Теория доминирования

Владината Петрова, 2012

В книге излагается новый метод, позволяющий прогнозировать судьбу любого человека (выбор спутника жизни, профессии, жизненного предназначения и способа самореализации). Это практическое руководство по управлению собственной судьбой, объясняющее, почему жизнь каждого конкретного человека складывается так, а не иначе. Читатель найдёт в ней разгадки тайн судьбы многих известных людей, советы, как добиться успеха в разных сферах жизни самому и помочь своим знакомым.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория доминирования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Как передаётся ненормальное поведение

В последнее время по разным изданиям кочует сенсация, начало которой положила статья в газете «Аргументы и факты» № 38 от 21.09.2005 г. «Шизофрения — как простуда. Заразна».

В статье излагалась точка зрения психиатра, доктора медицинских наук Этелия Казанца. «Впервые об инфекционном происхождении шизофрении психиатр Казанец задумался в начале 70-х, когда работал в НИИ психиатрии Минздрава. Как-то он услышал историю об одной девушке. Та жила в коммунальной квартире и якобы заразилась шизофренией от своей подруги. Сначала ученый отнёсся к этому с недоверием, но, проанализировав статистику более чем по 40 домам в районе станции метро «Измайловская», получил неожиданные результаты: в тех квартирах, преимущественно коммунальных, где проживали страдающие шизофренией, заболевают примерно 10% людей, вольно или невольно общающихся с ними… Значит, заболеваемость зависит от близости к шизофренику и продолжительности контактов с ним. Напрашивался вывод: шизофрения — заболевание заразное… Заражение происходит воздушно-капельным или воздушным путем».

Коллеги, разумеется, советовали доктору помалкивать о своих наблюдениях и «не позориться», но Казанец не удержался и выступил сначала на представительном столичном форуме, а потом и в зарубежной печати. Результатом было то, что в 1979 году ему предложили уволиться из Института судебной психиатрии им. Сербского. На протяжении 10 лет Казанец зарабатывал частной практикой, затем уехал в США, но уже через полгода вернулся, чтобы снова доказывать свою правоту.

«Наиболее уязвимы к заражению шизофренией подростки в период полового созревания, — рассказывает Этелий Казанец. — Как правило, заражение происходит в школе, а проявляется позже, лет в 20 с небольшим. После 25 лет факты заражения уже редки. (Здесь и далее выделено мной. — В.П.) Контакт с больным должен быть постоянным и длительным — на протяжении нескольких лет, хотя не обязательно близким. Судя по всему, опасность таит и общение с носителями вируса — членами семьи, в которой живет больной… Чтобы не заразиться, больные должны быть максимально изолированы от окружающих. Но не надо устраивать гетто. Нужно подбирать для них работу, не сопряженную с постоянными контактами с другими людьми, обеспечивать изолированным жильем. По моему убеждению, шизофрению можно извести стопроцентно…»

Другой доктор наук, Исаак Гурович, прокомментировал версию Казанца следующим образом: предположения об инфекционной природе сумасшествия уже выдвигались, например, в 50-е годы прошлого века обсуждалась его вирусологическая природа, но научно эти предположения подтверждены не были, а «что касается скученности больных шизофренией в некоторых домах: когда-то главврачи психоневрологических диспансеров входили в комиссии по распределению жилплощади и добивались улучшения условий для своих больных. И порой появлялись дома, где оказывалось очень много наших пациентов». Тем не менее, сенсация была подхвачена другими изданиями, которые отнеслись к идее Этелия Казанца с бóльшим доверием.

На мой взгляд, на самом деле, механизм передачи ненормального поведения таков. Самый сильный инстинкт у человека — это инстинкт самосохранения. Поэтому он прежде всего перенимает у окружающих те черты поведения, которые позволяют последним, грубо говоря, «побеждать других» или, выражаясь в терминах психологии, доминировать. Особенно это справедливо в отношении детей. Ребёнок копирует поведение не всех своих родственников, а только доминирующего — того, с кем другие, как ему кажется, «не могут справиться». Причем копирует он далеко не всё, а лишь то, что, по мнению ребенка, даёт тому власть над другими людьми. Если среди ближайшего окружения оказывается человек с ненормальным поведением (из-за душевной болезни или попросту из-за развинченности и самодурства), ребёнок видит, что другие члены семьи ничего поделать с этим человеком не могут и даже боятся его и потакают его прихотям. Это убеждает ребёнка в том, что вести себя ненормально может быть выгодно. Тот же самый механизм действует при якобы генетическом наследовании отрицательных черт характеров.

Например, если доминирующим лицом в семье является пьющий отец, перед которым все остальные «на цыпочках ходят», боясь, что в пьяном виде он их поколотит, следует ожидать, что сын или дочь также будут употреблять спиртное, считая это проверенным средством запугивания окружающих. Если мать ребёнка прощает любые прегрешения своему неоднократно сидевшему мужу, чтобы тот не дай бог не разъярился и не наделал чего-нибудь, за что его опять могут посадить, дети и это возьмут на заметку. Правда если на горизонте появится бравый участковый, который развенчает в их глазах миф о непобедимости распоясавшегося родителя, дети решат, что милиционер «сильнее», и этот случайный человек сыграет в их жизни огромную положительную роль. Очень даже вероятно, что в будущем они захотят посвятить свою жизнь охране правопорядка, поскольку в их глазах эта деятельность является признаком силы.

Тот общеизвестный факт, что нередко даже взрослые люди, побывавшие в условиях дедовщины или в зоне, впоследствии уподобляются своим мучителям, объясняется тем же. Человек рассуждает: «Такой-то победил меня, значит, он сильнее. Другие не попытались меня защитить, значит, он сильнее не только меня, но и других людей. Значит, его способ вести себя наиболее выгоден, и я должен стать таким же».

Школьным учителям хорошо известно: если в классе появляется ребенок, который ведет себя развязно, и классный руководитель не может или не хочет призвать его к порядку, через некоторое время 70% одноклассников начинают подражать ему. Как видите, перенимание детьми и подростками ненормального поведения другого человека, происходит только в том случае, если окружение этого человека смиряется с его поведением и позволяет ему делать все, что он хочет. Потакайте всякой дури, прощайте, оправдывайте вашего мучителя, подчиняйтесь ему, и ваши дети вырастут похожими не на вас, а на того, кому вы подчиняетесь. И не рассказывайте сказки о вашей доброте и долготерпении: поведение слабаков дети не копируют!

А вот интересное письмо читательницы с сайта «Родительский клуб «Вырастай-ка» (virastayka.ru). Тема дискуссии — «Почему одни дети похожи на своих родителей, а другие нет?» «Моему семилетнему сыну явно достался характер деда — моего отца. А он у меня не подарок, вечно всем недоволен. Вот и Ваня наш в точности такой же, все ему не так да не эдак. Каша невкусная, шапка неудобная, подушка жесткая… Его сверстники не замечают неудобств, наш же постоянно ворчит по пустякам. Пытались делать, как он хочет, но претензий стало еще больше…»

Психолог Елена Виноградова так ответила на это письмо: «Раньше считалось, что характер не передается по наследству. Но сейчас точка зрения ученых изменилась. В основе характера лежат вполне материальные вещи — особенности строения головного мозга, определяющие темперамент. А он, в свою очередь, влияет на характер.

Но все же в большей степени характер ребенка формируется под влиянием окружающих его людей. Не хочется вас обижать, но, быть может, ворчит не только ваш отец, но и вы сами? И, как это часто бывает, вы за собой этого недостатка не замечаете. А малыш просто копирует маму, а не деда. Так что советую в первую очередь последить за собой».

Может быть, Е. Виноградова и права, но напрашиваются следующие возражения. Сколько человек проживает в семье? Допустим, двое или трое. И наверняка кто-то из них ворчит, а кто-то нет. Спрашивается, почему одного родственника ребенок копирует, а других нет? Очевидно, он подражает только тому, кто доминирует.

А вот другое письмо на ту же тему под заголовком «Яблоко от яблони?» «Мой муж страшный неряха, а наша пятилетняя дочка — вся в него. Оба, придя домой, в грязной обуви шлепают в комнату. У Алены точно так же вечно заляпана одежда, они оба вытирают руки о скатерть после еды. Я постоянно ругаю дочь, внушаю, что так делать нельзя. Несколько раз даже серьезно наказывала, но это не помогло. Видно, это гены, а с ними тягаться бесполезно. Но ведь дочка вырастет, выйдет замуж, а кому нужна жена-неряха?»

Психолог отвечает: «Не отчаивайтесь, ведь Алене достались гены не только отца, но и матери. А вы, судя по всему, чистюля. Но ваш муж, видимо, нашел с дочкой общий язык, вот она и подражает ему. А вот мама кажется ей менее достойным примером для подражания. Ваша чистоплотность может ассоциироваться у малышки с ворчливостью и раздражительностью. Расслабьтесь и попробуйте хоть раз отнестись к оставленной на столе грязной посуде с юмором».

Причем тут гены? Отец позволяет себе проходить в квартиру в грязной обуви и оставлять на столе грязную посуду, а мать не может помешать этому. Ребенок видит, кто здесь главный, и подражает именно ему!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория доминирования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я