Золото крейсера «Эдинбург»

Владимир Шигин, 2020

История золота английского крейсера «Эдинбург» – это истории одного из самых больших подводных кладов за всю историю человечества. Именно этой интереснейшей теме посвятил своё расследование известный писатель-маринист капитан 1 ранга Владимир Шигин. В 1942 году, в соответствии с договоренностями между СССР, Англией и США по военной помощи – ленд-лизу, Мурманск покинул английский крейсер «Эдинбург», на борту которого было пять тонн советского золота. Однако до пункта своего назначения крейсер так и не дошел… Спустя сорок лет начинаются поиски пропавшего корабля и золота на нем. С согласия правительства СССР, начинается международная экспедиция по подъему золота с «Эдинбурга». Об этом в 80-е годы много писали в советской и мировой прессе. Но никто не писал, почему на «Эдинбурге» так и не смогли найти все бывшее на его борту золото. Куда оно делось? Более того, как оказывается. Тогда в 1942 году в Мурманск привезли не пять, а десять тонн золота. Куда же делось еще пять тонн, о которых никто никогда не упоминал? Чтобы ответить на эти и многие другие многие неудобные вопросы, автор провел собственное не только историческое, но и поистине детективное расследование.

Оглавление

Из серии: Золотые тайны русского флота

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Золото крейсера «Эдинбург» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Последний бой

Казалось, что самое худшее для «Эдинбурга» уже позади. Но все вышло иначе. Гитлеровское командование не собиралось так просто упускать столь легкую добычу, как тяжело поврежденный крейсер. Теперь на перехват «Эдинбурга» устремились эсминцы"Герман Шеманн"(Z-7), Z-24 и Z-25, базировавшиеся в Северной Норвегии. Около 14 часов 1 мая они наткнулись на суда конвоя QP-11. К тому времени караван охраняли лишь 4 старых и слабо вооруженных эсминца и 4 корвета. Немецкие эсминцы, имевшие по восемь 150-мм и пять 132-мм орудий (против шести 120-мм и четырех 102-мм у английских эсминцев), не смогли, разумеется, устоять перед соблазном нанести по транспортам смертельный удар.

Эсминец"Герман Шеманн"(Z-7)

Однако реализовать свое преимущество морякам"кригсмарине"не удалось. Англичане храбро вступили в бой, умело маневрируя, и ставя дымовые завесы. Почти четыре часа длилось это сражение, немцы выпустили несколько сотен снарядов (только флагманский"Шеманн"380 штук!) и 4 торпеды, но они смогли потопить всего один транспорт — советский пароход"Циолковский". В конце концов, командующий немецкой группой капитан цур зее Шульце-Хинрихс решил бросить конвой и направил свои корабли к"Эдинбургу" — благо, он только что получил радиограмму с подводной лодки, в которой указывались точные координаты поврежденного крейсера.

Встреча противников произошла ранним утром следующего дня. В 6 часов 17 минут"Герман Шеманн"наткнулся на тральщик"Харриер"и сразу же открыл по нему огонь. Завязавшаяся отчаянная перестрелка в условиях плохой видимости не принесла ни одной из сторон видимых результатов, но позволила команде"Эдинбурга"приготовиться к бою. Поэтому когда с крейсера увидели приближающийся вражеский эсминец, огонь был открыт без промедления. Первый же залп, сделанный 2-й башней, лег всего в 100 метрах от цели. Понимая, что второй залп будет точен,"Герман Шеманн"резко увеличил скорость до 31 узла и начал ставить дымзавесу, но не успел. Второй залп"Эдинбурга"дал сразу два прямых попадания. 152-мм снаряды пронзили оба машинных отделения немецкого эсминца, корабль сразу же окутался облаком пара и дыма. Но «Шеманн» еще сопротивлялся! Торпеда, выпущенная эсминцем из носового аппарата, в «Эдинбург», однако, не попала."Шеманн"потерял ход, управление кораблем и почти всеми судовыми системами вышло из строя. Теперь он беспомощно качался на океанской волне, не имея никаких шансов на спасение.

Надо отдать должное комендорам"Эдинбурга" — они показали высокое мастерство, несмотря на то, что система управления огнем крейсера была выведена из строя, кормовую 152-мм башню заклинило, а орудийные наводчики 1-й и 3-й башен не видели противника, поскольку их оптические приборы были забиты снегом. По врагу стреляла лишь 2-я башня. Управление ее огнем велось с ходового мостика. При этом корабль шел 8-узловым ходом, описывая циркуляцию влево. Поразить врага вторым же залпом с дальности 2800–3000 метров в таких условиях было очень непросто.

Тем временем в 6.48 в атаку вышли Z-24 и Z-25."Эдинбург"сделал несколько залпов из 152-мм и 102-мм орудий, но, на сей раз, ему повезло гораздо меньше. Одна из семи выпущенных торпед попала в левый борт в районе 86 — 108-го шпангоутов — напротив предыдущей пробоины по правому борту. Корабль сразу же получил крен в 12 градусов, многие внутренние помещения (носовое котельное отделение, погреба 3-й башни и другие) стремительно заполнялись водой и нефтью из поврежденных цистерн. Кэптен Фолкнер вынужден был приказать застопорить турбины и машинной команде подняться наверх.

К крейсеру немедленно подошли тральщики"Харриер"и"Госсамер", ошвартовались с обоих бортов, а"Хуссар"маневрировал поблизости, ставя дымовые завесы. Эсминцы"Форсайт"и"Форестер"ввязались в бой с Z-24 и Z-25, получили тяжелые повреждения, но, в конце концов, отогнали противника. Немцы отошли к агонизирующему"Герману Шеманну", сняли с него экипаж, а поврежденный эсминец подорвали глубинными бомбами. В 8 часов 30 минут флагман гитлеровской группы"Арктика"пошел ко дну. Однако ненадолго пережил свою жертву и обреченный"Эдинбург".

Из воспоминаний матроса крейсера «Эдинбург» Джона А.П. Кенеди: «Люфтваффе сгруппировала для действий против нас 108 дальних бомбардировщиков, 30 пикировщиков и нововведение для арктических конвоев — 57 торпедоносцев. Сообщение адмиралтейства указывало, что для перехвата нашего корабля к Мурманску вышли подводные лодки. Кроме того, в 01.00 1 мая три первоклассных немецких эсминца типа"Нарвик"–"Херман Шеманн", Z-24 и Z-25 — покинули Киркенес с первоочередной задачей уничтожить конвой PQ-11 до его выхода за пределы досягаемости, а затем найти и уничтожить"Эдинбург"вместе с легкими кораблями охранения. Эти большие немецкие эсминцы водоизмещение 1625 т были вооружены орудиями калибром не менее 5 дюймов. Впрочем, некоторые заслуживающие доверия источники утверждают, что их калибр был 5,5 дюймов. Вместе с другим тяжелым вооружением и высокой скоростью в 36 узлов они делали их способными — при решительном и тактически умелом руководстве — подавить легковооруженные корабли эскорта конвоя и уничтожить транспорты, а затем разделаться с"Эдинбургом"и его охранением. Помощи от русских союзников в радиусе их досягаемости не было. Два советских эсминца нарушили свои обязательства и не вернулись. Их отсутствие сыграло решающую роль в последующих трагических событиях и вызвало много критики на всех уровнях. Думали, что команды поддались искушению отпраздновать 1 мая в Мурманске. Некоторые считают, что этот инцидент способствовал ухудшению отношение между адмиралом Головко и союзниками, что отразилось в недостаточной уравновешенности в его мемуарах.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Золотые тайны русского флота

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Золото крейсера «Эдинбург» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я