Дневник одного путешествия

Анатолий Семенович Власов

За все три недели пребывания на турецкой земле мы ни разу не мылись в горячем душе, да и вообще просто окунуться в Средиземное море нам посчастливилось спустя две недели нашего пути. Наши старые велосипеды ломались так часто и сильно, что мы часами их ремонтировали и еле двигались вперёд. Мы мокли под дождями, а по ночам замерзали в палатке. И в какие-то минуты доходило до отчаяния. А потом трудности вдруг стали нравиться, и меня это начало здорово заводить…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дневник одного путешествия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть первая (как всё начиналось и начало пути)

Единственное, что мне хотелось — это двигаться вперёд. Двигаться, несмотря ни на что. Я сидел на корточках на пустынной неприветливой турецкой земле и холодный ветер неприятно обдувал со всех сторон, спрятаться от него было некуда — вокруг одни поля, а серое низкое небо давило непонятным образом, казалось, вот-вот пойдёт дождь, и от всей этой гнетущей атмосферы становилось так тоскливо и даже жутко — ведь мы были очень далеко от дома и надеяться на помощь было нельзя. Но я понимал, что в данный момент, почти всё зависит только от меня. В руках у меня был ключ для спиц, и я отчаянно пытался отремонтировать заднее колесо на Антохином велосипеде. Его нужно было выправить — подтянуть и заменить сломанные спицы, а их в процессе ремонта обнаруживалось всё больше и больше. Я брался за спицу, начинал в неё вставлять ключ, а она вдруг оказывалась уже отломанной. Вот чёрт! Их оставалось так мало, и я в ужасе думал, что на этом колесе сложно будет просто ехать, а везти с собой ещё и тяжёлый груз… Как?! Как мы сможем ехать с таким колесом?! Спиц оставалось так мало, что мне не удавалось даже выправить восьмёрку на нём, что бы оно хотя бы не задевало за раму! Запасные спицы, что мы взяли с собой я давно уже все поставил, а пустого пространства в колесе становилось всё больше и больше. Да, не хватало много спиц… Сомнение и отчаяние кружились в моей голове, я старался не показывать вида и думал, неужели нам придётся вернуться из-за какого-то колеса?! Мы ведь были в самом начале нашего пути, и мы ничего не видели, кроме Стамбула и этих полей, которые сейчас нас окружали, и вернуться, это означало проиграть, не оправдать ничьих надежд; я представлял, как буду сгорать от стыда, когда меня будут расспрашивать о МОЁМ путешествии! «Ну как съездил?» «А почему так рано вернулся?» «Почему не проехал как хотел?» «И кто же в этом виноват?!» Да я виноват, кто же ещё! Такого возвращения мне очень не хотелось. Проделав такую работу и преодолев ТАКИЕ расстояния, истратив кучу денег и кучу сил, вот так вот бросить всё и вернуться домой из-за какого-то колеса?! Нет, только не это! Я ковырялся в колесе и повторял про себя как мантру: «Двигаться вперёд, нам нужно двигаться вперёд, ехать и ехать дальше, просто ехать, только не оставаться на одном месте, только ехать, хоть медленно и понемногу — ехать!»

Велосипед у Антона был старый. Не вот уж прям, но видавший виды «Турист» зелёного цвета с большим диаметром колеса и тонкими ободами. Он его купил прямо перед поездкой у нашего общего знакомого взрослого велотуриста и был уверен, что велик надёжный. Я тоже в это верил или просто хотел верить, так как у меня не было выбора, потому что из всех возможных компаньонов для поездки остался только Антон, да и его я «обрабатывал» уговорами и доводами чуть ли не за полгода до самой поездки. У меня-то у самого велик был старый, но проверенный жёсткими походами.

Н. Я. Платов мне как-то сказал, что для кого-то важно КУДА ехать, для кого-то С КЕМ ехать, для кого-то КОГДА. Лично для меня последний фактор малозначим, а первый, напротив, самый важный, как и для всех, а вот с КЕМ ехать — здесь да, у всех по-разному, но для меня этот пункт является одним из важных.

Антона я знал давно, у нас была общая компания, но друзьями мы никогда не были. При этом я был готов поехать с ним, потому как перебрал всех, и никто не смог составить мне компанию, и, хотя я знал, что у него полно минусов, всё равно я не жалею о своём выборе. До этого я уже путешествовал и в одиночку, и в группе, поэтому имел кое-какой опыт и представление обо всём и знал, ЧТО я хочу получить в итоге для себя от ВСЕЙ поездки в целом. Одиночное путешествие меня не пугало, но мне не хотелось ехать одному — я по натуре своей общительный и мне всегда хочется делиться эмоциями и живым общением непосредственно сразу, на месте, так сказать. Ехать тоже веселей в компании. Да и что бы просто было кому меня сфотографировать. Вот.

Если сказать тоже самое словами из какой-то умной книги, то «нам нужны рядом люди, хотя бы лишь для того, чтобы быть свидетелями нашей жизни». Да, я полностью с этим согласен, это действительно так и есть.

Опыт велопутешествий у меня уже был довольно хороший, и заключался он, главным образом, в том, что ездили мы в, так называемой, «автономке», ну то есть, это когда всё нужное, а бывает так, что и ненужное, везёшь с собой, включая ВСЮ еду и оборудование, чтобы можно было готовить горячую пищу на огне и спать в палатке. Это было, главным образом, потому что мы не могли себе позволить покупать продукты за границей, у нас просто не было денег — особенно в Европе, где очень дорогой хлеб (например, в Швеции, где я был годом ранее), а без хлеба я страдал и это единственное, что мы себе позволяли покупать, хотя некоторые велопутешественники даже умудрялись обходиться только сухарями вместо хлеба!

Ну так вот, представьте себе, сколько мы набрали с собой крупы, сухих пакетированных супов, консервов, сахара и сладостей в виде печенья, плюс масло и т. д. на ЧЕТЫРЕ недели! Багаж был ОЧЕНЬ тяжёлый!

Ночевали мы только в палатке — её, как и спальные мешки, тоже везли с собой. Единственное, чего нам не хватало, так это тёплой одежды — мы же ехали в тёплую страну, хотели продлить лето, хах — наивные! Это ведь был основной мой аргумент для того, чтобы уговорить Антона поехать — и он сработал, вот только его сильно разочаровала погода, да и не готов он был к таким трудностям, хотя, надо отдать ему должное, он всё-таки сумел перенести все тяготы и лишения нашего, отчасти, авантюрного похода.

Наш друг Миша, который провожал нас на Ж/Д вокзале, был в шоке, попытавшись помочь приподнять велосипед с загруженным на него велорюкзаком, и, хотя он неэмоционален, по нему было видно, что он сильно удивлён, и ни капельки не хотел бы оказаться на нашем месте.

Поэтому лишний вес и стал главной причиной поломки наших СТАРЫХ велосипедов.

14 октября 2000 года, суббота. День первый.

г. Сочи.

С утра на поезде приехали в Сочи, и сразу же двинулись в сторону моря. А там народ купается, ну и мы не удержались от соблазна: температура воды примерно 20—22 градуса, а вот на воздухе немного прохладно. Пляжи грязные и неуютные. Но само это ВСЁ…, ну, то есть Сочи и Чёрное море — это меня сильно впечатлило! Чистый пляж только около гостиницы «Жемчужина», летом вход там платный и стоит 50 или 100 руб., а сейчас свободный, но мы туда не пошли. Нам хотелось поскорее залезть в море — ведь его в Пензе нет, да и погодка дома уже далеко не летняя — осень давно уж на дворе. Для меня этот день вообще был очень значимым — ведь я ВПЕРВЫЕ оказался на нашем юге — на Черноморском побережье! Хотя главной нашей целью было попасть на Средиземное море.

Потом мы поехали на Морской вокзал, в кассу, узнать всё про билеты и про расписание — нам нужно переплыть в Турцию в г. Трабзон, а оттуда, по плану, должно начаться наше велопутешествие по всей Турции. Но тут выяснилось, что в данное время паромы туда не ходят, а ходят в Стамбул и не часто, а раз в неделю. Тут я начал «почёсывать репу», ну что же — значит, плывём в Стамбул, мы туда всё равно собирались ехать, я там собирался посмотреть на главную достопримечательность на нашем пути — Храм Святой Софии (Айя София). Это было наше первое отклонение от заданного маршрута и далеко не последнее, но как оказалось в дальнейшем — в этом и есть вся прелесть ПУТЕШЕСТВИЯ! Да и честно сказать, конкретного плана маршрута у нас не было: я хотел в Стамбул, потом петлять по дорогам в сторону моря, а Антон просто хотел на море! К тому же, в процессе пути выяснилось, что это нам только на руку, т.к. мы бы не смогли проехать ТАКОЕ расстояние по гористой местности от Трабзона в сторону Стамбула (более 1.000 км), да и смотреть там особо нечего, а на нашем новом маршруте, как оказалось, сосредоточено основное духовное и историческое наследие древних времён на территории теперешней хозяйки ВСЕГО ЭТОГО — Турции.

Ниже я ещё постараюсь вернуться к тому, что сейчас там хозяйничают турки.

Во второй половине дня мы поехали в Адлер на ночёвку к Ивашину, его координаты в Пензе дал мне Платов Н. Я. По дороге остановились на берегу моря, разожгли нашу походную печку и сготовили себе первый походный горячий обед. Солнце приятно припекало, было тепло, и мы снова полезли в море купаться. Начинался наш велопоход.

Ивашин — тренер по велоспорту, нас радушно принял. Ночевали мы у него в подвале велоклуба, где он жил вместе со своей молодой женой и с маленьким ребёнком.

Всего проехали приблизительно 30 км (на велосипедах разумеется).

15 октября 2000 года, воскресенье. День второй.

Едем на автобусе в горы к форелевому хозяйству (форель 100 руб. за 1 кг). А потом идём в горы — отличная прогулка для человека, живущего на равнине! В горах нашли дикорастущее дерево с грецкими орехами — я первый раз в жизни рвал и ел грецкие орехи прямо с дерева и был в первобытном восторге! А на обратном пути ещё нарвали и наелись груш и хурмы.

Я тогда ещё не знал и не предполагал, что это только начало нашего фруктово-овощного обжорства, которое будет продолжаться на протяжении всего нашего пути.

16 октября 2000 года, понедельник. День третий.

С утра на великах уезжаем обратно из Адлера в Сочи, дорога получается в 24 км до Морского вокзала. Покупаем билеты на паром до Стамбула и обратно; билеты мы взяли без питания и без страховки, за 4.500 руб. Билет с открытой датой, это нам на пользу, но минус в том, что паром ходит один раз в неделю.

Ночуем в клубе спортивного ориентирования (адрес нам дал Ивашин в Адлере, он же позвонил и предупредил их).

Вечером немного шёл дождь, но в остальные дни было солнечно, и мы довольные, потому что можно ходить в летней одежде.

17 октября 2000 года, вторник. День четвёртый.

Чёрное море.

Ну, наконец-то! Свершилось! Мы удачно садимся на паром — небольшое ржавое судёнышко под названием «Канин», пригнанного, как нам сказали, из Мурманского пароходства, и солнечным утром в 11.00 мы отплываем в Стамбул в сопровождении дельфина!

На самом деле эмоции тут зашкаливают, и так уже было и ещё будет не раз, во многих моих поездках и путешествиях, ведь всё дело в том, что подготовка начинается задолго: наверно, это чем-то схоже с тем, как «родить ребёнка»: подготовка (со всеми сложностями, нервозом и непонятками) — это беременность, а отплытие — это «роды», потому что начинается новый этап жизни — долгожданный! Сел на паром или в самолёт, поехал, полетел, поплыл — а на руках «родившийся ребёнок» — твоё путешествие, и ты заботишься о нём, чтобы оно получилось, выросло, созрело, состоялось, и ты волнуешься, переживаешь, стараешься всё сделать как можно лучше. Ну как-то вот так… Выдохнули, в общем, радуемся и кайфуем в предвкушении плавания, ведь нам предстоит переплыть всё Черное море!

Кстати, это не автопаром, может, поэтому, его и паром-то нельзя называть, не уточнял, обычный ОКЕАНСКИЙ пароходик с небольшим количеством неплохих кают. Ходит по вторникам в Стамбул, а обратно по субботам, именно на нём нам предстоит вернуться в Сочи. Садясь на судно, мы наблюдаем, как неторопливо, краном, загружают два мотоцикла «Индуро», позже мы узнали, что это швейцарские путешественники, пожилая семейная пара.

Легко штормит, 2 балла, и меня начинает понемногу подташнивать. Морская болезнь, наверное…

18 октября 2000 года, среда. День пятый.

Чёрное море.

Просыпаемся примерно в 11.00, а за окном, по левому борту, виднеется турецкий берег: далеко-далеко, в тумане на горизонте видно горные хребты. И так мы плывём вдоль него почти целый день, примерно в 20 км, и горы на берегу не прекращаются.

Погода пасмурная, солнце выглядывает лишь на мгновение, но ветер тёплый, и днём качает несильно, а к вечеру качка усиливается, и меня опять начинает подташнивать. Ещё вчера мне продуло ухо и болит половина головы. Днём мы спим и смотрим видеофильмы в кают-компании. Ещё я пообщался с теми самыми швейцарцами, которые путешествуют на мотоциклах. Периодически появляется небольшая стайка дельфинов, которая сопровождает нас некоторое время, за ними интересно наблюдать, когда они плывут совсем рядом, но это бывает лишь изредка.

Каюта у нас хорошая: просторная четырёхместная, со шкафом, умывальником и ковролином на полу. Ещё есть окно, которое открывается, но оно негерметичное, и, если будет дождь, то оно протечёт. Из единственного динамика играет музыка. На второй ярус кроватей есть лестница, она стоит у стенки и закреплена неплотно и, когда корабль наш начинает раскачивать чуть сильнее, лестница отскакивает со стуком «тыдыц-тыдыц», а потом через паузу возвращается «тадац-тадац». Мы лежим на кроватях и, когда молчим, то начинаем прислушиваться к стуку, я бы не сказал, что он сильно раздражал, скорее наоборот — звук нас веселил, потому что от скуки я начинал повторять стук лестницы, «пародировал его», Антоха подхватывал мои пародии, и, в конце концов, мы начинали ржать над всем этим. Хором повторяя — «тыдыц-тыдыц», «тадац-тадац»! Это говорит о том, что развлечений не было никаких, кроме просмотра кино, корабль маленький, ходить особо некуда. Я иногда уходил на корму, особенно после того, как поем, т.к. меня частенько подташнивало (но ни разу не вырвало), а на корме качка меньше, правда, там никого нет, лишь ветер дует, неуютно. Иногда мне давали таблетки от «морской болезни», и это помогало.

Насчёт еды. На питании мы сэкономили — готовили и ели то, что взяли с собой. У нас была газовая горелка, и мы зажигали её прямо в каюте, так как никто не ходил и не проверял, а нас в ней было только двое. Единственное неудобство — это качка, да и газ нужно было экономить, ведь впереди долгое путешествие. Поэтому Антон иногда ходил на камбуз за кипятком для чая.

Вот, кстати, один случай с чаем, который, к тому же, характеризует Антона.

Мы пообедали и не торопясь собирались попить чай. Занимаясь каждый своими делами, готовили и чай, все подробности я не помню, но они и не важны. Так вот. Антоха отлучился из каюты ненадолго, а я в это время докипятил котелок с водой и насыпал туда заварки (чайные пакетики тогда не практиковались), мелколистовой, как сейчас помню. Так как стола у нас не было, а котелок был весь, к тому же, закопченный, я поставил его на пол прямо посередине каюты, чтобы лучше видно было, на виду, короче, и накрыл миской, как положено, чтобы побыстрее заварился и чаинки все на дно осели. И улёгся ждать в предвкушении, пока чай заварится. Тут заходит Антон и со словами: «А эт чё за фигня стоит посередине!?» — лихо бьёт по котелку с чаем ногой! Котелок катится по каюте — чай весь разлит. Заварка мелколистовая хорошо застряла в ещё не затертом ворсе ковролина… Попили чайку. Вот небольшая зарисовка к портрету Антона.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дневник одного путешествия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я