Настоящее справочно-методическое издание предназначено предпринимателям, менеджерам и специалистам, стремящимся системно, детально и планомерно изучать цифровую экономику и применять знания на практике для эффективного управления целями, ресурсами и процессами цифровой трансформации. Она знакомит с базовыми суждениями, заключениями, выводами, утверждениями и гипотезами, предлагает набор терминов и их связь, а также логику описания тематических элементов знаний и компетенций о цифровой экономике.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление цифровой трансформацией. Основные тезисы и понятия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Теория управления цифровой трансформацией
Управление цифровой трансформацией — это деятельность, связанная с новыми принципами, подходами и инструментами, направленная на получение практически значимого результата.
Она призвана не только решить внутренние проблемы экономического субъекта или исполнить поставленные задачи, но и одновременно предоставить наилучшее ценностное предложение внешнему клиенту — потребителю. Цифровая трансформация — это соответствие новым условиям, перспективам и рискам цифровой экономики. А в новой экономической реальности ключевую роль играет информация, как сильнейший фактор производства. И для работы с информационными потоками, выраженными разнородными массивами данных, как в связи с их количественным ростом, так и в связи с ростом требований по качеству, активно разрабатываются и развиваются информационные технологии особого уровня. Это способствует появлению нового класса информационных систем — цифровых платформ. Они в свою очередь стали основой для быстрого изменения — преобразования экономических отношений. В ряде секторов и отраслей экономики — где информационный фактор производства оказался наиболее выражен, а выход цифровых платформ на рынки удачным — произошли и продолжают происходить кардинальные перемены, серьезно затрагивающие структуру, формат и состав рынков.
Предмет изучения теории менеджмента и особенности информационных технологий обусловили выделение специализированной теории управления цифровой трансформацией. Отмечается её предельная практическая направленность и высокая степень структурности и связанности. Характерное влияние на неё оказывает потребность учитывать динамичные изменения внешней и внутренней среды, а также усиление глобальной конкуренции бизнеса на всех уровнях. Приходится пересматривать традиционные подходы в менеджменте, чтобы учитывать и эффективно реагировать на вызовы цифровой экономики, выстраивая из наилучших доступных инновационных технологий архитектурно целостные и сбалансированные многокомпонентные и высокопроизводительные цифровые продукты и сервисы.
Управление цифровой трансформацией — специализация менеджмента, связанная с задачами эффективного проектирования, создания и развития упорядоченного множества цифровых продуктов и сервисов особого класса в новых экономических условиях.
Исходным тезисом, квалифицирующим целостное направление менеджмента в целях настоящей публикации и позволяющим дифференцировать основные тезисы и понятия с учетом авторской точки зрения, является следующее утверждение:
В цифровой экономике потребитель получает необходимые ему блага в автоматизированном или автоматическом режиме используя специальные информационные системы.
Следствие исходного тезиса — это исходный фактор цифровой экономики:
Появление в экономике специальных информационных систем — цифровых платформ — оказывает на систему экономических отношений кардинальное преобразующее влияние.
Опираясь на исходные тезис и фактор допустимо предложить определения для таких понятий, как цель, объект и предмет изучения теории управления цифровой трансформацией.
Объект теории управления цифровой трансформацией — это управление как вид деятельности направленный на спланированное, последовательное, контролируемое и корректируемое цифровое развитие целевого объекта или взаимосвязанных объектов (сложносоставного целевого объекта).
Предметами изучения теории управления цифровой трансформацией являются:
— сущность управленческих отношений, как профессионального взаимодействия участников команды по поводу их совместной работы над цифровым проектом или проектами;
— механизмы управления цифровой трансформацией и её регулирование;
— механизмы целевой организации и регулирования, в том числе способы и средства самоорганизации и саморегулирования при реализации цифровых проектов;
— технологии и методика процесса управления цифровой трансформацией;
— структурные элементы системы управления цифровой трансформацией;
— общие и частные принципы и методы управления цифровой трансформацией;
— системы рисков и факторов изменений, оказывающих влияние на цифровое развитие и реализацию цифровых проектов.
Организационная система — лицо или группа лиц, совместно выполняющие определенную работу и реализующие установленные функции в отношении объекта (или системы объектов — сложносоставного объекта), для достижения поставленных целей.
Целевой объект организационной системы — объект (или система объектов — сложносоставной объект, в отношении которого (которой) организационная система осуществляет определенную работу и реализует установленные функции для достижения поставленных целей.
Объект цифровой трансформации — объект (или система объектов — сложносоставной объект), в отношении которого (которой) организационная система осуществляет работу по его (её) цифровой трансформации и реализует соответствующие трансформирующие функции.
Объект управления цифровой трансформацией — организационная система, в отношении которой осуществляется работа по её цифровой трансформации и реализуются соответствующие трансформирующие функции в связи и в согласовании с цифровой трансформацией объектов, являющихся целевыми для этой организационной системы.
Субъект цифровой трансформации — лицо или группа лиц, воздействующие на объект (или систему объектов — сложносоставной объект) с целью осуществления его (её) цифровой трансформации.
Субъект управления цифровой трансформацией — лицо или группа лиц, воздействующие на организационную систему с целью осуществления её цифровой трансформации в связи и в согласовании с цифровой трансформацией объектов, являющихся целевыми для этой организационной системы.
Перечень типов объектов цифровой трансформации:
— объект (физический или информационный, простой или сложносоставной);
— событие (как совокупное состояние связанных объектов);
— процесс (поток работ, как взаимодействие связанных объектов);
— задача (выраженная набором действий, операций и требуемым конечным результатом или совокупным целевым состоянием связанных объектом);
— функциональная подсистема (функциональный слой бизнес-модели);
— бизнес-модель;
— индустрия в целом или её отдельный сектор;
— рынок в целом или его отдельный сегмент;
— вид деятельности (в том числе социальные услуги и работы, государственные и регулирующие функции, корпоративное управление и инвестиции);
— юрисдикция (государственный и межгосударственный контур управления, обособленный экономически, нормативно, ценностно, информационно, культурно).
В упорядоченном списке приводится описание восьми типов объектов цифровой трансформации в порядке возрастания объема усилий (ресурсов, времени, инвестиций, компетенций) адекватных для реализации соответствующего типа цифровых проектов:
1. ОБЪЕКТ ИЛИ СОБЫТИЕ
Оцифровка составляющих объект или событие элементов и опциональное связывание их с автоматизированными процессами, участником которых объект или событие является.
Результат цифровой трансформации: оцифрованный объект (цифровой двойник физического объекта или виртуальный информационный объект).
Применяемый реинжиниринг: инвентаризация и реинжиниринг объекта.
2. ПРОЦЕСС ИЛИ ЗАДАЧА
Автоматизация всех исполняемых действий процесса или задачи и оцифровка всех объектов, задействованных в процессе или задаче.
Результат цифровой трансформации: автоматизированный процесс или задача (цифровой двойник процесса или задачи).
Применяемый реинжиниринг: реинжиниринг 1-го порядка процессный.
3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА (функциональный слой бизнес-модели)
Комплексная автоматизация всех процессов подсистемы, оцифровка вовлеченных объектов и выстраивание сквозных платформенных решений или их частей, включая обеспечивающие программные внутренние решения.
Результат цифровой трансформации: цифровая модель функционального слоя (подсистемы).
Применяемый реинжиниринг: реинжиниринг 2-го порядка функциональный.
4. БИЗНЕС-МОДЕЛЬ
Поэтапная автоматизация всех функциональных подсистем и оцифровка бизнес-объектов на основе интегрированных между собой цифровых платформ и платформенных решений собственных, партнерских и контрактуемых.
Результат цифровой трансформации: цифровой бизнес (оцифрованный бизнес).
Применяемый реинжиниринг: реинжиниринг 3-го порядка системный.
5. ИНДУСТРИЯ (в целом или отдельный её сектор)
Формирование цифровой экосистемы, включающей интегрированные между собой отраслевые цифровые платформы.
Результат цифровой трансформации: цифровая экосистема или отраслевая цифровая платформа (оцифрованная индустрия или её сектор).
Применяемый реинжиниринг: реинжиниринг 4-го порядка индустриальный.
6. РЫНОК (в целом или отдельный его сегмент)
Формирование цифровой экосистемы, поставляющей платформенные решения для разных сегментов потребителей на определенном рынке.
Результат цифровой трансформации: цифровая экосистема или комплексное платформенное решение (оцифрованный рынок или его сегмент).
Применяемый реинжиниринг: реинжиниринг 4-го порядка экосистемный.
7. ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (область или регион деятельности)
Развертывание одной или нескольких связанных цифровых платформ, поставляющих платформенные решения для лиц, осуществляющих целевой вид деятельности, и лиц, потребляющих результаты этого вида деятельности.
Результат цифровой трансформации: цифровая экосистема или цифровое пространство (оцифрованная деятельность).
Применяемый реинжиниринг: реинжиниринг 4-го порядка комплексный.
8. ЮРИСДИКЦИЯ
Развертывание цифрового пространства из связанных между собой цифровых экосистем находящихся под функциональным, технологическим, социальным, экономическим и правовым регулированием, анализом, контролем и координацией со стороны государственных органов и гражданских объединений.
Результат цифровой трансформации: цифровое пространство или цифровая юрисдикция (цифровое государство, цифровое общество).
Применяемый реинжиниринг: реинжиниринг 5-го порядка эволюционный.
Рисунок 2. Очередь цифровой трансформации и три стадии цифровой специализации.
Как для теории менеджмента в целом, так и для теории управления цифровой трансформацией, верны следующие утверждения.
Управление — это целенаправленный процесс, реализуемый непрерывно во времени и пространстве, основанный на профессиональном анализе, разработке и постановке достижимых и релевантных целей.
Качество управления определяется соответствием полученного результата ранее определенным целям.
Задачи науки управления включают создание, систематизацию, распространение и улучшение знаний о том, как осуществлять управленческую деятельность.
К основным функциям управления относятся: целеполагание, мотивация, коммуникация, обучение, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, учет и контроль, принятие решений.
Под методами управления следует понимать способы выполнения функций управления.
Таблица 2. Матрица проблем и барьеров эффективного управления цифровой трансформацией.
Совокупность знаний теории управления цифровой трансформацией целесообразно разделить на три тематических блока: процессный, ресурсный и клиентский.
Процессный блок объединяет знания: об основных и обеспечивающих процессах и процедурах; об управленческих отношениях; о системах реализации и автоматизации процессных и потоковых моделей; о механизмах и событиях управления, в том числе с точки зрения методологии цифровой трансформации, как процесса кардинальных преобразований.
Ресурсный блок объединяет знания: о базовых элементах и задачах; о принципах и сути применяемых технологий; об информационной и научной основе управления цифровой трансформацией, в том числе исходные концептуальные схемы и модели, позволяющие объяснить ключевые и наиболее полезные факты, события, явления цифровой экономики.
Клиентский блок объединяет знания: о потребностях и потребителях; о моделях и способах удовлетворения потребностей; об отношениях и коммуникациях с прямыми, косвенными и потенциальными клиентами; о значении и сути цифровых продуктов и сервисов, включая выстраивание проектной работы и формирование стратегии, направленной на удовлетворение нужд внешних клиентов и внутренних участников целевой бизнес-модели.
Исходя из намерения собрать целостную семантическую модель знаний и компетенций управления цифровой трансформацией предлагаемые три блока знаний рассматриваются как три аспекта исследования и разработки, проясняющие и описывающие темы, задачи и проблемы цифровой экономики.
Процессный блок — это аспект, рассматривающий изучаемую тему и решаемую задачу исходя из вопросов: как это работает, как сделать и как использовать, как организовать работу (рабочий процесс).
Ресурсный блок — это аспект, рассматривающий изучаемую тему и решаемую задачу исходя из вопросов: что это, из чего состоит, какие структурные элементы содержит и для каких целей.
Клиентский блок — это аспект, рассматривающий изучаемую тему и решаемую задачу исходя из вопросов: для кого, зачем это сделано, в чем ценность и польза, как улучшить, как и зачем эффективно взаимодействовать с потребителем и получать полезную обратную связь.
Каждый блок удобно разбить на три уровня:
— начальный уровень — выделяет, описывает и фокусируется на исходных (базовых) объектах, событиях, фактах, на элементном и структурном составе, на декомпозиции и синтезе отдельных составляющих систем и моделей;
— целевой уровень — выделяет, описывает и фокусируется на целевом состоянии, на смыслах, достижениях, замыслах, задачах и требованиях, на параметрах, атрибутах и значимом контексте результата, на вариативности и методах выбора предпочтений и линии поведения;
— управленческий уровень — выделяет, описывает и фокусируется на взаимодействии и отношениях разного уровня и качества, на связях исходных и целевых элементов, на комбинациях и изменениях, на процессах, регламентах и процедурах, на допустимых воздействиях и способах принятия решений.
Деление трех тематических блоков на три уровня образует предметную матрицу теории управления цифровой трансформацией.
Матрица объединяет девять тематических разделов. Дальнейшая последовательность изложения основных тезисов и понятий организована по этим разделам и методически разворачивается от центра указанной матрицы по спирали по часовой стрелке. Проследить порядок позволяет обозначенная нумерации в квадратах. Каждый тематический раздел состоит из тезисов, ключевых концептов (суждений, выводов, гипотез) и определения терминов. Понятия в тематическом разделе условно сгруппированы в виде двух наборов: основного (I) и вспомогательного (II).
Таблица 3. Предметная матрица теории управления цифровой трансформацией.
Содержащиеся в настоящем издании понятия допускают различные толкования с учетом контекста применения. Но в данной публикации приводятся определения терминов, наиболее точно соответствующие целям, задачам, функциям и методам управления цифровой трансформацией с точки зрения автора (см. «Управление цифровой трансформацией. Точка зрения»). При этом предполагается, что они не вступают в противоречие между собой, а составляют общий связанный актуальный предметный специализированный тезаурус.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление цифровой трансформацией. Основные тезисы и понятия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других