья. Дети его впускают в круг и выпускают из него, огородник может ловить его только за кругом. Поймав воробья, огородник меняется с ним местами или выбираются новые огородник и воробей.
Педагог. Итак, на календаре сентябрь уже последние странички листает. Мужик кафтан на тулуп меняет. Конец сентября — слякотное время, из дома нельзя выйти, «подола не подоткнув». Наступает пора Капустных вечеринок, длящихся две недели кряду. Все члены семьи без исключения с удовольствием готовятся к новой «засолочной» страде (работе). Соседки друг друга своими капустными блюдами угощают и новыми рецептами делятся. Сегодня и мы тоже попробуем сами приготовить салат из капусты по народным рецептам.
Педагог снова приглашает детей к окну.
Заканчивая нашу беседу о сентябре, я хотела бы снова обратить ваше внимание на деревья. Издавна в народе есть такая примета: «Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки — весна будет ранняя, зажелтеют снизу — поздняя». Посмотрите, какая весна ждет нас в новом году?
Дети высказывают предположения, обязательно обосновывая свое мнение.
Есть еще такие народные приметы: «Гром в сентябре предвещает теплую осень», «Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима», «Если листопад проходит скоро, зима будет холодная». У нас сентябрь еще весь впереди, постараемся быть наблюдательными.
По окончании беседы дети под руководством взрослых готовят салат из капусты по народному рецепту.
Рецепт салата «Зимний»
Белокочанную капусту нашинковать, слегка перетереть с солью. Редьку и морковь натереть на терке. Все овощи смешать, сбрызнуть уксусом, посыпать сахаром и солью, заправить майонезом или подсолнечным маслом.
Совместная творческая продуктивная деятельность «Рябина-именинница»
Задачи:
— знакомить детей с русскими народными женскими украшениями;
— развивать мелкую моторику при помощи изготовления бус из рябины;
— воспитывать произвольное внимание, аккуратность в работе;
— способствовать формированию действий пооперационного контроля.
Предварительная работа: рассматривание колосков овса; рассказ педагога об этом злаке; сбор ягод рябины.
Оборудование: иллюстрации с изображением девушек-крестьянок в народной одежде с украшениями, иглы, нитки, ножницы, ягоды рябины.
Педагог. По народному календарю 8 сентября посвящен Наталье-Овсянице, в народе этот день называют «овсяницами». В старину простые люди проводили Овсяницу очень весело. Косари, собравшиеся в этот день косить, приносили хозяину первый овсяный сноп в виде чучела и получали от барина подарки и угощения. Следующий сноп овса несли с песнями в свою избу. Ставили его под образа. Хозяин со своими работниками садился за стол, а хозяйка угощала гостей дежнем — толокном, замешанным на кислом молоке или на воде с медом, а потом угощала овсяными блинами.
Уходя, гости говорили: «За сладкий дежен и за сытные блины спасибо, хозяин с хозяюшкой!»
Где оканчивалась уборка овса, также последний овсяный сноп с песнями уносили с поля, считали: «К этому дню не выкосишь овес — намотаешься до слез», «Не вырастет овес — наглотаешься слез», потому что «не кони везут — овес везет». Деревенские жители заметили, что с 23 сентября начинала поспевать рябина. Она в этот день — именинница. День посвящали сбору рябины и калины. Примечали: «Большой урожай рябины — к морозу».
Загадки про рябину
В сенокос — горька,
А в мороз — сладка.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других