История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг

Владислав Масяж

Настоящее издание посвящено истории польской диаспоры в Тобольске – от первых упоминаний о появлении поляков в Сибири в конце XVI века до середины 20-х годов XX века. Используя архивные материалы, автор восстанавливает историю создания римско-католического прихода в Сибири. Книга адресована широкому кругу читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

4. Первые католические ксендзы в ссылке в Западной Сибири

Кибитка в путешествии по Сибири, 1875 г. Мейгнан Виктор, De Paris a Pékin, Рагу 1885 г.

Согласно «списка» Белькура среди этой многотысячной толпы ссыльных конфедератов,, в ссылке находилось 10 католических ксендзов: Длугошевский, капеллан Жичиский; Длугошевский Шчепан, капеллан Рачинский; Хрыцевич Фелициан, живший в Тобольске; Марек Яндалович, кармелит из Бара; Шумлянский Миколай, базилианин; Шамкевич Антони (Анзельм) из ордена бенедиктинцев; Томашевский Франчишек, бенедиктинец; Тышкевич Ян из Ходоркова, капеллан униатский. Все ксендзы-конфедераты возвратились из ссылки на родину.29

Очередную группу поляков, которая была выслана в Сибирь, составили участники восстания под руководством Костюшко. Среди ссыльных в Тобольской губернии оказались в 1795 г.: епископ Киевский Михал Юзеф Павлуцкий (ум. в 1801 г.), приор Силич в Ялуторовске; ксендз каноник Куликовский в Тобольске; ксендз Салмонович в Сургуте и наиславнейший из них ксендз Юзефат Охоцкий, базилианин, аббат Овруцкий, воспоминания которого опубликовал в 1857 г. Ю.И. Крашевский.30 Из них узнаем, что сам аббат пребывал в Туринске, в 460 верстах на запад от Тобольска, с 28.04.1795 г. Ксендз Охоцкий очень тепло описывает свое пребывание, где повсюду встречала его доброжелательность и сердечность. Он жил в дружбе с городской элитой, а на второй год своего пребывания учил бескорыстно внучку полковника Панаева французскому и итальянскому языкам. Панаев был главой Туринской волости. Ксендз Охоцкий встретил здесь несколько земляков, которые женились и жили там постоянно, имея добротные дома и занимаясь торговлей: Лукашевич (самый из них богатый), Юхновский, Бродовский и Пиотровский. Ксендз Охоцкий утверждал, что подобное было в других селениях и городах. Он изучил уезд, так как столовался у городничего Испаучина, который, объезжая уезд, забирал его всегда с собой. Возвращаясь из ссылки, ксендзы Охоцкий, Куликовский и Силин ожидали в Тобольске целый месяц возвращающихся из более отдаленного Березово графа Дзялынского и из Сургута Салмоновича. Здесь губернатор Александр Г. Толстой (он был губернатором в 1795-1797 гг.) и вице-губернатор Кошелев (был губернатором в 1798-1801 гг.) приняли их радушно, снабдили в дорогу. «Мы были приняты человечными и гостеприимными здешними чиновниками и жителями города; несколько раз были мы также у ксендза архиерея, на торжественные богослужения которого мы попадали».31

Воспоминания Охоцкого являются исключением в польской ссыльной литературе, главное с его точки зрения — это заряд доброты, какую испытывал он и его земляки в Тобольской губернии. Нельзя удивляться вопросу Михала Яника в 1928 г. — неужели Туринск был одним из счастливых исключений?

Столь же тепло описывает свое пребывание в Тобольске возвращающийся из ссылки на Камчатке генерал Юзеф Копеч.32

Командовал он бригадой польских войск, временно располагавшихся между Житомиром и Овручем, откуда после вспышки восстания под руководством Костюшко прибыл с бригадой под Мачейовице. Раненый в битве, взятый в плен, осужденный на ссылку в Сибирь вместе с Игнацы Дзялыньским, ксендзом Куликовским, аббатом Юзефатом Охоцким, Яном Миколаем Оскерко и Якубом Павшей. Постановление о ссылке подписала Екатерина II 20 июня 1795 г. Все прибыли в Тобольск, откуда были разосланы к местам пребывания. По дороге в ссылку к Копечу присоединили доминиканца Раковского ксендза Булхака. Генерал Игнацы Юзеф Дзялыньский (1754-1797 гг.) был сослан на далекий север в Березово, где пребывал полтора года.33 Епископ Павлуцкий и ксендз Куликовский остались в Тобольске. Ксендза Салмоновича, приходского священника из Литвы, сослали в Сургут. Всех сосланных за время правления Екатерины II освободил указ царя Павла I от 29.11 (10.12) 1796 г. Возвращаясь из ссылки в Якутск, Ян Миколай Оскерко (1735-1796 гг.), посланник на Сейм Великий, блюститель литовский, сосланный в 1793 г. за неподписание конфедерации Тарговицкой, встретился в Иркутске с единственным, тоже сосланным в Сибирь, сыном Домиником. По дороге на родину Оскерко умер в Тобольске, где жена с семьей воздвигла ему на городском кладбище памятник из белого мрамора.34

Генерал Копеч два года содержался под строгой охраной на Камчатке, где еще помнят известный побег конфедерата барского М.А. Беневского в 1771 г. Копеч, возвращаясь в 1799 г. на родину, заболел в Тобольске и задержался здесь несколько дольше.

По дороге в Тобольск он восхищался очарованием Барабинской степи, а о Тобольске вспоминал, что город был достаточно людный и торговый, большой и растянутый в месте слияния двух рек, Тобола и Иртыша, и всюду были заметны следы разорений Пугачева. Город Тобольск и окрестности были полны ссыльных лиц, отличающихся происхождением, воспитанием, высокой степенью самообладания, «но эти исключительные права ничего там не прибавляют, где неволя и нужда всех уравняла». Упоминает он, что посетили его ссыльные из Литвы и Волыни: Кондратович, Грабовский и Пажджерский. Были они сосланы уже при царе Павле I за содействие эмиграции и легионам Домбровского, подобно как Стшелецкий с Подола и Каминский, сосланный на поселение в Березово. Генерал Копеч необычно тепло вспоминает тобольского губернатора Кошелева, оценивая его как человека высокой моральности, справедливого и человечного, от которого поляки видели много добра. Сам Копеч многократно обедал у него, и ему было пожертвовано на дорогу 300 рублей, которые при возвращении домой Копеч выслал.35

Среди ссыльных конца XVIII века, во времена царя Павла I, времени первых подпольных организаций и поддержки легионов, образованных в Италии, наиболее выдающимся был ксендз Фаустын Чечерский, приор доминиканцев виленских (1760-1832 гг.). Он был связан с Львовским подпольем, арестован и осужден в 1797 г. на Нерчинскую каторгу вместе с 12 соотечественниками. С ксендзом Чечерским были сосланы еще два ксендза: Аурелиан Домбровский, трынитаж из монастыря в Берестечке, и Вацлав Зюлковский, бернардинец из Вильно. Хотя они только проезжали через Тобольск, нужно вспомнить и о них, так как они были первыми духовными лицами, которым в С. — Петербурге был вынесен приговор о лишении прав. Услужливый властям Митрополит римско-католический всей России Бохуш Сестшеньцевич в костеле, во время специального богослужения 4 декабря 1798 г., снял с них капелланское посвящение. Все три капеллана, лишенные духовной одежды, униженные в костеле, очень тяжело переживали это. Ксендз Чечерский, добираясь в ссылку с товарищами, задержан был на несколько дней в Тобольске, где остались из их партии: Франчишек Пажджерский и Станислав Кондратович, профессор Главной Школы из Вильно, сосланный на проживание в тобольскую губернию. Так же позитивно Чечерский отзывался о тобольском губернаторе Кошелеве.

Ксендз Чечерский записал, что в Тобольске видел во сне место будущего своего проживания. По прибытию в Нерчинск он увидел такое помещение в действительности.36

Поляков, сосланных при Павле I, освободил указ Александра I от 15(27) марта 1801 г.

С Тобольском была связана красивая сибирская легенда о капеллане, капуцине о. Елизеуше Гленбоцком из Ущчилуга, называемом в литературе «Отцом Утешителем», который якобы после 40-летнего страннического пастырского служения в Сибири умер в Тобольске в 1798 г. Легенду о нем распространил в 1843 г. ксендз Станислав Шантыр «для поддержания сердец» ссыльных, а записал ее во второй половине XIX века капуцин Краковский о. Вацлав Новаковский, сосланный после 1864 г. в Тунку. Новейшие исследования о. Ю. Гадача доказали, что прототипом ксендза Гленбоцкого был капуцин о. Елизеуш Шутц, чешский немец, который вел пастырскую работу как приходской священник апостольский на Кавказе и в Херсоне в 1771-1798 гг. Нужно, однако, вспомнить об этой легенде, которая в свое время сыграла, без сомнения, позитивную роль в распространении набожности среди ссыльных. Однако я отыскал в архивном документе упоминание о том, что в 1855-1862 годах в Ишимском округе, а потом в Тобольске появился ссыльный Юзеф или Алоизий Гленбоцкий, выдающий себя за ксендза капуцина. Тобольский приходской священник ксендз Антоний Анкудович покровительствовал ему в 1857-1862 гг., безуспешно пытаясь оказать помощь через МВД.37

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

29

А. Краусхар. Конфедераты барские… с. 69-70. Сомнения, касающиеся пребывания кс. Марка в ссылке, выразил В. Смоленский в рассуждении, Ксендз Марк, чудотворец и пророк конфедерации барской. — Афины, 1886, т. II, с. 129.

30

Воспоминания Яна Дуклана Охоцкого (Оставшиеся после него рукописи переписаны и изданы Ю.И. Крашевским). — Вильно, 1857, т. I — II,

31

Там же, т. I-II, с. 29-31,431,437-440,448; Дневник Юзефа Копча. — Вроцлав, 1995, с. 35,21-214,263; М. Яник. История… с. 77-84; Тобольский хронограф… с. 210.

32

Дневник Юзефа Копча…с. 35, 213; Ф. Чечерский. Правдивые истории, произошедшие с возвращающимся в 1801 году из Сибири поляком. — Вроцлав 1998, с. 236 Пор.: М. Яник. История… с. 74, 80.

33

С. Кеневич. Дзялынский Игнацы Юзеф. ПСБ, т. VI. — Краков, 1946, с. 80; Е. Хелениуш. Национальные воспоминания, с. 392; Там же, т. 1, с. 499.

34

Дневник Юзефа Копчя… с. 35, 279; Воспоминания Константы Волицкого. — «Рух Литерацки», 1876, № 18, с. 288.

35

Дневник Юзефа Копча… с. 213-215.

36

Дневник Юзефа Копча…с. 35, 213; Ф. Чечерский. Правдивые истории, произошедшие с возвращающимся в 1801 году из Сибири поляком. — Вроцлав 1998, с. 236 Пор.: М. Яник. История… с. 74, 80.

37

Обратил мое внимание на это критические замечание о. Роланд Прейс в письме к ред. «Пшеглонда Повшехнего» от 30.11.1998 г. См.: Кс. Шантыр. Известия о деятельности костела и католической религии в странах, подвластных российскому господству. — Познань, 1843, т.1, с. 95-98; Ю.Л. Гадач. Легенда об Элезеуше Гленбоцком. «Кошалинско-Колобжегские Епархиальные известия», 1981, № 11, с. 350-352; О.В. Новаковский. О. Элезеуш из Ущчилуга, капуцин в Сибири. — Краков, 1889. Накл. «Часу»; М. Яник. История… с. 70-71; РГИА, Ф. 826, оп. 3, д. 75, к. 108-119, 172-173.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я