…Бывает так, что интуиция говорит нам: не ходи туда. Но мы, забыв обо всём, начинаем идти к своей мечте. А когда мы стоим на краю пропасти и вспоминаем о том, что говорило нам предчувствие, то бывает поздно. И вот уже кажется, что всё кем-то подстроено, а ты игрушка, шахматная фигурка, передвигаемая кем-то. Ты чувствуешь, как события закручивают тебя в воронку, из которой нет выхода, но ничего не можешь сделать.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Курупури предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 8
Кожа на ладонях огрубела от частой работы мачете, ей больше не грозили лопнувшие мозоли. Зажили волдыри от укусов насекомых. Побрившись последний раз на Аринусе, мы обзавелись густой растительностью на лицах. В наших бородах застревали москиты, не в силах добраться до кожи среди волосяных дебрей. Ну а мы вполне себе находили силы пробираться сквозь лесные дебри, которые время от времени встречались на нашем пути.
После того как мы простились с гостеприимным немцем и его супругой, более недели мы не видели ни одного человека. Покинув болотистую пойму реки Рио-Сао-Венцеслав, мы перевалили через Серра-дус-Кайябис (1) с участками саванн, и двинулись на север по правому берегу реки Рио-Дус-Пейшес (2).
Ещё не так давно огромные территории между реками Аринус, Рио-дус-Пейшес и Телис-Пирис индейское племя кайяби считало своими исконными землями и жило здесь с незапамятных времён. Но с тех пор как сюда вторглись многочисленные орды сборщиков каучука, переселенцев-фермеров и лесозаготовителей, для кайяби наступили чёрные времена. Несмотря на мужественное сопротивление, которое они оказывали захватчикам, силы были неравны. Численность племени таяла в результате многочисленных конфликтов и болезней, занесённых сюда цивилизадо. С конца 50-х годов почти вся бывшая земля племени кайяби была поделена на участки в рамках колонизации внутренних областей Бразилии. Участь кайяби разделили также и апиака: эти племени испокон веков жили рядом. Теперь от этих некогда многочисленных племён остались лишь несколько обособленных групп, которые являются призрачной тенью бывших владельцев этих земель.
Пока колонизация северо-запада Бразилии идёт в основном по берегам крупных рек, а обширные малоисследованные области между такими реками цивилизадо посещают спорадически, оставляя после себя следы — раны на теле сельвы: вырубленные участки леса, косо иссечённые стволы каучуконосных гевей, зарастающие дороги, превращённые в пустыню золоторудные разработки. Но сгоняя коренных бразильцев с их земель, цивилизадо не боясь заполучить отравленную стрелу, всё смелее проникают в дальние уголки Амазонии. Некоторые индейцы не видя перспектив сопротивления этому вторжению, уходят в самые труднодоступные и пока не исследованные области, пытаясь сохранить свою численность и свою самобытность. Многим из них пока это удаётся. Но надолго ли?
Бразильское правительство разработало план строительства сети автомобильных дорог через всю Амазонию. Эти магистрали пролягут по девственным джунглям, рассекая места расселения многих индейских племён. По этим дорогам хлынут толпы переселенцев из бедных засушливых штатов северо-востока, ринутся предприимчивые дельцы, берущие из недр природные богатства и торгующие землёй, которая им ранее не принадлежала.
Мы посетили два действующих серингала по Рио-Пейшес, и миновали несколько опустевших. Несмотря на падение цены на натуральный каучук, его добыча и продажа были всё ещё рентабельными и хотя прошлые «каучуковые лихорадки» ушли в прошлое, в стране находится немало людей, которые нанимаются работать в серингал за гроши. Унылая атмосфера в таких коллективах нас не привлекала и мы быстро покидали серингалы, узнав лишь скудные местные новости.
Про нападения и убийства на Рио-Сао-Жоао-да-Барра и Рио-Паранаита местные серингейро тоже знали. Но считали что это происходит далеко на севере и их здесь никак не коснётся.
* * *
Густые заросли сменялись легкопроходимым лесом и наоборот. Мы то как заведённые махали мачете, то шли будто по Авенида Атлантика (3). Опытный Жоаким выбирал наиболее легкопроходимые участки пути, который вёл то прямо по берегу реки, то уводил от неё на несколько километров. Медленно, но верно мы продвигались к северу.
Ещё через неделю мы покинули Рио-дус-Пейшес, которая поворачивала на северо-запад, и двинулись к Серра-дус-Апиакас (4). Индейское племя, в честь которого названы эти горы, было многочисленным и воинственным народом. С начала контактов с цивилизадо апиака часто бывали их союзниками против других племён. Однако после того как в Мату-Гросу хлынула волна клонизации, апиака уже рассматривались не как союзники, а как препятствие, которое должно быть устранено. Преследования и массовые убийства апиака привели к значительному сокращению популяции. Часть апиака стали работать на каучуковых боссов, часть живёт вместе с кайяби в районе среднего течения Рио-дус-Пейшес, часть ушла глубже в лес в район реки Сан-Томе (5).
Вынырнув из колючих зарослей, где как следует досталось и нам, и мулам, мы оказались на открытом пространстве странного вида. Вытянутое с юга на север, оно представляло собой широкую полосу засохшей, затвердевшей и растрескавшейся грязи. Это было дно пересохшего озера и Жоаким решил использовать его в пути.
— Смотрите под ноги! — сказал проводник.-В глубоких трещинах могут быть коралловые змеи, их укус почти всегда смертелен. Мы можем и не успеть применить вашу чудесную сыворотку.
И Жоаким двинулся первым. Опытнейший проводник, много лет прожив в сельве, он не верил в противозмеиные сыворотки из Бутантана, предпочитая прижигать калёным в костре мачете место укуса змей..
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Курупури предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других