Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций. Часть 1

Сборник, 2019

Книга посвящена воспитанию детей в духе русских культурных традиций. Основная цель издания – развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, специфике народной культуры. В пособии представлен народный земледельческий и праздничный календарь, на основе которого разработаны сценарии игровых обучающих ситуаций, а также досуговой деятельности. Содержание книги представлено в двух частях по месяцам, с сентября по август. В первой части приведены сценарии игровых обучающих ситуаций познавательного цикла и продуктивной деятельности, детских фольклорных праздников и досугов с сентября по февраль, во второй части – сценарии с марта по август, т. е. представлен весь цикл земледельческого календаря. Издание предназначено педагогам ДОО, а также студентам профильных вузов и колледжей.

Оглавление

  • От авторов
  • Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к русской культуре
Из серии: Библиотека Воспитателя (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к русской культуре

Сентябрь

В древней Руси сентябрь называли зоревик, хмурень, ревун и вересень. Видимо, потому что в это время года еще по-летнему синее небо все чаще затягивали тяжелые дождевые тучи, лес по утрам содрогался от грозного рева «брачующихся» лосей, а вереск, словно назло непогоде, вдруг начинал цвести. Зоревником, зоревиком, зоревом, северняком называли и за то, что нередко бывает пасмурно, холодно.

Народные приметы

• Багровые зори — к ветрам.

• Если небо покраснеет в самое время восхода солнца, в тот же день будет дождь, а если очень рано покраснеет (до восхода солнца), то будет дождь ночью или на следующий день.

• Если заря очень скоро гаснет — к ненастью, в тот же день будет дождь.

• Если на западе облака, а при восходе солнца они разбегаются — будет сухая погода.

• Если утром небо облачно, а при восходе проясняется, в тот день дождя не будет.

• Если солнце восходит большим и как будто горит — будет дождь.

• Если сразу после восхода солнце заходит за облака — будет дождь.

• Если солнце восходит в тумане, днем будет тихо и душно.

Игровая обучающая ситуация «Хоть и холоден батюшка сентябрь — да сыт»

Задачи

Образовательные:

— формировать представление об осени на основе ознакомления с существенными признаками сентября, народным земледельческим календарем;

— расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх;

— развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.

Развивающие:

— активизировать речевую деятельность путем развития доказательной речи;

— учить фантазировать, используя в качестве основы игровую ситуацию, развивать образное представление.

Воспитательные:

— воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову;

— развивать эмоциональную сферу.

Словарная работа: сентябрь, жовтень, хмурень, заморозки; голубика, клюква, брусника, брусница, брусена, бруска; кафтан, тулуп.

Форма проведения речевой работы: беседа-диалог.

Оборудование: игрушка-самоделка «веселый кленовый листочек», предметные картинки с изображением ягод, грибов[1], изображения короба и плетеной корзины, муляжи (или наборы предметных картинок) овощей, фруктов, ягод, грибов, картинки с изображением крестьянина в кафтане и тулупе.

* * *

Дети (стоя в кругу)

Здравствуй, друг!

Как ты тут?

Улыбнись ты мне,

А я тебе.

Педагог. Давайте посмотрим в окно и поговорим о том, что видим. По каким изменениям в природе мы можем понять, что осень, как говорят, уже на пороге, то есть пришла?

Дети смотрят в окно, делятся своими впечатлениями. Педагог беседует с ними о том, что они видят за окном.

Вопросы для обсуждения

• Какая сегодня погода: солнечная или пасмурная, дождливая?

• Какое небо: чистое и синее или хмурое и серое?

• Когда вы шли в детский сад, вам было холодно?

• Посмотрите на деревья: что изменилось? (Появились желтые, красные листья, некоторые уже упали на землю.)

Педагог. Вот так незаметно к нам пришла осень.

Беседа продолжается на ковре, дети рассаживаются полукругом.

Педагог показывает надетый на руку «веселый кленовый листочек».

Я, ребята, сентябринка —

Паутинка-серебринка.

Листья крашу в яркий цвет,

Лучше красок в мире нет.

Поспевать велю плодам,

Урожай хороший дам.

Наступает первый месяц осени — сентябрь. Он еще несет остатки по-летнему теплых дней, но все больше проступают приметы осени. В древности сентябрь называли «жовтень» — за желтый цвет листвы, «хмурень» — за частое ненастье. Но хоть и холоден батюшка сентябрь — да сыт, недаром же говорят: «Что осенью руками соберешь, то зимой губами подберешь», то есть сыт будешь. А холода не за горами. Сентябрьское солнце, будто устав за долгое лето, все ближе к земле льнет. Дни становятся короче. Люди в селах заняты уборкой урожая. В народе говорят, что «сентябрь без плодов не бывает».

Педагог предлагает детям немного поиграть, подвигаться.

Игра малой подвижности «Овощи-фрукты»

Дети стоят в кругу. Педагог произносит название какого-либо фрукта или овоща, а дети выполняют следующие движения: если называется фрукт, они поднимаются на носочки, при этом тянут руки вверх; если называется овощ, дети приседают на корточки, обхватывают опущенную голову руками.

Педагог. Не только в садах, на полях и огородах убирали урожай, но и про щедрые богатства леса не забывали. До заморозков хорошо собирать грибы. Вкусны прохладные осенние ягоды: голубику, клюква, брусника.

Дети рассматривают иллюстрации с изображением этих ягод. Делятся своими впечатлениями о том, как они ходили в лес, какие ягоды собирали.

Брусника, брусница, брусена, бруска — название этой лесной ягоды связано со словом (глаголом), до сих пор сохранившимся в разговорной речи некоторых деревенских жителей — брусить, бруснуть, то есть, собрав кустик в горсть, сорвать разом все ягоды, растущие на нем. Брусника считается долгожительницей леса, так как отдельные ее кустики (экземпляры) доживают до 300 лет (средняя продолжительность «жизни» ягодного куста — около 100 лет). Задолго до рассвета поднимались люди в первые сентябрьские дни. Небо на востоке еще только серело, а уже спешили деревенские люди с коробами да корзинками к ближайшему лесу. А как не спешить: «Красна ягода поспела, земле кланяться велела». В сентябре и последние грибы в лесу собирали. Раньше так и говорили: «Тот, кто рано встает, — грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой».

Игра «Что в корзинке осень принесла?»

На столе лежит набор предметных картинок или муляжи. Из них дети по очереди выбирают то, что относится к дарам осени, и складывают в приготовленную корзинку. При этом они составляют краткий описательный рассказ о предмете.

Педагог. В середине сентября считалось, что «всяк корешок в свою пору вошел», поэтому «хозяйки — при коровке, девки — при морковке», а мужики по полям картошку копают. Все устали — а ну-ка, помаши целый день лопатой, да не разгибая спины, встань сотни раз на колени. Картошка — хоть и не барыня, да капризна, без земного поклона к ней не подступишься. Дети, а вам приходилось копать картошку?

Выслушиваются несколько коротких рассказов-воспоминаний тех детей, кому доводилось осенью в деревне, поле, на даче вместе с родителями копать картошку. Затем педагог предлагает детям поиграть.

Игра «Огородник и воробей»

Выбираются огородник и воробей, остальные образуют круг, берутся за руки. Огородник поет: «Эй, воробей, не клюй моих конопель, ни моих, ни своих, ни соседовых. Я за ту коноплю тебе ножку перебью». Огородник бежит ловить воробья. Дети его впускают в круг и выпускают из него, огородник может ловить его только за кругом. Поймав воробья, огородник меняется с ним местами или выбираются новые огородник и воробей.

Педагог. Итак, на календаре сентябрь уже последние странички листает. Мужик кафтан на тулуп меняет. Конец сентября — слякотное время, из дома нельзя выйти, «подола не подоткнув». Наступает пора Капустных вечеринок, длящихся две недели кряду. Все члены семьи без исключения с удовольствием готовятся к новой «засолочной» страде (работе). Соседки друг друга своими капустными блюдами угощают и новыми рецептами делятся. Сегодня и мы тоже попробуем сами приготовить салат из капусты по народным рецептам.

Педагог снова приглашает детей к окну.

Заканчивая нашу беседу о сентябре, я хотела бы снова обратить ваше внимание на деревья. Издавна в народе есть такая примета: «Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки — весна будет ранняя, зажелтеют снизу — поздняя». Посмотрите, какая весна ждет нас в новом году?

Дети высказывают предположения, обязательно обосновывая свое мнение.

Есть еще такие народные приметы: «Гром в сентябре предвещает теплую осень», «Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима», «Если листопад проходит скоро, зима будет холодная». У нас сентябрь еще весь впереди, постараемся быть наблюдательными.

По окончании беседы дети под руководством взрослых готовят салат из капусты по народному рецепту.

Рецепт салата «Зимний»

Белокочанную капусту нашинковать, слегка перетереть с солью. Редьку и морковь натереть на терке. Все овощи смешать, сбрызнуть уксусом, посыпать сахаром и солью, заправить майонезом или подсолнечным маслом.

Совместная творческая продуктивная деятельность «Рябина-именинница»

Задачи:

— знакомить детей с русскими народными женскими украшениями;

— развивать мелкую моторику при помощи изготовления бус из рябины;

— воспитывать произвольное внимание, аккуратность в работе;

— способствовать формированию действий пооперационного контроля.

Предварительная работа: рассматривание колосков овса; рассказ педагога об этом злаке; сбор ягод рябины.

Оборудование: иллюстрации с изображением девушек-крестьянок в народной одежде с украшениями, иглы, нитки, ножницы, ягоды рябины.

* * *

Педагог. По народному календарю 8 сентября посвящен Наталье-Овсянице, в народе этот день называют «овсяницами». В старину простые люди проводили Овсяницу очень весело. Косари, собравшиеся в этот день косить, приносили хозяину первый овсяный сноп в виде чучела и получали от барина подарки и угощения. Следующий сноп овса несли с песнями в свою избу. Ставили его под образа. Хозяин со своими работниками садился за стол, а хозяйка угощала гостей дежнем — толокном, замешанным на кислом молоке или на воде с медом, а потом угощала овсяными блинами.

Уходя, гости говорили: «За сладкий дежен и за сытные блины спасибо, хозяин с хозяюшкой!»

Где оканчивалась уборка овса, также последний овсяный сноп с песнями уносили с поля, считали: «К этому дню не выкосишь овес — намотаешься до слез», «Не вырастет овес — наглотаешься слез», потому что «не кони везут — овес везет». Деревенские жители заметили, что с 23 сентября начинала поспевать рябина. Она в этот день — именинница. День посвящали сбору рябины и калины. Примечали: «Большой урожай рябины — к морозу».

Загадки про рябину

В сенокос — горька,

А в мороз — сладка.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • От авторов
  • Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к русской культуре
Из серии: Библиотека Воспитателя (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Рекомендуем использовать: «Овощи»; «Фрукты»; «Ягоды»; «Грибы съедобные и несъедобные». 16 демонстрационных картинок с текстом. М.: ТЦ Сфера, 2018.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я